Для связи в whatsapp +905441085890

Культура и природа — Культура как отношение людей к природе

Человек узнает о мире всю свою жизнь. Образование играет огромную роль в формировании целостности личности, культуры окружающего мира. Особенностью экологического образования было то, что оно возникало в связи с жизненной необходимостью всех людей на планете. З.А. Сластенин отмечает, что «экологическое образование — это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса — уникальное средство сохранения и развития человека и продолжения человеческой цивилизации». Целью экологического образования является формирование ответственного отношения к окружающей среде, построенного на основе нового образа мышления, подразумевающего соблюдение морально-нравственных и правовых принципов природопользования и продвижение идей оптимизации, активную работу по изучению и охране собственной территории, охране и обновлению природных ресурсов. Для того чтобы эти требования стали нормой поведения каждого человека, необходимо целенаправленно воспитывать у него чувство ответственности за охрану природы с детства, формировать у него активное отношение к жизни, к восприятию проблемы охраны окружающей среды.

Школьное экологическое образование дает возможность целенаправленной, скоординированной и систематической передачи знаний. Начальная школа занимает важное место в системе экологического образования, что является первым этапом формирования ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.

Среди объективных предпосылок личностного отношения к окружающей природной среде, прежде всего, следует отметить особенности и явления окружающей природной среды. Другим объективным условием является отношение общества к природе, которое влияет на отношение студентов. Признание опыта общества не только повышает уровень знаний, но и обогащает использование экономического и морально-эстетического восприятия окружающей среды. Понимая его материальную и духовную ценность, учащиеся лучше осознают необходимость заботиться о его сохранении. Третьей предпосылкой формирования у учащихся отношения к природе является процесс обучения и воспитания, в ходе которого они знакомятся с социально ценными установками и действиями. Формирование позитивного отношения к окружающей среде у школьников является целенаправленным процессом. Планирование и организация общественно-полезных мероприятий во многом зависит от учителей.

Среди субъективных условий формирования отношения учащихся к окружающей среде следует выделить их способность воспринимать, переживать и понимать; заинтересованность в обучении, преобразовании и поддержании окружающей среды в оптимальном состоянии; готовность сознательно реализовывать социальные и личные цели во взаимодействии с окружающим миром, тем самым удовлетворяя его потребности и чаяния. Знания природы и общества, полученные при изучении географии, биологии, химии и физики, определяют действия по охране природы. В экспериментальной и краеведческой работе в деятельности бригад и лесхозов студенты привлекаются к активной заботе о природной среде, сохранении растительности и животных, воспроизводстве природных ресурсов.

Их практическая деятельность включает в себя, насколько это возможно, уход за растениями и животными, участие в воспроизводстве природных ресурсов, уход за землей и водными источниками, а также полевую и лесную природоохранную деятельность. Навыки рационального использования природных ресурсов обучаются под руководством учителей. Моральная сторона отношения к охране окружающей среды формируется в действиях, направленных на защиту окружающей среды. Это связано с осознанием страной принадлежности природы, ее полезности и ценности. Формирование нравственного отношения к окружающей среде неотделимо от роста заботы о природе, о чистоте водных источников, о сохранении почвенного слоя, о пресечении действий, наносящих ущерб окружающей среде.

Культура и природа - Культура как отношение людей к природе

Культура как отношение людей к природе

Несмотря на то, что на протяжении трех столетий культура являлась предметом особых теоретических рассуждений, единое понимание того, что она представляет собой в целом, до сих пор не достигнуто. В конце прошлого века П. Милюков начал изучение истории русской культуры с того, что одни ученые сводят культуру к духовной жизни человечества и противопоставляют ее материальной деятельности (она стала известна как цивилизация, чтобы отличать ее от духовной по своей сущности культуры), другие же включают в понятие культуры все формы человеческой деятельности, которые отличают ее сущность от биологического существования животных. Оказалось, что таких определений более 170 (!). С тех пор их число возросло в связи с появлением новых наук и новых перспектив в области культуры.

Даже в нашей отечественной философско-культурной мысли, которая четверть века активно обсуждает эту проблему, нет единого мнения по этому вопросу. Не вдаваясь в причины таких расхождений во взглядах теоретиков и историков, остановлюсь лишь на самом важном, а именно на желании решить проблему, рассматривая культуру «близко и личностно», так сказать, а не как существенную составляющую общей системы бытия, которая естественным образом возникает на определенном этапе развития в процессе социально-антропогенеза. Если попытаться подойти к пониманию культуры с таких системных позиций (что я и сделал в своей книге «Философия культуры»), то мы сможем получить такое представление о ней, которое впишется в общую и всеобъемлющую философско-онтологическую концепцию и сможет передать ее более конкретные, конкретные интерпретации.

Функция культуры двоякая, двумерная: в одном измерении — социальном пространстве — культура призвана непосредственно удовлетворять потребности человека, поскольку они выходят за рамки естественных потребностей жизни, присущих всем животным, тем более что эти потребности формируются самой культурой; в другом измерении культура преодолевает временную силу человеческого существования, поскольку ее субъектность, удовлетворяя потребности каждого поколения, не исчезает, а сохраняется и передается из поколения в поколение При этом культура, которая сохраняет и в некоторой степени сохраняет природные, физико-химические и биологические характеристики человека восстанавливает и укрепляет (задача медицины), фактически формирует человеческие качества у каждого человека, который вступает в жизнь только как «кандидат в люди» — по остроумному определению французского психолога — связывает его с видом, делает человеком в буквальном смысле этого слова, как это было с человеческим родом в филогенезе.
Вовлечение ребенка в культуру начинается с раннего возраста, тогда как социализация не может вступить в силу до тех пор, пока подросток не приобретет интеллектуальные способности, необходимые для осознания своих гражданских функций; формирование культуры всесторонне охватывает психический мир ребенка, вступающего в жизнь, включая передачу разнообразной научной информации и обучение ребенка различным способам действия, а социализация ограничивается формированием системы ценностей и перспективных социальных целей, поскольку именно эти аспекты духовной жизни

Конфликт между обществом и природой

Гармонизация отношений между обществом и природой предполагает в культуре реализацию принципа взаимодополняемости всех явлений реальности, что является основой экологического подхода.
Опыты, проведенные в различных природных условиях, показывают, что на отношение к природе влияют пол, индивидуальные особенности учащихся, место жительства, профессия и образование родителей. Исследования показывают, что девочки часто более эмоционально восприимчивы к сельской местности, в то время как мальчики больше ценят возможность исследовать новые природные территории или заниматься спортом. Существуют различия в отношении сельских и городских школьников к природе. Не все в равной степени осознают влияние природы на их чувства, мысли и отношение к людям. Отмечается, что в семьях с низким уровнем образования родителей дети более прагматично относятся к природе. Повышение уровня образования родителей способствует более глубокому пониманию детьми окружающей среды. Эти данные показывают, что в образовательной работе необходимо учитывать влияние различных социальных факторов на отношение к окружающей среде.

Особую роль во взаимодействии школьников с природой играет индивидуальная избирательность сознательных связей с внешним миром. В природоохранной деятельности один интересуется содержанием, другой — формой, третий — инструментами. Некоторые дети увлекаются жизнью в лесу, другая часть возможности побыть со своими друзьями в лесу. Крайне разные познавательные и практические интересы, эстетические предпочтения и чувства, индивидуальная оценка различных явлений природы и действий человека. Опыт показывает, что формировать бережное отношение к природе среди учащихся может педагог, увлекающийся благородной задачей охраны окружающей среды, который постоянно интересуется красотой, новизной, динамикой окружающего мира.

Ни одно из противоречий развития современного общества, в котором поймано современное человеческое бытие, не кажется таким безнадежным, таким угрожающим, как экологическое противоречие. Именно человеческая деятельность, сама культура, созданная, породила это противоречие. И только культура — изменение ментальной основы деятельности, представлений о том, что ценно, значимо, а что случайно, незначительно — может открыть путь к гармонии со всей экосистемой. Ситуация, которая в рамках старой системы ценностей выглядит абсолютно безнадежной, как «конец истории», с точки зрения экологической культуры представляется несомненно сложной, но очень заманчивой с возможностью и необходимостью не только «повторить пройденное», но и создать новые формы культуры, новые алгоритмы ее развития.

Экологическая культура выступает как общественное явление. Она не возникает вне общества и не может существовать. Это синтезирующее продолжение и активное продолжение общей культуры. Экологическая культура выражает особое отношение человека к природе и выступает в качестве достаточно самостоятельного вида общественной культуры, имеющего содержание и функции. Формирование экологической культуры в современных условиях предполагает определение приоритета экологических ценностей на всех уровнях взаимодействия: материально-прагматическом, духовно-теоретическом и ценностном. Это взаимодействие исторически изменилось в процессе коэволюции.

Экологическая безграмотность человека

Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности — целостный процесс образования, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Жизнь сегодня ставит перед педагогами и учителями задачу личностного развития ребенка, школьника как непрерывный процесс. Проблема личностного развития ребенка дошкольного возраста, школьника, как единый, целостный процесс может быть реализована, если педагог и воспитатель будут иметь четкое представление об основных направлениях развития экологической культуры. Экологическое образование и воспитание возможно только тогда, когда содержание предметов способствует развитию экологически целостных ориентаций.

Часто для обучения детей во время летних прогулок предлагают собирать цветы или ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. Такие мероприятия становятся обычным летним развлечением для детей. Так как нет насекомых, которых нельзя давать маленьким детям, то у ребенка нет иного выбора, кроме как оторвать крылья, потом ноги, и, наконец, голову добыче, или проколоть ее живой иглой. Таким образом, такие воспитательные меры учат детей не любить, а разрушать живое и довольно жестоко. Окружающая среда, социальная и культурная среда и особый взгляд ребенка на все с раннего возраста играют важную роль в формировании мировоззрения ребенка. Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Это забота общества о своем молодом поколении. Образование должно обеспечивать, чтобы человек вел себя в соответствии с нормами и правилами поведения, принятыми в конкретном обществе.

Основные принципы социального образования были разработаны в исследованиях психологов и педагогов. Принцип естественной адекватности, — изучение потенциала и способностей ребенка и помощь в его развитии. Принцип естественности предполагает учет национальной культуры, традиций и родного языка. Принцип гуманности основан на признании индивидуальности каждого ребенка. Принцип социальной ответственности общества за реализацию личности в творчестве, приобретение знаний, удовлетворение в общении.

Сегодня каждый человек, независимо от его специальности, должен быть экологически образован и экологически культивирован. Только в этом случае он может реально оценить последствия практической деятельности во взаимодействии с природой. Если с точки зрения экологического образования и просвещения многое было начато и сделано самое главное, то с точки зрения экологической культуры сделано мало. Это можно объяснить трудностью точного определения того, что такое «экологическая культура». В наиболее общей форме можно сказать, что «экологическая культура» — это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за решения, которые принимаются в отношении природы. Основными составляющими экологической культуры человека должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически обоснованное поведение и чувство любви к природе.

Экологически образованный человек должен обладать экологическим мышлением, т.е. уметь правильно анализировать экологические проблемы и устанавливать причинно-следственные связи, а также прогнозировать экологические последствия деятельности человека. Экологическое поведение человека в повседневной жизни, в процессе производственной деятельности, досуга и т.д., которое должно быть экологически оправданным и разумным. Она должна включать в себя соблюдение следующих принципов. Поведение экологически культивированной личности предполагает соблюдение и параметры высшего, второго порядка: эмоциональность или, наоборот, рациональность в отношении к природе; обобщение или селективность в отношении к природе; сознательное или бессознательное отношение к природе.

Решение конфликта человека и природы

Природа — это «экосистема высшего порядка», которая уравновешивает все виды живых существ, которые она создала, и поддерживает порядок и равновесие на планете Земля, постоянное количество химических элементов и минеральных ресурсов. Речь идет о таких механизмах, как «цикл веществ в природе», постоянный химический состав того, из чего сделан мир. Наша биосфера не позволяет увеличивать численность того или иного вида и доминировать над другими видами. При этом она использует свои рычаги воздействия, такие как снижение рождаемости, эпидемии, срывы, болезни, голод (неурожай, сокращение потенциальной добычи) и т.д. Поэтому можно сказать, что биосфера основана на жестком и логическом порядке, который обеспечивает ее жизнь. Если равновесие нарушено, оно может погибнуть, и это именно то, что мы можем испытать сейчас.

Известный английский мыслитель Мальтус считал, что Земля не может содержать более 900 миллионов человек, в то время как остальные обречены на голод и вымирание. Но это было бы правдой, если бы мы понимали человека как существо, принадлежащее к животным видам.

Человек сумел не только стать «победителем», но и увеличить свое население до 6 миллиардов человек. Но здесь мы не должны воспринимать природу как нечто враждебное, стремящееся уничтожить человека, наоборот, природа — это «заботливая мать», которая думает обо всех существах, которые она создала. Как только вид начинает претендовать на господство, природа запускает в действие свои механизмы, о которых мы уже говорили. Так было с доисторическими ящерицами, такими как динозавры и т.д. Дело в том, что основной рацион этих животных (особенно динозавров и бронтозавров) состоял из зеленого покрова: деревьев, трав и т.д. Но поскольку природа не проектировала эту оболочку для столь быстрого разрушения, она использовала механизм вроде «негативной обратной связи». Гигантский метеорит ударил по Земле, вызвав дыру в озоновом слое Земли, что привело к проникновению суровых ультрафиолетовых лучей и, как следствие, к глобальному охлаждению и вымиранию (или мутации) этих гигантских ящериц. В настоящее время мы можем увидеть их только в Палеонтологическом музее.

Неужели природа, эта мощная, уникальная система высшего порядка, не смогла противостоять человеческому влиянию? Не могла ли природа, поддерживающая баланс в популяциях таких могущественных животных, как львы, носороги, слоны и т.д., контролировать этот период как раз тогда, когда человек начинал испытывать экологические и природные законы? Конечно, мог, но с этими существами он сам создал, ибо, как сказано в Библии, «Ученик не выше учителя своего».

Человек не может быть прослежен до естественного существа, человек является его собственным уникальным видом, который в отличие от других существ имеет дух и совершенно уникальное тело. Дело в том, что человеческий организм приспособлен не к чему-то конкретному, как у животных, а ко всем видам деятельности.
Человек перестал воспринимать себя как божественное творение, но продолжал видеть себя частью животного мира. И поскольку человек видел себя частью животного сообщества, он должен был бороться за свое выживание и существование. Смерть, голод, болезни уже не воспринимались как нечто естественное и необходимое, а, напротив, как абсолютное зло, невзгоды и т.д. И поскольку человек изначально обладал разумом, он использовал его во зло.

До тех пор, пока мы не узнаем о нашем истинном состоянии, мы будем продолжать бессмысленное уничтожение животных и природы.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сергей Викторович Булгаков, православный священник, русский философ
  2. Марк аврелий, представитель позднего стоицизма
  3. Современная индийская философия
  4. Контуры нового этапа цивилизационного развития
  5. Планетарные масштабы экспансии техногенной цивилизации и ускорение хода человеческой истории
  6. Справедливость: понятие, проявление и сферы
  7. Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты
  8. Способы представления человека в индийской философии
  9. Античная философия и ее роль в культуре древней Греции
  10. Мартин лютер, основатель лютеранства