Для связи в whatsapp +905441085890

Компенсаторная функция — Уравновешивание с окружающей средой

Профессиональное самоопределение — это один из способов оптимизации отношений между человеком и профессией «сверху», через изменение интересов и мотивов. Другой путь начинается с индивидуальных, формально-динамических характеристик и заключается в развитии индивидуального стиля деятельности (ИСД).

Это понятие пришло из промышленной психологии, где оно было использовано Е. А. Климовым для изучения различных производственных профессий. ИСД — это устойчивая система приемов и способов деятельности, обусловленная личностными особенностями человека и являющаяся средством эффективного приспособления к объективным обстоятельствам. Это фенотипическая (приобретенная при жизни) характеристика, которая формируется благодаря свойствам нервной системы в ответ на требования привычных для субъекта видов деятельности; таким образом, индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как интегральный эффект взаимодействия человека с окружающей средой. Механизмами формирования ИСД являются адаптация, компенсация и коррекция.

Структура ISD состоит из ядра и эссе по нему (или вокруг него). Ядро включает типологические характеристики нервной системы и состоит из черт группы А (черты, способствующие успеху в определенной деятельности) и черт группы В (черты, препятствующие успеху в определенной деятельности). Привязанность состоит из черт, которые человек развил в ходе спонтанного или сознательного стремления, и включает черты группы B (компенсаторные черты) и черты группы D (адаптивные черты).

ISD не компенсирует все. Темп, количество стимулов и их интенсивность являются ограничениями производительности. Например, если активность сильно зависит от лабильности нервной системы по отношению к возбуждению, возможность ИСД ограничена. Что касается интеллектуальной деятельности, то, по мнению Н.С. Лейтеса, она складывается из таких качеств, как активность, саморегуляция, которые выражаются в умственной выносливости, скорости и устойчивости умственной деятельности, стиле деятельности и отдыха, т.е. может сильно варьироваться. Таким образом, можно говорить о пределах работоспособности по отношению к тем видам деятельности, которые основаны на норме реакции генотипа и связаны со свойствами нервной системы. Однако если деятельность основана на фенотипических характеристиках, возможностей для компенсации гораздо больше.
Индивидуальные способности не могут существовать сами по себе и независимо. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер, в зависимости от степени развития других способностей. Качественная характеристика способностей предполагает выявление различий между людьми в разных сферах деятельности. Абстрагируясь от качественной специфики сочетания различных способностей в отдельные виды деятельности, можно увидеть, что каждая способность имеет свою силу, выраженность, уровень, то есть обладает количественной характеристикой, которая показывает, насколько они развиты у данного человека по сравнению с другими людьми.

Количественная характеристика способностей является необходимой процедурой для решения множества проблем. Таким образом, уже в школьной практике возникает острая необходимость в расстановке детей по способностям, в соответствии с которыми применяются различные виды обучения и т.д. Все это требует количественной оценки выраженности той или иной способности и сравнения их друг с другом.

С конца прошлого века для оценки способностей используются различные стандартизированные психологические тесты, часто сводящиеся к вычислению индекса умственных способностей — коэффициента интеллекта (IQ). Он был привлекателен для исследователей, поскольку позволял количественно, численно выразить уровень интеллектуального развития. Использование общего показателя IQ маскирует индивидуальные различия в отдельных тестах, хотя человек может иметь высокие показатели по вербальному тесту и низкие по числовому, и наоборот.

Компенсаторная функция - Уравновешивание с окружающей средой

Уравновешивание с окружающей средой

Поскольку эмоции являются активным состоянием системы специализированных структур мозга, они влияют на другие церебральные системы, регулирующие поведение, процессы восприятия внешних сигналов и извлечения энграмм этих сигналов из памяти, а также на вегетативные функции организма. Именно в последнем случае компенсаторное значение эмоций проявляется особенно четко.

Дело в том, что во время эмоционального напряжения количество вегетативных сдвигов (увеличение частоты сердечных сокращений, повышение артериального давления, выброс гормонов в кровь и т.д.) обычно превышает реальные потребности организма. Видимо, процесс естественного отбора определил целесообразность такой чрезмерной мобилизации ресурсов. В ситуации прагматической неопределенности (характерной для возникновения эмоций), когда неизвестно, сколько и чего понадобится в ближайшие несколько минут, лучше потратить энергию, чем оказаться в разгар интенсивной деятельности — борьбы или бегства — без адекватного снабжения кислородом и метаболическим «сырьем».

Однако компенсаторная функция эмоций отнюдь не ограничивается гипермобилизацией вегетативной системы. Возникновение эмоционального напряжения сопровождается переходом к иным, чем в спокойном состоянии, формам поведения, принципам оценки внешних сигналов и реакций на них. Физиологически суть этого перехода можно определить как возврат от тонко специализированных обусловленных реакций к реакциям по доминантному принципу А.А. Ухтомского. В.П. Осипов назвал первую стадию выработки условного рефлекса, стадию обобщения, «эмоциональной» стадией.

Важнейшей характеристикой доминирования является способность отвечать одинаковой реакцией на различные внешние стимулы, включая стимулы, с которыми субъект сталкивается впервые. Интересно, что онтогенез, по-видимому, повторяет динамику перехода от доминантного к условному рефлексу. Только что вылупившиеся птенцы начинают клевать любой предмет, который выделяется на общем фоне и соответствует размеру их клюва. Постепенно они учатся клевать только тех, кто может служить пищей.

Когда процесс закрепления условного рефлекса сопровождается снижением эмоционального напряжения и одновременно переходом от доминирующей (генерализованной) реакции к строго избирательным ответам на условный сигнал, возникновение эмоции приводит к вторичной генерализации. Чем сильнее становится потребность, — пишет Ж. Нюттен, — тем менее специфичен объект, вызывающий соответствующую реакцию». Повышение эмоционального напряжения, с одной стороны, увеличивает диапазон энграмм, извлекаемых из памяти; с другой стороны, оно снижает критерии «принятия решений» при сравнении этих энграмм с имеющимися стимулами. Таким образом, голодный человек начинает воспринимать неопределенные стимулы как связанные с едой.

Очевидно, что презумптивный доминирующий ответ уместен только в условиях прагматической неопределенности. Когда эта неопределенность устраняется, субъект может стать «пугливым котом, который боится куста». Таким образом, эволюция сформировала механизм зависимости эмоционального напряжения и характерного для него типа реакции от величины дефицита прагматической информации, механизм устранения негативных эмоций при устранении дефицита информации. Мы подчеркиваем, что эмоции сами по себе не несут информации об окружающем мире; недостающая информация восполняется поисковым поведением, совершенствованием навыков и мобилизацией хранящихся в памяти энграмм. Компенсаторная ценность эмоций заключается в их замещающей роли.

Что касается положительных эмоций, то их компенсаторная функция реализуется через их влияние на потребность, вызывающую поведение. В сложной ситуации с низкой вероятностью достижения цели даже небольшой успех (увеличение вероятности) вызывает положительную эмоцию возбуждения, которая усиливает потребность в достижении цели.

Компенсаторная функция как физическое и психическое упражнение

Компенсаторная функция обусловлена потребностью человека в переживаниях, которых по каким-либо причинам не хватает, но которые жизненно важны для него, а также в физических и умственных упражнениях и релаксации. Важность этой функции можно лучше понять с помощью теории эмоций.

Эта теория, возникшая в конце девятнадцатого века, оказала очень сильное влияние как на развитие эстетики, так и на психологию художественного творчества. Она была разработана в работах немецких психологов того времени Р. Фишера, Т. Липпе. Фишер, Т. Липпс и И. Фолькельт. В основе теории лежала концепция эмпатии (от греч. empatheia — сопереживание), под которой понималась способность человека сопереживать радости и горести другого человека.

Современная психология позволяет описать механизм эмпатии как «объективный процесс моторно-кинестетической идентификации — бессознательного связывания мышечно-тонических состояний субъекта с выразительными особенностями объекта восприятия». Другое, более простое определение эмпатии можно найти у американского социального психолога Т. Шибутани, который определяет ее как «способность проникать в психику другого человека, сочувствовать ему и принимать во внимание его чувства». Далее мы будем рассматривать эмпатию как процесс сопереживания человеком эмоционального мира другого человека, а идентификацию как аналогичный процесс отождествления человека с природой и окружающим его предметным миром. Благодаря этим двум механизмам, которые объединяет способность настраиваться на эмоциональную волну другого человека, люди могут получать необходимое эмоциональное подкрепление через восприятие произведений искусства, а также через восприятие образов живой и неживой природы.

Благодаря эмпатии люди становятся эмоционально привязанными и неравнодушными к другим. Эта способность развивается через опыт искусства, которое консолидирует человеческое общество и повышает способность к успешному взаимодействию.

Через идентификацию можно мысленно поместить себя в воспринимаемые объекты и образы природы и пережить их внутреннее состояние как свое собственное. Это тонко подметил армянский художник М. Сарьян. Он говорил, что для творчества ему необходимо раствориться в природе и в самом себе. «Вы должны увидеть себя в этом мире и одновременно поселить его в себе», — сказал он в одном из своих интервью. — Вы должны жить как он, а он должен жить как вы».

Английский философ Э. Берк, раскрывший психологический механизм эмпатии, писал: «Мы относимся с участием к делам других людей; нас трогают, когда трогают их, и почти никогда не остаемся равнодушными зрителями того, что люди делают или переживают. Ведь эмпатию следует понимать как своего рода викаризацию, в которой мы оказываемся на месте другого человека и во многом подвержены тем же влияниям, что и он. Так что эта страсть может либо… может обратиться к страданию, в этом случае оно становится источником возвышенного, или может обратиться к понятиям удовольствия….. Именно благодаря этому поэзия, живопись и другие виды изобразительного искусства переносят свои страсти из одной груди в другую и часто способны вплести удовольствие в беду, страдания и даже саму смерть».

Предметы окружающего нас материального мира, явления природы могут быть связаны с внутренним миром человека через их формы и цвета. Этот процесс во многом интуитивный, и дать ему логическое объяснение бывает трудно. Но мы говорим «грустный» или «счастливый» пейзаж или «очаровательная» шкатулка. «Эстетически ценное — это сначала не чувственное как таковое, — пишет Т. Липпс, — а только то чувственное, в котором я чувствую себя и в той мере, в какой я чувствую себя положительно в нем. Эстетическое чувство ценности — это непосредственное радостное переживание себя в чувственном объекте.

Компенсаторные функции в искусстве

Французский эстетик М. Дюфрен считает, что искусство обладает утешительно-компенсаторной функцией, иллюзорно восстанавливая в сфере разума гармонию, утраченную в реальности. Французский социолог Э. Морен считает, что восприятие произведения искусства разряжает внутреннее напряжение, вызванное реальной жизнью, и компенсирует монотонность повседневности.

Компенсаторная функция искусства имеет три основных аспекта: 1) отвлекающий (гедонистически-игривый и развлекательный); 2) утешительный; 3) компенсаторный (способствующий душевной гармонии). Жизнь современного человека полна конфликтных ситуаций, напряжений, перегрузок, несбывшихся надежд и печалей. Искусство успокаивает, ведет в мир грез и через свою гармонию влияет на внутреннюю гармонию личности и способствует поддержанию и восстановлению душевного равновесия. Создавая внутреннюю гармонию в «безумном, безумном, безумном мире», искусство помогает человеку удержаться на краю пропасти жизни и дает ему возможность жить дальше. Своей красотой она компенсирует потерю человеческой жизни, скрашивает серость будней и несчастливое существование. Если в античности трагическое «очищало» человека (преобразующая функция), то в Средние века оно уже не очищает, а утешает (компенсаторная функция: люди, более достойные тебя, переносят более горькие скорби, чем те, что постигли тебя).
Искусство исследует конкретное и чувственное богатство мира, раскрывает его эстетическое разнообразие, показывает новое в привычном (так Лев Толстой открыл «диалектику души»). Искусство возвращает миру его первозданную красоту, обостряет наши чувства, учит воспринимать жизнь по-человечески. Она становится призмой цивилизации между человеческим глазом и природой. Оскар Уайльд сформулировал афоризм-парадокс: картина Тернера создала лондонский туман. Искусство формирует человеческое восприятие, наш взгляд на мир. В этом смысле Тернер действительно открыл (= создал) красоту лондонского тумана.
Жизнь современного человека полна конфликтов, напряжений, перегрузок, несбывшихся надежд и тревог. Искусство утешает, уводит в мир грез и через свою гармонию влияет на внутреннюю гармонию личности и способствует поддержанию и восстановлению психологического равновесия. Искусство создает внутреннюю гармонию в безумном мире, помогает человеку удержаться на краю пропасти жизни и дает ему возможность жить дальше. Своей красотой она компенсирует потерю жизни, скрашивает серость будней и несчастливое существование.

Компенсаторные функции в медицине

Процесс адаптации организма к окружающей среде идет непрерывно с момента рождения. Организм должен адаптироваться к колебаниям температуры, атмосферного давления, радиации, влиянию микроорганизмов, факторам питания, разнообразным психологическим, социальным и другим воздействиям. Поэтому оно было выделено:

Адаптация (приспособление) — совокупность реакций организма на такие воздействия, которые не сопровождаются грубыми изменениями в структуре тканей, а потому нейтрализуются напряжением функций.

Компенсация нарушенных функций — это реакция организма на такие воздействия, которые проявляются тяжелыми дистрофическими и некротическими изменениями в каком-либо органе, в результате чего другие органы своей усиленной работой компенсируют ущерб всему организму.

Адаптивные и компенсаторные реакции тесно взаимосвязаны, поэтому правильнее говорить о компенсаторно-адаптивных реакциях организма. В основе формирования этих реакций лежит принцип саморегуляции организма.

Одной из важнейших особенностей компенсаторно-адаптивных реакций является их стадийный характер (фаза). В их динамике можно выделить 3 стадии.

1-я стадия, то есть стадия формирования компенсаторных процессов или аварийная стадия, характеризуется тем, что при развитии любого заболевания в органах резко возрастает нагрузка на структуры, несущие специфическую функцию органа, что требует соответствующего повышения метаболизма и энергообеспечения. Это заставляет имеющиеся в клетках митохондрии значительно увеличить производство энергии. Однако избыточное функционирование митохондрий сопровождается повышенным разрушением их крист, что не позволяет увеличить производство энергии до необходимого уровня. Возникает дефицит энергии, который является основой для этой фазы. Это объясняется тем, что ни один процесс в организме невозможен без энергии, ни один обмен веществ без нее, так как без энергии не работают трансмембранные насосы, не могут быть обеспечены градиенты потоков электролитов и жидкости, невозможен синтез веществ, необходимых для восстановления разрушенных гиперфункцией морфологических структур и т.д. Степень эффективности компенсаторно-приспособительных процессов в период энергетического дефицита и исходной гиперфункции ультраструктуры клеток составляет так называемый функциональный резерв каждого пациента, от которого зависит течение и исход заболевания.

2-я стадия — стадия относительно устойчивой компенсации — характеризуется гиперплазией (увеличением количества структурных элементов ткани за счет их избыточного новообразования) внутриклеточных структур, вызывая гипертрофию и гиперплазию клеток. Биосинтетические процессы в клетках значительно усиливаются, а дефицит энергии резко снижается. Однако если причина, вызвавшая гиперфункцию органа, не устранена, то есть если заболевание принимает хроническое течение, гиперфункция ультраструктур клеток, требующих высокого энергетического обеспечения, сохраняется. Однако большая часть энергии, вырабатываемой в митохондриях, используется для поддержания функции органа, а меньшая часть — для восстановления самого органа. Если нагрузка на орган не снижается, а его функция поддерживается необходимой энергией, то количество энергии, необходимое для ресинтеза ультраструктуры, постепенно уменьшается.

3-я стадия — стадия декомпенсации — характеризуется прогрессирующим преобладанием процессов распада внутриклеточных структур над их ресинтезом. Почти все клетки патологически измененного органа постоянно нефункциональны и поэтому разрушаются, теряя возможность восстановления, так как они вынуждены на некоторое время прекратить функционирование. Тканевая гипоксия усиливается даже при наличии достаточного поступления кислорода, поскольку уменьшается количество полноценных внутриклеточных структур, способных его утилизировать.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Понятие тьютерской деятельности
  2. Процесс обучения
  3. План воспитательной работы с семьей
  4. Принципы истории педагогики
  5. Игра в психологии
  6. Структура «я-концепции» личности
  7. Рекламно–информационная деятельность торговых организаций и пути ее улучшения
  8. Защита сознания
  9. Профилактика девиантного поведения подростков
  10. Подготовка детей к школе