Для связи в whatsapp +905441085890

Современная цивилизация: философский анамнез и диагноз — Понятие мировой системы и цивилизации

Во время холодной войны мир делился на «Первый», «Второй» и «Третий». Но потом это разделение потеряло смысл. Сегодня гораздо логичнее группировать страны не по их политической или экономической системе, не по степени экономического развития, а по культурным и цивилизационным критериям.

Что подразумевается под цивилизацией? Цивилизация — это своего рода культурная сущность. Деревни, регионы, этнические группы, народы, религиозные общины — все они имеют свою специфическую культуру, отражающую различные уровни культурной гетерогенности. Деревня на юге Италии может отличаться по культуре от аналогичной деревни на севере Италии, но они остаются именно итальянскими деревнями, их нельзя путать с немецкими. Европейские страны, с другой стороны, имеют общие культурные черты, которые отличают их от китайского или арабского мира.

Но западный мир, арабский мир и Китай не являются частью более крупного культурного сообщества. Они представляют цивилизации. Мы можем определить цивилизацию как культурное сообщество высшего порядка, самый широкий уровень человеческой культурной идентичности. Следующий уровень — тот, который отличает человеческий вид от других видов живых существ. Цивилизации определяются наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты — но также и субъективной самоидентификацией людей. Существуют различные уровни самоидентификации: житель Рима, например, может называть себя римлянином, итальянцем, католиком, христианином, европейцем, человеком Запада. Цивилизация — это самый широкий уровень сообщества, с которым он/она соотносится. Культурная самоидентификация людей может меняться, и в результате меняется состав и границы той или иной цивилизации.

Цивилизация может состоять из нескольких национальных государств, как в случае западной, латиноамериканской или арабской цивилизаций, или из одного, как в случае Японии. Очевидно, что цивилизации могут смешиваться, накладываться друг на друга и включать в себя субцивилизации. Западная цивилизация существует в двух основных вариантах — европейском и североамериканском, а исламская цивилизация подразделяется на арабскую, тюркскую и малайскую. Несмотря на все это, цивилизации представляют собой определенные целостности. Границы между ними редко бывают четкими, но они реальны.

На Западе принято считать, что национальные государства являются главными действующими лицами на международной арене. Однако в этой роли они пребывают всего несколько столетий. Большая часть человеческой истории — это история цивилизаций. По мнению А. Тойнби, в истории человечества существовала 21 цивилизация. Только восемь из них существуют в современном мире. Это западная цивилизация, китайская цивилизация, исламская цивилизация, индуистская цивилизация, латиноамериканская цивилизация, африканская цивилизация и православная цивилизация.

Мыслители и ученые, пытавшиеся в прошлом понять цивилизационную особенность России, обычно указывали на ее своеобразный характер, на сочетание и взаимное переплетение западных и восточных элементов. Хотя исследователи русской самобытности указывали на противоречивый характер сочетания различных традиций внутри русской общины, именно они ставили перед собой задачу синтезировать различные начала — западные и восточные. Так или иначе, и те, и другие рассматривали сочетание западных и восточных элементов как определяющую характеристику России, обусловившую уникальность ее социокультурного облика.

Современная цивилизация: философский анамнез и диагноз

Понятие мировой системы и цивилизации

Мировую систему следует понимать в узком и широком смысле. И.Валлерстайн (1976) предложил различать а) мировые империи и б) мировые экономические системы. Мировая империя состоит из нескольких территорий, связанных военной и политической мощью. Мировая экономическая система — это группа территорий или стран, связанных экономическими отношениями. В самом широком смысле мировая система включает в себя все страны, существующие в настоящее время на планете. Его называют мировым сообществом. Его следует называть квазиобществом, чтобы не путать с собственно обществом. Дело в том, что восемь символов Э. Шилза применимы не только к местному, но и к глобальному обществу. На самом деле, мировое сообщество не является частью более крупной системы; браки заключаются только между его членами, и пополняется оно за счет своих детей; у него есть своя территория (вся планета), название, история, правительство и культура.

Руководящим органом мирового сообщества является Организация Объединенных Наций. Ей подчиняются все страны, она оказывает гуманитарную помощь, охраняет памятники культуры и направляет миротворческие силы (голубые каски ООН) почти во все уголки Земли. Сегодня международное сообщество формирует региональные группировки, такие как Европейское сообщество, в которое входят 12 стран с населением 345 миллионов человек, объединенных экономическим, валютным и политическим союзом. Сообщество имеет Совет министров и Европейский парламент.
Таким образом, общество становится мировой системой в глобальном масштабе, но называется глобальным сообществом. Существует две формы такой системы — мировые империи (ряд территорий, политически объединенных в государственное образование) и мировые экономики (страны, развивающие схожую экономику, но политически не объединенные в государство).

Цивилизация, как и предыдущие термины, отражает глобальный уровень человеческого общества, на котором происходит интеграция социальных систем. Ученые до сих пор спорят о его содержании. Цивилизация понимается ими в двух значениях.

В первом случае цивилизация относится к исторической эпохе, пришедшей на смену «варварству», поэтому она знаменует собой высшую ступень развития человечества. Во втором случае цивилизация связана с географическим положением и относится к местным, региональным и глобальным цивилизациям, таким как восточная и западная цивилизация.
Сегодня ученые сходятся во мнении, что первый и второй подходы применимы только к обществам с достаточно высокой степенью дифференциации, независимо от того, где они географически расположены. В таком случае примитивные общества Полинезии и Океании, в частности, где до сих пор сохранился примитивный образ жизни, нет письменности, городов и государств, стоят вне цивилизации. Таким образом, мы сталкиваемся со странным парадоксом: у них есть культура, но нет цивилизации. (Там, где нет письменности, нет и цивилизации). Таким образом, общество и культура возникли раньше, а цивилизация — позже. На протяжении всей истории человечество живет в условиях цивилизации не более 2% времени.

Сочетание места и времени дает поразительно богатый набор цивилизаций. Исторически наиболее заметны евразийская, восточная, европейская, западная, мусульманская, христианская, античная, средневековая, современная, древнеегипетская, китайская, восточнославянская и другие цивилизации.

Итак, подведем итог: цивилизация — это глобальный термин, обозначающий степень и уникальность культурного развития общества или обществ. Оно понимается в двух значениях: историческое (время) и географическое (место) образование.

Основные черты современной цивилизации

Проблемы глобализации мирового социального пространства являются наиболее важными в развитии современной цивилизации. Ученые всего мира активно обсуждают эту проблему и пока не пришли к окончательному консенсусу.
Профессор Б. Бади из Парижского института политических исследований выделяет три измерения феномена глобализации: I) исторический процесс; II) процесс гомогенизации мира во всех отношениях; III) признание растущей взаимозависимости и подрыв национального суверенитета.

По мнению профессора Гарвардского университета С. Хоффмана, мы находимся «в процессе воспроизведения в глобальном масштабе того, что национальный капитализм создал в отдельных странах в XIX веке….. В случае с глобализацией проблема заключается в отношениях между государством и рынком». Напротив, профессор Р. Рич из Массачусетского университета считает, что термин «глобализация» сегодня «имеет совершенно иное значение, чем 30-40 лет назад; на самом деле он существенно отличается от того, который использовался десять лет назад».

В 1996-1997 годах в Копенгагене были проведены два семинара по социальному прогрессу. По итогам этих семинаров были сделаны три вывода: Глобализация обусловлена глобальным капитализмом, который является тенденцией человеческой истории и одновременно политической и идеологической программой; глобальный капитализм как тенденция и политическая программа лишь частично отражает мировоззрение человечества и общества; господствующее сегодня понимание прогресса нуждается в обогащении и развитии на основе другой универсалистской теории.

По мнению российского социолога А. Панарина, глобализация приводит к следующей дилемме: «Либо мир должен быть геополитически перестроен таким образом, чтобы незападное большинство добровольно предложило свои ресурсы Западу, что позволит этой потребительской цивилизации расширять свое существование, пока она не изобретет новый, более справедливый проект для всего человечества…». Или мир стоит на пороге полной трансформации типа ценностей, включая новые принципы жизни, которые открывают долгосрочную перспективу для всех, а не только для потребительских обществ Запада.»
В последнем случае Россия, с ее традиционно «неэкономическими» ценностями, должна играть особую роль. По мнению российского исследователя Э. Кочетова, «Россия, в частности, может стать «локомотивом» формирования глобальной неэкономической модели, поскольку обладает огромной этнической и национальной палитрой, широким спектром религиозных и этнических блоков, мощным пластом духовного развития и огромным интеллектуальным потенциалом».
Сторонники «революционного» подхода (Р. Хохейн, Дж. Най, К. Омае, Т. Фридман) видят в глобализации источник грядущего процветания и стабильности, единого мирового порядка, когда «традиционные национальные государства теряют свою естественность, становятся непригодными в качестве деловых партнеров».

Эволюционисты (Э. Гидденс, Дж. Розенау) считают необходимой постепенную адаптацию к новому мировому порядку, характеризующемуся большей взаимозависимостью и, следовательно, большей нестабильностью. Представители обоих направлений убеждены в необратимости глобализации и связанной с ней необходимости построения новой мировой структуры, которая уже не включает в себя суверенные государства в качестве основных элементов.
Основной проблемой глобализации является вопрос об иерархической структуре современного мира: является ли мир однополярным или многополярным? Разные исследователи по-разному отвечают на этот вопрос. Известный американский политолог Збигнев Бжезинский считает, что Соединенные Штаты Америки в ближайшие десятилетия останутся единственной мировой державой, и обосновывает это утверждение рядом геополитических аргументов.

Проблемы современных цивилизаций

Проблемы, стоящие сегодня перед миром, очень серьезны. Осознание того, что существованию человечества угрожает глобальный экологический кризис, вызванный в основном техногенной деятельностью развитых стран, стало общим местом практически во всех работах, посвященных перспективам мировой цивилизации. Разброс мнений присутствует только в оценке сроков наступления катастрофы, которой не избежать, если не произойдет радикальной перестройки экономической деятельности человечества.

Помимо противоречий между техносферой и окружающей средой, между Западом и миром развивающихся стран, западная цивилизация имеет дело с комплексом острых внутренних противоречий. Эти противоречия многомерны. Иногда высказывается мнение, что современное западное общество перестало быть капиталистическим и превратилось в другую общественную формацию. Однако представляется более точным сказать, что сам капитализм способен к радикальным структурным изменениям и сегодня не является тем, чем он был в 19 веке или даже 30 лет назад.

Если начальный этап индустриализации означал для рабочих «ярмо почти рабства», то сегодня материальные блага стали почти общим благом для населения развитых стран. Вот некоторые цифры о текущей ситуации в США: 80% населения участвует в коллективном капитале в той или иной форме. Около 70% работников создают меньше прибавочной стоимости, чем получают из общественных фондов, что делает их частично зависимыми от наиболее квалифицированной части общества.

Еще более значительные изменения произошли в экономической структуре капиталистической экономики Запада: Ведущая роль принадлежала ТНК, транснациональным корпорациям. По данным Н. Моисеева, ТНК владеют 30% всех средств производства на планете, осуществляют 80% торговли высокими технологиями, контролируют более 90% экспорта капитала. Рыночная экономика, контролируемая ТНК, приобрела глобальный характер.

Эти изменения в западной системе производства привели к отделению функционального капитала от капитала собственности и появлению менеджеров и технократов как новой элиты капиталистического общества. На этом фоне появление модернизационной идеологии, пропитанной административным энтузиазмом и убежденностью в абсолютной силе тотального знания и тотальной управляемости, было неизбежным. Эта монистическая идеология панопланетарной вестернизации была недавно с большой помпой провозглашена Ф. Фукуямой. Однако опыт истории учит нас: гегемонистские претензии на право доминировать в мире — это не более чем первая фаза грядущей социокультурной катастрофы.

Научно-техническая революция привела к тому, что в последние десятилетия XX века западный мир совершил переход к пятому, информационному способу. Согласно Y. Яковец, в настоящее время до 40% валового внутреннего продукта США относится к сфере информационного производства, а по данным С. Глазьева, темпы роста пятого уклада в США составляют 2-2,5% в год. Идеологи информационного общества, такие как самый богатый человек в мире, президент корпорации Microsoft Б. Гейтс, обещают резкое повышение уровня жизни людей, так как управление экономической деятельностью станет более интеллектуальным.

Неизбежно ли столкновение цивилизаций?

Идентичность на уровне цивилизации будет приобретать все большее значение, а облик мира будет во многом определяться взаимодействием семи-восьми основных цивилизаций. Величайшие конфликты будущего будут разворачиваться на линиях разлома между цивилизациями. Почему?

Во-первых, различия между цивилизациями не просто реальны. Они имеют огромное значение. Цивилизации различаются по истории, языку, культуре, традициям и, самое главное, религии. Люди разных цивилизаций имеют разные взгляды на отношения между Богом и человеком, индивидом и группой, гражданином и государством, родителями и детьми, мужем и женой, имеют разные представления об относительной важности прав и обязанностей, свободы и принуждения, равенства и иерархии. Эти различия развивались на протяжении веков. Они не исчезнут в обозримом будущем. Они более фундаментальны, чем различия между политическими идеологиями и политическими режимами.

Во-вторых, мир становится меньше. Взаимодействие между народами разных цивилизаций растет. Это приводит к росту цивилизационного сознания и пониманию различий между цивилизациями и общности внутри них. Иммиграция североафриканцев во Францию вызвала враждебность среди французов, но в то же время укрепила доброе отношение к другим иммигрантам — «добрым католикам и европейцам из Польши». Американцы гораздо более чувствительны к японским инвестициям, чем к гораздо более крупным инвестициям из Канады и европейских стран. Взаимодействие между представителями разных цивилизаций укрепляет их цивилизационную идентичность.

В-третьих, процессы экономической модернизации и социальных изменений во всем мире подрывают традиционную идентификацию людей с местом проживания, в то время как роль национального государства как источника идентичности также ослабевает. Образовавшуюся пустоту в значительной степени заполняет религия, часто в форме фундаменталистских движений. Такие движения развивались не только в исламе, но и в западном христианстве, иудаизме, буддизме и индуизме. Возрождение религии («Божье возмездие») создает основу для идентификации и принадлежности с общностью через национальные границы, для объединения цивилизаций.

В-четвертых, растущая цивилизационная идентичность продиктована разделенной ролью Запада. С одной стороны, Запад находится на пике своего могущества, а с другой — и, возможно, именно поэтому — незападные цивилизации возвращаются к своим собственным корням. Все чаще можно услышать о «возвращении в Азию» Японии, крушении идей Неру и «индианизации» Индии, провале западных идей социализма и национализма, «реисламизации» Ближнего Востока, а в последнее время — о спорах о вестернизации или русификации России. На пике своего могущества Запад сталкивается с незападными странами, у которых достаточно драйва, воли и ресурсов, чтобы придать миру незападное лицо.

Наконец, экономический регионализм находится на подъеме. В период с 1980 по 1989 год доля внутрирегиональной торговли выросла с 51% до 59% в Европе, с 33% до 37% в Юго-Восточной Азии и с 32% до 36% в Северной Америке. Роль региональной экономической интеграции, вероятно, будет усиливаться. С одной стороны, успех экономического регионализма укрепляет восприятие принадлежности к общей цивилизации. С другой стороны, экономический регионализм может быть успешным только в том случае, если он укоренен в общей цивилизации.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Анаксагор
  2. Философия французского просвещения
  3. Методы познавательной деятельности: эмпирические методы; рациональные приемы и теоретические методы исследования
  4. Свободомыслие как многовековая традиция: возможен ли научный атеизм?
  5. Античная философия
  6. Различные формы детерминации мира: свобода и необходимость, возможность и действительность
  7. Единичное, особенное и общее в философии
  8. Феноменологический анализ искусства
  9. Проблемы познания в истории философии.
  10. Поздняя античная и ранняя христианская философия