Для связи в whatsapp +905441085890

Особенность представлений о материи в качестве субстанциональной основы мира — Материальное и идеальное: основные формы их существования

Вполне понятно, что все окружающие нас предметы обладают определёнными размерами (ширина-высота-длина — параметры их протяжённости в пространстве), они перемещаются (изменение, движение) относительно друг друга или вместе с планетой Земля — по отношению к другим космическим телам: звёздам, планетам, созвездиям, галактикам. Точно также все предметы изменяются (перемещаются, движутся) во времени: они возникают в процессе взаимодействия материальных образований, развиваются и переходят из одних форм в другие.

Поэтому пространство и время являются всеобщими формами бытия — атрибутами — материальных систем. Не может существовать предмета, который находился бы вне пространства и времени, как нет пространства и времени существующих сами по себе, вне постоянно движущейся (изменяющейся) материи.

В истории философии сложились две концепции относительно понимания пространства и времени, которые можно обозначить как концепции Демокрита-Ньютона (субстанциональная) и Аристотеля-Лейбница (реляционная). Суть их заключается в выяснении вопроса: в каком отношении находятся пространство и время к материи.

Субстанциональная концепция. Она складывалась в метафизическом русле в соответствии с принципами классической механики, которые интуитивно предполагали древние мыслители, а фундаментально обосновал в первой четверти ХVIII столетия Исаак Ньютон. Пространство рассматривалось как бесконечная пустая протяжённость, вмещающая в себя все тела (предметы). Время рассматривалось как равномерный поток длительности, не зависящий от каких-либо процессов, оно абсолютно. Материя существует сама по себе и как бы «погружена» в пространство и время. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между самостоятельными субстанциями.

Реляционная концепция (лат. — относительный). Она зародилась в русле диалектической традиции — Аристотель, Лейбниц, Гегель; была сформулирована в диалектическом материализме и окончательно подтверждена теорией относительности Эйнштейна, который вскрыл непосредственную связь пространства и времени с движущейся материей и друг с другом. Фундаментальный вывод, следующий из теории относительности, гласил: пространство и время не существуют без материи, их метрические свойства создаются распределением и взаимодействием материальных масс, то есть гравитацией. Сам Эйнштейн, отвечая на вопрос о сути своей теории, говорил, что раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности, вместе с вещами исчезли бы и пространство, и время.

Эйнштейн Альберт (1879-1955 гг.), физик-теоретик, один из основателей современной физики. Родился в Германии в обеспеченной еврейской семье, с 1893 г. жил в Швейцарии. В 1900 г. в Цюрихе закончил политехникум, в 1902-1909 гг. работал в патентном бюро в Берне. В дальнейшем занимался научной и педагогической работой в Бернском, Женевском, Пражском и Берлинском университетах. Создал частную (1905 г.) и общую (1907-1916 гг.) теории относительности. Открыл закон взаимодействия массы и энергии. Автор основополагающих трудов по квантовой теории вещества и поля: ввёл понятие кванта света, как «порции» света, в виде которой он существует, впоследствии именуемого фотоном (само слово «фотон» ввёл в научный оборот в 1926 г. физик Н. Льюис), установил законы фотоэффекта, основной закон фотохимии, предсказал индуцированное излучение.

Развил статистическую теорию броуновского движения, заложив основы теории флуктуации, создал квантовую статистику Бозе-Эйнштейна. Нобелевский лауреат 1921 г. за труды по теоретической физике. Парадокс: в 1907 г. Эйнштейн участвовал в конкурсе по кафедре теоретической физики Венского университета на должность приват-доцента, представив в качестве конкурсной работы опубликованную им статью, по новым на тот момент научным взглядам в области квантовых явлений: факультет признал работу неудовлетворительной, а 14 лет спустя за эти исследования Нобелевский комитет присудили ему свою премию. Преследуемый нацистами за идейную борьбу против фашизма, Эйнштейн в 1933 г. эмигрировал в США, где работал над проблемами космологии и единой теории поля. В 1940 г. участвовал в написании коллективного письма учёных-физиков президенту США Ф. Рузвельту об опасности для планеты, создаваемого в Германии ядерного оружия, которое стимулировало и американские ядерные испытания. Иностранный член-корреспондент РАН (1922 г.), иностранный почётный член АН СССР (1926 г.). Один из инициаторов создания государства Израиль.

Особенность представлений о материи в качестве субстанциональной основы мира

Материальное и идеальное: основные формы их существования

Какие бы формы бытия мы ни рассматривали, все они имеют свою конечную основу в материи. Можно сказать, что в единстве с материей существует и определяется ею духовная реальность — идеальное.

Этимологически материя переводится как вещество от латинского materia. Уже в древности существовал характерный взгляд на материальный мир и его многообразие как на результат взаимодействия четырех или пяти элементов. Некоторые мыслители считали, что материя имеет материальную основу, включая воду, воздух, огонь и т.д. Эта материальная основа, изменяя свои определенные параметры, принимает форму и свойства всех остальных элементов. Например, по Фалесу, вода при конденсации становится грязью, землей, камнем, при разбавлении — паром, воздухом и т.д. Правда, некоторые мыслители считали, что материя по своей сути является эго такой материальной основой, которая недоступна обычному человеческому восприятию. Таким образом, апейроны, атомы не видны. Однако сам факт существования материи, как правило, не вызывает сомнений. Только определенные философские школы и течения…

отрицал существование материи, представлял ее как иллюзию. В буддизме, например, все «якобы материальное» существование, воспринимаемое человеком, рассматривалось как поток дхарм, действующих на человеческое сознание.

С течением времени понимание мыслителями таких явлений, как материя, менялось. Сегодня в рамках онтологии можно выделить три основных подхода к пониманию материи и ее интерпретации: 1. Материалистический подход основан на представлении о том, что материя является субстанцией (основой) всех вещей и явлений в мире. Она включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела в природе, но и все вещества, которые в принципе могут быть открыты в будущем на основе усовершенствованных средств исследования. Весь окружающий нас мир представляет собой материю в движении в ее различных формах и проявлениях, со всеми ее свойствами, связями и отношениями. Материя вечна, несотворима и неуничтожима. Идеал стал возможен благодаря эволюции материи. Сознание присутствует только у высокоразвитых живых существ — людей.

2) Идеалистический подход основан на идее, что материя не является субстанцией и что она является либо результатом развития идеи, либо просто мыслью. Таким образом, представители объективного идеализма формально признают существование материи. Более того, они часто трактуют некоторые фрагменты реальности так же, как и представители материалистической философии. Идеалисты, с другой стороны, рассматривают материю как производное, вторичное по отношению к Идее или Творцу как истинному началу. В качестве доказательства такого подхода к обращению с материей можно привести содержание мировоззрения, сформулированного представителями религиозной философии, в котором Высшее Существо — Бог создает материальный мир актом своей воли.
Что касается представителей субъективного идеализма, то они либо ставят под сомнение существование материи, либо вообще отрицают его. В рамках своих взглядов они понимают материю и материальный мир как воображаемое, видимое, совокупное ощущение человека, который таким образом воспринимает мир более просто, более комфортно. Иногда говорят о привычке воспринимать реальность как материальный мир.

Представители подхода, который можно назвать плюралистическим, обосновывают мысль о том, что разделение материальной и идеальной составляющих в бытии не совсем корректно. В целом, невозможно разделить философские взгляды на материалистические и идеалистические. В качестве обоснования такой позиции формулируется утверждение, что понятие «субстанция» устарело и не отражает сущности бытия. Использование категории «материя» в философских воззрениях неуместно, поскольку не имеет достаточного основания.

Следует отметить, что выделенные подходы были изменены и дополнены по содержанию, но все же остались. Например, материалистический подход, согласно которому считалось, что сущность состоит из мельчайших и изолированных частиц материи, которые взаимодействуют особым образом, претерпел определенные уточнения. И это несмотря на то, что я. Ньютон, основываясь на идее атомизма, ввел в физику понятие массы, сформулировал закон всемирного тяготения и основные законы механики. Атомизм стал основой для молекулярно-кинетической теории тепла. В химии он послужил для открытия закона сохранения материи.

Современные представления о материи, пространстве и времени. Общая и специальная теории относительности

На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков в физике возник кризис, связанный с неспособностью объяснить новые эмпирические данные в терминах законов и принципов, сформулированных в механистической парадигме (1.8,

2.1, 2.3). Кризис и последующая научная революция (1.4) способствовали замене классической физики, которая основывалась на принципах механики И. Ньютона, новой фундаментальной теорией — специальной теорией относительности А. Эйнштейна. Теория относительности возникла на границе между ньютоновской механикой и электромагнитной теорией Максвелла (2.3) в результате попытки устранить логические противоречия, существовавшие между этими двумя концепциями.

Специальная относительность распространила принципы относительности, сформулированные Г. Галилеем для механических систем (2.3), на электромагнитные взаимодействия. Серия экспериментов, проведенных физиками в конце XIX века, показала, что скорость света остается постоянной во всех системах координат, независимо от того, движется источник излучения или нет. Однако эти выводы противоречили принципу относительности Галилея.

В конце XIX века преобладало мнение, что пространство заполнено особым эфиром, в котором распространяются световые волны. В 1887 году, чтобы доказать движение Земли относительно эфира, американский физик А. Майкельсон решил измерить время прохождения светового луча в горизонтальном и вертикальном направлениях относительно Земли. Согласно гипотезе светоносного эфира, время света должно быть разным в этих направлениях. Однако результат эксперимента показал неизменность скорости света в обоих направлениях. Такой вывод противоречил классическим представлениям о том, что координаты и скорости должны преобразовываться при переходе от одной инерциальной системы координат к другой. Оказалось, что скорость света не зависит от движения Земли.

Чтобы объяснить результаты эксперимента А. Майкель-сона, X. Лоренц вывел уравнения для расчета сокращения движущихся тел и временных интервалов между событиями, происходящими в зависимости от скорости объектов. X. Лоренц предположил реальное сокращение тел и временных интервалов.

В 1905 году А. Эйнштейн опубликовал работу «Об электродинамике движущихся тел», в которой объяснил результаты экспериментов А. Майкельсона и изложил основные положения специальной теории относительности. А. Эйнштейн распространил принцип относительности на все системы и сформулировал его иначе, чем Г. Галилей: каждый процесс протекает одинаково в изолированной материальной системе в состоянии прямолинейного и равномерного движения, т.е. все инерциальные системы отсчета равны между собой. Тем самым была преодолена идея абсолютной системы отсчета, связанная с эфиром, все системы отсчета были признаны равноправными, не имеющими преимуществ перед другими, а принцип относительности приобрел универсальный, общезначимый характер.

Следствием такого понимания принципа относительности стало введение в физику понятия инвариантности. Инвариантность — это неизменность физических величин или свойств объектов при переходе от одной системы отсчета к другой. Все законы природы неизменны при переходе из одной инерциальной системы координат в другую, то есть, находясь в инерциальной системе координат, невозможно определить, движется она или покоится. Специальная относительность также установила инвариантность материальных процессов и скорости света по отношению к преобразованиям X. Преобразования Лоренца. А. Эйнштейн показал, что преобразования X. Лоренца отражают не реальное сокращение тел и временных интервалов, а изменение результатов измерений в зависимости от движения системы отсчета. Тела уменьшаются, а время замедляется для внешнего наблюдателя, в то время как внутри движущейся системы все физические процессы протекают обычным образом.

Субстратные концепции материи

Представители раннего материализма придерживались субстратного понимания материи: она рассматривалась ими как субстрат, субстанция, вещество, из которого строится все сущее. Этот субстрат должен был быть вечным, несотворенным и неразрушимым. Однако их попытки рассматривать некоторые из чувственно воспринимаемых веществ (воду, землю и т.д.) как универсальную субстанцию были еще очень наивными и не обладали достаточной объяснительной силой.

Первая концепция материи, которая могла привести к созданию эффективной программы научного познания природы, была предложена древними атомистами (Демокрит и другие) в 5 веке до н.э. Эти философы рассматривали атомы, мельчайшие неделимые частицы, как субстрат, из которого состоят все тела; в бесконечном количестве, как говорил Демокрит, они «дрожат» в пространстве. Сталкиваясь, слипаясь и склеиваясь друг с другом, эти частицы образуют то, что мы видим. Свойства вещей зависят от формы, размера, взаимного расположения и движения составляющих их атомов. Это позволяет нам основывать описание и объяснение всех вещей на одной общей схеме — модели объекта познания, которая представляет каждый объект в терминах объединения атомов.

В соответствии с этой моделью строится и стратегия познания, которая требует вывести все свойства и характеристики изучаемого объекта из его атомной структуры. Эта стратегия определяла развитие науки на протяжении многих веков. Особенно большое значение она приобрела в химии и физике. В девятнадцатом веке было обнаружено, что существуют природные явления, для объяснения которых она не подходит (попытки объяснить на основе атомной концепции распространение света и действие гравитации не увенчались успехом).

Вторая концепция материи, сыгравшая важную роль в развитии науки, была основана на идее эфира. Эта идея была впервые выдвинута Аристотелем. Эфир понимается как непрерывная среда, прочно заполняющая все пространство. Эфирная концепция получила широкое распространение в XVII веке благодаря работам Декарта и его последователей. Согласно Декарту, простейшим элементом материи является не атом, а эфирный вихрь. Любой объект представляет собой комбинацию и взаимодействие множества таких вихрей.

Такая модель определяет соответствующую стратегию познания: свойства вещей и процессов должны объясняться как проявления некоторых особенностей эфирного движения (так, в частности, объяснялись законы распространения света).

Третья концепция материи развивалась в XVIII-XIX веках. Он образовался в результате объединения учений об атомах и эфире. Поэтому ее можно назвать концепцией атома-эфира. В нем говорится, что материя существует как в виде атомов, так и в виде эфира, то есть состоит из двух разных субстанций. Модель объекта, вытекающая из этих представлений, определяет двойственную стратегию познания, согласно которой объяснение одних явлений (например, в химии или молекулярной физике) следует искать в атомной структуре вещества, а других (например, в оптике или электродинамике) — в состоянии эфирной среды.

Картина мира и мировозрение

Мировоззрение — это сложное явление, результат человеческой практики, человеческого познания и сознания, которое включает в себя процессы мировосприятия, миропонимания и мироощущения.

Мировоззрение включает следующие компоненты: а) взгляд человека на окружающий его мир; 6) оценка качественных и количественных параметров природы; в) осознание своего места в мире; г) отношение человека, в том числе практическое, к окружающей его действительности во всем ее многообразии.

Мировоззрение связано с упорядоченным целенаправленным отражением в сознании человека многообразия явлений, процессов и отношений бытия (более или менее), управляемых им. Наконец, мировоззрение играет решающую роль в деятельности человека, в его практическом взаимодействии с теми фрагментами мира, которые доступны ему в данный момент. Одним словом, понимание мировоззрения включает в себя выявление его содержания и типологии (рис. 4.1).

С момента «открытия» себя в окружающем мире человек должен был понять, что представляет собой реально существующий мир, чтобы позиционировать свое место в нем. С точки зрения содержания, необходимо было искать ответы на вопросы о природе окружающего нас мира, о природе самого человека, об отношении человека к окружающей его действительности, о том, что их разделяет и соединяет, и о том, как вести себя в этом мире. Реальная практика существования человека определяет развитие его мировоззрения, мироощущения, мировосприятия, миропонимания. В ходе практической и преобразовательной деятельности человек начал замечать закономерные связи и взаимодействия в окружающих его явлениях и процессах. Некоторые из них воспринимались человеком как результаты внутренней активности, относительно скрытой, но целенаправленной деятельности кого-то. Из этого следовало, что человек не только познает и контролирует мир, но и сам является объектом исследования, наблюдения и влияния.

В центр внимания людей попали многие соотечественники, добившиеся успеха в различных сферах жизни образованных сообществ. В памяти людей и в восприятии последующих поколений они получили статус «героев», наделенных сверхчеловеческими способностями. Им приписывались невероятные деяния. В воспоминаниях, рассказах о них переплетались реальные дела, образы, вымысел, который достаточно часто приобретал фантастические формы.

Таким образом, создавались мифы, которые различались у разных культурных и этнических сообществ по содержанию, набору мифологических существ [1].

Миф в его современном определении — это форма целостного массового переживания и интерпретации действительности с помощью сенсорных и визуальных образов, которые считаются самостоятельными явлениями реальности.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Субъект-субъектные связи в структуре общества
  2. Происхождение философии — Вопрос о происхождении мира и человека
  3. Гносеология религии
  4. Формирования взаимосвязей между инженерией и экспериментальным естествознанием (XVIII – первая половина ХIХ вв.)
  5. Рудольф Карнап, немецко-американский философ, логик
  6. Представители гносеологии
  7. Идеология как форма мысленного отражения мира
  8. Тоталитарное разложение души
  9. Последователи Федорова: Цикловский, Чижевский, Вернадский, Гумилев и др.
  10. Пространство и время — формы существования материи. Виды материи