Для связи в whatsapp +905441085890

Рене Декарт, французский философ, математик — История жизни и творчества Декарта

Философия Ренессанса и Ренессанса ознаменовала собой не только поиск новых путей, но и новое содержание философии. Этот поиск был реакцией на длительный период гегемонии схоластики. Это был перерастание нового способа философского мышления, который можно было бы назвать философским мышлением Новой Эры. Было бы слишком трудно и непрактично искать четкую грань между философией Возрождения и философией Нового времени в правильном смысле этого слова. В то время, когда формировались философские системы Бэкона и Декарта, идеи Ренессанса, которые заканчивались, еще не нашли отклика в Италии и остальной Европе.

Если окончательное расхождение ренессансной мысли и философии с томистическо-шоластическим средневековьем проявилось в отказе прогрессивных классов общества того времени от феодальных условий и «феодальных» мыслей, то философия Нового времени в собственном смысле слова является программным выражением их интересов и взглядов, в значительной степени уже реализованным.

В философии Бекона и Декарта интересы и взгляды восходящего класса, буржуазии, впервые были выражены в целостной теоретической форме. Период формирования их систем (последние годы XVI в. и первая половина XVII в.) — это период постепенного застоя экономического процветания итальянских городов, а центр экономического развития постепенно смещается в Англию, Голландию и частично во Францию.

Во второй половине XVI века в Нидерландах происходит бурное экономическое развитие. В то время Нидерланды были наиболее экономически развитой частью испанских владений Габсбургов. Испания была ненасыщенным рынком для голландских товаров. Это стало большим стимулом для роста мануфактурного производства, которое во многом еще развивалось на основе средневековых ремесел. С развитием производства складывались новые общественные отношения и в то же время усиливались противоречия между Нидерландами и Испанией. Во второй половине XVI века произошла серия восстаний и мятежей против испанской гегемонии, которым сопротивлялись почти все слои голландского общества. Кульминацией этих восстаний стала первая буржуазная революция в Европе 1609 года.

Голландская буржуазная революция стала первым политическим действием во многом незрелого социального класса — буржуазии.

Во второй половине 15 века Англия также стала державой первостепенной важности. В период правления Елизаветы I (1558-1603 гг.) в Англии значительно развивалось как ремесленное производство (которое к концу века интенсивно трансформировалось в мануфактурное), так и торговля. С начала 60-х годов XVI века Англия бескомпромиссно соперничала с Испанией в борьбе за власть в мире, стремясь, в частности, к господству на морях и, следовательно, в мировой торговле. Кульминацией этого соперничества является разрушение испанской Армады в 1588 году, что сделало Англию крупной колониальной и торговой державой. Все это приводит к быстрому развитию мануфактурного производства, основанного на наемном труде, то есть на тех общественных отношениях, которые по существу чужды феодализму. Ограбление колоний и «изгнание» крестьян с земли в самой Англии являются главным признаком первого накопления капитала, которое тогда происходило. Английская аристократия также участвовала в этом процессе, сосредоточившись на производстве сырья для зарождающейся мануфактурной промышленности.

Зарождающаяся буржуазия и дворянство, в основном занятые в буржуазном производстве, имеют не совсем одинаковые, но близкие интересы в области хозяйственного предпринимательства. Экономическая деятельность и интересы реальной практической жизни приводят этот пласт общества (не только в Англии) к ориентации на реальное знание мира, особенно природы, к ориентации на знание, основанное не только на цитатах из Библии или на высушенном схоластикой Аристотеля, но и на практическом опыте.

История жизни и творчества Декарта

Рене Декарт (1596 — 1650) — один из выдающихся мыслителей современной эпохи. Во Франции в период, когда формировалась философская мысль Декарта, происходило укрепление центрального правительства. Кардиналу Ришелье удалось постепенно ликвидировать все очаги сопротивления гугенотов и создать сильное центральное государство, которое, хотя и страдало от внутренних беспорядков, уже функционировало как одно из важнейших на арене европейской политики. Французская буржуазия тогда еще была в зачаточном состоянии. С одной стороны, централизованное государство с сильной монархической властью создало благоприятные условия для развития внутреннего рынка. С другой стороны, абсолютизм, однако, заметно фиксирует классовое разделение и привилегии. В то же время во французской культурной и интеллектуальной жизни укрепились позиции католицизма, под влиянием которого находились все образовательные центры страны. Но она не смогла подавить ни во Франции, ни в других странах Европы прогресс научных знаний, стимулируемый развитием производительных сил. Именно прогресс в развитии естественных наук оказал большое влияние на формирование взглядов Декарта.

Рене Декарт поступил в колледж иезуитов в Ла-Флеше в возрасте восьми лет. Здесь он получил основы своего образования. Ряд биографий Декарта свидетельствуют о том, что его сухое, педантичное образование не удовлетворяло его. Однако он не осознавал своего неприятия схоластического понимания науки и философии до тех пор, пока позже не посетил большую часть Европы в качестве военного. В 1621 году он оставил военную службу и отправился в путешествие. Он посетил Германию, Польшу, Швейцарию, Италию и некоторое время жил во Франции. Наиболее интенсивные исследования он проводил во время своего сравнительно длительного пребывания в Голландии с 1629 по 1644 год, за это время он написал большинство своих работ. 1644 — 1649 годы были наполнены усилиями по защите, не только теоретически, взглядов и идей, содержащихся, в частности, в «Размышлениях о первой философии» и в «Началах философии». В 1643 году в Утрехте и в 1647 году в Лейдене (где Декарт жил относительно долгое время) распространение его взглядов было запрещено, а его произведения сожжены. В этот период Декарт снова несколько раз посещает Париж и даже думает о возвращении во Францию. Но затем он принимает приглашение от королевы Швеции Кристины и отправляется в Стокгольм, где вскоре умирает от простуды.

Наиболее выдающимися из его философских работ являются работы, посвященные методологическим проблемам. К ним относятся «Правила наставления разума», написанные в 1628-1629 годах, в которых Декарт описывает методологию научного познания. Эта работа также связана с «Обсуждением метода», опубликованным в 1637 году. В 1640-1641 гг. Декарт написал «Мысли о первой философии», в которых он пересмотрел некоторые аспекты своей новой методологии, поставив ее на более глубокую философскую основу. В 1643 г. он опубликовал «Начала философии», в котором содержится исчерпывающее изложение его философских взглядов.

Декарт также написал ряд исследований по различным областям человеческих знаний. Среди наиболее значимых — «Очерк о свете», над которым он работал в 1630 — 1633 годах, затем его «Диоптрический», в котором он заложил основы геометрической оптики. Стоит также упомянуть работу «О страстях», посвященную этическим проблемам, написанную в 1649 году.

Декарт также много работал в экспериментальных (в современных терминах) науках, например, изучал анатомию человеческого глаза в связи с диоптриями. Одним из его выдающихся достижений является психология (он первым выдвинул идею условного рефлекса). Как создатель аналитической геометрии, он внес значительный вклад в развитие математики и математического мышления.

Основы философии Декарта

Из вышесказанного следует, что Декарт был одним из тех мыслителей, которые тесно увязывали развитие научной мысли с общими философскими принципами. Прежде всего, в формировании его философии важную роль сыграл способ мышления, укоренившийся в естественных науках своего времени. Важность развития естественных наук не должна ограничиваться новыми открытиями. Новое, что принесла с собой естественная наука и что формирует все области интеллектуальной жизни, — это новый способ понимания мира и самого процесса познания. Естествознание XVI-XVII вв. еще не сформулировало эти новые принципы знания (по крайней мере, не до адекватной степени обобщения). Скорее, он осознает их непосредственно в процессе освоения своего предмета. Если философия Бакона — предвестник нового (его философия больше симпатизирует естествознанию новой эпохи, чем создает для нее философское обоснование), то философия Декарта уже закладывает (довольно общие) основы новой теории света, которая не только обобщает, но и философствует и оценивает все результаты новой естествознания, полученные к этому моменту. Таким образом, философия Декарта представляет новую, целостную и рационально обоснованную картину мира, которая не только соответствует современному состоянию естествознания, но и полностью определяет направление его развития. В то же время он инициирует фундаментальные изменения в развитии самой философской мысли, переориентацию философии, которую Гегель характеризует словами: «Декарт направил философию в совершенно новое русло, начав, таким образом, новый период философии….». Он исходил из требования, что мысль должна начинаться с самой себя. Все предыдущие философские построения, особенно те, которые исходили от власти Церкви, с тех пор были отвергнуты.

Декарт видит первую и оригинальную уверенность всей философии в уверенности сознания — мысли. «Требование, которое должно исходить из мысли как таковой, Декарт выражает словами «De omnibus dubitandum est» (все должно быть сомнительно); это абсолютное начало. Таким образом, сам отказ от всех определений он делает первым условием философии» — так Гегель характеризует начальный путь философии Декарта [2].

Однако сомнения Декарта и «отказ от всех определений» не начинаются с предпосылки, что существование определений в принципе невозможно. Это не тот скептицизм, с которым мы сталкивались, например, в древней философии. Принцип Декарта о том, что во всем следует сомневаться, представляет сомнение не как цель, а только как средство. Как пишет Гегель, этот принцип «скорее имеет смысл, что мы должны отказаться от всех предположений, то есть от всех предположений, которые сразу же были приняты за истинные, и начать с мысли, и только оттуда прийти к чему-то истинному, чтобы найти истинное начало» [2]. Таким образом, скептицизм Декарта по существу является методологическим скептицизмом. Это скептицизм, который сводит на нет все (воображаемые) уверенности, чтобы найти единственную (действительную) уверенность. «Первичная» уверенность может быть краеугольным камнем, заложенным в фундамент всего построения наших знаний. Декарт приходит к этим выводам, основываясь на исследованиях и собственном личном опыте.

Бекон находит первичную валидность в сенсорных доказательствах, в эмпирических, семантических знаниях. Для Декарта, с другой стороны, разумные доказательства неприемлемы как основа, принцип достоверности знаний. «Все, что я до сих пор считал правдой, я получил либо от чувств, либо благодаря их посредничеству». Но чувства иногда оказывались обманчивыми, и было бы мудро не всегда твердо верить тем, кто хотя бы раз обманул нас». Надежность знаний также не должна зависеть от «авторитетов».

Формирование Декарта как философа и ученого

Философское развитие Декарта началось, когда он, будучи молодым студентом колледжа La Flèche, дошел до последних, «философских» классов. Учебная программа в La Flèche включала еженедельные дискуссии, как правило, на темы философии и теологии, изучаемые в течение определенной недели. Формулирование тезисов и выбор аргументов для их обоснования (со стороны защитника) или опровержения (со стороны оппонента) развили у студентов логические навыки и научили их искусству аргументации. По словам первого биографа Декарта А. Байе, в этих спорах молодой Рене проявил выдающееся искусство в точности определений и умении суммировать свои аргументы.

Как уже упоминалось, положительные аспекты в организации обучения в колледже La Flèche сочетаются с схоластикой фундаментального содержания преподаваемых дисциплин, особенно дисциплин старших, («философских») классов. Конечно, схоластика, которая в принципе была богословской философией, также содержала элементы конкретных научных знаний («либеральные искусства»). В средние века это была исторически необходимая форма ассимиляции и перевода древней мысли. Но к эпохе Возрождения в Италии, а затем и в других европейских странах, неприемлемость стипендий становится все более очевидной. Гуманисты, недовольные формализмом и застоем схоластики, стали вкладывать в него одиозный (дошедший до нас) смысл, понимая его как формально правильный (часто весьма красноречивый) дискурс, содержание которого обратно пропорционально его внешнему блеску. Гуманистическая стипендия, в отличие от схоластической, была гораздо богаче и разнообразнее. Поставив эпохальную проблему установления царства человека в реальной, земной жизни, гуманистическая философия связала ее решение с более глубоким пониманием самого человека. Многие гуманисты также сформулировали новое понимание природы. Природно-исторические интересы гуманистов нашли свое обобщенное выражение в совокупности естественных философских идей, ставших наиболее влиятельными в XVI веке.

Кампанелла. В отличие от схоластической физики, в основе которой лежали метафизические и натуралистические категории и идеи Аристотеля, концепции естественных философов эпохи Возрождения основывались на идеях других древних философов, которые были частично или полностью забыты в средние века: платонических, пифагорейских, стоических, атомистических, некоторых идеях доократовских философов («размышления о природе»). Некоторые философы-естествоиспытатели эпохи Возрождения часто включали достижения современной естественной науки в идеологический контекст древней физики (например, медицинские прозрения Парацельса или гелиоцентрическая система Коперника в космологическую доктрину Бруно). Важнейшей особенностью ренессансной природной философии было ее некреационное понимание природы, исключавшее христианские монотеистические представления о сотворении природы внеъестественным Богом и о возможности его вмешательства в природные процессы. Природные философы эпохи Возрождения также прибегали к идее Бога в своих трактовках природы, но это была древнейшая концепция обезличенного биоморфного элемента, действующего из глубин природы, к которому он также действовал как некий универсальный объединяющий принцип. Такое понимание Бога впоследствии было названо в европейской философии пантеистическим. Существенной особенностью естественной философии Ренессанса было установление взаимодействия и даже идентичности микромира и макромира, человеческого (и вообще животного) и природного организма. Этот принцип тоже восходит к древности. Она выразила биоморфные аналогии и осмыслила природу как живую, органическую целостность, в глубине которой лежит обезличенный, активный Бог. Гилозойская интерпретация природы, как всегда живой и даже живой, является одной из основ природной философии Ренессанса.

Методология Декарта

С проблемой знания в философии Декарта тесно связан вопрос о методе, а именно о том, как прийти к истинному, то есть к самому достоверному знанию. Это подводит нас к одной из важнейших частей философского наследия Декарта, его дискуссии о методе.

Эта проблема в трудах Декарта имеет первостепенное значение. Уже было сказано, что основным принципом Декарта было «сомневаться во всем», то есть четко выраженный методологический скептицизм. Однако этот принцип был для него лишь определенной предпосылкой для создания правил, гарантирующих эпистемологическое исполнение с высокой правдоподобностью. Поэтому, по мнению Декарта, основным видом знаний является рациональное знание, инструментом которого является разум.

В «Обсуждении метода», Декарт говорит, что это не его «намерение здесь, чтобы научить метод, что каждый должен следовать, чтобы направлять свой ум должным образом, но только, чтобы показать, каким образом я стремился, чтобы направлять свой ум».

Правила, которых он придерживается, и которые из своего опыта он считает наиболее важными, он формулирует следующим образом:

  • Никогда не принимайте ничего как правду, если вы не знали, что это правда с очевидностью; избегайте всякой спешки и интереса; не включайте в мои суждения ничего, кроме того, что казалось ясным и видимым перед моим сознанием, так что нет никакой возможности усомниться в этом;
  • разделить каждый вопрос, подлежащий рассмотрению, на столько частей, сколько может потребоваться для лучшего решения этих вопросов;
  • Чтобы положить свои идеи в правильном порядке, начиная с самых простых и легких предметов, чтобы узнать, и медленно прогрессирует, как от шага к шагу, к знанию самых трудных, предполагая порядок даже среди тех, которые не следуют друг за другом естественно;
  • повсюду, где настолько полные расчеты и настолько полный опрос, что вы можете быть уверены, что ничего не упустили из виду.

Первое из правил Декарта является концентрированным выражением его методологического скептицизма. Она имеет ярко выраженный эпистемологический характер. Требование: никогда не принимать ничего как правду, если вы не знали, что это правда с очевидностью, опирается на условия «достоверности» и «очевидности» знаний, о которых говорилось выше.

Это правило также можно рассматривать как основное условие для использования следующих правил. Если условия первого правила не выполняются, то другие правила не могут гарантировать, что ум придет к истинному знанию.

Следующее правило является выражением требования аналитичности. Однако она, как и две другие, более или менее методична по своей природе.

Третье правило связано с фактическим выводом мысли. В процессе развития новой философии и науки условия, которые она содержит, стали неотъемлемой и эффективной частью основных методологических принципов.

Последнее правило подчеркивает необходимость некоторой систематизации того, что известно и что известно.

Правила Декарта, как и весь его дискурс о методе, имели исключительное значение для развития философии и науки в современную эпоху. Состояние «очевидности» и «интуитивной ясности» первых высказываний научной теории является одной из главных особенностей научного знания нашего времени.

В отличие от Ф. Бэкона, который в своем «Новом органе» рассматривает индукцию (в современных терминах — «эмпирическую индукцию») как основной метод получения истинных (и практически полезных) фактов, Декарт рассматривает рациональную дедукцию как такой метод. Он формулирует этот метод в прямой оппозиции к созерцательной и спекулятивной средневековой схоластической философии.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Славянофилы
  2. Диалектика Гегеля
  3. Социально-философский анализ
  4. Проблема творения. Бытие и небытие в арабо-исламской философии
  5. Историческая судьба марксизма в России
  6. Расширение представлений гидравлики и механики в связи с развитием мануфактурного производства и строительством гидросооружений
  7. Антропологический материализм Фейербаха
  8. Освальд Шпенглер, немецкий философ, историк, представитель философии жизни
  9. Философия современной России
  10. Венский кружок