Для связи в whatsapp +905441085890

Теория «идеального государства» Платона: современный взгляд — «Государство» Платона

Проблема государственности была, есть и остается одной из самых сложных и противоречивых проблем человечества. Многие люди на протяжении тысячелетий пытались понять, каким должно быть государство «в идеале». При этом одни считают, что лучший вид государства — это сильное, боевое государство с хорошей экономикой, а другие — государство, в котором каждый человек чувствует себя вполне свободным и счастливым. Таким образом, проблема общественного и государственного устройства перерастает в проблему понимания добра, человеческих ценностей и личной свободы. Эти вопросы лежат в основе трактата Платона «Государство».

Платон (427-347 гг. до н.э.) происходил из семьи афинских дворян, получил хорошее образование, много путешествовал, а затем основал в Афинах собственную философскую школу, с которой провел последние 20 лет своей жизни. Платон считается «отцом» политической науки. В течение его долгой жизни его взгляды претерпели значительные изменения. Если в ранних работах «Апология Сократа», «Протагор», «Кратон» преобладают взгляды и метод Сократа — рационализм, то в более поздних — «Государство», «Политика», «Парменид», «Законы» — прослеживаются религиозно-мифологические мотивы. Главным в учении Платона является его идея о двух мирах — мире идей и мире явлений. Мир идей был истинным бытием, вечно стабильным и неизменным божественным проектом изменения человеческого мира, мир явлений был чем-то воображаемым, подвижным, искаженной копией мира идей.

После Платона прошло всего 9 лет до битвы при Херонее и Панэллинского конгресса в Коринфе, который ознаменовал конец политической независимости Греции.

Новой эпохой стал эллинизм, период великого рабства с его огромными военно-монархическими империями, поглотившими старый классический полис. Платон ничего не знал о грядущей великой эпохе. Но, как и все принципиальные люди своего времени, он отчаянно искал выход из социально-политических условий, которые его окружали. Утопия оказалась для него выходом.

В политической науке «Утопия» Платона является одной из самых известных. Она представляет собой как отражение ряда реальных черт современных Платону государств, таких как Египет, так и критику ряда недостатков греческого полиса, рекомендуя вместо него отвергнутый идеальный тип общежития.

В мировоззрении Платона его взгляды на государство и общество занимают очень важное место. В нем сочетаются философский идеализм и интерес к социальным отношениям. Вопрос о совершенном сообществе и его сохранении в условиях человеческого общества — один из самых важных для Платона. Социально-политическим вопросам Платон посвятил два произведения: трактаты «Государство» («Полития») и «Законы» (следует отметить, что эти произведения отнюдь не равнозначны; если в первом идеал жестко противопоставлен несовершенной реальности, то второе произведение более «компромиссное», в нем сделан ряд уступок требованиям действительности).

Согласно Платону, существующие несовершенные формы государственности предшествовали идеальной форме общинной жизни глубокой древности. В то время боги правили отдельными регионами, а общество имело все необходимое для жизни, не было войн, люди были свободны. Однако брать этот период в качестве примера нельзя — современные реалии не позволяют. Идеальный тип государства у Платона — негативный, где все движется материальными стимулами. К этому отрицательному типу Платон относит все существующие государства: «Каким бы ни было государство, в нем всегда есть два враждебных друг другу состояния: одно — государство богатых, другое — государство бедных».

Теория «идеального государства» Платона: современный взгляд - "Государство" Платона

«Государство» Платона

Несколько работ Платона посвящены социальным и политическим вопросам: трактат «Государство», диалоги «Законы», «Политик». Все они написаны в довольно необычном жанре — жанре диалога между Сократом и менее известными греческими философами, например, Главконом, Адимантом, Цефалом. Платон в своих произведениях говорит о модели «идеального», лучшего государства. Эта модель — не описание какого-либо существующего порядка или системы, а модель такого государства, которого нигде не было, но которое должно появиться, то есть Платон говорит об идее государства и создает проект или утопию. Это не означает, что автор не пытался повлиять на государственный контроль. В то время на Сицилии, в Сиракузах, властвовали тираны, и Платон даже не пытался образумить развращенного Дионисия, остановить деспотизм и кровопролитие в Сицилии, что закончилось весьма плачевно: афинского философа даже не изгнали из города, а один раз чуть не продали в рабство. Так позорно закончилась попытка упорядочить работу правительства на основе разума.

Идеальное государство трактуется Платоном как реализация идей и максимально возможное воплощение мира идей в земной социальной и политической жизни — в полисе. Создавая идеальное общество, Платон проводит аналогию между справедливым человеком и справедливым государством. Так, трем основам (частям) человеческой души — рациональной, свирепой и жадной — соответствуют три аналогичные основы — совещательная, защитная и деловая, а им соответствуют три класса — правители, воины и производители (ремесленники и крестьяне).

Справедливость заключается в том, чтобы каждая из основ занималась своими делами и не вмешивалась в дела других. Более того, справедливость требует правильного иерархического подчинения этих основ для блага целого: разумный элемент (т.е. философы, носители этого элемента) должен доминировать; мрачный элемент (т.е. воины) должен быть вооружен для защиты и подчинен первому элементу; эти две основы господствуют над элементом удовольствия (ремесленники, крестьяне и другие производители), которые «по природе своей жаждут богатства».

Идеальное государство Платона — это справедливое правление лучших и благороднейших. Таким образом, лучший вид политии — это когда среди правителей выделяется один правитель — монархия, когда несколько правителей — аристократия.

Философия истории Платона — от идеальной коммунистической республики, управляемой философами в его «Государстве», до космического духа в «Тиме», управляющего природой, обществом и человеком, — по сути, является развертыванием идей Сократа о роли человеческого знания и умения в жизни социального государства и в развитии всемирно-исторического процесса. Так, в «Тиме» ум представлен как создатель всего сущего. Этот вывод следует из анализа смены форм правления, приведенного в работе «Государство». Но анализируя различные формы государства Платона, исследователи не замечают, что по содержанию он делит их на два основных типа — коллективистские и индивидуалистические. Первая имеет три формы — форма аристократической республики, аристократической монархии и тимократии. Второй тип также представлен тремя формами — олигархией, демократией и тиранией. В древнем обществе государство и общество еще не были так четко разделены, фактически и теоретически, как это произошло позднее. Каждый народ полиса имел свою собственную полисную организацию. Различие между полисами (а только Аристотель описал 36 греческих полисов, хотя до нас дошло только описание афинского полиса) выражалось в основном в форме правления, поэтому ученые добросовестно изучали формы древних государств и мало обращали внимания на их различия по типу существовавших отношений — индивидуалистические и коллективистические.

Негативные формы правления

Платон противопоставляет идеальный (аристократический) полис остальным четырем. В своем трактате «Государство» Платон пишет, что основной причиной разложения обществ и государств (которые когда-то, во времена «золотого века», имели «совершенную» систему) является «господство эгоистических «интересов», определяющих поступки и поведение людей». В соответствии с этим главным недостатком Платон делит все существующие государства на четыре разновидности, в порядке ухудшения государственности, «извращения» совершенного типа, увеличения «эгоистических интересов» в их системе.

(1) Тимократия — власть честолюбивых людей, согласно Платону, все еще сохраняет характеристики «идеальной» системы. Похоже, что когда появляется частная собственность на землю и дома, происходит превращение свободных в рабов. Это приводит к вырождению идеальной аристократии и появлению тимократии. «Там будут бояться назначать мудрецов на государственные должности, потому что больше не будет прежних простодушных и прямодушных людей, будут склоняться на сторону тех, кто свиреп духом, а также тех, кто проще — рожденных для войны, а не для мира, будут лелеять военные хитрости и обманы, потому что это государство будет вечно в состоянии войны». В таком государстве правители и воины были свободны от сельскохозяйственного и ручного труда. Большое значение придавалось занятиям спортом.

Людям в этом состоянии были свойственны жадность, грубость и стяжательство. Наслаждениям, пишет Платон, они предаются тайно, «убегая от закона, как дети от старого отца, ибо воспитаны силой, а не убеждением». Платон ненавидит войны, особенно между эллинами.

Уже заметно стремление людей к обогащению, и «с помощью женщин» спартанский образ жизни трансформируется в роскошный, что определяет переход к олигархии.

2) Олигархия — «система, основанная на подсчете собственности». В олигархическом государстве уже существует четкое разделение на богатых (небольшой правящий класс) и бедных, которые не участвуют в управлении и позволяют правящему классу жить абсолютно беззаботно. В этом государстве как будто существует два государства: одно для бедных, другое для богатых. У бедных возникает ненависть к ленивым богачам, что приводит к государственному перевороту и введению демократии

(3) Демократия. «Демократия, по моему мнению, — пишет Платон, — осуществляется тогда, когда бедные, одержав победу, уничтожают одних своих противников, изгоняют других, а остальных уравнивают в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что в демократическом строе делается в основном по жребию. В этом состоянии есть «полная свобода, открытость и возможность делать то, что хочется». В таком обществе к власти может прийти человек, не обладающий способностями к управлению и не отличающийся добродетелью, но он будет в почете, только если найдет расположение толпы.

Однако демократия «опьяняет свободой в неразбавленном виде», она еще больше усиливает разделение бедных и богатых классов общества, возникают беспорядки, кровопролитие, борьба за власть, что может привести к худшему государственному строю — тирании.

(4) Тирания. Согласно Платону, определенное действие, если его совершать слишком часто, приводит к противоположному результату. Так и здесь: Избыток свободы в демократии приводит к тому, что государство вообще не имеет свободы и живет по прихоти одного человека, тирана. «Из крайней свободы вырастает величайшее и жесточайшее рабство». Тирания — это худший вид государственного устройства, где царит беззаконие, уничтожение более или менее выдающихся людей, подозрение в свободомыслии и многочисленные казни под надуманным предлогом измены, «очищение» государства от всех, кто смел, щедр, богат.

С точки зрения своего идеального государства, Платон делит существующие формы государства на две большие группы:

  1. Допустимые формы государства
  2. Регрессивные — упадочный.

Разделение труда» в «идеальном» государстве

Платон противопоставляет негативные формы государственной власти своему видению «идеального» общественного устройства. Автор уделяет большое внимание определению положения правящего класса в государстве. По его словам, правители «идеального» государства должны быть исключительно философами, чтобы в государстве царили благоразумие и разум. Именно философы определяют благосостояние и справедливость государства, ибо их отличает «… Правдивость, решительное неприятие всякой лжи, ненависть к ней и любовь к истине». Платон считает, что любое нововведение в идеальном государстве неизбежно ухудшает его (нельзя улучшить «идеальное»). Очевидно, что именно философы будут защищать «идеальную» систему и законы от любых нововведений, потому что они обладают «…всеми качествами правителей и хранителей идеального государства». Поэтому деятельность философов ответственна за существование «идеального» государства и его неизменность. По сути, философы защищают других людей от порока, которым в государстве Платона является любое новшество. Не менее важно и то, что благодаря философам стол и вся жизнь «идеального» государства будет строиться по законам разума, мудрости, в ней не будет места душевным бурям и эмоциям.

Если в государстве Платона есть люди, которые занимаются законами и формированием государства, то естественно предположить, что есть и люди, которые занимаются исключительно сельским хозяйством и ремеслами. На самом деле, основной закон существования «идеального» государства заключается в том, что каждый член общества обязан выполнять только ту работу, к которой он приспособлен.

Автор делит всех жителей «идеального» государства на три класса. Низший класс объединяет людей, которые производят или способствуют производству необходимых для государства вещей; сюда входят все виды людей, занимающихся ремеслами, сельским хозяйством, рыночными операциями, деньгами, торговлей и перепродажей — это фермеры, ремесленники, купцы. Несмотря на то, что купцы и фермеры могут быть совершенно разными людьми, по мнению Платона, все они находятся примерно на одном уровне нравственного развития. Даже внутри этого низшего класса существует четкое разделение труда: кузнец не может заниматься торговлей, а купец не может по своей прихоти стать фермером.

Принадлежность ко второму и третьему классам, а это классы воинов-защитников и правителей-философов, определяется уже не профессиональными, а моральными критериями. Платон ценит моральные качества этих людей гораздо выше, чем моральные качества первого класса.

Таким образом, Платон создает тоталитарную систему разделения людей на классы, которая несколько смягчается возможностью перехода из класса в класс (это достигается путем длительного образования и самосовершенствования). Этот переход осуществляется под руководством правителей.

Важно отметить, что даже если среди правителей появляется человек, более подходящий для низшего класса, он должен быть «понижен» без сожаления. Таким образом, Платон считает, что для блага государства каждый человек должен заниматься тем делом, для которого он лучше всего подходит. Если человек будет заниматься не своим делом, а своим классом, это еще не губительно для «идеального» государства. Но если человек без причины превращается из сапожника (первый класс) в воина (второй класс), или из воина без причины в правителя (третий класс), то возникает угроза распада всего государства, поэтому такой «пропуск» считается «высшим преступлением» против системы, ибо для блага всего государства человек должен делать только то, для чего он лучше всего приспособлен.

Для обоснования иерархии в обществе Платон ссылается на миф, где бог, сформировавший людей, при рождении примешивал в тех из них, кто способен править, золото, а в их помощников — серебро, а в крестьян и ремесленников — железо и медь. Только в тех случаях, когда от золота рождаются серебряные потомки, а от серебра золотые потомки, Платон допускает переход членов одного класса в другой. Придуманный им миф заканчивается предупреждением о том, что государство погибнет, если его будет охранять железный или медный страж.

Актуальность трудов Платона в современном мире

Прочитав эти отрывки из восьмой главы «Государства» Платона, мы видим, что политическая жизнь России в ХХ веке развивалась скорее по Платону, чем по Марксу, а философия истории Платона имеет для человечества более важное эвристическое значение, чем марксистский миф об упразднении классов и государства. Для современной России философия истории Платона приобретает особую актуальность, если рассматривать идеи Платона не с позиции традиционно приписываемой ему циклично-круговой парадигмы философии истории (что во многом соответствует действительности) или линейно-прогрессивной парадигмы (элементы которой также встречаются в его работах), а с позиции бинарной парадигмы, к которой он, по крайней мере, неявно тяготел. Главное у Платона — это не смена форм государства: Формы являются лишь этапами развития одного и того же типа государства — коллективистского или индивидуалистического. Формы государства, описанные Платоном в блестящей литературной форме, долгое время скрывали от исследователей его творчества типичное содержание этих форм и диалектику их развития. Важнейшим философско-историческим открытием Платона является то, что он выделяет два типа развития государства и общества — коллективистский и индивидуалистический. Здесь Платон, как и Демокрит, полностью следует принципам бинарной диалектики инь-ян, которая уже была известна в Китае в то время. (Открытия Демокрита и Платона, однако, были сделаны без китайского влияния. По крайней мере, нет никаких доказательств такого влияния).

История России подтверждает платоновскую модель всемирно-исторического развития: здесь, как и в Древней Греции, уже тысячу лет идет борьба двух принципов — коллективистского и индивидуалистического — и сменяющие друг друга формы правления поразительно напоминают описанные Платоном. Россия тоже пережила три этапа коллективистского развития — аристократическая республика с вечевыми и земскими элементами, аристократическая монархия, ибо «царская Россия была … самым социалистическим государством в мире», и советская тимократия. В 1990-е годы характерные черты индивидуалистического развития в России проявились наиболее отчетливо. Под знаменем демократии Россия пережила олигархическое правление Ельцина и теперь стремительно движется к демократии или тирании.

Древнегреческие полисы — в форме аристократической республики, аристократической монархии и тимократии — в классический период своего развития были не менее социалистическими, чем российское государство до революции 1991 г. Платон жил в эпоху, когда эти коллективистские принципы в организации общества-государства в значительной степени закончились, а индивидуалистические формы правления — олигархия, демократия и тирания, свидетелем которых он был, не вызывали у него симпатий, поскольку разрушали главный принцип государственного устройства — принцип справедливости. Кстати, этот принцип лежал и в основе дореволюционного российского государственного строительства. Нарушение этого принципа всегда ведет к разрушению состояния общества и вырождению человека, и неважно, является ли общество коллективистским или индивидуалистическим.

Видя нарушение принципа справедливости во всех формах индивидуалистического общества и в тимократии, Платон ищет модель для своей коммунистической республики в ранних формах коллективистских государств — аристократической республике и в аристократической монархии. Это был период классическо-польской Греции, которая начала быстро распадаться после Пелопоннесской войны в первой половине IV века до н.э. и окончательно пала во второй половине того же века с македонским завоеванием. В этот трагический для классической Греции период, когда Платон «стремился идеологически восстановить давно ушедший молодой греческий полис и общественные взгляды далеких времен, предшествовавших молодому полису.» И главной моделью для его коммунистической республики была не египетская кастовая система, а ранняя история его собственного народа, который не знал длительного периода развития присваивающей экономики собирателей и охотников, а характеризовался производительным производством сельскохозяйственных общин.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Одна из важнейших категорий китайской философии
  2. Вера в разум. Наука логики в арабо-исламской философии
  3. Аристотель о душе, о человеке, о разуме
  4. Формы и уровни познания в гносеологии
  5. Период философии деятельности и период философии абсолюта в творчестве Фихте — Теория науки Фихте как основа его системы
  6. Философская антропология в системе знаний, ее предметное поле и методы
  7. Огюст Конт и его философия
  8. Постиндустриальное общество. Теории постиндустриализма и информационизма
  9. Принцип работы индийского схоласта
  10. А. Козлов