Для связи в whatsapp +905441085890

Гносеология и круг ее проблем — Проблема человека в истории философии: Античность, Средние века.

Древняя философия сформировала основные западноевропейские подходы к изоляции человека как отдельной и особой философской проблемы. Западная философия берет свое начало в Древней Греции и Древнем Риме. Уже в ионической природной философии (6-5 вв. до н.э.) была сделана первая попытка определить место человека в мире. Алкмеон из Кротона первым определил человека как существо, отличающееся от других животных тем, что только он способен понимать, в то время как другие воспринимают, но не понимают.

Согласно взглядам Протагораса (V век до н.э.), человек по природе голый, без одежды и безоружный. Он может поддерживать себя только благодаря Прометейскому огню, мудрости, дарованной Афиной, и общественному порядку, установленному Зевсом, основанному на позоре и справедливости. Эти качества человека развиваются благодаря постоянному стремлению преодолеть недостаток (Ксенофаны) и достичь изобилия (Демокрит).

И еще одна важная особенность древней философии. Формулируя принцип рационального мировоззрения, он пришел к открытию человека как самостоятельной ценности и признанию его права на деятельность и инициативу. Это сделало возможным, по словам А.Ф.. Лосев, «раскрыть внутреннее чувство, углубиться в собственную личность и сделать все вопросы объективного мироустройства вторичными» (Лосев А.Ф. «История древней эстетики: ранний эллинизм. М., 1979. с.12), что наглядно демонстрируют софисты, эпикурейцы, но прежде всего — Сократ.

Сократ по праву считается основоположником не только западноевропейской философии человека, но и этики. В первую очередь его интересовал внутренний мир человека, его душа и его добродетели. Сократ пришел к выводу, что «добродетель есть знание», а потому человек должен знать суть добра и справедливости, и тогда он не будет заниматься злыми делами. Доктрина человеческой души и разума занимает центральное место в философии Сократа, а самопознание человека — главная цель философии.

Плато, великий ученик Сократа, имел идею, что человек — это не только единство тела и души, но что душа — это вещество, которое делает человека человеком. Общая характеристика человека зависит от качества его души. По его словам, существует «иерархия душ», на первом месте которой — душа философа, на последнем — душа тирана. В чем причина такого странного расположения душ? Дело в том, что душа философа ближе всего к мудрости и восприимчива к знаниям. И это основные, существенные черты человека, отличающие его от животного.

Гносеология и круг ее проблем - Проблема человека в истории философии: Античность, Средние века.

Проблема познания в гносеологии

Проблемы познания: условия его возможности и адекватности, способы достижения истины, взаимосвязь научного и ненаучного познания, познания и опыта, то есть весь комплекс вопросов, касающихся познавательной реальности, изучаются гносеологией. Гносеология, или эпистемология, — это отрасль философии, которая имеет дело с природой познавательной деятельности, ее предпосылками и условиями достижения адекватного познания. Гносеология является частью философского знания, поэтому ее объектом является универсальная в системе «человек — мир». Однако гносеология рассматривает только познавательные аспекты этой взаимосвязи и раскрывает основные и универсальные условия познания.

Познание — ключевое понятие гносеологии. Этот термин может использоваться в различных значениях. Во-первых, познание часто интерпретируется как общая, существенная способность человека, которая отличает его от животных. В этом смысле познание — это одна из способностей человека, которая помогает ему адаптироваться к реальности в условиях неадекватности биологических приспособлений для выживания.

Во-вторых, познание можно понимать как творческий процесс приобретения знаний. В этом смысле познание — это своего рода культурная деятельность, которая происходит как на уровне отдельного человека, так и на уровне человечества в целом.

В-третьих, познание можно приравнять к знанию. В этом случае определяется конкретная человеческая деятельность и ее результат.

Гносеологию следует отличать от эпистемологии — отрасли эпистемологии, которая занимается только проблемами научного знания. Поскольку знание не может существовать только в научной форме, а эпистемология должна изучать природу любой познавательной деятельности независимо от характера знания, то неправильно идентифицировать гносеологию и эпистемологию.

Современные теории познания отличают следующие разделы:

доктрина условий надежности и адекватности познания;

доктрина истины, связь между истиной и ценностью, истиной и ошибкой, истиной и ложью.

теория различных видов знаний, их взаимодействия и взаимного влияния.

Теория познания, теория научного познания.

Доктрина знания как инструмент влияния, подавления или свободы.

В разделах, посвященных отношениям истина-значение, эпистемология имеет прямую связь с аксиологией; в разделе, посвященном знаниям как инструменту воздействия, с праксеологией; а проблема достоверности и адекватности знаний требует решения онтологических вопросов. Таким образом, гносеология, как и любая подполя философского знания, не существует в отрыве от других подполей и неотделима от них.

Гносеологические проблемы в философии и.Канта

В творчестве Канта есть два периода — предкритический (до 1770 года) и критический. Первый период характеризуется повышенным вниманием Канта к научным проблемам и научным и философским достижениям. Вкратце, его природа такова. Сначала. Молодой Кант восстановил диалектику противоречий и дал толчок ее дальнейшему развитию. До него, по словам Гегеля, «диалектика рассматривалась только как искусство растерянности и производства ошибок; она должна была играть в ложную игру, и что вся ее сила состояла только в плаще обмана, и в результате мы получили только умственные уловки и субъективную видимость … Кант поставил диалектику на более высокую позицию, отняв у нее кажущийся произвол, присущий обыденному взгляду…». /1, с.11/.

Будучи самым глубоким критиком метафизического рационализма, Кант пересмотрел доктрину противоречий. Он отметил, что в процессе восприятия природной мысли часто встречаются случаи, когда формальные логические законы идентичности и противоречия утрачивают свою силу. Это приводит Канта к выводу, что в реальной жизни существуют отношения, которые не могут быть поняты законами формальной логики. Чтобы доказать эту позицию, он написал статью (1763) «Опыт введения в философию понятия «отрицательные ценности»». В нем он впервые в современной философии обратил внимание на то, что противоречие, недопустимое в формальной логике, широко распространено в реальности, что реальное противоречие следует отличать от логического. Реальное противоречие не ограничивается отрицанием, оно всегда содержит в себе утверждение положительного знака или определения, и этим положительным определением парализует действие противоположного и положительного определения.

В работе «Новая теория движения и покоя» Кант опровергает метафизическую концепцию покоя как состояния абсолютной неподвижности и развивает идеи Галилея и Декарта об относительности движения и покоя. Отдых и движение являются не только относительными, но и реляционными. Другими словами, в природе нет абсолютно изолированных вещей, что все вещи связаны между собой взаимодействием.

Вторым великим достижением Канта в первый период является разработка им идеи развития мира, всемирной истории. В своей работе «Общая история природы и теория небес, или опыт представления структуры небес согласно ньютоновским принципам» он выдвинул гипотезу и обосновал происхождение Солнечной системы и других небесных тел из вращающихся туманных масс. То, что вселенная — это огромный механизм, было доказано Ньютоном. Но именно Кант впервые после космогонических идей Декарта осмелился утверждать и доказывать, что этот механизм возник в процессе естественной эволюции материи по механическим законам. Математические выводы из этой гипотезы были сделаны чуть позже Лапласом, и она вошла в историю науки под именем Кант-Лапласеяна. Благодаря этой гипотезе, механическая статика Ньютона стала естественной механической историей. Эта гипотеза подорвала одну из главных основ метафизического мировоззрения — идею конечности и неизменности мира. По Канту, вселенная бесконечна не только в пространстве, но и во времени, в своей истории.

Проблемы гносеологии в философии Нового времени

Гносеология, или теория знания, — это отрасль философского знания, которая исследует возможность человеческих знаний о мире, а также человеческих знаний о себе; исследует движение знаний от невежества к знанию; исследует природу знания как само по себе, так и по отношению к предметам, отраженным в этом знании.

Тенденции развития эпистемологии связаны с философией Нового времени. Начиная с XVII века интенсивно развиваются проблемы знания, которые в основном касаются методов познания и критериев истины (достоверности) знания.

В результате этих проблем образовалось 3 тока: Эмпиризм, рационализм и сенсационизм.

Эмпирика — направление в эпистемологии, признающее сенсорный опыт единственным источником достоверных знаний. Это противоречит рационализму. Эмпирика характеризуется абсолютизацией опыта, сенсорным знанием, принижением роли рационального знания (понятия, теория). Эмпирика была основана Фрэнсисом Бэконом (1561-1626). Для Бэкона традиционные доктрины были ничем иным, как набором бесполезных слов, пустых по содержанию, а правильные знания можно получить только через наблюдение за природой и эксперимент. По его мнению, чтобы получить достоверные знания, необходимо сначала очистить сознание от предрассудков и заблуждений. Среди этих заблуждений он упомянул четырех идолов (идолов). Первый из них — идол племени. Это относится к заблуждениям, в которые обычно попадают все люди, то есть к заблуждениям, которые возникают из-за искаженного изображения реальной природы вещей, ибо человеческий разум подобен наклонному зеркалу. Примером этого является тенденция рассматривать природу с точки зрения персонализации. Второй идол — пещерный идол. Это включает в себя заблуждения, возникающие в результате уникальности характера или привычек человека, или узости ранее выученных взглядов, т.е., как будто он смотрит на мир из пещеры. Третий идол — это идол рынка. Сюда относятся и заблуждения, возникающие под влиянием слов, которые влияют на интеллект человека. Например, слова могут быть сформированы для вещей, которых не существует, что может привести к недоразумениям. Четвертый идол — это идол театра. Это ошибочность слепого принятия теорий различных философов. Несмотря на то, что их теории не более чем пьесы, исполняемые на сцене, люди легко поддаются ослеплению ложного блеска и принимают их. Исходя из этого, Бэкон пришел к выводу, что сначала нужно уничтожить четырех идолов, а затем понаблюдать за природой, чтобы раскрыть суть каждого явления. С этой целью он предложил индуктивный метод.

Гносеология как раздел философии. Возникновение и развитие

(греческий гнозис — знание, логотип — преподавание) — философская дисциплина, связанная с изучением, критикой и теориями знания — теория знания как такового. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения взаимосвязи между субъектом познания (исследователем) и объектом познания (исследуемым объектом), либо в категорическом противопоставлении «субъект-объект». Базовая гносеологическая схема когнитивного анализа включает в себя субъект, наделенный сознанием и волей, и объект природы, не зависящий от сознания и воли субъекта и связанный с ним только когнитивным (или праксеокогнитивным) отношением. Основной объем гносеологических проблем очерчивается на основе таких проблем, как интерпретация предмета и объекта знания, структура процесса познания, проблема истины и ее критерий, проблема форм и методов познания и др. Если древняя философия характеризуется понятием единства субъекта и знания о нем, а также процессом познания как существенной конфигурации объектов и, соответственно, акцентом на функциональную трансформацию субъекта в содержании знания, то проблема Г. претерпевает более дифференцированное развитие в рамках средневекового схоластика, многих составляющих класса знаменательности классической Г. Формализованы Попытки установить возможность связи аристотелевской доктрины с христианским догматизмом приводят к развитию концепции двойной истины, которая фактически однозначно формирует идею парадигматичности когнитивных процессов и возможного множества парадигм. Такие схоластические течения, как реализм, номинализм и концептуализм, предлагают различные модели когнитивных процессов. Формирование экспериментальной естественной науки, прочно закрепившей проблему метода достижения истинного знания, вдохновило на формирование оппозиционного «чувственность — рационализм», а позднее «эмпиризм — рационализм» (17-18 вв.). Проблема деятельности субъекта в процессе познания (Беркли, Хьюм) приобретает статус актуальности. Гносеология, как и кантовская направленность на устранение субъективных причин познания, сыграла важную роль в преодолении ценностных принципов натуралистической эпистемологии, утверждавшей, что целью познания является достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских конструкций. Различие содержания и форм мысли в трудах представителей немецкой трансцендентально-критической философии выявило проблему множественности основ знания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и стремительное развитие естественных наук, с другой, привели к тому, что когнитивный подход к миру оказался в центре философии. Гносеологическая проблема становится определяющей для нео-кантионизма и позитивизма. Основы когнитивной деятельности в классической Г. связаны с «изолированным субъектом». Сознание такого субъекта прозрачно для самого себя и является высшим источником достоверности. В таких предположениях реальность знания и его содержание ограничиваются рамками индивидуального сознания. Это препятствует выявлению категориальных свойств знания и ведет к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения начальных абстракций, философы были вынуждены либо принять формальные онтологические предположения и принципы («врожденные идеи» Декарта, «априорные формы» Канта), либо обобщить категорию «самосознания» и придать ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, фундаментальные ограничения первоначальных эпистемологических абстракций и предположений получают все большее признание.

Истина, заблуждение, ложь, критерии истины

Слово «правда» имеет много значений. Она имеет разные значения в разных контекстах. Можно говорить об «истинной дружбе», «настоящем произведении искусства». Это означает, что одно и то же слово имеет несколько значений. В этом смысле важно конкретно указать, какое содержание связывается с термином «истина» в конкретном контексте, а именно, при рассмотрении проблем эпистемологии.

В эпистемологии термин «истина» используется для характеристики не некоторых вещей, предметов, явлений окружающего мира, а знаний об этих предметах, вещах, явлениях. Поэтому утверждение «стол — это правда» нелепо. Понятие истины применимо только к человеческим знаниям. Другими словами, истина — это свойство знания.

В древней философии существовала позиция, которая ставила под сомнение достоверность истины. Это называлось скептицизмом (от гр. сомнения). Идеи скептицизма нашли выражение во взглядах на Пиррон (360 — 280 гг. до н.э.). Он считал, что вещи недоступны нашим знаниям. Исходя из этого, мы должны воздерживаться от категорических суждений. Идеи скептицизма встречаются и в «Протагоре», софистах.

На основе древнего скептицизма в современную эпоху развился агностицизм (от Гр. недоступный знаниям). Агностицизм — это философская позиция, согласно которой вопрос об истинности знания не может быть окончательно решен. Наиболее последовательно в истории философии агностицизм очерчен в философии Д. Хьюма.

Оптимистическая позиция по вопросу истины сохраняется и в древней философии. Она была разработана Аристотелем, от которого истина определяется как знание, соответствующее реальности (вещи, объекты, явления). Истина является адекватным отражением реальности, представляя ее такой, какая она есть на самом деле. Под этим подразумевается: То, что утверждается мыслями, на самом деле происходит. Эта интерпретация истины сложилась на основе позиции, которая признает фундаментальную возможность человеческих знаний о внешнем мире. Понятие, согласно которому истина — это соответствие познания реальности, называется классическим. Это так называется, потому что это старейшее из всех понятий истины. Она начинается с теоретического изучения истины.

Классическое понятие истины, зародившееся в древности, получило признание в эпистемологии. Это потому, что он наилучшим образом отвечает целям познания, в том числе и научного.

Свойствами истины являются ее абсолютность, относительность, конкретность, объективность, субъективность. Рассмотрим его содержание. Достижение истины — это процесс движения знаний в направлении все более адекватного отображения реальности. Однако этот результат не окончательный, а в любом случае промежуточный.

Истина как процесс представляет собой движение знания от неполного, приблизительно правильного знания к еще более полному и точному знанию, или от относительной истины к абсолютной истине. Абсолютная истина понимается как абсолютно точная, полная, истинная, под относительной истиной — относительно точное, относительно полное, относительно правдивое отражение действительности в сознании.

Скептицизм и агностицизм

Течение, отрицающее существование истины, называется «скептицизмом». Именно скептики сделали провозглашение «Нет истины» основным тезисом своего учения. Что, конечно, было не случайно. Скептики пришли к своему тезису — как ни странно, на первый взгляд, — очевидно, то есть, логически развивая определенные позитивные утверждения. Знаменитая апория Дзено доказала, что пространство одновременно прерывистое и непрерывное, то есть не может быть ни тем, ни другим. Пространство, понимаемое как прерывистое, приводит к абсурду. Даже непрерывно. Поэтому ему пришлось объединить противоречивые свойства. И этот вывод казался логически непогрешимым. Казалось, что это раскрывает границы логики, ошибки ее правила, что явления всегда одно, всегда идентичны самим себе. То есть, эта правда непоследовательна. Исследователям здесь казалось, что и прямые, и обратные утверждения верны. Что оставалось делать исследователям? Только возьмите их за руки и признайтесь: «Нет никакой правды». В конце концов, правда — это определённое суждение. Нет истины, когда диаметрально противоположное решение принимается вместе с решением — так же, как и истина. Так получилось, что древние скептики, столкнувшись с некоторыми особенностями движения, с его явными противоречиями, отрезали себе зубы мудрости.

Позже скептицизм был возрожден под именем агностицизма. В основе последнего лежали те же, казалось бы, противоречивые свойства мира. И.Кант обнаружил их как своеобразные противоречия мысли. Например, из логического рассуждения мира следовало, что он должен быть бесконечным и конечным одновременно. Кант насчитал четыре такие антиномии, противоречия разума, в которых полярные высказывания, хотя и отрицают друг друга, не могут существовать без друг друга. В частности, бесконечность требует конечности как логического вывода из себя — и наоборот. Как можно было примирить эти противоположности, эти противоречия самого разума, как может показаться? Кант не был настолько смел, чтобы сделать вывод, что нет никакой правды. Он замаскировал свой вывод таким образом: Правда, говорят, существует, но мы просто не можем этого знать. Ведь наш разум слишком слаб и ограничен противоречиями. Однако такое признание существования истины — всего лишь маска скептицизма. Если мы не можем знать правду, то из этого следует, что для нас нет никакой правды. Заявлять «Нет никакой истины» или «Нет никакой истины для нас» — это так же, как и «лоб к лобу». Сказать, что есть истина вообще, но то, что на самом деле мы не можем знать, это всего лишь уловка, уклонение от ответа. Можно ли назвать неизвестное, в корне неведомое, а, следовательно, абсолютно неясное, правдой? Это совершенно пустое утверждение — называть что-то истинным, что в действительности сливается для нас с неопределенным. Почему же тогда мы не можем назвать данную неопределенность ложью или чем-то еще? Как мы можем знать, что это правда, так как мы понятия не имеем об этом? Ибо если будет установлено, что для нас нет истины, то это уже устанавливает предел, который уничтожает для нас всю правду. А потом все рассуждения о том, есть ли вообще правда — неизвестно где, неизвестно в чем, в какой-то непонятной форме — это уже простые догадки с кофейной гуще. Таким образом, с точки зрения содержания, тезисы скептиков и агностиков одинаковы. Агностицизм — это робкий скептицизм, утверждающий одно и то же, только в разных, чуть более «приличных» словах.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация
  2. Проблема единства бытия в арабо-исламской философии
  3. Социум
  4. Ересь стригольников: философские корни
  5. Полифункциональность эстетики
  6. Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист и натуралист
  7. Понятие сущности и явления
  8. Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью
  9. Человек, общество и природа: проблемы экологии
  10. Дени Дидро и его философия