Для связи в whatsapp +905441085890

Понятие волевого признака невменяемости — Юридические критерии невменяемости

Свобода воли является общим условием для любого вида социальной ответственности индивида в обществе. В праве существует юридическое понятие, характеризующее ответственность. В уголовном праве — понятие вменяемости, которое основывается на установленной нормами уголовного права степени свободы воли преступника — свободно принятом решении лица совершить преступление.

Преступление совершается под влиянием целого комплекса внешних обстоятельств, которые играют роль причин и условий преступного поведения. Но ни один из них не воздействует на человека, минуя его сознание. Как мыслящее существо, человек с нормальной психикой способен оценивать обстоятельства, в которых он действует, и, принимая во внимание эти обстоятельства, выбирать линию поведения, соответствующую его целям. Уголовный закон, присваивая общественно опасное деяние, исходит из известного положения философии о том, что свободно действовать может только тот человек, который способен познать действительность и ее объективные законы.

В соответствии с УК РФ не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики. Лицу, совершившему предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние в состоянии невменяемости, суд может определить принудительные меры медицинского характера, предусмотренные настоящим Кодексом.

Таким образом, закон дает довольно точное юридическое определение невменяемости. Под состоянием невменяемости понимается не физическое состояние лица, а его отношение к совершенному им общественно опасному деянию, что имеет значение при оценке вменяемости или невменяемости лица. Поэтому при определении вменяемости или невменяемости правоохранительные органы должны не анализировать вопросы, связанные с субъективной стороной, а выявлять данные о личности, состоянии и поведении субъекта в момент совершения правонарушения.

Психически невменяемое лицо не может нести уголовную ответственность за свои объективно общественно опасные деяния в первую очередь потому, что его сознание и (или) воля в них не участвовали. Общественно опасные деяния психически больных людей обусловлены их патологическим состоянием. Независимо от того, какой серьезный вред они нанесли обществу, у общества нет оснований вменять им этот вред в вину. Было бы несправедливо и неразумно применять наказание и к психически больным, поскольку в отношении них цели уголовного наказания — исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений — недостижимы.

Принудительные меры медицинского характера могут быть применены по решению суда к лицам, совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, если психические расстройства связаны с возможностью причинения таким лицам существенного вреда другим лицам либо с опасностью для себя или других лиц. Это специальные меры, которые не являются наказанием, но направлены на излечение таких лиц или улучшение их психического состояния, а также на предупреждение совершения ими новых деяний в соответствии со статьями Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации. Виды принудительных мер медицинского характера, а также основания и порядок их применения регулируются пенитенциарным законодательством.

Непреступник не является преступником, его общественно опасные действия не являются преступлением. Социальная сущность невменяемого заключается в том, что он является носителем общественной опасности и его общественно опасное деяние причиняет серьезный вред обществу и его интересам. Необходимость защиты общественных отношений от опасных действий психически больного человека ставит перед обществом, государством и законом задачу нейтрализации и предупреждения опасных действий психически больного человека (в том числе и средствами уголовного права).

Понятие волевого признака невменяемости - Юридические критерии невменяемости

Юридические критерии невменяемости

Юридический критерий невменяемости определяется двумя признаками, интеллектуальным и волевым, и наличие хотя бы одного из этих признаков является достаточным для признания человека невменяемым.

Интеллектуальный признак предполагает невозможность (неспособность) человека воспринимать опасность своего действия (бездействия). Наличие интеллектуального признака юридического критерия невменяемости может быть обусловлено как непониманием содержания фактической стороны своих действий (например, при эпилептическом припадке лицо может в момент помутнения сознания неконтролируемыми судорожными движениями причинить вред другому лицу, не осознавая даже факта совершения действий), так и непониманием социальной значимости своего действия, то есть в отсутствии понимания его общественно опасного характера. В этих случаях человек осознает фактическую сторону своего поведения, но в силу психических расстройств считает свои действия социально полезными или нейтральными, либо вообще не способен оценить их социальную значимость (например, в случае слабоумия).

Знак воли подразумевает неспособность человека контролировать свои действия (бездействие). Волевой признак может быть следствием интеллектуального признака (если человек не осознает, что совершил какие-либо действия, он не может их контролировать), а может иметь самостоятельное значение в случаях, когда человек осознает уголовную недопустимость совершения каких-либо действий, но не может воздержаться от их совершения. Волевой признак является независимым и может указывать на наличие невменяемости при отсутствии интеллектуального признака. По этой причине закон разделяет эти два признака с помощью связки «или». Лицо, совершившее общественно опасное деяние, находясь в определенном состоянии сознания во время совершения такого деяния, может сохранять возможность формальной оценки событий, понимать их, но в то же время не обладать способностью контролировать свои действия. В таких случаях наличие юридического критерия невменяемости может быть оценено на основании одного признака воли. С другой стороны, неспособность понимать свои действия (интеллектуальный признак) всегда указывает на неспособность контролировать эти действия, а значит, на наличие юридического (психологического) критерия невменяемости. 3

Интеллектуальная и эмоционально-волевая сферы психической деятельности неразделимы. Однако для признания лица невменяемым, с точки зрения рассматриваемого критерия, достаточно одного из этих признаков.

Таким образом, вопрос о невменяемости в уголовном праве решен достаточно четко: ст. 21 УК РФ предусматривает, что лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, не подлежит уголовной ответственности.

Медицинские критерии невменяемости

Согласно статье 21 Уголовного кодекса РФ, состояние невменяемости определяется по двум критериям. Одним из них является наличие у человека болезненного психического состояния. Этот критерий принято называть медицинским (или биологическим).

Медицинский критерий невменяемости в статье 21 УК РФ представляет собой обобщенное перечисление психических расстройств, включая четыре их вида:

  1. хроническое психическое расстройство;
  2. временное психическое расстройство;
  3. слабоумие;
  4. другое болезненное психическое расстройство.

Эти категории включают все известные науке психические расстройства. Из содержания медицинского критерия следует, что незлокачественные психические расстройства не должны исключать вменяемости. Примером временного, не болезненного изменения психики является состояние аффекта (сильное душевное волнение). Сильная и быстро развивающаяся эмоция гнева, ярости или страха может послужить внутренним стимулом для совершения поступка. У человека в этом состоянии снижено сознание и ограничена способность контролировать свои действия. Но физиологический аффект не является психическим расстройством и, следовательно, не является критерием невменяемости. Совершение преступления в запальчивости рассматривается только как привилегированный элемент убийства и причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 107, 113 УК).

Для наличия медицинского критерия достаточно одного из перечисленных видов психических расстройств.

Понятие хронического психического расстройства включает в себя группу заболеваний, которые имеют длительный характер, трудно поддаются лечению, имеют непрерывное или эпизодическое течение, имеют тенденцию к прогрессированию. К ним относятся, например, шизофрения, эпилепсия, прогрессивный паралич, маниакально-депрессивные расстройства, ранние детские и старческие психозы, некоторые органические заболевания центральной нервной системы и другие психические заболевания. В судебно-психиатрической практике хронические психические расстройства обычно служат медицинскими критериями невменяемости. В первую очередь это шизофрения.

Преходящие психические расстройства включают психические заболевания, которые развиваются быстро, длятся недолго и заканчиваются полным выздоровлением. Это острые психозы при общих инфекционных заболеваниях (например, при брюшном тифе), реактивные состояния (временные нарушения психической деятельности под влиянием сильных психических потрясений) и так называемые исключительные состояния, вызывающие кратковременное помрачение сознания (патологическое опьянение, сумеречные состояния, патологические сонливые состояния, патологический аффект и др.)

Временные психические расстройства встречаются в судебно-психиатрической практике реже, чем хронические. Экстраординарные состояния встречаются особенно редко. Из них только патологическое опьянение заслуживает более подробного описания в связи с уголовно-правовой оценкой алкогольного опьянения в целом.

Деменция — это патологическое психическое состояние, характеризующееся неполноценностью психической деятельности.

Понятие вменяемости, отличие от невменяемости

Для того чтобы понять место и уголовно-правовое значение термина «вменяемый», необходимо очертить его место в системе состава преступления.

Одним из элементов состава преступления (наряду с объектом преступления, объективной и субъективной стороной) является субъект преступления. Субъектами являются лица, совершившие преступление.

Субъектом преступления может быть только человек в здравом уме. Вменяемость в связи с достижением определенного возраста относится к условиям уголовной ответственности и является одним из общих признаков субъекта преступления.

Исходя из классического принципа уголовного права, принципа личной виновности, уголовную ответственность может нести только физическое лицо.

Не каждое физическое лицо может быть субъектом преступления. Уголовная ответственность связана со способностью лица осознавать фактические обстоятельства и социальную значимость совершаемых деяний и контролировать свои действия. Такой способностью могут обладать только здравомыслящие люди, достигшие определенного возраста.

Перечисленные признаки (физическое лицо, вменяемость и возраст уголовной ответственности) являются обязательными юридическими признаками субъекта преступления. Лица, не понимающие фактической стороны своих действий или их общественного значения, не могут быть субъектами уголовного преступления. Они должны исправляться не путем применения наказания, а в процессе лечения. Поэтому субъект преступления должен обладать признаками вменяемости наряду с достижением определенного возраста.

С другой стороны, необходимым условием уголовной ответственности является наличие вины, то есть умысла или неосторожности лица, совершившего общественно опасное деяние.

Не могут действовать умышленно или неосторожно в уголовно-правовом смысле невменяемые, психически неполноценные лица, не способные понимать значение своих действий или оценивать их общественную значимость, а также лица, не способные контролировать свои действия вследствие поражения волевой сферы. В их объективных действиях нет вины, поэтому по делам об общественно опасных деяниях, совершенных лицами в состоянии невменяемости, суд выносит не приговор (решение о виновности или невиновности), а заключение.6

Согласно УПК РФ, в случаях, указанных в пункте 16 части первой статьи 299 УПК РФ, суд обсуждает вопрос о вменяемости подсудимого, если этот вопрос возник в ходе предварительного расследования или судебного разбирательства. Установив, что обвиняемый во время совершения деяния находился в состоянии невменяемости или что после совершения деяния у него наступило психическое расстройство, лишающее его способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, суд выносит приговор в порядке, установленном главой 51 УПК РФ.7

Свобода воли лица в момент совершения общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, определяет его виновность, т.е. вменяемость. Иначе — способность человека проявлять свои антисоциальные установки и ценностные ориентации в форме умысла или неосторожности.

С точки зрения закона, субъектами уголовной ответственности могут быть только те лица, которые обладают определенными интеллектуальными, волевыми и эмоциональными качествами, обусловливающими способность понимать предъявляемые к ним правовые предписания, осознавать общественную опасность своего поведения, противоречащего правовым предписаниям, и способность направлять его, способность сдерживать себя от импульсивности и т.д. действия.

Действующее российское уголовное законодательство не содержит определения вменяемости. Концепция вменяемости была разработана российской доктриной уголовного права.

Понятие ограниченной вменяемости

Нет сомнений, что психические отклонения определенно влияют на поведение человека. Только в одном случае они полностью лишают человека способности понимать или направлять смысл своего действия, в другом случае эта способность ограничена.

Статья 22 Уголовного кодекса РФ посвящена уголовной ответственности и наказанию лиц, совершивших преступление, но имеющих отклонения в психическом развитии. В российской судебной практике справедливо отмечается, что лица с психическими расстройствами не могут быть поставлены в равные условия с психически здоровыми лицами в сфере уголовной ответственности.

Юридическая наука справедливо утверждает, что люди с психическими отклонениями не могут быть приравнены к психически здоровым лицам в сфере уголовной ответственности. Тем более, что психические аномалии, не исключающие умственную способность, во многих случаях выступают в качестве условия, способствующего совершению преступления. Проблема актуализировалась в последнее десятилетие в связи с ростом числа психических аномалий в обществе в целом и, в частности, количества преступлений, совершаемых такими лицами. До 30-40% лиц, прошедших судебно-психиатрическую экспертизу и признанных вменяемыми, страдают различными формами нервно-психической патологии.

В статье 15 Основ уголовного законодательства 1991 года была предпринята попытка ввести в закон термин «ограниченная умственная способность» вместо «уменьшенная умственная способность». Однако эта замена не возымела действия, и законодатель пока избегает термина «ограниченная умственная способность». В УК РФ он не используется, хотя содержание текста статьи 22 УК РФ во многом совпадает со статьей 15 Основ.

Из положений статьи 22 Уголовного кодекса РФ следует следующее. Во-первых, закон не признает промежуточного состояния между вменяемостью и невменяемостью. Во-вторых, уголовной ответственности подлежит лицо, признанное вменяемым, которое во время совершения преступления не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. В-третьих, наличие у правонарушителя психических отклонений, не исключающих вменяемости, «должно учитываться судом при назначении наказания». В-четвертых, психическое расстройство, не исключающее вменяемости, может служить основанием для применения принудительных мер медицинского характера.

В статье 22 УК РФ не используются термины «уменьшенная вменяемость» или «ограниченная вменяемость». Очевидно, что позиция законодателя по-прежнему заключается в том, что не может быть никаких степеней разумности. И сторонники уменьшенного вменения, которые упорно не замечают этого и ссылаются на данную статью как на стандарт уменьшенного (ограниченного) вменения, на самом деле говорят об уменьшенной ответственности (или уменьшенной виновности) лиц с психическими отклонениями.

Такой подход вполне рационален. Не должно быть сомнений в том, что психические отклонения, ограничивающие способность человека оценивать и контролировать свои действия, должны учитываться при назначении наказания, а также при определении системы отбывания наказания. Но, во-первых, эта проблема не имеет ничего общего с признаками субъекта преступления. Во-вторых, здесь необходим избирательный подход.

Таким образом, институт ограниченной дееспособности является новеллой в действующем Уголовном кодексе РФ. Ожидается, что дальнейшее развитие уголовного законодательства приведет к созданию специальных видов наказаний, направленных на лиц с психическими и физическими аномалиями. В то же время суд будет руководствоваться общими рамками вынесения приговора. Индивидуальный подход в данном случае может быть выражен только в мере наказания.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психологическая коррекция семьи
  2. Либерально-демократический стиль педагогического общения
  3. Влияние акцентуаций характера на девиантное поведение личности
  4. Характеристики теории коммуникации
  5. Делинквентность как следствие психической депривации подростка
  6. Роль психолога в системе инклюзивного образования
  7. Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников со взрослыми
  8. Повышение социокультурной компетенции средствами искусства при обучении иностранному языку
  9. Активность речевой деятельности — Характеристика речи
  10. Понятие одаренности в педагогике