Для связи в whatsapp +905441085890

Индивидуальные особенности воображения и его развитие — Сущность и виды воображения

Теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, методы исследования теоретического уровня — анализ, синтез, обобщение.
Актуальность темы обусловлена тем, что образы, которыми оперирует человек, не ограничиваются воспроизведением непосредственно воспринимаемых вещей. Человек может представить в образах то, что он непосредственно не воспринимал, то, чего вообще не существует, и даже то, что не может существовать в реальности в данной конкретной форме. Таким образом, не каждый процесс, происходящий в изображениях, может быть понят как процесс воспроизводства. Действительно, каждое изображение в какой-то степени является и опосредованным, измененным воспроизведением, хотя и очень отдаленным, и трансформацией реального. Эти две тенденции воспроизводства и трансформации, которые всегда присутствуют в некотором единстве, тем не менее, противоречат друг другу. И если воспроизведение является главной чертой памяти, то трансформация становится главной чертой воображения. Воображать — значит преобразовывать.

Активные существа, люди не только созерцают и осознают, но и изменяют мир, преобразуют его. Чтобы преобразовать реальность на практике, нужно уметь преобразовывать ее мысленно. Эта потребность удовлетворяется воображением и его механизмами. Воображение неотделимо от нашей способности менять мир, эффективно преобразовывать реальность и создавать что-то новое. Поэтому прав был А.М. Горький, когда говорил, что «именно вымысел и воображение возвышают человека над зверем» — вымысел прежде всего как воображение.

Под воображением в самом широком смысле слова мы иногда подразумеваем любой процесс, происходящий в образах. В этом случае память, воспроизводящая образы ранее воспринятых вещей, оказывается «лишь одним из видов воображения» (Ф. Кейр, А. Селли, П. П. Блонский и др.). Отсюда мы приходим к различию между репродуктивным и творческим воображением и к отождествлению первого с памятью.

Поскольку, с одной стороны, воображение всегда в какой-то степени опирается на прошлый опыт, а с другой стороны, образное воспроизведение обычно, как показали исследования, в какой-то степени трансформирует воспроизводимое, то связь между воображением и образной памятью, несомненно, существует. Но не менее неоспоримым является и существование различий между ними. Если мы начнем с широкого понимания воображения как охватывающего любой умственный процесс в образах, то именно потому, что этот термин будет включать в себя память, необходимо будет, внося двойственность в термины, обозначить воображение в его отличии от памяти в более узком и конкретном смысле. Поэтому более уместно сохранить термин «воображение» для обозначения этого последнего специфического процесса. Воображение — это уход от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов, которые являются одновременно продуктами и прототипами творческой деятельности человека.

Индивидуальные особенности воображения и его развитие - Сущность и виды воображения

Сущность и виды воображения

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества человека. Воображение также играет важнейшую роль в развитии и совершенствовании человека как биологического вида. Она выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее.

Воображение — это способность представлять себе отсутствующий или фактически несуществующий объект, удерживать его в своем сознании и мысленно манипулировать им.

Обладая богатым воображением, человек может «жить» в разных временах, чего не может позволить себе ни одно живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, которые произвольно пробуждаются усилием воли; будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основным компонентом наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства практических действий. Она во многом помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо затруднительны, либо просто непрактичны или нежелательны[8,295].

От восприятия, которое представляет собой процесс приема и обработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств, завершающийся формированием образа, воображение отличается тем, что его образы не всегда соответствуют действительности, в них есть элементы фантазии и вымысла. Когда воображение рисует в сознании такие образы, которым ничто или мало соответствует в реальности, это называется фантазией. Более того, когда воображение направлено на будущее, оно называется мечтой.

Мечта

Воображение содержится в творческой деятельности, но не всегда процесс воображения сразу же реализуется в практических действиях человека. Часто этот процесс принимает форму особой внутренней деятельности, которая заключается в создании образа того, что человек хотел бы реализовать. Такие образы желаемого будущего называются мечтой.

Мечта — это необходимое условие для реализации творческих сил человека по преобразованию реальности. Он служит побудительной причиной или мотивом для деятельности, окончательное завершение которой откладывается по тем или иным причинам. Поэтому каждый предмет, произведенный руками человека, воплощенный в своей оригинальности, является реализованной мечтой человека,

Роль воображения в практической продуктивной деятельности человека велика, но не всегда заметна. В каждом из них можно увидеть даже самый обычный предмет, овеществленный, воплотивший мечту многих поколений людей, которые остро нуждались в таких вещах. Чем длиннее история вещи, чем больше она изменилась, тем большее количество человеческих снов она содержит. Осуществленная мечта приводит к новой потребности, а новая потребность — к новой мечте.

Каждое новое достижение производственной деятельности, новая вещь поначалу кажется совершенной, но при освоении обнаруживаются недостатки, и человек начинает мечтать о лучшем, тем самым стимулируя процесс своего предметного воплощения. Четыре века назад обычное оконное стекло было несбыточной мечтой. В то время можно было только мечтать о прозрачном материале, который пропускал бы свет, как воздух. Такой прозрачный материал был получен благодаря усовершенствованию технологии производства стекла. Однако с течением времени обнаружились недостатки стекла. Например, стекло не пропускает ультрафиолетовые лучи: Дети, живущие в комнате с таким стеклом, не имеют крепких костей, солнечные лучи, отфильтрованные через стекло, практически безопасны для вредных микробов. Низкая прочность стекла особенно опасна при авариях. Новые достижения в производстве стекла порождают новые потребности, которые принимают форму мечты о стекле, пропускающем ультрафиолетовые лучи, о стекле, прочном как сталь. И эти мечты сбываются, порождая новые мечты.

Виды Воображения

Воображение характеризуется активностью, результативностью. Предвосхищающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Для более полного представления видов и способов воображения можно использовать схему.

Воображение может быть как воссоздающим (создание образа предмета по его описанию), так и творческим (создание новых образов, требующих подбора материалов, в соответствии с замыслом). Создание образных представлений происходит различными способами. Как правило, они используются человеком (и особенно ребенком) неосознанно. Первый такой способ — агглютинация, то есть «склеивание» вместе различных частей, которые в повседневной жизни не складываются вместе. Примером может служить классический сказочный персонаж — человек-зверь или птица.

Второй способ — гиперболизация. Это парадоксальное увеличение или уменьшение объекта или его отдельных частей. Примерами этого являются следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Гулливер, Мальчик-с-пальчик.

Третий известный способ создания образов фантазии — схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, а различия сглаживаются. Основные черты сходства четко проработаны. Это произвольный схематический рисунок.

Четвертый способ — типизация. Для него характерен акцент на сущности, повторение схожих в некоторых отношениях фактов и воплощение их в конкретном образе. Например, есть профессиональные изображения рабочего, врача, инженера и т.д.

Пятый метод — акцентирование. В создаваемом изображении подчеркивается часть, деталь. Классический пример — карикатура.

Основой для создания любой образности является синтез и аналогия. Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдаленной, ступенчатой. Например, внешний вид самолета напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Космический корабль — это отдаленная аналогия морскому судну. Многочисленные методы диагностики воображения и его развития основаны на использовании синтезов, аналогий, способов построения воображаемых образов.

Активное воображение характеризуется тем, что с его помощью человек вызывает соответствующие образы по собственному желанию, усилием воли.

Пассивное воображение заключается в том, что его образы возникают спонтанно, независимо от воли и желания человека.

Продуктивное воображение характеризуется тем, что в нем реальность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или имитируется. В то же время эта реальность творчески реализуется в изображении.

Репродуктивное воображение — при его использовании задачей является воспроизведение реальности такой, какая она есть, и хотя здесь также присутствует элемент воображения, это воображение больше связано с восприятием или памятью, чем с творчеством.
Процесс воображения в практической деятельности человека в основном связан с процессом художественного творчества [5]. Таким образом, направление в искусстве, называемое натурализмом и отчасти реализмом, можно соотнести с репродуктивным воображением. Например, по картинам И.И. Шишкина ботаники могут изучать флору русского леса, так как все растения на его картинах выписаны с «документальной» точностью. Точно так же работы демократических художников второй половины XIX века И. Крамского, И. Репина и В. Петрова, при всей их социальной чувствительности, представляют собой поиск форм, максимально приближенных к имитации действительности.

Воображение в искусстве

В искусстве источником любого направления может быть только жизнь, она же служит первоосновой для воображения. Однако никакое воображение не способно придумать то, что человеку было бы неизвестно. В этом отношении именно реальность становится опорой творчества ряда мастеров искусства, полет фантазии которых уже не может быть удовлетворен реалистическими, а тем более натуралистическими средствами воображения. Но эта реальность преодолевается продуктивным воображением художников; они конструируют ее по-новому, используя свет, цвет, наполняя свои произведения вибрирующим воздухом (импрессионизм), прибегая к пунктуальному изображению предметов (пуантилизм в живописи и музыке), разбивая объективный мир на геометрические фигуры (кубизм) и так далее.

Вот почему в искусстве мы встречаем продуктивную фантазию, когда художник не удовлетворен воссозданием реальности реалистическим методом. Его мир — это фантасмагория, иррациональная образность, скрывающая вполне очевидные реалии. Например, роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, фантастика братьев Стругацких и другие являются плодом такой фантазии. Обращение к таким необычным и причудливым образам позволяет усилить интеллектуальное и эмоционально-нравственное воздействие искусства на человека.

Чаще всего творческий процесс в искусстве ассоциируется с активным воображением: Прежде чем картина будет написана на бумаге, холсте или нотном стане, художник создает ее в своем воображении, прилагая сознательное усилие воли. Часто активное воображение захватывает творца настолько, что он теряет связь со своим временем, со своим «я» и привыкает к созданному им образу. В литературе есть много свидетельств этому.

Пассивное воображение становится более редким импульсом творческого процесса, поскольку спонтанные образы, не зависящие от воли художника, обычно являются продуктом бессознательной работы его мозга, которая остается скрытой от него. Тем не менее, наблюдения за творческим процессом, описанные в литературе, дают примеры роли пассивного воображения в художественном творчестве. Например, Франц Кафка отводил снам видную роль в своем творчестве, описывая их в своих фантастически-макабрических произведениях.

Более того, творческий процесс, который обычно начинается с волевого усилия, то есть с акта воображения, постепенно захватывает автора так, что воображение становится спонтанным, и уже не он создает образы, а образы владеют и доминируют над художником, и он подчиняется их логике.

Работа человеческого воображения не ограничивается литературой и искусством. В не меньшей степени это проявляется в научном, техническом и других видах творчества. Во всех этих случаях воображение, как разновидность фантазии, играет положительную роль.

Но есть и другие виды воображения — сны, галлюцинации, дневные сны и грезы. Сны можно классифицировать как пассивные и непроизвольные формы воображения. Их истинная роль в жизни человека еще не выяснена, хотя известно, что в сновидениях человек находит выражение и удовлетворение многих жизненно важных потребностей, которые по ряду причин не могут быть реализованы в реальной жизни.

Физиологические основы воображения

Многообразие видов воображения показывает, что их физиологические механизмы представляют собой сложные нервные процессы в коре головного мозга. Они основаны на остаточных (следовых) процессах возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В результате этой сложной нервной деятельности в прошлом опыте формируются новые комбинации временных связей, которые составляют физиологическую основу воображаемых образов, не имевших места в реальном перцептивном процессе.

Эти новые комбинации нейронных связей могут возникать по разным причинам:

1).или бессознательно, в результате персеверации (спонтанного усиления) временных связей в определенных корковых центрах под влиянием некоторых случайных стимулов, действующих на эти центры в момент ослабления регуляторного контроля со стороны высших отделов коры, особенно при устранении или ослаблении функции второй сигнальной системы реальности (сновидения, галлюцинации);

2).или в результате сознательных усилий человека по конструированию нового образа, что невозможно без повышения интенсивности остаточных возбуждений в соответствующих корковых центрах, их регуляции и контролируемой связи с деятельностью других центров (все виды волевого воображения). В то же время вторая сигнальная система с ее многочисленными возможностями избирательного временного связывания берет на себя главную роль в работе коры головного мозга.

Образование новых комбинаций временных связей как физиологическую основу имагинативного процесса нельзя понимать как случайное, механическое соединение остаточных возбуждений, неизменных по своей физиологической структуре, в тех или иных корковых центрах, сформированных в процессе восприятия и закрепленных в них. Эти новые комбинации представляют собой реорганизацию существующих нервных процессов, формирование качественно новой структуры временных связей как результат подлинно творческой работы мозга.

Воображение основано на работе не отдельных нервных центров, а всей коры головного мозга. Это верно не только в отношении добровольного, но и непроизвольного воображения: даже во сне образы воображения не являются хаотическим скоплением бессмысленных, изолированных представлений, а всегда образуют в той или иной степени целостную, осмысленную, пусть и фантастическую, картину. Это показывает, что даже неконтролируемое второй сигнальной системой образование новых комбинаций временных связей во сне является результатом деятельности всей коры головного мозга.

Функции воображения и его развитие.

Человеческий разум не может находиться в бездействии, поэтому люди так часто видят сны. Человеческий мозг продолжает работать даже тогда, когда не получает новой информации, когда не решает проблем. Именно в это время и начинает работать воображение. Доказано, что человек не в состоянии остановить поток мыслей, остановить воображение.

В процессе человеческой деятельности воображение выполняет ряд специфических функций (рис.2), первая из которых — представлять реальность в образах и уметь использовать их при решении задач. Эта функция воображения связана с мышлением и органически включена в него.

Вторая функция воображения — регулирование эмоциональных состояний. С помощью своего воображения человек может удовлетворить многие потребности, хотя бы частично, и снять напряжение, которое они вызывают. Эта жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в таком направлении психологии, как психоанализ.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Теоретическая консультативная психология
  2. Психология педагогического воздействия
  3. Гендерные психологические особенности
  4. Психологические особенности этнических групп
  5. Причины возникновения неврозов и неврозоподобных состояний
  6. Предмет юридической психологии
  7. Профессиональные нормы как психологическая проблема
  8. Конфликт сознательного и бессознательного в психической деятельности человека
  9. Иконическая память в психологии
  10. Чувство вины и стыда и особенности межличностных отношений у подростков