Для связи в whatsapp +905441085890

Философия в Византии (IV—XV века) — Философская мысль в средние века

Византийская культура V-XV веков представляла собой уникальный сплав живых античных традиций, в том числе философских, с древней культурой народов, населявших восточные области империи — египтян, сирийцев, армян, других народов Малой Азии и Закавказья, племен Крыма и славян, осевших в империи, а позднее отчасти и арабов. Но это не было хаотичным скоплением разнообразных культурных элементов; напротив, единство, языковое, конфессиональное и государственное, отличало Византию от других государств средневековой Европы, особенно в ранний период. В стране доминировала христианская религия в ее православной форме. Все это привело к возникновению византийской философии как самостоятельной и уникальной системы мировоззрения. В настоящее время во всем мире наблюдается повышенный интерес к христианской философии, и особенно в нашей стране труды известных византийских философов вновь изучаются и получают современную интерпретацию. Все это определяет актуальность данной темы. При этом акцент делается только на основных моментах. Цель эссе — представить основные идеи византийской философии. При написании реферата были использованы новейшие учебники по истории философии.

Философия в Византии (IV—XV века) - Философская мысль  в средние века

Философская мысль в средние века

Хотя средневековая философия Византии имела много общего с западноевропейской, она также обладала рядом особенностей, отличавших ее от средневековой мысли Запада.

Восточная Римская империя — Византия — избежала варварского завоевания; в ее истории трудно провести четкую грань между античностью и средневековьем, поскольку все традиции греко-римского мира и эллинистического Востока — экономические, политические, культурные — сохранились в Византии. В результате Византия на несколько столетий раньше других стран средневековой Европы стала центром высокой и самобытной культуры.

Христианская религия в ее православной форме

Образование и наука высоко ценились византийцами. Известное изречение «Ученье — свет, а неученье — тьма» записано знаменитым византийским богословом и философом Иоанном Дамаскином (753) в начале его труда «Фонтан знаний» с длинным доказательством. Византийские философы сохранили античное понимание науки как чисто умозрительного знания (qeoria) в отличие от эмпирического и прикладного знания, которое рассматривалось скорее как ремесло. В соответствии с античной традицией, все науки сами по себе были подведены под название философии.

Джон Дамасценер, объясняя, что такое философия, приводит 6 основных определений, которые берут свое начало еще в античности, но кажутся ему совершенно правильными:

  • Философия — это знание о природе вещей;
  • Философия — это знание о делах божественных и человеческих, то есть обо всем видимом и невидимом;
  • Философия — это практика смерти;
  • Философия богоподобна. Человек может стать подобным Богу с помощью трех вещей: мудрости, или знания истинного добра; справедливости, которая заключается в равном распределении и беспристрастности в суждениях; благочестия, которое выше справедливости, потому что повелевает отвечать добром на зло;
  • Философия — это начало всех искусств и наук;
  • Философия — это любовь к мудрости. Но поскольку истинная мудрость — это Бог, то любовь к Богу — это истинная философия.

В отличие от Западной Европы, в Византии никогда не прерывалась античная философская традиция; именно византийские богословы переняли и сохранили все богатство мысли греческих философов. Наиболее развитым и влиятельным философским течением поздней античности, последние представители которого жили в Византии, был неоплатонизм. Философия неоплатоников оказала большое влияние на христианских мыслителей Византии. Наиболее важной фигурой среди них был Псевдо-Дионисий Ареопагит (V век), который излагал христианскую доктрину в терминах и понятиях неоплатонизма. Труды Дионисия послужили основой для дальнейшего развития мистического течения в богословии и философии как в Византии, так и на Западе. Терминология и аргументы неоплатоников использовались и другими мыслителями ранней Византии — каппадокийцами Василием Кесарийским, Григорием Назианзином и Григорием Нисским.

Не все отрасли знания, входившие в античную философию, были в одинаковой степени развиты византийскими мыслителями. Таким образом, в общих вопросах естествознания, космологии, астрономии, физики и в значительной степени математики, византийская наука ограничивалась в основном изучением и интерпретацией античных теорий. С другой стороны, византийцы создавали оригинальные доктрины в тех областях знания, которые были необходимы для решения чисто богословских вопросов. В так называемых «тринитарных спорах» (спорах о единстве Бога в трех лицах) была разработана философская онтология, или учение о бытии; в христологических спорах — антропология и психология, учение о человеческой личности, душе и теле; позднее (в VIII IX веке) в иконоборческих спорах было разработано учение об образе и символе. Построение догматической системы требовало знания логики, поэтому неудивительно, что с VI по XII век логика пережила необычайный расцвет. Век пережил необычайный расцвет.

Рационализм и мистицизм

Начиная с X-XI веков в развитии богословско-философской мысли Византии можно проследить две тенденции:

Рационалистически-догматический. Для этой тенденции характерен интерес к внешнему миру и его устройству («физика»), поэтому астрономия отнесена к астрологии; в средневековом сознании она вызвала также интерес к оккультным наукам, демонологии, интерес и уверенность в человеческом разуме («логика»), а значит, и почитание древних, языческих классиков. Для этой — рационалистической — тенденции характерен также интерес к истории и политике, где утверждаются рационалистические и утилитарные принципы. Таков круг интересов одного из самых ярких деятелей византийской культуры XI века Михаила Пселласа — философа, политика, историка и филолога.

Мистико-этический. К ним относится, прежде всего, исихазм, который выражался в произведениях, носящих преимущественно монашеско-аскетический характер. Один из самых популярных и почитаемых его представителей раннего периода — Иоанн Лествичник, VII век; позднего периода — Григорий Палама, ок. 1297-1360 гг. Иоанн Климак сосредоточился на внутреннем мире человека и его совершенствовании с точки зрения христианской этики смирения, послушания и внутреннего мира или тишины (от греческого слова isichia — покой, тишина, отрешенность).

Борьба между мистическим и рационалистическим движениями стала особенно острой в последние века существования Византийской империи. Учение Паламы приобрело огромную популярность в стране, особенно среди среднего и низшего духовенства. Ему активно противостоял калабрийский философ-гуманист Варлаам, который, хотя и не совсем последовательно, отстаивал тезис о примате разума над верой. В XIV-XV веках рационалистическое направление философии и науки получило в Византии более широкое распространение, демонстрируя идейное родство с западноевропейским гуманизмом. Среди его сторонников наиболее известен Георгий Гемист Плифон (1355-1452), выдающийся платоник, а также солнцепоклонник и утопист, и его современники Мануил Хризодор, Виссарион Никейский. Проповедь индивидуализма, духовной самодостаточности человека, почитание древней культуры — характерные черты их мировоззрения. Эти ученые были тесно связаны с итальянскими гуманистами и оказали на них большое влияние.

Византийская богословская и аскетическая литература оказала большое влияние на древнерусскую духовную культуру. Она оказала влияние на формирование философии народов Кавказа и Закавказья, некоторые из которых входили в состав Византийского государства.

Особенности учения Псевдо-Дионисия

Псевдо-Дионисий, мнимый ученик апостолов, оказал большое влияние на средневековую философию, теологию и мистицизм. Он объединил идеи неоплатонизма и христианства и методично подготовил почву для схоластики.

Псевдо-Дионисий признает три способа познания Бога:

  • Утвердительный (катафатический) перечисляет божественные атрибуты (например, Троица);
  • Негативное (отрицательное или апофатическое) богословие отвергает сотворенные существа и отрицает, что что-либо присущее им можно сказать о Боге (например, у Бога нет тела). Этот путь требует четкого осознания несоизмеримости Бога и любых утверждений, которые мы делаем о Нем. Любое имя может быть только символом того, что не может быть названо.
  • Таким образом, 3-й путь — это мистическое восхождение от конечного к бесконечному.

Бог, как его мысли и акты воли (идея-мысль), содержит в себе архетипы всех вещей. Все конечные вещи исходят из него и имеют свое бытие в силу их участия в архетипах. Но если сотворенное причастно Богу, то сам Он не причастен сотворенному, ибо Бог «выше бытия» и «выше сущности» (в отличие от пантеизма).

Исхождение вещей от Бога происходит поэтапно, в результате чего возникает иерархический порядок бытия. Эта иерархия бытия является основной схемой всей схоластической онтологии

Мир стремится вернуться к Богу как к причине бытия, благодаря которой мир появился на свет. Стремление человеческой души к Богу исполняется в мистическом единении с Божественным единством.

Всем, кто читал Деяния апостолов, хорошо известно имя Дионисия, первого епископа Афин. О его трудах ничего не было известно до тех пор, пока сочинение предполагаемого Дионисия Ареопагита не было впервые представлено на Константинопольском соборе в 532 году. Впервые его представили монофизиты, чтобы, опираясь на авторитет, доказать правоту своей ереси.

Поскольку эти работы стали известны только в IV веке, был сделан вывод, что они, скорее всего, были написаны между IV и V веками. До сих пор неизвестно, кто является автором этих трудов. Некоторые указывают на Севера Антиохийского, монофизита, жившего в VI веке. Некоторые указывают на Дионисия Великого, епископа Александрии, или на некоего ученика Климента Александрийского, жившего в середине III века. Указывается, что это некий ученик Василия Великого; есть и менее распространенные версии. Существует мнение, что он был Аммонием Саккасом, учителем Плотина, или малоизвестным грузинским философом 4-5 века. Но в любом случае — авторство не доказано, не приписано, поэтому эти произведения приписываются Псевдо-Дионисию Ареопагиту.

Псевдо-Дионисий Ареопагит имеет несколько работ, наиболее важными из которых являются «Мистическое богословие», «Божественные имена», «О небесной иерархии» и «Символическое богословие».

В своей книге «Мистическая теология» Дионисий показывает, так сказать, краткий набросок собственной теологической и философской системы.

Некоторое время эти книги были важным аргументом в руках монофизитов, пока святой Максим Исповедник не дал ортодоксальное толкование этих идей, изложенных Дионисием Ареопагитом. После того как святой Максим доказал православное содержание книг Дионисия Ареопагита, эти книги стали очень популярны как в Западной, так и в Восточной Церкви и были переведены на многие языки, включая славянский. В Западную Европу эти книги привез Иоанн Скот Эриугений, который перевел их на латынь вместе с комментариями святого Максима Исповедника.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблема единства мира в истории философии — Проблема единства мира: история и современность
  2. Блаженный Августин: является ли бог ответственным за зло?
  3. Принцип верификации и проблема демаркации
  4. Теория общественно-экономических формаций К. Маркса
  5. Сократ: поиски достоверного знания
  6. Структурный психоанализ Ж. Лакана
  7. Конечное благо: цели и средства
  8. Модель социальной философии
  9. Рене Декарт
  10. Софисты и сократ