Для связи в whatsapp +905441085890

Отечественная педагогика. Идеи П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского — Определение будущих мероприятий

Павел Петрович Блонский родился в Киеве 14 (26) мая 1884 года в семье мелкого чиновника. Хотя семья не была нищей, в доме не было большого богатства, и Блонский с ранних лет видел, как экономно его родители тратили деньги, считая каждую копейку. Позже, вспоминая это время, он заметил, что именно детские впечатления привели к формированию странной черты характера: к деньгам он относился равнодушно и часто не знал, сколько рублей у него осталось, но всегда точно знал, сколько копеек у него в кармане, и привык их считать.

С ранних лет он полюбил книги, которые погружали его в другой мир, таинственный и манящий. Способности Блонского сделали его одним из лучших учеников Киевской второй классической гимназии, хотя он часто болел, особенно в младших классах. Интерес к учебе и желание получить более фундаментальные знания привели его в Киевский университет. После окончания Московского университета (1907) он преподавал педагогику и психологию в московских гимназиях. С 1913 года он был приват-доцентом, с 1919 года — профессором Московского университета. Блонский занимался научной работой и преподавал в московских университетах и научно-исследовательских институтах (Университет Шанявского, Институт научной педагогики, Институт психологии и др.) П.П. Блонский был одним из организаторов и директоров Академии социальной педагогики Блонский был автором более 200 работ на различные темы философии, педагогики и психологии.

Значительное место в исследованиях Блонского занимали проблемы, связанные с педагогикой и психологией. В середине 20-х годов П.П. Блонский занимался вопросами индивидуальных и возрастных особенностей детей, исходя из двух основных принципов: идеи развития (необходимости рассматривать психику ребенка как результат эволюции) и целостного подхода к изучению ребенка.

Спектр исследований Блонского охватывал почти все области жизни души. В своей книге «Психологические этюды» (1927) он выдвинул оригинальную идею происхождения и развития психической жизни, рассматривая ее как ряд различных уровней психической активности, начиная со сна (примитивного психического состояния) и заканчивая высшими интеллектуальными функциями. Его исследования мышления, языка, памяти, эмоций, а также взаимосвязи и взаимодействия психических процессов имели фундаментальное значение.

Кафедра философии и психологии была связана с кафедрой истории и философии Киевского университета, где Блонский начал свою научную карьеру. Наибольшее влияние на него оказали лекции профессоров философии А.Н. Гилярова и Г.И. Челпанова. Под влиянием Гилярова он заинтересовался античной философией, особенно теорией Плотина, который стал его любимым мыслителем. В качестве темы своей магистерской диссертации он выбрал философские взгляды Плотина, считая их основой всей современной идеалистической философии.

После революции ученые степени были отменены, и Блонский не защитил свою диссертацию. Его книга «Философия Плотина» была опубликована в 1918 году. Выдающийся философ-неоплатоник А. Лосев писал, что эта работа, наравне с книгами П. Флоренского, открыла эпоху нового понимания платонизма. Блонский часто цитировал Плотина в своих лекциях до последних лет жизни.

Не менее важным для его судьбы было знакомство с Челпановым. Блонский работал под его руководством на психологическом семинаре. Именно Челпанов способствовал его переезду из Киева в Москву, где Блонский стал его докторантом в Московском университете.

Стоит отметить, что П.П. Блонский был не только педагогом-теоретиком, но и практиком, сыгравшим большую роль в подготовке педагогических кадров.

В период с 1912 по 1916 год появились его первые научные работы: «Ян Амос Коменский», «Педагогика прогресса и человечности», «Место К.Д.Ушинского в истории русской педагогики», «Аксиомы педагогического бреда» и другие, которые сделали его имя известным и популярным среди педагогов.

В последние годы жизни Блонский писал, что хотя он доставлял своему учителю много хлопот и был «чем-то вроде блудного сына», он много раз спасал его из самых трудных ситуаций. Блонский всю жизнь был благодарен ему за доброе отношение и заботу, хотя позже они расстались, в основном по политическим причинам. Блонский, настаивавший на том, что психологию необходимо перестроить на основе марксизма, считал справедливым увольнение Челпанова из Психологического института, который он сам основал.

Отечественная педагогика. Идеи П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского - Определение будущих мероприятий

Определение будущих мероприятий

Первые годы жизни в Москве были для Блонского очень трудными, особенно в материальном плане. Поэтому, помимо работы над магистерской диссертацией и посещения (довольно редко и нерегулярно) заседаний Московского психологического общества, он начал педагогическую деятельность. Переход от «чистой науки» к практической работе в качестве преподавателя был довольно вынужденным, но эта деятельность давала ему необходимые средства к существованию, а преподавать приходилось не только психологию, но и педагогику.

По рекомендации знакомых он получает образование в нескольких московских гимназиях и Елизаветинском институте. После сдачи магистерского экзамена в 1913 году он становится приват-доцентом Московского университета, одновременно начинает работать в университете А.Л. Шанявского, где были открыты педагогические курсы.

Необходимость преподавания курсов по педагогике поставила перед Блонским задачу создания собственной программы курсов. Эта дисциплина была для него новой, поэтому он, естественно, включил в этот курс элементы психологии и философии и попытался передать эти знания в доступной для студентов форме. Лекции Блонского стали очень популярными, и последовали новые приглашения в средние школы и на летние курсы для учителей.

Эта работа свела Блонского с новыми людьми, земскими просветителями, беззаветно преданными своему делу. Желание помочь им в их нелегком труде стимулировало поиск оригинальных педагогических идей, путей построения новой школы. Именно эти вопросы стали наиболее важными для Блонского несколько лет спустя, впервые в годы после революции. Таким образом, из деятельности, начавшейся только ради зарабатывания денег, постепенно вырос новый интерес, определивший всю дальнейшую деятельность ученого

Блонский сразу и безоговорочно принял Октябрьскую революцию, считая, что она открывает путь к новому, справедливому обществу, которое даст каждому равные возможности для проявления своих способностей и талантов. Следует отметить, что среди интеллигенции, особенно среди учителей, преобладали разные мнения. Так, в конце 1917 года большинство московских учителей объявили бойкот новой школе на том основании, что революционные нововведения разрушают национальную систему образования.

Блонский страстно выступал за отказ от бойкота, что привело к разрыву со многими бывшими знакомыми и коллегами. Он был вынужден выйти из профсоюза работников средних школ и из редколлегии журнала «Новая школа». Тем не менее, оглядываясь на этот период, Блонский писал: «Лишенный всех мест, без конкретной перспективы заработать на жизнь… Я был полон энтузиазма и не сомневался в реализации новой школы». Эти ожидания оправдались: вскоре появилась новая работа и новые знакомые, которые поддержали его в стремлении к школьной реформе.

В 1922 году Блонский по поручению Н.К. Крупской подготовил учебные программы для школ. Совместная работа с Крупской в Научно-педагогической секции Государственного ученого совета оказала большое влияние на Блонского и во многом определила развитие его взглядов в направлении марксизма.

В тяжелые годы Гражданской войны Блонский активно работал, написал такие крупные работы, как «Трудовая школа» (1919), «Реформа науки» (1920), «Очерки научной психологии» (1921). С 1918 по 1930 год из-под его пера вышло более ста произведений. Среди них были первые советские учебники для средней и старшей школы. Его статьи были опубликованы в США и Германии. По мнению профессора Н.А. Рыбникова, «П.П. Блонский этого периода был самым читаемым автором, с которым вряд ли может сравниться по успешности другой современный педагог.

Педологический период

Блонский видел перспективное направление исследований с точки зрения комплексного подхода к развитию, характерного для педологии. «Как к живому источнику», он обратился к педологии и стал одним из ведущих ее теоретиков. (Педологический период его работы, согласно его автобиографии, приходится на 1924-1928 годы).

В педологической работе Блонского значительное место отводится характеристике возраста детей. В 1920-х годах он связывал возрастную периодизацию в основном с биологическими признаками (развитие зубов, эндокринных желез, состав крови и т.д.). Все разнообразные особенности поведения детей, составляющие «симптомокомплекс старости», объяснялись процессами увеличения материи (рост массы тела).

Вскоре Блонский понял, что это непродуктивный путь. Впоследствии он заявил, что «характеристика каждого возраста должна быть комплексной: не какой-либо один признак, а своеобразное сочетание признаков характеризует тот или иной признак. Блонский был впечатлен идеей целостного взгляда на ребенка, которая была присуща педологии.

Тем не менее, издержки масштабной педологической практики были для него очевидны. Его безуспешные попытки построить единые теоретические основы педологии (тем более что большинству практикующих педологов они, похоже, были не нужны) привели к разочарованию в этом научно-практическом направлении задолго до его официального запрета. Отход Блонского от педологии начался еще в 1928 году. «Изучение педологии, — писал он в это время, — все больше и больше убеждает меня в поверхностности обычного педологического исследования. Стремясь углубить это, я все больше и больше увлекаюсь психологией».

Работы П.П. Блонского не всегда одинаково высоко оценивались научным сообществом. Труды Блонского на долгие годы были изъяты из научного оборота из-за полного отрицания ценности педологических работ. Это могло только негативно сказаться на состоянии исследований проблем детской и педагогической психологии. Настало время объективного подхода к педологии как науке о ребенке и к творческому наследию выдающихся исследователей 1930-х годов. Но ни одна из работ не была полностью посвящена изучению проблемы усвоения знаний школьниками в трудах П.П. Блонского. Эта проблема очень важна для современной психологии образования. Подход П.П. Блонского к ее решению, методологические принципы его исследования, выводы и рекомендации до сих пор сохраняют свою научную и практическую ценность.

В результате многочисленных экспериментов, направленных на выяснение связи между восприятием и мышлением при усвоении знаний учащимися разного возраста, П.П. Блонский пришел к следующим выводам: 1) чем старше ученик, тем шире и подробнее становится его мышление, а под влиянием мышления расширяется восприятие и улучшается усвоение; 2) чем старше и развитее ученик, тем целенаправленнее он думает перед началом работы. Мышление организует восприятие систематически, что приводит к лучшему усвоению того, что воспринимается.

Широко распространенной теории и практике отождествления ассимиляции с памятью противостоял П.П. Блонский, утверждавший, что ассимиляция и память — разные понятия. Он считал неправильным объяснять плохую успеваемость ребенка тем, что у него плохая память. По мере взросления ребенка память все меньше и меньше используется для усвоения информации. Если младшие школьники часто запоминают то, что им нравится, то взрослые, как отмечает П.П. Блонский, не расположены к запоминанию.

По мнению П.П. Блонского, ухудшение памяти, которое происходит в подростковом возрасте, не влияет на усвоение предмета, так как в этом возрасте интенсивно развивается мышление, которое начинает играть все большую роль в обучении.

Блонский также заслуживает похвалы за то, что показал, как соотношение между мышлением и памятью, которое меняется с возрастом, влияет на специфику процесса запоминания. Эксперименты Блонского, проведенные на детях разного возраста, показали, что младшие и неразвитые школьники, поскольку их память развита лучше, чем мышление, более склонны запоминать абсолютно все и охотно использовать повторение. Более зрелый и развитый студент запоминает выборочно и без усилий. Его мышление уже настолько развито, что он энергично участвует в запоминании, всячески размышляет над тем, что запомнил, обнаруживает и устанавливает в нем связи, следит за точностью запомненного. Запоминание в этом случае основывается преимущественно на логической памяти, и воспроизводится только существенное, главное, то есть репродукция становится семантической репродукцией.

Становление педагогики в России

Идеи воспитания в русской педагогике активно развивались. Следует отметить, что школы открывались в России с древних времен. Сохранились сведения об открытии в Новгороде в 1030 году школы на 300 детей.

Симеон Полоцкий (1629-1680), выходец из Беларуси, был очень плодовит в области педагогики; в 1664 году он открыл школу славяно-греко-латинских языков в Спасском монастыре в Москве. В 1664 году он был назначен воспитателем царевичей Алексея и Федора и царевны Софьи. Петр I получил образование под его руководством. С. Полоцкий составил проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта уже после его смерти в 1687 году и значительно расширила высшее образование в Российском государстве. С. Полоцкий считал, что наиболее важными факторами воспитания являются пример родителей и учителей, а также окружающая среда. Он был противником теории «врожденных идей», которые якобы определяют развитие детей, и придавал большое значение образованию, которое, по его мнению, должно быть направлено на формирование чувств и ума человека.

М.В. Ломоносов (1711-1765) внес большой вклад в развитие педагогической мысли. Он создал серию учебников: «Риторика» (1748), «Российская грамматика» (1755) и так далее.

Н.И. Новиков (1744-1818) оставил заметный след в русской педагогике. Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с педагогических позиций боролся против крепостного права. Он считал, что детей нужно учить уважению к труду, доброжелательности и состраданию к людям. В своей статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и общего благосостояния» Н.И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

С 18 века начинается профессиональная подготовка учителей. В частности, в 1732 году в Германии (Щецин) был открыт первый учительский семинар. В 1779 году при Московском университете была основана педагогическая (учительская) семинария, а в 1804 году началось открытие педагогических институтов в России. Преподавание педагогики как специальной научной дисциплины становится необходимым, и в 1840 году в Главном педагогическом институте открывается педагогический факультет.

Оригинальные педагогические идеи принадлежат Л.Н. Толстому, который в своем имении Ясная Поляна основал начальную школу для крестьянских детей, где реализовал свои идеи об образовании и воспитании. Он уделял большое внимание развитию творческой самостоятельности детей, пытался реализовать теорию «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

В России интегральная дидактическая система была разработана Константином Д. Ушинский (1824-1870). Ядром его педагогической системы было требование демократизации воспитания и обучения, идея народного образования, признание творческих сил трудового народа и его права на образование. Ушинский говорил: «Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях. Он показал, что знать человека во всех отношениях — значит изучить его физические и душевные качества. Ушинский мечтал о том времени, когда воспитатель будет не только учителем, но и психологом. В своей главной работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868-1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, чувств, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание он уделял влиянию нежелательных идеалов определенного общества в конкретно-исторический период. Целью воспитания, по Ушинскому, является формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Он считал роль религии в формировании общественной морали положительной, но в то же время выступал за независимость науки и школы от религии и против руководящей роли духовенства в школе.

Ушинский представляет проблемы нравственного воспитания как социально-исторические. В нравственном воспитании он отводил одно из ведущих мест патриотизму, который исключал шовинизм и призывал к гражданскому долгу «говорить смелое слово правды» против угнетения и насилия. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитаризм, она основывалась на силе положительного примера, на рациональной активности ребенка. Он требовал, чтобы учитель развивал любовь к человеку, чтобы создать атмосферу товарищества. (Здесь находятся корни педагогики сотрудничества).

Новая педагогическая идея Ушинского заключалась в том, чтобы поставить перед учителем задачу научить учеников учиться: «…необходимо не только передать ученику те или иные знания, но и развить в нем желание и способность приобретать новые знания самостоятельно, без учителя.

Ушинский утверждал принцип воспитывающего обучения, который заключается в единстве обучения и воспитания: «Воспитание должно действовать не только на увеличение запаса знаний, но и на убеждения человека». К.Д. Ушинский по праву считается основателем научной педагогики в России.

Педагогические принципы К.Д. Ушинского:

  1. обучение должно быть адаптировано к возрастным и психологическим особенностям развития ребенка. Она должна быть построена с учетом психологических особенностей развития ребенка. Она должна быть выполнимой и последовательной.
  2. преподавание должно быть основано на принципе наглядности.
  3. ход обучения от конкретного к абстрактному, от восприятия к мышлению, является естественным и основан на четких психологических законах человеческой природы.
  4. Преподавание должно развивать интеллектуальные силы и способности учащихся и давать знания, необходимые в жизни.

Школьное образование и педагогические идеи в России в 1920-1930 гг.

В послереволюционной России строительство системы школьного образования заняло почти десятилетия. В декабре 1917 года специальным декретом Совета народных комиссаров все учебные заведения были переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Важную роль в его деятельности сыграли А.В. Луначарский и Н.К. Крупская.

В 1920 году Народный комиссариат просвещения опубликовал учебный план единой советской школы, который имел особенности по сравнению с учебными планами дореволюционной России:

  • разнообразный состав учебных предметов, включая гуманитарные, физические и естественные науки;
  • большое количество уроков по языку и литературе, математике и естественным наукам;
  • значительное количество часов физического воспитания.

Впоследствии советские школьные программы неоднократно пересматривались, но эти особенности оставались неизменными. В середине 1920-х годов были предприняты попытки ввести интегрированные учебные программы — вся совокупность знаний была представлена как единый набор информации о природе, труде и человеческом обществе. Это была попытка преодолеть разрыв между различными школьными предметами и связать обучение с жизнью и практикой. Были внедрены новые методы и приемы преподавания. В школе было две ступени: начальная и средняя, которые имели разную продолжительность в разные годы.

В 1930 году было провозглашено всеобщее обязательное начальное образование. В ряде постановлений ЦК ВКП(б) 1930-х годов были четко определены требования к общеобразовательной школе: обеспечение высокого уровня знаний, политическое обучение в тесной связи с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации педагогической работы должно быть преподавание «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и фиксированным составом учащихся со строго определенным расписанием занятий и фиксированным составом учащихся» с четким определением продолжительности и структуры учебного года.

Школа ориентирована на образование информационного типа, которое производит знания, навыки и умения. С помощью образования решались острые социальные проблемы: сначала — научить всех граждан читать и писать, затем — повысить уровень образования населения, подготовить профессиональные кадры для всех областей производства и сферы культуры.

Школа представляла собой четко сформулированный социальный заказ: воспитание определенного типа людей, что определяло жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизацию воспитательной и образовательной работы.

Педагогическая теория 1920-1930-х годов в России имела ряд характерных черт: основной педагогической идеей того времени была идея рабочей школы, основанной на принципах политехнизма и индустриализации.

Политехнический принцип заключается в том, что обучение труду любого конкретного вида является средством изучения общих принципов производства. Политехнический принцип получил наибольшее развитие в работах Н.К. Крупской.

«Рабочая школа» — писал П.П. Блонский и обосновал принцип индустриализации, понимаемый как тесная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества служили для подготовки квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. Учебный план FZU включал общеобразовательные дисциплины, а также специальные дисциплины, и студенты обучались в объеме учебных семестров.

Трудовое воспитание считалось самой важной частью педагогической практики.

С.Т. Шацкий отмечал: «Центром, главной педагогической работой является детская работа, которая принципиально отличается от работы взрослых тем, что она должна быть общеобразовательной». Вопросы трудового воспитания рассматривались в работах А.С. Макаренко.

Другой важной проблемой педагогической теории была организация и воспитание детского коллектива. Чувство коллективизма — по мнению Н.К. Крупской — основа нравственного воспитания. Общественно полезный труд детей в коллективе должен и может быть эффективным средством воспитания, при условии, что он хорошо организован. Соответствие работы знаниям и умениям детей. Вопросы формирования коллектива детей и творческой целеустремленной личности разрабатывались в трудах практически всех выдающихся ученых и педагогов того времени.

Педагогика домашнего хозяйства. Идеи П.П. Блонского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского

Павла Петровича Блонского (1884-1941) часто называют «советским Песталоцци», он оказал большое влияние на менталитет учителей 1920-х годов. Он сформулировал фундаментальные педагогические идеи: Образование и воспитание должны основываться на знании закономерностей развития ребенка: уважение к личности ребенка, его потребностям и интересам, всестороннее развитие личности ребенка (интеллектуальное, нравственное, эстетическое, трудовое). В основе исследований Блонского лежали 2 основных принципа: идея развития и целостный подход к изучению ребенка. Он пытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное целое». В своем «Учебнике педологии» (1936) Блонский представил обзор характеристик различных возрастных периодов и связанных с ними особенностей воспитания и обучения. Блонский создал оригинальную теорию памяти, рассматривая различные ее виды как стадии развития мнемической функции; он выдвинул гипотезу о том, что внутренняя речь зарождается у ребенка; он исследовал эмоциональную сферу и считал ее основой человеческого поведения. Блонский сформулировал принцип индустриализации — тесная связь школы с производством, профессиональная подготовка рабочих.

Блонский — автор первого учебника по педагогике в Советской России.

Антон Семенович Макаренко (1888-1939) — один из самых значительных отечественных педагогов, вся его научная деятельность была связана с педагогической практикой (он практически вел педагогическую работу в колонии для малолетних преступников и превратил ее в коммуну — этот педагогический опыт Макаренко описал в своих литературных произведениях: «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»).

Макаренко смог разработать систему воспитания, способную решить задачи строительства как формы педагогического процесса, в котором формируются, присущие объединению людей, нормы, образ жизни, отношения. Макаренко является основополагающим для современной педагогической науки. Его педагогические открытия: межвозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание большого оптимистического тонуса в жизни коллектива и др. — сохраняют свою актуальность и сегодня. «…В короткой формуле суть моего педагогического опыта можно сформулировать так: как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему», — писал Макаренко.

Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственных качеств личности. Он писал: «Детей не готовят к труду и жизни, а живут и работают, думают и переживают, и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности ответственности». Воспитание личности в коллективе и через коллектив — основная задача воспитательной работы. У настоящей команды должна быть общая цель, она должна заниматься разнообразной деятельностью, у нее должны быть органы, которые руководят их жизнью и работой. Для детского коллектива нужна веселая, радостная, жизнерадостная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования к педагогическому коллективу учебного заведения и правила его взаимоотношений с коллективом учащихся.

Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу же меняет социальный статус ребенка, делает его «взрослым» гражданином. Идея сочетания воспитания с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован определенным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована на практике Макаренко, этот опыт доказал, что уверенность детей в себе получает большой творческий импульс через участие в производительном труде.

Макаренко разработал основные вопросы семейного воспитания, включая структуру семьи, ее культуру, методы воспитания в семье. Макаренко утверждал, что легче правильно воспитать ребенка, чем потом перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном итоге определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает. Что семья — это первичный коллектив, в котором каждый является полноправным членом со своими функциями и обязанностями, включая ребенка. Личный пример родителей, их поступки, их отношения друг с другом — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь заслуженный авторитет в глазах детей.

Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики. Он выступал против использования элементов тюремного режима для детей, преуменьшая роль воспитательных методов и усиливая необходимость производства.

Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) — величайший педагог нашего века, его педагогические труды переведены на 40 языков мира, он рассматривал практически все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школьной науки.

Он был талантливым практиком и теоретиком и всю жизнь проработал в сельской школе. Важное место в его работе занимает проблема творческого отношения учителя к своей педагогической деятельности, которая имеет большое социальное значение. В своей книге «Разговор с молодым директором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хотите, чтобы педагогическая работа доставляла учителю удовольствие, а не превращалась в скучную рутину, ведите каждого учителя по пути исследователя. Успех работы учителя возможен только при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка.

Сухомлинский уделял особое внимание гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Он развил учение о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным учеником в коллективе. Детский коллектив — сообщество детей, в котором существует идеологическая, интеллектуальная, эмоциональная и организационная общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого ученика — к общему богатству коллектива, а от него — к влиянию на отдельного человека и снова к увеличению частного «вклада» в общий фонд, и так далее до бесконечности, то есть осуществляются двусторонние глубинные связи. Сухомлинский вводит новое понятие «коллективная духовная жизнь», «интеллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает желание больше учиться и тем самым помогает в главном — учебе, а ведь учеба — это главный общий труд в школьном коллективе. Глубоко и оригинально Сухомлинский разрабатывает вопросы воспитательного воздействия традиций, фольклора, природы.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко показал, что успех воспитателя, направленный на гармоничное развитие детей, возможен только при глубоком знании жизни и развития каждого ребенка.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Нарушения поведения ребенка в семье
  2. Новая форма методической работы с педагогами ДОУ: деловая игра
  3. Открытые системы интенсивного обучения
  4. Современные модели организации обучения. Виды обучения, их характеристика
  5. Причины возникновения детской запущенности и методы преодоления трудновоспитуемости младших школьников
  6. Социально-педагогическое сопровождение развития детей в замещающих семьях
  7. Аксиология в педагогике
  8. Многоуровневая структура образования
  9. Методы воспитания в школе
  10. Применение эор при формировании профессиональной готовности слушателей профессионального обучения