Для связи в whatsapp +905441085890

Эстетика Ницше

Эстетика (от греческого aisthetikos — сентиментальная, чувственная) — это философская наука, изучающая два взаимосвязанных круга явлений: сферу эстетики как специфическое проявление ценностного отношения человека к миру и сферу человеческой художественной деятельности. Искусство и красота уже давно стали предметом изучения. Более двух тысячелетий эстетика развивалась в рамках философии, богословия, художественной практики и искусствоведения. С развитием эстетики предмет эстетики становится все более сложным и насыщенным. В древности эстетика занималась философскими вопросами красоты и искусства, богословие оказало значительное влияние на средневековую эстетику, которая служила одним из инструментов познания Бога, в эпоху Возрождения эстетическая мысль развивалась в основном в области художественной практики, а ее объектом становилось художественное творчество и его связь с природой. В начале Новой эры эстетика пыталась сформировать нормы искусства. Политика оказала огромное влияние на эстетику Просвещения, подчеркнув социальную цель художественного творчества, его моральное и познавательное значение.

Иммануил Кант, классик немецкой философии, традиционно считал объектом эстетики прекрасное в искусстве. Георг Гегель определил объект эстетики как философию искусства или философию художественной деятельности. Позднее объект эстетики сузился до теоретического обоснования определенного направления в искусстве, анализа художественного стиля, например, романтизма (Новалис), реализма (В.Белинский, Н.Добролюбов), экзистенциализма (А. Камю, Ж.П. Сартр). Марксисты определяли эстетику как науку о природе и законы эстетического развития реальности и художественной культуры общества. А.Ф. Лосев рассматривал объект эстетики как мир выражений, созданный человеком и природой. Можно сделать вывод, что тема эстетики мобильна и изменчива, и в исторической перспективе эта проблема остается открытой.

В конце XIX века в европейской философско-эстетической мысли происходят процессы радикального пересмотра классических форм философской мысли. Ф. Ницше вышел с отрицанием и пересмотром классических эстетических ценностей. Он подготовил коллапс традиционной трансцендентной концепции эстетики и оказал значительное влияние на возникновение пост-классической философии и эстетики. Эстетика Ницше развивала теорию искусства Аполлона и Дионисия. В «Рождении трагедии от духа музыки» (1872) он разрешает антиномию аполлонианцев и дионисийцев как два противоположных, но неразрывно связанных принципа, лежащих в основе всех культурных феноменов. Аполлонское искусство стремится упорядочить мир, сделать его гармонично пропорциональным, ясным и сбалансированным. Но аполлонский подход касается только внешней стороны бытия. Это иллюзия и постоянный самообман. Аполлонская структуризация хаоса контрастирует с дионисианской интоксикацией экстаза. Дионисианский принцип искусства — это не создание новых иллюзий, а искусство живой стихии, избытка, спонтанной радости. В интерпретации Ницше интоксикация Дионисяна возникает как способ преодоления отчуждения человека от мира. Выходить за рамки индивидуалистической изолированности — это настоящее творчество. Самые настоящие формы искусства — это не те, которые создают иллюзии, а те, которые позволяют нам заглянуть в бездны вселенной. Эстетические и философские концепции Ницше широко применялись в теории и практике модернистской эстетики в конце 19-го и начале 20-го веков. Ницшеанская эстетика привлекала русских символистов. Вслед за Ницше они увидели мир как эстетический феномен, созданный художником-теоретиком.

Эстетика Ницше - Реакция научного мира на его работу

Реакция научного мира на эту работу

«Герман Узенер посчитал уместным назвать книгу «полной чепухой»: «Тот, кто написал такую вещь, научно мертв»; также Ритшель Фридрих Вильгельм Ритшель (1806-1876), выдающийся немецкий филолог и учитель Ницше не удержался от критики своего любимого: «Остроумное похмелье» Серафимовского В. «Эстетические взгляды Ф. Ницше и их влияние».

Сам Ницше называет свое обучение филологическим:

«Ибо и по сей день есть почти все, что филолог может обнаружить и раскопать! Во-первых, что есть проблема, и что греки, хотя у нас нет ответа на вопрос, что такое дионисское начало, остаются для нас совершенно непонятными и неприступными» Ф. Ницше «Рождение трагедии, или эллинизма и пессимизма».

Работа Ницше, на наш взгляд, несомненно, является выдающимся произведением своего времени. Схематичность, в которой Ницше обвинил книгу современный критик, до сих пор является проявлением его нового подхода к классическому предмету, так как именно Ницше популяризировал явно неакадемический подход к философии, впоследствии получивший название «неклассической философии».

В двух небольших работах «Рождение трагедии, или эллинизм и пессимизм» и «Сумерки богов, или Как работает молот философов», которые мы использовали при написании этой работы, Ницше разработал и очертил целую серию нравственно-эстетических проблем современного общества.

  • Кризис христианской религии и нигилизма (смерть Бога).
  • Кризис классической европейской философии как философии разума и рационализма (феномен сократизма).
  • Массификация культуры (феномен итальянской оперы).
  • Проблема личности и толпы (Супермен).
  • Проблема национальной идентичности (возрождение Германии).
  • Моральная критика.
  • Проблема толкования и интерпретируемости (феномен демократизма).
  • Проблема культуры как синтез Аполлонского и Дионисианского принципов.

Это перечисление характеризует проблему философии Ницше как философию нового поколения, так как многие понятия были введены им впервые и являются инновационными.

Его исторические рассказы об истории греческого театра и греческой философии заслуживают живого внимания и являются выводами не столько ученого, сколько философа, поскольку современная наука не согласна со многими предложенными Ницше гипотезами.

Влияние творчества Ницше на философию и культуру ХХ века неоценимо; известно, что как русские символисты начала века, такие как Вячеслав Иванов или Андрей Белый, так и французские экзистенциалисты Жан Поль Сартр, Альбер Камю и Морис Мерло-Понти выражали восхищение Ницше и его сильное влияние на их собственные произведения.

Говорят, что «эстетический пессимизм» Ницше также сильно повлиял на возникновение такого движения, как экспрессионизм:

Привлечение немецких писателей и художников начала ХХ века к хаосу чувств происходило в контексте открытия заново «дионисианского», иррационального начала искусства, о котором Ницше писал в своем трактате «Рождение трагедии»

Стоит также отметить, что один из лидеров более позднего эстетического движения, сюрреалистического движения Сальвадор Дали, также отметил влияние философии Ницше на формирование его собственного художественного языка.

«Прикладное искусство», концепция Ницше активно используется. О. Шпенглер, на самом деле, вместо «Дионисиан» использует термин «фаустский» с некоторыми вариациями. В его интерпретации «Аполлонский формальный язык» раскрывает то, что стало, и фаустинский прежде всего то, что становится.

Это имеет далеко идущие последствия для культуры, философии, эстетики и искусства ХХ века, особенно для инновационных («прогрессивных») художественных движений — авангарда, модернизма, постмодернизма и посткультуры в целом. Здесь на первый план выходит иррациональный принцип Дионисия. Он преобладает в таких движениях, как дадаизм, экспрессионизм, футуризм, сюрреализм, алеаторизм, бетонная музыка, театр абсурда, литература струи сознания, во многих перформансах и происходящих арт-проектах, а также в ряде других проектов и практик современного искусства. Действительно, глобальное инновационное движение в художественной культуре ХХ века можно без преувеличения описать как происходящее под знаменем «Дионисяна» В. В. Бычкова. Эстетика.

Нравственная эстетика Ницше Сократизм

Книга «Рождение трагедии», или «Эллинизм и пессимизм», в первую очередь, является эстетическим трактатом. Многие ученые-марксисты относят Ницше к движению философской эстетики, то есть утверждения примата культуры (и, в частности, искусства) в развитии человеческого общества.

«Термин, подходящий для отражения природы отношений между эстетической концепцией Ницше и его философией в целом, — это «эстетика жизни», поскольку он отражает неотделимость жизни от эстетического феномена. Философия жизни Ницше глубоко эстетична, хотя эстетические проблемы проявляются в разной степени в процессе ее творческого развития. Поэтому не случайно «ренессанс Ницше» в ХХ веке начинается прежде всего в художественной среде» А.Е. Радеева «Эстетика жизни в философии Ницше».

Сам философ неоднократно подтверждает свою позицию по эстетике — в новом предисловии 1886 года он заявляет:

  • «В самой книге неоднократно говорится о том, что существование мира должно быть оправдано как эстетическое явление».
  • Чтобы привести нас к идее искусства как своего рода «мирта», Ницше противопоставляет искусство христианству.
  • «Действительно, трудно найти более разительный контраст чисто эстетическому толкованию и оправданию мира, как это проповедуется в этой книге, чем христианская доктрина, которая есть и хочет быть только нравственной и которая, по своим абсолютным стандартам, по крайней мере, уже своей правдивостью от Бога, толкает искусство, все искусство обратно в поле лжи, т.е. отрицает, осуждает, осуждает…».

Христианская доктрина становится для Ницше переосмыслением (термин, введенный самим Ницше в связи с нравственностью, которую для него олицетворяет христианство), потому что, роснув в строгих христианских традициях семьи лютеранского пастора, он испытывает их сильное влияние, так что начинает изучать богословие уже в университете. Позднее его взгляды изменились в сторону резкой критики христианства и объяснения его кризиса в виде «Смерти Божьей», в «Рождении трагедии от Духа музыки», говорится в нем:

«Христианство с самого начала было, по существу и по своей сути, отвращением к жизни и усталостью от жизни, которая была только замаскирована, только покрыта, только замаскирована верой в другую и лучшую жизнь» Ф. Ницше «Рождение трагедии, или эллинизма и пессимизма».

Идентификация христианства и морали, а также резкое восстание против него можно проследить в следующей цитате:

«Против морали тогда, с этой сомнительной книгой, мой инстинкт, как заступнический инстинкт жизни, повернулся, и придумал для меня принципиально противоположное учение и противоположную оценку жизни, чисто художественную, антихристианскую. Как это называлось? Как филолог и человек слова, я не назвал его без некоторой свободы, ибо кто может знать настоящее имя антихриста? имя одного из греческих богов: я назвал его Дионисианом».

Используя в качестве примера переходную стадию в греческом театре и философии, Ницше разрабатывает новую эстетическую концепцию: культура — это синтез двух начал — аполлонского и дионисианского. Оба начала эквивалентны и одинаково необходимы человеку для преодоления «фрагментации реальности».

Аполлон — это светлая сторона, день, порядок, гармония и чувство меры, индивидуализм и сдержанность, изобразительное искусство, рациональность и разум, сам Ницше проводит аналогию со сном:

«Высшая истина, совершенство этих состояний в отличие от разобщенной и бессвязной реальности дня, то глубокое сознание исцеляющего и помогающего природе во сне и во сне, представляют собой в то же время символическую аналогию с даром радио и искусством в целом, которые делают жизнь возможной и жизнеспособной». Но тот же нежный рисунок……. должны присутствовать и в образе Аполлона: как совершенное чувство меры, самообладание, свобода от диких порывов, мудрое спокойствие бога создателя образов» Ф. Ницше «Рождение трагедии, или эллинизма и пессимизма».

Аполлона я бы назвал славным божественным образом принципиальных индивидуумов, в чьих жестах и взглядах вся великая мудрость иллюзии говорит нам со всей своей красотой» .

Дионисианское начало, с другой стороны, автор сравнивает с опьянением:

«Если к этому ужасу прибавить блаженный восторг, поднимающийся из недр человека и даже природы, когда происходит такое же нарушение принципиальных разделений, то это даст нам представление о природе дионисианского начала, которое, пожалуй, наиболее доступно нам по аналогии с интоксикацией. Либо под воздействием наркотического зелья, о котором все первобытные люди и народы говорят в своих гимнах, либо в случае могучего, радостно пронизывающего всю природу, приближение весны пробуждает те дионисийские чувства, при восходе которых субъективное исчезает в полной самозабвенности» Там же.

Таким образом, Дионисян — это темное начало, соответствующее ночи, инстинкту, хаосу, музыке, вакханальной тайне, экстазу и де-дифференциации.

Взаимодействуя друг с другом как сообщающиеся сосуды, Аполлон питается содержанием Дионисия, а Дионисий становится формой Аполлона:

«Но если мы сейчас посмотрим, как дионисийские силы проявили себя под давлением этого мирного договора, то мы……. должны признать для дионисских оргий греков значение праздников искупления мира и дней духовного просвещения. С ними природа впервые обретает художественный восторг; с ними разрушение принципиальных обособлений становится художественным явлением» Ф. Ницше, «Рождение трагедии, или эллинизма и пессимизма».

«В древнем искусстве, по мнению Ницше, эти принципы фактически противопоставляются и находятся в постоянном диалоге, часто в борьбе друг с другом. Но только в Аттической трагедии они тяготеют друг к другу и достигают своего гармоничного «единства». Аполлонец находит свое самое полное выражение в творчестве художника (вербально, в картине, в скульптуре); Дионисян, напротив, наиболее полно выражается в самом художнике, который в экстатическом танце или музыкальном творчестве фактически перестает быть художником, но становится его собственным творчеством. «Человек уже не художник, — писал Ницше, — он сам стал произведением искусства; художественная сила всей природы раскрывается здесь в опьянении высшей, блаженной самоудовлетворенности первобытным».

Ницше видит в формировании греческого пантеона богов проявление аполлонского инстинкта, а в их жизни, подробно описанной в гомеровском эпосе, оправдание человеческой жизни и единственное «удовлетворяющее теодицею».

Ницше считает гомеровский период греческого искусства аполлонианом и называет Гомера наивным художником:

«Наивность Гомера может быть понята только как полная победа аполлонской иллюзии: это иллюзия, которую природа так часто использует для достижения своих целей».

Анализируя поздние этапы греческой культуры, Ницше выделяет, в частности, Архилоха, который, по его мнению, первым ввел популярную песню в литературу, а вместе с ней и музыку, привнесенную сатирическим хором: «Но какая народная песня сама по себе противостоит вполне аполлонскому эпосу? Что еще, кроме вечного тамбура союза Аполлонского и Дионисского принципов; его широкий, распространяющийся на все народы и растущий во все более новых истоках, свидетельствует о силе этого двойного художественного желания природы, оставляющего в народной песне те же следы, что и в музыке людей, увековечивающих ее оргистическое беспокойство» Ф. Ницше «Рождение трагедии, или эллинизма и пессимизма».

Фридрих Ницше

Фридрих Ницше был известным философским мыслителем из Германии. Его полное имя Фридрих Вильгельм Ницше, он родился 15 октября 1844 года. Он приобрел известность благодаря своему нетрадиционному подходу к философии, своим неакадемическим учениям, именно поэтому они так широко известны.

Философия Ницше

Философия молодого Ницше и зрелого Ницше сильно отличается. Зрелый Ницше выдвигает основные тезисы, основываясь на том, что культура больна, человечество тоже не в порядке, а человек вообще больной и дегенеративный. По его мнению, все нуждается в перерождении, все ценности должны быть переоценены, и это должно быть сделано в глобальном масштабе. Идеал здорового человека и здорового общества должен основываться на древнегреческой доократической цивилизации, где преобладал дионисианский принцип.

Дионисян и Аполлонец в эстетике

Дионисян и Аполлонец — это взаимосвязанная пара понятий, которые Ницше ввел в эстетику. Его полная работа над этими понятиями обсуждается в его работе «Рождение трагедии от духа музыки». Предисловие к Рихарду Вагнеру» (1872). В работе изложены основополагающие принципы искусства и культуры. В работе переплетаются мифологические особенности древних богов, таких как Дионис, отождествляемый с богом вина, и Аполлон, бог муз. В каждом боге Ницше видел нечто, что должно нести в себе особое значение и внимание. Ницше характеризуется в дионисианском элементе спонтанным иррациональным элементом природы. Этот натиск вызывает в человеке одновременно животный ужас и блаженную радость. Такое состояние может быть похоже на состояние алкогольного опьянения или наркотической эйфории. В творческом искусстве эта эйфория наиболее ярко выражена в музыке и танце. Аполлонский Ницше рассматривал в искусстве и поэзии и видел главную сущность в аккуратности, гармонии, иллюзорности, которая возвращалась к особому виду сновидений.

По словам Ницше, поэты и художники являются прототипами своих творений. В древнем искусстве, согласно писаниям Ницше, эти принципы на самом деле являются противоположными субстанциями. Они находятся в постоянном диалоге и часто противостоят друг другу. Но в то же время они стремятся друг к другу и достигают гармонии в «единстве только в чердачной трагедии». Аполлонец может найти свое самое полное выражение в работах художников. Глагол в слове, в живописи, в скульптуре. Напротив, Дионисян может найти свое самое полное выражение в самом художнике, а художник, в свою очередь, может фактически перестать быть художником в определенном виде танца или в исполнении музыки, и трансформироваться в свое индивидуальное произведение. «Человек больше не художник, — писал Ницше, — он сам стал произведением искусства.

В пост-ренессансной культуре Новой Европы, по мнению Ницше, Аполлон стал доминирующим, а Дионисян был умышленно подавлен. Поэтому Ницше был радикален в своем призыве к «переоценке всех ценностей». Ницше выступает за равные права Дионисяна в искусстве и культуре. Это важнейший творческий принцип жизни. Ницше также связал принцип Дионисия с глубоким влиянием Востока на греческую культуру. Если он видел в классической античности доминирующую часть Аполлона, или определенную гармонию Дионисия и Аполлона, то для него понятие Эллинизма было пропитано началом Дионисия. В XIX веке концепция аполлониано-дионисийцев в глобальном масштабе находилась в гармонии с культурной и интеллектуальной ситуацией.

Главное в эстетике Ницше

Ранняя эстетика Ницше близка к эстетике Шопенгауэра и романтике. Зрелый Ницше может быть охарактеризован принципиальной двойственностью. Он был наделен тонким эстетическим вкусом и хорошей художественной интуицией, будучи по рождению филологом, отличным музыкантом, и традиционно получал образование в университетской среде. Поэтому он был притянут к категориям классического эстетического идеала, к Аполлонскому, к высоким творческим искусствам.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Научная революция: естественнонаучное содержание, мировоззренческие предпосылки и последствия
  2. Эстетическое сознание, его формы (эстетические чувства, вкус, идеал, оценка, взгляды, теории)
  3. Точки соприкосновения и расхождения
  4. Проблема определения понятия «гуманизм» в философии
  5. Идея закона в философии
  6. Человек в философии Ф. Ницше
  7. Немецкая классическая философия
  8. Развитие западноевропейской философии в XV-XVIII веках
  9. Начало философии в индии: веды, упанишады. Буддизм
  10. Вопросы демографии