Для связи в whatsapp +905441085890

Справедливость: понятие, проявление и сферы — Принципы справедливости

Правосудие — это:

  • характеристика человеческих отношений;
  • принцип, регулирующий межличностные отношения, распределение социальных ценностей (свобода, богатство, уважение и т.д.);
  • главная социальная добродетель, способствующая общему благу. Справедливость можно разграничить:
  • распределительный (ретрибутивный) — относится к распределению материальных благ, почестей и т.д. и подразумевает распределение по достоинству (по заслугам);
  • Балансировка (коммуникативная): она связана с обменом, взаимодействием (соглашения и т.д.). Он призван защищать интересы всех участников обмена, уравновешивать стороны.

Справедливость не зависит от благосостояния людей, их социального статуса, личных симпатий и т.д. Его конкретное понимание зависит от правил, привычек и обычаев, характерных для того или иного общества. (Нарушение установленных правил, даже если оно несправедливо, может восприниматься как несправедливость).

Первая известная формулировка правила справедливости — это правило талиона. Она отражает отношения справедливости и равенства, закрепляет отношения взаимного возмездия (кровной мести). Правило талиона требует обязательного возмездия в размере причиненного вреда («жизнь за жизнь, око за око»), но не восстанавливает полную справедливость.

Равное правосудие существовало в первобытных обществах. Она включала в себя поощрение действий, полезных для племени, и наказание за нарушение табу и обычаев.

В классовом обществе преобладала распределительная справедливость при распределении благ в соответствии с классом и кастой.

С появлением прибавочного продукта общество разделилось на богатых и бедных, возникла социальная несправедливость. Каждый класс защищает свои интересы, выраженные в понятиях справедливости.

С появлением государства, законов, право закрепляет сложившееся положение в обществе и претендует на выражение справедливости. Они вступают в конфликт с традициями общества, которые определяли прежнее понимание справедливости. Моральное и правовое сознание заменяет когти.

  • Возникает запрет на индивидуальную месть;
  • провозглашается «золотое правило нравственности».

Платон первым создал концепцию справедливости как социального явления (трактат «Государство»), где он определил справедливость как середину между крайностями (несправедливостями). Платон указал, что справедливость основана на принципе неравенства, и ввел понятия компенсаторной и распределительной справедливости.

В средние века христианские мыслители утверждали:

  • Бог справедлив, Он воздает каждому по его заслугам;
  • Человек не в состоянии постичь Божье провидение, поэтому он должен смириться со своей судьбой и социальной ролью.

В современную эпоху идея юридического равенства стала доминирующей

  • Экономическое и статусное неравенство сохраняется;
  • равенство социальных обязательств, соблюдение соглашений;
  • равенство прав;
  • справедливое наказание за преступления против человека и общества;
  • неприкосновенность частной собственности;
  • формальное равенство возможностей.

В СССР, странах Восточной Европы и других странах с социалистической ориентацией предпринимались попытки построить правосудие на принципе общественной собственности. Однако отмена частной собственности, плановая экономика не принесли равенства возможностей для членов социалистического общества. В современном обществе:

  • Правосудие включает в себя компенсационные и поощрительные элементы;
  • Равенство — важнейшее условие жизни и развития личности человека;
  • Равенство всех людей закреплено в законе, зафиксированном во Всеобщей декларации прав человека;
  • Справедливость включает материальное и организационное воздаяние (распределение богатства, наказание за преступления)
  • социальные и правовые нормы государства выражают в основном интересы правящих групп, которые не всегда совпадают с моральными представлениями о справедливости
  • Правящие круги используют СМИ для навязывания гражданам своих представлений о справедливости.
Справедливость: понятие, проявление и сферы - Принципы справедливости

Принципы справедливости

Ролз предполагает, что участники гипотетического договора выбрали бы следующую общую концепцию справедливости: «Все первичные общественные блага — свобода и возможности, доход и богатство, условия самоуважения — должны быть распределены поровну, если только неравное распределение одного или всех из них не служит благу наименее обеспеченной части общества». Из общей концепции вытекают два более конкретных принципа справедливости.

«Первый принцип: Каждый человек должен иметь равное право на общую систему равных основных свобод, соотносимых со свободой всех. Второй принцип.

Социальное и экономическое неравенство должно быть организовано таким образом, чтобы оно было одновременным:

a) служить на благо наименее обеспеченных слоев общества в соответствии с принципом справедливой экономии; и

b) относятся к должностям и офисам, открытым для всех в условиях справедливого равенства возможностей».

Ролз также предлагает два правила приоритета. Правило первого приоритета гласит, что первый принцип справедливости имеет лексический приоритет над вторым. Это означает, что оно должно быть выполнено до второго. Правило второго приоритета устанавливает приоритет между двумя частями второго принципа. Принцип справедливого равенства возможностей (b) имеет приоритет над принципом различий (a). Первое означает, что свободу нельзя купить ценой благосостояния. Свобода может быть ограничена только во имя самой свободы. Например, свобода прессы может быть ограничена для сохранения беспристрастного процесса. Прежде чем перейти к более подробной характеристике каждого принципа, давайте рассмотрим наиболее общие идеи, лежащие в их основе. Нетрудно заметить, что перед нами еще одна формулировка великих идеалов Французской революции: Свобода, Равенство, Братство. Проект Ролза предстает перед нами как еще один из проектов современности. Идеал свободы реализуется через первый принцип равенства свобод и, следовательно, прав.

Идеал равенства предстает перед нами в виде традиционной идеи равенства возможностей. Неравенство в доходах и престиже считается оправданным, если оно является результатом честной конкуренции. Самое замечательное нововведение касается принципа братства. Здесь Ролз делает очень существенное дополнение, которое придает нормативной части его теории совершенно новый и не совсем традиционно либерального звучания. Он признает необходимость равенства возможностей при распределении должностей и офисов, но считает, что этого недостаточно. Существует источник незаслуженного неравенства, который обычно упускается из виду. Это неравенство природных талантов и способностей. Никто не заслуживает быть бездарностью или гением. Доли в распределении первичных благ не должны определяться морально произвольными обстоятельствами. Природные таланты и социальные обстоятельства в равной степени относятся к чистой удаче, поскольку распределение природных талантов произвольно. Таким образом, господствующая идея равных возможностей нестабильна и ведет к меритократии. Как следует относиться к природным талантам? Они должны служить общему благу, и базовую структуру общества можно изменить так, чтобы природные таланты каждого работали на благо наименее успешных членов общества.

Таким образом, мы имеем в общей сложности три принципа справедливости, а не два, поскольку второй принцип состоит из двух частей. Сам Ролз дает всем этим принципам вполне определенные названия. Первый — это принцип равной свободы. Второй — это принцип справедливого равенства возможностей. Третий — принцип различия.

Принципы Ролза

Первый принцип представляется наиболее бесспорным, утверждая, что основные права и свободы должны распределяться поровну, и вытекает из либеральной культуры и равноправного гражданства как такового. Все они должны в равной степени учитываться при определении основных направлений государственной политики. Это включает в себя идею равенства перед законом и то, что ограничения свободы, установленные законом, должны применяться в равной степени ко всем. Именно эту идею свободы развивал Руссо, и именно она была доведена до сознания Французской революцией. Практическая реализация этой идеи — другой вопрос.

Провозглашая политическое равенство, современные государства часто отказывают женщинам и чернокожим в праве голоса. В Америке, несмотря на демократическую конституцию, сохранялось рабство, а затем и сегрегация. Установление действительно равного гражданства и, что более важно, его фактическое осуществление стало результатом нелегкой борьбы за права, которую ни в коем случае нельзя считать завершенной, несмотря на то, что на Западе равное гражданство воспринимается как нечто совершенно само собой разумеющееся. «Основные свободы граждан — это, в первом приближении, политические свободы (право голосовать и быть избранным на государственную должность); свобода слова и собраний; свобода совести и мысли; личная свобода и свобода владения личной собственностью; свобода от произвольного ареста и тюремного заключения, которая вытекает из понятия законной власти. Все эти свободы должны быть равными в соответствии с первым принципом, поскольку граждане справедливого общества должны иметь одинаковые фундаментальные права».

Единственным ограничением этих свобод может быть только свобода других людей. Утверждая это, Ролз не вносит никакой нормативной новизны в либеральную теорию. Первый принцип справедливости, как общий либеральный принцип, не будет оспариваться утилитаристами или последователями Локка.

Второй принцип гласит, что должности и власть должны быть открыты для всех в условиях справедливого равенства возможностей. Карьера должна быть открыта для талантов. Это не что иное, как воплощение идеи Руссо о том, что обстоятельства рождения не должны влиять на жизненные шансы. Необходимость равных возможностей кажется очевидной вещью для любого человека. Но здесь возникает проблема, которой нет в случае политического равенства. Не совсем понятно, что именно необходимо для обеспечения равенства возможностей. Ультраправые сводят равенство возможностей только к политическому равенству. Они считают, что равенство возможностей существует всегда, когда нет законов или правил, запрещающих людям конкурировать за должности и власть. Но источник неравенства возможностей кроется не только в политических и юридических действиях. Даже при политическом равенстве неравенство богатства и власти сильно влияет на наши жизненные шансы. Затем возникла идея, что помимо устранения юридических условий неравенства возможностей, необходимо устранить и другие обстоятельства. Ролз называет это справедливым равенством возможностей. Ролз считает, что обстоятельства рождения не должны влиять на шансы на успех. Практически это означает, что государство должно предоставлять возможности для получения образования детям из малообеспеченных семей. Это также означает реальную конкуренцию за рабочие места и должности. Но Ролз отвергает еще более радикальный призыв к квотам для всех социальных классов, или «позитивные действия», столь распространенные сегодня. Основная идея Ролза заключается в том, чтобы нейтрализовать влияние факта социальной принадлежности человека на его возможности путем перераспределения благ.

Однако Ролз не показывает, как определить те группы, которые должны быть ни слишком хорошо, ни слишком плохо расположены в конкуренции за позиции и власть. В любом случае, это не должно быть расовое происхождение или пол. Аналогичным образом, социальные различия в богатстве, доходах и политическом положении не должны влиять на шансы человека получить образование, доход и власть.

Два принципа справедливости и проблема стабильности

Хорошо организованное общество — это общество, которое удовлетворяет следующим основным условиям: «…. (1) все признают и знают, что другие признают те же принципы справедливости, и (2) основные социальные институты в основном, что общеизвестно, удовлетворяют этим принципам».

Ролз считает, что его принципы справедливости имеют все шансы создать социальное равновесие. Но самое главное преимущество его принципов заключается в том, что такое общество достигает большей стабильности, чем другие разновидности либеральных обществ, такие как утилитаризм или либертарианство. Ролз предпринял специальные теоретические усилия, чтобы изучить условия стабильности созданной им социальной конструкции. «Справедливые договоренности» могут быть выведены из равновесия, потому что честные действия — далеко не лучший ответ на действия других. Чтобы обеспечить стабильность, люди должны обладать чувством справедливости или заботой об обездоленных, а еще лучше — и тем, и другим вместе. Когда эти чувства достаточно сильны, чтобы преодолеть искушение нарушить правила, справедливая схема сотрудничества становится работоспособной.

Следование своему долгу и выполнение своей ответственности отныне воспринимается всеми как правильная реакция на действия других. Рациональная схема жизни, основанная на чувстве справедливости, приводит к такому выводу». В «Теории справедливости» Ролз пытается доказать три основных положения. 1. общество с двумя принципами справедливости само по себе является благом; оно уже является реализацией концепции блага. 2. два принципа справедливости воплощают сильное взаимное чувство социальной справедливости, которое действует как сильный фактор стабильности. 3. принципы справедливости не противоречат, а наоборот, способствуют индивидуальным представлениям о благе членов данного общества. Другими словами, Ролз стремится доказать, что его теория «коренится в человеческой мысли и чувствах и имеет связь с нашими целями».

С этой целью он предпринимает исследование природы добра. Теория Ролза является деонтологической в том смысле, что он утверждает, что что-то является хорошим только в том случае, если оно соответствует заранее существующим принципам правильного поведения. Право превалирует над добром. Однако Ролз также хочет показать, что должное не противоречит благу, потому что в противном случае мы рискуем получить нестабильное общество. Важно показать, что его принципы — это не пустые мечты, которые рассыпаются в прах, как только вступают в противоречие с нашими реальными представлениями о добре. В этой части книги Ролз разъясняет три пункта своей теории. Во-первых, он утверждает, что его избиратели руководствуются в своем выборе узким представлением о благе. Они предполагают, что любая концепция блага требует набора первичных благ.

Аристотелевский принцип, которому следует Ролз, предполагает, что мы получаем удовольствие и видим смысл своей жизни в совершенствовании и реализации собственных возможностей. Рациональные индивиды Роулса делают свой выбор в пользу двух принципов справедливости, руководствуясь желанием увеличить свою долю первичных благ. Таким образом, только в этом его теория справедливости совместима с понятием блага, а его общество является воплощением блага его членов.

Три доказательства

Утверждение двух принципов справедливости неизбежно порождает в людях сильное взаимное чувство справедливости. Ролз прослеживает развитие этого чувства, используя концепцию морального развития Колберга.

Чувство справедливости рождается в справедливой семье, закрепляется в справедливой ассоциации и становится непреходящим принципом справедливости в справедливом обществе. Человек, получивший последовательное воспитание от справедливой семьи, справедливой ассоциации и справедливого общества, не может не воспитать в себе сильное желание поступать справедливо. Именно это чувство, которое становится массовым, приносит обществу долгожданную стабильность. Наконец, Ролз доказывает, что его принципы справедливости не противоречат представлениям членов общества об индивидуальном благополучии. Для этого он приводит три доказательства.

Во-первых, принципы справедливости имеют общественный характер; они будут объединять людей, дополняя связи на уровне чувств связями институциональными. Потеря чувства справедливости означала бы ущерб для общества, а значит, для наших друзей и родственников, то есть ущерб для нас самих. Учитывая законы моральной психологии, мы сделаем все, чтобы не допустить этого.

Во-вторых, поскольку такое общество хорошо само по себе, участие в делах этого общества будет хорошим в том смысле, что оно позволит наиболее полно реализовать наши способности и таланты. Более того, участие в таком обществе позволит гораздо полнее развить наши способности, потому что там будет место для полноценного сотрудничества с другими членами сообщества.

Наконец, в-третьих, справедливые действия — это именно то, к чему мы можем стремиться «как равные и свободные разумные существа». Общество двух принципов открывает беспрецедентное пространство для этого кантовского стремления, когда оно вдруг обнаруживается как одна из возможных целей и, следовательно, благо.

Таким образом, хотя деонтология Ролза подчиняет добро должному, добро не только не страдает, но и выигрывает от этого подчинения. Такая деонтология не накладывает никаких ограничений на разумные представления о благе, само общество становится благом само по себе, а возникающее чувство справедливости вместе со стремлением к благу выступает в качестве мощного стабилизирующего фактора.

Многочисленные критики теории справедливости сходятся во мнении, что ахиллесовой пятой книги является гипотетический контракт со всеми его атрибутами, такими как завеса неосознанности, исходная позиция и максимальная стратегия. Ролз, по сути, произвольно объявляет рациональным только один из возможных вариантов поведения в ситуации риска, в то время как теория игр в принципе не отрицает другой стратегии, даже основанной на большом риске. Индивидуальная склонность к риску и даже превращение риска в независимую выгоду вполне возможны. В этом случае вся экстенсивная конструкция Ролза теряет свой фундамент.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Марк аврелий, представитель позднего стоицизма
  2. Современная индийская философия
  3. Контуры нового этапа цивилизационного развития
  4. Планетарные масштабы экспансии техногенной цивилизации и ускорение хода человеческой истории
  5. Культура и природа
  6. Целостность истории. Субстанциональный и функциональный аспекты
  7. Способы представления человека в индийской философии
  8. Античная философия и ее роль в культуре древней Греции
  9. Мартин лютер, основатель лютеранства
  10. Идеи социальной философии в эпоху Возрождения — Социальная мысль в эпоху Возрождения и Нового времени