Для связи в whatsapp +905441085890

Дипломная работа на тему: батик

У вас нет времени на дипломную работу или вам не удаётся написать дипломную работу? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать дипломную работу», я написала о правилах и советах написания лучших дипломных работ, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы дипломных работ, посмотрите, почитайте:

  1. Дипломная работа на тему: строительство зданий и сооружений
  2. Дипломная работа на тему: формирование ассортимента на торговом предприятии
  3. Дипломная работа на тему: сестринский уход при инфаркте миокарда
  4. Дипломная работа на тему: совершенствование системы оплаты труда на предприятии
Дипломная работа на тему: батик

Дипломная работа на тему: батик

Введение

Выбрав тему курса и набросав эскиз изделия, я поняла, что мне очень близка техника батика, он пленяет своим живописным разнообразием, оригинальностью. Кстати, это как никогда подчеркнет индивидуальность моей работы. Моя панель сделана в технике латентного резерва, я нахожу этот метод очень интересным и индивидуальным для моего эскиза.

Батик — обобщенный термин для обозначения различных методов ручной росписи на ткани. Центральным элементом всех этих методов является принцип оговорки, т.е. охватывающий те участки ткани, которые должны остаться неокрашенными и образовать узор.

Батик — индонезийское слово. Переведено с индонезийского слова «ba» — означающего хлопчатобумажную ткань и «-тик» — «точка» или «капля». Амбатик — рисовать, покрывать каплями, рисовать. Техника основана на том, что батик парафин, десневый клей и некоторые другие смолы и лаки при нанесении на ткань не проходят сквозь краску — или, как говорят художники, «резервируют» от краски определенные участки ткани.

Ученые расходятся во мнениях о том, когда зародилось искусство батика. Большинство считает, что такой способ декоративной ткани появился в XIII-XIV веках. Но его корни, несомненно, уходят в древние времена. Индонезийский остров Ява, где это искусство получило наибольшее развитие, считается родиной батика.

Современные техники ткачества очень разнообразны. Батик вобрал в себя идиосинкразии и техники многих изобразительных искусств, таких как акварель, пастель, печать, витражи и мозаика. Значительное упрощение техник росписи по сравнению с традиционной техникой и разнообразие специальных инструментов позволяет раскрашивать различные детали одежды, предметов интерьера, картины по шелку.

Термин «батик» впервые появляется в голландских текстах XVII века. Яванецы называют батик «амбатик», что означает живопись и письмо. Однако на картинах из Индии можно увидеть одежду с узорами, напоминающими картины в технике батика.

Традиционно Индонезию называют родиной батика, хотя роспись на ткани использовалась с древних времен в Перу, Японии, Шри-Ланке, Средней Азии, Турции, Египте, Иране, Африке и Индокитае. Тогда батик был не только красивым узором на ткани, он считался священным, а его узоры использовались в качестве амулетов. В настоящее время батик используется для росписи одежды, скатертей, салфеток, декоративных подушек, диванных подушек, покрывал, занавесок, ширм, абажуров, стеновых панелей и т.д. и занимает ведущее место среди декоративных искусств. Она сочетает в себе черты традиционных художественных техник, таких как акварель, печать, витражи и мозаика. Батик широко используется в дизайне интерьеров и может прекрасно сочетаться с различными стилистическими и цветовыми решениями. Батик позволяет выпускать эксклюзивные ткани, которые пользуются спросом у мастеров высокой моды и модельеров, создающих более демократичную одежду. Дизайнеры, художники, модельеры обращаются к различным техникам росписи тканей, создавая стильные и оригинальные изделия.

История развития жанра

Китай подарил миру такой замечательный материал, как шелк. Техника украшения шелковых тканей методом вышивки в Китае называлась zhenjie. Его можно перевести как рисунок окрашивания, орнамент, созданный путем окунания в красильную жидкость. В период династии Тан существовало три различных способа нанесения красителей: воск, блок и узел. Наверное, самым старым и традиционным методом является латцевый метод (восковой рисунок), при котором на ткань наносили горячий жидкий воск. После охлаждения ткань погружали в красильный чан, затем удаляли воск, оставляя ткань неокрашенной во всех нужных местах. Иногда порядок был обратным: ткань окрашивали, затем на нее наносили воск по заранее определенному рисунку, после чего ткань помещали в щелочной раствор и краситель смывали, за исключением областей, запечатанных воском. Если требовался двухцветный лак, процесс повторялся. Немногие сохранившиеся образцы были трехцветными. Их называли Санбао-Цзе. Исследователи-этнографы считают, что тройное окрашивание было техническим ограничением, так как при нанесении четвертого слоя ткань стала почти черной. Метод, описанный выше, можно свободно назвать батиком. Но это батик на шелке.

В Японии техника декорирования тканей развивалась совершенно уникальным образом. Это, как и многое другое, было обусловлено географической изолированностью, самодостаточностью и своеобразием культуры. Считается, что метод окрашивания, известный в мировой культуре как батик, был привезен в Японию из Индии или Китая. На японском языке она называлась roketi и использовалась для окраски тканей для экранов и одежды. Восьмой век стал золотым веком искусства ткачества в Японии. В то время уже существовало множество видов тканей; помимо батика, вышивки и восковой набивной ткани — суримон, а также техники кокечи (трафаретный узор) и юхата, напоминающие индийскую лахерию. С X-XI века японский костюм стал более роскошным, чем когда-либо прежде. Охота за сложностью одежды оживило искусство чередования цветов складок и одежды и тщательного размещения узора, который не должен теряться в сгибах. Рисунки в технике трафарета заменяются градуированной ручной росписью. На протяжении веков предпочтения менялись: так, в XIII веке в моду вошел декор с гербами, а в конце XVI века значимость сюжетного рисунка была полностью оценена, и целые образы были отданы кимоно и зонтичным покрытиям. Техника обивки продолжала развиваться, и в конце 17 века появилась техника юузен, разработанная Миядзани Юузен — рисование с помощью рисовой пасты! В связи с этим возникает вопрос, принесли ли голландцы эту технику с острова Ява. В конце концов, Нидерланды достигли почти монопольного положения в торговле с Японией. В начале XIX века производство тканей и узоров достигло огромного совершенства, но творчество в орнаменте стало сменяться тиснением, как это произошло гораздо раньше в Индии и Китае, где связь с Европой развивалась по Шелковому пути, а затем в процессе колонизации.

В Индонезии самая старая форма резервации сохранилась в некоторых районах Центральной Явы и на прилегающих островах и до сих пор используется для изготовления специальной церемониальной одежды. Бронирование здесь осуществляется специально подготовленной рисовой пастой, наносимой бамбуковой палочкой. Паста выкрашивается вручную, а краситель изготавливается из корня растения Моринда цитрифолиа. Процесс окрашивания повторяется в несколько этапов и занимает несколько дней. После удаления вставки остаются простые изображения, обычно геометрические и редко фигурные. Как отметил индонезийский ученый Г.П. Рофайер, «относительно маловероятно, что искусство батика, развитое сегодня, возникло в результате простого метода резервирования с использованием рисовой пасты». Он считает, что батик был импортирован как метод из Индии.

Русский этнограф Игорь Камедзе, изучавший материальную и духовную культуру Джавы, уделяет пристальное внимание искусству батика: «С древних времен батик является неотъемлемой частью ритуального поклонения богам, раджам и т.д., и каждый узор полон символизма и наделен магической силой. Одним из наиболее значимых символов индонезийской культуры является «kris», старейшее оружие яванского народа, что также является одним из самых популярных и символических мотивов в батике. В отличие от криса, изготовление батика — исключительно женское ремесло».

Символическое значение батика проявляется в традиционной сине-коричневой цветовой гамме, изображении древних орнаментальных мотивов и, самое главное, в том, что ни один ритуал жизненного цикла не завершен без криса и батика. «Крис, обернутый в ткань, воплощает единство космоса во всей его полноте; отдельно крис и батик воплощают мужской и женский аспекты вселенной». Философская и символическая связь между объектами материальной культуры и духовной жизнью человека имеет очень древнее происхождение. Мир и миф — единое целое.

Нельзя говорить о прямом заимствовании у Индии, а скорее о совершенстве техники, давно знакомой индонезийцам. Из многих торговых записей известно, что в средние века индийские печатные ткани активно экспортировались на Суматру и Яву. Стремление воспроизвести популярные узоры в собственной технике породило типичное яванское устройство — джантинг (tjanting), маленький медный сосуд, наполненный расплавленным воском, который можно нагреть над огнем, когда воск начинает затвердевать. Сосуд оснащен тонкой изогнутой трубой, из которой течет тонкая струя воска. Это устройство можно использовать для нанесения тонких штрихов, линий и точек, составляющих замысловатый узор, который является характерной чертой индонезийского батика. А рисование от руки превращает простую окраску ткани, столь необходимую в повседневной жизни, в высокоразвитое искусство.

Еще одной предпосылкой для развития орнамента из узорчатых тканей стал особенно тонкий и гладкий хлопок, который опять же был импортирован из Индии. Этот дорогой материал могли себе позволить только женщины богатых прибрежных городов и жители Кротонов — княжеских домов патриархата Явы.

Из тысяч различных орнаментов, передававшихся из поколения в поколение, многие были запрещены простым людям к концу 18 века, и носить их разрешалось только членам княжеской семьи и людям, особенно близким к султану. В основном это были традиционные ритуальные, символические орнаменты. В такие орнаменты входили изображения мифических птиц с открытыми плавающими хвостами, схематическое изображение древнего меча, полоса спирали, язык пламени, дополняющий спираль, штрихи, вызывающие дождь, мотив священной горы на белом фоне. Эти запреты и правила строго соблюдались в XVIII веке. Век строго соблюдался, и даже сегодня считается неприличным для местных жителей появляться в Джакартском кратоне по запрещенному (лорангану) образцу. Символическое значение узоров волшебным образом возвышалось и защищало их носителей.

Настоящий художник по текстилю глубоко укоренился в собственной культурной традиции. Более того, практика батика требовала много времени, совершенства мастерства, создания особой атмосферы духовной гармонии и концентрации. Все это привело к расцвету искусства батика.

Когда англичане оккупировали Яву в 1811 году, они решили распространить английский хлопковый ситц по всему Южно-Азиатскому региону, но столкнулись с непреодолимым препятствием, а именно, с качеством местной живописи батиком. Он был намного выше, чем в Европе; растительные красители не осаждались при промывке, как в случае с ситцами, окрашенными в анилиновый цвет. Таким образом, местные традиции укрепили свои позиции, и, вероятно, именно этот фактор повлиял на последующий ход событий.

Мелкие торговцы снабжали тех, кто хотел работать с импортными тканями для батика, и закупали красители, изготовленные по традиционной технологии. В то же время «монополия» женщин в батике разрушалась. Произошёл переход на технику tjap — батик, то есть аппликацию узоров с медными марками, а изготовлением марок взяли на себя мужчины, которые работали в мастерских за плату. Это был довольно дорогой и даже рискованный бизнес. Новый индийский или европейский образец не всегда находил немедленного покупателя, а стоимость изготовления целой партии идентичных батиков могла привести как к неожиданному богатству, так и к полной гибели. По этой причине мастерские так и не перешли полностью на производство тджап-батика и продолжили покраску тканей вручную. Это обеспечило сохранение художественного мастерства художников, богатство вариаций орнамента, уникальность и высокое качество изделий.

В средневековой Индии рисунок на ткани делали либо кистью, либо деревянной печатью. Первый метод был очень трудоемким и трудоемким. Этот метод был использован для создания 90% работ, представленных на этом сайте (www.artbatik.ru). Известные исследователи индейского ткачества Дж. Ирвин и П. Шварц утверждают, что «окрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем ремесло».

От ручной техники до ныне распространенной техники окрашивания узловых тканей, так называемой бандханы, где рисунок выглядит сложенным из мелких нерегулярных пятен. Изображения людей в одежде, украшенные такими точечными узорами, можно увидеть на скульптурах, рельефах и фресках древних индуистских храмов.

Другая древняя технология распространена в Гуджарате. Ткань скручивается в пучок и плотно обертывается вокруг мест, где должны быть полоски, затем ткань окунается в краситель. Когда ткань раскручивается, она остается в области, где полоски должны быть окрашены. Эта техника называется «Лахирия». Он похож на батик, но есть и другой метод подложки.

Техника, похожая на батик, известна как Каламкари и сохранилась в основном в Короманделе и Тамилнаде среди мастеров, которые изготавливали драпировки для храмов, навесов и балдахинов, часто содержащие мифологические сцены и даже портреты для местной клиентуры. Эта техника не давала большого количества изделий и не могла удовлетворить спрос, выросший в Индии в семнадцатом веке в связи с колонизацией англичанами.

Важным улучшением было распространение печатного процесса, также называемого тампоном. Индийский ситц (от хинди «хинди») пользовался большой популярностью как в самой Индии, так и за ее пределами, особенно в Европе XVII и XVIII веков. Для Мольера приобретение ситцевого халата означало вступление в аристократическое общество. Европа была настолько впечатлена индийским ситцем, что быстро освоила технику его изготовления. Можно сделать вывод, что именно европейский спрос привел к развитию индийской набивной ткани, которая полностью заменила ткани ручной работы в Индии. Печатные ткани упоминаются в художественной литературе и воспоминаниях путешественников первых десятилетий XVI века как широко используемый вид текстильного изделия. Современные исследования свидетельствуют о высоком уровне развития ткацкого производства и технологий в средневековой Индии и Китае.

В России батик появился примерно в 1920-х годах вместе с универсальной страстью к «модерну» и развивался в основном в таких крупных городах, как Москва, Ленинград, Иваново, Киев, Одесса, Тбилиси. Русские художники воспринимали европейские технологии и стиль, но не знали их происхождения и, конечно же, не опирались на традиции. Отсутствие технологически разработанных и усовершенствованных методик, отсутствие опыта и непонятная функциональность привели к значительным колебаниям художественного уровня изделий. Художники организовывались в артелях и занимались изготовлением шарфов, платков, и очень редко они получали большие заказы — для театральных и сценических занавесок или занавески для кафе.

С одной стороны, мода периода НЭПа создала значительный спрос и, следовательно, постоянные заказы на роскошные шелковые шарфы с замысловатыми орнаментами в восточном стиле, платья с асимметричными узорами, что стимулировало воображение и фантазию художников, которые овладели техникой ручной росписи тканей. Со временем страсть к нарисованным шарфам была «обречена на неудачу», ее объявляли буржуазной, «она не соответствовала образу советской женщины».

С другой стороны, в работах студии Н. Ламановой, театральных художников Э. Э. Лансерет, М. Лансерет и др. Либаков, А. Г. Тышлер, В. А. Щуко отчетливо проявили революционный конструктивизм. Конструктивизм определял форму, а политическая ситуация диктовала темы даже в тканях того времени. Ощущалась большая потребность в флагах, вымпелах, новая тема породила множество орнаментов с советской символикой, расписанных серпами и молотками, театральные занавески сопровождали каждую агит-бригаду. Где был натуральный батик, а где — масляный трафарет, сейчас понять невозможно. Уникальные работы нашли своих обладателей и не оставляют следов в искусстве России.

В 30-е годы батик был замечен и поддержан правительством: были изданы некоторые руководства по технике, организовано несколько ремесел, которые впоследствии стали фабриками. Товарищество художников Москвы, Товарищество художников Ленинграда и другие воспитали целое поколение художников-батиков. Однако исторические и экономические условия, общий «эгалитаризм» не способствовали развитию высокохудожественной батиковой живописи и присущего ей индивидуального вкуса. И только в 1950-х годах, после принятия партийного указа «О повышении общего качества и художественного уровня продукции текстильной и легкой и местной промышленности», ситуация коренным образом изменилась. Появился лозунг: «Каждая советская женщина должна носить красивый шарф». В НИИ искусств и промышленности и на некоторых галантерейных фабриках в Москве и Ленинграде была создана мастерская, в которую были приглашены уже известные художники и набраны подмастерья по живописи.

Благодаря исследованиям С. Темерина в 1950-х годах, имена таких художников, как A. Алексеева, Т. Алексахина, Н. Вахмистров, К. Малиновская, С. Марголина, И. Иноземцева и др. остались известными в области батика. Именно они подтолкнули развитие батика в нашей стране. В НИИХП создавались первые батиковые композиции, основанные на строго классическом понимании геометрических и растительных орнаментов, которые служили шаблоном для производства тканей; первые тематические панно на темы «Москва», «Работа» и «Весна». Однако со временем возрос спрос на большие панно для оформления кафе, фойе кинотеатров, концертных залов и театральных сцен. Эти заказы выполнялись в мастерских Художественно-производственного фонда Союза художников СССР, которые распространялись по всей стране. Так, например, в Тамбове Чудфонде вся его творческая жизнь была посвящена дизайну тканей и галантереи замечательной художницы Н.С. Балагуровой. Она использовала технику «холодного» батика, сохранила стилистику «Иваново-синца», обогащенную сюжетом или темой, ее произведения пахли «русским духом».

Постепенно батик стал появляться на выставках союзного значения. Ведущее место здесь заняли художники из Литвы и Латвии, в культуре которых сохранилось аграрно-феодальное ремесло. Развитие современной литовской школы текстиля и батика связано с именем ее основателя Юозиса Балчикониса.

В Москве существовала целая сеть организаций, которые поддерживали развитие батика, или текстильной живописи, как ее часто называли:

Художественно-производственный фонд, где профессиональные художники разрабатывали узоры из шарфов, купонных тканей, платков, палантин и других изделий VIALEGPROM, утверждая эти узоры и рекомендуя их для производства.

Там творчески редактировались образцы, создавались вариации цветовых схем, а новые проекты отправлялись обратно в ВИАЛЕГПРОМ на утверждение.

Выставочный комитет Московского Союза Художников, где для участия в выставках отбирались лучшие образцы продукции или творческих работ

Художественный совет Союза художников СССР, где принимали лучших художников по батику. Их отправляли в творческие студии, в командировки за границу, на союзные и международные выставки.

Постепенно выросло целое поколение художников, которые вышли из практики и получили художественную подготовку параллельно с работой в качестве «живописцев». Это А. Талаев, Л. Грас, И. Трофимова и В. Кравченко. В 1970-х годах появилось новое поколение художников по текстилю, прошедших обучение в Строгановском и Мухинском колледжах, Текстильном институте или Технологическом институте (UBON). Они сознательно выбрали тернистый путь художника, который занимался исключительно «авторским батиком» и выставочными работами, и существовал финансово благодаря редким, но крупным заказам по оформлению интерьеров общественных зданий, театральных и водевильских сценических занавесок и т.п.

Россия, которая провела большую часть двадцатого века за «железным занавесом», оставалась оторванной от мировых событий. Лишь немногие художники имели возможность выезжать за границу, чтобы познакомиться с искусством батика на своей родине. Одной из первых ласточек стала заслуженная артистка России Ирина Трофимова. Благодаря ее работе первая подробная информация о технике батика появилась в России. Именно она помогла русским мастерам определить свой творческий путь, посвятив себя батику. Во второй половине и особенно в конце XX века в России происходило бурное развитие этого вида искусства, открытие новых веяний и техник, появление значимых имен. Основатели основных направлений в технике русского батика:

Ирина Трофимова — монументальный батик;

мольберт для рисования:

Сергей Давыдов — «философский» батик, создатель батиковой техники «Давыдовская техника», уникальных инструментов и технологий;

Татьяна Шихирова — «повествовательный» батик;

Виктория Кравченко — «офорт» батика;

Юрий Булычев — «традиционный» батик:

Виктор Парийский — «живописный» батик:

Евгений Архиреев. Юрий Ярин — «обратный» батик (техника ткачества);

Александр Талаев — «экспериментальный» батик.

В искусство батика внесли свой вклад ряд выдающихся авторов: Л. Грасс, А. Козьяк, Ю. Салман, А. Мурманов. А. Домаскин. Н. Голубцова. Л. Наумкипа и многие другие.

Техника батика

Техника безопасности

Батик роспись ткани тарелки холодной

Для искусства росписи тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. Каждое рабочее место представляет собой настольный поддон с двумя или более отсеками. Здесь хранятся ткань и необходимые инструменты для окраски. На этом столе установлена деревянная раздвижная рама. Крючки на раме используются для прокола ткани, поэтому должны иметь острые точки и не выступать за пределы прутьев рамы. На складе для рабочего должны быть гигроскопические ватные, пластиковые или деревянные палочки диаметром 6-8 мм с заостренными концами, пенопластовые и резиновые губки, колонки, барсучьи щетки.

Для покраски методом горячего батика необходимо запастись более сложным оборудованием и инструментами. Прежде всего, это металлическая чашка с двойным дном, которая подходит к обычной лампочке накаливания. Эта чашка используется для подогрева резервной массы (отсюда и название «горячий батик»). Чтобы применить резерв, вам понадобится набор различных инструментов. Это так называемые ножи и обхваты, медные воронки с отверстиями различного диаметра. Воронки, а также ножи и носилки должны быть размещены на деревянных ручках. Для свободной окраски в дополнение к оборудованию и инструментам, перечисленным в холодном батике, следует использовать круглые и плоские кисти из щетины.

Материалы и инструменты

Для росписи по шелку используются различные материалы и инструменты.

-раздвижная рама

-стеклянные трубы

-Brushes

-Красочные формы

-шаблон.

Материалы

-шёлковая ткань

-Ресерв

-краска

-соль

-мочевина

-алкоголь

Скользящая рама — используется для качественного натяжения окрашенной ткани и монтируется на любые размеры. Рама состоит из четырех деревянных брусьев сечением 35х20 мм.

Стеклянные трубки — используются для качественного ведения резервной линии по заранее заданной схеме. При выборе таких трубок следует обратить внимание на следующее:

-Угол розетки должен находиться в пределах 110-115 градусов.

-Диаметр изливов трубок должен быть разным — 0,6; 0,8, 1,0 мм;

-Трубка должна иметь соединение для шприца.

Трубку следует хранить отдельно от других инструментов на специальном деревянном стенде с продольным делением, один конец которого слегка приподнят (1,5 — 2 см). Во время пауз в работе трубу следует располагать нерабочим концом в направлении поднятой части стенда. Это делается для того, чтобы резервная масса не просочилась.

Очистка трубы после завершения работ.

1) Выдуть резерв из стеклянной трубки со шприцем в контейнер для хранения по окончании работ.

2) Затем, используя пипетку, тщательно промойте трубку бензином, высасывая и выдувая жидкость по одному.

Щетки — лучше иметь мягкие — белку, столбик, волосы на ушах. Минимальный набор — три штуки: тонкая №3 для росписи мелких деталей, средняя (№10-12) и толстая (№20) для росписи фона.

Нельзя оставлять кисти в воде даже во время работы, так как мягкие волосы согнутся, кисть потеряет форму и станет непригодной для работы.

Формы для краски — используются для создания краски для окраски в определенный цвет и тон.

Шелковая ткань — предпочтение отдается китайскому безрейтированному 100% шелку различной плотности: Креп де Шин, атлас, галантерея, шифон. При выборе шелка следует обращать внимание на его качество. Очень важно, чтобы краситель легко распределялся по шелку. Чтобы определить пригодность ткани для росписи, необходимо капать чистую воду на край шелка.

Резервуар — это соединение, которое используется для создания резервной линии, которая служит непроходимым барьером для краски во время окраски и позволяет создать специфический узор из закрытых «витражных» пространств, различающихся цветом и тоном. Резерв, подготовленный дома, не имеет длительного срока хранения и должен быть использован в течение месяца. При работе с резервуаром необходимо соблюдать противопожарные меры предосторожности.

Краски специально разработаны для росписи по шелку и делятся на два типа:

— Краски, которые фиксируются паром (профессиональные).

-Краски, которые фиксируются утюгом (для хобби).

Соль часто используется в живописи для достижения различных живописных эффектов, которые не могут быть достигнуты другими способами. Грубоизмельченная каменная соль дает наиболее интересные эффекты. Дополнительно используется морская соль для ванн.

Карбамид также используется для создания графических эффектов. Но благодаря своим химическим свойствам она создает более выраженные цветовые переходы с дополнительным отбеливанием.

Спирт используется в живописи для улучшения потока цвета на шелке.

Технология производительности

I. Подготовка к работе.

1. разработка эскиза.

Композиция является основой для росписи, а конечный результат зависит от того, насколько хорошо она продумана. Очень важно найти грань между реализмом и текстильным стилем при изображении пейзажа, натюрморта, жанровых сцен и т.д.

Что бы вы ни захотели изобразить, будь то цветочный мотив для шарфа, абстрактная композиция для вечернего платья или многофигурная композиция с элементами архитектуры и пейзажа, все построено по законам текстильной графики.

-плановое решение.

-отсутствие планов

-комбинация орнаментов и декоративной росписи

-комбинация графического пятна и линии.

Традиционно контуры рисунка наносятся на ткань с использованием древесного угля или графита. Существует и другой способ нанесения узора: полотно размещается на стеклянном столе, на котором снизу подсвечивается узор. Контуры узора очерчиваются карандашом.

Традиционный батик показывает орнаменты, которые передаются из поколения в поколение.

Хорошо скоординированная и продуманная композиционная схема является основой для создания произведения искусства. Начните с полноразмерного или уменьшенного масштабного эскиза композиционной схемы. Не рекомендуется заканчивать чертеж за четверть или половину детали, так как в дальнейшем будут образовываться уродливые соединения отдельных частей.

Очень важную роль играет красивый и четкий рисунок деталей, общий силуэт и использование живописных или графических разработок, которые обогащают рисунок.

Баланс композиции в этом случае достигается за счет цветового решения.

Следует обратить внимание на материал, для которого готовится узор — плотную или светлую, гладкую прозрачную ткань с росписью, текстурированную хлопчатобумажную ткань, шерстяную ткань или мягкий ворсовой ковер. В любом случае, тип детали будет отличаться.

С помощью карандаша нарисуйте небольшой эскиз на листе плотной бумаги (на хлопчатобумаге формата А5, А4 или А3).

Используя различные художественные и технические приемы, можно передать различные настроения, используя как орнаментальные, так и колористические средства: пернатую легкость, стремительное движение или спокойную безмятежность.

Необходимо знать, что для каждого типа материала требуется своя степень цветовой насыщенности.

2. копировальная бумага для рисования.

Возьми миллиметр размера, который ты хочешь для своей части. Нарисуйте схему дизайна карандашом или маркером, основываясь на готовом эскизе. Изготовление копировальной бумаги необходимо для точной передачи запланированного рисунка на ткань.

3. Выбор ткани.

Для батика используются натуральные ткани (хлопчатобумажные или шелковые), которые могут впитывать воск, отталкивающий краску. Ткань должна быть плотной. Высокая плотность ткани важна для поддержания качества филигранных орнаментов батика.

Перед обработкой новую ткань необходимо постирать и прогладить, чтобы удалить специальный состав, которым она покрыта.

Натяните ткань на раму.

Возьмите специальную раздвижную раму для окраски тканей. Ткань следует натягивать по часовой стрелке на раму, используя крючки или булавки. Натяните ткань плотно, как «барабан», удерживая нити вертикальными. Неправильное натяжение исказит конструкцию.

Перенесите конструкцию с копировальной бумаги на ткань.

С помощью игл с «ушами» пришейте предварительно изготовленную кальку натянутую ткань с неправильной стороны. Переведите полупрозрачный рисунок с карандашной бумаги с помощью очень тонкой карандашной линии. Если рисунок плохо виден сквозь ткань, его можно перевести через стеклянный столик с подсветкой под прилавком. Если полупрозрачность хорошая, то линии можно проследить все сразу с помощью запасного.

Снимите калькуляционную бумагу после переноса чертежа.

Основные возможности покраски тканей

Холодный и горячий батик основан на использовании резервных составов, которые ограничивают поток краски по ткани.

В горячем батике для окраски контура используется нагретый резервный состав, а некоторые части ткани также покрываются, чтобы защитить их от потока краски. Так как контурные линии не требуются, на растре могут иметься мягкие переходы тонов.

Сочетание различных техник использования резервных композиций позволяет более тонко и разнообразно разрабатывать орнаментальные формы, особенно цветочные

Свободная живопись осуществляется без использования различных видов композиций. Фигурка наносится на ткань разными цветами свободными мазками, только отделка фигурки иногда делается с запасом холода. Здесь больше индивидуального творчества, чем в упомянутых выше методах. Свободная живопись имеет очень большое разнообразие техник, которые описаны ниже.

Все три метода росписи тканей постоянно совершенствуются.

Художники, работающие в этой области, постоянно находят новые художественные приемы, поэтому описанные здесь варианты оформления тканей нельзя считать исчерпывающими. Они являются лишь основой, на которой можно дальше овладеть искусством росписи тканей.

Холодный Батик

В холодном батике на ткань наносится резервная структура в виде замкнутого контура (рис. 2), внутри которого изделие окрашивается специальными красками по эскизу. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование этого контура для разнообразных орнаментальных рисунков придают фигуре графически четкий характер. В то же время количество цветов, используемых для росписи, практически не ограничено.

С помощью стеклянных трубок на ткань наносится контурный рисунок.

Большое значение для качества выравнивания контура имеет наклон кончика трубы: его необходимо согнуть под углом 135°. Если она согнута под тупым углом, то во время работы трубу следует держать почти перпендикулярно плоскости ткани. Это увеличивает давление несущей массы, что может привести к неожиданному распространению несущей массы на ткани (т.е. отбраковке).

Капли обычно появляются в более медленных точках и в начале линии. Поэтому в начале работы проложите трубу равномерно по ткани и быстро опустите ее на ткань, не дожидаясь, пока капля не сформируется. При снятии шланга с ткани переверните его вверх дном, и резервная масса покинет наконечник. Противоположный конец трубки должен быть слегка приподнят, чтобы резервная смесь не проливалась на ткань.

После того, как контур нарисован, дайте детали высохнуть. Не рекомендуется оставлять узор на ткани незавершенной более 24 часов, так как в этом случае композиция под ней будет образовывать ореол из-за образовавшегося жира, а цвет не будет близок к тому контуру, который будет показывать.

Заполнение узора краской производится ватными тампонами, кистями или тюбиками. При заполнении необходимо следить за тем, чтобы большие и маленькие участки узора получали одинаковую насыщенность цвета, иначе все они будут разной яркости, или появятся призраки и пятна.

Горячий Батик

В горячем батике есть следующие основные способы работы:

1. простой батик (одна накладка).

2. сложный батик (две или более накладки).

3. работа с места.

Простой Батик. Узор наносится на ткань кистями, штампами, ножами, воронками или ремнями через нагретый резервный состав. Получается контурный узор, геометрический или цветочный орнамент.

Ножи и носилки предварительно покрыты тонкой трикотажной тканью, которая надежно крепится к ним. Перед началом работы их (а также воронки) опускают в нагреваемую отвалочную массу на несколько минут (до полного нагрева металла). Как только инструмент остынет, его следует разогреть таким же образом, иначе резервирующий состав может замерзнуть на инструменте и он не проникнет в ткань. Когда резервирующий состав, нанесенный на ткань, затвердел, его равномерно покрывают краской по нанесенному рисунку с помощью хлопчатобумажного или губчатого тампона (в отличие от росписи холодным батиком, где каждая форма орнамента наливается отдельно). После снятия резервационной композиции на ткани образуется светлый узор на более темном фоне. Роспись горячим батиком в накладке может сочетаться с наливанием одного или нескольких цветов на отдельные элементы орнамента, которые ограничены резервной композицией. Такое проливание выполняется перед наложением всей площади цвета фона ткани; после высыхания заполненных краской участков они покрываются резервной композицией, и только после этого выполняется наложение фона и каймы. В этом случае монохроматический узор, обычно получаемый при росписи простым батиком, дополняется другими цветами.

Живопись в сложной технике состоит из нескольких этапов, каждый из которых подобен повторению живописного приёма простого батика: после первого покрытия фона и его высыхания картина снова наносится с запасным веществом и снова покрывает всю площадь, натянутую в каркасной ткани. Такие перекрытия могут повторяться до четырех раз. Перекрытия выполняются последовательно от светлого до темного оттенка.

Перед каждым новым перекрытием необходимо проверять качество покрытия резервным составом и следить за тем, чтобы весь рисунок переносился на ткань в соответствии с шаблоном.

Роспись из пятна — самая сложная и интересная работа по дизайну ткани. Этот метод обычно выполняется элементами, украшенными цветочным орнаментом. Принцип работы такой же, как и в сложном батике, но вместо непрерывного, последовательного наложения всей ткани на холст, здесь по эскизу накладываются размытые пятна разных цветов. На каждом из этих участков по эскизу оригинального рисунка орнаментная запасная композиция, затем эти же участки или прилегающие к ним участки фона перекрываются другим цветом, и снова появляется очередное дополнение к рисунку орнамента. Этот процесс можно повторить до трех раз. Перед последним перекрытием орнамент окончательно перекрашивается, и, наконец, все полотно накладывается темным цветом. Как правило, такие картины всегда имеют темный фон, потому что необходимо накрыть краску, расплавленную за пределами узора. Это как сложная работа по батику на отдельных частях декорированной ткани. Это позволяет в небольшом количестве перекрытий достигать тончайших переходов цветов и их оттенков.

При покраске убедитесь, что каждый слой краски, нанесенный на ткань, полностью высох и резервная смесь заморожена.

Когда работа полностью завершена, ткань снимается с рамы и натягивается по диагонали так, чтобы резервное вещество оторвалось от ткани и раскрошилось. Для дополнительного снятия резерва ткань может быть скомкана и сильно встряхнута. Затем положите два или три слоя газет на стол, положите сверху лист оберточной бумаги, затем выложите окрашенную ткань, положите сверху оберточную бумагу и газеты и прогладьте горячим утюгом.

Под утюгом запасная смесь плавится и впитывается в бумагу.

Глажение следует повторить два или три раза, каждый раз меняя бумагу.

Окончательное удаление жировых пятен, оставшихся после глажения, осуществляется путем промывки бензином (можно протереть изделие, натянутое снова на раму, ватным тампоном, смоченным бензином).

В дополнение к вышеперечисленным методам украшения ткани композицией горячего резервуара, существует очень эффективный метод отделки готового узора. Это так называемый эффект потрескивания.

После завершения основного рисунка (но не более двух нахлестов) натянутая на каркас ткань полностью покрывается нагретой емкостной композицией с помощью широкой щетки — флейты. После затвердевания ткань удаляется из каркаса, слегка мятая и встряхиваясь, создает частые трещины в резервном слое, затем ткань натягивается обратно на каркас и окрашивается более темным цветом с помощью губки или ватного тампона. Проникающая в трещины краска оставляет на ткани тонкую темную сетку, через которую проступает ранее нанесенный рисунок. Удаление состава оговорки производится описанным выше образом.

Бесплатная живопись

Для свободной окраски используются различные загустители, которые либо покрывают ткань (грунтовка), либо загущают сами красители.

Вы можете делать бесплатную живопись и грунтовку ткани (почти любую), используя в качестве эффектов достоинства струящиеся, размытые, мазки и т.д. Различные текстуры тканей, кисти и красителей приводят к абсолютно невообразимому количеству цветовых комбинаций, придуманных нюансов, стилистических тонкостей для практически ума.

Бесплатная акварельная живопись.

Бесплатная акварельная живопись основана на использовании физраствора или специальных акварельных грунтов. Ткань, натянутая на каркас, после высыхания пропитывается водным раствором физраствора или акварели и окрашивается акварелью. Так как солевой раствор ограничивает поток краски по ткани, можно работать свободными мазками (рис. 6) по принципу акварельной окраски от светлого до темного и от верхнего до нижнего края.

Другой способ свободной росписи на ткани основан на использовании кристаллов соли или мочевины (рис. 4). Ткань натягивается на каркас и обрабатывается жидкими красителями. Кристаллы соли затем посыпаются на еще влажную ткань, в соответствии с замыслом дизайна, который активно привлекает краситель, затемняя части ткани, на которые они наносятся. Полученный эффект во многом зависит от размера кристаллов. После просушки на ткани соль удаляется. Эффект, полученный при использовании сухой мочевины, аналогичен эффекту, полученному при использовании соли. Однако, когда соль притягивает краситель, она концентрирует его на ткани, в то время как мочевина отбеливает окрашенную ткань. Этот метод очень прост и доступен, и, прежде всего, он предоставляет большие возможности для экспериментов. Более мягкий эффект достигается не сухим мочевиной, а ее концентрированным раствором (1 чайная ложка мочевины на 50 мл воды), который погружают в кисть и наносят на узор ткани точками или мазками.

Лассоинг

Эта известная техника масляной и акварельной росписи может с успехом применяться для росписи по ткани. Устройство основано на том, что цвета смешиваются не по палитре, а по ткани, накладываясь друг на друга, что приводит к изменению цвета. Прозрачные анилиновые краски особенно хорошо подходят для работы в такой технике. Технику остекления можно использовать в любой работе, но в качестве тренинга неплохо бы изобразить стилизованный натюрморт из очков, графинов и других емкостей интересной формы. Представьте, что перед вами стеклянные банки разных цветов. И они стоят так, что их края выглядят как перекрывающиеся. Легко заметить, что в этом случае розовый и синий цвета придают сиреневый оттенок, синий и желто-зеленый и т.д. Сначала подготовьте узор и перенесите его на ткань. Отследите контур с запасом. Окрасьте любой объект в любой цвет по вашему выбору. Нарисуйте соседний объект в два этапа: сначала основную часть объекта, затем пересечение с другим объектом. Продолжайте, пока весь натюрморт не будет нарисован. В последнем раунде раскрасьте фон. Цвета для таких картин должны быть яркими и прозрачными. Не рекомендуется смешивать более трех цветов. Также нежелательно смешивать контрастные цвета, такие как красный и зеленый, синий и оранжевый, желтый и фиолетовый. Часто такое сочетание придает грязно-серый или коричневатый оттенок.

Техника завязанного батика («бандана»)

Батик в технике «бандан» — пожалуй, старейший способ росписи по тканям. Один из его видов — техника «plangi» — был широко распространен в Индии. Неокрашенная ткань была покрыта очень мелкими узелками по схеме узора и плотно завязана ниткой. Затем ткань окрасили и удалили нити, создав узор из белого «горошка».

При окрашивании сухой ткани вы получаете более острую границу между окрашенной и неокрашенной тканью, когда ткань влажная (увлажненная и хорошо отжатая) — более мягкие границы перехода.

При необходимости ткань можно окрашивать несколько раз аналогичным образом, удаляя старые узлы и добавляя новые. Перевязочные нити были удалены с высушенной ткани, но готовое изделие не было проглажено, так что «собранный» эффект оставался надолго. (Рис. 5)

Это одно из преимуществ покраски красками-связками — краски фиксируются в процессе окрашивания и не требуют дополнительной обработки.

Покраска тканей аэрографом

Аэрография (усовершенствованный пистолет-распылитель) имеет большие возможности для создания интересных эффектов в живописи. При работе с этим устройством на поверхности ткани получаются мелкие, словно плавящиеся в тумане, силуэтные изображения. Одна из основных техник работы — распыление краски под углом. Это позволяет создавать мягкие переходы света и тени. Направляя поток краски на трафарет под разными углами, вы лепите форму предмета.

Метод скрытого резерва

Скрытый эффект запаса (многослойная живопись).

Ты не всегда хочешь, чтобы работа выглядела как витраж. Иногда светлые линии контура (резервные линии) нарушают целостность восприятия.

Тогда имеет смысл использовать так называемый «резерв молчания». Вначале окрашиваются светлые тональные участки плоскости, затем по этим линиям проводится заповедник и окрашиваются слои более насыщенного цветового фона, и так далее. Эта техника часто используется при покраске релейных панелей.

Заключение

Я выполнила изделие в технике холодного батика, размер изделия 50х50, ткань — искусственный шелк.

Приходилось выполнять сложную и творческую работу.

У меня были некоторые проблемы с качеством ткани и цветов, цветовой поток был очень плохим, часто оставались пятна, которые было очень трудно удалить повторным нанесением цвета. Кроме того, цвет был неровным и по мере высыхания выцветал или стал очень бледным в отличие от оригинала. Пришлось наносить несколько слоев краски, но, тем не менее, когда она высохла, она была не очень насыщенной, выцветшей.

Когда наносилась запасная краска, она иногда смазывалась или немного разбрызгивалась, потому что наносилась кистью — щетинками.

Работы проводились в хорошо вентилируемом, сухом помещении.

Я не испытывал никаких проблем с безопасностью.

Эта курсовая работа расширила мои знания о технике батика, помогла мне узнать материалы и инструменты, историю этой техники в разных странах.

Список литературы

1. «Батик» — С. Давыдов, 2005 г.

2. «Батик» — почерк. Синеглазова, 1960.

3. «Мы сами красим ткань» — М.А.Синеглазова, 1962 г.

Картина по шелку» — ОВА-Пресс, 2001.

5. «Художественная живопись на ткани» — Р.А. Гильман, 1998.

6. http://okgams-batik.narod.ru/batik.html

7. http://lubimoe-delo.ru/index.php/archives/260

8. http://forum.hobby4you.od.ua/showthread.php?t=877

9. http://m-batik.ru/category/info/xolodnyj-batik-info-2/

10. http://www.podrobnee.ru/microuho/referat.php?url=microuho/disk1/Humanities/ku_gu_m_248.htm

11. http://www.batikworld.ru/

12. http://www.art-mozaika.ru/batik.php

13. http://batiki.narod.ru/info/batik.html