Для связи в whatsapp +905441085890

Дипломная работа на тему: разработка экскурсионного маршрута

У вас нет времени на дипломную работу или вам не удаётся написать дипломную работу? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье «Как научиться правильно писать дипломную работу», я написала о правилах и советах написания лучших дипломных работ, прочитайте пожалуйста.

Собрала для вас похожие темы дипломных работ, посмотрите, почитайте:

  1. Дипломная работа на тему: социально-психологический климат в коллективе
  2. Дипломная работа на тему: учет расчетов с подотчетными лицами
  3. Дипломная работа на тему: техническое обслуживание и ремонт
  4. Дипломная работа на тему: межевание земельного участка
Дипломная работа на тему: разработка экскурсионного маршрута

Дипломная работа на тему: разработка экскурсионного маршрута

Введение

Появление и развитие экскурсионной работы как самостоятельной формы деятельности относится к последним десятилетиям XIX века, хотя ее истоки сформировались гораздо раньше.

Экскурсионная деятельность возникла как самостоятельная профессия в 18-19 веках под влиянием развития транспортного, курортного и гостиничного бизнеса, особенно в Западной Европе и России. Мода на путешествия в XIX веке, которая приобрела массовый характер для привилегированных слоев общества, продиктовала появление новой профессии Ї «экскурсовод» и «экскурсовод-переводчик».

Активизация экскурсионной деятельности в XIX веке была связана с появлением ряда организаций, практикующих экскурсии. Развитие экскурсионной деятельности сопровождалось открытием исторических, культурных и природно-исторических памятников, ансамблей, музеев и различных выставок. Это было воодушевлено инициативой научных обществ.

Распространение экскурсий, альпинизма, пеших и велосипедных прогулок, стремление русской интеллигенции использовать туристические и познавательные экскурсии для народного образования создали условия для объединения любителей туризма и экскурсий в различные специализированные организации.

В XX веке, вместе с развитием музейного и курортного дела, работа туристических гидов приобрела достаточно высокий статус в обществе. В этот период была сформирована индустрия туризма, которая приняла глобальный масштаб. Развитие выставочного и спа-бизнеса во многих странах способствует развитию туризма, который занимает лидирующие позиции в национальной экономике многих стран.

Экскурсия — это процесс знакомства или изучения объекта социально-культурной среды с помощью профессионально подготовленного гида. В современном понимании экскурсия всегда характеризуется определенными целями, временем и местом.

В настоящее время экскурсионная деятельность играет общественно значимую роль, имеет свою историю, профессиональный коллектив, отличается разнообразием форм и тем.

Экскурсия — (лат. — путешествие) — коллективное или индивидуальное посещение достопримечательностей, в образовательных или культурных целях, под руководством гида.

Демонстрация и рассказывание историй определяют специфику экскурсии. Отличительная особенность метода полевой экскурсии заключается в примате демонстрации. Таким образом, суть экскурсии заключается в органичном и неразрывном единстве шоу с сюжетом. Основными особенностями экскурсий являются: продолжительность экскурсии, наличие экскурсионной группы, наличие экскурсовода, экскурсионных объектов, конкретная тема, наличие цели и пункта назначения, разработка маршрута.

Экскурсия предполагает, что участники получат новые впечатления и новые ощущения. Экскурсионная деятельность включает в себя деятельность участников экскурсии: организатора экскурсии, иногда руководителя группы, экскурсовода и участников экскурсии. Accentuation Ї — это выделение характеристик, любых характеристик, которые позволяют экскурсоводу реагировать на специфику экскурсионной группы. Способность акцентировать внимание реализует профессиональные навыки экскурсовода, учитывая специфику данной группы экскурсантов.

Актуальность нашей работы заключается в том, чтобы учитывать культурно-просветительскую ценность проведения экскурсий на литературные темы.

Цель работы по разработке маршрута «К месту рождения В. Солоухина» Достижение цели предполагает решение ряда задач:

1) изучение концепции, предмета и классификации экскурсии;

2) рассмотреть возможность проведения экскурсий на литературные темы

3) подчеркнуть особенности организации экскурсии на тему «Литературный Владимир».

4) разработать экскурсионный маршрут, отражающий жизнь и творчество владимирского писателя В.А. Солоухина.

Предметом исследования является экскурсия на литературные темы.

Предметом исследования является работа В.А. Солоухина.

Основой для написания статьи послужили книги, статьи, монографии по туризму, экскурсиям, а также изучение творчества В.А. Солоухина.

Теория развития экскурсии

Концепция и тема экскурсии

экскурсия литературный солухин

Экскурсия — это слово, производное от латинского «экскурсия». На русском языке она начала использоваться в XIX веке, имея в виду «отход, военное нападение», а чуть позже — «вылазка, путешествие». Следующие определения термина «экскурсия», представленные в хронологическом порядке, должны помочь понять изменение сути понятия «экскурсия» и привести к пониманию его современной интерпретации.

Первое толкование этого термина происходит от В. Даля в 1882 году: «Экскурсия — прогулка, выход в поисках чего-нибудь, сбор трав и т.д.». (Пояснительный словарь великого русского языка. — М.: Русский язык, 1980. т. 4. с. 663).

«Экскурсия — один из видов массовой, культурной, просветительской, агитационно-просветительской работы, направленной на расширение и углубление знаний подрастающего поколения…». (Великая советская энциклопедия. — М., 1933. — Том 63. — с. 316).

«Экскурсия (латинская экскурсия — экскурсия) — коллективная поездка или прогулка в место с научно-образовательной или развлекательной целью» (определение Д. Н. Ушакова 1935 г., см. Пояснительный словарь русского языка / под руководством Д. Н. Ушакова. — M. Астрил, 2007. — С. 901.).

«Экскурсия» — осмотр достопримечательностей (памятников культуры, музеев, предприятий, населенных пунктов и т.д.), форма и способ приобретения знаний. Как правило, она проводится коллективно, под руководством специалиста-экскурсовода» (Большая советская энциклопедия. — М., 1978. — Том 29. — с. 63).

«Экскурсия представляет собой методично продуманное представление достопримечательностей, памятников истории и культуры, основанное на анализе объектов перед глазами зрителей, а также на умелом повествовании связанных с ними событий….. Экскурсия — это визуальный процесс познания человеком окружающего мира, построенный на заранее отобранных объектах в естественных условиях или в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и т.д. e….. В краткой форме суть экскурсии можно определить следующим образом: Экскурсия — сумма знаний, в определенной форме переданных группе людей, и определенная система действий по их передаче» (Емельянов Б.В. Экскурсионная наука: учебник / Б.В. Емельянов. — 5-е изд. — М.: Советский спорт, 2004. -С. 17, 21-22).

Вышеприведенные определения показывают, что со временем произошло не только изменение, но и усложнение целей, задач, содержания и форм экскурсий. Если вначале экскурсия могла быть простой прогулкой в поисках лекарственных ягод и трав, то позднее во время экскурсий люди начали выявлять экспонаты для местных музеев, чтобы повысить уровень знаний в различных областях. Соответственно, изменились и цели, если поначалу это были только практические задачи, то постепенно к ним добавлялись научные общеобразовательные, культурные и образовательные.

Рассматривая понятие «сущность экскурсии», необходимо иметь в виду обусловленность экскурсионного процесса объективными требованиями. Каждая экскурсия представляет собой особый процесс деятельности, суть которого обусловлена определенными закономерностями (тематическая направленность, целеустремленность, демонстративность, эмоциональность, активность и т.д.).

В ходе экскурсионного процесса экскурсовод помогает экскурсоводам увидеть объекты, на основе которых раскрывается тема (первая проблема), услышать об этих объектах необходимую информацию (вторая проблема), почувствовать величие представления, ценность исторического события (третья проблема), овладеть практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа экскурсионных объектов (четвертая проблема). В решении последней задачи обучение зрительным навыкам занимает большое место.

Экскурсионный материал, профессиональная компетентность экскурсовода в презентации позволяют экскурсоводам анализировать, делать необходимые выводы. Этим навыкам обучает экскурсовод для участников экскурсии во время шоу и рассказывает. Таким образом, авторы экскурсии выступают в роли активных помощников экскурсовода. Об этом говорил известный теоретик, критик и педагог А.В. Бакушинский: «Методическое развитие материала, обусловленное целью, всеми задачами и планом экскурсии, должно быть направлено на пробуждение самостоятельности восприятия и оценки «1.

1 Одной из задач экскурсии является формирование отношения участников экскурсии к теме экскурсии, к деятельности исторических личностей, событиям, фактам, в целом к материалам экскурсии и дача им оценки.

Оценка означает представить себе кого-то, что-то, чтобы определить важность, характер, роль кого-то или что-то, чтобы признать достоинства, положительные качества кого-то.

Оценка экскурсии — это заключение экскурсии, к которой ведет его гид.

Под отношением к экскурсии понимается: определенный взгляд экскурсанта на исторический период, которому посвящена экскурсия; восприятие любых действий; понимание конкретной ситуации, в которой находился и создавал свое произведение писатель, скульптор (художник).

Большую роль в этом процессе играют экскурсионный материал, презентация гида, «точка зрения» на мероприятие и оценка гидом, а также убежденность гида в своей правоте. Центральное место в этом процессе занимает проблема понимания. Большинство посетителей воспринимают точку зрения гида, которая становится основой для понимания материала и формирования отношения к предмету демонстрации и истории.

Экскурсия представляет собой методично продуманное представление достопримечательностей, памятников истории и культуры, основанное на анализе представленных объектов, а также умелое повествование о связанных с ними событиях.

Состав — конструкция, соединение, сборка отдельных частей в единое целое. Этот термин относится к терминам «структура» и «строительство».

Сюжет — событие или события, которые связаны друг с другом.

Сюжет — это цепь событий, о которых рассказывается в работе. В презентации участка различают состав, сюжет, застройку участка, кульминацию, разрешающую способность.

Кульминация — это точка, момент наибольшего напряжения в застройке участка.

Экскурсия, как произведение определенных авторов, основывается на требованиях литературного произведения и имеет свой собственный сюжет, который подчинен всему экскурсионному материалу. Экскурсия по достопримечательностям сложнее, чем туристическая информация или лекция докладчика в туристической поездке, из-за ее задач и формы осуществления. Тематическая экскурсия по своей структуре, содержанию, методике проведения более сложна по сравнению с обзорной экскурсией.

Экскурсия развивается по пути изменения ее сущности. Первоначально экскурсия представляла собой прогулку, преследующую практические задачи, например, поиск лекарственных трав. Затем появились научные задачи, такие как определение экспонатов для местного музея. Поиск новых форм самообразования представлял собой общую образовательную цель экскурсий. Желание улучшить воспитательную работу, сделать ее более эффективной, превратило экскурсию в своеобразную культурно-просветительскую работу.

Теперь экскурсия действует как нечто завершенное, целостное, имеющее специфические функции и знаки, своеобразную индивидуальную технику. Она во многом обогащается содержанием, формами представления и методами материала и характеризуется как неотъемлемая часть идеолого-педагогической и культурной работы. Цели и формы экскурсий приведены в таблице 1.

Таким образом, экскурсия представляет собой визуальный процесс восприятия человеком окружающего мира, построенный на заранее отобранных объектах, расположенных в природных условиях или в помещениях предприятий, лабораторий, научно-исследовательских институтов и так далее.

Выставка объектов проводится под руководством квалифицированного специалиста — гида. Процесс восприятия объектов экскурсантами подчинен задаче раскрытия определенной темы. Путеводитель передает зрителям видение объекта, оценку памятного места, понимание исторического события, связанного с этим объектом. Ему все равно, что видит экскурсант, как он понимает и воспринимает то, что видит и слышит. Он руководит экскурсией, объясняя необходимые выводы и оценки, и таким образом достигает желаемой эффективности мероприятия.

Функции экскурсии считаются ее основными характеристиками.

Функция научной пропаганды. Экскурсия основана на принципах пропаганды, научности, идеализма, близости к жизни, разборчивости и убедительности. Эти принципы выражают суть пропаганды, позволяют определить в ней главное.

Связь теории с жизнью. Материал экскурсий должен быть связан с жизнью, реальностью, практикой экономического и культурного строительства, с происходящими в России изменениями.

Информационная функция. По своей теме экскурсия содержит информацию об определенной области знаний: о достижениях исторической науки, медицины, биологии; об открытиях археологов; об изобретениях, достижениях в экономическом и культурном строительстве.

Функция организации культурного досуга. Под свободным временем понимается та часть нерабочего времени, которая доступна человеку после рабочего дня. Это свободное время в течение дня, недели, года человек проводит по своему усмотрению в активной творческой или общественной деятельности, учебе без перерыва, хобби, общении с друзьями.

Экскурсия в функции расширения культурных и технических горизонтов. Каждая экскурсия способствует расширению перспективы человека. Участники получают знания по истории, искусству, архитектуре, литературе, экономике. Часто экскурсия конкретизирует знания туристов, помогает им увидеть то, что они знали из письменных источников, школьных программ, лекций.

Экскурсия представляет собой синтез различных форм культурно-просветительской работы. Он может содержать как тематически встроенные, так и методологически обоснованные части:

(а) фрагменты художественных, научно-популярных или хронологических документальных фильмов во всей их полноте

б) выступления участников или очевидцев событий, ветеранов войны (1941-1945 гг.) во время экскурсий на военно-патриотическую тематику

c) встречи с руководителями промышленных или сельскохозяйственных предприятий, инженерами и техниками, особенно с рабочими во время экскурсий по промышленной тематике

г) прослушивание музыки, посвященной жизни и творчеству композиторов, художников, музыкантов

д) Прослушивание выступлений государственных и общественных деятелей в записях, в экскурсиях по историческим и историко-революционным темам.

Функция формирования человеческих интересов. Цель экскурсии — передать знания аудитории и пробудить интерес к той или иной отрасли знаний.

Каждый отдельный выезд на поле может выполнять одновременно несколько функций. Это зависит от группы экскурсантов, с которыми она проводится. Для детей и молодежи экскурсия — это функция расширения их культурных и технических горизонтов, для молодых людей, выбирающих профессию, это функция формирования интересов, для иностранных туристов это функция информирования и т.д.

Признаки экскурсии

Атрибут — это то, что делает объекты и явления похожими или отличными друг от друга. Мы имеем в виду те значимые особенности, то есть те, без которых субъект, явление, форма культурно-просветительской работы не могут существовать.

Экскурсия, как и другие формы культурно-просветительской работы (лекция, тематический вечер, устный журнал, конференция по чтению), имеет свои особенности в организации и методологии. Его особенности говорят о сходстве с другими формами или подчеркивают его принципиальное отличие от них.

Общие черты для всех экскурсий:

1. продление одного академического часа (45 мин) до одного дня; 2.

2. присутствие туристов (групп или отдельных лиц).

Наличие экскурсовода, который ведет экскурсию 3.

4. видимость, визуальное восприятие, отображение экскурсионных объектов на их месте.

5. перемещение участников экскурсии по заранее установленному маршруту.

6. целесообразность отображения объектов, наличие определенной темы.

7. активная деятельность участников (наблюдение, изучение, исследование объектов).

Отсутствие хотя бы одного из вышеперечисленных семи атрибутов лишает права называть событие «выездным».

В дополнение к этим общим знакам, каждый тип полевой экскурсии имеет свои специфические знаки:

— Автобусные экскурсии — обязательный выезд из автобуса для посещения памятников;

— музей — ознакомление с материалами, размещенными на стендах;

— на производстве — демонстрация эксплуатируемых объектов (машин, оборудования, механизмов).

Важность экскурсионных знаков заключается в том, что их правильное понимание не позволяет неверно истолковать суть экскурсии.

Правила разработки экскурсии

В зависимости от содержания экскурсии делятся на сквозные (многомерные, политематические) и тематические.

Общие экскурсии характеризуются многотематической направленностью и позволяют получить общее и полное представление об объекте за короткое время. В основу экскурсии по городу положена презентация различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест проведения знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и др. История города простирается от времени его возникновения до наших дней.

Практически все экскурсии по городу похожи по структуре. Каждая из них содержит несколько подтем: История города, культурные, научные, образовательные и промышленные особенности. Выбор основных и обязательных подтем является сложной задачей для руководства. Различия экскурсий по городу определяются особенностями культурно-исторического развития города. При подготовке экскурсий предпочтение отдается тем подтемам, которые определяют «лицо» города, и одна из подтем неизбежно становится лидером в силу своей значимости.

Еще одной особенностью экскурсионных туров является то, что любая из их подтем может стать предметом отдельной экскурсии при необходимости.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию любой темы в области истории, культуры, природопользования. В зависимости от того или иного существенного аспекта, тематические экскурсии традиционно относятся к одному из видов: историческому, архитектурному и городскому, художественному, литературному, природно-историческому и производственному. Первые четыре вида можно сгруппировать в класс культурно-исторических экскурсий.

При бетонировании каждого типа можно выделить подтипы экскурсий. Таким образом, исторические экскурсии по своему содержанию делятся на историко-краеведческие, археологические (с демонстрацией физико-исторических источников, раскопками), этнографические (рассказывающие об обычаях и традициях разных народов), военно-исторические (в местах воинской славы), историко-биографические (в местах, связанных с жизнью и творчеством известных людей).

Архитектурные и градостроительные экскурсии делятся на экскурсии с представлением архитектурной формы данного города; экскурсии с представлением архитектурных памятников определенного исторического периода; экскурсии с представлением работы любого архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии с ознакомлением с планировкой и строительством городов по генеральным планам; экскурсии по новостройкам.

Художественно-исторические экскурсии имеют следующие подтемы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам использования народных промыслов, по местам жизни деятелей искусства, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, художественно-исторические музеи и в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии делятся на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные (посвященные определенным периодам русской литературы); литературно-художественные (по местам, являвшимся местами действия в произведениях того или иного писателя).

Природно-исторические туры делятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии к уникальным памятникам природы.

Производственные экскурсии могут быть промышленно-историческими, промышленно-экономическими, производственно-техническими и профессионально-техническими для студентов.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа редко бывают самостоятельными; практика показывает, что границы между ними текучи. Таким образом, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, историко-художественных, литературных, промышленных экскурсиях.

По составу участников основные различия между экскурсиями для взрослых и детей, местных жителей и туристов (неместных), городского и сельского населения, организованными однородными группами (по просьбе учреждений) и индивидуальными экскурсантами, которые не знают друг друга. Другие классификации могут быть основаны на других причинах. Например, выделяются экскурсии для студентов, специалистов и широкой публики.

В качестве специального контингента, требующего специальных приемов и методов проведения экскурсии, можно указать группы религиозных паломников, детей младшего возраста, инвалидов, пожилых, «трудных» молодых людей.

В зависимости от структуры группы вносятся изменения в содержание экскурсии, методы ее проведения и продолжительность. Такой подход к подготовке и проведению экскурсии называется дифференцированным в теории экскурсионного бизнеса.

По месту проведения экскурсии находятся городские, загородные, музейные, комплексные, комбинированные элементы нескольких видов экскурсий.

В соответствии с методом путешествия различают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущество пешеходных экскурсий заключается в том, что экскурсовод сам определяет ритм движения (скорость, продолжительность переходов и остановок), что обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных переходов ограничено короткой длиной маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что они могут включать в себя объекты, которые находятся на большом расстоянии друг от друга.

Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные экскурсии, которые содержат сюжет двух планов: выставка и анализ экскурсионных объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ о пути, который обычно связан с характеристиками памятных мест, которые проходят экскурсанты в данный момент. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факторами, которые необходимо учитывать во время экскурсии. К ним относятся правила дорожного движения, непредвиденные ситуации на дорогах (пробки, аварии, ремонт), скорость движения автобуса и соответствие сюжета и демонстрации ему и т.д.

Экскурсия длится от одного академического часа (45 минут) до четырех или пяти часов. Существует мнение, что продолжительность экскурсии может составлять до одного дня. А.В. Святославский называет такие длительные экскурсионные туры и считает, что они разделены на несколько небольших экскурсий различной продолжительности, а также включают время на питание, отдых, покупку сувениров, медицинские остановки, информацию для путешественников. Остановимся на последнем элементе дальних экскурсий чуть подробнее.

Информация для экскурсантов предоставляется в автобусе, который следует к объектам, удаленным от места групповой встречи: к другому населенному пункту, к музею — усадьбе, заповеднику, мемориальному комплексу. Информация для треккинга включает в себя подготовку к посещению объектов в конечной точке маршрута, а также ознакомление с достопримечательностями, встречающимися в пути. Они могут также включать общие местные и региональные особенности. Информация о маршруте не требует постоянного разговора, рекомендуется сделать 15-20 минутные перерывы для остальных туристов и экскурсоводов.

По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) — прогулок, в основном на природную тематику, по лесу, в парке, по озеру, по реке. Экскурсии — прогулки сочетают осмотр достопримечательностей с отдыхом.

В 60-80-х годах XX века были организованы массовые экскурсии, участники которых одновременно передвигаются по маршруту 10-20 автобусов, каждый из которых является рабочим гидом. Такие экскурсии, помимо посещения объектов, могут включать в себя встречи на памятниках, могилах, встречи с героями и участниками исторических событий, выступления участников любительского искусства, участие в фольклорных фестивалях и театральных представлениях.

Экскурсия — концерт посвящен музыкальной теме, где музыкальные произведения звучат во время длительной экскурсии в автобусе.

Экскурсию можно рассматривать как форму учебной деятельности для различных групп участников экскурсии. С этой точки зрения, проводится различие:

1. экскурсия — урок, являющийся формой передачи знаний в соответствии с учебным планом того или иного учебного заведения;

2. экскурсия — демонстрация в наиболее яркой форме знакомит группу с природными явлениями или производственными процессами;

3. пробная экскурсия проводится на заключительном этапе индивидуальной работы по подготовке и проведению учебно-тематических экскурсий и является формой проверки знаний и навыков студентов в туристско-краеведческом объединении (районе).

Следует отметить, что классификация экскурсий по точно определенным группам на практике носит условный характер, но она необходима, так как имеет большое значение при разработке новых экскурсионных маршрутов. Классификация экскурсий создает условия для эффективной подготовки экскурсии, облегчает специализацию, позволяет дифференцированно подходить к обслуживанию различных групп экскурсантов.

Новая экскурсия является результатом двух сложных, взаимосвязанных процессов: ее подготовки и реализации. Содержание и ценность новой экскурсии обусловлены знаниями и компетентностью методистов и экскурсоводов.

В подготовительной работе определены два основных направления:

1. разработка новой экскурсионной темы (имеем в виду как новую для данного экскурсионного учреждения, так и новую в целом);

2. подготовка экскурсовода (как начинающего, так и опытного) для проведения новой для него экскурсии.

Разработка поручена творческой группе (обычно 3-7 человек), состоящей, как правило, из экскурсоводов, работающих в учреждении. В качестве консультантов приглашаются исследователи из музеев, университетские профессора и т.д., т.е. специалисты из разных областей. Каждый участник разрабатывает раздел, подтему. Для руководства выбирается супервайзер.

Есть три основных этапа в технологии подготовки новой экскурсии.

1. предварительная работа. Включает в себя подбор и изучение материалов, подбор объектов. (Под исследованием здесь понимается процесс накопления знаний по данной теме, определение цели и задач экскурсии).

2. непосредственная разработка самой экскурсии, т.е. маршрута, работа над содержанием, обработка фактического материала, составление и написание справочного текста, методическая работа (работа над методикой проведения экскурсии, подбор наиболее эффективных методических приемов показа и рассказывания во время экскурсии, подготовка методической разработки новой экскурсии), написание отдельных текстов гидами.

3. последняя часть — прием (охрана) экскурсии по маршруту — представляет собой утверждение новой экскурсии руководителем экскурсионного учреждения, допуск экскурсоводов, охранявших объект, к работе на маршруте.

Если сформировать самую простую схему, подходящую для любой экскурсии, независимо от предмета, вида и формы проведения, то она будет такой:

1). Введение, как правило, состоит из двух частей:

— организационный (знакомство с участниками экскурсии, инструктаж группы по правилам безопасности и поведения на маршруте);

— Информационный (краткое сообщение на тему, продолжительность и объем маршрута, время и место отправления и прибытия, станции первой помощи).

2). Основная часть формирует комбинацию показа и рассказа, построенную на конкретных экскурсионных объектах. Содержание основной части состоит из подтем (обычно их 5-12), которые должны быть раскрыты на страницах и объединены главной темой.

3). Вывод. Это, как и введение, не связано с экскурсионными объектами. Он состоит из двух частей и длится 5-7 минут. В первой части кратко формулируется основное содержание экскурсии и делается общий вывод по теме. Вторая часть — информация о других экскурсиях, которые могут углубить знания экскурсовода по теме.

При подготовке новой экскурсии необходимо руководствоваться дифференцированным подходом к экскурсионному обслуживанию, ориентироваться на определенную категорию туристов. Чтобы экскурсия была интересной, важно не перегружать ее информацией. Способ представления материала не должен быть скучным. Обязательным требованием является учет не только интересов, но и целей потребителей. При организации экскурсии в рамках программы деловых поездок необходимо позаботиться о том, чтобы показать общественные и деловые центры. Если экскурсия проводится в рамках курортного отдыха, то прогулки, в том числе и по воде, с осмотром природных ландшафтов становятся привлекательными.

В подготовке нового тура, который начался в 1976 году и продолжается по сей день, есть 15 основных этапов.

Первая стадия. Определение целей и задач экскурсии.

Цель, для которой участники экскурсии покажут посетителям конкретные объекты, четко определена, и повествование о экскурсии подчинено этой цели. (Пример цели: пропаганда патриотизма, расширение горизонтов тура и т.д.). Цель экскурсии заключается в достижении цели путем изучения предмета.

2-я стадия. Выбор темы.

Это зависит от целенаправленной разработки конкретной темы экскурсии, потенциального спроса или конкретной миссии. Этот этап важен, потому что тема объединяет все объекты, подтемы экскурсии. Выбор объектов и конкретного материала осуществляется в соответствии с тематикой.

Этап 3. подбор литературы и составление библиографии.

При разработке новой экскурсии составляется список книг и статей, раскрывающих тему. Его цель — определить приблизительные границы предстоящей работы по изучению литературных источников, чтобы помочь справочникам в использовании теоретического и фактического материала при подготовке текста.

Список может содержать «основную» и «дополнительную» литературу, он дает стандартную библиографическую информацию. Список воспроизводится в объеме, необходимом для работы творческого коллектива и инструкций.

Этап 4. выявление других источников материала для экскурсий.

Знакомство с музейными экспонатами и фондами на эту тему. Подготовлен список государственных архивов, музеев, хронологическо-документальных фильмов, мультимедийных баз данных, содержащих материалы по теме. Главным критерием отбора является достоверность предоставляемой информации. 

1,3 Литературные экскурсии

Среди различных функциональных форм литературного произведения есть чрезвычайно интересная, но игнорируемая современными литературными исследованиями: литературная экскурсия. Огромный опыт экскурсионной теории, накопленный в 1920-х годах, пока не востребован. Такой социально и образовательно значимый и богатый возможностями феномен литературного бытия, как литературная экскурсия, как представляется, относится исключительно к сфере прикладных интересов туристической индустрии. Следовательно, экскурсионный проект теоретически не понимается и не имеет разработанной концептуальной основы.

Мало использовались эвристические и дидактические возможности литературной экскурсии.

Проецируя текст произведения на реальный пейзаж и разворачиваясь как событие «здесь и сейчас», литературная экскурсия создает незаменимый эффект совместного участия в художественном мире. Действительно, эффект взаимодействия между литературным текстом и ландшафтом оказывается многомерным. Во-первых, меняется восприятие самого литературного текста. Линии знакомых работ, расположенные на маршруте, приобретают окончательную конкретность. Экскурсант, сравнивая объект и авторские ассоциации с ним, входит в процесс творческой трансформации местности. Во-вторых, меняется семантика повседневного пространства: знакомые городские улицы, безликие, молчаливые дома обретают образ и голос, говорят на языке литературных легенд. В восприятии запускаются механизмы, которые превращают мирское пространство в значимый культурный ландшафт. Наконец, активизируются процессы отождествления с территорией и самоидентификации живущего на ней человека, углубляется естественная потребность знать и любить свою родину.

Полезно сгруппировать литературные экскурсии следующим образом:

— Литературно-биографические — передают места, хранящие память о жизни и творчестве конкретного писателя;

— Историко-литературные — укажите определенные периоды в развитии литературы;

— Литературный и литературный (поэтический и текстовый);

— Литературно-историческая литература — посвящена изучению природного или антропогенного, культурного комплекса через литературные произведения;

Литературные и биографические экскурсии проходят в местах, хранящих память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (например, «А.С. Пушкин в Москве и Московской области», «Куприн в Санкт-Петербурге» и т.д.).

— историко-литературный, раскрывающий определенные периоды в развитии русской национальной литературы (например, «Литературная Москва 1920-х годов», «Литературный орел» и т.д.).

— литературно-литературные — это поэтические и текстовые экскурсии (например, «Белые ночи в Петербурге»), или экскурсии по местам, отраженным в произведениях того или иного писателя (например, «По следам Героев Михаила Шолохова», «Москва в произведениях Льва Толстого «Война и мир» и т.д.).

Выводы. Таким образом, в краткой форме можно определить суть экскурсии: экскурсия — сумма знаний, в конкретной форме, которая сообщается группе людей, и определенная система действий для ее передачи.

Широкий спектр экспонатов, разносторонняя тематика, разработка методики проведения экскурсий, профессиональная компетентность гидов позволяют экскурсиям выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в становлении и воспитании человека.

Каждая форма культурно-просветительской работы имеет свои отличительные признаки. Главной характеристикой экскурсий является высокая степень обзорности. Важны и другие знаки. Они разные для разных туров (автобусные и пешеходные, производственные и музейные). Однако, следует отметить, что вышеуказанные знаки являются обязательными для каждого тура.

Литературные экскурсии делятся на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные (посвященные определенным периодам русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые были декорацией в произведениях того или иного писателя).

Разработка экскурсии «На родину В. Солохина»

Общая идея (текст) экскурсии

Запланированная экскурсия посвящена жизни и деятельности выдающегося поэта и прозаика Владимира Солухина.

Владимир Солоухин (14.06.1924-4.04.1997), писатель. Владимир Солоухин родился в деревне Алепино Владимирской области в семье крестьянина.

Он родился в крестьянской семье. Его мать Степанида Ивановна знала наизусть многие стихи Некрасова, Сурикова, А.К. Толстого. Это отразилось на ее сыне, который, таким образом, вступил в контакт с поэзией в возрасте четырех лет.

После окончания школы, в 1938-1942 гг. учился во Владимирском техникуме и получил профессию слесаря-инструменталиста.

Дальнейшая судьба Владимира Солоухина заключалась в том, что с 1942 года, после окончания техникума, он служил в воинской части, охранявшей Кремль, в 1945 году бродил по классам Литературного объединения. На занятиях присутствовали Луговский, Тихонов, Сельвинский, Антокольский, Щипачев, Коваленков, а также Луконин, Межиров, Гудзенко, Михаил Львов, Юлия Друнина, Недогонов, Наровчатов, Павел Шубин и другие. Именно благодаря этому обстоятельству Владимир Солухин после службы в армии стал серьезно заниматься литературной деятельностью.

В 1946 году, после публикации первых стихотворений в «Комсомольской правде» и осуществления своего призвания, поступил в Институт литературы им. М. Горького, окончил в 1951 г. После окончания работал выездным корреспондентом, писал репортажи о поездках на родину и за границу.

Был членом редакционной коллегии журнала «Молодая гвардия» (1958-1981), членом редакционной коллегии, а затем редакционного совета журнала «Наш современник».

Стихи Солоухина сначала имели традиционную форму, затем его поэзия становилась все более и более прозой, он отвергал рифму и объем, разделял стихи синтаксическими параллелями и повторениями слов и частей предложений. Проза Солоухина часто напоминает прозу К.Г. Паустовского (о произведениях которого Солоухин говорил с глубоким пониманием) в ее ассоциативной структуре и о том, что действие в ней часто напоминает прозу К.Г. Паустовского (о произведениях которого Солоухин говорил с глубоким пониманием); в этой прозе он сочетает журналистскую документальность и отношение к натуральной поэзии, к приземленному крестьянину, основанное на собственных наблюдениях за жизнью колхозников, с размышлениями на темы искусства, национально-российского восхищения Родиной и ее культурными традициями, с современной критикой.

Первая книга стихотворений «Дождь в степи» вышла в 1953 г. Критики отметили в стихах «тонкое очарование картины». Ранняя поэзия предает его стремлению поднять такие проблемы, как отечество, его историческое прошлое и настоящее, человек и природа. Буржуазная позиция автора проявляется в стихах, содержащих размышления о смысле жизни, о взаимоотношениях поэта и народа. Затем последовали сборники стихов «Журавли» (1959), «Держа в руках цветы» (1962), «Жизнь на земле» (1965), в которых со временем усилилось стремление автора к философскому осмыслению жизни.

В 1950-е годы он опубликовал свои первые поэтические книги, что со временем укрепило приверженность автора философскому осмыслению жизни. Путешествуя по стране и за рубежом, он публиковал отчеты и очерки о путешествиях в различных изданиях. Книга «Середина Владимира» (1957) сделала имя Солоухина знаменитым, в 1958 году он стал членом Президиума Союза писателей РСФСР, в 1959 году — даже Союза писателей СССР.

Во время скандала вокруг публикации романа Б. в 1957 году на Западе. Во время скандала вокруг романа Пастернака «Доктор Живаго» и присуждения ему Нобелевской премии (1958) Солоухин был в числе тех, кто осудил поэта, но, как он позже объяснил, сделал это не для защиты коммунистического режима, потому что не считал роман настолько талантливым (что, собственно, и было), не симпатизировал непатриотическому мировоззрению Пастернака и, в данном случае, не хотел быть его защитником.

С 1951 года он много путешествовал по стране и за рубежом, публикуя отчеты в различных изданиях. Его первая книга прозаических очерков «Рождение Зернограда» вышла в 1955 году, а следующая — «Золотая земля» — в 1956 году. Книга «Владимир Прозейолкос» (1957) привлекла внимание читателей и критиков и получила самые одобрительные отзывы. В 1964 году он опубликовал автобиографический роман «Мачеха». Особое место в творчестве Солюшина занимают его художественные и публицистические книги «Письма из Русского музея» (1966) и «Вестник» (1969). В 1964-81 гг. был членом редакционного совета журнала «Молодая гвардия».

Живя в Москве, Солоухин не разрывал связей с родными местами и людьми, которые там живут. В 1965 году издал сборник стихов «О лирических позициях». В 1970-х годах вышла книга «Пруды Олепина» (1973) и «Посещение 3 Ванки» (1975). В 1980-х годах «Время собирать камни» об Оптинской пустыни (монастырь под Козельском) и сборнике рассказов и очерков «Катастрофа с голубями». Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, он писал о необходимости его сохранения и защиты.

Главная тема творчества Солоухина — русская деревня. В. Солухин — видный представитель «деревенских писателей». В 1975 году он опубликовал в журнале «Москва» автобиографический рассказ «Вердикт», в котором главный герой (от которого и происходит рассказ) заболевает раком и проходит операцию. Особое место в наследии писателя занимает автобиографическая проза, в которой автор осмысливает историю России XX века («Последний шаг», «При свете дня», «Соленое озеро», «Хаша»). В них, стоя на православно-националистических позициях, он резко критикует атеистическое, интернационалистическое, либеральное и коммунистическое мировоззрение.

В июне 1956 года Солоухин отправился пешком на Владимирскую землю.

Любовь к Родине и боль за ее судьбу можно почувствовать в его рассказах «Полевые пути Владимира» (1957), «Капли росы» (1960), «Смех за левым плечом» (1984). Они были написаны на основе реальных впечатлений и принесли ему большую популярность. «Проселочные дороги Владимира» — 40 дневниковых записей, написанных во время путешествия по земле предков; «Капля росы» — портрет родного села Олепино, «проецируемый на экран безвозвратного детства простого крестьянского мальчика» — средний, крупный планы. Солоухин считал, что как в капле можно увидеть отражение мира, так и в жизни деревни можно найти нечто характерное для всей России.

Один из первых поднял вопрос о бедственном положении крестьян, разрушенном социалистическими экспериментами. В своей книге «При свете дня» (1992) он показал антироссийскую природу еврейских большевиков, которые намеренно морили голодом русский народ, чтобы заставить его подчиниться своей власти. В своей книге «Соленое озеро» (1994) он разоблачил садизм и патологическую жестокость еврейских большевиков перед одним из их ярких представителей — А. Гайдаром.

Солоухин считается одним из основателей общественного движения за сохранение национального культурного наследия, исторических памятников и памятных мест.

После лирических романов значительное место в творчестве Солоухина заняли сенсационные художественно-публицистические очерки «Письма из Русского музея» (1966), «Доски объявлений» (1969) о древнерусском искусстве, в которых Солоухин рассматривал наиболее острые проблемы спасения и восстановления умирающих памятников прошлого. Размышляя о роли современного человека в прогрессивном развитии жизни, Солухин ставит и развивает проблемы его взаимодействия с землей, природой, культурой и наследием прошлого. Традиционная тема Солоухина «Уважение к прошлому» легла в основу его книг «Время собирать камни» (1980) и «Продолжение времени (Письма из разных мест)» (1988). В последнем писатель поделился своими мыслями о печальной судьбе исторических мест, связанных с именами известных деятелей русской национальной культуры (очерки об имении Г.Р.Державина — Лебедь, о Блоке Шахматове, Оптине Пустыне, связанные с именами Гоголя, Достоевского, Толстого). Солухин призвал к эффективному изменению создавшейся ситуации по отношению к культурному наследию прошлого — памятникам древней архитектуры, живописи, музыки. В «Вестнике Солоухина», «Письмах из Русского музея» и «Славянской тетради» (1965) сформулирована «Философия патриотизма». Главная идея художественно-публицистических книг Солоухина — это ответственность человека за спасение духовного богатства от будущих поколений. Солоухин был одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, активным членом «Русского клуба», а в 90-е годы — одним из лидеров движения за восстановление Храма Христа Спасителя.

В конце 50-х/60-х годов Солоухин во многом обратился к малому жанру, создал повести «Девушка на берегу моря», «Ледяные шипы человечества», «Варвара Ивановна» и другие, отражающие современные нравственно-этические проблемы, исследующие все более сложные взаимоотношения человека в современном мире.

Автобиографический роман «Мачеха» (1964) — первый опыт в этом жанре. Она посвящена жизни студенческого сообщества послевоенного периода. Главный герой — деревенский мальчик, сержант Митя Золушка, служит в столице. Он поступает в литературный институт и оказывается в необычной обстановке. Следит трудный процесс ассимиляции героя в городском мире, а также героя-поэта. Душа Золушки ищет простоты и естественности в отношениях. Для Солоухина было важно показать рождение художника в герое.

В начале 60-х годов Солоухин пережил духовный перелом: «…я…начал видеть свет и, точнее, иметь прозрение». Историю этого «прозрения» писатель рассказывает в романе «Последняя ступень» («Признания современника») (1976-95). Солоухин назвал свой роман «главной книгой», который, по его словам, был написан в 1976 году «без оглядки» (то есть без самоцензуры) и пролежал на письменном столе писателя почти 20 лет (одна из глав романа, озаглавленная «Чтение Ленина», была опубликована в 1988 году немецким издательством «Посев»). Весь роман был опубликован в 1995 году. Леонид Леонов, прочитавший это в рукописи, отметил: «Вообще, человек с водородной бомбой в портфеле ходит по Москве, делая вид, что в ней есть бутылка коньяка. «Позорное» произведение Солоухина — это конфессиональный роман о болезненном пути просвещения русского писателя, о судьбе России в XX веке, о сущности советского строя и укладе жизни в эпоху «застоя», о роковых национальных вопросах «Что делать» и «Кто виноват? Резко поднимается вопрос «о еврейском господстве в России, о стремлении еврейских лидеров к мировому господству над человечеством». Пафос «Просвещения» отмечен критическим повествованием «Похороны Степаниды Ивановны» (1967). (1967, опубликована в Новом Мире в 1987), и рассказ о детстве «Смех через левое плечо» (1989), и статья «Обвинение» (1991), книга о Ленине «При свете дня» (1992), рассказ «Соленое озеро» — о патологической жестокости большевиков перед лицом одного из их ярких представителей Гайдара.

Солоухин баловался в различных жанрах: от первой поэмы «Дождь в степи» до «Веночка из сонетов» — сложной формы пятнадцати сонетов. На музыку звучат знаменитые стихи Солоухина «Мужчины» и «Слова Жанны д’Арк». Писатель считал, что «в рамках своей профессии нужно уметь решать любые задачи», как он это делал в жанровых рамках повествования, новеллы, лирической миниатюры («Камешки на ладони», 1977), стихотворения, романа, сценария. В 1983-84 гг. редакцией «Художественной литературы» был издан сборник произведений писателя в 4-х томах. В 1995 году был опубликован 10-томный сборник его работ. Посмертно были опубликованы его мемуары «Чашка».

Публичные выступления В.А. Солухина в период «поздней перестройки» (конец 1980-х годов), в отличие от официальных выступлений предыдущих лет, были сделаны с позиции идеализации дореволюционной России. В своей статье «Чтение Ленина» Солухин одним из первых открыто высказал мысль о необходимости переосмыслить фигуру Ленина в российской истории. В годы «перестройки» бытовало мнение, что преступления сталинской эпохи — это «извращение ленинских принципов», Солухин обосновывал противоположный тезис — что они являются логическим продолжением ленинской политики.

В своей последней опубликованной книге (написанной в 1970-х гг.) «Последний шаг» (1995 г.) он резко поставил под сомнение доминирование евреев в России, стремление еврейских лидеров к мировому господству над человечеством.

Владимир Солоухин много путешествовал, его работы были переведены на иностранные языки. Он оставил великое поэтическое наследие, из которого выделяется поэма «Три дня птичьих вишней». В свои последние годы автор читал «Птичью вишню» со сцены на всех литературно-художественных мероприятиях, на которые его приглашали.

Владимир Алексеевич был безмерно дружелюбен и ни в коем случае не тщеславным писателем, с которым было легко работать. Благотворительность была одной из его черт. Он не был абсолютно завистлив, щедр к тем, кому он сочувствовал.

Я тихий и дружелюбный. Я люблю выпить с друзьями.

Пей, ешь. Один

Мне нравится оставаться со стихами

которая пробудилась во мне.

В первую очередь он видел себя поэтом. Он попросил представить его сначала как «поэта и прозаика» с «поэтом».

Он писал утром, каждый день, и делал это правилом: две страницы в день, не больше, не меньше. Но он сказал, что, когда он почувствовал, что приближается рождение стиха, он сразу же отложил в сторону все, над чем он работал в тот момент: эссе, повесть, роман. «Проза, которую я написал сам, и поэзия — мне всегда казалось, под диктовку кого-то», — признался он. Так появились замечательные стихи «Ястреб», «Стрела», «Давным-давно» и другие.

Владимир Солухин скончался 4 апреля 1997 в Москве. Похороны состоялись в Храме Христа Спасителя в Москве. Владимир Солоухин был первым, кто был похоронен в соборе после его открытия.

Патриарх Московский и всея Руси Алексий сказал следующие слова о Владимире Солухине:

«В годы своей жизни Владимир Алексеевич, на Божьем суде, сделал и испытал многое. Но во всех обстоятельствах своей жизни он всегда был примером честности, порядочности и верности своему призванию. У него был долгий творческий путь, полный многих событий и испытаний. Сегодня В.А. Солухин известен как выдающийся современный писатель, внесший свой весомый вклад в сокровищницу мировой культуры. Создание высокохудожественных произведений, многочисленные выступления в российской и зарубежной прессе, участие во многих общественно значимых мероприятиях, работа по восстановлению Храма Христа Спасителя — все это и многое другое Владимир Солухин успешно делал на протяжении всей своей жизни. И, видимо, поворот судьбы в том, что его похороны состоялись в реконструированном Всероссийском храме. Своим самоотверженным служением искусству, мудрыми словами и добрыми делами он убедительно доказал свою любовь к России, приверженность высоким христианским идеалам, веру в великую духовную силу нашего народа. Поэтому Владимир Алексеевич завоевал заслуженный авторитет и признание, а его вдохновенное творчество всегда привлекало и продолжает привлекать внимание культурной общественности. Да упокоит Господь его душу в небесных царствах и дарует ему вечную память».

В. Солухин похоронен в родном селе Алепин.

Методическая разработка экскурсии «На родину В. Солоухина»

Введение. Экскурсовод выделяет тему экскурсии и основные моменты, посещенные во время экскурсии.

Подтема 1. Годы учебы во Владимире.

Маршрут. Золотые ворота — здание Авиамеханического училища — Юрьевец.

Предмет демонстрации: здание Авиамеханического колледжа.

Используемый метод — описание, рассказ о годах учебы во Владимире Солоухине.

Логический переход: во время учебы во Владимире Солоухин часто приезжал в родное село Алепино.

Подтема 2. Детство Солоухина…

Маршрут: село Юрьевец — поворот на Ставрово.

Тема демонстрации: фотографии С. Алепино, дома детства писателя. Мы используем реконструкцию событий.

Подтема 3: Литературное творчество В. Солохина.

Маршрут: поворот в деревню Ставрово. Алепино.

Объекты демонстрации: окрестности д. Алепино («Владимирские поляны»). Фотографии.

По прибытии в д. Алепино показываем дом, где жил В. Солухин, гуляем по селу. Следующая остановка — деревенское кладбище, где похоронен писатель (мемориал).

План маршрута побега

Экскурсия длится 4 часа (в том числе 1 час 20 минут ходьбы от отправной точки «Золотые Ворота» — села Алепино и обратно).

Вылет из пункта отправления «Золотые Ворота» в 10:00.

Ниже показана дорога в деревню Алепино. Здесь мы видим Владимирские поля и открытые пространства, в исполнении В. Солоухина.

Владимирская природа так богато и щедро окутана произведениями Солоухина.

Далее по маршруту мы видим указатель к дому, где родился Солоухин.

Затем мы идем по маршруту через деревню. На следующем этапе мы гуляем по деревне Алепино, останавливаемся и посещаем местную церковь.

Далее идем к сельскому кладбищу, где находится могила и памятник В. Солоухину.

На обратном пути — последняя остановка — летно-механическое училище (бывшее инженерное училище) — мемориальная доска В.А. Солоухину, где он учился с 1938 по 1942 год и получил профессию слесаря-инструменталиста.

Экскурсия заканчивается у Золотых ворот Владимира.

Экскурсовод читает стихи или части прозы на протяжении всей экскурсии. Солоухин, от ранних произведений (с начала экскурсии) до поздних произведений.

Выводы. Так, во второй главе диссертации была осуществлена разработка экскурсии «На родину В. Солоухина». С этой целью была изучена биография авторов, проведена методическая разработка экскурсии и разработана схема маршрута.

Заключение

В результате исследований, проведенных в работе, сделаны следующие выводы.

Суждения о сущности экскурсии чрезвычайно «молоды».

Впервые термин «сущность экскурсии» был рассмотрен автором данного учебника в 19761 году. Затем несколько изданий одного и того же автора добавили к содержанию концепции и дали более полное ее толкование в учебнике «Основы экскурсии» (1985 г.).

На протяжении всего периода развития экскурсионной науки ученые и экскурсанты, которые стремились понять ценность экскурсий, их место в человеческом образовании, много писали об их содержании, эффективности и так далее. По этому вопросу авторы не пришли к консенсусу, но мы не можем отрицать, что они шли по правильному пути.

Поездки на места могут конкретизировать уже существующие знания, дать новые знания, развить умение подходить к явлениям природы и человека, повысить интерес к изучаемому и пробудить опыт в области эмоций.

В то время как одни ориентируются на то, что экскурсия дает знания, другие хотят помочь участникам экскурсии развить умение и навыки видеть произведения искусства, природные явления, события из разных сфер жизни людей.

Развитие навыков — еще одна грань понятия «сущность экскурсии».

Широкий спектр экспонатов, разнообразная тематика, развитие техники проведения экскурсий, профессиональное мастерство гидов позволяют экскурсиям выполнять определенные функции, каждая из которых играет большую роль в воспитании и становлении человека.

Каждая форма культурно-просветительской работы имеет свои отличительные признаки. Главной характеристикой экскурсий является высокая степень обзорности. Важны и другие знаки. Они разные для разных туров (автобусные и пешеходные, производственные и музейные). Однако, следует отметить, что вышеперечисленные функции являются обязательными для каждого тура.

На практике классификация экскурсий по четко определенным группам носит достаточно условный характер, но она имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий создает условия для оптимальной организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических отделов. Использование законов о проведении экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия была подготовлена и была эффективной. При разработке новых экскурсионных тем достижения каждой отрасли знаний используются более полно и с большей концентрацией.

Основной задачей развития экскурсионной темы является полное удовлетворение потребительского спроса на экскурсионные услуги. Для выполнения этой задачи необходимо рассмотреть тему в трех планах: как тему экскурсионного учреждения, построенную на сумме специальностей экскурсоводов, как тему определенной методологической секции, построенной на усилиях сотрудников специальности (исторической, литературной, художественно-исторической, естественно-исторической и т.д.), и как тему определенного экскурсовода, построенную на максимальном использовании его знаний и опыта как специалиста определенной области.

Постоянное развитие новых интересных тем, совершенствование существующих — один из основных резервов роста объема предлагаемых потребителю экскурсионных услуг.

В ходе изучения биографии В.А. Солоухина было обнаружено следующее.

Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997), поэт, прозаик. Родился 14 июня в деревне Алепино Владимирской области в крестьянской семье. После окончания школы в 1938-42 гг. учился в инженерной школе во Владимире, получил образование механика-инструменталиста. Во время войны Солоухин служил в спецподразделениях, охраняющих Кремль. В 1946 году, после публикации своих первых стихотворений в «Комсомольской правде» и осуществления своего призвания, он поступил в литературный институт им. Поступил в литературный институт им. М. Горького и окончил его в 1951 г. Его первая книга стихов «Дождь в степи» вышла в 1953 г. Затем последовали сборники стихов «Журавль» (1959 г.), «Тот, у кого в руках цветы» (1962 г.), «Жить на земле» (1965 г.), в которых с каждым днем все больше проявляется стремление автора к философскому осмыслению жизни. С 1951 года он много путешествовал по стране и за рубежом, публикуя свои эссе в различных изданиях. Его первая книга эссеистической прозы «Рождение Зернограда» вышла в 1955 г., следующая книга — «Золотая земля» — вышла в 1956 г. Книга «Владимир Прозейолкос» (1957) привлекла внимание читателей и критиков и получила самые одобрительные отзывы. В 1964 году он опубликовал автобиографический роман «Мачеха». Особое место в творчестве Солюшина занимают его художественные и публицистические книги «Письма из Русского музея» (1966) и «Вестник» (1969). В 1964-81 гг. был членом редакционного совета журнала «Молодая гвардия». Живя в Москве, Солоухин не разрывал связей с родными местами и людьми, которые там живут. В 1965 году издал сборник стихов «О лирических позициях». В 1970-х годах вышла книга «Пруды Олепина» (1973) и «Посещение 3 Ванки» (1975). В 1980-х годах «Время собирать камни» об Оптинской пустыни (монастырь под Козельском) и сборнике рассказов и очерков «Катастрофа с голубями». Тема русской природы, духовного богатства народа всегда занимала писателя, он писал о необходимости его сохранения и защиты. Солоухин умер в Москве 5 апреля 1997.

Список литературы

1. Авдашева С.Б., Розанова Н.М. Теория организации отраслевых рынков: учебник. М., 2008.

2 Азар В.И., Туманов С.Ю.. Экономика туристического рынка. М, 2012.

3. актуальные проблемы развития туризма в России на современном этапе и задачи Национальной академии туризма / под ред. Ю. В. Кузнецова и др. — Санкт-Петербург, 2012.

4. алябьева Р.В. Методика экскурсии / Р.В. алябьева. М.: Академия, 2004. 385 с.

5. емельянов Б.В. Экскурсионная наука / Б.В. емельянов. М.: Туристско-информационный центр, 1992. 375 с.

6. Боков М.А. Стратегическое управление рекреационными предприятиями в условиях переходной экономики. Санкт-Петербург, 2011.

7 Жарков А.Д. Экскурсия как педагогический процесс: ориентиры / А.Д. Жарков. М.: ЦСРБ «Турист», 2003. 39 с.

8. Боуман К. Основы стратегического управления / Переведено с английского, под редакцией Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. М., 2010.

9. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М., 2012.

10. бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: учебник. 2-е изд. с изменениями и дополнениями. м., 2010 г.

11. Голуб Л.А. Социальная и экономическая статистика: учебник. М., 2011.

12. гостеприимство и экономика туризма / под редакцией А.Д. Чудновского. М., 2008.

13. ефремова М.В. Основы технологии туристического бизнеса: учебник. — М., 2009.

14 Иванов Ю.Н. Статистика бизнеса: учебник. М., 2009.

Ильина Е.Н. Основы туристической деятельности: учебник. М., 2012.

16. туристическая деятельность: стратегия и финансы. М., 2012.

17. Кабушкин Н.И. Управление туризмом: учебник для вузов. Минск, 2012.

18. Карпова Г.А., Водовода А.В. Концепция устойчивого развития туризма и рекреационной деятельности на охраняемых природных территориях: Материалы научно-практической конференции. СПб, 2010.

19. Левоневская, О.О.. Мастерство экскурсовода / О.О. Левоневская. СПб: Питер, 2006. 583 с.

20. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: современный управленческий опыт. М., 2010.

21. Крисовская Р.А. Экскурсионная наука / Р.А. Крисовская. Минск: Высшая школа, 2005. 395 с.

22. Квартальнов В.А. Управление туризмом: туризм как вид деятельности: учебник. М., 2012.

Котлер Ф., Боуэн Й. Маркетинг: Гостеприимство и туризм: Учебник для университетов / Пер. с англ. редакцией Р.Б. Ноздрева М., 2008.

Купер К., ФлетчерД., Гилберт Д. Экономика туризма: теория и практика. СПб, 2008.

25 Лопатников Л.И. Экономико-математические словари: Словарь современной экономической науки. М., 2009.

26. многомерный статистический анализ в экономике / Л.А. Сошникова и др. под редакцией В.Н. Томашевича. М., 2009.

27. основы туристической деятельности : учебник для туристических лицеев и колледжей / автор-компилятор. И.Н. Ильина. М., 2012.

28. папирян Г.А. Международные экономические отношения: Экономика туризма. М., 2012.

29. папирян Г.А. Маркетинг в туризме. М., 2009.

30. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: отели и рестораны. М., 2010.

31. развитие туризма в современное время и цели академии туризма / под редакцией Ю.В. Ломоносова. — СПб, 2010.

32. Ревинский И.А., Романова Л.С. Поведение фирмы на рынке услуг: Туризм и путешествия: учебник. Новосибирск, 2011.

33 Райков Б.Е. Методика и техника экскурсий / Б.Е. Райков. М.: Наука, 2004. 186 с.

Российский статистический ежегодник: регионы России. М., 2011.

35. сапрунова В.Б. Туризм: развитие, структура, маркетинг. М., 2010.

36. Сенин В.С. Организация международного туризма: учебник. М., 2012.

37. темный Ю.В., Темная Л.Р. Экономика туризма: учебник. М., 2010.

38. материалы Академии туризма: Сб. научные работы. Том 3, 4 / под ред. В. Кузнецова, А. Т. Кирилов, Г. А. Карпова. СПб., 2012.

39. уникальные территории в регионах культурного и природного наследия: сбор научных трудов. — М., 2010.

40. Введение Уолкера Джона Р. в гостеприимство. М., 2012.

41. планирование устойчивого туризма: руководство для местных плановиков. Мадрид, 2009.

42. очерки Г.С. Усыскина о русском туризме. СПб, 2009.

43. Федина А.И. Экскурсионная наука / А.И. Федина. Краснодар: Южный институт менеджмента, 2012. 211 с.

44 Шаповал Г.Ф. История туризма / Г.Ф. Шаповал. Минск: Экоперспектива, 2011. 190 с.

45 Шолохов В.Н. Организация и проведение экскурсий / В.Н. Шолохов. М.: Профиздат, 2005. 87 с.

46. экономика современного туризма / под ред. Г.А. Карпова. М., 2011.

47. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: учебник. М., 2009.