Для связи в whatsapp +905441085890

Общая характеристика русской философии — Славянофилы и западники

  1. Одиннадцатый век. — первой половине восемнадцатого века. — Перечисление философских проблем и поиск ответов на них в контексте других форм общественного сознания, особенно религиозного и эстетического (Иларион, Андрей Рублев, Феофан Грек и др.).
  2. Вторая половина восемнадцатого века. — Первая четверть девятнадцатого века. — Распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, которое не обошлось без некоторого подражания западноевропейским тенденциям философской мысли.
  3. Вторая четверть девятнадцатого века. — Вторая четверть девятнадцатого века и начало двадцатого века. — Формирование и развитие характерной русской философии.
  4. После 1922 года — философия русских за рубежом.

Характеризуя особенности развития философии в России, необходимо учитывать, прежде всего, условия ее существования, которые были крайне неблагоприятными по сравнению с западноевропейскими. В то время, когда в немецких университетах излагались философские системы Канта, Шеллинга, Гегеля и других мыслителей, в России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, который по чисто политическим причинам не допускал философского свободомыслия. Отношение государственной власти к философии ярко выражено в известном высказывании попечителя учебных заведений князя Ширинского-Шихматова: «Польза философии не доказана, а вред возможен».

С одной стороны, формирование русской философии происходило в процессе поиска и ответа на те вопросы, которые ставила сама русская действительность, так что в истории русской философии трудно найти мыслителя, который занимался бы чистым теоретизированием и не отвечал на животрепещущие проблемы.

С другой стороны, эти же условия привели к такому ненормальному состоянию самой философии, когда в восприятии философских доктрин доминирующую роль стали играть политические установки, а сами доктрины оценивались в основном с точки зрения их «прогрессивности» или «отзывчивости», «полезности» или «бесполезности» для решения социальных проблем. Поэтому те доктрины, которые не отличались философской глубиной, но отвечали накалу дня, имели большую популярность.

Характеризуя особенности русской философии, мы должны также учитывать культурно-исторический фон, в котором она формировалась. В ходе русской истории переплелись два разных типа культуры и, соответственно, два разных типа философской мысли: рационалистический западноевропейский тип и восточный, византийский, который вошел в русское самосознание через православие. Это сочетание двух различных типов мышления проходит через всю историю русской философии.

В содержательном плане русская философия также имеет свои особенности. Главной темой, определившей своеобразие русской философии, была тема России, осмысление смысла ее существования в истории. Другой ведущей темой была тема самого человека, его судьбы и смысла жизни.

Философская мысль в России начала развиваться в одиннадцатом веке под влиянием христианизации. В это время киевский митрополит Иларион создает знаменитое «Слово о законе и благодати», в котором развивает богословско-историческую концепцию, устанавливающую включенность «Русской земли» во вселенский процесс торжества божественного света. Дальнейшее развитие русской философской мысли сопровождалось выработкой нравственно-практических принципов и обоснованием особого предназначения православия в России для развития мировой цивилизации. Наиболее характерным в этом смысле является в правление Василия III игуменство Елиазаровского монастыря, созданного Филофеем на тему «Москва как третий Рим».

Третий этап приходится на вторую половину 18-го и первую четверть 19-го века. Для него было характерно распространение философии в России в форме философского осмысления науки и культуры своего времени, что не обошлось без некоторого подражания западноевропейским тенденциям философской мысли.

Общая характеристика русской философии - Славянофилы и западники

Славянофилы и западники

В целом, формирование самобытной русской философии началось с постановки и осмысления вопроса об исторической судьбе России. В напряженной полемике конца 1930-х годов о месте России в мировой истории славянофильство и западная философия возникли как противоборствующие течения в русской философской мысли.

Основная проблема, вокруг которой развернулась дискуссия, заключалась в следующем: Был ли исторический путь России таким же, как у Западной Европы, и была ли Россия особенной только потому, что она была отсталой, или у России был особый путь и ее культура принадлежала к другому типу? В поисках ответа на этот вопрос возникли альтернативные концепции российской истории.

Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала русской национальной жизни, подчеркивали самобытный характер развития России, тогда как западники основывались на идеях европейского Просвещения с его культом разума и прогресса и считали неизбежным для России тот же исторический путь, который прошла Западная Европа.

Лидерами были Алексей Степанович Хомяков (1804-1860), Иван Васильевич Киреевский (1806-1856), Константин Сергеевич Аксаков (1817-1860) и Юрий Федорович Самарин (1819-1876).

Славянофилы изучали историю в поисках стабильных факторов, влияющих на исторический процесс. Такими факторами, по мнению славянофилов, не могли быть ни природно-климатические условия, ни сильная личность, а только сам человек как «единственный и неизменный творец истории». Славянофилы считали, что экономические, политические и другие факторы вторичны и сами определяются более глубоким фактором — верой, которая определяет историческую деятельность народов. Люди и вера взаимосвязаны, так что не только вера создает людей, но и люди создают веру. Православие в воображении славянофилов выступало как духовная основа всей русской жизни: «…проникая во все духовные и нравственные убеждения народа, оно невидимо вело государство к осуществлению высших христианских начал и никогда не препятствовало его развитию. В истории России произошло слияние духовных ценностей православия с жизнью народа.

Самая большая заслуга славянофилов в том, что они стали рассматривать нацию как духовное явление.

Влияние славянофилов на русскую мысль было необычайно сильным. В новых исторических условиях в пореформенной России возникло прямое продолжение славянофильства — поповство.

Как идеологическое течение «общественной» мысли, западничество не было единым и однородным. Среди западников, включая Петра Яковлевича Чаадаева (1794-1856), Александра Ивановича Герцена (1812-1870), Виссариона Григорьевича Белинского (1811-1848) и других, были мыслители всех мастей, включая либералов, радикалов и консерваторов.

Материализм в русской философии середины XIX в.

В 1940-е годы материалистическое направление в русской философии было представлено прежде всего работами Герцена. Как и большинство русских революционных демократов, Герцен в своем интеллектуальном развитии прошел сложный путь исканий — от глубокого увлечения философией Гегеля до материализма Фейербаха.

В 1960-е годы эти же идеи получили свое дальнейшее обоснование в работах Д. Писарева. Также в это время на арену общественной жизни начинают выходить новые силы, наиболее активной из которых была смешанная интеллигенция. Их признанным лидером был Николай Александрович Добролюбов (1836-1861). Их взгляды и идеалы носили ярко выраженный революционный и демократический характер. Они резко выступали против правительства, боролись за освобождение личности против власти общества, опирались на материализм и науку.

Как уже упоминалось выше, прямым продолжением славянофильства в 1960-1980-е годы стало созовлечение, представленное трудами Аполлона Александровича Григорьева (1822-1864), Николая Николаевича Страхова (1828-1896), Николая Яковлевича Данилевского (1822-1885) и Федора Михайловича Достоевского (1821-1881).

Почвенничество, по определению Григорьева, характеризовалось «восстановлением новой, вернее, обновленной веры в почву, в «народ». Вера в народ, в развитие на собственной почве, сочеталась с представлением об истории как о спонтанном органическом процессе, принципиально не поддающемся рационализации.

В середине XIX века идеи об уникальности каждого общества и его культуры, их несводимости к единой модели буквально витали в воздухе, о чем свидетельствует развитие этих идей в западноевропейской и русской социально-философской мысли. Вообще, идея о том, что Западная Европа и Россия принадлежат к разным типам культуры, впервые была высказана М.П. Погодиным. Он считал Европу наследницей культуры Западной Римской империи, а Россию — наследницей культуры Восточной Римской империи — Византии.

Прежде чем рассматривать конкретно российский консерватизм, сначала необходимо уточнить, что означает термин консерватизм. В данном случае консерватизм понимается как социально-философская концепция, обосновывающая необходимость сохранения и поддержания исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, ее нравственных, правовых, религиозных и семейных основ.

Идеология русского консерватизма наиболее лаконично выражена в формуле графа С.Г. Уварова «Православие». Автократия. Народность», на публицистическом уровне основанная Михаилом Катковым (1818-1887), на философском — Константином Леонтьевым (1831-1891), дала развернутое теоретическое обоснование самодержавия как единственно возможной и высшей формы государственной власти в России. По их мнению, только самодержавная власть обеспечивает целостность и стабильность России.

Философия всеединства Владимира Соловьёва

Владимир Соловьев (1853-1900) создал собственную религиозно-идеалистическую систему. О широте и разносторонности интересов Соловьева можно судить по его многочисленным работам.

Основные положения своей философии он изложил в своих первых работах: в диссертации «Кризис западной философии» и в докторской диссертации «Критика абстрактных элементов». Соловьев излагает онтологию и гносеологию универсализма прежде всего в «Философских началах цельного знания», а также в «Первых началах творческой философии».

Философия и наука (по Соловьеву) имеют свою ценность в единстве, с религиозной верой: знание о реальном мире дает наука, об идеальном мире — философия, о Боге — только вера. Целостное знание Соловьева — это синтез науки, философии и веры. Соловьев ставил веру выше разума, он видел только в религиозной вере: высший, объединяющий вид знания.

У Соловьева были разносторонние интересы — христианская философия, буддизм, неоплатонизм. Его интересовали философские построения Канта, Шеллинга, Гегеля, Шопенгауэра, философские идеи Чаадаева, славянофилов и т.д. Он был в курсе научных открытий.

Сочетая многообразие жизни с философией единства, он своеобразно интерпретировал теорию эволюции Дарвина. У него мир в своем развитии проходит две стадии: первая (до человека) — эволюция природы, вторая (деятельность человека) — история. Конечным результатом эволюции мира является установление Царства Божьего, воссоединение мира с его Творцом — Богом, т.е. восстановление вездесущности.

Религиозно-идеалистические идеи Соловьева были подхвачены Бердяевым, Булгаковым, Карсавиным, Лопатиным, Франком и другими русскими мыслителями. Но в России философия Соловьева была понятна лишь узкому кругу интеллигенции; церковь и официальные власти относились к ней отрицательно. Царствовавший Александр III считал Соловьева «чистейшим психопатом».

Отношение к философским построениям Соловьева в наше время не однозначно, да и не может быть однозначным. Учитывая своеобразие философской системы Соловьева, ее оригинальность, исследователи выражают к ней различное отношение в зависимости от своего социального положения.

Русский философский ренессанс или возрождение русской религиозно-идеалистической философии в начале нынешнего века опирался на два основных идейных источника, с одной стороны, на предшествующее развитие мировой философии и культуры, а с другой — на длительный процесс развития отечественной философской мысли. С линией развития национальной философии тесно связана русская религиозно-идеалистическая философия начала XX века. века, как бы на пути славянофильства. Однако она отличалась от него положительной оценкой современных им исканий западной философской мысли. Представители этого направления, их произведения, несмотря на особенности своего времени, представляют вечный интерес, я имею в виду познавательный. Это был Василий Васильевич Розанов (1856-1919), который был весьма оригинальным философом. По словам Горького, Розанов был гениальным человеком, выдающимся мыслителем и прекрасным писателем.

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) был самой яркой фигурой в русской философии двадцатого века. На Западе, где он провел значительную часть своей жизни, он стал главным выразителем духа русского религиозного ренессанса. Бердяев обладал необыкновенным даром синтезировать различные философские идеи. Его творчество — результат разнообразных влияний: Достоевский, Соловьев, Кант, Маркс, средневековые мистики. Постоянное внимание к идеям других людей сочеталось с таким даром синтеза, что в его творчестве чужие идеи, тем самым: переваривались в его собственных, котел принимал особый «бердяевский» оттенок.

Философия Лосского

Лосский использует термин «идеальное бытие» в том значении, которое придавал ему Платон. Он считал, что это существо не имеет ни пространственного, ни временного характера. Она включает в свое содержание общие понятия таких отношений, как связь между качеством и его носителем, количественные формы и отношения (число, единство). Явления и формы, существующие в пространстве и времени, Лосский называет реальным бытием. Реальное бытие, считал он, может возникнуть только на основе идеального бытия и иметь системный характер. Чтобы привлечь внимание к особенностям своего понимания бытия, Лосский назвал свою теорию идеальным реализмом. Он считал, что помимо идеального и реального бытия существует также металогическое бытие, то есть бытие, выходящее за рамки законов логики. Идеальное бытие является объектом интеллектуальной интуиции (созерцания). Она видна непосредственно, как она есть в самом предмете. Отсюда следует вывод, что дискурсивное мышление — это не возражение против интуиции, а ее разновидность. Металогическое бытие является объектом мистической интуиции.
Основа мира, настаивал Лосский, — это принцип, который находится вне мира, по ту сторону его. Этот принцип не сопоставим с мировым. Это не разум, ибо он находится за пределами разума; это не личность, ибо она находится за пределами личности. Даже термин «абсолют» не выражает природу этого принципа, ибо абсолют соответствует относительному, космическому бытию. Другими словами, рассматриваемый принцип полностью свободен от мира. Мир не может существовать без рассматриваемого принципа, но принцип существует независимо от мира. В религиозном опыте Бог открывается не только как абсолютная полнота бытия, но и как высшая, абсолютно совершенная ценность, как благо или, точнее, как высшее благо, а именно красота, любовь, добро, истина.

Ценности жизни нивелируются, когда человек проявляет эгоизм. Некоторые люди на пути к совершенству стремятся к абсолютной полноте бытия, более того, к благу всего мира, пытаясь достичь своей цели и возвыситься над другими существами и даже над Господом Богом, думая, что они могут упорядочить мир лучше, чем это сделал Творец. Стремясь к недостижимой цели, они терпят поражение на каждом шагу, что приводит их к гневу и ненависти к Богу. Эгоизм, гордость отдаляет нас от Бога, обесценивает нас как личность и человека. Творческие силы человека постепенно иссякают, когда он противится Богу, когда все его действия не согласуются с волей и устоями Бога, выраженными в нравственных заповедях Библии.

Философия Лосского стала кульминацией русской философии в диаспоре. Уступая авторитету Бердяева и Шестова, она творчески углубила и расширила все те непростые проблемы, которые поднимались в западноевропейском интуитивизме и персонализме, подтвердив тем самым высокий уровень русской философской мысли в мировом философском процессе.

Русская философская мысль является органичной частью мировой философии и культуры. Русская философия имеет дело с теми же проблемами, что и западноевропейская, хотя подход к ним, способы их понимания носили глубоко рациональный характер. Выдающийся историк русской философской мысли Зеньковский отмечал, что русская философия нашла свой собственный путь, «не отчуждаясь от Запада, даже постоянно и прилежно учась у него, но живя своими собственными вдохновениями, своими собственными проблемами…». В девятнадцатом веке Россия пошла по пути независимой философской мысли. Далее он отмечает, что русская философия не теоцентрична (хотя в ней сильна религиозная составляющая) и не космоцентрична (хотя натурфилософские искания ей чужды), а антропоцентрична, историософична и привержена социальным проблемам: «Ее главным образом волнует проблема человека, его судьбы, путей, смысла и концов истории». Эти же особенности русской философской мысли отмечали такие исследователи русской философии, как Введенский, Бердяев и другие.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Материализм 60-х годов 19 века
  2. Римская философия
  3. Сознание, его происхождение и сущность.
  4. «Левиафан» Гоббса — Биография и жизненный путь Гоббса
  5. Диалектика бытия, принцип развития
  6. Философия археоавангарда в исследовании феномена человека
  7. Н. Н. Алексеев о русском народе и государстве
  8. Содержание и форма в философии
  9. Философия зарубежного востока ХХ века
  10. Природа как предмет философского осмысления