Для связи в whatsapp +905441085890

Прагматизм — Чарльз Пирс, основатель прагматизма

Прагматизм (от греческого — поступок, действие) — позитивистская философская доктрина, рассматривающая смысл понятий, суждений с точки зрения практических последствий действия на их основе, успех которой является единым критерием истины и отождествляется с ним. Основные идеи прагматизма были высказаны Пирсом в 70-х годах, но только в конце 90-х, благодаря работам Иакова, прагматизм приобрел популярность и быстро вошел в моду. В то же время к прагматизму присоединился Дьюи, который начал с прагматической интерпретации логики и эпистемологии, в последующие десятилетия дал всестороннее развитие прагматизму в инструменталистском варианте и сделал его универсальным методом мышления, «почти официальной философией» США, где прагматизм также представлен Х. Калленом, Крюком, К. И. Льюисом. Среди наиболее известных прагматиков можно отметить: в Англии — философа К. С. Шиллера, в Италии — Папина и Преццолини, в Китае — Ху Ши.

В мейнстриме прагматизма различные варианты прагматизма развиваются на общей субъективно-идеалистической основе. Обычно Пирс пытался трактовать прагматизм как логическую теорию смысла, хотя не мог избежать путаницы логических и психологических аспектов. У Иакова прагматизм носит более субъективный характер; его эпистемология строится на понятии непосредственного ощущения, переживания, функция познания и истины сводится к успешному «вождению» от одного набора переживаний к другому, а ценность понятий определяется их отношением к ощущениям. Дьюи развивает прагматизм как универсальный метод («логику») решения проблемных ситуаций, особенно социальных, и тем самым выдвигает на первый план инструментальную функцию понятий в эпистемологии. В волюнтаристском «гуманизме» Шиллера, основанном на релятивистском тезисе Протагораса о человеке как мериле всего, прагматизм поставлен на грань солипсизма, иллогизма, вымысла.

Еще одним новаторским прагматизмом является теория смысла. Возможно, Пирс был первым мыслителем, который попытался ввести понятие смысла в философию, придав ему строго логическое значение. Сущность прагматического понимания смысла выражается в максиме Пирса: «Рассмотрим, какие практические последствия, по нашему мнению, может породить объект нашей концепции. Понятие всех этих последствий является полным понятием объекта».

Прагматизм — это философское течение, возникшее в США в последние десятилетия XIX века, и хотя у него были адепты в других странах (Англии, Италии и даже Китае), он считается типичным выражением американского духа, наиболее значимым вкладом США в западную философию. Для представителей прагматизма характерно то, что они рассматривают мышление как средство адаптации организма к окружающей среде, понимают истину как утверждение, способствующее успеху жизни, а философию как метод прояснения мыслей и убеждений, имеющих отношение к решению жизненных проблем.

Создателем термина и автором некоторых основных идей прагматизма был американский философ Чарльз Пирс. Уильям Джеймс продолжил развивать идеи Пирса и придал им популярную форму. Джон Дьюи, следуя бихевиоризму, создал инструменталистскую версию прагматизма. В середине двадцатого века Хвин и Гудман попытались синтезировать идеи прагматизма, современной логики и аналитической философии. В настоящее время некоторые идеи прагматизма выдвинуты Ричардом Рорти, одним из самых влиятельных философов США.

Идеями прагматизма поделились Фердинанд Шиллер (Англия), Папини (Италия), Ху Шу (Китай). Ханс Вейхингер (Германия) и Мигель де Унамуно (Испания) были близки к прагматизму.

Прагматизм

Чарльз Пирс, основатель прагматизма

Чарльз Пирс (1839-1914) — американский философ, логик и математик, чьи идеи были применены в работах по эвристическому программированию, машинному переводу, созданию информационно-поисковых систем. Пирс является одним из основоположников семиотики — науки знаков, внесшим свой вклад, оцененный только в середине XX века, в семантику — учение о знаковом знаке и в прагматику — ту часть семиотики, в которой изучаются отношения субъектов, воспринимающих и использующих любую знаковую систему, к самой знаковой системе. (Основные идеи К. Пирса были доработаны К. Моррисом, который сам ввел этот термин, напомнив, таким образом, о самом важном философском достижении Пирса).

Ч. Пирс был очень неортодоксальным человеком и оригинальным философом. Его неортодоксальность не позволила ему влиться в академическое сообщество Америки. Его оригинальные взгляды, изложенные в серии статей и монографий, большинство из которых не видели дневного света еще долгое время после его смерти, были оценены лишь немногими современниками, среди которых был Иаков, общепризнанный лидер раннего прагматизма.

Идеи Пирса охватывают широкий спектр проблем. Их значение выходило за рамки интерпретации, которую джемс называл прагматизмом. Расхождение с Иаковом казалось Пирсу настолько большим, что он даже отказался от термина «прагматизм» и ввел новый термин для описания своей доктрины: «прагматизм». Здесь будут рассмотрены только те высказывания Пирса, которые сыграли решающую роль в формировании прагматизма Иакова.

Основные произведения Пирса, связанные с ранним развитием прагматизма: «Вопросы относительности некоторых свойств, приписываемых человеку» (1868); «Некоторые последствия четырех неспособностей» (1868); «Основы надежности» (1868); «Фиксация веры» (1878); «Вопросы философии». 1996, № 12; «Как сделать наши идеи ясными» (1878).

По словам Пирса, мы действуем, полагая, что наши действия приведут к желаемому результату. Когда результат не достигается, мы начинаем сомневаться в идеях, лежащих в основе наших действий. Действие по преодолению сомнений — это то, что Пирс называет расследованием. Цель расследования заключается в достижении стабильного убеждения, разделяемого конкретным коллективом. То, что называется истиной, является широко распространенным принудительным убеждением в том, что бесконечное сообщество следователей, испытывающих определенные сомнения, придет к тому, чтобы этот процесс продолжался бесконечно долго.

Поскольку бесконечный процесс по определению не может быть завершен, то, по мнению Пирса, арсенал истин, доступный человечеству, представляет собой не более чем набор социально навязанных убеждений, т.е. идей, которые успешно служат нашим действиям. По мнению Пирса, существуют четыре основных метода закрепления убеждений: метод настойчивости, метод авторитета, априорный метод и метод науки. Метод настойчивости упрямых людей, закрывающих глаза на очевидное, не может сделать их идеи социально значимыми. Сторонники метода власти эксплуатируют невежество и применяют силу. О неэффективности этого метода свидетельствует тот факт, что ни одна из религий не выдержала критики. Сторонники априорного метода ссылаются на соответствие универсальному разуму. На самом деле, это оказалось особой причиной того или иного философа. И только научный метод доказывает, что способен исправить наши убеждения.

Джеймс Уильям, его вклад в развитие прагматизма

Джеймс Уильям родился в 1842 году и получил прекрасное домашнее образование, которое он продолжил в Гарвардском университете в Школе медицины. Он много путешествовал с детства и участвовал в научной экспедиции на Амазонку в годы учебы в бакалавриате. После Гарварда Джеймс изучал медицину и психологию в Германии. В 1873 году он стал профессором анатомии и физиологии в своем родном университете, где в 1875 году начал преподавать первый курс психологии в Америке. В 1879 году он начал преподавать и философию. Как психолог Джеймс получил мировую известность благодаря своему двухтомному труду «Принципы психологии» (1890). Он также стал известен как философ после публикации тома его философского труда «Воля к вере» и других очерков о народной философии в 1897 году. В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Джеймс был очень популярен. Он читал лекции в Америке и Европе и широко публиковался. Его идеи имели большое влияние и широко обсуждались. Его философские учения считаются выражением духа американизма, оригинального американского вклада в европейскую материнскую культуру. Джеймс умер в 1910 году.

В числе наиболее известных работ Джемса — «Разновидности религиозного опыта» М., 1993; «Существует ли сознание» (1904); «Прагматизм» (1910); «Вселенная с плюралистической точки зрения» М., 1911; «Психология» М., 1991; «Воля и вера» М., 1997.

Философ Джемс не может быть отделен от психолога Джемса. Его психологические концепции не были разработаны без влияния Пирса, с которым он находился в тесном контакте, присоединившись в Гарварде к группе математиков, ученых, юристов и богословов, которые называли себя «метафизическим клубом». Одной из самых ярких личностей в этой группе был Пирс, который принимал активное участие во всех дискуссиях и выступал с многочисленными речами. Оригинальность идей последнего, несмотря на недостатки в форме изложения, Джеймс мог оценить и использовать в своей работе как психолога, так и философа. Он всегда почитал Пирса как гения и отдавал ему дань уважения в своих работах. Благодаря Джеймсу имя Пирса стало известно как в Европе, так и в Америке, и его идеи были сначала поняты в интерпретации Джеймса.

Как экспериментальный психолог, Джеймс известен своей теорией эмоций. Он изучил мышечные и поведенческие проявления эмоциональных состояний и обнаружил, что если, например, хорошее настроение сопровождается улыбкой, то, растягивая губы в улыбке, когда человек находится в плохом настроении, можно увидеть повышение жизненной силы. Американский лозунг «Улыбнись!» из эпохи Великой депрессии был вдохновлен этой концепцией. Иаковская теория эмоций уходит корнями в «бихевиоризм» — отрасль психологии, в которой объектом этой науки является не сознание, а поведение, понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к минимуму словесных и эмоциональных реакций (реакций) на воздействия (раздражители) окружающей среды.

В теоретической психологии Джеймс принимает формулу Спенсера об идентичности психической и физической жизни, о психике как инструменте адаптации организма к окружающей среде. Как и Пирс, он видит главную функцию разума в решении проблем, в поиске руководящих принципов для действий.

Джон Дьюи — самый выдающийся представитель прагматизма первой половины двадцатого века

Джон Дьюи Джон был наиболее влиятельным представителем прагматизма в первой половине двадцатого века. Он родился в 1859 году, в год публикации «Происхождение видов Дарвина». Эволюционные идеи дарвинизма легли в основу его мировоззрения. Гегель и Граф также были влиятельны в годы его становления, в то время как основное влияние оказывали Принципы Психологии Джеймса. Дьюи, которого иногда называют логиком прагматизма, пропагандировал инструментализм — учение о том, что понятия — это не отпечатки реальности, а инструменты для навигации по миру опыта. Он выступал против абсолютизации ценностей и подчеркивал их жизненно-ситуационный характер. На основе идей прагматизма он попытался реформировать систему образования, пересмотреть ее цели.

Джон Дьюи был профессором в ряде университетов США. Он провел два года в Пекине в качестве преподавателя и консультанта по вопросам образования. Он совершил научные поездки в Турцию, Мексику и СССР. Некоторое время он был председателем Лиги свободных политических действий, которая объединила все партии и группы левых, действующих в США. Во второй половине 1930-х годов он согласился возглавить международную комиссию по расследованию «антисоветской деятельности» Троцкого. Комиссия, изучив обширную документацию, установила, что обвинения Сталина в адрес Троцкого — клевета. Пропаганда Дьюи политического равенства для женщин хорошо известна.

Джон Дьюи внес свой вклад почти во все сферы американской культуры. В Америке он до сих пор считается самым влиятельным философом, воплощением идеи философии. Дьюи оставил большое литературное поместье, состоящее из около 30 книг и 900 статей. Его работы охватывают почти все области философских и социальных знаний. Он умер в Нью-Йорке в 1952 году.

Некоторые из самых важных работ Дьюи следующие: Школа и общество», М., 1922; исследования по логической теории (1903); «Как мы думаем» (1910); «Дарвинизм и философия» (1910); «Демократия и образование» (1916); «Очерки по экспериментальной логике» (1916); «Реконструкция в философии» (1920); «Человеческая природа и поведение» (1922); «Опыт и природа» (1925); «Единство науки как социальная проблема» (1938); «Теория оценки» (1938). В русском языке работы Дьюи почти не существует. В конце 1920-х — начале 1930-х годов была переведена работа «Как мы мыслим» под названием «Психология и педагогика мышления» (М., 1915), а совсем недавно были опубликованы эссе «Цели и средства» (в «Этической мысли», 1991. М., 1992) и «Философия и культура» (в «Метафизических исследованиях» Альманаха, т. 5. Культура. Санкт-Петербург. 1988).

Хотя Дьюи весьма критично отзывался о работах Джеймса, особенно о его «Принципах психологии», в начале своей карьеры он не соглашался с ним в вопросе о личности. Джемс видел личность как нечто первозданное, не разделенное на элементы, как метафизическую реальность. Дьюи сократил личность до биологических и социальных компонентов. Исходя из этого, сам Дьюи определил свою позицию как натуралистическую и даже материалистическую.

Ричард Рорти, его идеи, основные работы

Ричард Рорти вырос в семье левых интеллектуалов, которые были демократическими, социалистическими и антисталинскими. Повелителем голов американцев в этой идеологической ориентации в эти годы был Дж. Дьюи, с творчеством которого Рорти. познакомился в ранней юности. И все же лучшие философские работы. Лучшие философские работы Дьюи были написаны в начале 20 века. В американской философии между двумя мировыми войнами почти ничего не произошло. Начиная с 1950-х годов, мода на американскую философию стала определяться аналитическими философами, которые стремились сделать философию наукой, ориентированной на изучение языка науки, в то время как Дьюи считал, что философия должна основываться на всех областях человеческой культуры, то есть рассматриваться исторически.

Рорти получил образование в Чикагском университете, где, как он сам отмечает, его кратко обучали одной из ветвей аналитической философии, логическим позитивистам-эмигрантам из Австрии и Германии — Карнапу, Хемпелю и другим. Однако он стал ориентироваться на изучение истории философии, и именно во время своей работы в качестве преподавателя в Принстонском университете (1961-1982) он действительно познакомился с аналитической философией и попытками Кина и Дэвидсона совместить ее с некоторыми идеями прагматизма. В этот же период он начинает знакомство с идеями покойного Витгенштейна, которого он считает одним из трех (двумя другими являются Дьюи и Хайдеггер) великих философов ХХ века.

Длинная вводная статья к «Лингвистическому повороту», появившаяся под его редакцией в 1967 г. и отвечающая требованиям философских публикаций, разработанных в американском сообществе философов-аналитиков на основе определенного понимания природы философии, содержит, даже в преддверии «Философии» и «Зеркала природы», некоторые моменты, которые ставят под сомнение само это понимание. Сама работа, появившаяся через 12 лет после «Лингвистического поворота», показывает отход не только по содержанию от того понимания природы и задач философии, которое развивалось в рамках аналитической традиции, но и по стилю, предпочитая повествование аргументам.

«Философия и зеркало природы» была критически воспринята профессиональными философами США и с большим интересом воспринята широкой общественностью в Америке и Европе. В 1982 году Рорти покидает Принстонский университет, центр сторонников он-обучения и профессионализации философии. Он поступает на гуманитарный факультет Университета Вирджинии. С 1998 года является профессором сравнительной литературы в Стэнфордском университете. Это официальное движение «от науки к литературе» отражает эволюцию мыслителя от философской к постфилософской позиции.

Вышеперечисленные работы Рорти, последовавшие за «Философией и зеркалом природы», а также двухтомные «Философские сочинения» (1991; некоторые из собранных здесь статей 1980-90-х годов переведены на русский язык), «Правда и прогресс» (1998) и др. показывают, что современный американский мыслитель все меньше интересуется узкими профессиональными проблемами, хотя они остаются в его сфере внимания, и его все больше привлекают вопросы, связанные с пониманием культурно-исторических феноменов вообще и литературы в частности, что, по его мнению, вытесняет религию, науку и профессиональную философию из массового сознания, а также проблемы истории и функционирования институтов либерально-демократического общества. В Рорти мы видим уже не профессионального американского философа, а европейского и разностороннего мыслителя, активно участвующего в публичных дебатах. Со времен Джона Дьюи такой фигуры в интеллектуальной жизни США не было.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Зенон элейский, древнегреческий философ
  2. Идея общественно-исторической закономерности
  3. Душа в средневековой философии индии
  4. Концепция «воли к власти» Ф. Ницше
  5. Гносеология Локка
  6. Человек как субъект деятельности, общения, познания и ценностного освоения мира
  7. Специфика усвоения марксизма в России
  8. Социальные и философские воззрения античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи возрождения
  9. Почвенничество
  10. Основные проблемы патристики