Для связи в whatsapp +905441085890

Принцип культуросообразности в педагогике — Основные средства нравственного воспитания в этнопедагогике

В этнопедагогике большинства народов преобладает нравственное воспитание. Если понимать этнопедагогику как систему целей, задач, методов, приемов и процедур воспитания, традиционных для конкретного этноса, то следует отметить, что она пронизывает все сферы духовной и материальной жизни народа: обычаи, традиции, ритуалы, верования, фольклор, игры, игрушки, быт и т.д.

Народное образование, сложившееся в ходе истории этноса, должно выполнять ряд функций. Его роль в механизмах формирования национальной идентичности, преодоления отчуждения и воспроизводства этнической культуры очень важна. Этнопедагогика способствует целостному развитию личности и включает в себя элементы духовного, трудового и физического воспитания. Однако, несмотря на столь широкий спектр задач, народная традиция воспитания сосредоточилась в основном на нравственном воспитании.

Ярким примером этого является этнопедагогика русского народа. Практически все его инструменты и факторы в той или иной степени направлены на формирование у подрастающего поколения ценностей, идеалов, потребностей, моральных норм, характерных для русского этноса.

Идея совершенства человеческой личности первоначально возникла — в самой примитивной форме — в глубокой древности, хотя, конечно, «совершенный человек» гораздо моложе в идеале и реальности, чем «человек разумный» (первый возникает в глубине второго и является его частью). Образование в истинно человеческом понимании стало возможным только с появлением самообразования. От простейших, единичных, случайных «педагогических» действий человек переходил ко все более сложной педагогической деятельности. По словам Энгельса, с самого начала человечества люди приобрели «способность выполнять все более сложные операции, ставить перед собой все более высокие цели и достигать их». Сама работа становилась от поколения к поколению более разнообразной, более совершенной, более многогранной. Прогресс в труде влечет за собой прогресс в образовании, которое немыслимо без самообразования: ставить перед собой цели — это их конкретное выражение. Что касается «все более высоких» целей, то они свидетельствуют о зарождении идеи совершенства в еще примитивных формах образования. Разнообразие, совершенство и многогранность труда, о которых писал Ф. Энгельс, с одной стороны, требовали человеческого совершенства, а с другой — способствовали этому совершенству.

Формирование совершенного человека является руководящим принципом народного образования. Самым убедительным и ярким доказательством того, что человек — «высшее, совершеннейшее и превосходнейшее творение», является его постоянное и непреодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию — высшая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключается именно в этой способности.

Понятие совершенства исторически развивалось вместе с прогрессом человечества. Первые признаки сознания предков человека связаны с инстинктом самосохранения; из этого инстинкта впоследствии выросла сознательная забота об укреплении здоровья и физическом совершенстве (по Коменскому, гармония в отношении тела). Труд создал человека. Стремление к совершенствованию инструментов пробудило внутреннее желание к самосовершенствованию. Даже в самых примитивных инструментах появляются элементы симметрии, порожденные не только стремлением к удобству, но и к красоте. В борьбе за существование предки человека столкнулись с необходимостью координировать свои действия и помогать друг другу, пусть даже сначала бессознательно. Вечная гармония природы и активность взаимоотношений человека и природы сделали естественным совершенствование индивидуальных качеств человеческой личности. Идея гармоничного совершенствования личности была заложена в самой природе человека и в характере его деятельности. Самые примитивные орудия труда в то же время уже были носителями зарождающейся первобытной духовной культуры: они стимулировали первые вспышки сознания и вызывали напряжение мрачного ума первобытного человека; не только руки различали удобство и неудобство каменных орудий, но и глаза стали замечать привлекательность удобства, и эта избирательность была началом первобытного чувства прекрасного.

Совершенствование личности обусловлено двумя величайшими достижениями человечества — наследственностью и культурой (материальной и духовной). Человеческий прогресс, в свою очередь, был бы невозможен без стремления человека к совершенству. Само это совершенство, порожденное деятельностью труда, шло параллельно в сфере материальной и духовной культуры, шло в человеке и вне его, в человеческом общении.

Принцип культуросообразности в педагогике - Основные средства нравственного воспитания в этнопедагогике

Основные средства нравственного воспитания в этнопедагогике

Исследователи выделяют ряд факторов народного воспитания: природа, игра, слово, труд, общение, традиции, искусство, религия, идеал подражания, каждый из которых вносит свой вклад в нравственное воспитание. Важной особенностью этнопедагогики является ее природосообразный характер, который вытекает из естественности народных традиций в воспитании и гармоничной интеграции с экологическими процессами. Воспитывая своих детей, наши предки старались сформировать у них представление о красоте природы, месте человека в ней и необходимости нравственного отношения ко всему живому.

Народные игры, способствовавшие интеллектуальному и физическому развитию, несли в себе определенный нравственный потенциал. Они отражали национальные особенности, образ жизни и мировоззрение и были тесно связаны с исторической судьбой нации. Все это определяло функцию игр: они прививали уважение к национальным обычаям, формировали ценные для этноса качества, приучали молодое поколение к правилам и нормам поведения.

Следующий фактор, слово, играет решающую роль в этнопедагогике, особенно в нравственном воспитании. Отмечая наличие словесных элементов почти во всех факторах воспитания, мы выделяем словесные средства народной педагогики: пословицы, идиомы, загадки, песни, сказки, меткие слова, басни, притчи, увещевания и т.д. Количество словесных форм воздействия на чувства, сознание и поведение ребенка в народной педагогике огромно: наставление, назидание, увещевание, упрек, осуждение, завещание и многое другое.

Сказки традиционно занимают одно из важнейших мест в этнопедагогике русских. Простота, искренность, непосредственность сказки соответствуют аналогичным особенностям психики ребенка, что позволяет гармонично сочетать духовное и нравственное развитие.

Создавая сказки, люди пытались отразить свои лучшие качества, идеалы, ценности и принципы и передать их молодому поколению: Трудолюбие, коллективизм, скромность, щедрость, правдивость, человечность и т.д. восхваляются в сказках, а противоположные качества высмеиваются и осуждаются.

Песни — уникальное творение фольклора, которые способствуют нравственному воспитанию не меньше, чем народные сказки, поскольку отражают мировоззрение народа, в том числе и взгляды на нравственность. Песни, созданные на протяжении нескольких тысячелетий, прошли естественный отбор народных учителей, которые признавали огромное значение музыки и поэзии в формировании человеческой личности и культивировали те их виды, которые способствуют духовному, эстетическому, трудовому и нравственному воспитанию.

Большую роль в формировании нравственного самосознания сыграли пословицы, которые, являясь концентрированным выражением народной мудрости, должны удовлетворять различные духовные потребности людей: познавательные, этические, эстетические, продуктивные и так далее. Пословицы русского народа представляют собой развернутую систему, показывающую идеал человека. Он должен быть трудолюбивым, храбрым, честным и любящим родину.

Религия, которая также является одним из факторов этнопедагогики, занимала особое место в жизни русских. Огромный воспитательный потенциал христианства эффективно использовался в народной педагогике: приобщение детей к молитве, исповеди способствовало формированию их нравственных устоев.

Нравственное воспитание невозможно без важного фактора этнопедагогики: идеала ролевой модели, которая должна показать ребенку, каким должен быть человек. Былины, легенды и исторические песни, используемые в воспитании, стимулировали активность ребенка для достижения нравственного идеала. Русский народ четко понимал важность личного примера в воспитании, поэтому разработал целый кодекс поведения родителей со своими детьми.

Другие аспекты народного воспитания — труд, искусство, общение и традиции — также способствовали нравственному воспитанию детей. Участвуя в трудовой, коммуникативной и эстетической деятельности, ребенок закрепляет те черты личности, которые считаются ценными для данной этнической группы.

Этнический характер совершенного человека

Представление каждого народа о совершенном человеке сложилось под влиянием исторических условий. Специфика условий жизни людей отражается в их национальном идеале. Например, «истинный джигит» башкир, татар, народов Кавказа и Средней Азии имеет некоторые отличия от русского «доброхота» в своем образе действий, кодексе приличия и хороших манер и т.д. Что касается основных человеческих качеств, то идеалы совершенного человека очень близки. Все народы ценят ум, здоровье, трудолюбие, любовь к родине, честность, смелость, щедрость, доброту, скромность и т.д. Личный идеал всех народов основан не на национальности, а на общечеловеческих принципах.

В то же время народы оценивали многие вещи по своим собственным стандартам. Например, до сих пор у чувашей сохранилось выражение «совершенный чуваш», которое используется для характеристики человека любой национальности и соответствует их представлению о хорошем человеке, т.е. слово «чуваш» в данном случае тождественно слову «человек». «Идеальный (хороший, настоящий) чуваш» — это русский, татарин, мордвин, мариец, удмурт, это те люди, с которыми чуваш ассоциировался и которые вполне соответствовали его представлениям о хорошем. У адыгов любовь к родине является одной из определяющих характеристик совершенной личности, которая всегда проявляется вместе с чувством родового и национального достоинства. Даже в самых сложных условиях адыг должен был сохранить доброе и честное имя своей семьи, рода, племени и народа. «Не позорь отца и мать», «Смотри, не старайся снять с себя адыгское лицо», т.е. не позорь честь и достоинство адыга.

Воспитание национального достоинства формирует основу для нравственного совершенствования личности. Высокое чувство национального достоинства также подразумевало осуждение поведения, порочащего нацию, что способствовало ответственности за доброе имя родного народа и за доброе имя других народов. «Будь таким, чтобы о тебе судил твой народ, будь достойным сыном (дочерью) своего народа» — это стремление присутствует в педагогике почти каждого народа. Каждый народ хочет, чтобы его студенты вели себя так, чтобы у них не было причин плохо думать о своей нации, чтобы они не оскверняли память лучших людей нации, чтобы они приумножали славу народа патриотическими поступками. Славу нации составляют ее славные сыновья. Не зря высшее имя сына дается только лучшим представителям нации: Нет плохих народов, но есть плохие сыновья.

Чувство национального достоинства подразумевает чувство ответственности за достоинство народа, которое развивалось веками. Следовательно, национальное достоинство требует быть достойным сыном своего народа и заслужить уважение представителей других народов. Поэтому развитие здорового чувства национального достоинства включает в себя как идею национального расцвета, так и идею международного сближения.

Для людей естественно стремиться к счастью, которое немыслимо без стремления к совершенству. В татарской сказке «Ум и счастье» говорится, что счастье невозможно без ума и что «глупость может уничтожить вес». Здесь ум — старший брат счастья: «Брат мой, ум, теперь я склоняюсь перед тобой. Я признаю, что вы превосходите меня». Подобный сюжет распространен в Индии, а также среди евреев, как в Европе, так и в Афро-Азии. Сказка с таким же сюжетом распространена и среди многих народов Дагестана. В ней настоящий аварский джигит ценит женскую красоту, но при этом отвечает на вопрос: «Что бы ты предпочел — ум старика или лик красавицы?». «В двадцать раз больше я ценю совет старого человека». Похожая дилемма возникает в армянской сказке «Ум и сердце». Однажды разум и сердце поссорились: сердце настаивало на том, чтобы люди жили ради него, а разум настаивал на обратном. Заключение сказки следующее: «Ум и сердце раскаялись в содеянном и дали обет впредь действовать вместе, решив, что человека делают человеком ум и сердце, сердце и ум». Общие темы и схожее отношение к одному и тому же предмету в повествованиях разных народов указывают на то, что они руководствуются универсальными принципами. А народный педагог Ушинский, черпая свои идеи из источников народной мудрости, делает аналогичный вывод из приведенных сказок: «Только тот человек, который имеет добрый ум и доброе сердце, является достаточно надежным человеком.

Русская сказка «Правда и ложь» рассказывает об одном из двух братьев, что он «жил по правде, работал, трудился, людей не обманывал, но жил плохо…». Усиление определенных проявлений правды синонимами — «работающий», «труженик» — свидетельствует о том, что народ верит, что правда заключается в честном труде и находится на стороне трудящихся. Подобные идеи существовали и у других народов. Однако национальное заключалось не в их сути, а лишь в форме их передачи. Народы дополняли друг друга только в качествах положительных и отрицательных личностей. Универсальные представления о прекрасном и добром, о совершенном человеке складываются из суммы представлений многих народов и в то же время отражают историю, традиции и обычаи народа.

Осетинские сказки «Волшебный папа» и «Близнецы» раскрывают характерные черты идеального горца, главными из которых являются гостеприимство, трудолюбие в сочетании с умом и добротой: «Стыдно хорошему горцу пить и есть одному, без друзей»; «Когда был жив мой отец, он не жалел ни чурека, ни соли, не только для друзей, но и для врагов. Я сын своего отца»; «Да будет счастливым твое утро!»; «Да будет прямым твой путь!»; Характеристика юноши, сына бедной вдовы, его надежды и опоры: «Он храбр, как леопард. Как солнечный луч, его речь пряма. Его стрела поражает без промаха».

Стоит отметить краткость и красоту формы народных сказок. Эстетика формы, а также словесные особенности передают красоту человеческой личности, идеального героя, тем самым повышая воспитательный потенциал сказки как одного из средств народного воспитания.

В заключение следует отметить, что нравственное воспитание молодого поколения не может быть абстрактным, оно всегда конкретно-национально. Моральные нормы и ценности в этнической культуре получают свое особое выражение, и только исторически сложившийся механизм их воспроизводства (этнопедагогика) способствует эффективному воспитанию. Поэтому многие педагоги считают, что нравственное воспитание должно основываться на народных педагогических традициях.

Использование традиций народного образования в небольших сельских школах

Как известно, в традициях русской народно-педагогической культуры воспитание никогда не противопоставлялось образованию. Наследуя в своей профессиональной деятельности прогрессивные народно-педагогические традиции, современные педагоги рассматривают воспитание как неотъемлемую часть неизмеримо более широкого социально-педагогического процесса — образования. Всегда нужно помнить мудрую народную пословицу: «Кто преуспел в науке, но не преуспел в добрых делах, тот более преуспел, чем преуспел». Сегодня прогрессивные идеи народной педагогики вновь, как никогда ранее, остро необходимы в теории и практике образования.

Существует множество способов использования традиций народного воспитания. Например, учителя небольших сельских школ выбирают идею сообщества в качестве основы для своей экспериментальной работы. Они пытаются реализовать эту идею на практике в качестве принципа и определить ее как основу теории воспитательной системы школы.

Если мы хотим быть последовательными в реализации принципа общности, то образование по своей сути — это обмен духовными ценностями, который происходит в процессе межличностного общения. А цель воспитания и обучения все та же: формирование личности, способной к социально значимой творческой деятельности, постоянному нравственному самосовершенствованию. В своей экспериментальной и исследовательской работе учителя неоднократно приходили к выводу, что для того, чтобы профессионально и компетентно формировать жизнь своих учеников, учитель должен сам прожить эту жизнь детей. Тогда и только тогда они смогут найти кратчайший путь к сердцам и душам своих учеников. А «волшебным ключиком», открывающим душу детей и пробуждающим их познавательную и творческую активность, является со-творчество.

Культивирование творческой активности требует, прежде всего, самостоятельности, независимости, оригинальности мышления, богатства внутриличностных, межличностных и внутригрупповых отношений в коллективе. Желание развивать эти чрезвычайно ценные качества движет и учителями при организации педагогической работы с детьми. Но здесь важно помнить, что создание чего-то нового для ребенка всегда означает создание того, чего он никогда раньше не делал. Это чрезвычайно трудная и педагогически чрезвычайно ответственная задача. Внедряемая система педагогической деятельности направлена на всестороннюю поддержку творческих инициатив детей, развитие их самостоятельности, создание условий для проявления творческой активности, в целом формирование личности, ответственной за свои поступки.

Основные направления системы воспитательной работы в школе:

  1. познавательная, понимаемая как обогащение представлений детей об окружающем мире, формирование потребности в систематическом образовании, непрерывном интеллектуальном и творческом развитии;
  2. Труд, рассматриваемый как содействие социализации, обеспечивающее сознательное вовлечение детей, молодежи, старшеклассников в актуальные проблемы общественного развития, интенсивное включение в активную и преобразующую общественно полезную деятельность;
  3. социально ориентированные, включающие формирование объективного представления об общечеловеческих социальных ценностях, формирование чувства своего участия в общественном развитии, понимание неразрывного единства школы и жизни, обучения и творчества, игры и будущей профессиональной деятельности;
  4. художественный, предполагающий целенаправленное развитие эмоционально-чувственной сферы ребенка, его художественно-творческого восприятия мира, потребности в творческой деятельности, разносторонней реализации его художественных возможностей и способностей;
  5. Укрепление спорта и здоровья, культивирование здорового образа жизни, воспитание выносливости, пластичности, представление о красоте человеческого тела.

В контексте сельской школы система образования обязательно является социально открытой педагогической системой. Концепция, реализованная в школе, где царит общинность, дух возрожденных народных педагогических идей, перед педагогическим коллективом школы стоит актуальная задача построения устойчивых педагогических отношений с открытым обществом.

Особый интерес в этом контексте представляют социально-семейные отношения. Традиции русской народной педагогической культуры, обогащенные современными научными знаниями, раскрывают ее особую жизненную силу, ее самобытную творческую мощь.

Идеи этнопедагогики в современных «народных» школах

Так называемые «народные» школы недавно были сформированы во многих регионах Российской Федерации. Основные принципы народной школы:

  1. Принцип открытости. Образовательный центр для взрослых — это открытая система образования.
  2. Принцип культурной адекватности является гуманистической основой начальной школы.

Реализация принципа культурной адекватности в образовании и социальном воспитании осложняется рядом проблем, обусловленных социокультурной ситуацией в России. Стремление ориентироваться на евро-американскую цивилизацию навязывает в качестве ценностей свободу, примат прав личности, предпринимательство и т.д. Но ни до 1917 года, ни в советский период такие ценности не были характерны для русской культуры. Напротив, русская мораль всегда была коллективистской по своему содержанию. В контексте социокультурных условий российских школ эти цели и необходимые для их достижения формы и методы воспитания и творческого обучения будут культуросообразными, если они отражают ценности конкретного общества: конкретной этнической группы и таких социальных групп, как рабочие семьи или семьи интеллигенции. Современная трактовка термина «культуросообразный» определяется не только переходом к гуманистическим концепциям воспитания и образования, но и акцентом на особенностях антропогенной цивилизации. Человек в антропогенной цивилизации — это духовная личность, которая ищет смысл жизни в творческой деятельности, социальных контактах и общении.

Принцип естественности и воспитания в начальной школе.

На основе концепции человека, разработанной русской философской школой (И.О. Лосский, Н.А. Бердяев, П.А. Флоренский и др.), принцип природосообразности — это отношение к ребенку как к части природы, познание его природной сущности, воспитание в единстве и гармонии с природной средой, забота и поддержка детства, сохранение здоровья детей и их окружения и др.

Принцип становления человека и гражданина.

Принцип патриотизма — верность духовному и историческому наследию Отечества, любовь к Большой и Малой Родине.

Принцип регионализации образования и воспитания в соответствии с нормой Закона Российской Федерации «Об образовании».

В поисках «национального идеала воспитания» разработчики концепции опираются на троичную природу ребенка: природную, культурную, социальную, провозглашенную русской педагогикой 19 века. Необходимо отметить глубокое прочтение российскими педагогами принципа культуросообразности Ф.А. Дистервега: «… Образование должно учитывать условия места и времени, в котором человек родился или будет жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле, в частности, культуру страны, которая является родиной учащегося.

К основным национальным ценностям русского народа можно отнести:

  1. внутренняя ценность жизни и человеческой личности;
  2. Русский язык и фольклор;
  3. Наследие русской культуры, культуры славянских народов;
  4. семья, которая сохраняет и воспроизводит духовную культуру народа и т.д.

Планируется внедрение популярной культуры; модульное включение новых учебных курсов, факультативов и спецкурсов в школьную программу в рамках регионального и школьного компонентов:

  • Фольклор;
  • Русская литература;
  • Выдающиеся люди России;
  • История русской книги;
  • Российская история;
  • Славянские исследования;
  • народное ремесло;
  • «Мой город»;
  • Русский дом и т.д.

Разработчики концепции определили назначение начальной школы в возрождении национального характера, школа призвана стать опорой для людей в формировании самосознания, в возрождении национальной культуры.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Субъективное переживание одиночества супругами с различной мотивацией выбора брачного партнёра
  2. Психологические предпосылки конфликтов в коллективе
  3. Психологические техники борьбы с терроризмом
  4. Механизмы подражания в психическом развитии ребенка
  5. Психология в период открытого кризиса
  6. Перцепция в психологии
  7. Роль «я-концепции» в жизни личности
  8. Оказание психологической помощи взрослым и детям с тяжелыми нарушениями речи — Характеристика детей с тяжелыми нарушениями речи
  9. Психические процессы
  10. Развитие внимания у младших школьников