Для связи в whatsapp +905441085890

А. Козлов — Философ-идеалист

Он родился в Москве в 1831 году; был внебрачным сыном помещика И.А. Пушкина, приходившегося дальним родственником поэту А.С. Пушкину, и вольноотпущенной крестьянки. Вскоре после рождения сына его мать вышла замуж за канцеляриста А.П. Козлова, от которого философ получил свою фамилию. В 1838 году, когда Алексею было 7 лет, умерла его мать, и отчим оставил его на попечение тетки. С 1843 года Козлов учился в 1-й московской гимназии, а в 1850 году поступил вольнослушателем на физико-математический факультет Московского университета. Проучившись там около года, он перевелся на историко-филологический факультет, а в 1856 году окончил университет со степенью кандидата[1]. Во время учебы Козлов заинтересовался идеями материализма и социализма; наибольшее влияние на него оказали работы Л. Фейербаха и Ш. Фурье[2]. По окончании университета он женился на крестьянке и устроился на работу преподавателем русского языка и литературы в Константиновский горный институт. Вскоре его брак распался, и Козлов сошелся с Марией Александровной, дочерью помещика Александра Александровича Челищева, однако его первая жена почему-то не захотела дать ему развод, из-за чего его дети от второго брака (в частности, сын С. А. Алексеев) не могли носить фамилию отца.

Ко времени преподавания в Горном институте относится начало литературной деятельности Козлова. Основным предметом его интересов в это время была политическая экономия; его статьи на экономические темы (например, «О кредите в банках», «Об управлении хозяйством города Москвы», «О финансовом состоянии России») печатались в «Московских известиях», «Московском вестнике», «Дне», «Финансовом вестнике»[2], «Вестнике промышленности», «Отечественных записках»[3]. Обладая активным характером, Козлов проявлял склонность к пропаганде социалистических идей; преподавая в Горном институте, он излагал социалистические идеи своим студентам, из-за чего в 1861 году был вынужден оставить преподавание. Козлов имел многочисленные связи в революционной среде, был близок к Н.А. Ишутину, с 1858 года находился под надзором полиции и неоднократно вызывался на допросы[4]. В 1866 году он был арестован по подозрению в причастности к делу Каракозовского, а затем к организации революционного общества и содержался в Петропавловской крепости. Однако ему удалось доказать свою невиновность, и после 6 месяцев заключения он был освобожден и подвергнут неофициальному надзору и запрету жить в столицах. Козлов покинул Москву и поселился в деревне Машарово Калужской губернии в имении своего тестя, где занимался сельским хозяйством, а затем устроился управляющим лесным хозяйством в имении крупного фабриканта во Владимирской губернии[1].

Живя в деревне, Козлов начал серьезно интересоваться философией; толчком к этому послужило знакомство с книгой Я. Фрауэнштадта «Письма о философии Шопенгауэра». Это произошло примерно в 1872-1873 годах, когда Козлову было уже за 40 лет. Увлекшись философией Шопенгауэра, он стал его горячим последователем и решил заняться пропагандой его идей. С этого времени Козлов начал систематически изучать философию и выпускать философские публикации в прессе. Первой его работой стало двухтомное изложение труда последователя Шопенгауэра Э. Гартмана «Философия бессознательного». Затем последовали критические статьи в журналах, а в 1876 году вышла его первая самостоятельная книга «Философские исследования», в которой он отстаивал идею философии как строгой науки. В 1876 году Козлова пригласили занять кафедру философии в Киевском университете, и в том же году он начал читать там лекции. В 1881 году он защитил магистерскую диссертацию на тему «Метод и направление философии Платона», а в 1884 году в Санкт-Петербурге защитил докторскую диссертацию на тему «Генезис теории пространства и времени Канта» и получил звание профессора[2].

А. Козлов - Философ-идеалист
А. Козлов — Философ-идеалист

Философ-идеалист

Преподавая в Киевском университете, Козлов развил бурную литературную деятельность. Его публикации в журналах были в основном критическими и полемическими по стилю, что сделало его известным философским публицистом. Неудовлетворенный узким кругом университетских публикаций, в 1885 году Козлов начал издавать собственный журнал «Философский трехмесячник», который стал первым чисто философским журналом в России[2]. Журнал от начала до конца был составлен самим Козловым и не принес ему никакой материальной выгоды. К этому времени относится перемена в философских взглядах Козлова: неудовлетворенный шопенгауэровской метафизикой воли, он стал искать других оснований для своего мировоззрения и с этой целью обратился к учению Г.В. Лейбница и его последователей. В 1880 году он познакомился с одной из работ немецкого философа Г. Тейхмюллера, которая произвела на него сильное впечатление; после защиты докторской диссертации он начал систематически изучать труды этого автора и вскоре стал его горячим последователем. В статье, посвященной Тейхмюллеру, Козлов назвал его «звездой первой величины» и призвал русских и европейских философов учиться у него. 5] Собственное учение Козлова, изложенное им в более поздних работах, полностью воспроизводит основные идеи Тейхмюллера[6].

Сергей Алексеев-Аскольдов.
В 1886 году деятельность Козлова была прервана тяжелой болезнью: он перенес апоплексический удар, после которого у него была парализована половина тела. Философ был прикован к креслу и вынужден был отказаться от преподавания в университете. Несмотря на это, он продолжал свою философскую и литературную деятельность; не имея возможности писать от руки, он начал диктовать свои произведения. Именно в этот последний период жизни появились его самые значительные произведения[2]. К этому времени окончательно оформилось собственное философское мировоззрение Козлова, основанное на учении Тейхмюллера и названное им панпсихизмом. В 1888 году Козлов начал издавать философско-литературный сборник «Собственное слово», в котором развивал свое учение и полемизировал с противоположными взглядами. Центральное место в этом издании занимали «Разговоры с петербургским Сократом», написанные в форме философских диалогов под именем Платона Калужского; главным героем диалогов, развивавшим идеи автора, был некий Сократ с Песковым, а его оппонентами — персонажи из романов Достоевского[1]. Всего с 1888 по 1898 год вышло пять выпусков «Своего слова». В 1891 году Козлов переехал с семьей в Петербург, где вокруг него образовался небольшой философский кружок, который посещали, в частности, его сын С. А. Алексеев-Аскольдов и Н. О. Лосский. Философ умер от воспаления легких в Петербурге в 1901 году и был похоронен на Волковом кладбище.

Из Брокгауза и Ефрона

Козлов называет свое философское мировоззрение панпсихизмом. Краеугольным понятием в нем является понятие бытия. Оно формируется не путем абстракции, а его источником является изначальное сознание. Будучи простым и непосредственным, это сознание представляет собой три области: сознание содержания, сознание формы и сознание нашей субстанции. Все они дают материал для образования понятия бытия, но само это понятие представляет собой особую группу сознания, а именно: формы или способы отношения между элементами первоначального сознания. Таким образом, понятие бытия имеет своим содержанием знание нашей субстанции, ее деятельности и содержание этой деятельности в ее единстве и отношении друг к другу. Всякое познание опирается, в конце концов, на познание самого себя. Мы переносим это понятие на другие субстанции. При размышлении о бытии и сущности реального мира время должно быть полностью исключено и никоим образом не вводиться в наше представление о мире. Время, помимо акта мышления и представления субстанций, не имеет никакого значения и полагается только ими. Первая клеточка идеи времени возникает из сравнения содержания воспоминания с содержанием настоящего представления, пока оба эти содержания относятся к одному и тому же я и признаются одинаково реальными или данными в нашей действительной деятельности. Затем время вступает в субъективную стадию своего развития, и здесь оно представляет собой форму, в которой наше Я понимает, распределяет и объединяет в своем содержательном единстве свои собственные акты воспоминания, настоящего ощущения и ожидания. Наконец, на объективной стадии развития время выводится из субъективной сферы наших состояний и деятельности и становится формой для распределения во временной перспективе объектов, то есть содержанием нашей деятельности созерцания, представления и мышления в их абстрактной форме. Точно так же К. выводит идею пространства, отказывая ему в реальности. Образование этой идеи нельзя объяснить посредством ассоциации, так как такое объяснение впадает в ложный круг [Не свободна от этой логической ошибки и попытка самого Козлова объяснить происхождение времени из таких, между прочим, элементов, как память, которая уже предполагает время. Вл. S.].

Развитие идеи пространства проходит через стадии субъективного, объективного и геометрического пространства. В этом процессе развития главную роль играет наша мыслительная деятельность, так что основные свойства, которые мы мыслим в идее пространства, на самом деле являются признаками не пространства, которое само по себе не имеет реальности, а нашей мыслительной деятельности, которая создает эту идею на основе ощущений. Если пространство и время не существуют сами по себе, то и все, что находится в пространстве и времени, не существует в реальности. Существует только духовный мир, то есть духовные субстанции с их деятельностью и отношениями, а наши тела и весь материальный мир — это только знаки этих духовных субстанций, их деятельности и отношений. Таким образом, мир, который мы себе представляем, есть мир знаков, которые строятся по законам представления и мышления и в этом отношении подчиняются всеобщим и неизменным законам изобразительной деятельности, коренящимся в самой природе нашей субстанции. Ввиду этого такие знаки дают основание с полной уверенностью заключить об истинно существующем мире субстанции. Наука едина, а ее высшая, истинная форма — философия; существующее деление одной науки на многие условно и основано на частной точке зрения, имеющей в виду удобство изучения.

Излагая свою доктрину, Козлов постоянно рассматривает противоположные направления и часто посвящает им целые критические очерки. Особенно подробно он останавливается на Юме и Канте.

Беседы с петербургским Сократом

это главный труд русского философа-духовника А. А. Козлова, содержащий систематическое изложение его взглядов. Работа написана в форме философских диалогов, центральным персонажем которых является некий Сократ Песков, излагающий собственные взгляды автора. Диалоги, подписанные псевдонимом Платон Калужский, были опубликованы с 1888 по 1898 год в журнале Козлова «Его слово». Философские взгляды, выраженные в них, представляют собой разновидность спиритуализма или метафизического персонализма и развивают основные идеи Г. Тейхмюллера; от произведений последнего «Беседы» отличаются простотой изложения и достоинствами художественного стиля[1]. По оценке П.Е. Астафьева, творчество Козлова «по своей глубине, стройности, тщательности и силе выражения напоминает создание философской мысли в лучшую пору ее развития» Алексей Александрович Козлов, выпускник историко-филологического факультета Московского университета, был преподавателем русского языка и литературы и энергичным публицистом. В молодости он увлекся революционными и социалистическими учениями и даже отсидел в Петропавловской крепости. Будучи высланным из столиц, он поселился в имении своей жены в Калужской губернии и занялся земледелием. Здесь, в возрасте 40 лет, Козлов заинтересовался философией Шопенгауэра и начал систематическое изучение философии. Будучи человеком очень энергичным, он быстро освоил предмет и в 1876 году начал преподавать философию в университете Святого Владимира в Киеве, а в 1879 году, в возрасте 48 лет, получил звание профессора. В эти годы Козлов опубликовал свои первые философские работы, которые в основном были посвящены историко-философским вопросам. Сначала Козлов был сторонником Шопенгауэра, но со временем стал отдавать предпочтение метафизике Лейбница и его последователей, среди которых первое место он отдавал дерптскому профессору Г. Тейхмюллеру. В 1886 году философ перенес апоплексический удар, в результате которого одна половина его тела была парализована. Лишившись возможности самостоятельно передвигаться, Козлов оставил преподавание и сосредоточил все свои силы на литературной деятельности. По свидетельству Е. А. Боброва, болезнь не ослабила душевных сил философа; лучшие произведения Козлова появились именно в этот период жизни[1]. В 1888 году он начал издавать философский журнал «Свое слово», все статьи которого, под разными псевдонимами, были написаны им самим. Центральным разделом журнала были «Беседы с петербургским Сократом» — философские диалоги, в которых Козлов развивал свое новое мировоззрение, основанное на идеях Тейхмюллера. Свое учение Козлов назвал панпсихизмом; ключевой идеей этого учения была субстанциональность человеческого «Я», которое рассматривалось как модель всего субстанционального. В «Беседах» основное внимание уделялось проблемам теории познания и метафизики, подробно рассматривались понятия бытия, субстанции, пространства и времени. Идеи автора излагал главный герой диалогов, Сократ с Песковым, а его собеседники, заимствованные из романов Достоевского, отстаивали альтернативные философские взгляды. Всего с 1888 по 1898 год было опубликовано пять выпусков «Его слова», содержащих 18 «Бесед»[3].

Идеи Козлова

«панпсихизм» был введен итальянским философом XVI века Франческо Патрици. Термин состоит из двух греческих слов: παν (все) и ψυχή (душа или сознание). Философы расходятся во мнениях относительно каждого из этих двух компонентов термина, поэтому не существует общепризнанного точного значения термина «панпсихизм». Некоторые сторонники панпсихизма утверждают, что буквально все объекты и системы объектов во Вселенной обладают сознанием. Другие сторонники панпсихизма считают, что сознанием обладают только определенные широкие классы объектов. Кроме того, панпсихизм не дает четкого определения того, что такое сознание, и в этом отношении он не имеет преимуществ перед другими подходами к сознанию[4].

Большинство панпсихистов рассматривают человеческое сознание как уникальный высокоразвитый феномен, имеющий нечто общее с сознанием животных, растений и неодушевленных предметов, но значительно превосходящий его. В то же время остается неясным, что именно общего у человеческого сознания с сознанием животных, растений и неодушевленных предметов. Таким образом, панпсихизм — это не четкая, последовательная концепция, а общий подход, своего рода метатеория сознания.

Панпсихизм следует отличать от тесно связанных с ним концепций[4]:

Анимизм;
гилозоизм;
Пантеизм;
панентеизм;
Пан-экспериментализм.
Из перечисленных концепций только панэкспериментализм можно считать истинным панпсихизмом. В настоящее время именно пан-экспериментализм чаще всего рассматривается философами как современная форма панпсихизма; все остальные перечисленные концепции либо устарели, либо не имеют отношения к панпсихизму[4].После конца эллинизма и упадка стоицизма в Европе воцарилось монотеистическое религиозное мировоззрение. Поскольку панпсихизм в корне противоположен монотеистической христианской догме, на протяжении веков он находился в упадке на европейской земле. Дальнейшее развитие панпсихических доктрин в этой части земного шара началось лишь в эпоху Возрождения. Пять крупнейших философов эпохи Возрождения были сторонниками панпсихизма: Джероламо Кардано, Бернардино Телезио, Франческо Патрици, Джордано Бруно и Томмазо Кампанелла[4].

Джероламо Кардано

Джероламо Кардано
Джероламо Кардано был первым европейским философом эпохи Возрождения, выдвинувшим панпсихическую философскую концепцию[4]. Он считал, что во Вселенной существуют три неизменных принципа: материя, пространство и мировая душа (anima mundi), обитающая везде и нигде. Именно через мировую душу обеспечивается единство Вселенной. В то же время он отрицал идею сотворения Вселенной Богом из ничего. По мнению Кардано, «нет большой разницы между человеком, лошадью или собакой», но человек стоит на вершине животного мира, поскольку наделен активным разумом (mens или anima intellectiva), который является частью мировой души. Mens — это вечная нематериальная субстанция, содержащая в себе разум всех существующих людей и людей, которым еще предстоит родиться. Отношение индивидуального активного разума человека к коллективному разуму подобно отношению солнечного луча к солнцу. Онтология Кардано соответствует не только панпсихизму, но и пантеизму.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теория «идеального государства» Платона: современный взгляд — «Государство» Платона
  2. Философская антропология в системе знаний, ее предметное поле и методы
  3. Огюст Конт и его философия
  4. Постиндустриальное общество. Теории постиндустриализма и информационизма
  5. Принцип работы индийского схоласта
  6. Системно-структурный подход, его возможности и ограниченности в понимании мира
  7. Обобщение сведений о металлургии в трудах Агриколы и Бирингуччо
  8. И. А. Ильин: философия политики
  9. Н.С. Трубецкой о туранском элементе в русской культуре
  10. Пифагорейская школа