Для связи в whatsapp +905441085890

Реферат на тему: Боги древнего Египта

У вас нет времени на реферат или вам не удаётся написать реферат? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать реферат», я написала о правилах и советах написания лучших рефератов, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы рефератов, посмотрите, почитайте:

  1. Реферат на тему: Правила безопасного поведения если меня взяли в заложники
  2. Реферат на тему: Банковская система РФ
  3. Реферат на тему: Электронная почта по информатике
  4. Реферат на тему: Кома
Реферат на тему: Боги древнего Египта

Введение

Египтяне верили, что природой и жизнью всех людей управляют боги. Египетские мифы свидетельствуют об этом — волшебные истории о богах. Египтяне также рисовали своих богов на стенах дворцов и гробниц, которые были представлены в виде скульптур. Они считали голубое небо богиней орехов и представляли ее как женщину или корову на небе со звездами на теле. Для египтян, солнце было богом Ра в золотом шаттле. Его символом был жук-скарабей. Подобно тому, как жук-скарабей катит ногами глобус, бог солнца Ра катит солнечный шар по небу каждый день. Египтяне глубоко почитали Ра, который оживляет людей, растения и животных. Жуки-скарабей, сделанные из драгоценных камней или фаянсов, часто встречаются археологами во время раскопок.

Мифы умершего культа

Большую роль в египетской мифологии сыграла идея о дальнейшем как о прямом продолжении земной жизни, но только в могиле. Его необходимые условия — сохранение тела умершего (отсюда и обычай мумифицировать трупы), обеспечение его жилищем (гробницей), пищей (дарами и жертвоприношениями живых). Позже появляются идеи, что мертвые (т.е. их ба, их душа) выходят при дневном свете, летят к богам на небе, блуждают по царству подземного мира (дуат). Сущность человека замышлялась в неразрывном единстве его тела, его души (их было несколько: ка, ба; однако русское слово «душа» не совсем соответствует египетскому термину), его имени, его тени. Душа, блуждающая по царству подземного мира, ждет всевозможных чудовищ, которых можно спасти с помощью особых заклинаний и молитв.

Сверху покойный Осирис вместе с другими богами совершает суд после смерти (125-я глава «Книги мертвых» посвящена ему). Осирису грозит психостаз: взвесить сердце умершего на весах, уравновешенных истиной (образ богини Маат или её символы). Грешника поглотило страшное чудовище Амт (лев с крокодиловой головой), праведник пробудился к жизни для счастливой жизни на полях ауры. Оправданным на суде над Осирисом в земной жизни мог быть только тот, кто не воровал, не вмешивался в имущество храма, не восставал, не говорил зла против царя и т.д., а также «чист сердцем чистый» («Я чист, непорочный, непорочный» — говорит покойный на суде) мог быть послушен и терпелив.

Сельскохозяйственные мифы

Третий базовый цикл мифов Древнего Египта связан с Осирисом. Культ Осириса связан с распространением сельского хозяйства в Египте. Он — бог производительных сил природы (в «Книге мертвых» его называют зерном, в «Текстах пирамид» — бог виноградной лозы), который заставляет растительность блекнуть и восставать снова. Таким образом, посев считался погребением зерна — Осирис, появление всходов считалось его воскресением, а отсечение колосьев зерна при жатве считалось смертью Божьей. Эти функции Osiris нашли отражение в чрезвычайно распространенной легенде, описывающей его смерть и возрождение. Осириса, счастливо правившего в Египте, коварно убил его младший брат, злой Сет. Сестры Осириса Исида (которая также является его женой) и Нефтида долго искали тело убитого, а когда их находят, то скорбят. Изида рассказывает об умершем муже сына горы. По мере взросления Гор вступает в битву с Сетом, и в суде над богами он ищет признания как единственный наследник Osiris, с помощью Исизы. После победы над Сэтом, Гор воспитывает своего отца. Но Осирис, не желая оставаться на земле, становится царем загробной жизни и верховным судьёй мёртвых. Трон Осириса на земле уходит в горы. (В другой версии мифа воскресение Осириса связано с ежегодным потопом Нила, что объясняется тем, что Исида, оплакивая Осириса, наполняет реку слезами после «Ночь слез»).

Мифы, связанные с Osiris, отражены в многочисленных обрядах. В конце последнего зимнего месяца «хояка» — начала первого месяца весны — были исполнены «тиби» загадки Osiris, в которых в драматической манере были изображены основные эпизоды мифа о нем. Жрицы на изображениях Ишиды и Нефтиды олицетворяли розыск, траур и погребение Бога. Потом была «великая битва» между горой и Сэтом. Драма завершилась возведением столба «Иед», посвященного Осирису и символизирующего возрождение Бога и, опосредованно, всей природы. В преддинастические времена праздник завершился битвой между двумя группами загадочных участников: одна из них представляла лето, а другая — зиму. Лето (воскресение природы) всегда одерживало победу. После объединения страны под властью правителей Верхнего Египта характер тайн изменился. Сейчас воюют две группы, одна из которых носит мантии Верхнего Египта, а другая — Нижнего Египта. Конечно, победа остается за группой, которая символизирует Верхний Египет. Во времена «Тайн Осириса» были также освоены драматические обряды коронации фараонов. Во время тайны молодой фараон действовал как гора — сын Исиды, а мертвый царь изображался как Осирис, сидящий на троне.

Характер Osiris как бога растительности отразился в другом ритуальном цикле. В специальной комнате храма подобная фигура Osiris была установлена в глине и засеяна зерном. На празднике Osiris его изображение было покрыто зелёными кадрами, символизирующими пробуждение бога. На рисунках мумия Осириса часто встречается с прорастающими из неё ростками, которые наливает священник.

Идея Осириса как бога плодородия была передана и фараону, который считался волшебным центром плодородия на земле и поэтому принимал участие во всех важных обрядах сельскохозяйственного характера: Когда наступило время подъема Нила, он бросил в реку свиток — указ о том, что истекло время; первый торжественно начал готовить почву для посева; в праздник Дня благодарения отрубил первую связку, и за всю страну принес благодарственную жертву богине жатвы, Ренуэту, и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ.

Яркий след в египетской мифологии оставил культ животных, который широко распространен на протяжении всех периодов египетской истории. Боги в виде животных, с головами птиц и животных, боги скорпионы, змеиные боги действуют в египетских мифах вместе с божествами в человеческом облике. Чем выше оценивалась сила бога, тем больше приписывались ему культовые животные, в облике которых он мог предстать перед народом.

Египетские мифы отражают особенности мировоззрения жителей долины Нила, их представления о происхождении мира и его организации, сложившиеся за тысячи лет и уходящие корнями в первобытные времена. Здесь и пытаются найти источники существования в биологическом акте сотворения богов, ищут первобытную субстанцию, олицетворяемую божественными парами, — зародыш более поздних учений о первоэлементах мира, и, наконец, — как одно из высших достижений египетской богословской мысли — стремясь объяснить происхождение мира, человека и всей культуры в результате творческой силы, воплощенной в слове Божьем.

Боги древнего Египта

Боги древнего Египта прошли несколько исторических этапов своего развития. Первоначально иерархия богов каждый раз перестраивалась в зависимости от района Древнего Египта, куда была перенесена столица, а с солнцем — Па — определялись важнейшие местные божества Древнего Египта. В конце концов, «социализация» египетских богов сводилась к предоставлению наиболее важным из них (Амон-Ра, Осирис, Берг) «знаков отличия» фараона, царящего в мире живых или в мире мертвых. Другие боги стали их слугами или родственниками.

Это было связано с централизацией власти в руках правящего фараона и отождествлением с ним двух главных сельскохозяйственных божеств — Осириса и Берга. Фараона отождествляли с Гором (богом плодородия) при его жизни, и с Осирисом (правителем загробной жизни) после его смерти. Древний Египет был развитой аграрной страной, поэтому аграрные культы и требования государства определяли развитие и последующую деформацию египетской религии.

Бог Осирис — один из центральных божеств древнеегипетского пантеона, бог природы, которому впоследствии поклонялись и как царю загробной жизни, в установленном мифологическом каноне старший сын Геба и Нута, брат Сифа, Исида (которая также была его женой) и Нефтида. Первоначально, по-видимому, отождествляется с водой водосливного канала Нила, которая несет жизнь и плодородие. Позднее Осирис был провозглашен четвертым царем Египта, который принял власть Геба. Согласно легенде, он учил людей земледелию и ремеслам, т.е. дал им возможность перейти от варварства к цивилизации. Осирис связан с одним из важнейших мифологических циклов египетской культуры, который повествует о его коварном убийстве Сета и последующем воскресении богов Исиды и Гора. Предоставив Гор власть над Египтом, Осирис становится царем Подземного царства мертвых. Осирис почитался во всем Египте и далеко за его пределами.

Изида — богиня плодородия, воды и ветра, «великое заклинание», «любовница магии»; в установленном мифологическом каноне дочь Геба и Нута, сестра и жена Осириса, сестра Нефтиды, Сет, мать горы, одна из самых почитаемых богинь древнего Египта. Ее культ был широко распространен в других штатах в эпоху эллинизма. Изида — один из главных героев всех мифов, связанных с именем Osiris. Согласно мифу. Сет, бог пустынь и штормов с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всей номенклатуре в Египте. Изида, жена и сестра Осириса, собирает их вместе (символ объединения Египта, который также собирает подати) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземной империи. В следующей традиции она воспринимается как идеал верной жены и любящей матери.

Бог Гор (Хор) (буквы, «высота», «небо») — один из важнейших богов древнего Египта, божество солнца, обычно воплощенное в образе сокола или человека с головой сокола, иногда — крылатого солнца. Считалось, что его магическая сила является источником плодородия земли. Из всех ипостасей горы наиболее значимой является гора, сын Исиды и Осириса. Гора, сын Ишиды, является одним из главных героев событий, связанных со смертью и воскрешением Осириса. Он побеждает убийцу Осириса Сета и возвращает Осириса к жизни. Гора становится преемником власти Осириса над Египтом, покровителем и защитником фараонов. После его смерти фараон был отождествлен с Осирисом, а новый фараон — с Гором. Название гора принадлежит пятичленному титулу фараона.

Он Бог Луны, Бог мудрости, отчета и письма, «Господь истины», Судья в мире богов, покровитель книжников и судей. Он был изображен как человек с головой ибис, держащий в руке письменный прибор. Как бог луны он создатель календаря, по его воле год делится на годы и месяцы; он записывал даты рождения и смерти людей, а также имел дело с хрониками. Он сыграл важную роль в культе мёртвых — он привёл каждого мёртвого человека в царство после смерти и записал результат взвешивания своего сердца на весы Osiris.

Маат был воплощением истины и порядка (закона), считался женой бога Тота. Образ Маат — женщина, сидящая на земле с прикрепленным к голове страусиным пером. Маат упоминается в «Текстах пирамид», но ее значение возрастает в конце Ветхого царства, когда она объявляется дочерью Ра. Она играла важную роль в культе мертвых — изображение Маат использовалось в качестве эмблемы при дворе Осириса.

Анубис — защитник Бога и защитник мертвых; его зооморфным воплощением является черный шакал или собака, расплавленный на животе, и человек с головой шакала или собаки. Анубису поклонялись как главному богу царства мертвых во времена Ветхого царства («Тексты пирамид»), но во времена Среднего и Нового царств он уступил свое место Осирису, а сам стал богом свиты Осириса. В царстве мертвых, Анубис ведет душу умершего в Зал Двух Истин, где она осуждается, и его сердце весит на паре весов. Анубис играет важную роль в погребальном ритуале Древнего Египта, в процессах бальзамирования и мумификации.

Амон (Письма, «скрытые», «тайные») — хранитель Бога Фив, Бог-Творец, возглавивший триаду Фив, которая состояла из его жены — небесной богини Мута и его сына — лунной богини Хонсу. С началом XII. Династия, культ бога Амона в древнем Египте вытеснил культ родного бога Фив Монту. Амон был более поздно идентифицирован с Ра, богом солнца, и его культ распространился по всему Эгипет. Он объявлен первым Царем Египта, «Царем Богов», «Царем обеих земель», его имя может состоять из картуша. Царствующий фараон объявлен сыном Амона-Ра. С Амоном ассоциируются такие национальные праздники, как Праздник Долины, где Амон посещает королевский некрополь и святыни царствующего короля, или Опетский праздник, куда Амон отправился из Карнака в Луксор. Самый большой и древний храм Амона — храм Карнака в Фивах.

Атум — древнейшее божество Гелиополиса, Бог-Творец, глава Гелиополиса Эниад. Обычно изображается в виде человека с двойной короной на голове и называется «Господом обеих стран», т.е. Верхнего и Нижнего Египта, что подчеркивает его существенные отношения с фараоном. Как видно из гелиополитической теогонии, Атум создал себя, воплотившись в образе первобытного холма, а затем, оплодотворив себя, родил бога Шу и его женское дополнение Тефнут, из которого вышли другие боги Эннеада. Раньше был отождествлен с богом Ра, чей культ заменил культ Атума в Гелиополисе.

Нефтида (греческая), Неветет (египетская, письма, «Богоматерь дома») — младшая сестра Изиды, которая вместе с ней участвует во всех похоронных обрядах и чудесах, связанных с Осирисом. Она изображена как женщина с иероглифом на голове, что соответствует ее имени. Она считалась женой Сета, хотя есть несколько текстов, которые делают эту связь преходящей.

Орех — богиня небес, сестра и жена богини земли Геб, дочь Шу и Тефнута, мать Осириса, Сета, Исиды, Нефтиды, одной из богинь Гелиополиса Эннеады. Как и у Геба, у нее не было особых мест поклонения, но она принимала участие во многих мифах. Согласно одному из мифов, Nuss каждый день рождает солнце и звезды и пожирает их. Когда ее муж Геб спорил с орехом, который ел детей, бог Шу разделил их и взял орех, а Шу оставил ее на земле. В одном из фрагментов «Текстов пирамид» Нут, жена Геба, описывается как «Царица Нижнего Египта»; позже она принимает участие в культе мертвых, возносит души мертвых на небо и защищает их в гробнице.

Ра — бог солнца, один из самых почитаемых богов древнего Египта. Первоначально бог-творец в теогонической модели жрецов Гелиополя, но во время правления V династии, которая пришла из Гелиополя, культ Ра распространился по всему Египту. Ра отождествляется с более древним богом — создателем Гелиополиса Атумом и объявляется отцом богов, создателем мира и человечества. Позже Ра стал «комплексом» с Гором (Ра Гарахти), Амоном (Амон-Ра) и некоторыми другими божествами.

Сиф (Сиф, Сутех) — в установленном мифологическом каноне сын Геба и Нута, брат Осириса, Исиды и Нефтиды. Обычно Сета изображали как человека с ослиной головой. Во времена древнего царства этот бог считался вместе с Гором защитником Ра от змеи апопа, а также покровителем фараонов, что отражено как в «Текстах пирамид», так и в титуле некоторых фараонов II династии. Но в то же время существовало и зачатие (вероятно, позднее) Сета как злого божества, как бога пустыни, как коварного убийцы Осириса, зачатие, ставшее впоследствии самым важным.

Сехмет (Сахмет, Сохмет) (буквы «могучий») — жена главного бога Мемфиса Пта, обычно изображаемая как женщина со львиной головой. Богиня-воин, которая защищала фараона в бою и уничтожала его врагов пламенем своего дыхания. Также известна как богиня исцеления, которая покровительствовала врачам, которые считались ее священниками. Опознан как Тефнат и Хатор.

Seshat (женский пол через «sesh» — «писец») — богиня Священного Писания, дочь или сестра (иногда жена) бога Тота. Ее образ — женщина с семиконечной звездой на голове. Сешат часто выступал в роли ипостаси других богинь — Хатор и Нефтид. На листьях дерева Сешат записал годы жизни и правления фараона. Она также считалась патронессой строительных работ. Первоначально культовым центром Сешата был, вероятно, город Сешат. Сайс, но в то время главным местом поклонения был Гермополь.

Тефнут — в Гелиопольске космогония сестра и жена Шу, дочь Ра-Атума, мать Геба и Ореха. Ее зооморфным воплощением была львица. Тефнуту также поклонялись как дочери Ра и одновременно как глазу, который светил на лоб Ра, поднимался над горизонтом и уничтожал его араги. Она была опознана как Хатор. Известен миф об уходе обиженной Хатор Тефнут из Египта и ее последующем возвращении в Египет, а также о религиозном фестивале, связанном с этим событием, которое произошло во время катастрофы на Ниле.

Хатор (Hathor) (буквы, «дом Гора», т.е. «небеса») — богиня небес, которая в древних мифах изображается как небесная корова, породившая солнце. Ее зооморфное изображение — это корова или женщина с рогами (а иногда и ушами) коровы. Хатор считалась женой горы Бехдецкого. Позже ее опознали с богинями Секхмет и Тефнут и поклонялись ей как льву. Хатор Тепнут считалась оком бога Ра и ассоциировалась со многими мифами. Позже Хатор также поклонялась древним грекам как богиня любви, музыки и фестивалей и отождествлялась с Афродитой.

Шу — бог воздуха, заполняющий пространство между небом и землей, муж Тефнут, отец Геба и Ореха. Он принадлежал к гелиополитическому богу-руководителю древнего Египта. Особых храмов в честь Шу не существует, известны только культовые места в Гелиополе. Эннеад — первый из девяти богов в теогонической системе Гелиополиса: Атум, Шу, Тефнут, Геб, Орех, Ось Риса, Исида, Сет, Нефтида. Позже подобные ennea-dae (или октавы) появились и в других городах Древнего Египта.

Заключение

Для мифологического сознания нет ничего прочного, все может стать всем, и все связано со всем. Идея соединения всего со всем лежала в основе магии, колдовства, гадания, различных обрядов. Для мифологического сознания в мире нет ничего безличного, неодушевленного, в центре феномена или события — скрытая сила, воля. В конце концов, воля богов правит миром. В мировоззрении современного человека сохранился ряд мифологических идей, которые напоминают нам о преемственности культурных феноменов.

Египетская религия характеризуется длительным сохранением зооморфных идей, что является частным проявлением сложной мысли, в которой мы узнаем о наследии первобытной культуры. Для разрушения таких комплексов, для отделения их различных составляющих друг от друга необходим рост рефлексии, который, в свою очередь, обусловлен появлением сложных общественно-политических структур, становящихся объектом сознания. В Египте, как мы неоднократно отмечали, такого осознания не было.

Список литературы

  1. Рак EV мифы древнего Египта. Санкт-Петербург. , 1995 .
  2. Эпоха царствующих богов. / Под ред. В. Мартова. М., 1994.
  3. Матье медэксперт. Избранные произведения из пор мифологии и идеологии древнего Египта. М., 1994.