Для связи в whatsapp +905441085890

Функции гносеологии — Гносеология

В философской литературе, в том числе в философских энциклопедиях и словарях, «гносеология» переводится как «теория познания». Кроме того, для выражения того же содержания в философской литературе используется слово «эпистемология». Но последнее слово означает изучение того, что мы принимаем как истину на основе веры. Мы будем использовать термин «гносеология» в смысле философской доктрины природы познания (сознания). Но давайте сначала очертим проблемную область гносеологии.

Гносеология, или теория познания, — это отрасль философского познания (философская наука, философская дисциплина), в которой изучается возможность познания человеком мира, а также познания им самим; изучается движение познания от невежества к знанию; изучается природа познания как сама по себе, так и по отношению к объектам, отражённым в этом познании.

Функции гносеологии - Гносеология

Гносеология

Позиция, выраженная первым из этих вариантов, называется эпистемологическим оптимизмом. Приверженцы гносеологического оптимизма утверждают не только то, что мир знаменит, но и то, что мир в принципе может быть известен человеку. Другими словами, гносеологический оптимизм утверждает, что человечество способно завершить познание мира за ограниченное время. После этого он лишь уточняет незначительные детали в уже имеющихся знаниях и т.д. Если оперировать понятием абсолютной истины, то суть позиции эпистемологического оптимизма можно выразить следующим образом: Человек (человечество) может достичь абсолютной истины.

Версии эпистемологического оптимизма

Наверное, самая интересная из них — эпистемология Гегеля. По словам Гегеля, «все, что справедливо, разумно». Иными словами, реальность представляет собой различные фазы самопознания мира-разума. Более того, высшие, заключительные фазы этого процесса (самопознание мирового духа) осуществляются познавательной деятельностью человека (человечества). Гегель убежден, что этот процесс обязательно и успешно завершится. То есть, мировой дух (в первую очередь, благодаря познавательным усилиям человека) полностью и окончательно познает себя и тем самым достигнет абсолютной истины. Самое любопытное в этом то, что, по словам Гегеля, именно в его (Гегелевской) философской системе мировой дух достигает состояния полного самопознания, состояния «самопознания истины». Абсолютная истина, иными словами, уже достигнута, и она содержится в Гегелевской энциклопедии философских наук. Однако это не следует рассматривать как желание Гегеля возвысить себя или его вклад в философию. Немецкий мыслитель убежден, что он, как и другие философы, является лишь инструментом, инструментом, используемым Мировым Разумом для достижения своей (Мирового Разума) цели. Он убежден, что его личная роль — это роль простого слуги: своим философским трудом Мировой Разум завершает свое самопознание, которое уже было начато самыми первыми философами. Велгейст мог бы использовать другого мыслителя для достижения этой цели. Гегель был, образно говоря, просто «в нужном месте в нужное время».

В диалектическом материализме пропагандируется своеобразный эпистемологический оптимизм. Конечно, ни Ф. Энгельс, ни В. И. Ленин (наиболее видные представители диалектического материализма, занимавшиеся конкретно проблемой эпистемологии) не утверждали, что человечество когда-либо достигнет абсолютной истины в полном смысле этого слова. Вместе с тем они были убеждены в том, что развитие знаний (особенно научных) приблизит человечество к абсолютной истине. Они были убеждены в том, что прогресс человечества — это, прежде всего, асимптотический подход к степени истины накопленных знаний к абсолютной истине.

Оптимистический подход, согласно которому продвижение знаний сводится к постепенному и непрерывному накоплению надежных (адекватных, истинных) знаний, называется кумулативизмом (от латинского слова siciu — увеличение, накопление). Кумулативизм особенно ярко проявился в философии науки. Согласно кумулятивистскому подходу, развитие науки представляет собой, прежде всего, прогресс: постоянное расширение круга ученых, увеличение количества решаемых научных проблем, рост объема научных знаний. Кумулативисты, конечно, признают наличие преемственности и новаторства в развитии науки. Согласно им, преемственность в развитии науки проявляется в том, что последующие этапы науки непосредственно продолжают свои предыдущие: последующее развитие науки уточняет, углубляет, дополняет, обобщает и т.д. свои предыдущие достижения. Долгое время доминировало кумулятивистское понимание природы развития науки. Аргументы кумулятивистов просты и убедительны. Действительно, как можно спорить, например, с утверждением, что современная наука знает больше, чем наука прошлых веков!

В рамках кумулятивистского подхода был установлен принцип соответствия, важный для истории и философии науки. Этот принцип конкретизирует понимание форм и взаимосвязей преемственности и инновационности в развитии науки. Он показывает связь между более ранними и более поздними научными теориями (концепциями). Предыдущая теория, говорит этот принцип, является особым (или ограничивающим) случаем последующей теории. Иными словами, согласно этому принципу, последующая научная теория имеет более широкий охват по сравнению с предыдущей теорией. Или: последующая теория является более общей по сравнению с предыдущей. Например, механика частной (специальной) относительности (релятивистская механика) является последующей теорией по сравнению с классической (ньютоновской) механикой. И эта — релятивистская — механика на самом деле имеет более широкий спектр применения по сравнению с классической механикой. Если классическая механика «работает» успешно только в диапазоне малых (по сравнению со скоростью света в вакууме) скоростей тел, то релятивистская механика с высокой точностью описывает также движение тел с релятивистскими скоростями (т.е. скоростями, близкими к скорости света в вакууме). Более того, можно получить формулы ньютоновской механики из соответствующих формул релятивистской механики, если пренебречь «релятивистскими дополнениями», которые малы для диапазона «классических» скоростей. Примерно так же обстоит дело с соотношением классической механики (предыдущая теория) и квантовой механики (последующая теория), соотношением арифметики рациональных чисел (предыдущая теория) и арифметики вещественных чисел (последующая теория) и др. Таким образом, преемственность в развитии науки по принципу соответствия заключается, в частности, в том, что последующая научная теория не отменяет, не вычеркивает, не исключает достижений предыдущей теории. Предыдущая теория, с этой точки зрения, остается вполне жизнеспособной в своей области применения. И ее результаты, применительно к этой области, на самом деле, полностью подтверждены последующей теорией. Соответственно, инновационность в развитии науки по рассматриваемому принципу заключается в том, что последующая теория предоставляет новые и адекватные знания в области реальности, не описанной (или неадекватно описанной) предыдущей теорией. Таким образом, в приведенном выше примере релятивистская механика, с одной стороны, дает практически те же результаты, что и классическая механика, когда речь идет об описании движений с относительно небольшими скоростями. С другой стороны, релятивистская механика содержит новые идеи: В нем описываются принципиально новые эффекты, возникающие в системах, движущихся со скоростью, близкой к скорости света.

Оптимизм, реализм, теология агностицизма

Второй вариант ответа на главный вопрос эпистемологии («Знаем ли мы мир?») можно назвать «эпистемологическим пессимизмом» и называть в философии термином «агностицизм». Агностицизм (от греческого слова agnostos — недоступный для познания) — это позиция, согласно которой мир так или иначе неизвестен.

На первый взгляд, позиция агностицизма кажется абсурдной, нелепой, невозможной. Действительно, как можно отрицать узнаваемость мира, когда мы постоянно узнаем о нем (о его различных фрагментах и сторонах), когда с каждым днем наука приносит нам все больше новых знаний о природе, человеке, обществе? Однако агностицизм не так примитивен и абсурден, как кажется поверхностному глазу.

Если мы попытаемся понять суть агностицизма, то сначала должны учесть тот факт, что последовательный агностицизм не представлен в истории философии. Это вполне естественно, ибо человек, убежденный в том, что мир неведомый в полном смысле этого слова, не должен был утверждать даже этого. Ибо даже такое утверждение опирается на определенное знание мира: чтобы утверждать, что мир неведомый, мы должны знать о мире, что он неведомый. — Это парадокс! Возможно, наиболее близким к последовательной агностике был древний софист Хоргиус (480-380 гг. до н.э.), он выдвинул три тезиса:

  • Нет никакого «бытия»;
  • Даже если мы предположим, что существо существует, его невозможно будет узнать;
  • Даже если мы предположим, что мы знали Существо, мы не сможем выразить и передать то, что мы знали другим.

Как видим, такая позиция (позиция последовательного агностицизма) является самопротиворечивой и не может называться философской. Ведь философия — это всегда концептуально выраженная идеологическая позиция, в то время как последовательный агностицизм требует полной тишины. Поэтому в истории философии мы сталкиваемся с философскими конструкциями, которые содержат только (более или менее существенные) элементы агностики. Например, И. Кант отрицал узнаваемость «вещей в себе». Человек, по Канту, может знать и распознавать только «вещи для нас» (явления).

Другой важный момент, который следует учитывать при обсуждении агностики, заключается в том, что именно сложность и противоречивость процесса познания человеком мира и самого себя порождает агностические тенденции. Другими словами, агностицизм — это не пустое изобретение какого-то злого философа. Агностицизм (его элементы) естественным образом возникает из невероятной сложности познавательного процесса, которая, в свою очередь, обусловлена неисчерпаемой сложностью мира и человека.

Поэтому в защиту агностических убеждений можно привести достаточно сильные и убедительные аргументы. Однако следует иметь в виду, что не менее сильные и убедительные аргументы могут быть приведены в пользу позиции, противоположной агностике.

Например, сторонники агностической позиции могут указывать на историческую изменчивость наших знаний, в частности — на историческую изменчивость научных знаний. Вчера одна теория считалась истинной (например, механика Ньютона), сегодня другая научная теория (механика Эйнштейна) утверждает, что она истинна, а завтра будет заменена на третью. — Где правда? — Все наши знания условны и относительны, говорят релятивисты (от латинского слова geYuush — относительны). Знания изменчивы, относительны, потому что, во-первых, познаваемые объекты сами по себе изменчивы, во-вторых, изменчивые субъекты познания, в-третьих, изменчивые отношения между объектами и субъектами познания.

Агностические мотивы встречаются не только в аргументации философов и богословов, но и в трудах представителей специальных наук. Преодолевая трудности познания той или иной сферы бытия, некоторые ученые склонны объявлять эти сферы невежественными: невежеством и невежеством (мы не знаем и не будем знать)! Например, химический состав звезд, внутренняя структура черных дыр, «чужая» душа и другая культура — все это в разное время провозглашалось разными учеными непонятным. Как показывает история науки, все эти объекты рано или поздно переходят в категорию (по крайней мере, частично) узнаваемых объектов.

В целом, критическое отношение к аргументам агностиков помогает разрабатывать и уточнять более оптимистичные эпистемологические подходы.

Скептицизм

Третий ответ на основной эпистемологический вопрос («знает ли мир?») дают представители скептицизма. Этот ответ также достаточно пессимистичен, так что агностицизм и скептицизм в принципе можно рассматривать как два вида эпистемологического пессимизма.

Скептицизм (от греческого слова BkerikoB — рассматривать, изучать) — это философская позиция, которая часто отождествляется с агностицизмом. Однако такая идентификация, вероятно, не оправдана. Сами скептики противопоставляли свою позицию как тем философам, которые верили, что уже нашли истину, так и тем, кто вообще отрицал достижимость истины. Скептики ставят под сомнение все знания, уже полученные человеком. Они верят, что человек еще не достиг истины, но в принципе не отрицают ее достижимости. Девиз скептиков — «Задавай вопросы!».

Основателем скептицизма принято считать древнегреческого философа Пиррона (IV в. — начало III в. до н.э.), поэтому скептицизм иногда называют пирронизмом. Пиррон разработал свою доктрину, основываясь на древней философской традиции, которая отрицала действительность чувственного восприятия. Другой древнегреческий мыслитель, Секст Эмпирик (вторая половина II — начало III века) систематизировал учение скептиков. Скептицизм развивался и в творчестве более поздних мыслителей. В XVI веке Мишель Монтень (1533-1592) и Пьер Шаррон (1541-1603) пропагандировали скептицизм. В семнадцатом веке Пьер Байль (1647-1706) и в восемнадцатом веке Давид Хьюм (1711-1776), который, по его собственному признанию, пробудил Канта из своего «догматического сна». Особая форма скептицизма была характерна для философов прагматизма, в частности, для К.С. Пирса (1839-1914) и Джона Дьюи (1859-1852). Значительная часть скептицизма обнаруживается в взглядах К. Р. Поппера (1902-1994), основателя критического рационализма, и в работах П. Фейерабенда (1924-1994), создателя эпистемологического анархизма.

Скептики призвали воздержаться от осуждения. Например, согласно Sextus Empiricus, никакое противоположное суждение не является таким же надежным, как другое; все они равны по надежности и ненадежности. Поэтому он считал, что ни в чем нельзя отрицать и ничто не должно быть подтверждено (состояние «эпохи»).

Это, конечно, не означает, что мы все должны стать приверженцами скептицизма. Речь идет о чем-то другом. В частности, речь идет о том, что все мы нуждаемся в определенном количестве скептицизма. Можно с уверенностью сказать, что для преодоления догматизма и стагнации во всех сферах общественной жизни необходим элемент скептицизма, критического отношения к власти, принятого обществом, и к нынешней реальности. Скептицизм спасает нас от чрезмерной наивности и доверчивости. Это помогает нам противостоять всем формам самообмана, с которыми, к сожалению, нередко приходится сталкиваться.

Гносеологический реализм

Четвертый способ ответа на вопрос «Известен ли мир?» можно охарактеризовать как эпистемологический реализм.

Сразу отметим, что в философии термин «реализм» используется в различных значениях. Чаще всего реализм понимается как философская позиция, утверждающая существование объективного мира (мира идеальных объектов или мира материальных) вне человеческого сознания. Мы используем этот термин в связи с другими аспектами поля его значений. Для нас эпистемологический реализм, с одной стороны, как и эпистемологический оптимизм, не поднимает когнитивных способностей человека (человечества) слишком высоко. С другой стороны, как и эпистемологический пессимизм (агностицизм и скептицизм), он не минимизирует эти возможности. Иными словами, он дает реалистичный (в словаре С.И. Ожегова на русском языке сказано: реалистичный — соответствующий реальности, практический) ответ на важнейший эпистемологический вопрос.

Суть ответа состоит в том, что эпистемологический реализм, во-первых, утверждает узнаваемость мира. И в этом отношении она согласна с эпистемологическим оптимизмом. С другой стороны, она утверждает, что процесс познания мира никогда не может быть завершен, что абсолютная истина, как эпистемологический идеал, как точное и исчерпывающее знание мира, никогда не будет достигнута. Иными словами, эпистемологический реализм предполагает, что между тем, что известно, и тем, что (в принципе) неизвестно, нет границ, но между тем, что известно, и тем, что еще не известно, существуют и всегда будут существовать исторически изменчивые границы. Сторонники эпистемологического реализма настаивают на том, что человечество на каждом этапе своего развития обладает знаниями, которые можно описать только как относительно верные. Это означает, прежде всего, что это знание всегда содержит элементы неточности, обмана, что это знание всегда неполноценно. В то же время, помимо элементов неточности, обмана, неполноты, она (знание, которым обладает человечество) всегда содержит достоверно установленные и принципиально проверенные элементы. Такие элементы иногда называют «вечными истинами» или «зернами абсолютной истины». Именно эти элементы позволяют человеку добиться успеха в своей практической деятельности.

Сторонники эпистемологического реализма также исходят из принципа конкретности истины. Согласно этому принципу, об истинности той или иной системы знаний (или даже одного суждения) можно говорить только в том случае, если определен «контекст», в котором это знание используется. За пределами конкретного контекста говорить об истине или фальшивости любого элемента знания бессмысленно, поскольку контекст в значительной степени определяет содержание этого элемента знания. Например, утверждение «сумма внутренних углов треугольника равна ста восьмидесяти градусам» верно только в (контексте) евклидовой геометрии, но не будет верно в контексте Лобачевской геометрии и в контексте Римановской геометрии. Утверждение «масса тела не зависит от скорости его движения» верно в контексте классической механики и ложно в контексте релятивистской механики и др.

Гносеологический реализм также утверждает, что истинное знание — это не какое-то разовое готовое знание. Правда — это процесс накопления разнообразных подтвержденных знаний. Иными словами, эпистемологический реализм в некоторой степени поддерживает кумулятивную терапию когнитивного процесса.

Однако более пристальный взгляд показывает, что различные этапы развития науки и особенно последовательные научные теории (концепции) отличаются не только количественными характеристиками, они часто качественно отличаются, используют разные концепции (но иногда называются одними и теми же терминами), говорят на разных языках. Можно даже сказать, что разные теории (концепции) описывают и объясняют разные миры. Например, классическая теория гравитационного поля основана на классической механике, на законе всеобщей гравитации, открытом И. Ньютоном. Она утверждает существование дальних (мгновенно распространяющихся на любые расстояния) гравитационных сил, связанных с присутствием гравитационных масс. Он рассматривает движение тел, определяемое действием этих сил. Эта теория описывает это движение как происходящее в трехмерном, плоском (евклидовом) пространстве. Существенную роль в этой теории играет конструирование абсолютного времени. И так далее. Релятивистская теория гравитации (созданная А. Эйнштейном, общей теорией относительности), которая пришла на смену кратко описанной классической теории гравитации, говорит на совершенно ином языке. В этой теории нет никаких гравитационных сил. Гравитационное поле (гравитационное поле) здесь отождествляется с кривизной четырехмерного псевдориманского пространства-времени. Источником этой кривизны является распределение массы и энергии, которое описывается здесь тензором момента энергии. Движение тел здесь происходит по геодезическим («прямым») линиям данного пространства-времени. Возникают вопросы: как можно сравнить эти теории? Какова будет преемственность в этом деле? — Эти вопросы очень сложные. В связи с анализом таких — качественно отличных — теорий (концепций) и других качественно отличных этапов развития науки сформировался подход, противоположный кумулятивизму.

Возвращаясь к характеристике эпистемологического реализма, отметим, что его онтологической основой является, во-первых, признание единства человека и Вселенной, во-вторых, признание существования принципиально разных уровней в сущности мироздания. А именно:

  • Уровни, которые характеризуются порядком, чистотой и определенными формами конечности;
  • Уровни, которые характеризуются хаосом и определенными формами бесконечности.

С одной стороны, существование таких уровней обуславливает (всегда ограниченные) познавательные возможности человека.

С другой стороны, существование таких уровней вселенной указывает на принципиальную незавершенность когнитивного процесса.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Социальная философия Монтескье — Биография и политика
  2. Исихазм в древней Руси
  3. Проблема человека в современной философии
  4. Учение об антагонизме классов в марксизме
  5. Вера и знания
  6. Эпикур, древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах
  7. Жизнь и учение Г. Сковороды
  8. Субъективные и объективные элементы общества
  9. Николай Яковлевич Грот, русский философ-идеалист
  10. Иерархия уровней структурной организации. Элементы общества и принцип их неделимости