Для связи в whatsapp +905441085890

Человек, общество и природа: проблемы экологии — Проблемы экологии в философском рассмотрении

О единстве человека и природы. Со словом «природа» ассоциируются совершенно разные значения, но когда речь идет о природе вообще, без прямого определения, то, по мнению В. Соловьева, всегда подразумевается существенное и само по себе единое начало, которое само по себе порождает все. Этому соответствует этимологическое значение слова «природа», которое относится к началу творения или происхождению вещей. Поскольку природа порождает все вещи из самой себя, мы находим в ней основу всего: это их единственное общее основание. Само слово «природа» выражает генетический аспект происхождения человека, поскольку слово «природа» имеет общий корень со словами «добро» и «родить».

Человек живет на земле в своей тонкой оболочке — географической среде. Это та часть природы, которая особенно тесно взаимодействует с обществом и переживает его последствия. Географическая среда включает в себя не только реку, которая прямо или косвенно связана с деятельностью человека, но и канал, не только берег, но и плотину, не только лес, но и искусственный лесной пояс, а также поля, пастбища, луга, города и все другие населенные пункты, климатические и почвенные условия, минералы, растительный и животный мир.

Жизнь зародилась и развивалась в географической среде. История человечества является продолжением истории Земли; это, по мнению А.И. Герцена, две главы романа, две фазы процесса, очень далекие по краям и чрезвычайно близкие по середине. Географическая среда — это та часть природы (земная кора, нижние слои атмосферы, воды, почва и почвенный покров, флора и фауна), которая является необходимым условием общественной жизни и вовлечена в процесс социального бытия. Мы связаны с географической средой «кровными узами», и наша жизнь невозможна вне ее: это естественная основа человеческой жизни. Нет никакого разрыва между природными и социальными принципами, что, конечно же, не означает отсутствия качественной особенности. Несмотря на все качественные различия, общество остается частью более крупного целого — природы.

С момента появления общества на Земле происходят три типа процессов: естественные процессы в строгом смысле слова, специфические социальные процессы и процессы слияния, которые объединяют оба.

Диалектика взаимодействия природы и общества такова, что по мере развития общества его прямая зависимость от природы уменьшается, а косвенная зависимость от природы возрастает. Это понятно: по мере того, как человек узнает все больше и больше законов природы и на их основе перестраивает природу, он увеличивает свою власть над ней; в то же время, по мере развития общества, он вступает в более широкий и глубокий контакт с природой. Человек, как исторически, так и онтогенетически, постоянно общается, день за днем, с природой. По словам И.А. Ильина, так поступают крестьянин и лаборант, железнодорожная охрана и художник….. Каждый из них по-своему вступает в общение с природой. Каждый учится у него, каждый пытается приспособиться к нему, использовать его в своих целях, убеждать его, как он есть. И это прислушивание к убеждениям природы, это учиться у нее, это бережное преодоление и покорение, это для каждого духовно живого человека одна из радостей земной жизни. Так бывает, что природа просвещает его, улучшает его эстетические чувства с помощью своих красавиц, иногда наказывает, а иногда вознаграждает сторицей: И.Л. Ильин.

Человек, общество и природа: проблемы экологии - Взаимодействие общества и природы

Взаимодействие общества и природы

Любое общество преобразует географическую среду, используя достижения предыдущих эпох, а оно, в свою очередь, подобно передаче будущим поколениям, преобразует богатство природных ресурсов в средство культурно-исторической жизни.

Влияние общества на природу обусловлено развитием материального производства, науки и техники, социальных потребностей и характером общественных отношений. В то же время, в связи с возрастающим влиянием общества на природу, расширяется география окружающей среды, ускоряются некоторые природные процессы: накапливаются новые черты, перемещая их все дальше и дальше от первоначального состояния. Если современная географическая среда лишена своих свойств, которые были созданы трудом многих поколений, а современное общество находится в первоначальных природных условиях, то она не может существовать: Человек преобразовал мир, и этот процесс уже необратим.

Проблемы экологии в философском рассмотрении

Но географическая среда также оказывает важное влияние на развитие общества. История человечества является ярким примером того, как условия окружающей среды и форма поверхности планеты способствовали или препятствовали развитию человечества. Если на крайнем севере, в этой ледниковой стихии, человек вырвал средства существования из негостеприимной, суровой природы ценой болезненных усилий, в тропиках, в этом царстве ярких, ароматных цветов, вечной зелени, и сочных плодов, безудержное богатство блудной природы приводит человека, как ребенка, к суккору. Географическая среда как условие экономической деятельности общества может оказывать определенное влияние на экономическую специализацию стран и регионов.

Концепция биосферы

Природная окружающая среда общества не ограничивается географической средой. Качественно иной природной средой его жизни является сфера всего живого — биосфера, включая верхнюю часть земной коры, населенную организмами, воды рек, озер, морей и океанов, а также нижнюю часть атмосферы. Его структура и энергетические информационные процессы определяются прошлой и нынешней деятельностью живых организмов. На него оказывают влияние как космические, так и глубокие подповерхностные воздействия: это обширная природная биофизическая и биохимическая лаборатория, связанная с преобразованием солнечной энергии в «зеленую оболочку» планеты. В результате длительной эволюции биосфера развивалась как динамичная, внутренне дифференцированная система равновесия. Но она не остается неизменной; она продолжает развиваться как самоорганизующаяся система наряду с эволюцией вселенной и всех живых существ. История жизни на нашей планете свидетельствует о том, что не раз происходили глубокие преобразования, а качественная трансформация биосферы приводила к исчезновению различных видов животных и растений и появлению новых видов. Эволюционный процесс биосферы необратим.

Идея ноосферы

Наш выдающийся натуралист и мыслитель В.И. Вернадский, один из основоположников антропокосма, представляющего естественную (космическую) и человеческую (социогуманитарную) стороны объективной реальности в одном, изучал проблему перехода биосферы в ноосферу. Именно он ввел понятие «ноосфера». Эти идеи получили дальнейшее развитие, но в том же духе их развил П. Тейльярд де Шарден, а в нашей стране эти принципы развил А. Л. Чижевский в своем замечательном произведении «Земное эхо солнечных бурь».

В биосферу входят не только растения и животные организмы, но и человек: человечество является частью биосферы. А его влияние ускоряет процесс изменений в биосфере, оказывая на нее все большее и большее воздействие в сочетании с развитием науки и техники. С появлением человечества произошел переход к новому качественному состоянию биосферы — ноосфере (от греческого noos — дух, разум), которая представляет собой сферу живого и рационального. Таким образом, ноосфера — это не абстрактное царство разума, а исторически естественный этап развития биосферы, возникший, прежде всего, в результате роста науки, научного понимания и социальной работы человечества на ее основе. Можно сказать, что ноосфера — это новая особая реальность, связанная с более глубокими и всеобъемлющими формами трансформационного воздействия общества на природу. Это предполагает не только использование достижений естественных и гуманитарных наук, но и разумное сотрудничество государств, всего человечества, а также высокие гуманистические принципы отношения к природе — родине человека.

Экология (от греческого oikos — жилище, место обитания) — это наука о родине человека, об условиях жизни тех, кто ее населяет. В более строгом определении экология представляет собой сложную научную область, изучающую законы взаимодействия живых существ с внешними условиями их среды обитания для поддержания динамического равновесия системного общества-природы.

Хорошо известно, что человеческая деятельность является каналом, через который происходит постоянный «обмен веществ» между человеком и природой. Любые изменения в характере, направлении и масштабах человеческой деятельности являются основой для изменений во взаимоотношениях между обществом и природой. С развитием практически революционной человеческой деятельности возросла и степень вмешательства человека в естественные условия биосферы.

В прошлом использование человеком сил природы и ее ресурсов было во многом спонтанным: человек забирал у природы столько, сколько позволяли его собственные производительные силы. Но научно-техническая революция поставила новую проблему — проблему ограниченности природных ресурсов, возможного нарушения динамического равновесия установленной системы, и, в связи с этим, необходимость осторожного обращения с ними. Если прежний тип отношения общества к природе носил спонтанный (а чаще безответственный) характер, то новые условия должны соответствовать новому типу — отношению глобального, научно обоснованного регулирования, охватывающего как природные, так и социальные процессы, учитывающего природу и пределы допустимого влияния общества на природу с целью не только ее сохранения, но и воспроизводства. Теперь стало ясно, что влияние человека на природу должно осуществляться не вопреки его законам, а на основе его знаний.

Господство над природой

Видимое господство над природой, полученное в результате нарушения ее законов, может быть лишь временным успехом, приводящим к непоправимому ущербу как для природы, так и для человека: Мы не должны быть слишком польщены своими победами над природой, ибо каждая такая победа наказывается природой возмездием. Даже Ф. Бейкон сказал, что человек должен овладеть природой, подчинившись ей. Человек не только приспосабливается к условиям окружающей природной среды, но и во взаимодействии с ней постоянно приспосабливает ее, перестраивая в соответствии со своими потребностями и интересами. Однако влияние человека на природу приводит к нарушению установленного равновесия экологических процессов. Человечество сталкивается с глобальными экологическими проблемами, которые угрожают его собственному существованию: загрязнение атмосферы, истощение и деградация почвенно-растительного покрова, химическое загрязнение водных бассейнов. Таким образом, своими действиями человечество вступило в опасное и острое противоречие с условиями своей среды обитания.

Осознание возможности глобального экологического кризиса приводит к необходимости рационального согласования взаимодействий в рамках системных технологий — человек-биосфера.
Человек — Биосфера. Человек делает все больше и больше частей природы его окружающей среды, тем самым расширяя пределы своей свободы по отношению к природе, которая должна заострить его чувство ответственности за изменение воздействия на нее. Здесь философский принцип диалектики свободы и ответственности находит свое конкретное выражение: чем больше свобода, тем больше ответственность.

Этот принцип также имеет глубокий нравственный и эстетический смысл. Современная экологическая ситуация требует от человека такого отношения к природе, без которого невозможно решить практические проблемы, не говоря уже о совершенствовании человека как «части», рожденной самой природой. С его развитием, человек всегда имел не только рациональное, практическое, но и глубокое эмоциональное, моральное и эстетическое отношение к природе. Моральное отношение человека к природе обусловлено его нравственным отношением к человеку. Сама заповедь человеческого труда гласит: «Возделывайте природу, прилагая усилия для себя, для всех людей и для самой природы».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Полифункциональность эстетики
  2. Гносеология и круг ее проблем
  3. Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист и натуралист
  4. Понятие сущности и явления
  5. Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью
  6. Дени Дидро и его философия
  7. Жан Поль Сартр и его философия
  8. Философское знание и управление
  9. Вклад М.В. Ломоносова в горное дело и металлургию
  10. Философия диалога М.М. Бахтина