Для связи в whatsapp +905441085890

Ересь стригольников: философские корни — Стригольничество

Чрезмерное развитие обрядового благочестия вызывало обличения со стороны церковных учителей, но эти обличения были не единственными: крайность обрядового направления вызвала другую крайность — неприятие обрядов, что проявилось в Пскове в ереси стригольников.

Лидерами этой ереси в 70-х годах XIV века были дьяконы Никита и Карп стригольники.

От еретиков пасторы церкви отказывались, как от незаконных, поставленных за взятку. Затем, перейдя к анализу их жизни, они обнаружили, что епископы и монахи собирают для себя много богатств, а белое духовенство берет поборы с живых и мертвых и живет плохо. Из этого они сделали вывод, что не нужно принимать от таких служителей никакого учения или священных обрядов, что все их священные обряды недействительны, и поэтому не нужно принимать от них крещение, покаяние или Евхаристию, петь с ними об умерших или делать им приношения.

Отвергнув иерархию, еретики, естественно, должны были уступить право учения мирянам и, если возможно, полностью упразднить священство. «Покаяние, — говорили они, — можно совершать без священника, с землей, Евхаристию нужно понимать в духовном смысле, другие таинства и обряды не нужны. Некоторые зашли так далеко, что отрицали соборы, евангельские и апостольские писания, другие даже отрицали воскресение мертвых. В области морали все они в равной степени придерживались представлений об аскетизме, для которого характерны строгость в жизни и пост. Как и следовало ожидать, такая рационалистическая ересь распространилась в основном среди образованных, подкованных в книгах людей. Из Пскова она дошла до Новгорода, где также нашла благоприятное место: туда приехали сами Карп и Никита.

В 1375 году они были отлучены от церкви новгородским епископом, после чего народ схватил их и бросил в реку Волхов. Однако смерть главных еретиков не ослабила саму ересь. В 1381 году патриарх Нилос услышал об этом и написал две увещевательные грамоты в Новгород и Псков. Его преемник, Антоний, прислал еще одно письмо с подробным опровержением ереси. Митрополит Фотий также написал три послания против еретиков. Псковичи ревновали к православию, они заключали еретиков в тюрьмы, а некоторых из них казнили. Митрополит Фотий похвалил их за рвение, но упрекнул в том, что еретики были приговорены к смертной казни. После 1427 года, когда было написано последнее письмо Фотия, о стригольниках больше ничего не было слышно, но вдохновленное ими движение не исчезло и позже проявилось в другой опасной ереси — жидовствующих.

Ересь стригольников: философские корни - Стригольничество

Стригольничество

«Когда пастыри призваны, тогда и овцы должны быть ухожены. Эта фраза из слова о лжеучителях кратко и емко выражает суть движения стригольников.

В XIII — XIV веках правящая церковь начала открытое наступление на общества «простолюдинов». Это противостояние особенно проявилось в Пскове, где приходы еще имели много свобод, а священники не были особым сословием, набирались из мирян и не порывали с миром. Стриголизм, или движение «простолюдинов», отмечался также в Твери и Новгороде, в Москве и других городах. Стоит рассмотреть эту часть истории более подробно, поскольку из-за идеологической цензуры мы мало знаем о реальном состоянии Церкви и общества в то время. В то же время, так называемое «движение стригольников» может пролить свет на настроения, преобладавшие за пределами официальной Русской Византийской Церкви того времени.

Уже большинство дореволюционных русских ученых были склонны считать движение стригольников продуктом русской почвы.[346] Другие ученые (Н. К. Тихонравов, А. Н. Веселовский, Ф. И. Успенский, В. F. Боцяновский) признавал влияние западноевропейских (флагелланты) или византийских (богомильство) течений.[347] В историографии советского периода, как правило, придавалось значение подчеркиванию антиклерикального характера движения стригольников. Н. М. Никольский впервые предложил рассматривать ересь Стригольников как протестантское реформационное движение, подобное лютеранству.[348] Концептуализация указанной трактовки получила новый акцент в работах Н. М. Никольского. А. Казакова, академик Б. А. Рыбаков и А. И. Клибанов.[349] В западной литературе распространено мнение, что «Стригольничество» следует рассматривать как своеобразный вариант богомильства на русской почве.[350]

Давайте вкратце рассмотрим исторические рамки возникновения этого движения.

«Утверждение Москвы в качестве нового православного и политического центра русских земель происходило на фоне активной деятельности других русских княжеств… Наиболее значительную страницу в культурном творчестве этого периода все же следует отнести к Новгороду.»[351] Во многих отношениях Новгород сохранил для себя ведущее положение в этот период.[352] «Здесь удалось сохранить культурную традицию, существовавшую на Руси до ордынского нашествия. Благодаря Новгороду и Пскову Россия смогла стать не только военным, но и культурным барьером между Европой и Востоком, сохранив при этом европейскую культурную ориентацию. Теперь Новгород развивал его, опираясь на диалог с Западной Европой и Византией. В результате здесь, как и в Западной Европе в XIV и XV веках, начали развиваться аналогичные процессы….. Поэтому неудивительно, что в Новгороде зародыши свободомыслия пробились и, возможно, выжили (курсив Г.). В Пскове и Новгороде «пишутся еретические книги и проповедники»[353] И именно из этих окраин до нас дошли сведения о евангельском движении, которое поддерживалось в основном низшим, но образованным духовенством.[354] Сторонники этого движения были и среди той части монахов, которая была недовольна церковными порядками, особенно среди монахов псковского Святогорского монастыря.

Влияние ересей в России 14-17 веков на последующее развитие раскола

Проникновение тайных разрушительных доктрин на Русь началось во второй половине XIV века. В то время внедрение манихейства, провозглашавшего тщетность всех религий, было, конечно, невозможно, так как религиозное сознание народа было еще высоко. По этой причине тайная разрушительная работа «тайны беззакония» начинается в России с появлением отдельных ересей.

Так мы читаем в летописи 1376 года:

«Того же лета побили в Новегороде еретиков Стрыгольников, дьяка Никиту, да простака Карпа, а третий человек с ними, сбросили их с моста, развратников святой веры Христовой» [63].

Не случайно первые ереси, приобретающие политическое значение, появляются при Иване III, который впервые начал «собирать» русские земли в централизованное государство.

Вначале были Стригольники. Стригольниками их называли потому, что у вновь назначенных дьяконов волосы были обрезаны под макушку.

Иосиф Волоколамский вызывает Карп-Стригольники с псковитянином [64]. Так что не было внезапным, что монах Евфросин решил совершить аллилуйю в Пскове «вдруг».

Ересь стригольников просуществовала более пятидесяти лет (с 1376 по 1427 год) и, несомненно, подготовила почву для появления и распространения в конце века другой ереси — ереси жидовствующих. Распространению последнего во многом способствовал дух вольнодумства, царивший в Новгороде и Пскове. Известно, что в это время было установлено республиканское правление, о чем пишет известный историк и масон Карамзин:

«Таким образом Новгород покорился Иоанну, более шести веков слывущему на Руси и в Европе державным народом или республикой»[65].

Широко распространено мнение, что большинство наших историков были масонами (отсюда и фальсификация истории). Например, историк Г. Полевой, критик Н.М. Карамзина, с иронией пишет о грандиозной работе Н.М. Карамзина:

«Карамзин, проникнутый современным просвещением Европы, своим смелым и деятельным духом выдвинул своих современников, но позволил им быть только каменщиками, тогда как сам был архитектором и великим зодчим.»[66] Однако деятельность Карамзина не совпадала с деятельностью Н.М. Карамзина.

Демократическая форма правления в Новгороде и удаленность от власти великого князя создавали благоприятную среду для вольнодумцев и волнений. В 1469 году, когда новгородцы в последний раз «призывали князя», в Новгород с Михаилом Олельковичем приехал Лик Шария, эмиссар «тайного беззакония», основавший первое тайное общество. Из-за своего тайного характера борьба с ересью началась лишь через двадцать лет после ее появления в Новгороде. Можно догадаться, насколько глубоко ересь укоренилась в те годы.

Между ересью жидовствующих и стригольников были различия в некоторых отношениях, но нельзя не заметить и сходства. «Оба были плодом сообразительности, хотя сообразительность вела в разных направлениях. Но умными оказались лишь немногие: за ними последовали массы, у которых на уме был только протест. Отклонение от буквы догмы использовалось ими только как знамя для политического протеста. Новгородский север долго сохранял свою независимость, долго влиял на большую часть Руси.»

Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей

Все это само по себе не представляло ничего принципиально неортодоксального, но все это показывает, что в благочестивых писаниях лежали семена оппозиции тому порядку благочестия, который был принят большинством на протяжении веков: злоупотребления внутри духовенства всегда могли превратить эти семена в оппозицию самой Церкви. Так и случилось. Нигде эта оппозиция не могла прорваться так легко, как в Пскове. Псковитяне тяготились своей зависимостью от новгородского князя в вопросах церковного управления и суда, а между тем отсутствие епархиального главы надолго лишило псковскую область благочестия должного надзора. Оппозиция к существующему духовному строю в Пскове была более свободной, чем в других местах, и на это были веские причины. С одной стороны, духовенство роптало на вмешательство веча в церковные дела; с другой стороны, новгородский правитель и его софийский двор давали постоянный повод для жалоб, как на его бездействие в управлении и суде, так и на его жадность в сборе налогов: псковская земля, казалось, принадлежала новгородскому правителю. Духовенство рукополагается и получает должности, оплачиваемые обязанности. Часто хорошие отношения со служителями Господа, обязанности и дары прокладывали путь к священническому посту, а не личные достоинства того, кто стремился к нему. Всегда могло случиться так, что бедному человеку, который по своим качествам и способностям был достоин быть священнослужителем, отказывали в должности просто потому, что он не мог заплатить, в то время как другой, имеющий состояние, покупал себе должность священнослужителя. Нападки на эти обязанности, обвинения в адрес церковной администрации в том, что она рукополагает священников за деньги, породили ересь, известную как «стригольники».

Мы не знаем ни точного времени появления этой ереси, ни обстоятельств, послуживших ближайшей причиной ее возникновения; мы знаем только, что около 1374 года три главных проповедника ереси бежали из Пскова в Новгород: один из них неизвестен по имени, другим был дьякон Никита, третьим — мирянин по имени Карп. В произведении конца пятнадцатого века, в «Просветителе» Иосифа Волоцкого, Карп называется «стригольник» 2. Что такое «стригольник» мы не знаем, но эта ересь имела прозвище «стригольники». Три проповедника нашли последователей в Новгороде, но вскоре разгневали народ и были сброшены с моста в Волхове в 1375 году. Однако семена ереси, посеянные ими, не пропали бесследно. В XVI веке еретики не раз подвергались гонениям в Пскове и Новгороде; их казнили и заключали в тюрьмы, а некоторые из них рассеялись, унеся с собой свои еретические взгляды. Примечательно, что православные настолько ожесточились против них, что в 1427 году митрополит Фотий, приказав не есть и не пить с еретиками, все же сдержал фанатизм псковичей и приговорил их к смертной казни еретиков. Как это всегда бывает, гонимая секта становилась сильнее и распространялась путем преследований. В Новгороде в последние годы XV века Геннадий отмечал, что среди чернецов были стригольники, несмотря на огромное изгнание прежних жителей и приток новых.

Церковь и государство в 15 – 17 вв. Патриаршество. Ереси.

В 1439 году Василий 11 отказался признать унию между католической и православной церквями под руководством Папы Римского, митрополит Руси, поддерживавший эту унию, был низложен. На его место был избран епископ Иона. Это стало началом независимости (автокефалии) Русской церкви от Константинопольского патриарха. В 1458 году православная церковь была разделена на 2 митрополии — Московскую и Киевскую (у Киева был свой митрополит). Внутрицерковная борьба была связана с появлением ереси. Появилась ересь стригольников. На их головах они срезали крест, полагая, что вера станет сильнее, если будет основана на разуме. В Новгороде появилась ересь жидовствующих. Кто отрицал власть священника и требовал равенства всех людей. Это означало, что монастыри не имели права владеть землей и крестьянами. Среди церковников не было единодушия по этому вопросу. Некоторые защищали право на владение землей и крестьян. Их называли «иосифлянами» или грабителями денег. Другие выступали против накопления богатства и владения землей церквями. Их называли «несторианами». Но оба направления были направлены против еретиков. Иван III поддержал «несториан» на церковном соборе 1502 года. Русская церковь стала одновременно государственной и национальной.

Большим успехом стало учреждение патриаршества в России. Был поднят ранг и престиж Русской Церкви, она наконец-то стала равной по отношению к другим православным церквям. /Иерусалим, Константинополь/. В 1589 году был избран первый русский патриарх Иов, последователь Годунова. Ему подчинялись четыре митрополита (Новгородский, Казанский, Ростовский, Крутицкий) и шесть архиепископов. Духовенство в середине XI века представляло собой особое сословие: черное духовенство (епископы и монахи) и белое духовенство (священники). Соборные постановления 1649 года запрещали монастырям приобретать новые вотчины, отражая тенденцию подчинения церкви государству. В первых трех главах речь шла о преступлениях против церкви и королевской власти. Любая критика Церкви, богохульство, каралась сожжением на костре. «Белые» слободы были упразднены; их население, включая священников, было включено в посад. / «Белая» слобода не платила государству никаких налогов. В 1652 году Никон был избран патриархом Московским. В своем рвении превратить церковь в центр мирового православия, властный и «жесткий» патриарх Никон начал реформу, которая ввела единые церковные церемонии. Греческие правила и обряды были взяты за образец. Реформы, проведенные на фоне широкого народного недовольства, вызвали протест со стороны некоторых бояр и иерархов церкви, которые опасались, что изменения подорвут их авторитет. Церковный раскол определяется как отделение части верующих от официальной православной церкви. Раскол в Русской православной церкви начался в 17 веке при Алексее Михайловиче из-за церковных реформ патриарха Никона. В 17 веке в литургических книгах было много опечаток и несоответствий. Поэтому в разных частях России, в разных церквях люди служили по-разному. Патриарх Никон приказал исправить книги, ввести единообразие в обряды (в частности, креститься двумя или тремя пальцами, совершать крестный ход в правую или левую сторону солнца). ). Часть народа не приняла нововведения, их называли старообрядцами (раскольниками). Среди них выделялся протопоп Аввакум. Причины разделения объясняются по-разному. Сторонники официальной церкви считают, что причиной тому было невежество старообрядцев, слишком узкое понимание христианской жизни. Старообрядцы считают, что эти введения нарушают веру отцов. Самым сильным протестом против церковной реформы было Соловецкое восстание. Здесь противники реформ жили с обильными запасами продовольствия, за мощными стенами, но предатель впустил в монастырь через тайные ходы царские войска, которые всех перебили.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Джон Стюарт Милль, английский философ, идеолог либерализма
  2. Эстетика И. Канта
  3. Философское понятие культуры. Культура и цивилизация
  4. Проблема единства бытия в арабо-исламской философии
  5. Социум
  6. Полифункциональность эстетики
  7. Гносеология и круг ее проблем
  8. Бенедикт Спиноза, нидерландский философ-рационалист и натуралист
  9. Понятие сущности и явления
  10. Возникновение арабо-исламской философии. Ее связь с новой религией и античностью