Для связи в whatsapp +905441085890

Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования — Методы как средства познания

Современная наука развивается очень быстрыми темпами, объем научных знаний в настоящее время удваивается каждые 10-15 лет. Около 90% всех ученых, когда-либо живших на земле, являются нашими современниками. Примерно за 300 лет, век современной науки, человечество совершило такой огромный скачок, о котором даже не могли мечтать наши предки (около 90% всех научно-технических достижений было сделано в наше время). Весь мир вокруг нас показывает, какого прогресса достигло человечество. Именно наука стала основной причиной столь стремительного прогресса НТР, перехода к постиндустриальному обществу, повсеместного внедрения информационных технологий, появления «новой экономики», к которой не применимы законы классической экономической теории, начала перевода человеческих знаний в электронный вид, столь удобный для хранения, систематизации, поиска и обработки, и многое другое.
Все это убедительно доказывает, что основная форма человеческого знания — наука в наши дни все больше становится значимой и существенной частью реальности.
Однако наука не была бы столь продуктивной, если бы не имела такой внутренне развитой системы методов, принципов и императивов познания. Именно правильно выбранный метод в сочетании с талантом ученого помогает ему увидеть глубинную связь явлений, раскрыть их сущность, обнаружить законы и закономерности. Количество методов, которые разрабатывает наука для познания реальности, постоянно растет. Их точное количество, вероятно, трудно определить. Ведь в мире существует около 15000 наук, и каждая из них имеет свои специфические методы и содержание.
В то же время все эти методы диалектически связаны с общенаучными методами, которые, как правило, содержатся в них в различных сочетаниях, и со всеобщим, диалектическим методом. Это обстоятельство является одной из причин, определяющих важность философских знаний для любого ученого. Ведь именно философия как наука «о наиболее общих законах бытия и развития мира» изучает тенденции и пути развития научного знания, его структуру и методы исследования, рассматривая его через призму своих категорий, законов и принципов. Более того, философия дает ученому тот универсальный метод, без которого он не может обойтись ни в одной сфере научного знания.
Когнитивный процесс включает в себя получение информации через органы чувств (сенсорное познание), обработку этой информации посредством мышления (рациональное познание) и математическое присвоение распознанных участков реальности (социальная практика). Существует тесная связь познания с практикой, в которой происходит материализация (объективизация) творческих устремлений людей, превращение их субъективных представлений, идей, целей в объективно существующие объекты и процессы.

Чувственное и рациональное познание тесно связаны и являются двумя основными сторонами познавательного процесса. В то же время, эти стороны познания не существуют отдельно от практики, как не существуют они и отдельно друг от друга. Деятельность органов чувств всегда контролируется разумом, а разум функционирует на основе исходной информации, поставляемой органами чувств. Поскольку чувственное познание предшествует рациональному, мы можем в некотором смысле говорить о стадиях познавательного процесса. Каждый из этих двух этапов познания имеет свою специфику и существует в своих формах.

Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования - Методы как средства познания

Методы как средства познания

Метод — это отдельный познавательный прием (например, наблюдение) и система методов (диалектический метод). Термин «метод» используется как эквивалент «процедуры» (в узком смысле). Однако термины «метод» и «процедура» следует отличать от более широкого термина «средства», который включает не только интеллектуальные, но и субъективные средства: Устройства, системы знаков, само знание как средство познания и практической деятельности людей.

Владение методом означает для человека знание того, как и в каком порядке выполнять те или иные действия для решения тех или иных задач. Другими словами, метод — это способ подхода к реальности. Трудно переоценить роль метода в познании.

Английский философ Ф. Бэкон (1561-1626) сравнивал средства познания с орудиями производства. «Голая рука и разум, предоставленные сами себе, не обладают большой силой», — писал он. — Работа выполняется с помощью устройств и орудий, в которых ум нуждается не меньше, чем рука. И как инструменты руки дают или направляют движение, так и ментальные инструменты дают наставления или предупреждают ум. Бэкон сравнивал метод с лампой, освещающей путь путнику в темноте, и с самой дорогой к знанию: «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто идет без дороги». А Р. Декарт, французский философ, математик и естествоиспытатель, определил метод следующим образом: «Под методом, — писал он, — я подразумеваю точные и простые правила, строгое соблюдение которых помогает разуму прийти к истинному знанию всего, что ему доступно.

Методы познания представляют собой сложную систему, поэтому их классифицируют.

Методы обычно классифицируются в соответствии со следующими руководящими критериями:

1) по степени общности и широте применения;

2) в зависимости от специфики изучаемого объекта;

3) в соответствии с тем, как субъект относится к объекту познания.

В первом случае мы делим все методы на общие, универсальные и частные. А универсальные методы — это философские методы диалектики и метафизики. Общие методы включают общие логические и общие научные методы.

Общенаучные методы — это методы познавательной деятельности, которые используются во всех отраслях науки. Но в то же время в отдельных науках они могут иметь специфику своего проявления, например, эксперимент в естествознании и в социальном познании будет иметь отличительные черты, но все же, в принципе, он применим ко всем областям науки.

Общелогические методы — это специфические методы мыслительной деятельности, которые распространяются на любой познавательный процесс, включая повседневное познание, научное познание и даже ненаучную познавательную деятельность. К ним относятся анализ и синтез, индукция и дедукция. Эти методы рассуждения возникли из самой обыденной практической деятельности человека, но затем были восприняты философией с древности и сегодня составляют основу рассудочных операций в познавательной деятельности человека на всех уровнях.

Частные методы — это методы отдельных наук, разработанные специально для той или иной отрасли науки.

Во втором случае методы делятся в зависимости от области науки — естественно-научные, математические, технические, медицинские, социальные, гуманитарные.

В третьем случае существуют эмпирические и теоретические методы познания.

Методы научного познания, которые в классификации выделяются по-разному, пересекаются. Поэтому за основу анализа отдельных методов мы возьмем третью классификацию и на ее основе рассмотрим методы по первой классификации.

Основные черты научного познания

Человек постигает окружающий мир, справляясь с ним различными способами, среди которых можно выделить два основных типа. Первый (генетически исходный) — материально-технический — производство средств для жизни, труда, практики. Вторая — ментальная (идеальная), в рамках которой познавательное отношение между субъектом и объектом является лишь одним из многих других. В свою очередь, процесс познания и производимое им знание становятся все более дифференцированными и реализуются в своих различных формах в ходе исторического развития практики и самого познания.

К каждой форме общественного сознания — науке, философии, мифологии, политике, религии и т.д. — соответствует конкретным формам познания. Обычно выделяют следующие формы: бытовая, игровая, мифологическая, художественно-изобразительная, философская, религиозная, личностная, научная. Хотя последние взаимосвязаны, они не идентичны друг другу, каждый из них имеет свои особенности.

Основными чертами научного познания являются:

Основная задача научного познания — открытие объективных законов действительности — природных, социальных (общественных), законов самого познания, мышления и т.д. Поэтому исследование направлено, прежде всего, на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракций.

1.конечной целью и ценностью научного знания является объективная истина, которая доступна прежде всего рациональными средствами и методами, но, конечно, не без участия живого созерцания. Поэтому характерной чертой научного знания является объективность, устранение как можно большего количества субъективистских моментов для осуществления «чистоты» созерцания своего объекта.

2. Наука, более чем другие формы знания, ориентирована на то, чтобы быть укорененной в практике, быть «руководством к действию» для изменения реальности и управления реальными процессами. Жизненное значение научного поиска можно выразить формулой: «знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать практически» — не только в настоящем, но и в будущем.

Существенной особенностью современной науки является то, что она стала силой, предопределяющей практику. Из дочери производства наука превращается в его мать. Многие современные производственные процессы зародились в научных лабораториях. Таким образом, современная наука не только обслуживает потребности производства, но и все больше функционирует как предпосылка для технической революции.

3.научное знание в гносеологическом плане представляет собой сложный, противоречивый процесс воспроизводства знаний, образующий целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или, что более характерно, искусственном (математические символы, химические формулы и т.д.).

4.в процессе научного познания такие специфические материальные средства используются в качестве приборов, инструментов, другого так называемого «научного оборудования», часто очень сложного и дорогостоящего (синхрофазотроны, радиотелескопы, ракетно-космическая техника и т.д.).

5.научное знание характеризуется строгостью доказательств, обоснованностью результатов и надежностью выводов. В то же время существует множество гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т.д.

В современной методологии существуют различные уровни критериев научности, относящиеся к ней, помимо упомянутых выше, такие как внутренняя непротиворечивость знания, его формальная согласованность, экспериментальная проверяемость, воспроизводимость, открытость для критики, свобода от предвзятости, строгость и т.д. В других формах познания эти критерии могут присутствовать (в разной степени), но они не являются там решающими.

Методы научного познания: эмпирические и теоретические.

Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, которыми он руководствуется для достижения поставленной цели. Владение методом означает для человека знание того, как, в каком порядке выполнять те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять эти знания на практике.

Различают два уровня научного знания: эмпирический и теоретический. «Это различие имеет своей основой разнообразие, во-первых, способов (методов) самой познавательной деятельности, во-вторых, характера получаемых научных результатов.

Эмпирический уровень научного познания характеризуется непосредственным изучением реально существующих объектов, воспринимаемых органами чувств. Особая роль эмпиризма в науке заключается в том, что только на этом уровне исследования мы имеем дело с непосредственным взаимодействием человека с изучаемыми природными или социальными объектами. Здесь преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его формы (суждения, концепции и т.д.) здесь присутствуют, но имеют второстепенное значение. Поэтому объект исследования осмысливается преимущественно со стороны его внешних связей и проявлений, которые доступны живому созерцанию и выражают внутренние отношения. На этом уровне процесс накопления информации об исследуемых объектах, явлениях осуществляется путем проведения наблюдений, проведения различных измерений, постановки экспериментов. Здесь также осуществляется первичная систематизация полученных фактических данных в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д. Кроме того, уже на втором уровне научного знания — в результате обобщения научных фактов — можно сформулировать некоторые эмпирические законы.

Теоретический уровень научного знания характеризуется преобладанием рационального момента — понятий, теорий, законов и других форм и «мыслительных операций». Отсутствие непосредственного практического взаимодействия с объектами определяет то свойство, что на данном уровне научного познания объект может быть изучен лишь косвенно, в мысленном эксперименте, но не в реальном. Однако живое созерцание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важным) аспектом познавательного процесса.
На этом уровне путем обработки данных эмпирического знания происходит раскрытие глубинных сущностных аспектов, связей, закономерностей, присущих изучаемым объектам, явлениям. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких как понятия, выводы, законы, категории, принципы и т.д.
Однако «на теоретическом уровне мы не найдем фиксации или сокращенного изложения эмпирических данных; теоретическая мысль не может быть сведена к суммированию эмпирически данного материала. Теория, таким образом, возникает не из эмпиризма, а как бы рядом с ним, или, скорее, над ним и по отношению к нему.
Теоретический уровень — это более высокая ступень научного знания. «Теоретический уровень познания направлен на формирование теоретических законов, которые удовлетворяют требованиям всеобщности и необходимости, т.е. действуют везде и всегда». Результаты теоретического познания становятся гипотезами, теориями, законами.

Эмпирические исследования, открывая новые данные с помощью наблюдений и экспериментов, стимулируют теоретическое знание (обобщая и объясняя его) и ставят перед ним новые и более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на основе эмпирии свое новое содержание, открывает перед эмпирическим познанием новые, более широкие горизонты, направляет и ориентирует его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.д.
В свою очередь, эмпирический уровень научного знания не может существовать без достижений теоретического уровня. Эмпирическое исследование обычно основывается на определенной теоретической конструкции, которая определяет направление данного исследования, устанавливает и обосновывает используемые при этом методы.

Формы научного знания: проблемы, гипотезы, теории.

Благодаря новому методу построения знания, наука получает возможность изучать не только предметные связи, которые могут встретиться в сложившихся стереотипах практики, но и анализировать изменения в объектах, которые, в принципе, могли быть освоены развивающейся цивилизацией. С этого момента заканчивается стадия преднауки и начинается собственно наука. В нем, помимо эмпирических правил и зависимостей, формируется особый вид знания — теория, которая позволяет получить эмпирические зависимости как следствие теоретических постулатов. Теория — достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной сфере действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснить и предсказать явления этой сферы, высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научных знаний, дающая целостное представление о существенных свойствах, закономерностях, причинно-следственных связях, определяющих характер функционирования и развития определенной сферы действительности. Это также наиболее развитая организация научного знания, которая обеспечивает целостное представление закономерностей определенной области реальности и является знаковой моделью этой области. Эта модель строится таким образом, что одни ее признаки, имеющие наиболее общий характер, составляют ее основу, а другие подчиняются фундаментальным или выводятся из них по логическим правилам. Например, строгое построение геометрии Евклида привело к системе утверждений (теорем), последовательно вытекающих из немногих определений фундаментальных понятий и истин, принимаемых без доказательства (аксиом). Отличительной особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. Теория имеет набор исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т.е. в теории возможно получение некоторых знаний из других утверждений без непосредственного обращения к реальности. Теория не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение.

Не все философы считают, что надежность является необходимым атрибутом теории. В этой связи можно выделить два подхода. Представители первого подхода, даже если они называют теории концепциями, которые могут быть недостоверными, все равно считают, что задача науки — создание истинных теорий. Представители другого подхода считают, что теории не являются отражением реальности. Они рассматривают теорию как инструмент познания. Одна теория лучше другой, если она является более удобным инструментом познания. Принимая достоверность как отличительную черту теории, мы отличаем этот вид знания от гипотезы.

Теория — это средство дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. С помощью теории можно установить определенные отношения между утверждениями о фактах, законах и т.д., когда вне теории такие отношения не наблюдаются.

Я различаю описательные теории, математические, интерпретативные и дедуктивные теории.

Революции также становятся поворотными пунктами в истории науки. Революция в науке выражается в качественном изменении ее основных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в определенном научном сообществе нормы, образцы эмпирического и теоретического мышления, имеющие характер убеждений; способ выбора объекта исследования и объяснения определенной системы фактов в виде достаточно обоснованных принципов и законов, образующих логически непротиворечивую теорию.

Меняется и категориальный статус знания — оно уже не может соотноситься только с реализованным опытом, но и с качественно иной практикой будущего, а потому строится в категориях возможного и необходимого. Знания больше не формулируются только как рецепты для существующей практики, они появляются как знания об объектах реальности «самих по себе», и на их основе разрабатывается рецепт будущего практического изменения объектов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека
  2. Интуитивизм
  3. Философский смысл законов сохранения — Основные законы сохранения
  4. Анаксагор
  5. Философия французского просвещения
  6. Свободомыслие как многовековая традиция: возможен ли научный атеизм?
  7. Античная философия
  8. Современная цивилизация: философский анамнез и диагноз
  9. Различные формы детерминации мира: свобода и необходимость, возможность и действительность
  10. Единичное, особенное и общее в философии