Для связи в whatsapp +905441085890

Графическое решение задач математического программирования

Графическое решение задач математического программирования

Самыми наглядными методами решения задач математического программирования являются графические, но они приемлемы только для функций двух и иногда трех переменных.

Рассмотрим пример: минимизировать

Графическое решение задач математического программирования

при ограничениях

Графическое решение задач математического программирования

Таким образом, имеем задачу нелинейного математического программирования. Прежде всего построим по условиям ограничениям допустимую область Графическое решение задач математического программирования— множество точек Графическое решение задач математического программирования, удовлетворяющих ограничениям задачи. Ограничение Графическое решение задач математического программирования определяет область

Графическое решение задач математического программирования

внутри параболы Графическое решение задач математического программирования (рис. 1.9); ограничение Графическое решение задач математического программирования — окружность единичного радиуса с центром в начале координат. Допустимая область Графическое решение задач математического программирования этой задачи — дуга окружности Графическое решение задач математического программирования. Чтобы найти точку, в которой функция Графическое решение задач математического программирования принимает минимальное значение на допустимой области Графическое решение задач математического программирования, построим линии уровня Графическое решение задач математического программирования —штриховые линии. В точке (2.2)

Графическое решение задач математического программирования

линии уровня образуют квадраты. Градиент функции Графическое решение задач математического программирования направлен в сторону дуги Графическое решение задач математического программирования, и функция Графическое решение задач математического программирования будет иметь минимальное значение в точке касания линии уровня к дуге Графическое решение задач математического программирования. Так как линии уровня отсекают от осей Графическое решение задач математического программирования и Графическое решение задач математического программирования равные отрезки, то координаты точки касания равны

Графическое решение задач математического программирования
Графическое решение задач математического программирования

Решение задачи:

Графическое решение задач математического программирования

Нетрудно видеть, что то же решение будет и в том случае, если вместо Графическое решение задач математического программирования взять Графическое решение задач математического программирования. Тогда допустимая область Графическое решение задач математического программирования будет заключена между дугами Графическое решение задач математического программирования и Графическое решение задач математического программирования (см. рис. 1.9). Но минимальное значение функции Графическое решение задач математического программирования в области Сбудет достигнуто в точках

Графическое решение задач математического программирования

Рассмотрим второй пример: Пусть в задаче о питании (см. разд. 1.1)

Графическое решение задач математического программирования
Графическое решение задач математического программирования

Получили задачу линейного программирования: минимизировать

Графическое решение задач математического программирования

при ограничениях:

Графическое решение задач математического программирования

Построим области, определяемые неравенствами в ограничениях задачи (рис. 1.10). Сначала строим прямую Графическое решение задач математического программирования по двум точкам: пусть Графическое решение задач математического программирования, тогда Графическое решение задач математического программирования; при Графическое решение задач математического программирования. Нанесем точки (0, 2) и (10, 0) на график и проведем прямую Графическое решение задач математического программирования. Чтобы установить, какая часть плоскости определяется неравенством Графическое решение задач математического программирования подставим в него координаты точки (0, 0). Получим противоречие, т. е. неравенство определяет полуплоскость, не содержащую точку (0, 0). Стрелки на прямой Графическое решение задач математического программирования указывают эту полуплоскость. Аналогично строим области, соответствующие другим неравенствам. Неравенство Графическое решение задач математического программирования можно сразу исключить, так как оно «поглощается» неравенством Графическое решение задач математического программирования. Допустимая область Графическое решение задач математического программирования — заштрихованная выпуклая неограниченная многоугольная область. Чтобы найти оптимальную точку, построим одну из линий уровня целевой функции и ее градиент. Пусть Графическое решение задач математического программирования, т.е. Графическое решение задач математического программирования (штриховая линия), а градиент Графическое решение задач математического программирования имеет координаты (2,3). Так как требуется определить минимальное значение Графическое решение задач математического программирования на области допустимых значений, то перемешаем линию уровня параллельно самой себе в направлении антиградиента до тех пор, пока она будет находиться в допустимой области. Точка «выхода» линии уровня из допустимой области и будет точкой, где Графическое решение задач математического программирования примет минимальное значение:

Графическое решение задач математического программирования
Графическое решение задач математического программирования

На рис. 1.10 видно, что задачи математического программирования могут не иметь решения либо иметь бесчисленное множество решений. Если бы при тех же ограничениях, какие были заданы в условии задачи, потребовалось максимизировать целевую функцию Графическое решение задач математического программирования, то линию уровня пришлось бы перемещать в

Графическое решение задач математического программирования

направлении градиента Графическое решение задач математического программирования. Очевидно, в этом случае решения не существует — множество Графическое решение задач математического программирования не ограничено.

Теперь заменим целевую функцию задачи. Пусть требуется минимизировать функцию Графическое решение задач математического программирования. Очевидно, что линии уровня будут параллельны прямой 2, т. е. линия уровня «выйдет» из допустимой области по отрезку прямой Графическое решение задач математического программирования: все точки отрезка будут являться решениями задачи (бесчисленное множество).

При решении задачи линейного программирования может оказаться, что ограничения противоречивы. Например, если ограничение 4 записать в виде Графическое решение задач математического программирования, то это неравенство будет описывать полуплоскость, включающую точку (0, 0), не имеющую общих точек с другими полуплоскостями (с решением неравенств 1, 2, 3). Решения в данном случае не существует.

Эта теория взята со страницы лекций по предмету «математическое программирование»:

Предмет математическое программирование

Возможно эти страницы вам будут полезны:

Необходимые и достаточные условия оптимума в задачах математического программирования
Теория двойственности и недифференциальные условия оптимальности в задаче выпуклого программирования
Простейшая оптимизационная задача
Математическая постановка задачи линейного программирования