Сочинение

Сочинение – это общее название разнообразных видов упражнений связного, развернутого изложения какого-либо содержания.

Школьное сочинение – вид творческого задания, в результате выполнения которого учащимися создается текст определенного типа, стиля, композиционной формы.

Особенности сочинений состоят в том, что в них в наибольшей степени отражается:  внутренний мир ученика (его мировоззрение, отношение к окружающим, самому себе и т.п.); в сочинении проявляются знания учениками фактического материала, умения пользоваться языковыми средствами при оформлении мыслей.

Сочинение – это самостоятельная письменная работа, которая предполагает изложение студентами своих мыслей на определенную тему и на протяжении более 200 лет является универсальной и всеобъемлющей формой проверки уровня речевого и интеллектуального развития школьников и студентов. Умение писать сочинение формируется, прежде всего, в процессе изучения русского языка и литературы и необходимо для контроля уровня усвоения различных предметов (прежде всего, дисциплин гуманитарного цикла). Практически по всем предметам необходимо использовать общие мета-навыки, связанные с пониманием темы (вопроса), аргументацией мыслей, логико-композиционными способами мышления, речью и грамматическими правилами собственного текста для создания подробных письменных ответов на вопросы, написания докладов и сочинений.

Сочинения различаются:

  • по тематике: сочинения на лингвистические темы и сочинения на темы из жизни
  • по типу создаваемых текстов: а) сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» (сочинения- повествования, описания, рассуждения, повествования с элементами описания, рассуждения; рассуждения с элементами повествования, описания и т.д.); б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике (рассказ, заметка, статья в газету, репортаж, очерк (портретный), доклад и т.д.)
  • по форме и стилю речи: а) сочинения разговорного стиля; б) сочинения книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического, художественного
  • по источнику получения материала: а) сочинения на основе жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, диа-, кино-, телефильмов и т.д.); б) сочинения на основе жизненного опыта психологического характера: память, восприятие, воображение

Для описания видов самостоятельных высказываний учащихся в методике существует понятие жанров и композиционных форм сочинений.

Под жанрами сочинений традиционно понимают типы текстов — повествование, рассуждение и описание. Так, выделяют сочинение-повествование, сочинение-рассуждение и сочинение-описание. «Чистые» жанры дополняются смешанными: сочинение-повествование с элементами описания и т. д.

Для методических целей различают более конкретизированные виды сочинений в зависимости от темы, например сочинение-описание помещения, сочинение-рассуждение на морально-этическую тему и т. д., каждый из которых имеет композиционное своеобразие и свой уровень сложности.

Сочинение
Людмила Фирмаль

Как выбрать тему сочинения — советы и правила

Выбор темы сочинения – первый важный этап успешности работы. От того, насколько интересна и понятна вам тема, зависит очень многое. При выборе темы следует исходить не только из степени ее трудности. Задайте себе вопросы: нравится ли вам само произведение, образ героя? Насколько хорошо вы помните текст? По произведению, которое вам близко, писать будет легче и интереснее, а значит, скорее всего, оценка будет выше. Не пытайтесь писать по произведению, содержание которого помните приблизительно: экзаменатор обязательно увидит неточности и на полях появится пометка «Ф» – фактическая ошибка, соответственно, оценка будет снижена.

Содержание сочинения должно соответствовать выбранной теме! Внимательно прочитайте ее, осмыслите каждое слово. Приблизительное понимание темы ведет к ее неполному раскрытию или к написанию сочинения «не на тему». Если вы пишете сочинение «Доктор Старцев», то внимание должно быть уделено характеристике героя Чехова как врача, а если на тему «История жизни Ионыча» – эта характеристика отходит на второй план.

Подумайте, чем отличается выбранная вами тема от других, сходных с ней. Так, если пишется сочинение на тему «Жизнь и судьба Евгения Онегина», следует подробно рассказать, какой была жизнь героя, как сложилась его судьба, а если «Мир мыслей и чувств Онегина», то нужно писать прежде всего о внутреннем мире Онегина, о том, насколько способен он чувствовать, что занимает его мысли. Если тема – «Воспитание и образование дворянства в пушкинскую эпоху», ни в коем случае не пишите только о воспитании и образовании Онегина: хорошей оценки вам не получить, потому что эта тема подразумевает повествование также об образовании Ленского, Татьяны. Даже близкие по содержанию темы не должны подменять друг друга: если ваша тема «Нигилизм Базарова: за и против», то не пишите на тему «Образ нигилиста в романе Тургенева “Отцы и дети”», поскольку первая тема дискуссионна и подразумевает приведение доводов за и против нигилизма главного героя романа, а вторая является прежде всего характеристикой персонажа под определенным углом зрения. Тем более должны отличаться сочинения на тему «Образ нигилиста в романе Тургенева “Отцы и дети”» и «Революционер-демократ Базаров»: в первом демонстрируются черты героя как нигилиста, отрицателя, во втором – то, что сближает образ Евгения Базарова с революционерами-демократами его времени.

Помочь вам может ясное представление о том, какую именно разновидность темы вы выбрали.

Можно выделить несколько видов тем сочинений:

  1. характеристика героя, в том числе сравнительная («Фигура сумрачная, дикая, большая…» (образ Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети»), «Наташа Ростова – любимая героиня Толстого», «Татьяна Ларина – идеал автора», «Братья Кирсановы в романе Тургенева “Отцы и дети”», «Чацкий и Молчалин»);
  2. анализ эпизода («Бородино в романе-эпопее Л. Толстого “Война и мир”», «Сцена бала в комедии Грибоедова “Горе от ума”»);
  3. так называемые сквозные темы – рассмотрение какой-либо темы в нескольких произведениях, в литературе определенного периода («Люблю Россию я… (тема родины в русской поэзии XIX века)», «Дуэль в русской литературе», «Образ лишнего человека в русской литературе 19 века», «Пушкин, Лермонтов и Некрасов о судьбе поэта и его назначении»);
  4. проблемные темы, темы-вопросы («Проблема человеческого достоинства в драме Островского “Гроза”», «Нигилизм Базарова: за и против», «Почему Раневская и Гаев не могут спасти вишневый сад?»);
  5. анализ произведения в целом, например связанный со смыслом его названия («“Евгений Онегин” – самое задушевное произведение Пушкина», «Смысл названия повести А. Платонова “Котлован”»);
  6. трактовка теоретического понятия («Гротеск Маяковского»);
  7. темы-цитаты, демонстрирующие ее понимание, умение подобрать произведения для ее истолкования («Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать»);
  8. темы-обзоры по современной (последние 20 лет) русской литературе («Тема совести в современной русской литературе», «Изображение интеллигенции в современной русской прозе»);
  9. анализ художественных особенностей произведения или творчества писателя («Мастерство Гоголя», «Художественные особенности романа в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”»);
  10. темы «эмоциональные» («За что я люблю поэзию Блока», «Мой любимый современный поэт»).

При написании сочинения – характеристики героя нужно не только рассказать о характере персонажа, но и рассмотреть этапы его эволюции. Покажите, как он сформировался, но в то же время не забудьте, что типичное не нечто среднее, а сочетание индивидуального и общего.

Не забудьте, что, раскрывая характер персонажа произведения, нужно не столько пересказывать авторский текст, сколько показать личность героя в развитии, во взаимоотношении с окружающими. Литературный герой – не реальный человек, он создан фантазией автора, поэтому авторское отношение к нему должно быть отражено в вашей работе (желательно также – приемы и средства, с помощью которых показано это отношение). Базаров – не реальный человек 60-х гг. 19 века, а образ, созданный Тургеневым. Именно Достоевский считает, что после убийства Раскольников должен быть отторгнут от людей и мира, поскольку этот мир – творение Божие, а одна из его заповедей – «Не убий!», именно писатель «придумывает» страдания героя.

Часто сочинения, посвященные сопоставлению двух персонажей, композиционно распадаются на две характеристики, не связанные или почти не связанные друг с другом. Такое сочинение не может быть высоко оценено, поскольку не достигается основная цель работы – сопоставление сходных и различных черт героев.

Если вы анализируете определенный эпизод произведения, нужно обязательно продемонстрировать не только то, что происходит в нем, как показаны в нем герои (при этом вы должны хорошо знать текст!), но каково его значение, его место в структуре произведения в целом.

При написании сочинения на так называемую «сквозную» тему очень важно отобрать материал, который отражал бы ее наиболее ярко (проанализировать все, что связано с темой, чаще всего невозможно), и в то же время не пропустить важного смыслового звена. Так, при написании сочинения «Дуэль в русской литературе» нельзя «перепрыгнуть» от дуэли Печорина и Грушницкого к «Поединку» А. И. Куприна, не рассказав о дуэли в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети». В сочинении «Тема родины в русской поэзии 19 века» невозможно начать с «Родины» Лермонтова, ничего не сказав о патриотических стихах Пушкина. Следует отразить значимость данной темы для литературы вообще и каждого рассматриваемого автора, приемы и средства раскрытия этой темы авторами, их возможное влияние друг на друга. Однако не забывайте, что анализируемые произведения должны быть рассмотрены с единой точки зрения. Например, соответствует обобщающей теме, хотя и весьма традиционно начало сочинения «Гармония и дисгармония мира в произведениях русских поэтов Серебряного века»: «Словосочетание “серебряный век” стало устойчивым названием для обозначения поэзии России конца 19 – начала 20 века. (Следует уточнить, что, говоря о Серебряном веке, обычно имеют в виду не только литературу, но и всю культуру этого периода; к сожалению, об этом не всегда говорят в школе.) Это название было дано по аналогии с “золотым веком”, временем, когда творили Пушкин и его современники. Лирика этого периода очень разнообразна. Серебряный век – это целое созвездие поэтов, каждый из которых – воплощение гармонии».

Так называемые проблемные темы требуют прежде всего точного понимания того, какая же именно проблема должна находиться в центре вашей работы. Если тема сформулирована с употреблением слова «проблема» («Проблема чести и достоинства в повести Пушкина “Капитанская дочка”»), писать будет легче. В сочинении должна быть показана значимость рассматриваемой проблемы для автора и его современников, индивидуальное видение ее автором, на каком материале он ее разрешает. Неплохо, если показано и ваше отношение к проблеме. Иногда требуется, чтобы основную проблему сформулировали вы сами, исходя из названия темы. Например, при написании сочинения «Князь Андрей – трагический герой?» проблема может быть сформулирован следующим образом: является ли Андрей Болконский трагическим героем, то есть героем, конфликт которого с миром принципиально неразрешим? Аналогично следует поступать, если названием проблемного сочинения выступает цитата. Например, в сочинении «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)» нужно выделить проблему истинного и ложного величия.

Целостный анализ произведения подразумевает, что вы рассматриваете роман, повесть, пьесу в целом, но с какой-либо определенной точки зрения (многоаспектный анализ даже самого небольшого произведения в сочинении, если это не специфический жанр рецензии, ориентированный на общую характеристику текста, его проблематики и героев, осуществить невозможно). Если это сочинение «“Евгений Онегин” – энциклопедия русской жизни», то вы пишете прежде всего о широте охвата современной Пушкину действительности (в том числе человеческих характеров) в его романе, если «“Мертвые души” – горький упрек современной Руси» – о поэме Гоголя не как о патриотическом или сатирическом произведении, а как о произведении, бичующем нравы и социальный уклад современной ему России, если «“Гроза” – самое решительное произведение Островского», то о разоблачении в этой пьесе «темного царства».

Если вы пишете о смысле названия произведения, то в сочинении должно быть отражено, чем оно обусловлено, значимость этой проблемы (темы, образа) для автора и, возможно, для общества, многозначность слова (слов) в названии, а также его связь с названиями произведений других авторов, если она имеется. Так, в сочинении «Смысл названия повести А. И. Куприна “Поединок”» обязательно должно быть сказано о том, что поединок – это и дуэль, и поединок Ромашова с миром пошлости и солдафонства.

Рассмотрение эстетических понятий, анализ художественных особенностей произведения или творчества писателя – дело весьма непростое, и тем, кто учился не в специализированной гуманитарной школе, лучше за эти темы не браться, поскольку здесь требуется точно представлять, что такое художественный образ, какие образные средства может использовать писатель, знать определение таких терминов, как гипербола, гротеск, ирония, сатира и т. д.

Темы-цитаты интересны, позволяют по-разному интерпретировать материал, показать широту кругозора, знание литературного материала. Такие темы, как «Самопожертвование себя… есть признак высочайшего развития личности…» (Достоевский) или «“Исправьте общество – и болезней не будет”. Можно ли согласиться с этими словами Базарова?», позволяют анализировать под определенным углом зрения не только произведения Ф. М. Достоевского или И. С. Тургенева, но и других авторов. Но если цитата уже прокомментирована, внимательно вчитайтесь в комментарий: не обратив на него должного внимания, вы можете снизить свою оценку. Например, сочинение «“Каждому будет дано по его вере”. Тема судьбы и возмездия в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”» – о судьбе и возмездии, а не о вере, что сформулировано достаточно ясно. Тем не менее очень многие абитуриенты, выбирающие эту тему сочинения, обращают внимание только на цитату, первую часть формулировки и пишут именно о вере. Результат – неудовлетворительная или удовлетворительная оценка.

Обзорные темы очень хороши для абитуриента, читавшего рекомендованные программой произведения русской литературы последних десятилетий. А «эмоциональные» темы – для тех, кто действительно любит названного писателя. Такая тема изначально подразумевает выражение ваших чувств. Однако не увлекайтесь восклицаниями и эмоциональными словами: в вашем сочинении должны быть и конкретный материал , и ответ на вопрос, за что же именно  вы любите этого писателя.

Избегайте фантазирования, не придумывайте того, чего в произведении нет. Например, в сочинении «Изображение разночинной интеллигенции в творчестве А. П. Чехова» можно с удивлением прочесть о приезде в город С. «блестяще образованного доктора Старцева, человека с передовыми взглядами и прогрессивными стремлениями». Где же это автор вычитал у Чехова?

В сочинении очень важно соблюдение логики. Не надо создавать «шедевры» типа «Чацкий – человек передовых взглядов. Он мчится в Москву, потому что страстно влюблен в Софью». Как связаны передовые взгляды Чацкого с тем, что он мчится в Москву? Еще один пример: «Впервые мы видим Пьера в салоне Шерер. В этом обществе молодой человек, только что приехавший из-за границы, ведет себя, по светским понятиям, неучтиво. Свет не хочет слышать выражения искренних чувств и смелых мыслей. Эти мысли может понять и оценить только князь Андрей». Характеристика Пьера зачем-то прерывается комментарием по поводу светского общества.

Не пытайтесь написать «покрасивее». Помните завет Базарова: «Друг Аркадий, не говори красиво». Иначе получится, как у автора в целом неплохого сочинения «Гармония и дисгармония мира в произведениях русских поэтов Серебряного века»: «Серебряный век русской поэзии. Век двадцатый. Какой тяжелой тенью ложится на искристую поверхность благородного металла, этого достойного символа высокого искусства новейшего времени, холодная железная масса, не менее достойный символ века нынешнего, только несколько иной его грани, той, что столь лаконично отразилась в партийной кличке великого диктатора». Тем не менее уместное использование лаконичных цитат, афоризмов, ярких выражений, экспрессивных слов, эмоциональность, публицистичность могут украсить сочинение.

Приведем начало сочинения «Пушкин и Лермонтов о судьбе писателя и его назначении»: «“Искусство – посредник невыразимого”, – сказал Гете. Какие слова могут лучше выразить сущность искусства? Свободным, могучим потоком льется истинная поэзия, пробуждая в душах людей все самое светлое и чистое. Но от художника, поэта зависит, в какое русло направит он этот поток. От того, какие идеалы вдохновляют его, зависит и судьба писателя».

Составление плана сочинения — советы и правила

План сочинения должен соответствовать теме, быть логически последовательным. Помните: план вы составляете для себя! И хотя никто не потребует от вас плана в чистовике, на черновике его лучше набросать – он поможет организовать мысли, отобрать необходимый материал, отбросить ненужное.

Необязательно писать план с однотипными формулировками или сложный план с подпунктами. Главное, чтобы он представил систему доказательств или основных положений вашей работы, задал логику развития текста. Попробуйте составить план со стрелочками, как в математике, где они означают «следовательно» и «так как». Например, при описании жизненного пути князя Андрея уместна такая последовательность пунктов плана: жизнь в свете, герой в армии, Аустерлиц, пребывание в поместье, разговор с Пьером, встреча с Наташей и т. д.; но невозможно составить план, в котором пункты перечисляются следующим образом: жизнь в свете, честность и мужество героя… (честность и мужество – черты характера, а не этапы жизненного пути).

Важно, чтобы ваш план соответствовал именно данной  теме, а не был бы посвящен образу героя или проблематике рассматриваемого произведения, так как неправильный план уведет в сторону от темы, а хороший поможет от этой темы не отвлекаться. Так, если составляется план на тему «Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”», то в пунктах вашего плана, который должен обязательно подразделяться на две части (минувшее – нынешнее), необходимо повторять положения, связанные со временем, с тем, кто из героев (в том числе – внесценических) воплощает прошлое, а кто – будущее. Если же нужен план сочинения «Чацкий и фамусовское общество», следует, также противопоставляя две части (Чацкий – другие действующие лица), сосредоточить внимание не на явлениях, связанных с различными историческими эпохами, а на контрасте мировоззрений современников: Чацкого и представителей фамусовского общества (особо следует сказать о Софье, которая относится к фамусовскому обществу лишь отчасти). Если вы пишете сочинение на тему «Бунт Раскольникова», то в плане нужно представить ряд пунктов, перечисляющих, в чем же заключается бунт героя, если же тема другая («Теория Родиона Раскольникова»), то в плане должны быть представлены основные положения этой теории.

Очень подробный план может заменить черновик.

Пример:

План сочинения «Образ Собакевича в поэме Гоголя “Мертвые души”» легко трансформируется в готовую работу.

1. Введение. Образы помещиков в поэме Гоголя «Мертвые души».

2. Собакевич – крепостник и реакционер:

1) внешний облик и характер;

  • а) сходство со «средней величины медведем»;
  • б) грубость;
  • в) привычка наступать людям на ноги;
  • г) жадность;
  • д) бедность речи;
  • е) невежество и враждебное отношение к просвещению;

2) Собакевич в своем имении:

  • а) внешний вид усадьбы;
  • б) его хлопоты о прочности хозяйства;
  • в) сходство окружающих предметов с обликом хозяина;
  • г) исключительно корыстное отношение к крепостным;

3) отношение к людям:

  • а) отношение к соседям-помещикам;
  • б) губернатор и чиновники в оценке персонажа;

4) Чичиков у Собакевича:

  • а) обращение хозяина с гостем;
  • б) быстрая разгадка цели приобретения «мертвых душ»;
  • в) желание подороже продать «товар».

3. Заключение. Чем страшен Собакевич и собакевичи?

В идеале на каждый подпункт такого плана приходится 3–4 предложения.

Приведем примеры нескольких подробных планов сочинений различных типов. Обратите внимание на то, что вначале полезно попрактиковаться в написании сочинений по уже готовым планам. Так что представленными образцами вы можете воспользоваться не только «для сведения», но и для написания по ним собственных работ. Вы можете составлять план, из трех основных пунктов (введения, основной части и заключения) с подпунктами, а можете использовать сплошную нумерацию. Главное – не забывайте, что каждый из пунктов плана должен быть связан с последующим, поэтому можно вообще писать план в строчку, ставя между пунктами плана стрелочку (аналогично стрелке →, обозначающей «следовательно» в математике).

Пример:

Сочинение

Пример:

Сочинение

Пример:

Сочинение

Пример:

Сочинение

Пример:

Сочинение

Пример:

Сочинение

Как написать введение и заключение для сочинения — советы и правила

Часто абитуриент испытывает определенные трудности, не зная, как начать и на чем закончить свое сочинение. Помните, что введение и заключение – необходимые композиционные части работы. Например, автор сочинения «Братья Кирсановы» запрограммировал себе оценку на балл ниже, начав сочинение так: «В образах Павла Петровича и Николая Петровича достоверно изображена бесполезность русского либерального дворянства, бесплодность его реформаторской деятельности». До того как писать о самих Кирсановых, следовало несколько слов сказать или об авторе, или о романе вообще, или лучше всего – о времени, изображенном в романе, времени, когда даже либеральные устремления русского дворянства стали тормозить прогресс в стране.

Да и любая тема требует того, чтобы пишущий подошел к ней постепенно. Это совсем не так уж трудно, нужно только знать, какой текствпринципе может служить введением для сочинения.

Можно выделить несколько разновидностей введения:

  1. историческое (краткая характеристика исторического периода, когда создавал свои произведения писатель, «жил» его герой);
  2. историко-литературное (обрисовка литературно-общественной ситуации в описываемое время; пояснение значимости рассматриваемой темы, проблемы в историко-литературном процессе; обзор развития определенной темы или образа в литературе, общая характеристика рассматриваемого произведения);
  3. биографическое (элементы биографии писателя);
  4. проблемное, или аналитическое (о значимости рассматриваемой темы для историко-литературного процесса, общества, читателя, самого писателя, для самого автора сочинения, наконец; о сущности рассматриваемой проблемы, то есть анализ центрального понятия темы);
  5. лирическое (ваше собственное эмоциональное отношение к теме, писателю, герою, произведению);
  6. публицистическое (о современности, актуальности рассматриваемой темы, проблемы, образа героя, авторской точки зрения на что-либо).

Приведенная классификация в основном охватывает и все типы заключений.

В сущности, введение и заключение во многом похожи, только введение как бы подводит к теме, а заключение логически завершает ее. Если в сочинении введение одного типа, то заключение должно быть другого, например если введение историческое, то заключение может быть проблемное или публицистическое, а если введение лирическое, то заключение может быть, например, историко-литературное.

К различным темам подходят разные типы введений и заключений. Например, в сочинении «Горе от ума князя Андрея» уместно историко-литературное введение: это должна быть либо характеристика романа, его героев или проблематики вообще, либо представление ряда наиболее значимых героев русской литературы до «Войны и мира» («Если взглянуть на русскую литературу 19 века, в глаза бросается то, что лучшие ее герои всегда страдали из-за своего нежелания жить бездумно, слепо подчиняясь течению окружающей жизни. Горе Чацкому принес его критический ум. Размышления сделали невыносимой жизнь Онегина. Понимание ничтожества окружающего отравило жизнь Печорину. Нежелание мыслить по установленным канонам обусловило трагедию Рудина. Наиболее яркой и интересной фигурой в этом ряду является Андрей Болконский из романа Толстого “Война и мир”».) Для сочинения «“Каждому будет дано по его вере”. Тема судьбы и возмездия в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”» хорошо подходит проблемное введение о понимании слова судьба: «У каждого есть свое понимание слова судьба. Мне кажется, это некое предопределение жизненного пути человека. Я верю в его существование, но в то же время думаю, что человек может влиять на свою судьбу, строить свою жизнь вопреки предопределению. Все зависит от того, во что человек верит, и от того, насколько сильно он в это верит». Подобное же проблемное введение было уместно в сочинении на тему «Хотелось бы всех поименно назвать…» (тема памяти в русской литературе 20 в.): «Память – это что-то вечное, она остается навсегда. Память – это результат каких-то событий, происшедших в жизни человека и оставивших в его сердце радость или грусть. Проходят годы, а память по-прежнему живет в сердце человека. А может быть, память – это незаживающая рана? В 20 веке произошло много памятных событий, в том числе событий страшных. И одно из самых страшных – Великая Отечественная война. Разве могут люди забыть разрушения, гибель близких…»

Введение в сочинении должно подводить к теме, быть кратким, ясным, логичным и понятным с первого же слова. Так, введение к сочинению «Герои времени в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” и в романе Н. Г. Чернышевского “Что делать?”» не должно начинаться со слов: «Творчество обоих писателей относится к тому времени…» Каких обоих? Ведь в самом тексте работы ни Тургенев, ни Чернышевский еще не упоминались.

Для сочинения «Изображение светского общества в произведениях русской литературы» (произведение по выбору абитуриента) не слишком подходит следующее введение: «Роман Толстого “Война и мир” был написан в 1963–1969 годах. В этом произведении писатель обратился к началу 19 века с тем, чтобы проследить формирование мировоззрения будущих декабристов. Как известно, на их взгляды большое влияние оказала война Отечественная 1812 года. Поэтому Толстой и вывел в своем романе таких героев, как Андрей Болконский и Пьер Безухов». Если «мировоззрение будущих декабристов» и формировалось, скажем, в противовес мировоззрению светского общества, уж война-то 1812 года здесь совсем ни при чем, а Пьер и князь Андрей как раз противопоставлены типичным представителям света. Надо сказать, что это неправильное введение и привело автора вступительного сочинения к неправильной интерпретации темы (Андрей Болконский как нетипичный представитель светского общества) и, следовательно, к неудовлетворительной оценке.

В сочинении «“Каждому будет дано по его вере”. Тема судьбы и возмездия в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”» явно неуместно следующее начало: «Роман Булгакова сложен. В нем затронуты темы веры и любви, судьбы и возмездия. Тема веры – самая важная». Если ученик пишет о судьбе и возмездии, то неуместно в начале работы заявлять, что самая важная тема не эта, а другая.

А вот применить прием, который в математике называется доказательством от противного, совсем неплохо. Например, начать сочинение «Тема Родины в поэзии Блока и Есенина» следующим образом: «“Космополит – нуль, хуже нуля”, – сказал как-то Тургенев. И действительно, что может сделать значительного человек, лишенный одного из тех чувств, которые составляют основу нравственности – чувства любви к Родине? И вдвойне верно это по отношению к творцу, к поэту».

В качестве заключения к сочинению на тему «“Каждому будет дано по его вере”. Тема судьбы и возмездия в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”» хорошо подходят следующие два предложения: «Человек свободен от судьбы, если он несет ответственность за свои поступки и делает сознательный выбор. Но от возмездия человека освобождает только вера». Сами положения автора, конечно, дискуссионны, однако то, что они подводят итог размышлению на заданную тему, несомненно.

Соответствует теме сочинения «“Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать”. О чем размышляет и страдает Пушкин?» следующее заключение: «И сегодня нас волнуют вопросы, над которыми размышлял Пушкин. Скорее всего, человечество никогда не найдет точного ответа на них. Но стремиться к их разрешению, пытаться разгадать тайны бытия – это и значит жить».

Неоднозначно может быть оценено такое заключение к сочинению «Гармония и дисгармония мира в произведениях русских поэтов Серебряного века»: «Время течет неумолимо, но такие имена, как Ахматова, Гумилев, Блок, Белый, Маяковский, будут жить вечно, пока жива русская поэзия». С одной стороны, такое заключение подводит итог размышлению автора о перечисленных поэтах и, следовательно, соответствует теме, с другой – собственно о гармонии и дисгармонии мира в этом заключении ничего не говорится, поэтому, строго говоря, вывода рассуждений автора здесь как такового нет.

О чём можно написать в заключении?

  1. Общий вывод.
  2. Ответ на вопрос, поставленный во вступлении.
  3. Замечания о влиянии текста на общественную
    ситуацию.
  4. Рассуждение о том, какое значение будет иметь
    прочитанный текст для вас.
  5. Можно использовать такие выражения:
  6. Следовательно, … Таким образом, можно
    утверждать, что…

Основная часть сочинения, мысль и ключевые слова

Очень важно, прежде чем начинать писать, определить основную мысль работы, то есть то положение, которое для вас является главным в сочинении. Иначе вы рискуете написать несколько страниц о герое или произведении вообще и получить неудовлетворительную оценку! Например, в сочинении «В чем вы видите современность пьесы М. Горького “На дне”?» основной мыслью должно быть положение о современности пьесы Горького (а развивают эту мысль конкретные примеры); в сочинении «Человек и природа в лирике А. Фета» основная мысль – об особой важности, по мнению поэта, природы для человека, их благотворной взаимосвязи; в сочинении «Бунт Раскольникова (по роману Достоевского “Преступление и наказание”)» центральным положением должно стать не перечисление составляющих теории Раскольникова, а то, что Достоевский изображает именно решительный протест героя против социальных, идеологических и религиозных законов окружающего мира.

Основная мысль сочинения определяет его ключевые слова  – те слова, которые отражают самое важное в теме, поэтому являются самыми важными и нередко частотными в тексте. Например, в сочинении «Проблема человеческого достоинства в драме Островского “Гроза”» ключевым будет именно словосочетание «человеческое достоинство», в сочинении «От чего отказывается Базаров» ключевым станет слово отказывается , в сочинении «Тема судьбы в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита”» – естественно, слово судьба , в сочинении «Тема памяти в русской литературе 20 века» – слово память , в сочинении «Тема Родины в поэзии С. Есенина» – слово Родина , а в сочинении «Поэт-бунтарь (раннее творчество В. Маяковского)» ключевыми должны стать слово бунт  и однокоренные с ним: бунтарь, бунтовать  и др.

Секреты написания сочинения

Учитесь писать сочинение сами, а не заучивать готовые варианты. Не надейтесь на то, что вам очень помогут многочисленные сборники «золотых», «серебряных», «платиновых», «бриллиантовых» и т. п. сочинений. К сожалению, они не всегда составляются людьми компетентными и добросовестными. В подобных сочинениях встречаются речевые и грамматические ошибки, они могут быть неполными, нелогичными, а самое главное – не всегда соответствуют заявленной теме.

Автору пособия пришлось слышать, как однажды абитуриент, убедившись, что предметная комиссия не исправит ему «двойку» на «тройку», в отчаянии воскликнул: «Но ведь я же все списал со сборника сочинений!» Мораль: списывать не только нехорошо, но и вредно.

В качестве примера работ, представленных как образцовые, но на самом деле отнюдь не заслуживающих отличной оценки, приводим два сочинения из сборника «55 + 15 школьных сочинений» (М., 2000). Если первое из них может быть частично использовано при изучении комедии А. С. Грибоедова, несмотря на отдельные недостатки и отклонения от темы, и подходит под категорию «четверочных» работ, то второе должно быть оценено только неудовлетворительно, так как написано не на тему.

Третья работа, которую я хочу представить в качестве отрицательного примера, была оценена как неудовлетворительная на вступительных экзаменах в РГПУ им. А. И. Герцена и уже позже обнаружена автором в одном из сборников сочинений, которые по незнанию покупают учащиеся и родители. Она не имеет никакого отношения к сформулированной теме.

Пример:

Сочинение
Сочинение
Сочинение
Сочинение

Пример:

Сочинение

Пример:

Сочинение

Сочинение очень плохое. Автор ничего не пишет о жизнелюбии А. С. Пушкина, о его поэзии мысли, то есть о философской лирике. Не рассматриваются стихотворения «Телега жизни», «Дар напрасный, дар случайный…», «Пора, мой друг, пора!», «Вновь я посетил…». Стихотворение «Элегия», из которого взяты строки, послужившие названием сочинения, даже не упомянуто. Вся работа – хаотический набор общих слов о творчестве поэта, о различных темах, неизвестно почему и для чего упоминаемых. Традиции русской и мировой культуры в поэзии Пушкина к данной теме не относятся. Тем более неуместна здесь история стихотворения «Я памятник себе воздвиг…». Природа в изображении Пушкина, как и его вольнолюбивые порывы, и влияние Байрона на него не относятся к «мыслить и страдать». Тема любви интерпретирована неправильно: можно было написать о страданиях поэта, связанных с любовью. Вывод совершенно немотивирован. Мы даже не рассматриваем специально речевые ошибки, которых допущено очень много и которые мы просто подчеркиваем. Следовательно, «тема сочинения не раскрыта» и оценка – «неудовлетворительно».

Как написать сочинение

Существуют различные способы написания сочинения. Одни ученики привыкли полностью писать текст сочинения на черновике, а затем после правки переносить его в чистовик. Другие предпочитают работать с отдельными частями сочинения: сначала написать законченный фрагмент на черновике, а затем, отредактировав его, переносить в чистовик. Некоторые сразу записывают текст в чистовик. Последний способ нежелателен: текст всё равно потребует правки, а исправления в чистовике сделают работу неаккуратной. К тому же, в отличие от ЕГЭ по русскому языку, на все сочинение даётся почти 4 часа, этого времени хватит, чтобы переписать сочинение даже несколько раз.

На этапе выбора темы сочинения вы можете набросать на черновике названия художественных произведений, необходимых для раскрытия темы. После того как определитесь с темой, постарайтесь сформулировать основной тезис — мысль, которую вы будете обосновывать в своём сочинении. Чтобы не отклоняться от темы, следите за тем, чтобы на протяжении всей работы вы придерживались изначально выбранной мысли и отвечали на поставленный вопрос.

Подбирая материал, выделяйте в нѐм главные и второстепенные сведения. Определите, на какие «смысловые части» можно разделить тезис — это поможет вам выстроить композицию сочинения. Продумайте, какой материал будет вспомогательным — его можно будет использовать для пояснения, конкретизации, аргументации основной мысли.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом (количество тезисов значения не имеет):

Сочинение

Например, раскрывая тему «Какой должна быть цель жизни?», можно нарисовать такую схему:

Сочинение

Написание сочинения едва ли возможна без построения плана.

План сочинения — это концепция и структура вашей работы, кратко сформулированные основные мысли, которые будут развёрнуты в сочинении.

План — это последовательность ваших мыслей, это ваши доводы и доказательства в работе — другими словами, всё то, что делает сочинение сочинением. Первые наброски плана могут содержать отдельные мысли. Функцию плана могут выполнять схемы или таблицы, в которых намечена логика развёртывания мысли.

Развёрнутый план работы может напоминать конспект, в котором описаны идеи вступительной и заключительной частей, приведены цитаты, достаточно подробно прописаны некоторые фрагменты, продуманы логические переходы между частями.

Структура сочинения должна выглядеть следующим образом:

  1. Введение
  2. Подготовка к восприятию основных мыслей работы
  3. Основная часть
  4. Тезис 1 Доказательства, примеры (один или несколько) Микровывод (обобщение написанного) Логический переход к новой мысли
  5. Тезис 2 Доказательства, примеры Микровывод Логический переход к новой мысли
  6. Тезис 3 Доказательства, примеры Микровывод
  7. Заключение
  8. Обобщение по всей теме.
  9. Выводы (если их несколько, то каждый вывод пишется с новой строки)

Основная часть сочинения — это проверка того, насколько верно понята тема. Основная часть сочинения должна быть посвящена раскрытию конкретной темы, поэтому здесь особенно сложно давать какие-то универсальные рецепты.

Прежде всего необходимо обратить внимание на чѐткое членение текста на абзацы. Каждый абзац — это относительно законченное целое. Абзац должен быть посвящѐн изложению одной идеи. Он не должен начинаться с одной идеи и заканчиваться другой. Предложения должны быть логически связаны так, чтобы каждое последующее было ответом на вопрос, возникающий у читателя после прочтения предыдущего предложения. Если читателю приходится возвращаться и перечитывать абзац два или три раза, это означает, что абзац не согласован, предложения не следуют логически друг за другом. Новый абзац — это новая мысль, так или иначе связанная с предыдущей, поэтому необходимо продумать грамотные логические переходы от одной мысли к другой. Вы можете использовать следующие слова и словосочетания для выражения связи между абзацами:

  • вначале, прежде всего, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и др. (последовательность развития мысли);
  • однако, между тем, в то время как, тем не менее (отношения противоречия, противопоставления);
  • следовательно, поэтому, благодаря этому, вследствие этого, кроме того, к тому же (причинно-следственные отношения);
  • обратимся к…, вспомним также, остановимся на…, перейдѐм к…,необходимо остановиться на…, необходимо рассмотреть… (переход от одной мысли к другой);
  • итак, таким образом, значит, в заключение хочу отметить, всѐ сказанное позволяет сделать вывод, подводя итог, следует сказать… (итог, вывод).

В сочинении необходимо использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции, поэтому от вас потребуется знание содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный материал в текст своего сочинения. При аргументации вашего мнения следует избегать изложения сведений, не имеющих прямого отношения к теме. Также не рекомендуется пересказывать текст литературного произведения. Заключение должно подводить итог всей вашей работе, логично завершать ваши размышления над темой сочинения. Заключение, как и введение, должно быть органично связано с основным текстом. Обратите внимание на то, что вывод — это не простое повторение аргументов, как это часто бывает в работах учеников. Это обязательно новая информация, имеющая обобщающий характер.

Соблюдайте объем

Рекомендуемый объем сочинение: от 350 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные)

Если в сочинении менее 250 слов, то выставляется «незачет». Максимальный объём сочинения не регламентирован.

Сформулируйте Тезис

Тезис — это мысль, суждение, положение, которое вы сформулировали и которое будете доказывать​.

Тут все зависит от того, как сформулирована тема сочинения. 

  • Если тема сочинения сформулирована в виде вопроса, то тезис – это ответ на вопрос. 
  • Если тема сформулирована в виде метафорического высказывания, то тезис – это расшифровка высказывания. 
  • Если тема сформулирована в виде цитаты, которую не нужно расшифровывать, то необходимо пересказать мысль своими словами, расширить ее, распространить. 

Постановка проблемы

  1. Проблема сочинения отличается от темы текста сочинения.
  • Тема – это то, о чем говорится в тексте.
  • Проблема — это вопрос, требующий решения, исследования.

2. Формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только какой-то случай, рассмотренный в данном тексте, но и многие подобные случаи.

Например, бывают проблемы войны и мира, экологии, политики, отцов и детей, образования, чтения, милосердия, экономики, выбора книг для чтения, памяти, живого языка, человеческого равнодушия, воспитания, понимания, взаимосвязи человека и природы, совести и долга, необходимости развития в себе
интеллигентности и др. Можно использовать такую речевую формулу: «Данное рассуждение автора помогает нам по-новому взглянуть на привычные явления жизни, проникнуться проблемой текста, понять чувства автора и т.д.»

3. Сформулировать проблему можно двумя способами:

  • а) проблема чего… Этот способ подойдет, когда проблема в тексте может быть сформулирована одним словом или словосочетанием. Например, автор поднимает проблему одиночества человека.
  • б) Формулировка проблемы в виде вопроса. Например: «Что побуждает людей читать книги? Над этим вопросом размышляет автор статьи.

Комментарий к сформулированной проблеме текста сочинения

Комментировать – это означает объяснять, пояснять:

  • а) насколько актуально то, о чем пишет автор (проблема может быть важной, злободневной, спорной, своевременной для общества, для науки, для молодежи, для современного читателя, для мирового сообщества и т.д.);
  • б) кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой;
  • в) если это возможно, то коснитесь «истории вопроса», коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы.

Например: «Надо сказать, что затронутая автором проблема имеет многовековую историю. Вспомни хотя бы рассказ из «Повести временных лет» о том, как древние русичи приглашали варяжских князей на обильную и богатую землю, в которой не было порядка».

Позиция автора

Позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте, то, в чем убеждает нас автор. Побеждает автора публицистического произведения обычно выражена ясно, четко, выявление позиции в художественном произведении требует больших усилий.

В таком случае постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  1. Что хотел сказать автор своим читателям, создавая текст?
  2. Как автор оценивает описываемую им конкретную ситуации?

Обязательно обратите внимание на слова, художественные средства, которые выражают отношение автора (неодобрение, осуждение, любовь к чему – либо, сочувствие, восхищение и т.д.), дают отрицательную или положительную оценку описываемым фактам. Можно применить при этом цитирование, но оно не должно быть чрезмерным.

Например: «Автор убеждает нас в том, что «родную землю любят не за богатство и броскую красоту», а просто за то, что этот уголок земли научил видеть прекрасное в окружающей жизни».

Отражение вашей позиции

Как выразить ваше согласие или несогласие с точкой зрения автора?

  1. Следуйте правилам построения текста – рассуждения:
  • а) тезис;
  • б) аргументация (доказательства), на экзамене требуется привести 2 аргумента;
  • в) вывод.

2. В ваших сочинениях тезис – это главная мысль автора (позиция), которую и нужно обосновать, доказать или опровергнуть.

Например:

  • С мнением автора трудно не согласиться. Я полностью разделяю его точку зрения.
  • А подтвердить обоснованность утверждения могу литературными произведениями.

Аргументация

Аргументация – доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры из жизни, из книг, из фильмов, ссылки на исторические факты, высказывания ученых, философов, писателей; используйте знания по другим учебным предметам. Необходимо соблюдать фактологическую точность. Для аргументации собственного мнения проявите свою эрудицию, начитанность, компетентность в данной проблеме. Помните, что один аргумент должен быть из какого-либо изученного произведения, тогда вы получите больше баллов.

Пишите по алгоритму

Сначала пиши на черновик и обязательно оставляй просвет между строками! Это позволит в процессе работы вставлять в текст сочинения отдельные слова, словосочетания или целые предложения.

  1. Не начинайте писать сочинение со вступления. 
  2. Прочитайте тему. 
  3. Вспомните произведения, подберите аргументы 
  4. Напишите тезис + аргументы в черновик. 
  5. Только потом стоит подумать о вступлении и заключении. 

Подумай, как можно ввести тему сочинения, чтобы это не было искусственно. Продумай всю логику, связки между каждой частью сочинения, прежде чем начнете писать. 

После написания сочинения на черновик и тщательной проверки (стилистической, орфографической, пунктуационной) обязательно прочитай свое сочинение наоборот: с конца до начала. Все просто: пока ты перечитывал 100500 раз сочинение, ты почти выучил его наизусть и уже не замечаешь ошибочки. Обратное чтение поможет их найти и исправить. 

Помните о композиции

Соблюдай последовательность и целостность высказывания, не перескакивай с одного на другое, связывай части логическими переходами. 

Примерный план итогового сочинения: 

  1. Вступление — введение в тему, содержащее предварительные, общие сведения о той проблеме, над которой предстоит поразмышлять автору сочинения.

2. Основная часть — логичное, доказательное и стилистически грамотное изложение своих рассуждений. 

Ты можешь написать 1 тезис и 2 аргумента или написать 2 тезиса и по одному аргументу к каждому тезису. Не забывай о логических переходах и красной строке.

а) Тезис 1
б) Аргумент 1
в) Микровывод (обобщение написанного)

Связка — логический переход к новой мысли

а) Тезис 2
б) Аргумент 2
в) Микровывод

3. Заключение — подведение итогов, обобщение вышесказанного, завершение рассуждения.

Сочинение написать не так уж сложно 🙂

Главное — читай побольше книг или смотри экранизации, чтобы не переживать за написание аргументов. 

Очень полезно вести читательский дневник. 

Оформление сочинения – как правильно оформить сочинение

Компьютерный набор осуществляется в программах семейства Microsoft Word или издательских системах семейства TeX. При наборе в программах семейства Microsoft Word используется шрифт Times New Roman размера 14 pt. Абзацы основного текста выравниваются по ширине, межстрочный интервал полуторный, отступ первой строки 1–1,25 см.

Текст работы размещается на одной стороне листа. Размер полей: справа – 1,5 см; слева – 3 см; сверху и снизу – 2 см.

Вписывать в отпечатанный текст отдельные слова или исправлять незначительные неточности (опечатки) допускается черными чернилами.

Страницы письменной работы нумеруются сквозной нумерацией. Титульный лист считается первой страницей, но номер на нем не ставится. Начиная со второй страницы номера ставятся внизу страницы по центру.

Титульный лист оформляется согласно Приложению 1.

Заголовки структурных элементов первого уровня (глав) располагаются в середине строки без точки в конце. Заголовки элементов второго уровня (параграфы и пункты) размещаются с начала строки с абзацного отступа без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками.

Каждый структурный элемент первого уровня работы (т.е. каждая глава), печатаются с новой страницы. Структурные элементы второго уровня (параграфы и пункты) с новой страницы начинать не следует.

Рекомендуемый объем семестрового сочинения 7-10 страниц с учетом титульного листа, содержания и списка литературы при точном соблюдении установленных правил оформления.

Допускаются общепринятые сокращения наименований священных или иерархических степеней (святой, мученик, преподобный, святитель, диакон, священник, протоиерей, монах, иеродиакон, игумен, архимандрит, епископ, архиепископ, митрополит, патриарх и др.). В том случае, если в тексте сочинения наименование священной или иерархической степени стоит в сочетании с именем собственным и если это не является началом предложения, написание священной или иерархической степени начинается со строчной (малой) буквы. Если наименование священной или иерархической степени указывает на лицо, имя которого не приводится, используется прописная (заглавная) буква.

Цитаты заключаются в кавычки и обязательно снабжаются ссылками на источники. Цитирование текста на русском языке при работе с дореволюционными изданиями производится с учетом требований современной орфографии.

Пропуски, в случае необходимого сокращения цитируемого текста, обязательно должны фиксироваться. Общепринятым для обозначения пропуска в цитате является знак <…>.

Объем цитируемого материала не должен составлять более 20% работы.

Список источников и литературы содержит ссылки на печатные и электронные материалы, использовавшиеся автором при написании работы. Пункты списка оформляются по правилам, приведенным в разделе «Оформление библиографических ссылок». Единицы библиографического списка могут быть упорядочены по алфавиту или другим разумным способом, однако Библия всегда указывается под № 1. Разделение списка на источники и литературу обязательно, за исключением особых случаев. Список источников и литературы семестрового сочинения должен содержать не менее 7 пунктов при условии обязательного использования данных материалов в тексте сочинения.

ТОП 11 советов как написать сочинение

  1. Прочитайте все предложенные темы и выберите одну из них.
  2. Придумайте и набросайте на черновике небольшой план.
  3. Помните, композиция сочинения должна содержать вступление, основную часть и заключение (вывод).
  4. Вступление должно быть объемом 0,5 страницы, заключение – 0,5 страницы, основная часть должна занимать 3-4 страницы. В целом, объем сочинения — 5-6 страниц.
  5. Каждое слово в названии темы должно быть раскрыто.
  6. Для доказательства своих рассуждений используйте цитаты, они не должны быть слишком длинными.
  7. Все части сочинения должны быть логически связаны между собой.
  8. Через все сочинение должно проходить личное мнение и оценка.
  9. Напишите черновик, прочитайте его вслух, сделайте нужные поправки. Используйте орфографический словарь.
  10. Оформление сочинения. Сочинение пишем на листах «в линейку» рукописно. Деление текста на абзацы должно быть оправдано.
  11. Перепишите в чистовик, проверьте текст на ошибки. Сочинение должно быть написано разборчивым почерком, аккуратно, чисто.

ТОП 7 советов как работать над сочинением

  1. Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.
  2. Подумайте, кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением.
  3. Соберите или отберите необходимый материал.
  4. Определите, какай тип речи (повествование, описание, рассуждение) бу-дет основным в вашем сочинении.
  5. Подумайте об особенностях стиля сочинения (например, художествен-ный, публицистический и др.).
  6. Составьте план.
  7. Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.

Как оценивается сочинение

Оценивается сочинение по пяти критериям:

  1. Соответствие теме

Данный критерий связан с проверкой содержания сочинения. Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).

«Незачет» ставится при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала

Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала.

«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения.

3. Композиция и логика рассуждения

Данный критерий связан с проверкой умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему. Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.

«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть.

4. Качество письменной речи

Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи, в том числе речевые ошибки, существенно затрудняют понимание смысла сочинения.

5. Грамотность

«Незачет» ставится, если грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).

Главное требование:

Сочинение должно быть написано самостоятельно.  Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет».

Примеры и образцы готовых сочинений

Примеры готовых сочинений написанные на отлично на разные темы для школьников всех классов и студентов, выполненные без ошибок и соответствующие требованиям преподавателей.

Скачать сочинение на тему: Мои социальные статусы и роли

Прочитать готовые сочинения онлайн:

  1. Сочинение на тему: Добро и зло
  2. Сочинение на тему: Дружба
  3. Сочинение на тему: Любовь
  4. Сочинение на тему: Моя любимая игрушка
  5. Сочинение на тему: Он и она
  6. Сочинение на тему: Доброта
  7. Сочинение на тему: Как я провел лето
  8. Сочинение на тему: Кавказский пленник
  9. Сочинение на тему: Надежда и отчаяние
  10. Сочинение на тему: Интересная встреча
  11. Сочинение на тему: Осень
  12. Сочинение на тему: Книга наш друг и советчик
  13. Сочинение на тему: Весна
  14. Сочинение на тему: Зима
  15. Сочинение на тему: Нравственный выбор
  16. Сочинение на тему: Моя любимая книга
  17. Сочинение на тему: Драгоценные книги
  18. Сочинение на тему: Дубровский
  19. Сочинение на тему: Счастье
  20. Сочинение на тему: Отцы и дети
Людмила Фирмаль