Для связи в whatsapp +905441085890

Проективные методики — История развития проективных методов

Проективные техники — это техники, основанные на явлении проекции. Они предназначены для изучения тех основополагающих индивидуальных особенностей личности, которые в наименьшей степени поддаются прямому наблюдению или опросу.

Проекция — это особый феномен психической жизни, который проявляется в приписывании внешним объектам (особенно другим людям) особых качеств, которые имеют определенное отношение к психическим качествам, присущим самому человеку. Она основана на том, что восприятие и интерпретация реальности, предъявляемых стимулов и т.д. в определенной степени зависят от потребностей, мотивов, установок и психического состояния человека.

Стабильный интерес психологов к проективной диагностике сохраняется уже более полувека. Различные проективные методики широко используются в практике исследования личности во всех областях современной психологии.

Главную особенность проективных методик можно описать как относительно неструктурированное задание, то есть задание, допускающее практически неограниченное разнообразие возможных ответов. Чтобы дать возможность воображению человека разгуляться, даются довольно краткие инструкции.

Графические проективные методы используются не только в диагностических, но и в терапевтических целях: считается, что благодаря полученной возможности выразить себя графически, человек не только открывает для себя некоторые свои особенности и переживания, но и избавляется от последних.

В нашей стране проективные тесты до недавнего времени широко не использовались, но в последнее время наблюдается повышенный интерес к этим методам и появилось много авторов, занимающихся их применением, поэтому наше внимание к теме исследования проективного метода можно считать актуальным.

Методологическая техника проективных методов заключается в предъявлении субъекту недостаточно структурированного, неопределенного, неполного стимула. Стимульный материал обычно небезразличен для субъекта, поскольку он приобретает личную значимость, апеллируя к прошлому опыту. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых проявляются определенные черты личности. Это приводит к проекции (атрибуции, переносу) психических характеристик субъекта на материал задания

Проективные методики - История развития проективных методов

История развития проективных методов

История развития проективного метода показывает, что он не существует вне теории личности; в то же время связь между проективным методом и теорией не является четкой и неизменной. Отношения между конкретной теорией и конкретным методом еще более сложные и опосредованные». Безусловно, рождение метода в какой-то степени подготовлено уже сложившейся теорией, хотя этот факт может быть не до конца осознан самими исследователями. В этом случае создается впечатление, что методология — не более чем удача ее создателя, который зачастую мало заботится о теоретических исследованиях. Парадоксальный характер этой ситуации стал особенно очевиден, когда спустя десятилетия после появления проективных методов их связь с основными теориями личности стала объектом методологической рефлексии, то есть конкретной исследовательской задачей.

Основной характеристикой проективных методик можно назвать относительно неструктурированное задание, т.е. задание, допускающее практически неограниченное разнообразие возможных ответов. Даются только краткие, общие инструкции, позволяя воображению человека дать волю. По этой же причине тестовые стимулы обычно нечеткие или двусмысленные. Гипотеза, на которой основаны такие задания, заключается в том, что то, как человек воспринимает и интерпретирует тестовый материал или «структуры» ситуации, должно отражать фундаментальные аспекты его психического функционирования. Другими словами, предполагается, что тестовый материал функционирует как своего рода экран, на который испытуемый «проецирует» свои характерные мыслительные процессы, потребности, страхи и конфликты.

Давайте теперь обратимся к концепции проективного метода в рамках холистической психологии. Согласно Франку, ядром личности является субъективный мир желаний, мнений, идей и так далее. Отношения между человеком и его социальным окружением — это процесс структурирования «среды обитания» с целью создания и поддержания «личного мира». Проективный эксперимент моделирует эти отношения: субъект, сталкиваясь с неопределенными ситуациями, волен выбирать элементы «среды обитания» и способ их структурирования. Таким образом, проективный метод функционирует как средство получения знаний о содержании и структуре «личного мира». Диагностика индивидуальных особенностей личности выдвигается на первый план. Как правило, проективные методики направлены на диагностику личности в целом, а не на определение степени выраженности одной или нескольких личностных характеристик — с этой точки зрения их вряд ли можно назвать тестами. Более того, проективные методы часто не отвечают требованиям, которые традиционно предъявляются, например, к личностным опросникам (т.е. их валидности и надежности).

Роль «Нового взгляда» в развитии проективных методов

В многочисленных экспериментах New Look было показано, что восприятие эмоционально значимого, но социально запрещенного материала («табуированных слов», сюжетных изображений) может быть подвержено значительным вариациям в условиях технической сложности процесса их идентификации. Это касается как порога распознавания, так и воспринимаемого содержания. Для объяснения этих явлений была выдвинута гипотеза о трех механизмах избирательности восприятия.

Принцип резонанса — стимулы, соответствующие потребностям, ценностям индивида, воспринимаются более правильно и быстро, чем те, которые им не соответствуют.

Принцип защиты — стимулы, противоречащие ожиданиям субъекта или несущие информацию, потенциально враждебную для эго, распознаются хуже и подвергаются большему искажению.

3-й принцип чувствительности — Стимулы, которые угрожают целостности личности и могут привести к серьезным нарушениям в ее психологическом функционировании, с большей вероятностью будут распознаны, чем другие.

После того как Брунер в своей работе прямо указал на близость экспериментального дизайна New Look к парадигме проективного исследования, Эриксен и Лазарус опубликовали данные об эффектах перцептивной защиты и сенсибилизации в тестах Роршаха и ТАТ. По мнению этих авторов, отмеченные перцептивные феномены представляют собой частный случай психологических защитных механизмов, ранее описанных клиническим психоанализом. Экспериментальные данные показали существование индивидуальных различий в реакции на стрессовый материал. Таким образом, мы можем говорить о «репрессорах», людях истероидного типа, для которых репрессия является основной формой защиты. Их поведение в жизни, характер взаимоотношений со сверстниками, их когнитивные процессы имеют ряд общих черт: Избегание эмоционально заряженных ситуаций, «забывание» событий, связанных с собственными неудачами, амбивалентные чувства по отношению к родителям, сексуальным проблемам и социальным явлениям, высокий уровень тревожности, ригидность мышления и восприятия и т.д. Люди с такими чертами характера чаще всего демонстрируют феномен перцептивной дефензивности. Другой тип поведения характеризует людей, склонных к изоляции или рационализации. В конфликтных ситуациях они не избегают угрозы, а нейтрализуют ее, безболезненно интерпретируя; они проактивны в отношениях с социальным окружением; они могут понять и принять себя такими, какие они есть, и т.д. Лазарус, Эриксен и Фонда показали, что испытуемые этого типа идентифицируют негативные аффективные стимулы раньше других, то есть у них включается механизм чувствительности.

С 40-50-х годов для обоснования проективного метода начинают использоваться новые психологические категории, среди которых особенно можно выделить такие, как «контроль» и «когнитивный стиль». Введение понятия «защита» в контекст проективной методологии означало смещение акцента на «вторичные», когнитивные процессы эго. Однако в контексте концепции защитной реакции оставалось неясным, как происходит адаптация к реальности, когда индивид все еще больше сосредоточен на своих аффективных состояниях, чем на их объективных свойствах. Необходимо было предположить, во-первых, существование процессов, служащих адаптации, и, во-вторых, механизмов, с помощью которых эта адаптация достигается. Положения Хартмана и Рапапорта о «бесконфликтных функциях эго» и механизмах контроля послужили теоретической основой для исследований в этом направлении. Согласно Рапапорту, развитие эго характеризуется процессами двух видов: постепенным освобождением когнитивных функций от влияния примитивных аффектов, с одной стороны, и дифференциацией самих аффективных структур, их автономизацией от базальных влечений, с другой. Результатом является не только устранение искажающего влияния «драйвов» и конфликтов на когнитивные процессы, которые таким образом трансформируются в 8 «функций — Я — бесконфликтных», но и возникновение более совершенных механизмов их регуляции. Одним из таких механизмов является контроль. Контроль произволен от базальных влечений, он является как бы продуктом их вторичной «латентности» и может рассматриваться как мотивационная структура более высокого порядка по отношению к ним. В то же время контроль является функцией эго, и его цель — направить энергию влечений в соответствии с требованиями объективной реальности. Следовательно, контроль опосредует отношения индивида с окружающей средой таким образом, что одновременно учитываются потребности самого индивида и объективные свойства стимуляции.

Концепции проекции в обосновании проективного метода

Как уже упоминалось, понятие «проекция» вошло в проективную методологию благодаря Л. Френку, однако в его работах проекция фактически была лишена конкретного психологического содержания.

Основные положения его концепции можно рассматривать лишь как самые общие методологические принципы; задачу реального выявления психологических закономерностей и механизмов еще предстояло решить. Впоследствии некоторые исследователи, в основном психоаналитически ориентированные, обратились к концепции проекции 3. Фрейда.

Однако, как отмечает ряд авторов, при попытке обосновать проективный метод на основе концепции Фрейда возникает ряд трудностей, наиболее важными из которых являются:

  • Недостаточное развитие, многозначность термина «проекция» в психоанализе, разнообразие описываемых явлений;
  • Лишь частичное сходство явлений, обозначаемых этим термином в психоанализе, с процессами, происходящими в проективном исследовании;
  • Различия в типах проекции в различных проективных тестах. Остановимся подробнее на анализе каждого из этих пунктов.

Впервые термин «проекция» в его психологическом значении был использован 3. Фрейд в 1896 году для объяснения патологических симптомов паранойи и позднее в 1911 году при анализе «случая Шребера». В этих работах проекция понималась как приписывание другим социально неприемлемых желаний, от которых человек отказывается сам. В данном случае проекция рассматривалась Фрейдом как защитный механизм против бессознательных антисоциальных влечений, особенно гомосексуальности, которая лежит в основе бреда паранойи. Впоследствии так называемая «фобическая защитная проекция» была описана как экстернализация или внешний страх и тревога, которые на самом деле являются эндогенными по своей природе. В своих поздних работах Фрейд вводит понятие проекции как нормального психологического процесса, участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира, в дополнение к понятию защитной проекции как части различных патологических состояний. Он трактует проекцию как первичный процесс «соотнесения» окружающей действительности с нашим внутренним миром. Таков, например, механизм инфантильного и религиозно-мифологического мировоззрения. Таким образом, Фрейд говорил о двух принципиально разных явлениях, в основе которых он утверждал, что признает процесс самозащиты и процесс «ассимиляции». Общим для них является неосознанность преобразований, которым подвергаются исходные влечения; в сознании появляется только продукт этих преобразований. Со временем проекция стала настолько общим термином, что стало чрезвычайно трудно отличить ее от идентификации, переноса и некоторых других психоаналитических явлений. Например, считается, что проекция возникает в психотерапии, когда чувства, предназначенные другому человеку, «переносятся» на клинициста; считается, что проекция отождествляет художника с его собственным произведением (Флобер сказал «Эмма — это я»), как и «эмпатия» в художественном произведении; проекция объясняет существование расовых и этнических предрассудков.

Мурштейн и Приор критикуют неоднозначность и, следовательно, недостаточную разработанность концепции проекции и предлагают выделить несколько типов проекции. Классическая защитная проекция Фрейда находит поддержку во многих наблюдениях. Атрибутивная проекция — отнесение собственных мотивов, чувств и действий к другим (значение близко к фрейдовскому «подобию»). Аутистическая проекция — это определение восприятия потребностями воспринимающего; для иллюстрации этого типа проекции авторы ссылаются на эксперименты New Look. Рациональная проекция отличается от классической «рациональной» мотивации: например, в одном из экспериментов, когда студентов попросили прокомментировать структуру учебного процесса, выяснилось, что на отсутствие дисциплины жаловались закоренелые прогульщики, а на недостаток квалификации преподавателей — неуспевающие. Как и при обычной рационализации, испытуемые были склонны винить в своих неудачах внешние обстоятельства или других людей, а не признавать собственные недостатки.

Холмс, обобщая результаты своих многолетних исследований, считает необходимым различать два «измерения» проекции. Первое измерение касается того, что проецируется: Воспринимает ли субъект свои собственные свойства или те, которые ему не присущи. Второе измерение спрашивает, осознает ли субъект обладание проецируемой собственностью или нет. Комбинация этих измерений позволяет нам классифицировать все известные типы проекции следующим образом.

Классификация и общая характеристика проективных методик

Проективные методики — это специализированная техника клинического и экспериментального исследования тех черт личности, которые наименее поддаются прямому наблюдению или опросу.

Термин «проективный» был впервые использован Л. Франком в 1939 году для объединения уже хорошо известных в то время, но внешне далеких друг от друга методик, таких как юнгианский ассоциативный тест, тест Роршаха, ТАТ и другие. Выделив некоторые формальные признаки, присущие большинству проективных методик, Франк попытался классифицировать их. Эта классификация, несмотря на множество других, с предложенными позже изменениями и дополнениями, наиболее полно характеризует проективные техники сегодня. Выделяют следующие группы проективных методов:

Конститутивный. Техники, относящиеся к этой категории, характеризуются ситуацией, в которой от субъекта требуется создать структуру из неструктурированного материала, то есть предлагается аморфный материал, которому необходимо придать смысл.

Примерами таких методов выполнения задания являются:

  • Незаконченные предложения
  • Неполные чертежи

Незаконченные предложения — очень популярный прием, используемый в различных исследованиях. Он может иметь несколько интерпретаций, например, попросить респондента закончить предложение или выбрать из нескольких предложений. В отличие от Франка, который отводит тесту Роршаха здесь второстепенную роль, Зубин называет его лучшим примером конституирующего метода. Отнесение теста Роршаха к этой категории зависит от того, насколько «структурную» структуру человек готов увидеть в чернильных пятнах. Кроме того, разминание пластилина или аналогичного вещества — это тот жанр деятельности, который быстрее всего приходит на ум. В качестве другого примера Фрэнк приводит технику рисования пальцами, тщательно разработанную Наполи, которую он утверждал как технику, когда на самом деле она не была популярной.

Конструктивный. Изображенные детали (фигуры людей и животных, модели их жилищ и т.д.), из которых необходимо составить и объяснить осмысленное целое. Scenotest, например, состоит из миниатюрных человеческих фигурок, фигурок животных, деревьев и предметов повседневной жизни. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают различные сцены из своей жизни (или предоставленные им экспериментатором), и на основе определенных особенностей этих сцен и сопровождающего их рассказа делаются выводы о личности создателя и характеристиках его социального окружения. Различие между этой категорией и конституирующей аналогично различию между «сырым» и «обработанным» материалом. Последние, в виде строительных кубиков, тессеров и т.п., поддаются скорее упорядочиванию, чем моделированию шаблонов. Это различие может показаться слишком тонким, но каждый сам определяет для себя уровень сложности. Примером, относящимся к этой категории, может быть тест «Рисунок человека» или другие формы заданий по рисованию, которые не являются «свободным выражением» в соответствии со своими наклонностями.

Интерпретативные методы — как ясно из определения, испытуемый должен интерпретировать стимул на основе собственных рассуждений — ТАТ является хорошим примером такого типа процедуры. Испытуемому предъявляется таблица с картинками, на которых изображены относительно неопределенные ситуации, допускающие неоднозначную интерпретацию. В рамках теста испытуемому предъявляется короткий рассказ, в котором его просят рассказать, как возникла изображенная ситуация, что происходит в настоящем, о чем думают и что чувствуют действующие лица и чем закончится ситуация. Предполагается, что субъект идентифицирует себя с «героем» истории, что позволяет ему раскрыть свой внутренний мир, чувства, интересы и мотивы.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психофизиология
  2. Формулировка гипотезы исследования в работах по психологии
  3. Методика оценки эмоционального выгорания
  4. Семейный психолог
  5. Определение понятия вербальное внушение — Природа внушения
  6. Влияние религии на взгляд о душе — Понятие души в религиях
  7. Принципы эстетического воспитания
  8. Соотношение понятий индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность
  9. Уровни психических процессов
  10. Системно-векторная психология