Для связи в whatsapp +905441085890

Архетипы по Карлу Юнгу — Концепция и понятие архетипа

Карл Густав Юнг (1876-1961), швейцарский психолог и психотерапевт, автор книг «Аналитическая психология» и «Архетип и символ». Он был студентом Зигмунда Фрейда и работал с ним некоторое время, принимая большую часть психоанализа, но он не соглашался с Фрейдом, и его исследования привели к различным результатам. В человеке Юнг видел в первую очередь духовное существо, которое могло противостоять его инстинктам своим умом. Это, по сути, легло в основу критики Юнга 3 Фрейда, и он оправдывал болезненный разрыв с ним в «Противоречиях Фрейда и Юнга», опубликованном в 1929 году. Суть позиции Юнга состояла в том, что он отказывался рассматривать человека как существо, управляемое инстинктами и подчиняющееся элементам бессознательного. Если З. Фрейд исследовал бессознательное как естественную природу человека, то

К. Юнг открыл оригинальные культурные истоки бессознательного.
Во-первых, Юнг интересовался мистическими аспектами культуры; в своих исследованиях он сравнивал состояния душевного транса, галлюцинаций и спутанности сознания, Юнг отмечал наличие подобных состояний у пророков, поэтов, основателей религиозных течений, а также у больных. По его словам, у поэтов, пророков и других выдающихся людей есть другой голос, который присоединяется к их собственному и исходит из глубин сознания.

Сознание создателей (в отличие от сознания больных) может взять на себя то содержание, которое исходит из глубин подсознания, и придать им религиозную или художественную форму. У выдающихся людей есть интуиция, которая «намного превосходит сознательный ум». Они улавливают определенные «праформы»: эти «праформы спонтанно появляются в нашем сознании и способны влиять на наш внутренний мир», — полагал Юнг.

Во-вторых, Юнг открыл для себя типичные образы — символические образы, которые проходят через всю историю мировой культуры и выражают посвящение человека в таинственную сторону жизни. Эти символические образы «никогда не были в сознании и никогда не приобретались индивидуально, но обязаны своим существованием только наследственности» (К. Чжун). То есть они возникают из бессознательного, что является общим для всех людей. Юнг обратил внимание на параллелизм мифологических тем и мотивов, в которых эти образы появляются (Потоп, герои, преданность, например, в греческой культуре миф о Пенелопе, неуязвимость, например, в греческой культуре миф об Ахиллесе). Это он видел как доказательство существования бессознательного.
На этом основании Юнг разделил бессознательное на два слоя:
1) личное бессознательное — это потерянные воспоминания, а также содержимое, которое еще не созрело сознательно; 2) коллективное бессознательное (неличностное или сверхличностное бессознательное) — это древнейшие и наиболее универсальные формы человеческой репрезентации, общая память человечества, отражение в мозговых структурах переживаний предыдущих поколений. Это бессознательное родилось в начале человеческой истории в коллективном психическом опыте, оно является основой нашей психики. Коллективное бессознательное представляет собой часть психики, общей для всего человечества. Коллективное бессознательное старше человеческого сознания, поэтому человеческое сознание формируется и вырастает из коллективного бессознательного.

Первичные структуры коллективного бессознательного — архетипы (от латинского arche — начало, typos — отпечаток) — своеобразный пережиток первобытного экстрасенсорного опыта человечества.
Архетипы — это образы или мотивы без содержания (но они могут быть наполнены сознанием) — глубокий слой бессознательного, в котором дремлют универсальные человеческие архетипы. Это экстрасенсорный смысл, который сам по себе не имеет объективности, например, один из смыслов — жажда любви, которая изначально не связана с определенным образом или человеком. Архетип — это первичный смысл, невидимо организующий и направляющий жизнь нашей души. К. Юнг определил ряд универсальных культурных архетипов, таких как мать, ребенок, пожилые люди и другие.

Архетипы по Карлу Юнгу - Концепция и понятие архетипа

Концепция и понятие архетипа

Архетип (от греческого BscfErp — архетип) — это универсальная, первозданная, врожденная психическая структура, составляющая содержание коллективного бессознательного, которое признается в нашем опыте и обычно проявляется в образах и мотивах сновидений. Эти же структуры лежат в основе универсальной символики религий, мифов, легенд и сказок. Термин «архетип» был введен Карлом Густавом Юнгом. Он предложил, чтобы помимо человеческого сознания (эго) и личного бессознательного («id»; хранилища подавленных эмоций, чувств и травматических воспоминаний), в структуре человеческой психики существовал более глубокий пласт — коллективное бессознательное. Он общий для всех людей и является сосудом универсального опыта, передаваемого из поколения в поколение. Содержание коллективного бессознательного состоит из архетипов — архетипов. Юнг писал о них как о моделях и моделях инстинктивного поведения, моделях, которые приводят людей к восприятию реальности и реагированию на жизненные события определенным образом. Это своего рода первичные представления о мире, жизни и человеческих отношениях, которые не менее фундаментальны, чем инстинкты животных и не зависят от образования.

Согласно Юнгу, коллективное бессознательное идентично самому себе, поэтому оно присутствует в каждом человеке как сверхличностная, врожденная ментальная основа. Особенность содержания коллективного бессознательного заключается в том, что оно принадлежит к тому типу, который несет в себе характеристики всего человечества как вида единого целого. Экстрасенсорное содержание коллективного бессознательного, или «архаичных остатков», Юнг называл архетипами, используя выражение Блаженного Августина.

Юнг придумал идею о существовании архетипов, исследуя сны, грёзы, рисунки и галлюцинации своих пациентов. В них он открывал древние символы, мифологические фигуры и образы, и они появлялись даже у тех, кто никогда их не видел, кто не интересовался историей древних цивилизаций и не знал мифологии. Они появились как безусловное знание. Еще одним доказательством своей теории Юнг считал тот факт, что сказки, легенды, религиозные тексты разных народов мира построены на одних и тех же сюжетах — рассказах о любви, верности, предательстве, возмездии, непорочном зачатии, смерти и воскресении. Мы также видим в них похожие персонажи, соответствующие архетипам Бога, Дьявола, Мудрого Старшего, Матери, Героя, Младенца и т.д. Поскольку они появляются в фольклорном наследии очень далеких и часто изолированных культур, они также имеют сходное эмоциональное и смысловое содержание. Архетипов столько, сколько типичных жизненных ситуаций», — объясняет Юнг. «Когда в жизни происходит что-то, что соответствует архетипу, оно активируется; возникает непреодолимое принуждение, которое, подобно инстинктивной реакции, побеждает, несмотря на разум и волю….». …на кораблях. Это фактический механизм действия архетипа. Таким образом, когда мы попадаем в ситуацию борьбы, в которой мы должны противостоять чему-то или кому-то, мы можем обнаружить в себе некоторые качества (например, смелость и склонность к самопожертвованию), которые не проявляются в нас в результате воспитания или образования. Это демонстрация «первичных психических инстинктов» — архетипов. В этом случае можно говорить о влиянии архетипа героя.

Самость

Я — это архетип, который ведет от первичной полярности к союзу сознательного и бессознательного через их общий центр. Именно достижение самого себя, то есть достижение понимания того, кто мы есть на самом деле, является главной задачей на жизненном пути. По мнению Юнга, «Я» — это не только центральная точка психики, орган адаптации и гомеостаза индивидуального совершенства, но и организующий гений всей психики, ответственный за процесс существования на всех этапах жизненного цикла. По мнению Юнга, для «Я» характерна специфическая теологическая функция (стремление к полноте и осознанию) — индивидуация. По мнению Юнга, индивидуализация — это акт самосоздания индивида, а доминирование сознательных или бессознательных проявлений обуславливает разворачивающиеся характеристики Я-образа. Когда достигается «Я», «…сознание перестает быть раненым, эгоистическим накоплением личных желаний, страхов, надежд и амбиций….. Напротив, она берет на себя функцию связи с миром объектов и приводит индивида к абсолютному, когерентному и неразрывному единению с миром в целом».

Юнг смог показать, что путевые знаки, обозначающие процесс индивидуализации, соответствуют определенным архетипичным символам, проявления и типы которых многообразны. И здесь решающую роль играет личностный фактор: ибо «метод — это всего лишь путь и направление, по которому человек идет, чтобы сделать свои поступки истинным выражением своей природы».

Персона (маска), архетип, который наиболее очевидно доминирует в сознании человека и в то же время является наиболее поверхностным и поддающимся разумной оценке, относится к социальному образу человека. Название Юнг взял из древнего театра, где актеры называли маску, наносимую на лицо, персоной. Мы видим маску, когда смотрим на себя в зеркало.

Персональный комплекс представляет собой ту социальную роль, которую человек играет в удовлетворении потребностей общества, скрывая свое истинное «я». Это функция, которая возникает для удовлетворения потребности в соответствии или для обеспечения некоторых других удобств, но ни в коей мере не идентична персоне как таковой.

Персона — это коллективный образ, посредством которого люди ошибочно воспринимают свою и чужую личность. Например, актер с длинными волосами и необычной одеждой кажется чем-то уникальным (как персонаж), в то время как он просто наряжается и выглядит как другие исполнители группы. Маска — это искусственный, неидентичный статус индивидуальности, который регулирует ее положение в обществе, являясь «упаковкой» для «я».

По мнению М. Якоби, для человека, находящегося в гармонии как с окружающей средой, так и со своей жизнью, маска является лишь тонким защитным покрытием, помогающим естественным отношениям с окружающим миром. В то же время, неразвитая личность делает человека очень чувствительным, и он чувствует угрозу даже при взаимодействии с близкими людьми. У мужчин маска часто превращается в рыцарский шлем, чтобы защитить себя и следовать архетипу героя (см. ниже). Шлем сужает взгляд на реальность, искажает восприятие себя и своего партнера, и делает его неудобным и недоступным для контакта с душой.

Очень часто можно увидеть трагическую ситуацию отождествления с личностью, когда эго ошибочно считает, что это одна из ролей личности. Тогда возникает ощущение, что угроза личности — это угроза целостности самого эго. Как только человек нашел в себе силы посмотреть «позади» персоны, но потом соскользнул назад, он оказывается в оборонительном состоянии. Вместо того, чтобы обнимать капризы процесса духовного роста, человек принимает на себя предполагаемую оборонительную роль.

Персоны, как и тени (см. ниже), возникают в детстве из-за несоответствия между спонтанным поведением ребенка и ожиданиями, которые исходят от осмысленных взрослых. В то же время, в детстве желание сохранить и подтвердить ту или иную характеристику маски стимулирует творческие способности, в том числе дилижанс, «навыки реинкарнации» и воображение. Однако, когда эго подавляет этот творческий процесс, невыраженные и несбывшиеся намерения попадают в царство тени.

Тень

Тень — это то, что меньше всего хочется видеть в себе; то, что заслоняет себя. Но нет способа приблизиться к «я», поэтому столкновение с тенью на пути к истинному «я» неизбежно. Эта архетипичная фигура приняла форму разнообразных персонификаций среди первобытных народов. Они считали плохим предзнаменованием, если кто-то наступает на физическую тень; полученный урон можно восстановить только с помощью специального магического ритуала. Кроме того, фигура тени часто использовалась в искусстве. Наиболее активно художник черпает из бессознательного, своими творениями приводит в движение подсознание читателей, зрителей, слушателей, и в этом кроется главный секрет его влияния на людей. Пробудив в нем образы и фигуры бессознательного, они захватывают и других людей, которые, конечно же, не знают источника своего «захвата».

Развитие тени идет рука об руку с развитием «Я»: качества, которые «Я» не нуждается или не может использовать, откладываются в сторону или подавляются, тем самым теряя свою роль в сознательной жизни человека. Поэтому у ребенка, по сути, нет тени.

Тень может найти свое проявление как в символической фигуре внутреннего мира, так и во внешнем. В первом случае она проявляется через фигуры сновидений, которые воплощают определенные психические характеристики индивида. Во втором случае мы проецируем то или иное из наших латентных, бессознательных качеств на представителя нашей среды, который в силу некоторых характеристик лучше всего подходит для этого. Но самый простой способ заметить «теневые» качества в себе — это признать, что они являются частью нашей природы. Это происходит, например, когда нас захватывают приступы ярости, когда мы внезапно начинаем ругаться или надменно вести себя, когда мы совершаем социально неприемлемые поступки против нашей воли, когда мы мелочны, подлывчаты, малодушны, трусливы, безличны или лицемерны, проявляя таким образом качества, которые при нормальных обстоятельствах были бы скрыты внутри нас или настолько тщательно подавлены, что мы даже не знаем об их существовании. Когда такие качества выведены на поверхность настолько очевидно, что их уже нельзя игнорировать, мы задаемся вопросом: «Как это возможно? Неужели только я?»

Парадоксально, как это может показаться на первый взгляд, тень в виде альтер-эго также может быть представлена как положительная фигура. Такой разворот происходит, когда человек живет «ниже своего уровня» и не развивает свои способности в полной мере. В таких случаях именно положительные качества ведут к темным «теневым» существованиям. Их можно идентифицировать в себе так же, как и темную сторону тени: Именно качества и проявления, составляющие нашу тень, больше всего раздражают и восхищают нас в других.

Юнг различал личные и коллективные формы тени. Первое содержит в себе те душевные качества человека, которые никак не проявлялись в нем или проявлялись в очень ограниченной степени в его раннем детстве. Вторая принадлежит фигурам коллективного бессознательного и символизирует «другую сторону» господствующего цейцгейства, его скрытую антитезу. Обе формы тени играют существенную роль в душевном состоянии человека.

Образ души (анимус и анима).

Эта фигура была названа Юнгом «анима» в женской психике и «анима» в мужской психике. Вражда и анима всегда существуют в тесной связи с тенью. Архетипичная фигура образа души всегда символизирует дополняющую часть психики, которая относится к противоположному полу и отражает как наше отношение к этому аспекту нашей души, так и наше переживание всего того, что связано с противоположным полом. Образ души — это образ противоположного пола, который мы носим в себе как индивидуумы и в то же время как представители определенного биологического вида. Скрытое, недифференцированное и бессознательное содержание психики всегда проецируется наружу, и это справедливо как для Евы, мужчины, так и для Адама, женщины. Через другого человека мы переживаем не только нашу тень, но и элементы противоположного пола, содержащиеся в нас. Мы влюбляемся в тех, в ком представлены качества нашей анимы/вражды.

Образ души — это достаточно прочный функциональный комплекс. Поэтому неспособность отделиться от него приводит к развитию таких типов, как капризный, женственно-импульсивный, эмоционально неуравновешенный мужчина или враждебно настроенный, самоуверенный, спорный всезнайка, который реагирует на вещи по-мужски, а не в соответствии со своими природными инстинктами.

Разнообразие форм, которые может принять образ души, неисчерпаемо. Характеристики, присущие этому полу, типичны для данного пола, но в противном случае могут иметь различные противоречия. Анима может принимать форму нежной молодой девы, богини, колдуньи, ангела, демона, нищего, прохожего, верного друга, амазонки и так далее. Анимация также может принимать различные формы: типичные фигуры — Дионис, Синяя Борода, Летучий Голландец, Зигфрид, а на более низком, примитивном уровне — известные киноактеры, чемпионы по боксу. Анимация или анимация может символизироваться животными и даже неодушевленными объектами со специфическими женскими или мужскими характеристиками; как правило, это происходит тогда, когда анима или анима еще не достигла уровня человеческой фигуры и проявляется в чисто инстинктивной форме. Таким образом, анима может принимать форму коровы, кошки, тигрицы, корабля, пещеры и т.д., в то время как анима принимает форму орла, быка, льва, копья, башни или любого другого объекта фаллической формы.

Здесь, как и в случае с тенью и всеми другими элементами бессознательного содержания, необходимо различать внутренние и внешние проявления. Мы сталкиваемся с внутренними формами animus или anima во снах, фантазиях, видениях и других проявлениях бессознательного, когда они раскрывают противополые черты нашей психики; мы имеем дело с внешними формами, когда мы проецируем наше бессознательное на кого-то в нашем окружении.

И анимация, и анима имеют две основные формы: светлую и темную, «высшую» и «низшую», положительную и отрицательную.

Положительные проявления анима: покровительство, забота, красота. Отрицательные: всасывание, пожирание, каприз, истерика, черный мистицизм. Духовно зрелый человек имеет развитую анимацию и обладает тонкостью, чувствительностью, обонянием, креативностью и творчеством. Неразвитая анима в незрелом человеке причудлива, грубо эротична и разрушительна.

Положительные проявления враждебности: альтруизм, щедрость, успешное прохождение теста через трансформацию.

Отрицательные: тонкая жестокость, бессердечность, склонность к играм с холодным умом, чувство притягательности с неспособностью любить.

Мудрый старейшина и Великая Мать

Архетипы как стадии индивидуации личности

Рассмотрим процесс духовного созревания — индивидуализации — с точки зрения основных архетипов, вовлеченных в эту трансформацию, которые являются своеобразной метафорой для этого длинного, извилистого пути.

Процесс индивидуализации, в котором человек проходит через три основные стадии трансформации (тень — прохождение через ад; образ души, мудрого старца и Великой Матери — любовь, служение; Я — прозрение, связь с внутренним Богом), Юнг считал идентичным алхимическому процессу «Великого творения» — создания «Философского камня», который также включает в себя три стадии: Нигредо (черное вещество, свинец), Альбедо (белое вещество, серебро, маленький эликсир), Рубедо (красное вещество, большой эликсир, магистрий, золото).

Этот процесс целенаправленный. Хотя бессознательное, как чистая природа, не имеет четко определенной цели, оно имеет своеобразную «потенциальную направленность»: свой внутренний порядок и целеустремленность. Таким образом, «когда сознание активно участвует во всех этапах процесса и переживает их, или хотя бы показывает некоторую степень интуитивного понимания, следующий образ возникает на более высоком уровне, чем тот, который был достигнут на предыдущем этапе; в конечном итоге целеустремленность обретает новый смысл». Суть этого процесса не в последовательной демонстрации все новых и новых символов, а в периодическом обновлении по мере того, как очередная задача обрамляется и становится неотъемлемой частью сознания.

Первая стадия индивидуализации приводит к переживанию тени, которая символизирует «другую сторону» или «тёмного брата», который является невидимой, но неотъемлемой частью нашей психической целостности. «Живая форма не может обрести пластичность, если у нее нет тени». Без тени он остается только двумерным призраком».

Встреча с тенью часто совпадает с осознанием типа функции и характера общего психологического отношения личности. Недифференцированная функция и неразвитый тип отношения — это наша «темная сторона», врожденная коллективная предрасположенность, которую мы отвергаем и подавляем по этическим, эстетическим или другим причинам, потому что она не соответствует нашим сознательным принципам. Потому что мы должны подавлять определенные качества в нашей жизни, тень никогда не реализуется полностью. Тем не менее, очень важно, чтобы его важнейшие признаки были распознаны и приведены в гармонию с самим собой: это помогает укрепить и исцелить последнего, развить чувство его укорененности в нашей природе.

Освобождение тени — первая веха на пути индивидуализации. Психоаналитики пытаются добиться этого «раскапыванием» биографических данных, особенно относящихся к детству. Работая с «теневыми» качествами человека в первой половине своей жизни, Юнг в значительной степени придерживался принципов Фрейда: «Одного осознания этих качеств достаточно для того, чтобы добиться результата». Однако, по опыту современных психотерапевтов различных полос, этого не всегда достаточно.

Личный или коллективный характер проявления тени определяется тем, относится ли она к сфере личного или коллективного бессознательного. Тень может показаться нам фигурой из царства нашего сознания, как наш старший брат или сестра, как наш лучший друг, или как человек, во всех отношениях противостоящий нам. Если проецируемое содержание исходит из глубин коллективного бессознательного, то тень может принять мифическую форму (Мефистофель, Фаун, Локи, Вергилий и т.д.). Широко известен и архетипичный мотив дуализма эго и тени (Кастор и Поллукс, Каин и Авель и др.).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социометрический статус дошкольника в группе
  2. Роль эмоционального общения со взрослыми в раннем детском возрасте
  3. Деятельность
  4. Эмоции
  5. Профессиональная карьера в педагогике
  6. История психологии
  7. Трансперсональная психотерапия
  8. Психологические особенности пассивных детей, коррекционная работа с ними
  9. Зависимости состояния человека и его психических процессов
  10. Теоретический анализ в психологии