Для связи в whatsapp +905441085890

Пиковые переживания личности в гуманистическом подходе — Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции

В гуманистической теории личности существует два основных направления. Первый, «клинический» (ориентированный в основном на клинику), представлен во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основателем второго, «мотивационного», направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на некоторые различия между этими двумя направлениями, у них много общего.

Представители гуманистической психологии считают врожденные тенденции к самоактуализации основным источником развития личности. Развитие личности — это раскрытие этих врожденных тенденций. Согласно К. Роджерсу, в человеческой психике есть две врожденные тенденции. Первая, которую он называет «тенденцией самоактуализации», изначально содержит будущие характеристики личности человека в извилистой форме. Второй, «процесс органического преследования», представляет собой механизм контроля над развитием личности. На основе этих тенденций в процессе развития у человека формируется особая личностная структура «Я», которая включает в себя «идеальное Я» и «реальное Я». Эти подструктуры структуры «Я» находятся в сложных отношениях — от полной гармонии (конгруэнтности) до полной дисгармонии (Rogers K., 1994). Цель жизни, по мнению К. Роджерса, — полностью реализовать свой врожденный потенциал, быть «полностью функционирующей личностью», т.е. человеком, который использует все свои способности и таланты, реализует свой потенциал и движется к полной реализации себя, своего опыта и своей истинной природы. А. Маслоу выделял два типа потребностей, лежащих в основе развития личности: «потребности дефицита», которые прекращаются после их удовлетворения, и «потребности роста», которые, напротив, только усиливаются после их реализации. Всего, согласно Маслоу, существует пять уровней мотивации: 1) физиологические потребности (потребности в пище, сне); 2) потребности в безопасности (потребность в доме, работе); 3) потребности в аффилиации, которые отражают потребность человека в другом человеке, например, создание семьи; 4) уровень самоуважения (потребность в самоуважении, компетентности, достоинстве); 5) потребность в самоактуализации (метапотребности в творчестве, красоте, цельности и т.д.). Потребности первых двух этапов — это потребности дефицита, третий этап потребностей считается промежуточным, четвертый и пятый этапы — это потребности роста. Маслоу сформулировал закон прогрессивного развития мотивации, согласно которому мотивация человека развивается прогрессивно: Переход на более высокую стадию происходит, когда потребности низшей стадии (в основном) удовлетворены. Другими словами: Если человек голодает и не имеет крыши над головой, ему будет трудно воспитывать семью, не говоря уже о том, чтобы чувствовать уважение к себе или заниматься творчеством. Самая важная потребность человека — самоактуализация. Самоактуализация не является конечным состоянием человеческого совершенства. Ни один человек не становится настолько самоактуализированным, чтобы отбросить все мотивы. У каждого человека всегда есть таланты, которые он может развивать дальше. Человек, достигший пятой стадии, называется «психически здоровым человеком» (Maslow A., 1999). По мнению гуманистов, не существует решающего возрастного этапа, личность формируется и развивается на протяжении всей жизни. Однако ранние этапы жизни (детство и подростковый возраст) играют особую роль в развитии личности. В личности доминируют рациональные процессы, а бессознательное появляется лишь на время, когда процесс самореализации блокируется по той или иной причине. Гуманисты считают, что личность обладает полной свободой воли. Человек осознает себя, осознает свои действия, строит планы, ищет смысл жизни. Человек — творец своей личности, творец своего счастья.

Пиковые переживания личности в гуманистическом подходе - Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции

Взгляды на религиозность человека в гуманистической традиции

Гуманистическая психология возникла как «третья сила» в американской психологии наряду с психоанализом и бихевиоризмом. Тремя наиболее значительными основателями гуманистической психологии были Карл Роджерс (1902-1987), Ролло Мэй (1909-1994) и Абрахам Маслоу (1908-1970). Из них Мэй был самым дружелюбным по отношению к религии, но именно Роджерс внес наибольший вклад в расширение диалога между психологией и религией. Маслоу важен в этом контексте, потому что он привлек внимание к религиозным вопросам и стал центральной фигурой в создании трансперсональной психологии, которая способствовала диалогу между психологией и некоторыми азиатскими религиозными традициями.

Абрахам Маслоу стал широко известен благодаря своей теории мотивации личности. Согласно этой теории, после удовлетворения базовых потребностей (пища, безопасность и т.д.) возникают более высокие потребности, последней стадией которых является потребность в самоактуализации. В своих ранних работах Маслоу негативно относился к религии. Он был членом Американской гуманистической ассоциации, которая пропагандировала атеизм. Однако ближе к концу жизни Маслоу смягчил свою позицию в отношении религии и признал способность истинно религиозного человека использовать свою веру для построения системы аутентичных ценностей. В своих исследованиях Маслоу пришел к выводу, что ключевой характеристикой самоактуализирующихся личностей является то, что он назвал «пиковыми переживаниями». По его мнению, религиозные или мистические переживания являются разновидностью пикового опыта и частью человеческой природы. По этой причине мистические переживания можно объяснить без привлечения теологических концепций. Кроме того, Маслоу считал, что благодаря однородности пиковых переживаний во всех типах религиозного опыта, ядро всех религий идентично, и поэтому расхождения между религиями можно смело игнорировать. Последняя позиция является весьма спорной с точки зрения современных исследований в области психологии религии.

Американский философ, психолог и социолог Э. Фромм (1900-1980) предложил своеобразную модель для объяснения происхождения религии и ее идеологической функции. С его точки зрения, человек, благодаря своей деятельности и общению, создает особый мир — мир культуры — и тем самым выходит за пределы природного мира. Это объективно приводит к двойственности человеческого существования. Как социокультурное существо, человек остается частью природы в силу своей физической организации и вовлеченности в естественные связи и отношения Вселенной. Возникающая в результате амбивалентность человеческого существования нарушает его былую гармонию с миром природы. Перед ним стоит задача восстановить единство и равновесие с этим миром, прежде всего в сознании посредством мысли. С этой точки зрения, религия функционирует как ответ человека на его потребность в равновесии и гармонии с миром.

Под термином «религия» он понимает любую систему взглядов и действий любой группы людей, которая служит схемой ориентации и объектом поклонения для индивида. В этом широком смысле ни одна культура прошлого или настоящего, и, очевидно, ни одна культура будущего, не может рассматриваться как культура без религии.

Любая религия, в той мере, в какой она действительно мотивирует поведение, не просто набор доктрин и верований; она коренится в специфической структуре характера индивида и, поскольку это религия группы людей, в социальном характере. Поэтому религиозные взгляды можно рассматривать как аспект структуры нашего характера, поскольку мы являемся тем, что мы поддерживаем, и то, что мы поддерживаем, мотивирует наше поведение. Религиозная потребность лежит в базовых условиях человеческого рода. Люди представляют собой биологический вид в той же мере, что и шимпанзе, лошадь или ласточка. Каждый вид можно определить по его специфическим физиологическим и анатомическим характеристикам.

Гуманистическая психология

В 1960-х годах в американской психологии возникло новое направление, названное гуманистической психологией или «третьей силой». Это направление, в отличие от неофрейдизма и бихевиоризма, не было попыткой адаптации к новым условиям одной из уже существующих школ. Напротив, «третья сила» хотела выйти за рамки дилеммы бихевиоризм-психоанализ и открыть новый взгляд на природу человеческой психики.

Основные принципы гуманистической психологии заключаются в следующем:

  • Акцент на роли сознательного опыта;
  • вера в целостность человеческой природы;
  • акцент на свободе воли, спонтанности и творческой силе личности;
  • изучение всех факторов и обстоятельств человеческой жизни.

По мнению гуманистов, люди по своей природе добры и способны к самосовершенствованию; сама природа человека побуждает его к личностному росту, творчеству и самодостаточности, если только чрезвычайно суровые условия окружающей среды не препятствуют этому. Гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов своей собственной жизни, со свободой выбора и развития стиля жизни, ограниченной только физическими или социальными влияниями.

Некоторые теоретики в значительной степени опирались на такие взгляды, как Эрих Фромм (1900-1980), Гордон Олпорт (1897-1967), Карл Роджерс (1902-1987) и Виктор Франкл (1905-1997), но именно Абрахам Маслоу (1908-1970) является общепризнанным выдающимся выразителем гуманистической теории личности. В его теории самоактуализации личности, основанной на изучении здоровых и зрелых индивидов, четко прослеживаются основные темы и предпосылки, характерные для гуманистического течения.

Гуманистическая психология берет свое начало в экзистенциалистской философии, разработанной такими европейскими мыслителями и писателями, как Сёрен Кьеркегор (1813-1855), Карл Ясперс (1883-1969), Мартин Хайдеггер (1889-1976) и Жан-Поль Сартр (1905-1980).

Экзистенциалистский взгляд на человека проистекает из конкретного и специфического осознания уникальности индивидуального человеческого бытия, существующего в конкретный момент времени и пространства. Экзистенциалисты считают, что каждый из нас живет как «бытие-в-мире», то есть мы не существуем вне мира, и мир не имеет смысла, если мы не живем в нем. Отвергая идею о том, что человек является продуктом наследственных факторов или влияния окружающей среды, экзистенциалисты подчеркивают идею о том, что каждый из нас несет ответственность за то, кто мы есть и кем становимся. Как сказал Сартр, «человек есть не что иное, как то, что он делает сам». Это первый принцип экзистенциализма».

Что касается ведущего гуманиста Абрахама Маслоу, то изначально он был ярым бихевиористом. Однако позже, под влиянием собственного жизненного опыта (рождение первого ребенка, начало Второй мировой войны) и знакомства с гуманистическими идеями в философии, гештальтпсихологии и психоанализе, он убедился в ограниченности бихевиористского подхода. Позднее, изучая «пиковые переживания» людей, он стал одним из основателей трансперсональной психологии.

По мнению Маслоу, каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации (самоактуализация — это наиболее полное развитие своих способностей и реализация своего потенциала). И такое активное желание развивать свои способности и навыки, развивать свою личность и скрытый потенциал в человеке является, по мнению Маслоу, высшей человеческой потребностью. Однако, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию базовых потребностей. Прежде чем потребности каждого высшего уровня начнут «работать», потребности низших уровней должны быть уже удовлетворены.

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология наиболее глобально рассматривает человека как космическое существо, которое связано на уровне бессознательной психики со всем человечеством и всей Вселенной и имеет возможность доступа к универсальной космической информации, информации человечества (коллективное бессознательное).

Хотя трансперсональная психология не утвердилась как отдельная дисциплина до конца 1960-х годов, трансперсональные тенденции в психологии существуют уже несколько десятилетий. C. Юнг, Р. Ассаджиоли и А. Маслоу были особыми основателями трансперсональных тенденций, поскольку их идеи о коллективном бессознательном, о «высшем Я», о бессознательном взаимном влиянии людей друг на друга, о роли «пиковых переживаний» в развитии личности послужили основой для возникновения трансперсональной психологии. Идеи Юнга и Ассаджиоли уже рассматривались, давайте просто вспомним, что коллективное бессознательное действует как мощное информационное поле, через которое каждый человек бессознательно связан со всем человечеством (жившим в прошлом, живущим сейчас и будущими поколениями), со всей Вселенной.

Важный вклад в трансперсональную психологию внес Абрахам Маслоу (о его роли в развитии гуманистической психологии уже говорилось), он провел исследование опыта людей, которые испытывали спонтанные мистические или, как он их называл, «пиковые переживания». В традиционной психиатрии любой мистический опыт обычно рассматривается как серьезная психопатология. В своем исследовании Маслоу показал, что спонтанные «пиковые переживания» часто оказываются полезными для тех, кто их испытывает, и впоследствии демонстрируют заметную тенденцию к «самореализации» или «самоактуализации». Он предположил, что такие переживания относятся к категории выше нормы, а не ниже или вне ее, заложив основу для психологии, основанной на этой предпосылке. Другим важным аспектом работы Маслоу был анализ человеческих потребностей и пересмотр теории инстинктов. Он считал, что высшие потребности являются важным аспектом человеческой личности, что их нельзя рассматривать как производные от низших инстинктов. По его мнению, высшие потребности играют важную роль в психическом здоровье и развитии заболеваний. Высшие ценности {мета-ценности) и стремление к ним (метамотивация) присущи человеческой природе; признание этого факта абсолютно необходимо для любой теории человеческой личности. Высшие потребности в понимании смысла жизни, в самореализации и самоактуализации, в духовности имманентно присущи человеческой природе, и только неблагоприятные факторы общественной и индивидуальной жизни на какое-то время заглушают эти высшие потребности человеческой души и заставляют их уходить на второй план.

Итак, истинной отличительной чертой трансперсональной психологии является модель человеческой души, которая признает важность духовных и космических измерений и возможностей для эволюции сознания.

Клинические исследования психоделических препаратов (ЛСД), техники холотропного погружения и ре-буфинга (С. Гроф) послужили мощным рычагом для нового движения.

Почти все трансперсональные мировоззрения выделяют следующие основные уровни: 1) физический уровень неживой материи, энергии; 2) биологический уровень живой, разумной материи/энергии; 3) психологический уровень ума, ЭГО, логики; 4) тонкий уровень парапсихологических и архетипических явлений; 5) каузальный уровень, характеризующийся совершенной трансцендентностью; 6) абсолютное сознание. Вселенная представляет собой целостную и единую сеть этих взаимосвязанных, взаимопроникающих миров, так что для человека при определенных обстоятельствах возможно восстановить свою идентичность с космической сетью и сознательно переживать каждый аспект своего существования (телепатия, психодиагностика, видение на расстоянии, предвидение будущего и т.д.).

Экзистенционально-гуманистический подход в психологическом консультировании

Цели процесса консультирования — помочь клиенту осознать смысл своей жизни, свою личную свободу и ответственность, а также раскрыть свой потенциал как личности в полном общении. Для психолога характерно безусловное принятие человека с его уникальным жизненным миром.

Роль психолога в процессе консультирования заключается в том, чтобы понять клиента и найти смысл вместе с ним. Психолог стремится понять клиента в связи с его собственным жизненным миром, способом существования и реальностью.

Психолог побуждает клиента быть открытым, проявлять спонтанную активность и сосредоточиться на основных проблемах жизни (рождение, любовь, страх, судьба, вина, смерть, ответственность).

Экзистенциально ориентированные психологи подчеркивают важность понимания, осознания и процессов принятия решений и отвергают технику психотерапии.

Процесс консультирования включает в себя следующие акценты.

  1. акцент на развитии самосознания, освобожденной функции самосознания, ценностном переживании себя, открытии смысла и ценности своего жизненного мира. Дать клиенту осознание его ограничений, возможной свободы от прошлого, ценности себя и ценности жизни в настоящем.
  2. воспитание свободы и ответственности — поощрение утверждения своей независимости, подчеркивание личных желаний и опыта клиента, его собственного выбора. Прямое преподавание как обучение отсутствует. Человек может учиться только самостоятельно. Акцент делается на нюансах в отношениях и общении. Подход психолога к развитию открытости и чувствительности клиента является доминирующим.
  3. помощь в обнаружении или создании смысла. Техника фиксации смысла (Гендлинд) — фокусировка на телесных ощущениях в любой деятельности. Становиться неподвижным и чувствовать свои подлинные переживания и их смысл.
  4. уникальность и идентичность — обнаружение своего «аутентичного Я» и «неаутентичного Я», когда клиент делает, говорит или чувствует вещи, которые не являются внутренне присущими или желательными, а имеют отношение к имитации жизни, игре в игры. Цель — идентичность и переживание своего «я» как уникального.
  5. работа с тревогой — не направлена на снижение тревожности. Это проявление бытия. Необходимо выяснить, как клиент пытается справиться со страхом, какую функцию он выполняет, склонен ли клиент принять свой страх или пытается его подавить. Принятие клиентом тревоги важно для успеха терапии.
  6. отношение к времени. Основное внимание уделяется реальному опыту. Исследуются отношения с будущим и прошлым: «Как ты представляешь себе нашу встречу через 10 лет?». Таким образом, происходит осмысление клиентом собственной жизни.
  7. особую ценность представляют отношения психолога с клиентом. Его качество — это первый механизм терапии. Для экзистенциального терапевта характерны уважение, доверие и уверенность в клиенте; самораскрытие и честность с самим собой; отказ от манипуляций и готовность принять отношения с самим собой, не беря на себя ответственность за навязывание поведения другим; равенство психолога и клиента; взаимное стремление к риску и ответственности; предоставление права выбора.

Логотерапия В. Франкла является одним из видов экзистенциального подхода. Согласно Франклу, основное стремление человека — найти смысл своего существования. Совесть — это орган смысла, свойство человеческого самопревосхождения. Чем больше человек посвящает себя делу, партнеру, тем больше он становится самим собой. Экзистенциальный вакуум, то есть отсутствие смысла жизни, приводит к развитию невроза. 90% алкоголиков и 100% наркоманов страдают от экзистенциального вакуума. Агрессивные импульсы имеют ту же причину. Счастье идет рука об руку с достижением цели. Обращение к самому себе, к собственным удовольствиям для достижения личного счастья приводит к потере счастья.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Оценка теории личности
  2. Деструктивное поведение
  3. Проблема развития мышления и интеллекта
  4. Гуманистический подход в психологической помощи
  5. Построение психограммы специалиста в сфере управления персоналом
  6. Жан Пиаже, швейцарский психолог
  7. Вебер Эрнст Генрих, немецкий психофизиолог и анатом
  8. Влияние условий семейного воспитания на возникновение комплекса неуверенности у детей с нарушением слуха — Типы отношений родителей к глухому ребёнку
  9. Значение семьи и семейной психотерапии
  10. Возрастная депрессия