Для связи в whatsapp +905441085890

Природа потребностей человека — Концепция и природа человеческих потребностей

Все действия людей, их сообществ, социальных групп и институтов являются реализацией разнообразных человеческих потребностей. Все многообразие товаров и услуг, создаваемых обществом, направлено на удовлетворение тех или иных потребностей. Историю цивилизации с ее экономикой, культурой, политикой, искусством, религией, военными конфликтами можно представить как огромное поле битвы за удовлетворение потребностей. Это потребности отдельных людей и человеческих сообществ — наций, государств, классов, партий. Вполне естественно, что даже у древних мыслителей было желание понять потребности людей, объяснить их, научиться предсказывать их и пытаться управлять ими.

Личность — это, прежде всего, живой человек из плоти и крови, потребности которого выражают его практическую связь с миром и зависимость от него. Наличие у человека потребностей говорит о том, что он испытывает нужду в чем-то внешнем по отношению к нему — внешних объектах или другом человеке. В то же время потребности человека являются первыми импульсами его активности: благодаря им и в них он предстает как активное существо. В этом нужда как бы включает в себя человека как нуждающееся и в то же время активное, страдающее и в то же время активное существо, страстное существо.

История развития человеческой личности связана с историей развития ее потребностей. Потребности человека побудили его к деятельности. Общественно организованный труд, который в процессе производства создавал все более совершенные и разнообразные возможности для удовлетворения изначально элементарных человеческих потребностей, порождал все более разнообразные и тонкие потребности, а появление новых потребностей стимулировало все более разнообразную деятельность по их удовлетворению.

Все человеческие потребности в их конкретном содержании и в их конкретном выражении понимаются как исторические потребности в том смысле, что они определяются, вовлекаются, развиваются и изменяются в процессе исторического развития человечества. Человеческие потребности можно разделить на тесно связанные, взаимопроникающие, но в то же время различные материальные и духовные потребности, такие как потребность в пище, с одной стороны, и потребность в книге, в музыке — с другой.

Природа потребностей человека - Концепция и природа человеческих потребностей

Концепция и природа человеческих потребностей

Личность формируется в процессе активного взаимодействия с окружающим миром, которое становится возможным благодаря деятельности. Выявить причины этой активности, ее психологические формы и проявления, значит охарактеризовать личность со стороны ее направленности и основных жизненных отношений.

Что является источником активности человека? Эта проблема на протяжении многих лет была предметом жарких споров, которые стали особенно острыми в ХХ веке. Уже в начале нашего века выяснилось, что идея активности личности связана с системой взглядов венского психиатра Зигмунда Фрейда (1856-1939). Согласно Фрейду, человек становится активным в результате раскрытия инстинктивных влечений, унаследованных от животных предков, особенно сексуального влечения и инстинкта самосохранения. Однако в обществе инстинкты не могут быть столь же свободными, как в животном мире; общество накладывает на человека множество ограничений, подвергает его инстинкты или влечения «цензуре», которая заставляет человека подавлять и сдерживать их. Так инстинктивные побуждения из сознательной жизни человека оказываются постыдными, недопустимыми, компрометирующими, переходят в сферу бессознательного, погружаются, но не исчезают. Сохраняя свой энергетический заряд, свою активность, они тайно, из подсознания, продолжают управлять поведением человека, перевоплощаясь (сублимируясь) в различные формы человеческой культуры и продукты человеческой деятельности.

Человек по своей природе является двойственным существом. Его телесность предполагает наличие множества потребностей, обусловленных состоянием его биологического организма. Человек должен дышать, есть, пить, одеваться, двигаться. Его духовность, рациональность, социальность предполагают наличие многочисленных потребностей, которые связывают его с миром ценностей, культуры, знаний и социальной обусловленности. У человека есть потребность общаться, быть признанным другими, развиваться как личность, реализовывать себя. Кроме того, каждый человек испытывает не только объективную неудовлетворенность какими-то важными аспектами биологической и социальной, культурной жизнедеятельности, но и в процессе саморазвития порождает новые потребности. Например, хорошее образование делает нас более требовательными к качеству общения, а приобретенная сложная профессия создает потребность в творческой реализации в работе. Заработок более высокого дохода создает потребность в лучшем качестве жизни, а первые самостоятельные достижения создают потребность в уважении и признании со стороны окружающих.

Когда человек потребляет предмет своей потребности, его потребность удовлетворяется. Неудовлетворенная потребность всегда приводит к болезненным результатам: если это естественная потребность, то нарушается биологический баланс организма, что может закончиться смертью; если потребность социальная — человек может испытывать состояние психологического напряжения, его поведение, сознание, ценностные ориентации меняются и он становится депрессивным, общительным или, наоборот, агрессивно опасным для окружающих. Большое количество людей с неудовлетворенными специфическими социальными потребностями может представлять опасность для общества, поскольку они склонны собираться в массы и толпы, где часто становятся агрессивными и подчиняются воле популистских (политически безответственных, но привлекательных) лидеров.

Классификация потребностей

Когда мы переходим к более детальному рассмотрению потребностей, в первую очередь это касается потребностей человека, трудности возникают уже при самой попытке классифицировать потребности. Их много и они очень разнообразны. Как их можно классифицировать? Первым шагом в научном познании является классификация. Надо сказать, что устойчивой классификации потребностей не существует. Тем не менее, можно говорить о некоторых устойчивых принципах их классификации. «Если мы откроем старые книги, посвященные проблеме потребностей (а таких книг очень мало, потому что проблема потребностей появилась в психологии как психологическая проблема очень поздно), мы обнаружим множество классификаций. И обычно с очень плохо выраженным основанием для этой классификации. Большинство этих классификаций напоминают списки. Но если взять более позднюю литературу, когда в целом проблема потребностей стала привлекать внимание исследователей, то классификации на этом уровне развития психологического знания крайне бедны.»

Социологический и психологический подходы к понятию потребностей

Существует научная традиция изучения потребностей в социологии и психологии, хотя эта тема, как правило, не получила глубокого развития. Как правило, наиболее известными и успешными являются концепции потребностей американского психолога Абрахама Маслоу, польского психолога Обуховского и др.

Мы хотели бы повторить, что единой классификации потребностей не существует. Психологи даже были вынуждены отказаться от их полного списка, поскольку человеческие потребности очень многочисленны и постоянно меняются, возникают и исчезают. Тем не менее, существует несколько классификаций, которые позволяют упорядочить наши знания о человеческих потребностях.

Психологи обычно разделяют на первичные или существенные потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать, и вторичные, несущественные, удовлетворение которых не является обязательным условием физического существования человека.

По своему происхождению потребности могут быть естественными и культурными.

Материальные и духовные потребности

Материальные потребности раскрывают зависимость человека от предметов материальной культуры: потребность в пище, одежде, жилье, предметах быта и т.д. В духовных — зависимость от продуктов общественного сознания, они выражаются в усвоении духовной культуры. У человека есть потребность делиться своими мыслями и чувствами с другими, читать газеты, книги и журналы, смотреть фильмы и спектакли, слушать музыку и т.д. Следует подчеркнуть такую духовную потребность, как потребность в общении с другими людьми. Потребность в общении, которая возникла в начале существования человеческого общества и из которой возник язык как средство общения, была главным стимулом, наряду с работой, для превращения обезьян в людей. Потребность в общении и сегодня является важнейшей предпосылкой для духовного развития человека.

Духовные потребности неотделимы от материальных, а удовлетворение духовных потребностей, естественно, требует материальных вещей (книг, газет, письменных и музыкальных принадлежностей, красок и т.д.), которые, в свою очередь, являются объектами материальных потребностей.

Таким образом, потребность, которая является естественной по своему происхождению, может в то же время быть материальной по своему объекту. Культурное по происхождению может быть как материальным, так и духовным по объекту. Таким образом, эта классификация охватывает наибольшее разнообразие потребностей и показывает их связь с историей развития человеческого сознания и с объектом, на который они направлены.

«С точки зрения субъекта (носителя), потребности можно разделить на индивидуальные, групповые и социальные. Существуют творческие и рутинные потребности. В социологии используется классификация потребностей по сфере деятельности (потребности, связанные с трудом, познанием, общением, отдыхом), по функциональной роли (доминирующие и второстепенные, устойчивые и ситуативные).» Все эти потребности задаются на разных основаниях, и их трудно привести в единую, логически стройную систему.

Наиболее известной попыткой систематизировать потребности является иерархия потребностей А. Маслоу. Он расположил базовые, то есть наиболее распространенные, фундаментальные потребности в виде пятиуровневой пирамиды, начиная с насущных потребностей, без которых человеческий организм не может физически существовать, и заканчивая самыми сложными — социальными потребностями.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Развитие устойчивого внимания у детей дошкольного возраста
  2. Концепции нравственного развития личности
  3. Игра и когнитивное развитие в раннем возрасте
  4. Элементы психологического анализа
  5. Аттестация педагога-психолога — Понятие «аттестация». Цели, задачи, принципы и правила аттестации педагогов
  6. Психология ощущения и восприятия
  7. Особенности содержания гендерных представлений у дошкольников — Семья как институт социализации
  8. Креативное развитие личности в психологии
  9. Конструктивные и деструктивные последствия конфликтов
  10. Психологические защиты в конфликтах разных профессиональных групп