Для связи в whatsapp +905441085890

Педагогика и методика дополнительного образования детей и взрослых: хореографическое искусство — Функции дополнительного образования

В начале ХХ века сформировались основные институциональные формы дополнительного образования детей: в школе (дополнительные факультативы и профильные кружки, сообщества по интересам учащихся), внешкольные учебные заведения (однопрофильные и многопрофильные) и работа с детьми на дому (стройотряды, общественные детские организации). В 1990-х годах была обновлена система дополнительного образования. Появились новые направления во внешкольной работе с детьми, например, в экономике, экологии, компьютерах, юриспруденции и т.д. Центры ЕЭК откликаются на проблемы родного города, региона, что отражается в развитии такого направления, как краеведение. Новыми в содержании образования являются предметы педагогической направленности: педагогика, психология, логика (школа будущего учителя, школы педагогической направленности, педагогические вузы в ОУ).

Закон Российской Федерации «Об образовании» определяет дополнительное образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания посредством реализации образовательных программ, дополнительных образовательных услуг и иной информационно-образовательной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах личности, общества и государства.

В «Типовом положении об учреждении дополнительного образования детей» учреждение дополнительного образования определяется как образовательное учреждение, основной целью которого является развитие мотивации личности к обучению и творчеству; реализация дополнительных программ услуг в интересах личности, общества и государства. Основными целями деятельности учреждения и, соответственно, развития всей системы дополнительного образования являются создание необходимых условий для развития личности, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческой деятельности детей и молодежи в возрасте от 6 до 18 лет, их адаптации в обществе, формирования общей культуры и создания содержательного досуга.

Программа развития российской системы образования, принятая в 1999 году, подчеркивает гуманистические принципы образования, закрепленные в российском законе «Об образовании». «В программе отмечается необходимость определения конкретных целей образования, моделирования образовательной среды для самоопределения личности, создания условий для ее самореализации; определяются цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования, включая обеспечение необходимых научных, методических и других условий для развития воспитательных систем, активное внедрение новейших достижений в области воспитания в педагогическую практику, развитие гуманистических принципов в гуманитарной сфере и т.д.». Необходима поддержка и развитие детского творчества как одного из приоритетных направлений дополнительного образования, а также обобщение педагогического опыта и научное обоснование показателей эффективности дополнительного образования, выдвинутых практикой и проверка их значимости для развития личности каждого ребенка.

Функции дополнительного образования

Исследователи дополнительного образования детей выделяют функции, определяющие его содержание: ценностно-ориентационная, коммуникативная, социально-адаптационная, психотерапевтическая, профориентационная, оздоровительная, культурообразующая (А.К. Бруднов); социально-педагогическая и методическая (О.Е. Лебедев); педагогическая и социально-педагогическая (А.В. Золотарева).

Воспитательная функция — включает функции обучения, воспитания и развития детей.

Образование — это процесс удовлетворения различных образовательных потребностей детей в виде особого вида интеллектуальных, психологических и педагогических услуг, позволяющих детям освоить, углубить и развить знания, полученные в общеобразовательной школе, услуг, дающих возможность изучать отрасли знаний или те, которые не применяются в школе или других учебных заведениях. В современных учреждениях дополнительного образования детей обучение ведется по самым разным предметам, в зависимости от реализуемых приоритетов.

В образовательные функции также входит допрофессиональное и начальное профессиональное образование, которое организуется в различных вариантах.

Развитие — это процесс качественного изменения личности, который предполагает изменения в ее существенных сферах: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, экзистенциальной, предметно-практической и сфере саморегуляции (О.С. Гребенюк).

На практике обычно существуют интегрированные возможности для дополнительного образования детей в ECE. Например, развитие организаторских качеств учащихся и ориентация их на профессию педагога-организатора (школа организаторов досуга); ориентация старшеклассников на педагогическую профессию через вовлечение в систему социальных отношений, активную деятельность, формирование социально значимых личностных качеств (школа педагогической ориентации); обучение молодежи музыкальной культуре (вокально-инструментальный ансамбль); духовное развитие детей в освоении народных ремесел (школа народных ремесел) и др.

Социально-педагогические функции способствуют реализации педагогических функций, обеспечивают более полное выполнение задач учреждения дополнительного образования детей, в том числе задач социального воспитания детей. Социально-педагогические функции включают: социальную поддержку, реабилитацию, социальную адаптацию, культуру и досуг и т.д.

Функция социальной поддержки заключается в создании системы целенаправленных практических, социальных, политических, правовых, психологических, педагогических, экономических и других мер социальной защиты, обеспечивающих нормальные условия для физического, психического, духовного и нравственного воспитания и развития детей, предотвращения нарушения их прав и человеческого достоинства.

Реабилитация детей в учреждениях дополнительного образования предполагает формирование здорового образа жизни, улучшение физического, психологического и физиологического состояния здоровья.

Проблемы танцевальной выразительности

Молодой танцовщик, обладающий хорошими хореографическими данными и неплохо освоивший технику исполнения, только через несколько лет работы в творческом коллективе приобретает навыки танцующего актера, свободу и выразительность движений. Однако это дано не каждому. Возникает проблема: является ли этот уровень подготовки объективным законом, с которым необходимо смириться, или нужно добиться того, чтобы выпускник хореографического училища входил в творческий коллектив не как «скотина», нуждающаяся в дальнейшем бережном отношении в сложной, порой конфликтной театральной жизни, а как молодой профессионал, способный решать различные актерские и исполнительские задачи? Вероятно, критерии школы классического танца должны соответствовать последним. Для этого, по мнению мастеров-педагогов, необходимо создать необходимые условия для развития творческой личности, и, прежде всего, уделять больше внимания танцевальной выразительности будущих артистов, помимо решения задач чисто «технического» характера, таких как обучение современной лексике сценического танца, формирование линий тела классического танцора и т.д. Кроме того, художественно-творческое развитие следует рассматривать как сверхзадачу тренинга, а «техническое» в свою очередь — как обязательное условие достижения конечной цели — подготовки актера-танцора.

Проблема формирования выразительности танца возникала на разных этапах развития хореографической педагогики, которая находится в тесном контакте с постоянным совершенствованием технического уровня исполнения танца.

Вместе с тем, стилистическое разнообразие сценического танца, оригинальные формы хореографического мышления открывают новые границы выразительных и технико-конструктивных сторон пластического образа, который, по сути, является художественным знаком, «носителем» которого выступает актер.

Развитие направления в области хореографии, и особенно структурно-семиотического подхода к анализу хореографического текста, позволяет подойти к проблеме пластической экспрессии как выражению эмоционально-психологического состояния в танце через язык телодвижений. Проблема логико-семантического согласования и соподчинения танцевальных движений как элементов текста, т.е. проблема семиологической (знаковой) иерархизации, позволяет говорить о более широких возможностях кодирования (символизации) пластического образа и его более гибкой интерпретации исполнителем.

Мастерство танцовщика предполагает профессиональное владение танцевально-выразительными средствами в условиях сценической задачи. Изучать классический танец — значит изучать его средства выражения, его язык. Но какими средствами танцор достигает выразительного эффекта в танце, чтобы передать содержание зрителю? К таким средствам выражения можно отнести, на наш взгляд: Язык тела, танцевальное движение-действие, танцевальная поза, танцевальный жест, танцевальная динамика — темп, музыкально-пластический ритм, пространственная амплитуда движения, пространственное направление, позиция, движение и перспектива фигуры танцора (визуально-семантическое значение). Все эти компоненты системы выразительных средств в сценической реальности имеют определенные знаковые функции. При этом происходит сознательное абстрагирование от таких средств выражения хореографического искусства, как мимика, мимика, актерское мастерство (перевоплощение и раскрытие художественного образа), форма тела танцовщика (силуэт зрительного образа), костюмы, сценография, приемы режиссуры, светорежиссуры и т.д., чтобы добиться максимального уточнения специфики собственно танцевально-выразительных средств исполнителя.

Особенности учреждений дополнительного образования (УДО)

Первая специфика ДОУ для детей и подростков — это специфика вхождения ребенка в образовательную организацию. Участие ребенка в ДОУ является добровольным, то есть исключает какое-либо принуждение или принуждение. Это выражается в том, что его отсутствие не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания тематических мероприятий, продолжительности участия в жизни конкретного детского объединения. Поскольку многие учреждения дополнительного образования предоставляют различные услуги, здесь наиболее ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители являются клиентами образовательной услуги.

Вторая характеристика дополнительного образования детей наиболее ярко выражена в сфере образования и определяется в основном взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Параллельно со школой ребенок посещает районный клуб, художественную студию или уроки игры на скрипке в музыкальной школе, так что эти детские клубы выполняют дополнительную функцию.

Третья особенность. Среди задач учреждений дополнительного образования детей — поддержка профессионального самоопределения учащихся, что обеспечивается возможностью выбора сферы деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированного содержания, форм и методов социального воспитания.

Четвертая особенность — это опосредованное социальное воспитание. Очень интересно рассмотреть социальную педагогику в учреждении дополнительного образования через призму принципа дополнительности в социальной педагогике. Если образование (относительно социально контролируемая часть) дополняет процесс спонтанной социализации, то в образовательном учреждении, призванном «дополнять образование», акцент может быть сделан на уменьшении доминирующего принципа.

Характеризуя пятую особенность учреждений дополнительного образования как педагогических организаций, следует отметить, что: возникнув как социально-педагогическая инициатива интеллигенции и предпринимателей, этот тип образовательных организаций с 1918 года стал преимущественно государственным и остается таковым по сей день. Относительная молодость института внешкольного образования, дополнительного образования, значительные изменения, произошедшие в начале 90-х годов, обуславливают недостаточно определенный статус данного вида образовательных организаций в национальной системе социального образования.

Шестая особенность учреждений дополнительного образования заключается в том, что они подчиняются различным министерствам: Министерство образования, Министерство культуры, Государственный комитет по физической культуре и спорту.

Седьмой отличительной особенностью этих образовательных организаций можно считать разнообразие содержания их деятельности и организационной структуры, что четко отражается в разделении на однопрофильные и многопрофильные учреждения.

Восьмая особенность связана со спецификой субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Особенностью учреждений дополнительного образования является то, что открытие того или иного профиля связано с наличием в образовательной организации соответствующего специалиста. Работа педагога дополнительного образования регламентируется программой, которую он создает на основе собственных идей и легализует через соответствующую экспертизу и утверждение. В целом, эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлена его самореализацией.

Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования не имеют профессионально-педагогической подготовки, они являются специалистами в определенной профессионально-практической области, поэтому решение ими социально-педагогических задач носит интуитивный характер.

Искусство как инструмент социализации

Специфика дополнительного образования обеспечивает широкий спектр гуманного межличностного взаимодействия в социально востребованных сообществах и коллективах, формирует у подростков установку на позитивное общение как средство успешного развития своего Я и совершенствования нравственных и деловых отношений в современном обществе.

Таким образом, дополнительное образование детей по праву считается одним из основных компонентов образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе.

Дополнительное образование для детей имеет следующие важные особенности:

  • не является обязательной, что выражается в добровольном характере посещения и свободном выборе детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ на основе индивидуальных особенностей;
  • процесс образования строится с учетом способностей, интересов и потребностей детей, что способствует их самопознанию, самовыражению и самореализации;
  • преобладает «диалогический характер межличностных отношений между учителем и учеником»;
  • Дополнительное образование имеет практический характер образовательного процесса, что позволяет его профилировать или профессионализировать.

Дополнительное образование предоставляет возможности для широких межкультурных контактов, социального и личного успеха, активного творчества, развития в сотрудничестве с другими людьми.

Искусство стало мощным средством социализации личности, целостного социального воспитания человека, его эмоционального и интеллектуального развития, приобщения к накопленному этико-эмоциональному опыту человечества, многовековой мудрости, конкретным общественным интересам, идеалам.

Народное искусство является одной из важных форм сохранения и передачи накопленного социального, исторического и образовательного опыта, духовно-нравственной культуры от одного поколения к другому.

Процесс ознакомления детей и молодежи с народным искусством и традициями народной художественной культуры в целом происходит в школах, дошкольных учреждениях и внешкольных учреждениях. Система освоения художественных традиций реализуется на трех уровнях: Восприятие, воспроизводство и создание. Существует три группы форм привыкания к народному искусству: массовые мероприятия, коллективные и индивидуальные.

Дополнительное образование — одно из средств приобщения подростков к народному творчеству. Содержание дополнительного образования детей отражает: Рекреационное и оздоровительное развитие ребенка; Организация и формирование нового социального опыта; Психолого-педагогическая помощь и поддержка детей в индивидуальном развитии. Специфика дополнительного образования обеспечивает широкий спектр межличностного взаимодействия человека в социально сложных сообществах и коллективах, формирует у молодежи установку на позитивное общение как средство успешного развития своего Я и совершенствования нравственных и деловых отношений в современном обществе.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Воспитание социальной активности детей в дополнительном образовании
  2. Особенности педагогических исследований
  3. Образовательные технологии в ДОУ
  4. Коменский о классно-урочной системе
  5. Сенсорное развитие детей 3-го года жизни как методическая проблема
  6. Взаимосвязь принципов обучения
  7. Использование этических игр в практике воспитания в начальной школе
  8. Особенности семейного воспитания детей с отклонениями речевого развития
  9. Основы культуры педагогического общения
  10. Модернизация российского образования в условиях пандемии covid-19