Для связи в whatsapp +905441085890

Дипломная работа на тему: библиотека

У вас нет времени на дипломную работу или вам не удаётся написать дипломную работу? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать дипломную работу», я написала о правилах и советах написания лучших дипломных работ, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы дипломных работ, посмотрите, почитайте:

  1. Дипломная работа на тему: событийный туризм
  2. Дипломная работа на тему: учет расчетов с персоналом по оплате труда
  3. Дипломная работа на тему: магнитная восприимчивость
  4. Дипломная работа на тему: отчисления во внебюджетные фонды
Дипломная работа на тему: библиотека

Дипломная работа на тему: библиотека

Введение

«Настоящая выставка — это не просто собрание книг, которые собрались вместе в результате ряда случайных обстоятельств, но значимое творение, призванное пробудить в читателе определенную интеллектуальную активность».

Служба читателей — это основная функция библиотеки, которая направлена ​​на удовлетворение потребностей читателей в печатных произведениях и других носителях информации и на помощь в их выборе и использовании. Библиотека раскрывает свои уникальные ресурсы своим читателям посредством широкой выставочной деятельности, экспонирования новых публикаций и проведения ретроспективных литературных выставок во многих областях науки, технологий, образования и краеведения. 

Выставочная деятельность — одно из самых интересных направлений в работе любой библиотеки. Сложно представить проведение массовых мероприятий, научных конференций, творческих встреч с читателями без книжно-иллюстративных выставок, просмотров, раскрывающих библиотечный фонд по данной тематике. Выставки по-прежнему остаются самым популярным и важным средством передачи информации пользователям библиотеки. К сожалению, с развитием такого источника информации, как Интернет, интерес читателя к традиционным печатным изданиям ослабевает. Таким образом, время определяет необходимость изменений в библиотечной деятельности с активным внедрением инновационных форм и методов работы.     Например, библиотеки при оформлении выставок стали активно использовать компьютерные технологии — это оформление заголовков, цитат, иллюстраций, рекламных приглашений, а также включение в библиотечные выставки распечаток материалов с Интернет-сайтов. Кроме того, в современных условиях компьютеризации популярны виртуальные выставки, представленные на сайтах библиотек. Есть несколько определений термина «инновация», но их связывает очень важный момент, они основаны на том, что уже было достигнуто. Поэтому необходимо учитывать имеющийся опыт и применять его на практике.   

Выставочная деятельность библиотек направлена ​​на повышение осведомленности о мотивах доступа к информации и развитие способности общаться с помощью информации . Для современного читателя, в равной степени вовлеченного в процесс коммуникации в библиотечной среде, существует потребность во внедрении и применении в выставочной деятельности форм и методов , позволяющих выйти в открытое информационно-образовательное пространство и создать условия для саморазвития и самосовершенствования личности.                                

Как создать книжные выставки, как наиболее эффектно представить читателю имеющиеся в библиотеке публикации? Это вопросы, с которыми сегодня сталкивается каждый библиотекарь. Как и любая деятельность, организация выставок требует тщательного планирования.  

В настоящее время накоплен большой опыт в организации традиционных книжных выставок в поддержку образовательной, научной, культурной и просветительской работы. Эффективность книжных выставок основана на актуальности, исключительном подходе к отбору литературы, оформлении выставки и, конечно же, четком обращении к читателю. 

Выставка — это своего рода инструмент коммуникации, который отличается своими возможностями. В отличие от газетной публикации, рекламного письма, брошюры или каталога, которые в конечном итоге передают только абстрактное представление об объекте, сам объект выдвигается на первый план на выставке, потому что машины и установки показаны в действии. Только выставка дает возможность в короткие сроки связаться с таким количеством компетентных специалистов для людей, ищущих информацию, и является хорошей рекламой для тех, кто ее предлагает.   

Таким образом, технология выставочной деятельности состоит из ряда процессов и процедур, обеспечивающих качество и эффективность библиотечных выставок.

Хорошо подготовленная и организованная выставка — это произведение библиотечного искусства, результат научных и творческих поисков, результат вдохновенного труда. Это должно помочь создать положительный имидж библиотеки. 

Сущность и понятие выставочной деятельности в библиотеке

Классификация выставок

Нет научной классификации библиотечных выставок в прямом смысле этого слова. Однако, чтобы рационализировать представление о различных выставках и особенности методики их создания, мы охарактеризуем их типичные разновидности. Традиционные выставки различаются по следующим причинам:  

по содержательно-смысловым характеристикам: универсальные, отраслевые и тематические

по типу, типу или жанру издания: книги, журналы, исторические романы и др .;

на момент публикации документов или их поступления / возврата в библиотеку: новые поступления, возвращенные и «забытые» книги;

по местонахождению: внутри и снаружи библиотеки;

по конструктивным особенностям: на полках, витринах, стендах и проч.

В последние годы получили распространение выставки, основанные на определенной идее и включающие элементы музейной экспозиции, театра, архитектурного пространства. Такие выставки называют концептуальными (часто это авторские выставки). Концептуальные выставки реализуются как самостоятельный проект; О них сообщают местные СМИ, и им предоставляются презентации. Часто к их организации привлекаются другие библиотеки, местные музеи, читатели-владельцы личных книг и других коллекций.    

С развитием новых информационных технологий в библиотеках появляется все больше выставок универсального характера, где взаимодействие документов происходит на иной основе. Это относится к так называемым интерактивным выставкам. Они объединяют печатные документы и объекты с мультимедийными компонентами. Такая выставка обязательно подразумевает некую зрительско-читательскую деятельность.   

Бывают и другие разновидности: по условиям доступности (платная и бесплатная), источников финансирования (бюджетные, внебюджетные). Во время проведения акции можно выделить постоянные выставки и выставки эпизодические . Постоянные выставки посвящены крупнейшим событиям страны и мира. При постоянно беспокоиться о том, и выпуск новых приобретений. Периодические выставки , продолжительность которых не превышает 15-20 дней, являются наиболее распространенными в библиотеках .                          

Эксперты предлагают классифицировать выставки по следующим критериям:

По статусу — независимый или сопровождающий массовое мероприятие;

По содержанию — универсальные, отраслевые, тематические, персональные;

По назначению — для содействия учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;

На момент публикации и поступления материалов, представленных в библиотеке — новые поступления за разные годы «забытые издания»;

На территории выставки — организовано в библиотеке или за ее пределами;

По условиям функционирования — постоянное, долгосрочное, краткосрочное;

По полноте раскрытия фонда — выставочный, местный, полочный;

По типам публикаций — книги, другие виды публикаций (журнальные или газетные .), Сразу несколько типов публикаций (сложные), новые медиа (CD-ROM, диски, микрофильмы, видеокассеты .);

Конструктивные особенности — витрины, полки, полки, экспонаты — «сворачивание» на столы, мобильные устройства, «кольца» и т.д .;

На базе холдинга — по инициативе библиотекарей, по предложению читателей библиотеки, по заявкам учреждений и компаний;

В зависимости от наличия — бесплатно и платно;

По источникам финансирования — бюджетные, внебюджетные.

Но творчество и воображение библиотекарей безграничны, и сейчас существует множество видов выставок, которые не вписываются в эту схему. После анализа публикаций и практического опыта работы с библиотеками представляется возможным выделить следующие типы выставок: 

Вопрос выставки: Чтобы оформить такую ​​выставку, нужно выбрать занимательные вопросы по определенной теме. На выставке представлены тексты вопросов и книги, а также журналы, в которых вы можете найти ответы на эти вопросы. Например: «А у нас сегодня гость» (по этикету). Такая форма выставки приемлема для школьников и молодежи.   

Озвученная выставка: Должна иметь музыкальное оформление, наличие аудио или видео сопровождения. Например: «Какая птица как поет». Такая выставка может быть рассчитана на любой возраст.  

Выставочная ситуация: читателям-подросткам предлагается выставить свои книги на выставки: «Я возьму эту книгу с собой на необитаемый остров …», «Я возьму эту книгу с собой в космическое путешествие …», «Я возьму эту книгу с собой. съездить … «» и т. д.

Обзор выставки: обычно проводится для молодежи и старшего возраста; состоит из обзоров книг: прочитал и заинтересовал, разочаровал, предложил, посоветовал. 

Тестовая выставка: такая выставка для молодежи и школьников предполагает наличие тестов и литературы, в которой вы можете найти советы и рекомендации по полученным результатам тестирования.

Выставка портрета: Выставка должна содержать портрет или репродукцию и литературу об этом человеке. Например: «Но Боровиковский спас ее красоту …» (через М.И. Лопухину). Такая выставка приемлема для подростков старшего возраста.  

Выставочный диспут: Предполагается, что диспут между читателями-подростками раскрывает проблемы социального развития подростков и поддерживает их духовное развитие. Желательна тетрадь с ответами: «Пир, ответь равн». 

Преимущество выставки для читателя: например «Лучший читатель года». Цель такой выставки — привлечь внимание к книгам через близкие интересы их сверстников. Обязательные элементы: тип читателя, фото, анализ чтения (посещения, любимые авторы, жанры, количество прочитанных книг по разным областям знаний), обращение к детям. Выставка может быть организована как для детей младшего школьного возраста, так и для молодежи.   

Выставочный ребус: в сопровождении плаката с ребусом «Попробуйте угадать …». Это может быть интересно не только школьникам начальных классов, но и старшим. 

Выставочный гербарий предполагает наличие самого гербария и книг, журналов об этих растениях. Например: «Лекарственные растения Частинского района». Такие выставки приемлемы для читателей младшего школьного возраста и читателей-подростков.  

Выставочный кроссворд: Требуется кроссворд на тему выставки, его оформление крупным планом и изложение литературы, где можно найти ответы. Кроссворд можно скопировать и раздать детям. Лучше организовать такую ​​выставку для младших школьников и молодежи.  

Выставка книги. Здесь возможны варианты: выставка самой книги — для детей дошкольного возраста и для младших школьников. К нему обязательно должен прилагаться яркий плакат с рекомендацией. Аннотация может содержать вопросы, которые помогут вам более внимательно читать, размышлять, сравнивать персонажей, их характеры и действия, а также способствовать целостному восприятию произведения. А если книга представлена ​​в разных вариантах — оттиски; Иллюстрации разных художников; Бытие; Прототипы; первый читатель; судьба книги и автора; Экранизации, театральные постановки; Добавлены продолжения других авторов; Критика, отзывы — такая выставка лучше ориентирована на молодежь.            

Выставочная игра. Игра — это основной вид деятельности в дошкольном возрасте. Но они любят играть во все, что выделяется в школе: и малышей, и учеников средних и старших классов. Как только игры меняются, их интеллектуальная сторона усиливается. Таким образом, игровая выставка может быть создана для всех возрастных групп. Неотъемлемой частью этой выставки являются элементы каждой игры, тематически определенные рекомендованной литературой. Степень сложности игровых материалов на выставке определяется целевой аудиторией и читательской аудиторией. Игра с литературными сказочными персонажами «Угадай, из каких мы книг» подойдет для дошкольников. Для младших школьников темы могут быть самые разные: основы безопасности жизни, школа, наша планета . Например: «Помогаем Маше собирать грибы в корзину. Для подростков подходят турниры-турниры или «морские путешествия» «полные паруса — летом».        

Выставочный диалог. Он наилучшим образом реализует взаимоуважительный и взаимообогащающий диалог между библиотекарем и читателем, который так необходим сегодня. Дети задают вопросы. Например: «Я хочу кое-что узнать о себе …». Библиотекарь или психолог ищет ответы на вопросы читателя. Вопросы, интересующие детей, которые они иногда неохотно задают взрослым, можно предсказать: любовь, мои права . Они должны быть нацелены на более глубокое изучение литературы, обмен мнениями и творческое вовлечение читателей, занимающихся темами, интересными детям. чтобы соответствовать. Необходимо оставить место для комментариев читателей и новых вопросов. Тема «Диалоги о культуре» является многообещающей для раскрытия, что позволяет представить различные точки зрения на обсуждаемую тему и дает возможность высказывать, слушать и слышать. Прежде всего, конечно, необходимо привлечь внимание детей к понятию «культура», чтобы раскрыть его многозначность. Выставка диалогов лучше всего подходит для молодых людей старшего возраста и должна быть основана на этой возрастной группе в соответствии с ее первоначальным дизайном.         

Выставочная викторина. Это своеобразное выставочное соревнование, стимулирующее познавательную активность детей при чтении. В отличие от предыдущего, читатель ищет ответы на письменные вопросы в литературе, представленной на выставке (например, в форме карманной брошюры или на отдельном плакате). Было бы хорошо, если бы это был цикл выставок с политематическим содержанием, организованный для младших школьников и подростков в течение учебного года.   

Выставочный конкурс может быть посвящен любой тематике, необходимо подвести итоги по условиям конкурса, наградить.

Рекомендации по выставкам и консультации по выставкам. Между ними тоже нет большой разницы. Даются советы специалистов по интересующим подростков проблемам, например, рекомендации подросткам: «Как развивать память». К фактической информации прилагается список литературы, рекомендованной для самообразования по данной теме. Список литературы составляется библиотекарем и отбирается для выставки.    

Слово цепи выставки: обязательно иметь слово цепи на тему выставки, ее крупный план и представление литературы, где вы можете найти ответы. Слово выставочной цепочки, выставочный кроссворд, выставочный конкурс — все это выставки из серии, схожей по форме. И хотя они вызывают любопытство, развивают любопытство, чтобы подготовиться к более внимательному чтению представленных на выставке источников, злоупотреблять ими нельзя: наконец, как ни взрослые, ни дети, ни маленькие дети, ни однообразие подростков. Представьте себе ситуацию, когда все экспонаты представляют собой кроссворды или чайные слова?    

Выставочный словарь: организован для младших школьников и подростков с целью объяснения новых терминов и понятий.

Хобби-выставка: помимо рекомендованных книг выставляются предметы, изготовленные по советам, рецептам, рисункам, образцы из этих книг, а заодно и рабочие предметы, из которых изготовлены эти изделия. Например: «макраме — это просто …», «наши руки не для скуки» . Я думаю, что он может быть создан для детей разного возраста, но самое интересное будет для младших подростков. Главное, чтобы все делалось руками читателей.  

Живая выставка. Здесь представлены не только книги, статьи из журналов и газет, иллюстрационные материалы, но и наличие живого — это может быть рыба в аквариуме, морская свинка, хомяк . По моим наблюдениям, эта выставка вызывает искренний интерес у дошкольников и младших школьников. 

Выставочное знакомство. Он организован для того, чтобы познакомить читателей с интересным человеком (местным персонажем, известным человеком и т.д.). Стремление к авторитету, образцу для подражания начинает ярко проявляться в юности. Поэтому такая выставка не оставит равнодушными детей такого возраста.   

Презентация выставки (реклама, премьера). Это может быть презентация новой книги, журнала, газеты или необычное раскрытие ее содержания с использованием рекламных технологий, таких как заголовок «Девочки, новая книга для вас: прочтите!» Думаю, такая выставка привлечет внимание подростков и старшеклассников.  

Выставка икебана. Если есть желание придать интерьеру библиотеки художественно выразительный вид, чтобы усилить в нем эстетическую ауру, необходимо проявить фантазию и оформить такие выставки. Они представляют собой книги по тематике, наличие цветочных композиций обязательно. Библиотекарям, которые уже организовали такие выставки, рекомендуется адресовать их молодежи и привлекать молодых людей к их дизайну. Возможен и другой подход. Чтобы привлечь внимание к поэзии, вы можете организовать выставку «Поэзия Серебряного века в картинах флористов-дизайнеров» и, в зависимости от настроения, выбрать для каждой цветочной композиции стихотворение из поэтических сборников авторов Серебряного века.     

Выставочное откровение относится к разряду психологических выставок, организованных в библиотеках в последние годы, и наводит на мысли юных читателей по всем темам.

Выставка подготовлена ​​читателем: Выставка подготовлена ​​юным читателем на интересную тему. И, конечно, он не может содержать только книги. Читатель может предложить конверты с носителями информации, фотокопии статей, очерки школьных друзей, портреты кумиров, фотоколлекции почтовых марок, различные знаковые аксессуары: значки, модельные символы из различных материалов и многое другое.  

Настроение выставки: читателям-подросткам предлагается самим разместить книги на выставке и оставить отзыв: «Я читаю эту книгу, когда мне весело …», «Я читаю эту книгу, когда мне грустно …» . Привлечет внимание детей и тема «Как правильно сказано… не мной… обо мне» эта выставка может быть организована библиотекарем по произведениям русских классиков. Разделы выставки: «Герои грустят», «Герои счастливы» и др.  

Выставка жанра. Представляя книги одного жанра — детектив, фэнтези, приключенческий роман, исторический роман и др. — вы можете не только удовлетворить потребности читателя, но и помочь познакомиться с новыми книгами с той же жанровой спецификой. Вышеуказанные жанры будут интересны подросткам, а стихи, сказки, сказки — школьникам начальных классов.  

К юбилею писателя обычно устраивается авторская выставка, но она может быть и постоянной, если библиотека носит имя писателя. Конечно, здесь должны быть представлены не только книги, но и материалы о писателе. Адрес читателя на выставке может варьироваться в зависимости от того, какие книги, какого автора и с какой целью показаны: первое знакомство с произведением или углубление знаний о творчестве писателя.  

Выставка «Литературный герой»: выставка привлечет внимание дошкольников, младших школьников и подростков. Темы выставки могут быть: «Кот Матроскин», «Маленький домовой Кузька», «Шерлок Холмс», «Гарри Поттер». Сегодня организовать выставку «Гарри Поттер» просто, ведь вместе с книгами Дж. Роллингса издаются игрушечные персонажи героев, записные книжки и календари. На выставке представлены активизация детского творчества, письма героям, продолжение рассказов о герое, игры с героем и многое другое.   

Выставочная полемика. Он ориентирован на молодежь с целью помочь читателю сформировать мировоззрение и передать интересный, актуальный материал для обсуждения. Обязательно наличие полемического материала, отзывов, отражающих разные точки зрения. Например: «Откуда берутся преступники и малолетние правонарушители?»   

Выставочный поиск для молодежи и школьников: Создание выставки включает в себя предварительную краеведческую деятельность, научный поиск с последующим оформлением материалов. Например: «Интересные люди в нашем селе», «Наши сельчане — участники Великой Отечественной войны», «Старое название Перми — Биармия: правда и вымысел». 

Выставочное исследование предпочтений чтения: Можно провести опрос молодых читателей на тему: «Какие книги мы возьмем с собой в будущее?»

Досье выставки: чтобы создать выставку, необходимо собрать факты о чем-то. Например: «Родословная флага, герба, гимна Российской Федерации». Такая форма выставки приемлема для молодежи.  

Выставочная выставка, например: «Да, были люди в наше время». На выставке представлены репродукции боевых сражений, биографические сведения, исторические рассказы, рассказы и стихи об участниках Отечественной войны 1812 года. Выставку рекомендуется рассчитывать на молодежь. 

Выставочный конфликт. Похоже, это иная «психологическая выставка». Необходимость в таких выставках ощущается работниками не только взрослых библиотек. В библиотеках детских и школьных, так и для молодых людей , призванных дать читателю , чтобы помочь решить конфликтную ситуацию и искать возможные пути выхода.      

Выставка книжных иллюстраций. На выставке представлены открытые иллюстрированные книги по определенной тематике с упором на иллюстрацию. Младших школьников и молодежь интересуют выставки иллюстраций художника к одножанровым книгам по теме, например: «Мороз и солнце» (зимние пейзажи). Выставка развивает представление о книге как о детской художественной ценности, где синтез текста и иллюстраций придает каждой из них уникальный вид.   

Выставочная почта: выставка с элементами почты, которая поможет дать отзыв о ребенке на основе рекомендованной литературы. Например, детей можно побуждать писать письма литературным героям или авторам книг. Буквы становятся экспонатами вместе с книгами. Эта выставка хорошо принята младшими школьниками.   

Календарь выставок: вы можете составить календарь с народными приметами, календарь с профессиональными праздниками, календарь с литературными датами, детские каникулы в мире . Обращение читателя зависит от тематики выставки и ее материалов.

Выдача осуждения или запрета выдачи. На такой выставке могут быть представлены книги, которые были повреждены и не возвращены читателями (чистый лист бумаги с фиктивной карточкой). Может быть организовано для малышей и подростков.  

Вернисаж выставки: На выставке представлены книги и репродукции картин на определенную тему с акцентом на репродукции. Он предназначен для развития эстетического вкуса у подростков. 

Выставка-сказка: Выставка подготовлена ​​совместно с читателями — младшими школьниками. Дети иллюстрируют сюжет сказки, лепят из пластилина сказочных героев, строят сказочный город. Все это вместе с текстом рассказа сведено в единую композиционную серию выставки.  

Выставочный дневник — это могут быть дневники великих людей, писателей и отдельных лиц, которых можно считать документами эпохи («Дневник Тани Савичевой», «Дневник Анны Франк», дневники Ф.М. Достоевского, К.И. Ан Олеши и др.). Бывшие читатели библиотеки, школьные учителя и родители могут отправить свои дневники по запросу. 

Выставочное название. Желательно, чтобы это был цикл выставок «Александр», «Анна», «Владимир» и др. Его цель — познакомить студентов с одноименными историческими личностями (Александр Македонский, Александр Невский), поэтами и писателями, литературными и библейскими героями (Анна Ахматова, Каренина, Керн, Снегина, мать Девы Марии). Выставка показывает развитие кругозора сегодняшних Анны, Владимира, Татиана, Бориса и всех остальных — ведь его имя — особый символ для всех. Эти выставки желательно организовывать на юбилеи, дни рождения и дни ангелов. Такие методы помогут вызвать интерес к выставкам, книгам и другим документам, создать целостный, привлекательный, действенный и эффективный образ выставок, а также укрепить их образовательный, информативный, эстетический и познавательный потенциал.    

Всего после анализа публикаций и отчетов о работе было выделено 73 вида выставок. Другие виды выставок: адрес, витрина, гороскоп, оформление, информация, коллизия, макет, минимус, нетрадиционные медиа, напоминание, плакат, праздник, объект, предупреждение, приветствие, обращение, просмотр, протест, путешествие, медитация, реквием, Реклама, стенд, креативный проект, индекс, фэнтези, фотоконкурс, фотоотчет, хронология. 

Также различают:

Выставки по содержанию и значению

Тематические выставки наиболее распространены в библиотеках. Они основаны на предполагаемом или исследуемом интересе читателя к определенной теме. Помимо вкусов и предпочтений читателей, он также учитывает содержание учебной программы (включая специальные факультативы, введенные в последние годы), специализацию школы и наличие специализированных классов. И, конечно же, библиотекарь, который обосновывает выбор темы и думает о содержании и оформлении выставки, не забывает о педагогических задачах детской библиотеки и соотносит публикуемые публикации с глубоким историческим, культурным, социально-политическим контекстом. Краеведческие выставки. Часто в крупных публичных и школьных библиотеках проводятся выставки по истории края, иногда в форме циклов. Роль краеведческих изданий в пропаганде любви к Родине трудно переоценить. Структура петли иная. Часто такие тематические (а не отраслевые — поскольку краеведческие издания обычно объединены определенной тематикой) выставки создаются по хронологическому принципу. Так, например, создается цикл выставок по истории Москвы «Наша старая столица», в которых представлены публикации разных эпох. Другие — в соответствии с логикой развития проблемы, например: географическое положение, растительный и животный мир, история, развитие экономических связей, культурная жизнь .   
      

Краеведческие выставки обычно характеризуются максимальной полнотой подбора публикаций. Здесь больше, чем на других типах выставок, представлены публикации из журналов или их фотокопии, копии архивных документов, открытки, значки и другие предметы из личных коллекций. 

Юбилейные выставки. Выставки, посвященные юбилею известного деятеля или важному историческому событию, составляют большую долю тематических библиотечных выставок. Как ни странно, библиотекари называют это «датским». Однако если вы серьезно относитесь к таким выставкам, «круглое свидание» часто является отличной возможностью привлечь внимание публики к интересной личности, событию или явлению.   

Этот факт учитывают крупные библиотеки, которые традиционно публикуют календари с важными и памятными датами. Во многих детских и школьных библиотеках есть постоянные выставки с условным названием «Наш календарь»: редакции меняются в зависимости от тематики выставки. 

Персональные выставки — один из видов таких выставок. Их состав определяется целевой аудиторией и читательской аудиторией. Помимо принципа «от общего к частному» (например, «исполнитель« Тихого Дона »: к 100-летию со дня рождения М.А. Шолохова»), используется хронологический порядок при первом просмотре основных публикаций писателя и публикаций о нем. раскрыть раскрытие предмета. Например, они показывают основные фазы творчества Льва Толстого, «голубой» и «розовый» периоды творчества П. Пикассо.   

Монографические выставки. Среди тематических выставок выделим монографические выставки. Для практикующих они известны как выставки книги (журнала, статьи). Их функции различны, и основная задача состоит в том, чтобы привлечь внимание к новизне и в то же время стимулировать (расширять) интерес к предмету, работе конкретного автора и публикациям конкретного журнала. Отсюда включение в структуру выставки информации об авторе произведения и других его публикациях, о предыстории создания произведения, направлении и традициях, которых, например, придерживается журнал. То есть рекомендованное и библиографическое оборудование на этих выставках является одним из условий достижения их целевого назначения. Такие выставки часто сопровождаются броскими заголовками, стилистически приближающимися к рекламному слогану: «Все говорят (спорят) об этой книге»; «Книга с лучшим рейтингом» или «Самая популярная книга года»; «Всегда молод — всегда интересно» (к юбилею журнала «Смена»), «Самый молодой патриарх российской журналистики» (через журнал «Вокруг света»). Состав этих выставок строится по принципу «от частного к общему».         

Рекламные выставки. Один из вариантов тематических выставок — выставки, направленные на популяризацию библиотеки, раскрытие ее информационных навыков, овладение школьниками библиотечными и библиографическими знаниями. Такие выставки отличаются разным содержанием. В большинстве случаев это будет реклама изданий, которые предоставляют читателям информацию, в том числе в Интернете. Листовки и буклеты из различных библиотек города и области. Иногда это «показательная» выставка книг, испорченных детьми или, наоборот, «вылеченных» ими в «Книжской больнице». Это также могут быть постоянные или временные выставки публикаций о происхождении вашей библиотеки, показ их раритетов, иллюстративные и графические материалы об этапах развития, отзывы дорогих гостей и читателей. В последние годы такие выставки стали ведущим элементом мини-музея истории вашей библиотеки. Например, пишущая машинка Underwood, которая использовалась для печати каталожных карточек в 1930-х годах, помещена в окно. пожелтевшие от возраста инвентарные книги; Письма читателей с фронта и, конечно же, старые черно-белые фотографии, чтобы вы могли почувствовать особую аутентичность выставки. Например, визуальный центр выставки истории Московской библиотеки имени А.П. Чехов стал гитарой за подписью Б.Ш. Окуджавы — писатель с особой нежностью относился к «Чеховке», которую здесь не раз исполняют с конца 50-х годов.      
     

Выставки по жанрам и типологии

Другой тип библиотечной выставки создается в зависимости от типа или жанра публикации. На выставке представлены однотипные издания. По профессиональному мнению библиотекарей, это разнообразие в первую очередь связано с выставками актуальных журналов и журнала.  

Выпуск журнала / газеты. Выставка журнала по своим функциональным характеристикам приближается к тематической. Недаром об этом мы говорили выше, когда говорили о выставках монографического характера. Цель — раскрыть содержание журнала «Крупный план». (Иногда такие выставки называют просто «журнал … крупный план».) На таких выставках открываются публикации о конкретном журнале общего, проблемного характера, а затем раскрывается содержание его отдельных, наиболее интересных рубрик. Например, если библиотекарь посвятит выставку журналу «Смена», он не оставит без внимания увлекательные романы, криминальные истории ., Опубликованные в последние годы. В некоторых случаях содержание выставки расширяется за счет публикации информации о постоянных авторах журнала, а также отдельных редакций их произведений.      

Газеты стараются — в отличие от журналов — не выставлять на библиотечных выставках. Газетная бумага — это хрупкий материал, который быстро выгорает даже при не слишком ярком свете, хрупкость и хрупкость. Кроме того, детям с нарушениями зрения и взрослым трудно читать газеты меньшего размера, которые находятся в полуметре от глаз. Предпочтительно привлекать внимание к отдельным газетным публикациям, показывая их фотокопии увеличенным шрифтом. Желательно закрепить их циновкой. Особо важные публикации оформляются и хранятся в архиве работы библиотекаря после экспонирования.     

Для ориентации в наиболее интересных публикациях последних выпусков газет обычно используют стенды рядом с выставками. В некоторых случаях на нем будут отображаться сами публикации (точнее их фотокопии), выбранные в определенной системе. Например, «мир за неделю» или «легко ли быть молодым?» В остальных случаях библиотеки ставят на подставки пакеты-подносы с названиями журналов и газет.   

В планшеты вставляются карточки с аналитически нарисованными статьями из текущих номеров. По истечении времени карточки помещаются в систематизированный указатель статей. Электронный каталог позволяет развеять привычные опасения библиотекаря по поводу судьбы представленных на стенде карточек.  

Жанровые выставки. Жанровые выставки, которые проводят читателя через близкие его сердцу исторические детективы или боевики, «дамские романы» или приключенческие книги, позволяют расширить круг привычного чтения. По своей методической характеристике эти экспонаты расположены рядом с жанровыми полками, которые постоянно работают в Фонде свободного доступа. Библиотекарь часто сознательно «выходит за рамки» жанра и представляет на выставке качественные издания, лишь внешне похожие на свет и увлекательные для чтения. Для этого он должен быть знаком с литературой, следить за новостями и рекомендациями авторитетных литературно-критических изданий. Методика подготовки жанровых выставок функционально очень близка к тематической.     

Временные выставки.

Третья выставочная группа связана знаком времени публикации документов и их поступления / возврата в библиотеку.

Новички. Для начала вспомним популярные выставки новинок. Бытует мнение, что выставки новых поступлений формируются без учета содержания. Тем не менее, это не так. Главная особенность выбора, конечно же, новизна. При этом сотруднику библиотеки, особенно детской или школы, небезразлично, на какие книги он направляет внимание читателей.     

В этом случае также имеет место значимая оценка. Это отражено в составе выставок. Если в крупных, в основном универсальных, научных новинках расположить по таблицам ББК (доказательств здесь предостаточно, и читатели обычно «предпочитают» «искать» публикации в определенных филиалах Фонда), то книги — в маленьких. Библиотеки устроены иначе. Иногда — о важности того, чтобы с точки зрения библиотекаря поставить на первое место самые важные публикации.   

Разумный вариант — когда преобладают эстетические мотивы для создания позитивно воспринимаемой визуальной области, чтобы избежать монотонности, которая неизбежна, когда книги выставлены на плоских полках стеллажей для демонстрации. При этом опытный сотрудник по-прежнему старается различать отдельные публикации по содержанию: с помощью ярких закладок, коротких заметок или просто посреди выставки с направленным светом, дифференцированным использованием иллюстраций, подставкой-подставкой, цветным фоном.  

Есть и другой вариант, своего рода «наоборот новое»: выставка книг, которые давно были в руках читателей и наконец вернулись.

Хронологические выставки. Обычно они проводятся к юбилею библиотеки, школы или города, они стремятся показать редко используемые части фонда, в том числе редкие ценные публикации. Иногда цель такой выставки объясняется желанием использовать книгу в качестве связующего фактора между поколениями — «Наши родители / дедушки и бабушки читают ее» — или пробудить любовь к классической книжной графике — «Посмотрите на слегка пожелтевший лист. .. »(Примеры взяты из практики в детских библиотеках).  

С точки зрения композиции такие выставки построены по принципу «от общего к частному»: во-первых, они раскрывают публикации по всей проблеме. Для первого примера это публикации о роли чтения в жизни человека («Эта книга определила мою судьбу», «Я собрал книги — книги собрал сам») и только потом публикации довоенного и послевоенного периода, которые Повлиял на жизнь нескольких поколений. Во втором случае выставка открывается публикациями по искусству книжной иллюстрации. К этой серии добавлены книжные воспоминания известных художников, оставивших свой след в этом жанре: А. Бенуа, М. Добужинского, В. Конашевича и др.   

Территориальные выставки

Выставки, которые различаются по местоположению, делятся на библиотечные (в том числе на полках — в Фонде свободного доступа) и выставленные в библиотеке, но выставляемые вне библиотеки. Первые составляют абсолютное большинство. В дополнение к сказанному мы обнаруживаем, что их адресат и круг читателей определяются довольно строгим отбором публикаций и мобильностью (частая смена). Они малы по объему (5-6 треков) и непродолжительны (7-10 дней). За редким исключением, на полках выставок представлены книги одного или двух отраслевых отделов, а также публикации из журналов. Они организованы в виде отдельных выставок по актуальной тематике, с постоянными рубриками: «Календарь с важными датами», «За страницами вашего учебника», «Соотечественники писателей» и др.     

Особого внимания требует методика проведения выставок вне библиотеки. Потому что такие выставки служат своего рода рекламным носителем для наших ресурсов. Они динамичны по своему составу и в основном посвящают себя острой теме, вызывающей всеобщий интерес. Следует хорошо продумать их названия и дизайн, чтобы создать комфортные условия для ознакомления с выставкой (освещение, удобные подходы и т. Поскольку библиотекарь не всегда может дежурить на такой выставке, лучше выставить материалы в закрытой стеклянной витрине или предъявить их в короткие сроки. Опыт показывает, что школьные библиотеки тоже могут успешно организовывать подобные выставки, особенно если школа позиционирует себя как культурный центр района или села. Практически за границей широко распространены передвижные выставки в школьных библиотеках.      

Концептуальные выставки

К таким выставкам, как музейным, так и мультимедийным, публика по понятным причинам предъявляет повышенные эстетические требования. Изначально предполагается, что читатели (посетители) внимательно изучают эти выставки. Это касается не только экспонатов, но и их визуальной взаимозависимости, сочетания цветов, фактур и уровней освещенности. Они также оценивают способность подходить к столам, витринам или будкам, записывать или фотографировать документы, переписывать музыку или видео, которые вам нравятся, .   

В рамках комплексной программы — литературно-музыкального вечера, недели детской книги, дня знаний или дня города . — концептуальные книжные выставки предлагают более эффективное сочетание визуальных и словесных советов, чем в обычных ситуациях. Это обеспечивает достаточно глубокое знакомство человека, который одновременно играет разные роли — читателя, зрителя, слушателя — с культурными ценностями. Самый известный пример — декабрьские вечера, которые ежегодно проходят в Московском музее изобразительных искусств. А.С. Пушкин. Книжно-иллюстративная выставка с тематической составляющей выступает здесь наравне с выставкой произведений искусства и музыкальными концертами.    

В частности, методом ассоциаций можно построить выставку. Предположим, что они раскрывают произведения конкретного поэта, а также произведения его близких, в художественном методе, в стиле композитора, художника, художника. Также это могут быть публикации о мастерах культуры, связанные с общей деятельностью. Приведем примеры таких ассоциативных «цепочек»: В. В. Маяковский — В. Э. Мейерхольд, Д. Д. Шостакович — А. М. Родченко, А. С. Пушкин — М. П. Мусоргский — Ф. И. Шаляпин, исполняющий роль Б. Годунова. Чтобы «выстроить» такие «цепочки», нужно внимательно изучить работу человека, которому мы посвящаем выставку, и концептуально понять ее содержание.    

Выставка также может быть построена на контрасте, который, как показывает опыт, привлекает к ней внимание читателей. С точки зрения композиции такая выставка построена как дискуссия: половина ее показывает положительные реакции на книгу, событие, явление, другая половина — отрицательные. О противоречивом характере выставки читателю в первую очередь свидетельствует формулировка названия. Например, «Школьная реформа: pro et sontra» или «Кто имеет право ставить оценку книге …?»   

Книжный беспорядок

Отдельное место в различных классификациях выставок занимают функционально узкие книжные коллапсы. Чаще всего это книги, которые подарили читатели накануне и положили возле кредитного отдела или библиотекарь на столах возле соответствующих зон фонда. 

На первый взгляд разбивка бессистемна: нет конкретного порядка, нет характеристики расходов, то есть рецепт рекомендации библиотеки четко выражен в других формах. Исследования показали, что это привлекает читателей, особенно тех, кто не доверяет рекомендациям библиотеки или не знает, что выбрать (так называемый «небезопасный спрос»). Среди подростков-максималистов много и того, и другого. Разбивка важна тем, что создает ситуацию свободного выбора: срабатывает эффект доверия к тем, кто читал книгу раньше («Если другие взяли ее, прочтите, значит, это хорошая книга» ). Опытный библиотекарь умело использует этот эффект косвенной рекомендации и по-своему организует, казалось бы, хаотичную стопку книг. Во-первых, издаются хорошие, но незнакомые публикации или публикации, опубликованные по другим причинам, недооцененным читателем. Во-вторых, это показывает, что предпочтения читателя (помимо других «прямых» методов) используют полученную информацию в дальнейшей работе. Аварии имеют определенное название. Вместо безличной формулы «Книги, представленные читателями» появляются эмоционально возвышающие, энергичные формулировки, побуждающие к действию. Например, «Мне понравилась книга» или «Прочитала — понравилась — рекомендую» (примеры взяты из практики в публичных библиотеках). А некоторые детские и школьные библиотеки, как и много лет назад, работают по отзывам читателей о том, что они читают. сопровождают книжно-иллюстративные выставки; организовывать общественные дискуссии на детских смотрах, кружки и семинары для юных литературоведов; Запускайте творческие конкурсы, чтобы получить лучший рейтинг.              

Книжные руины, т.е. косвенная рекомендация, действительно, это такие выставки, как «Для тех, кто спешит», «Тихим субботним вечером …», «Почему мы забыли?» (о незаслуженно забытых книгах). Их обычно ставят возле раздаточных столов.   

Основные функции выставки

Библиотечная выставка — это публичная демонстрация специально отобранных и систематизированных произведений из печатных и других средств массовой информации, которые рекомендуются пользователям библиотеки для ознакомления и ознакомления.

Каждая выставка решает свою конкретную задачу и имеет определенный читательский адрес. Выставка включает прямую презентацию книг или материалов, раскрывающих их содержание в визуально воспринимаемой форме. Пользователь библиотеки видит либо саму книгу, либо ее изображение.  

Как правило, выставка проводится в течение определенного периода времени и имеет определенные организационные уровни: выбор названия, определение подразделов, выбор цитат, вопросов, иллюстраций, продумывание композиции, размещения и дизайна.

Книжные иллюстративные выставки рассматриваются профессионалами в первую очередь как средство раскрытия наиболее актуальной части книжного фонда, привлечения внимания читателей к наиболее важным публикациям на данный момент или, наоборот, демонстрации забытых публикаций и привлечения внимания читателя к менее востребованным областям фонда. .

Библиотечный фонд — основа функционирования библиотеки.

Принципы организации фонда в помещениях библиотеки:

Сочетание функций читального зала и абонемента

Обеспечивает максимально открытый доступ к книгам, журналам, CD-ROM и DVD.

Учет читательского спроса при размещении фонда:

Актуальные, новые + часто задаваемые — в открытом доступе

Дублет + менее востребован — в помощниках в холлах

Долгосрочное хранение + небольшой спрос — в складском отделении основного фонда

Внедрение справочно-библиографических служб в структуру производственных цехов (включая систематические каталоги и справочники карт, а также функции поиска комплексной информации во всех доступных источниках)

Как правило, основная цель выставочной работы библиотеки — раскрытие фондов. Помимо раскрытия фонда, можно выделить следующие функции выставок: 

1. Возможность связывать публикации из разных областей фонда;

2. Помощь в управлении потоком новых публикаций;

3. Средство творческого самовыражения библиотекарей;

4. Демонстрирует умение работать в команде, налаживать деловые контакты со СМИ, музеями, архивами .

Задачи, которые библиотека решает с помощью библиотечных выставок:

— привлечь внимание к чтению;

— Облегчение поиска необходимых публикаций.

Таким образом, можно сказать, что одна из важнейших функций современных выставок — создание «лица библиотеки». Выставки становятся для библиотеки своеобразной визитной карточкой, одной из составляющих их картины 1 . В конце концов, это визуальная форма деятельности, качество которой — в отличие от многих других областей (приобретение, каталогизация) — сразу оценивается посетителем, который входит в библиотеку или любое другое помещение, где демонстрируется библиотечная выставка. мочь. Особенно, если у этого человека есть определенная культура чтения. Неслучайно конкурс на лучшую выставку стал совместной номинацией творческих конкурсов библиотекарей на профессиональных фестивалях, проводимых в рамках района и области.      

Выставку можно увидеть за определенный период времени. Он призван вызвать у читателя интерес к литературе, а также к темам и предметам, которые еще не привлекли его внимания .                        

Способы организации выставочной деятельности в библиотеке 

Особенности организации выставочной деятельности

Книжная выставка — широко применяемая форма массовой работы в библиотеке . Основные требования к работе выставки — комфорт, обзорность, доступность и оперативность.       

Под удобством подразумевается удобное расположение книг на выставке, дополнительное освещение (при необходимости), место для отдыха читателя , удобство получения книги с выставки, возможность познакомиться с книгами в спокойной обстановке, т.е. выставка должна функционировать в гармоничной библиотечной среде.            

Видимость следует рассматривать как наиболее эффективный способ проведения выставки. Есть три типа видимости:     

документ в библиотеке фонд режиме открытого доступа представлен ;      

Изображение документа как элемента библиотечной выставки, плаката, списка литературы;  

библиографическое описание документа в каталогах, указателях, списках и т. д.    

Конечная цель принципа наглядности — показать пользователю наличие документа в коллекции и убедить его в его доступности .         

Доступность заключается в том, чтобы позволить читателям изучать содержимое отображаемых документов. Кроме того, проявление доступности можно рассматривать как иной способ группировки литературы по тематическим проблемным выставкам по сравнению с открытым доступом . Доступность библиотечных выставок рассматривается как выражение уважения и доверия читателей.                

Функционирование библиотечных выставок понимается двояко. Во-первых, как скорость размышлений о новом документе, текущей теме, проблеме. Во-вторых, возможность узнать как о книге, так и о ее библиографической информации.            

Комплексное выполнение этих требований обеспечивает создание уникальной библиотечной среды.

Библиотечные выставки ориентированы на конкретные потребности: образование, культура, информация, развлечения. Библиотекари по-разному определяют цели библиотечных выставок. Это означает «повышение уровня чтения, увеличение тиража, обеспечение эффективности использования каждой книги и, самое главное, раскрытие финансовых средств. Роль библиотеки посредством библиотечных выставок заключается в привлечении внимания к чтению и облегчении поиска необходимых публикаций.           

Метод организации библиотечных выставок состоит из ряда методов, приемов и средств выставочной работы для достижения конкретной цели. Целью является создание выставок, отвечающих потребностям определенной группы пользователей и отражающих информационные ресурсы библиотеки. Одна из целей методики — обеспечить четкую взаимосвязь и правильное разграничение выставочных площадей.  

Представление литературы непосредственно на книжной выставке привлекает внимание каждого читателя, облегчает работу по обслуживанию читателей разных групп и помогает выявить их конкретные интересы. Тем не менее, книжная выставка требует большой подготовительной работы, поэтому вам нужно подойти к организации этого мероприятия очень профессионально и творчески. 

Сознательное оформление концепции библиотечной выставки, как и любого вида деятельности, состоит из определенных этапов. Первый этап касается прояснения проблем выставки. Вопрос, которому будет посвящена выставка, должен быть проблемным, то есть требовать изучения и исследования. Следующим шагом является изучение содержания проблемы, которую необходимо раскрыть читателям. Здесь должно быть правило, чтобы на выставке не появлялось ни одной книги, статьи или другого материала. Если содержание этого источника неизвестно библиотекарю, позиция автора не ясна. Третий этап — разработка концепции выставки. Библиотекарь должен внимательно изучить и отобрать необходимые для выставки документы , разработать дизайнерские средства, которые воплотят общую идею и передадут необходимые идеи и образы. В то же время все элементы выставки должны иметь предельно точное значение, производить желаемое впечатление и приводить читателя к выводам, которых ожидает библиотекарь. Дизайн концепции выставки можно считать завершенным, когда вы будете готовы ответить на три вопроса:           

1. Что ты хочешь сказать?

2. Для чего и для кого вы готовите библиотечную выставку?

3. Как вы хотите выразить свою позицию?

Библиотечная выставка — это не только средство управления скрытым (скрытым) чтением, но и форма рекламы для создания привлекательного образа «умной» библиотеки и продвижения определенной части информационных ресурсов библиотеки (новая литература, литература на определенную тему). Тема или проблема, другой носитель информации). Библиотечная выставка — это выражение фирменного стиля библиотеки: чем интереснее и привлекательнее для пользователей библиотечные выставки, тем сильнее положительное впечатление производит вся библиотека. В то же время выставка как форма библиотечной деятельности нуждается в рекламе. Рекламирование выставки может рассматриваться библиотекой либо как средство продвижения всей библиотеки, либо как средство продвижения публикаций, представленных на выставке.   

Выставка должна быть увидена пользователями, их восприятием в целом. Это достигается за счет специальных композиционных приемов, цветовых решений и, при необходимости, установления логических связей между выставками в разных структурных подразделениях. Что касается элементов дизайна устройства, то желательно учитывать пропорции, цвет и другие особенности представляемых документов. Музыкальное сопровождение создает систему эстетических ассоциаций, связанных со звуковым ландшафтом, характерным для конкретной темы выставки. Таким образом, все элементы семиотической системы библиотечной выставки имеют четкую функциональную связь друг с другом.    

К названию библиотечной выставки предъявляется ряд требований:

Длина заголовка не превышает пяти слов. Название служит для привлечения внимания читателя к выставке и создает мотив ссылки на книги, представленные на выставке. Если заголовок обширный, например, поэтическая цитата («К сожалению, я вижу наше поколение, грядущее или пустое или темное …»), такое заголовок не привлечет невольное внимание читателя, несмотря на признание текста и его актуальность. тяни себя. Поэтому поэтические цитаты должны быть короткими или, при необходимости, «обрезанными». В нашем примере достаточно использовать только первую строку для названия выставки.    

Название выставки косвенно отражает цель и читательскую аудиторию выставки. Например, литературную выставку к выпускным экзаменам в школе и университете можно назвать «шпаргалкой к экзамену», а юбилейную выставку писателя-рассказчика можно назвать «Сказочным днем ​​рождения». 

Оригинальность названия, отсутствие заимствований и авторское представление о выставке позволяют в полной мере отразить как жизненную позицию библиотекаря, так и его видение проблемы, которой посвящена выставка. Например, выставка «Николай Рубцов: Стихи и судьба» раскрывает автобиографические мотивы стихов Н. Рубцова, выставка «История России от Карамзина до Гумилева» — историография государства Российского; 

Следует проявлять осторожность при использовании неоднозначных заголовков, будь то цитата или исходное утверждение. В этом случае рекомендуется ввести подзаголовок, поясняющий значение общего имени. Выставка «Зов далеких звезд» может быть посвящена дню космонавтики и научно-фантастической литературы.  

Эффективность выставочной деятельности библиотек во многом основывается на понятной читательской аудитории, актуальности тематики библиотечных выставок, оригинальности подходов к раскрытию проблем выставки, а также отбору литературы. Эффективность библиотечных выставок обычно оценивается путем подсчета количества предоставленных на время работ: книги, взятые с выставки читателями, отмечаются в ежедневной статистической ведомости и, соответственно, в дневнике учета труда. Если выставка размещается в закрытом стеклянном шкафу, учет запросов литературы с выставки будет сохранен.  

Особенности оформления выставок в библиотеке

Рассмотрев общие и специфические методы подготовки библиотечных выставок, перейдем к их оформлению. Вам сложно разместить заранее выбранные книги, иллюстрации и отдельные предметы на выставочной полке или в витрине? Если особенности зрительного восприятия экспозиции имеют первостепенное значение, то их нужно знать. В зависимости от ряда обстоятельств — угла зрения, дизайна фона или его отсутствия, освещения . — книга может быть видна или не видна вовсе. Вы должны знать, что многомерные книжные иллюстративные экспонаты предназначены для просмотра с близкого расстояния. Участки экспозиции около читателя (зрителя) указывают на более низкие значения изображений, чем дальние, находящиеся выше уровня глаз. Последнее требует больших изображений, ярких цветов и коротких текстов.      

В дополнение к уже упомянутым методам, хорошо помечать отдельные книги цветными закладками (например, словами: «Это интересно», «Ваш помощник по учебе», «100 страниц о любви» .), Заметками, владельцами киосков. … Есть и другие способы привлечь внимание к той или иной книге. Одно из них можно найти в трудах замечательного русского философа и ученого П.А. Флоренского. Книгу нужно открывать под определенным углом. Особенно, если это книга с иллюстрированной обложкой. Большинство из них есть в современной детской или школьной библиотеке.     

По словам Флоренского, книгу с прямым лицом или фигурой желательно разместить под углом в три четверти. Такой поворот приближает изображенное лицо к зрителю, олицетворяет человечность и создает ощущение особой теплоты и интимности в портретах женщин и детей. Соответственно, книгу с изображением на обложке, в которой указанное вращение уже использовалось, следует разместить вертикально.  

Организатор выставки использует особенности визуального восприятия прямого поворота, когда хочет дать читателю (зрителю) ощущение целостности, силы героя книги и / или иллюстрации. По словам Флоренского, аватарка также отражает силу, но в то же время ассоциируется с большей выразительностью и ясностью. При этом мы не только продвигаем то или иное литературное произведение, но и создаем вместе с автором иллюстрации «образ книги» и образы ее героев, чтобы посетители выставки воспринимали свою судьбу как реальный культурный или исторический факт. .  

Сюжетная линия, представленная вместе с книгой, по-своему подтверждает эту реальность. На краеведческих выставках стало традицией представлять настоящие произведения и предметы быта, поделки жителей края. Важная смысловая нагрузка переносится на модели, модели (иногда в движении) изделий, боевого оружия, фигурки игрушечных солдатиков. Чтобы разместить такую ​​выставку, полную экспонатов, на раму ставят стол или витрину с серией книжных иллюстраций. Тогда экспозиция получается в двух плоскостях.    

В последние годы детские и школьные библиотеки все чаще превращают объекты в смысловой центр выставок. Например, старинные куклы на фоне фотографий из семейных альбомов, открытки с видами городов дореволюционной России, а также книги по истории аристократической культуры и быта. В Удмуртской республиканской библиотеке и в Доме культуры для детей и юношества выставку «Шапки, кепки, кепки» украсили работы детей. Дети сделали модели шляп из соломы, ватмана и ткани под руководством профессиональных дизайнеров, возглавлявших художественную группу в библиотеке. Предметы были представлены в окружении литературы по истории традиционного костюма, в том числе национального удмуртского.    

Концепция каждой выставки подразумевает свое цветовое решение. Так что если выставка посвящена военной тематике, сочетание красного и черного цветов создает тревожное настроение, черный и золотой (близкий к цвету георгиевской ленты) — торжественное . Для названий желательно использовать сочетание трех цветов. носить: фон — общая информация — символика. Наиболее распространенными считаются следующие виды красочных составов:  

двухцветный монохромный, например синий с голубым;

двухцветный контраст — черный и белый;

трехцветные однотонные цвета, такие как бежевый, коричневый и красный;

трехцветный монохроматический контраст (белый, синий, голубой) и исключительно четырехцветный.

Композиции в контрастных сочетаниях красного и зеленого, оранжевого и синего, желтого и фиолетового цветов запоминаются сами по себе и обычно не используются в сочетании с крупным шрифтом заголовка. Наиболее отчетливо воспринимаются следующие контрастные сочетания: черный — на желтом фоне, зеленый — на белом, красный — на белом, черный — на белом, желтый — на черном … Красный создает ощущение близости к объекту и вызывает страх. Оранжевый также дает ощущение близости, но это вдохновляет. Желтый создает ощущение близости и оживления. Зеленый цвет удаляет предмет и вызывает спокойствие. Синий и фиолетовый отодвигают объекты, как зеленый, но в то время как синий успокаивается, фиолетовый вызывает усталость или агрессию. Дизайнеры предлагают использовать это свойство цветовых сочетаний: два контрастных цвета, поставленные рядом, усиливают друг друга; ослабляют родственные цвета. Таким образом, зеленый цвет кажется светлее в сочетании с красным.           

Принимая во внимание цветовую схему представленных произведений искусства, рекомендуется избегать вариаций, которые создают чувство дискомфорта и мешают вам выбрать книгу. При оформлении выставок и стендов также не следует злоупотреблять использованием разных декоративных шрифтов и цветов при написании слова или фразы. Это нарушает целостность зрительного восприятия. Цветовая гамма должна соответствовать экспонату, его расположению (напротив окна, в углу, рядом с отопительными приборами .), Времени года и, конечно же, освещению. Наконец, одни цвета воспринимаются как выступающие — теплые (красно-оранжевый), а другие — как отступающие — холодные (зелено-синий).    

Освещение выставок — одна из самых болезненных тем в их оформлении. Не полагаясь на естественное освещение (в большинстве регионов России зима длится около полугода), библиотеки используют различные методы искусственного освещения. С помощью специальных гибких кронштейнов на полках и витринах точечные светильники меняют угол отражения. Это не только позволяет освещать экспозицию с разных точек, но и при необходимости поиграть со светом, в результате чего отдельные книги, иллюстрации и объекты находятся в центре внимания читателя / зрителя. Эта игра света также позволяет использовать кинематографические приемы «крупным планом» и «глубиной», создавая эффект трехмерности.    

Одним из главных условий эффективности выставки является пропорциональность представленных на ней книг, предметов и иллюстраций. Все должно производить впечатление единого ансамбля. Он выполнен лаконично, не перегружая его количественно, и расставляет эмоциональные акценты, например, с помощью освещения, вазы, цветка или букета, колосьев и штор. Именно эти неявные средства коммуникации, связанные с подсознанием, создают своего рода контекст для визуального сообщения.   

Чтобы успешно реализовать креативную идею, нужно помнить четыре основных принципа дизайна:

Контраст (акцент)

Идея контраста заключается в том, что элементы композиции не выглядят одинаково. Если элементы композиции (текст, цвет, размер, ширина линии, форма и пространство) не должны быть идентичными, их нужно как-то отличать друг от друга. Контраст часто является самым важным акцентом на простыне, и именно этим дизайнер привлекает внимание смотрящего. Используйте контрастный цвет, размер или контраст в своей работе, чтобы привлечь внимание зрителя к определенному элементу. Например, вы можете использовать негативный (белый на черном) дисплей, черно-белый дисплей с красной рамкой или особый, необычный стиль шрифта, который выделяется среди остальных.    

Повторение.

Повторяя элементы композиции в определенном порядке, вы усиливаете ощущение их единства и придаете работе организованный, упорядоченный вид.

Выравнивание.

Элементы композиции нельзя размещать там, где они хотят. Каждый элемент должен иметь визуальные отношения с другим элементом. Для этого дизайнер выравнивает их относительно друг друга: по горизонтали, вертикали, гораздо реже по диагонали.  

Единство и соответствие.

Пропорция и контраст элементов композиции определяется иерархией их значений. Например, крупный и жирный заголовок в объявлении по отношению к самому тексту объявления мелким шрифтом. Ну а смысл всей композиции определяется ее взаимодействием с окружающей средой. Цепочка такого соответствия складывается из мелких деталей в более крупные и от них до композиции в целом, затем до окружающего пространства и так до бесконечности.   

Поэтому создание выставок — даже их довольно традиционного разнообразия — осваиваемое годами практики, требует постоянного совершенствования со стороны библиотекаря путем сочетания знаний и навыков с глубокой эрудицией, творческим воображением и даже изобретательностью. Эти компоненты образуют термин «профессиональное совершенство». 

Информационные технологии в выставочной работе

Нетрадиционные элементы современной выставки, которые по сути воплощают принцип игры, теперь ассоциируются с новыми информационными технологиями . В первую очередь, я имею в виду так называемые интерактивные выставки. Они сочетают в себе саму книгу, иллюстрации, а также визуальные и акустические последовательности, полученные с помощью мультимедиа. По сути, это может быть та же тематическая выставка, но с другим «гуманитарным и технологическим уровнем». Электронные технологии по-разному используются в выставочной работе. Это могут быть выставки в электронном виде на компакт-дисках, которые распространяются у вас дома. Или те, которые есть на каждом компьютере в школьной библиотеке. Смена слайдов происходит автоматически, с помощью мыши или клавиатуры. В то же время библиотекарь обдумывает заголовки разделов — слайды, цитаты, списки литературы, на которые ссылаются гиперссылки, и, конечно же, иллюстративный материал и цвета фона.        

Электронные выставки часто представлены на сайтах крупных библиотек. В идеале, помимо кратких текстов и библиографии, желательно показывать обложки наиболее интересных, в том числе уникальных, изданий, чтобы дать ссылки на соответствующие части книжного фонда. Здесь также важны цвет фона и изображения. И прежде всего эти разновидности свидетельствуют об инновационном развитии работы в выставочной библиотеке. Они возникают из творчества библиотекаря, не знающего границ. Поэтому список нестандартных выставок всегда открыт для пополнения. Электронная выставка — это синтез традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способа подачи информации.      

Существует довольно большое количество различных графических редакторов. Некоторые из них — это приложения Windows (Paint), компонент текстового редактора Word (WbrdArt) или специальные программы для создания и обработки изображений (Microsoft Picture-It, Paint Shop Pro, PictureMan, CorelDRAW и др.). 

Предлагаем небольшой список специальных программ, которые можно использовать для работы с графическими файлами.

Paint Shop Pro 7.0 — Программа предлагает возможность создавать графические файлы с помощью всевозможных инструментов: кистей, мелков, карандашей, ручек, маркеров, краскопультов … Для каждого инструмента есть возможность установки параметра: толщина линии, прозрачность . Кроме того, программа предлагает работу с фотографиями: вы можете использовать фоторедактор для преобразования фотографии в гравюру, карандашный набросок, мозаику, тиснение . В программе можно создавать анимацию и воспроизводить файлы в виде «виртуального альбома» или галереи. Интерфейс программы на английском языке. 

PhotoImpact 7 — Программа предлагает возможность работать с фотографиями, создавать веб-страницы и графические файлы. Есть ряд инструментов и библиотека изображений для работы с векторной графикой. Язык пользовательского интерфейса — английский.  

CorelDRAW — это программный пакет. CorelDRAW включает библиотеку изображений (более 40 000 клипартов, 1000 фотографий, 1000 шрифтов и 450 настраиваемых шаблонов). Основные графические инструменты — это простые геометрические фигуры и линии. С помощью этого редактора вы можете создавать заголовки, логотипы и красивые рекламные копии. Программа поддерживает не только заливку стандартных объектов, но и заливку смешанными цветами, сложными узорчатыми текстурами. Язык интерфейса программы: в версии CorelDRAW 8 — русский, CorelDRAW 10 — английский.     

PictureMan Painter 2.0 — Программа предлагает три уровня сложности: от новичков до профессионалов. Содержит набор инструментов в зависимости от уровня сложности, фильтров и спецэффектов. Позволяет работать с готовыми изображениями. Однако при большом количестве данных он нестабилен. Язык пользовательского интерфейса — русский.    

«Веселая каллиграфия» — программа представляет собой учебник электронных рисунков для детей, но также может использоваться как графический редактор для дизайна в детских библиотеках. Отличные возможности для работы со шрифтами: для оформления букв доступны различные орнаменты, заливки и аппликационные формы. 

Электронная библиотека-выставка может быть создана в виде электронной презентации в формате PowerPoint. В настоящее время этот формат в основном используется для подготовки и проведения публичных презентаций: лекций, отчетов, новостей. Возможности этой программы позволяют создавать электронные выставки литературы, при этом первый слайд представляет весь набор выставленных публикаций, а все последующие — отдельные публикации и / или авторов. Визуальное пространство электронной выставки представлено иллюстративным материалом (обложки, развороты, иллюстрации, открытки, фотографии .). Текст, сопровождающий и отображающий визуальную строку, состоит из кавычек, аннотаций, биографических справок . Существуют особые рекомендации по размещению текстовой информации на экране. Эти рекомендации включают размещение заметок и справочных сообщений в верхней части экрана, а также использование различных эффектов для выделения элементов или фрагментов текста.       

Опыт создания электронных выставок позволяет дать некоторые рекомендации по анимированному оформлению текстов:

При использовании анимационных эффектов во фрагментах текста следует иметь в виду, что выставка электронной библиотеки может быть реализована в двух режимах: в бесплатном демонстрационном режиме и в демонстрационном режиме, управляемом пользователем. Эти режимы требуют разного времени отображения. 

Эффекты анимации удобнее использовать применительно ко всему тексту или его крупным фрагментам. «Машинный» принцип появления текста — по буквам — замедляет время, необходимое для отображения выставки, и утомляет зрение, если текст достаточно большой. 

При использовании традиционных (статических) рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения и удачно использовать цветовую палитру. В этом случае рекомендуется оставлять половину экрана пустой, когда на экране отображается графическое изображение вместе с текстом. Размер деталей должен соответствовать разрешению экрана и остроте зрения человека. Электронная передача информации требует осторожного использования цветов. Специалисты рекомендуют руководствоваться следующими принципами при выборе цвета:    

Красный и синий — самые привлекательные цвета, но синий мало пригоден для рисования небольших графических объектов, требующих максимальной резкости. Для этих целей используются желто-зеленый, желтый и оранжевый цвета, а синий цвет используется для акцентной подложки под выделенными графическими элементами. 

Желательно использовать цвет вместо светового контраста (яркости).

Темно-фиолетовые, темно-зеленые, лимонно-желтые, желто-зеленые и светло-розовые тона и их комбинации вызывают негативную реакцию и должны использоваться с большой осторожностью.

Электронные выставки для детей тоже имеют свои отличительные особенности. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает этот вид работы особенно привлекательным для детей и молодежи. Выставка в детской библиотеке может включать литературную викторину, которая поможет вам полностью раскрыть потенциал информационных технологий. Такая викторина, проводимая в формате PowerPoint, имеет существенные ограничения по сравнению с виртуальной игрой, созданной в формате HTML. В частности, сложно организовать подсчет очков, но при определенных условиях эту версию игры можно использовать.   

Стенд выставки как форма организации выставочной деятельности в библиотеке

В конце ХХ — начале ХХI веков в библиотеках и библиографических учреждениях России быстро развивались различные формы рекламы, в том числе билборды. Стенды для библиотек, их различных отделов и сфер деятельности, предназначенные для решения широкого круга научных и практических задач, c. стал очень популярным в последнее время. Выставочные стенды библиотеки не только выполняют сильную рекламную функцию, но также позволяют визуально представить основные компоненты библиотечной и библиографической деятельности, логику их развития и социальное влияние библиотечной и информационной деятельности . Благодаря стендам можно получить объективное, многогранное, «голографическое» представление об реальных сферах деятельности библиотек и библиографических учреждений, их подразделении в наглядной, легко воспринимаемой форме.       

Стенды могут быть созданы в соответствии с исследовательскими проектами, планы инновационной, научно-методической исследовательской работы могут в основном воспроизводиться на юбилейные, важные даты, время корпоративных, профессиональных мероприятий, акций, форумов, научно-практических конференций, семинаров, встреч, симпозиумов . Выделяет роль не только рекламно-информационная, но и дополнительный обучающий материал.

На стендах представлены не только таблицы, диаграммы, графики и статистические показатели. Создается информационная метафора, которая подразумевает глубокие слои библиотечной информации и библиографической деятельности. 

Библиотеки все чаще используют стенды для презентаций как формы научно-практических конференций.

Планирование стендовой презентации начинается с выбора инвентаря, за которым следует изучение предмета, подготовка материала, выставление, организация встреч, интервью и встреч. На стендах можно найти различные текстовые материалы: книги, распечатки текстов с массивов электронной информации, носители информации, дискеты, схемы, таблицы, слайды, магнитные ленты, пленки и др. Учреждение, его продукция и услуги. 

Постерная презентация должна быть не случайным набором, а целостной системой логически структурированных, актуальных, социально и профессионально ориентированных документов. Композиция должна быть привлекательной с точки зрения цветов, шрифтов и организации материалов. 

Эффективный вид рекламы в библиотеке — рекламные щиты (билборды). Направление рекламных щитов библиотечной и библиографической, рекламной и информационной деятельности рассматривается как очень многообещающее, особенно в контексте возможностей, предлагаемых компьютерной графикой и другими новейшими электронными технологиями. 

Важным преимуществом и особенностью книжной экспозиции по сравнению со многими другими видами библиотечной рекламы является прямая демонстрация самих документов на стенде, что дает читателям реальную возможность взаимодействовать с книгой. Читатель может взять издание с полки и ознакомиться с данными аффинной (внутрикнижной) библиографии — итоговой и конечной информацией, темой, номинальным и другими указателями, данными о коллективных и индивидуальных авторах, оглавлением, предисловие, библиографическое обеспечение и другие элементы справочно-поисковой системы. Такое предварительное знакомство с книгой делает интерес читателя более сфокусированным и позволяет решить вопрос о целесообразности дальнейшего обращения к соответствующей литературе.  

Небольшую книжную выставку можно организовать за очень короткое время, и она будет отражать только что опубликованные публикации, охватить все текущие темы, а пользователь получит нужный текст самым простым способом. Литература выставки может постоянно обновляться, дополняться и иным образом структурироваться. Выставка предлагает большой размах: от выставки одной, двух или трех книг до выставки сотен книг в специальных читальных залах. Объем, тип, содержание и оформление выставок зависят от широты проблемной области и материально-технических возможностей библиотеки и библиографического фонда.      

Стенд выставки предназначен для рекомендации группы книг группе читателей или, как говорят в теории рекламы, целевой группе. Понятие «группа книг» должно характеризоваться наличием сходства и связи между книгами, иначе внимание читателей будет рассеянным и важность общей рекомендации документов исчезнет. Такими единообразными концепциями текстов могут быть их новизна для читателя, общая тема или отдельный жанр. Новизна, как более общий фактор, определяющий влияние выставки, имеет следующие две характеристики: ограниченное время выставки и необходимость систематического обновления выставок. Оба момента связаны и так или иначе проявляются на каждой выставке.    

Увеличение количества одновременных выставок в самых разных их формах создает реальную возможность организовать целостную систему книжных выставок. В этой концепции есть два основных момента: а) организация выставок по всем направлениям фонда, чтобы дать читателю представление о лучших книгах (соответствующей целевой аудитории) по всем направлениям фонда; б) зависимость объема выставки и вида экспонирования документов от важности мероприятия (проблемная область выставки), необходимость поддерживать интерес в течение длительного времени или привлекать его в течение относительно короткого времени, от количества и качества экспонируемых Литература. Типы выставок разные по содержанию и оформлению. Выделим основные группы:    

Первая группа — это информационные книжные выставки. Сюда входит выставка новинок литературы и выставка «забытых», которых редко или никогда не спрашивают о книгах. 

Второй тип библиотечных выставок — тематические выставки, содержащие документы и материалы по определенной тематике.

Витрины выставочных стендов желательно делать простыми, но оригинальными, с креативными изобретениями. Практика показала, что на рекламных щитах наиболее заметен правый верхний угол. Здесь следует разместить содержательный слоган, содержащий самую важную информацию. Название выставки должно быть легко читаемым. Существуют специальные методы рекомендации статей из журналов, сборников и очерков. Вы можете выставить коллекцию, приложив карточку с библиографическим аналитическим описанием необходимой статьи и указанием страниц на обложке. Он также использует технику отображения открытой книги на странице, где начинается нужная статья. Также возможно предоставление фотокопии необходимого материала с указанием источника его публикации. Роль библиотекаря-библиографа — продвигать выставку с помощью разнообразных художественных и графических средств (включая богатые электронные и технические навыки). Особенно важно уметь выделить главное, учесть психологические особенности читателей. Качественная библиотечная выставка — это продукт творчества, своеобразная авторская работа. Следовательно, он должен быть «персонализированным» — указывать коллективных и индивидуальных авторов.           

Библиографическая составляющая выставок разнообразна и разнообразна. Действительно, выставка — это сложная форма работы в библиотечно-библиографическом учреждении, которая напрямую сочетает в себе документальную, фактологическую и библиографическую информацию. 

Заключение

«Времена меняют цену на все

И ни перышка, ни пуха от другого …

Но для людей это все еще как хлеб

Библиотека — это храм души и духа. «

В. Удалов.

В условиях постоянной модернизации, появления новых и совершенствования традиционных функций библиотеки все больше превращаются в информационные и образовательные центры. Доступность информации в современной библиотеке зависит не столько от количества информационных ресурсов, сколько от их качества и эффективности использования всего информационного ресурса библиотеки. При этом эффективность определяется не только количеством и разнообразием мероприятий, но и правильно выбранной стратегией, методологией и последовательностью их выполнения.  

Библиотека, используя в своей работе элементы музейной деятельности, трансформирует и формирует новый творческий стиль и более привлекательный для пользователей образ библиотеки. Цель трансформации — показать информационный, научный, образовательный и культурный потенциал библиотечных фондов. Другой логически связан — он привлекает внимание к многочисленным документам, которые могут быть использованы в образовательном процессе и в исследовательской деятельности пользователей.  

Библиотеки были и остаются одним из наших главных приоритетов. Особенно библиотеки в небольших городах и деревнях. В небольшом поселке библиотека — это не просто собрание книг, в котором вы можете брать что-то для чтения время от времени, но и центр нравственного воспитания с широким путем в мир красоты, культуры, литературы и искусства.  

Книжные выставки практически всегда являются своеобразной визитной карточкой библиотеки. По ним судят не только о фонде, но и о самом стиле работы. Выставка — это творческий взгляд на мир и тема выставки. Чтобы создавать привлекательные и интересные экспонаты, библиотекарь должен обладать особым даром.   

80% информации человек воспринимает через зрение. Наглядность в библиотечной деятельности всегда имела большое значение. Библиотекари стараются оформлять выставки не просто как часть интерьера, а как работу, привлекая внимание к средствам, рекомендуя лучшее и продвигая художественные вкусы читателей.  

Книжные иллюстративные выставки — традиционная и наиболее доступная форма работы , дающая возможность творчески подходить к популяризации и раскрытию документальных фильмов . К сожалению, в последнее время в библиотечных выставках не всегда много разделов, не хватает места для расширенных экспозиций. Однако библиотекари стараются использовать высочайший уровень фантазии и эстетики в оформлении каждой выставки, тематической полки.     

Эффективность выставочной деятельности библиотек во многом основана на четком читательском подходе, актуальности тематики библиотечных выставок, оригинальности подходов к раскрытию проблем выставки, а также отбору литературы.

Эффективность библиотечных выставок обычно оценивается путем подсчета количества выданных документов и документов, выданных с выставки. Документы, взятые с выставки читателями, заносятся в лист ежедневной статистики и, соответственно, в дневник учета труда. На художественных выставках принято вести книгу или записную книжку рецензий (копию обычно оставляют в библиотеке, а оригинал выдают автору представленных работ).  

Существуют специальные методики изучения эффективности выставок. В библиотечных исследованиях внимание в настоящее время уделяется отношению пользователей к библиотеке и индивидуальным методам работы. Используются методы опроса, анкетирования. Это очень эффективно, поскольку позволяет выявить разное отношение к разным выставкам и учесть предложения и пожелания читателей.   

Список литературы

Самсонов А.М. Знание и запоминание: диалог историков и читателей. / А.М. Самсонов. — М .:        

Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: Учеб. Метод. Пособие / В.А. Бородин — М .: Ливерия, 2004 — 168 с.   

Домаренко, Е.В. Культурно-развлекательная деятельность библиотеки: научно-практическая. Пособие / Е.В. Домаренко — М .: ЛИБЕРЕЯ-БИБИНФОРМ, 2006 — 80 с.   

Ефремова Н. Есть ли перспектива? : Развлекательная деятельность современной библиотеки / Н. Ефремова // Библиотека — 2002 — № 2 — с. 18-21.     

Инькова, Л. Креативлабор: Стоит обратить внимание на: инновационная форма общения: опыт работы / Л. Инькова // Библиотека — 2009 — № 7 — стр. 62-63с.  

Козаева, О. «Мы творим историю»: патриотическое воспитание, программные мероприятия: опыт работы / О. Козаева // Библиотека — 2009 — № 3 — с. 24-29.  

Лосева, М. Эстетика — это не излишество, а принцип воздействия: формирование художественного вкуса; Опыт массовой работы / М. Лосева // Библиотека — 2009 — № 7 — с. 39-42.       

Массовая работа с читателями в CLS : метод. Реки. / Положение дел. б-ка ты. В И. Ленин; комп. С.Г. Матлина. — М .: 1988 — 72 с.                

Мелентьева Ю. П. Сельская библиотека: проблемы и перспективы развития: научный метод. Руководство. / Ага. Мелентьева — М .: Верлаг «Либерия», 2003. — 96 с.      

Олзоева, Г.К. Массовая работа библиотеки: Учебное пособие. Пособие / Г.К. Олзоева — М .: ЛИБЕРИЯ-БИБИНФОРМ, 2006 — 120 с.    

Рудишта Т. «… тоже заснеженные книги»: выставочные работы в библиотеке / Т. Рудишина // Библиотека в школе. — 2000. — № 6. — С. 8-9. 

Седова, С. «Трудно» не значит «безнадежно»: восстановительная (реставрационная) роль библиотеки; Организация работы с детьми из «группы риска» С. Седова // Библиотека — 2009 — № 12 — с. 23-28.         

Смелова О.И. Браво, огромная работа! : Опыт работы. / О.И. Смелова // Библиотека — 2003 — № 2 — с. 16-17.    

Интернет-источники

Бердникова И.И. Экскурсия с комментариями : Сборник книжных выставок / И.И. Бердникова // Библиотека в школе. — 2004. — № 6. — С. 48 — 51.      

Збаровская Н. Что такое выставочная деятельность библиотек / Н. Збаровская // Библиотека в школе. — 2006. — № 13. — С. 19 — 28.      

Андреева М. Агния Барто : встреча на выставке / М. Андреева, М. Короткова // Библиотека в школе. — 2006. — № 1. С. 25-2.