Для связи в whatsapp +905441085890

Социальная сфера — Основные тенденции

Социальная сфера общества — это необходимая подсистема, содержанием которой является деятельность людей как членов социальных общностей и субъектов отношений, характеризующих их положение в обществе с позиции социального равенства или неравенства, справедливости или несправедливости, прав и свобод.

Основными критериями социальной жизни являются: положение личности в обществе и ее реальное воплощение в жизни; положение различных демографических, профессиональных, социальных и других общностей в гражданском обществе; качество деятельности государства в этой сфере; качество и уровень жизни людей. Эта сфера должна регулировать процесс удовлетворения потребностей и интересов членов общества, реализацию гуманистического содержания жизнедеятельности людей.

Структура социальной сферы общества может быть представлена субъектами: а) по демографическому признаку: положение в обществе молодого поколения (детей и молодежи), среднего и старшего поколений, мужчин и женщин; б) по профессиональной деятельности: положение в обществе различных профессиональных групп; в) по социальной характеристике: положение в обществе пенсионеров, инвалидов, бездомных, многодетных семей и др. Однако структуру социальной сферы можно представить и иначе — по основным компонентам статуса человека и социальной общности: 1. права человека и социальных общностей, гарантии их реализации в обществе; 2. свободы человека и социальных общностей, гарантии их реализации; 3. обязанности субъектов по отношению к себе и в обществе; 4. ответственность человека или социальной общности перед собой и другими.

Иногда структуру социальной сферы жизни общества представляют в соответствии с основными типами (системой) общественных отношений. Это можно учесть в исследовании, но есть определенная размытость, выходящая за рамки актуальной сферы, например, когда такие виды отношений, как экономические, политические, правовые, моральные, духовные одновременно должны быть отнесены к другим сферам.

Под структурой социальной стратификации понимается расслоение и иерархическая организация различных социальных слоев, а также совокупность институтов и отношений между ними. Термин «стратификация» происходит от латинского слова stratum — слой, расслоение. Страты — это большие группы людей, которые различаются по своему положению и роли в социальной структуре общества.

Ученые сходятся во мнении, что в основе стратификационной структуры общества лежит природное и социальное неравенство людей. Однако они расходятся во мнениях относительно того, что именно служит критерием неравенства. Изучая процесс стратификации в обществе, К. Маркс одним из таких критериев назвал факт обладания человеком собственностью и размер его дохода. М. Вебер добавил социальный престиж и принадлежность субъекта к политическим партиям и властному классу. П. Сорокин видел причину стратификации в неравном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанностей в обществе. Он также утверждал, что социальное пространство имеет множество других критериев различения: оно может быть разделено по гражданству, профессии, национальности, религиозной принадлежности и так далее. Наконец, сторонники теории структурного функционализма предложили рассматривать в качестве критериев социальные функции, выполняемые определенными социальными слоями в обществе.

Социальная сфера - Основные тенденции

Основные тенденции

В современном обществе можно выделить три относительно стабильных уровня стратификации: высший, средний и низший. В экономически развитых странах преобладает средний уровень, что придает обществу определенную стабильность. Внутри каждого уровня также существует иерархически упорядоченный набор различных социальных страт. Обычно они включают следующие слои:

1) профессиональные администраторы;

2) технические специалисты;

3) предприниматели;

4) интеллектуалы, занимающиеся различными видами интеллектуального труда;

5) квалифицированные работники;

6) неквалифицированные рабочие и т.д.

Человек, занимающий определенное место в этой структуре, имеет возможность перемещаться с одного уровня на другой, тем самым повышая или понижая свой социальный статус, или из одной группы, расположенной на каком-либо уровне, в другую, расположенную на том же уровне. Этот переход называется социальной мобильностью. В первом случае мы говорим о вертикальной мобильности, во втором — о горизонтальной. Высокий уровень вертикальной социальной мобильности, при прочих равных условиях, считается важным свидетельством демократического общества.

Качественные изменения, происходящие в экономике современного российского общества, повлекли за собой значительные сдвиги в его социальной структуре. Складывающаяся в настоящее время социальная иерархия противоречива, неустойчива и склонна к значительным изменениям. К высшему классу (или элите) сегодня можно отнести представителей формирующейся отечественной буржуазии, нового государственного аппарата и интеллектуалов, занятых в финансовой сфере (они составляют около 3-5% населения). Появление так называемого среднего класса в современной России только началось. Считается, что она состоит в основном из представителей малого и среднего предпринимательства, а также работников, выполняющих высококвалифицированный труд, и работников умственного труда. В настоящее время, по данным социологических исследований, количество людей, относящихся к этому уровню стратификации, составляет от 10 до 15%. Наконец, самый низший слой в современной России — это рабочие различных профессий со средней и низкой квалификацией, а также офисные работники (около 80% населения). Следует отметить, что процесс социальной мобильности между этими уровнями в России ограничен. Это может стать одним из условий для будущих конфликтов в обществе.

Среди основных тенденций, которые можно наблюдать в изменениях социальной структуры современного российского общества, можно выделить:

1) Социальная поляризация: резкое расслоение на богатых и бедных, углубление социальной и имущественной дифференциации;

2) Размывание интеллигенции: оно проявляется либо в массовом уходе специалистов из сферы интеллектуального труда, либо в смене ими места жительства и гражданства (так называемая «утечка мозгов»);

3) Процесс стирания границ между специалистами с высшим образованием и высококвалифицированными рабочими.

Одной из важнейших особенностей социальной жизни современного общества является этническая структура общества. Сегодня большинство государств и обществ являются многонациональными или многоэтническими. В Российской Федерации их насчитывается более ста. Этносы — это большие группы людей, различающиеся на основе общности языка, самобытности, национальной психологии, государственности, территории, экономики, неразрывности исторической судьбы и имеющие специфические бытовые особенности. Вышеперечисленные и другие характеристики этнической группы составляют этническую культуру. Он достаточно локален и стабилен в плане истории и содержания.

Характер национальных отношений

Социальные общности, выделяемые по этническому признаку, разнообразны. Прежде всего, это племена, нации и народности. Нации — это наиболее развитые социально-этнические образования, которые сформировались на основе языковой, территориальной, экономической, социально-психологической общности. Они очень характерны для современного мира, где насчитывается не менее двух тысяч различных этнических групп.

Характер национальных отношений определяется двумя взаимосвязанными тенденциями: стремлением этнических сообществ к изоляции, а также к интеграции. Каждый народ стремится к саморазвитию, к сохранению национальной самобытности, языка и культуры. С одной стороны, эти стремления реализуются в процессе их локализации, которая может принимать форму борьбы за национальное самоопределение и создание независимого мононационального государства.

С другой стороны, саморазвитие наций в современном мире невозможно без их тесного взаимодействия, сотрудничества, обмена культурными ценностями, преодоления отчуждения и поддержания контактов для взаимной выгоды. Тенденция к интеграции усиливается в связи с необходимостью решения глобальных проблем человечества с учетом успехов научно-технической революции.

Следует помнить, что эти тенденции взаимосвязаны: Разнообразие национальных культур не ведет к их изоляции, а сближение наций не означает исчезновения различий между ними.

Межэтнические отношения во многом основаны на эмоционально-чувственном отражении особенностей этнических культур. Нарушение или ущемление национальных интересов, оскорбление или унижение национальных чувств или традиций народов приводит к чрезвычайно сложным проблемам и конфликтам.

В современном мире, в том числе и в России, существуют межнациональные конфликты, вызванные различными причинами:

1) Территориальные споры;

2) Исторически создавали напряженность в отношениях между народами;

3) попытки национальных политических элит использовать национальные чувства для собственной популярности, реализации эгоистических интересов

4) искусственное провоцирование сепаратизма, стремление некоторых малых народов к отдельной государственности.

Важно отметить, что при разрешении этнических конфликтов международное сообщество исходит из приоритета целостности государства, нерушимости установленных границ, недопустимости сепаратизма и связанного с ним насилия.

При разрешении межэтнических конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в сфере национальных отношений: 1) отказ от насилия и принуждения; 2) поиск соглашения на основе консенсуса всех сторон; 3) признание прав и свобод человека как важнейшей ценности; 4) готовность решать спорные вопросы мирным путем.

Духовная и социальная сфера

Социальная сфера — это сфера разделения общества на социальные группы: Классы и страты. Здесь определяются основные структурные единицы, составляющие общество, устанавливаются их взаимоотношения, а также определяется роль каждого из этих элементов в функционировании общества. Чем сложнее общество с точки зрения уровня его развития, тем сложнее его структура.

Политическая сфера — это сфера существования социальных институтов, в которой главной целью социальных акторов является борьба за власть, и особенно за политическую и государственную власть. Помимо самих субъектов политической власти, политические идеологии и политические отношения также являются компонентами политической сферы. Ключевую роль в политической организации общества играет государство.

Государство — это политический институт, который управляет обществом, выражая волю всех граждан или их части, защищая его экономическую и социальную структуру, подавляя элементы, выступающие против конкретного государственного устройства, формы правления или политического режима.

Сфера права и правовых отношений близка к политической сфере общества: функционирование политики как особого социального института невозможно без права, именно право составляет основу, на которой базируется функционирование политики. Право — это совокупность господствующих в обществе норм, которые имеют характер юридического закона и поддерживаются вооруженной силой государства. Вокруг закона формируется особый комплекс отношений — правовое движение. Правовое взаимодействие включает в себя механизм прав и обязанностей.

Духовная сфера — высшая сфера жизнедеятельности общества и человека, являясь порождением социальной практики, она исторически завершает формирование общества как такового. Духовная сфера общественной деятельности существует в следующих формах: нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное сознание, политическое сознание и правовое сознание, научное и философское сознание.

В истории социальной философии существуют три основных направления понимания сущности общественной жизни: натурализм, идеализм, исторический материализм. До середины девятнадцатого века идеализм был основным направлением социальной философии. Идеалистическое понимание истории предполагает, что функционирование и развитие общества определяется духовными факторами, либо волей и желанием выдающихся исторических личностей, либо изменениями в общественном сознании — политике, религии, науке и т.д. — или по воле Высшего Духа.

Натурализм выдвигает природу — либо внешнюю, естественную (географический детерминизм, климатический детерминизм, космизм), либо природу самого человека (биологический детерминизм) — в качестве детерминанты существования и специфических характеристик общества. Основная идея исторического материализма (марксизма) выражается в законе об определяющей роли материального производства в развитии общества.

Одной из основных задач социальной динамики является построение концептуальных моделей исторического процесса, то есть концепций, которые исходят из разделения мировой истории на различные эпохи и этапы.

Виды концепций

Линейная концепция представляет развитие общества в терминах последовательного чередования основных фаз или стадий, и эти фазы или стадии должны быть пройдены всеми конкретными социальными системами. Линейная концепция относится к марксистской теории социально-экономических формаций — социально-политическому учению К. Маркса. История в марксизме рассматривается как процесс смены социально-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация — это общество на определенном этапе исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующей политической и интеллектуальной надстройкой. Карл Маркс свел историю общественного развития к пяти стадиям: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

Отправной точкой общественного развития является бесклассовое общество — первобытный коммунизм. Затем, в результате развития производительных сил, возникает прибавочное производство и формируется классовое общество, дальнейшее развитие которого определяется классовой борьбой. Классовая борьба выступает в качестве движущей силы социальных изменений. На первой стадии классового общества — социально-экономической формации рабовладельцев — рабовладельцы и рабы сталкиваются друг с другом.

Власть рабовладельцев над рабами абсолютна. В результате дальнейшего роста производительных сил и классовой борьбы сформировалось феодальное общество, которое также состояло из двух антагонистических классов — крестьян и фермеров. И здесь феодалы захватывают прибавочный продукт, произведенный крестьянами, то есть излишки сверх прожиточного минимума.

Но власть крестьянина над крестьянином не выходит за рамки крепостного права, по которому крестьянин привязан к данной территории и не может переехать в другое место. На следующем этапе общественного прогресса в процессе обострения классовой борьбы революционным путем происходит переход к следующей социально-экономической формации — капиталистической.

Циклическая концепция предполагает, что каждый из социальных организмов проходит свой отдельный, локальный цикл развития, независимый от других социальных организмов, и что не существует общего пути для всех социальных организмов. Теория цивилизаций или «культурно-исторических типов» относится к циклической концепции.

Данилевский был сторонником циклического развития общества. «Каждому живому существу, неделимому как индивидуум, а также целым видам, родам, группам животных или растений, дана сумма жизни, только им известная, при исчерпании которой они должны умереть…». История говорит то же самое о народах: они рождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют, умирают — и умирают не только от внешних причин». Данилевский разработал теорию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип — это целостная система, определяемая культурными, психологическими и другими факторами, свойственными нации или совокупности наций, тесно связанных языком.

Хаотическая концепция предполагает, что в историческом изменении социальных организмов нет порядка и что невозможно теоретически упорядочить общий «хаос» всех существующих и существовавших обществ. Постмодернистская ризомическая концепция относится к хаотической концепции.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия спорта
  2. Человек, индивид, личность
  3. Становление технических наук электротехнического цикла
  4. Философия абсурда и бунта А. Камю
  5. Структура научного знания. Основные формы и методы научного познания
  6. Религиозная интерпретация мира
  7. Вещь, свойство, отношение
  8. Прогресс в науке и обществе
  9. Сущность нации
  10. Эммануэль Левинас, французский этический философ