Для связи в whatsapp +905441085890

Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира — Корреляция понятий: «личность», «индивидуум», «субъект», «индивидуальность»

Проблема личности находится в области видения многих наук, она является предметом междисциплинарных исследований. В научной литературе основное различие проводится в таких узких понятиях, как «личность», «индивидуум», «субъект», «индивидуальность».

Человек — это наиболее общий термин, обозначающий принадлежность к человеческому роду (homo sapiens), и служит для характеристики присущих всем людям универсальных свойств и качеств, природного явления, имеющего, с одной стороны, биологическое начало, с другой стороны, духовное — способность к глубокому абстрактному мышлению, артикулировать язык (что отличает нас от животных), высокая обучаемость, усвоение культурных достижений, высокая степень социальной (социальной) организации. Психология связывает достоинства человека как личности с присущими ему психологическими характеристиками, качествами.

Что такое «личность» в психологии? Существует множество определений этого понятия, но, несмотря на все различия между ними, в основном они не противоречат друг другу в том, что личность является социальной личностью, субъектом социальных отношений, деятельности и общения. Само понятие личности характеризует результат развития личности и является выражением ее социальной сущности. Особенность здесь в том, что когда рождаются человеческие личности, то они становятся личностями. Личность формируется в результате длительного процесса. Личность в психологии — это системное социальное качество человека, основная целостная черта его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, нравственности, как защитника и создателя человеческих ценностей.

Под индивидуумом понимается конкретная личность, единый представитель рода человеческого, и он считается отправной точкой становления личности — индивидуум является «образцовым», то есть не только «одним», но и всегда «одним из», т.е. под термином индивидуум подразумевается биологическая сущность человека.

Корреляция понятий: «личность», «индивидуум», «субъект», «индивидуальность»

Понятие «субъект» деятельности в русской психологии было предметом внимания Л.И. Анциферовой, К.А. Абулхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.В. Брушлинского и др. Предмет деятельности — это человек во всей совокупности таких качеств, которые, прежде всего, влияют на его образовательную, трудовую, игровую деятельность. Это преобразующая деятельность, формирование жизненного пути, избирательность в восприятии информации, мотивы поведенческих проявлений, независимость, инициативность, осмысление и т.д. По мнению Б.Г. Ананьева, предмет характеризуется комплексом видов деятельности и степенью их продуктивности. А.В. Брушлинский отмечал, что субъект — это человек на самом высоком уровне своей деятельности, целостности, самостоятельности. Каждый должен уважать другого — свою автономию, собственное мнение, первоначальное исполнение деятельности (ритм, темп, объем). Субъективность студента проявляется в селективности по отношению к знанию и миру, в устойчивости этой селективности, в способе обработки предмета, в эмоциональном и личностном отношении к объектам знания.

Незаменимой и важной чертой личности является индивидуальность, которая понимается как единство уникальных личностных характеристик конкретного человека. Это также уникальность его психофизического строения (темперамент, физические данные, ментальные характеристики), интеллекта, мировоззрения, жизненного опыта, социальных характеристик, способности отвечать за свою личную внешность, иметь ценность и значение в глазах общества.

В отечественной психологии индивидуальность изучалась Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, А.В. Петровским, В.А. Петровским и другими. По мнению А.В., Петровского, в основе индивидуальности лежит психологическая природа личности, когда сочетаются черты характера, темперамент, способности, потребности и психические состояния и т.д. Психологическая природа личности остается относительно постоянной и стабильной на протяжении всей жизни человека, несмотря на изменчивость черт характера или ценностных ориентаций на определенных этапах жизни.

С.Л.Рубинштейн в своей работе «Быть и Сознание» утверждал, что человек индивидуален, потому что обладает особыми, уникальными и неповторимыми характеристиками. Человек — это личность, потому что он сознательно определяет свое отношение к окружающей среде. По мнению ученого, человек — это личность, потому что у него есть собственное лицо. Человек является максимум личностью, когда есть минимум нейтралитета, равнодушия, безразличия. Индивидуальность, по словам Рубинштейна, — это всегда индивидуум с комплексом природных характеристик, но не каждый человек является индивидуумом.

Б.Г. Ананьев считал, что каждая индивидуальность имеет разную сложность и при этом обладает стабильностью и гармонией всех личностных качеств. Индивидуальные характеристики изменяются индивидуальностью. Если личность является «вершиной» всей структуры человеческих характеристик, то индивидуальность — это «глубина» субъекта деятельности». И далее, «…одним из важных показателей индивидуальности человека является деятельность творческой, созидательной, воплощающей, реализующей в себе все огромные возможности исторической природы человека». По словам Ананьева, даже на биологическом уровне изменчивость всех реакций и процессов влияет на индивидуальность человека.

В человеке его качества как личности и как субъекта деятельности объединены и связаны друг с другом, в структуре которого действуют природные свойства человека как личности. Таким образом, индивидуальность состоит из всех свойств человека. Все его качества, врожденные и приобретенные, объединены в личности. В его целостной структуре мы можем лишь условно говорить о нейтралитете биологических качеств, в то время как он приобретает социальные качества.

При рассмотрении личностного целостного подхода в домашней экономике существует ряд общепринятых отправных моментов:

  • Личность врождена в каждом человеке;
  • Личность — это то, что отличает человека от животного;
  • Личность — это продукт исторического развития, то есть она возникает на определенном этапе развития человека;
  • Личность — это индивидуальная характеристика человека, то есть то, что отличает одного человека от другого.

Сематическая близость терминов «индивидуальность» и «личность» — то, что личность — это индивидуальность, а индивидуальность человека — это его особенность — приводит к тому, что эти термины часто используются как уникальные, подменяя друг друга. В индивидуальности мы отмечаем оригинальность, в личности скорее независимость, или, как писал философ и психолог С.Л.Рубинштейн, «человек есть индивидуальность, потому что он обладает особыми, неповторимыми и неповторимыми качествами».

Социализация личности

Формирование личности происходит в рамках установленных требований, осуществление социального воспроизводства, формирование личности по образу и подобию, установленному обществом. В этом выпуске социологи добились высоких результатов. Конечно, в социологическом смысле. Социологи говорят о приобретении социальных ролей, то есть о процессе социализации. Социализацию следует понимать как часть формирования личности, которая заключается в формировании «наиболее общих, общих, стабильных характеристик личности» через усвоение общих ценностей и в целом значимых норм. Сюда относятся, прежде всего, социальные роли, которые человек приобретает в процессе социализации, а также ценностные ориентации, формирующие основу личного поведения.

Таким образом, личная социализация — это процесс инкорпорации человека в общество, его ассимиляции социального опыта, культурных ценностей, социальных ролей, норм и правил поведения. В основе социализации лежит формирование социально значимых личностных качеств, позволяющих человеку полноценно участвовать в жизни общества.

Социализация не ограничивается традиционными понятиями «воспитание» и «образование»; она продолжается на протяжении всей жизни человека и включает в себя все процессы воздействия на него социальной среды. Результаты социализации во многом зависят от социальной активности индивида, который не должен оставаться лишь пассивным объектом различных социальных воздействий.

С точки зрения психологии, социализация не может рассматриваться как простая механическая рефлексия человеком социального опыта, непосредственно испытанного или полученного в результате наблюдения. Прием этого опыта субъективен. Одни и те же социальные ситуации воспринимаются по-разному, переживаются по-разному разными людьми. И поэтому разные личности могут привнести различный социальный опыт из объективно идентичных социальных ситуаций. Это положение подчеркивает прочную связь между двумя одновременно противоположными и едиными процессами — социализацией и индивидуализацией.

Социализация включает в себя ряд этапов, каждый из которых имеет свои особенности. Этот вопрос по-разному интерпретируется социологами. Некоторые исходят из того, что основным показателем зрелости человека является его трудовая деятельность, и поэтому выделяют такие три основных этапа социализации: «дорабочий», трудовой и «послерабочий» (выход на пенсию). Другие делят социализацию на две очень общие стадии: стадия первичной социализации (от рождения до становления личности) и стадия вторичной социализации (развитие личности на стадии социальной зрелости). Другие предлагают разделение социализации по жизненным циклам человека (детство, юность, зрелость, старость).

В любом случае, социализация наиболее интенсивна на начальном этапе, когда формируется личность ребенка и он готовится к взрослой жизни. Особенно велика здесь роль родителей и других членов семьи — первичных субъектов социализации, которые оказывают непосредственное влияние на процесс формирования личности ребенка. По мере взросления ребенка круг инстанций социализации расширяется и его природа усложняется. В этот процесс вовлечены дошкольные образовательные учреждения, затем школьные коллективы, внешкольные образовательные учреждения, детские теле- и радиопрограммы и т.д. Среди механизмов ранней социализации особое значение имеют коллективные игры, в которых дети учатся осваивать будущие социальные роли.

Подростковый этап социализации (13-19 лет) очень важен, когда подростки приобретают гораздо более широкие знания, завершают формирование основ своей личности и определяют свое место в окружающей их жизни. Сложность социализации в «переходный период» обусловлена, главным образом, противоречием между высоким уровнем устремлений подростков и их низким социальным статусом в пожилом возрасте. Кроме того, на этом этапе могут возникнуть параллельные системы ценностей и мировоззрений с различными агентами социализации — родителями, школой, сверстниками. Образование по существу является формой личной социализации, а именно контролируемым и целенаправленным процессом социализации.

На этапе зрелости приобретение и присвоение социальных статусов и ролей, а также активное участие в производственной, социальной, политической и других сферах жизни общества становятся основной частью социализации личности. В этот период человек не только конкретно впитывает социальный опыт, но и актуализирует его через свою деятельность. Зрелый человек иногда сталкивается с необходимостью многое изменить в своей жизни. Затем происходит ресоциализация, под которой понимается процесс приобретения новых знаний, ценностей, норм, установок, состояний, ролей вместо прежних.

Ресоциализация проявляется главным образом в условиях принципиально иной ситуации для человека (например, переезд в другую страну на постоянное место жительства). Однако чаще всего это связано с изменением статуса человека, его профессии или служебного положения. В обществе переходного типа ресоциализация может стать массовым явлением, затрагивающим большие группы людей, которые меняют свои ценностные ориентации и приобретают новые виды деятельности.

В пожилом возрасте, с выходом на пенсию: активный цикл социализации завершен. В это время, как правило, происходит снижение социального статуса индивида, уменьшение диапазона выполняемых им социальных ролей. В то же время «постлабораторная» социализация позволяет людям в преклонном возрасте внести значительный вклад в воспроизводство социального опыта, в процессы его передачи новым поколениям.

Теории развития личности

Сложность и многомерность процесса становления и развития личности привели к появлению разнообразных теорий, которые пытаются объяснить некоторые аспекты этой проблемы. Можно выделить несколько основных концептуальных подходов к изучению личности.

В рамках междисциплинарных исследований сформировался социобиологический подход, представители которого (Э. Уилсон, Д. Фридман и др.) подчеркивают биологические факторы в объяснении процессов формирования и развития личности. Согласно им, некоторые виды человеческого поведения генетически детерминированы, то есть наличие врожденных механизмов, являющихся результатом длительной эволюции. Эта теория подвергается критике со стороны многих ученых, которые отмечают, что социобиологи не учитывают способность человека мыслить и использовать символы, тем самым игнорируя роль культуры и социальной среды в формировании и развитии личности.

Ряд концепций личности основан на функциональном подходе, согласно которому единицей социального анализа является не столько сам действующий индивид, сколько функция, которую он выполняет в обществе. Наиболее широко в социологии используется теория ролей личности, разработанная в различных вариантах Дж. Г. Мидом, Р. Линтоном, Р. Мертоном, Т. Парсонсом, Т. Шибутани и другими известными социологами и социальными психологами. С точки зрения всех этих понятий, личность — это совокупность социальных ролей, которые она выполняет в обществе. Но если в интерпретации Дж. Г. Мида и других социальных психологов роль является результатом межличностного взаимодействия, то в интерпретации Р. Линтона, Р. Мертона, Т. Парсона и их последователей — как совокупности требований, которые общество предъявляет к индивидууму, занимающему определенное положение в социальной системе. Иными словами, представители структурного функционализма рассматривают личность как функцию набора социальных ролей, которые человек выполняет в обществе.

Теория ролей личности имеет ряд несомненных преимуществ

Во-первых, это позволяет раскрыть механизм взаимодействия человека и общества. Во-вторых, парные понятия «роль — статус» являются удобным аналитическим инструментом для описания ценностно-нормативной структуры общества и места индивида в нем. В-третьих, понятие социальной роли может быть захвачено эмпирическими методами с использованием смежных категорий, таких как «ролевые притязания», «ролевые ожидания» и т.д. Однако теория ролей не может быть принята как единственная, так как она затмевает активный, творческий подход к личности.

С психологической интерпретацией ролевой теории личности тесно связано понятие «зеркального Я», разработанное американским исследователем К. Кули. Согласно этой концепции, личность формируется в процессе ее социального взаимодействия и отражает представления человека о том, как его воспринимают и оценивают другие люди.

В процессе межличностного общения человек создает свое «зеркальное я», которое состоит из трех элементов:

  • Восприятие того, как его воспринимают другие;
  • Восприятие того, как они его воспринимают;
  • Восприятие того, как человек реагирует на воспринимаемые реакции других людей.

Таким образом, в теории «зеркального Я» личность является результатом социального взаимодействия, в ходе которого индивид приобретает способность судить о себе с точки зрения других членов определенной социальной группы.

В мейнстриме возникло фрейдистское понятие о личности, которое существенно повлияло на развитие представлений о человеческой природе.

Модель личности, предложенная З. Фрейд включает в себя три компонента:

  • Сфера бессознательного ( ld — Оно ), в которой преобладают биологически детерминированные половые (либидо) и агрессивные движения;
  • Сфера самосознания ( Ego — Я ), которая стремится реализовать бессознательные движения в приемлемой для общества форме;
  • Сфера сверхсознания ( Super Ego — Сверх-Я ), которая включает в себя нравственные нормы, принятые в данном обществе (это своего рода «моральный цензура»).

Взаимодействие этих сфер носит конфликтный характер и определяет динамику развития личности. Возникающие конфликты между сознанием и подсознанием, по мнению Фрейда, разрешаются с помощью ряда психологических механизмов, подавляющих и подавляет из сознания индивидуальные мотивы и импульсы, противоречащие требованиям «цензора морали».

Главной проблемой, которую Фрейд пытался решить, была проблема противоречия между индивидуумом и обществом. В своих выводах он порой склонялся к пессимизму, считая, что человеческая природа слишком консервативна, чтобы вызвать серьезные социальные перемены и разрешить драматический конфликт между человеком и обществом, а порой и к осторожно-оптимистичному взгляду, полагая, что при психоаналитической терапии и правильно организованной системе образования, развитие в конечном итоге может двигаться в нужном направлении.

Впоследствии ученые разработали новые аспекты психоанализа, вплоть до его полной переработки. К этим ученым относятся, прежде всего, А. Адлер с индивидуальной теорией личности и К. Адлер с индивидуальной теорией личности. Юнг с идеей влияния на людей, стремящихся к будущему и прошлому опыту. Адлер считал, что у человека одни органы слабее, другие сильнее. Больной — это орган, который слабее, т.е. хуже от рождения.

Стремление к превосходству сопровождается неврозом, так как люди, страдающие от него, обычно борются за свои эгоистичные цели в жизни. Один ученый отметил, что люди с явно выраженными недостатками могут достичь выдающихся успехов благодаря обучению. Органическая недостаточность может привести к психологической недостаточности. Его истоки лежат в детстве. Ощущение этого способствует формированию и возникновению превосходства над другими, а также формированию контролирующих, принимающих, избегающих и общественно полезных личностных типов. Что касается последнего типа, то Адлер утверждает, что жизнь человека ценна тем, что он вносит свой вклад в ценность жизни других людей. Стремление к превосходству социально здорового человека включает в себя стремление к благополучию других людей.

К. Юнг утверждал, что бессознательное — это внутрипсихический слой структуры личности, глубоко укоренившийся в эволюции. Он считал, что психика состоит из трех структур: эго, личного бессознательного и коллективного бессознательного.

Эго — это сфера сознания, включающая в себя ощущения, мысли, чувства и так далее: Личное бессознательное концентрирует комплексы прошлого или унаследованного опыта. Эти комплексы вращаются вокруг обычных мирских проблем. Комплексы влияют на мировоззрение и поведение. Коллективное бессознательное — это хранилище следов памяти человечества. Поэтому у каждого человека есть общая человеческая память, которая остается в сознании предков и передается потомкам. Коллективное бессознательное сосредоточено в «первичных моделях», или архетипах.

Юнг описал две основные установки или ориентации личности — ориентация на внешний мир и ориентация на внутренний мир.

Мы также хотели бы упомянуть широко используемое понятие личности Г. Эйзенка. Он различает два измерения личности: Интровертность — Экстравертность и невротизм — Стабильность. Эти два измерения (факторы) независимы друг от друга. Каждый из полюсов этих личностных измерений представляет собой своего рода супер черту, потому что, согласно Эйсенку, каждое из этих измерений основано на наборе из нескольких составных черт. Более того, каждый супертрет (например, интровертность) является не дискретным количественным показателем, а континуумом определенной степени. Поэтому в теории Эйсенка термин «тип» используется для обозначения супертрэта.

Экстравертный тип характеризуется ориентацией личности на внешний мир. Для таких людей характерно: Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, постоянное стремление к контактам, желание новых впечатлений, свободные формы поведения, высокая двигательная и вербальная активность. Они легко реагируют на различные предложения, «зажигают», берутся за их реализацию, но также могут легко отказаться от того, что было начато, и взять на себя новую задачу.

Для интровертного типа характерно то, что человек ориентируется на себя, на явления своего мира. Для таких людей характерны низкая общительность, сдержанность, склонность к самоанализу и рефлексии. Прежде чем предпринять действия, они анализируют условия, ситуацию, задачу; они склонны планировать свои действия. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не говорит о низкой эмоциональной чувствительности, скорее наоборот.

Мы рассмотрели наиболее популярные теории развития личности. В целом, в настоящее время существует множество теорий личности, разработанных в таких направлениях, как психоанализ, нео-фрейдизм, когнитивно-биологический подход, гуманистическая психология, структурно-типологическое направление.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Идея общественно-исторической закономерности
  2. Душа в средневековой философии индии
  3. Концепция «воли к власти» Ф. Ницше
  4. Гносеология Локка
  5. Прагматизм
  6. Специфика усвоения марксизма в России
  7. Социальные и философские воззрения античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи возрождения
  8. Почвенничество
  9. Основные проблемы патристики
  10. Иоанн Дамаскин