Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема самосознания личности его сущности и структуры

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Структура и качества направленности личности и их исследование в отечественной психологии
  2. Понятие способностей, их структуры в отечественной и зарубежной психологии
  3. Проблема наследования способностей
  4. Понятие деятельности и подходы к пониманию ее структуры в отечественной психологии
  5. Общение и его роль в пропаганде психологических знаний
  6. Теории мотивации в отечественной психологии
  7. Теории мотивации в зарубежной психологии
  8. Проблема самосознания личности и ее содержание
  9. Философские знания как методологическая основа общей психологии
  10. Материалистическое и идеалистическое понимание сущности, происхождения и развитие психики в трудах зарубежных и отечественных философов и психологов

Введение

Изучение личности — это не только исследование ее психических качеств — темперамента, мотивов, способностей, характера. Это также изучение самосознания личности. В течение многих лет самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И только с активным проникновением идей гуманистической психологии началась активная разработка проблемы самосознания.

Самосознание является необходимым условием для существования личности. Без этого нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и себя в своих отношениях с окружающей средой. Поэтому прав был С.Л. Рубинштейн, когда утверждал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания человека».

Формирование самосознания включено в процесс формирования личности и, следовательно, не надстраивается над ним, а является одним из компонентов личности. В связи с этим можно понять структуру самосознания, этапы его формирования в процессе становления и развития самой личности, начиная с ее первых шагов в жизни.

Целью развития самосознания является осознание личностью своего «Я», своего отличия от других людей, что находит свое выражение в растущей независимости и автономии субъекта.

Самосознание личности — это совокупность представлений о себе, выраженных в «концепции «Я», а оценка этих представлений личностью — самооценка.

Механизмы самосознания

Первая из них — это способность постигать психические явления.

Уже на первом году жизни у ребенка развивается способность отделять себя от своих зрительных образов, то есть понимать, что мир существует независимо от ребенка, но воспринимается через образы. Эта способность, которая формируется на первом году жизни и развивается в дальнейшем, как раз и заключается в возможности осознания человеком собственных психических процессов, психических состояний, психических свойств и качеств. По мнению В.В. Столина, в основе сознания лежит способность человека отделять то, что он сейчас воспринимает, от окружающей среды»), на основе каких зрительных признаков он воспринимает объект и выделяет его из окружающей среды («я понимаю, что я вижу»), и собственная позиция наблюдателя, связанная со схемой тела («я как-то отношусь к тому, что я вижу»). Эта способность позволяет человеку осознавать себя, свою отдельность от мира и других людей, то есть выделять свое феноменальное «Я».

Однако, выделив себя из среды, ребенок каким-то образом проявляет себя во взаимодействии со средой и людьми; другими словами, его действующее «Я» способствует формированию его феноменального «Я» или концепции «Я».

Важнейшим механизмом формирования концептов «Я», т.е. собственно личностного самовосприятия, являются феномены субъективной аналогии и дифференциации. В.В. Столин выделяет следующие явления:

  1. принятие чужого взгляда на себя (прямое усвоение или опосредованное, другой взгляд);
  2. прямая и косвенная индоктринация ребенка родителями как средство усвоения ребенком передаваемых ему оценок, норм, стандартов, моделей поведения и т.д;
  3. передача родителями ребенку определенных оценок, норм, которые формируют уровень ожиданий и требований ребенка;
  4. Система контроля над ребенком;
  5. система взаимодополняющих отношений (трансакционная система по Э. Берну);
  6. семейная идентичность, т.е. вовлеченность ребенка в реальные семейные отношения.
  7. механизм идентификации.

Работа вышеперечисленных механизмов помогает ответить на вопрос: «Как происходит процесс наполнения «Я-концепции», то есть посредством чего усваиваются и присваиваются представления о себе. Давайте вкратце объясним действие этих механизмов.

1) Принятие чужого мнения о себе.

«Самоощущение человека — это трансформированное и интернализованное представление других людей о субъекте», — утверждает Дж. Мид, автор теории символического интеракционизма.

Действительно, в процессе межличностного взаимодействия ребенок усваивает значимые для него точки зрения других людей и, присваивая их себе, формирует самосознание. В процессе принятия чужой точки зрения также важно оценивать себя, исходя из отношения других. Что же усваивает ребенок?

Это: а) ценности, параметры оценок и самооценок, нормы; б) образ себя как носителя определенных способностей и характеристик; в) отношение родителей к себе, выраженное через эмоциональные и когнитивные оценки; г) самооценки самих родителей, т.е. самооценка родителей или одного из них может стать самооценкой ребенка; д) то, как родители и другие взрослые регулируют поведение ребенка.

2) Прямое и косвенное внушение.

Что они пытаются внушить и индоктринировать своему ребенку? Невозможно перечислить все, мы упомянем лишь некоторые явления: Волевые и моральные качества, дисциплина, интересы, способности, оценочные качества.

3) Передача ребенку оценок, стандартов.

Родители всегда вооружают ребенка своими конкретными оценками, целями поведения, идеалами, планами, стандартами выполнения действий. Если все эти цели реалистичны, то есть соответствуют возможностям ребенка, он их достигает, в результате чего повышается самооценка и уровень стремления, формируется позитивная концепция «Я».

4) Система управления.

Речь идет о влиянии системы контроля над ребенком, стиля воспитания, выбранного родителями, на концепцию «Я» ребенка. Контроль над поведением ребенка может осуществляться как по линии предоставления ему автономии, так и по линии жесткого контроля. Кроме того, сам контроль может осуществляться двумя способами: либо путем поддержания страха наказания, либо путем вызывания чувства вины или стыда. Наконец, контроль может быть абсолютно последовательным или случайным и непредсказуемым. С точки зрения формирующегося самосознания важно осознавать, как система контроля, используемая родителем, трансформируется в систему самоконтроля собственного поведения ребенка.

Например, строгая дисциплина превращается в самодисциплину, а контроль через страх — в самоконтроль с постоянным вниманием к мнению других и избеганием негативных мнений о себе. Предсказуемый или непредсказуемый характер родительского контроля может быть трансформирован в такое личностное качество, как интернализирующее-экстернализирующее поведение.

5) Система взаимодополняющих отношений.

Это относится к характеру отношений между родителями и детьми, которые могут включать:

(а) равенство общающихся; (б) функциональное неравенство, т.е. неравенство, задаваемое ситуацией, состоянием общающихся и т.д.; (в) система трансакций — действий субъекта, направленных на другого с целью вызвать у него желаемое субъектом состояние и поведение (трансакции по Э. Берну).

Очевидно, что отношения между родителями — это в основном функциональное неравенство, но оно может измениться на равные отношения по мере взросления ребенка.

6) Вовлечение ребенка в реальные отношения в семье.

Речь идет о роли семьи в формировании Я-концепции ребенка. Прежде всего, необходимо охарактеризовать так называемую семейную идентичность, то есть совокупность идей, планов, взаимных обязательств, намерений и т.д., которые образуют семейное «МЫ». Именно эта семья «МЫ»… Является частью индивидуального «Я» ребенка. Кроме того, Я-концепция ребенка также определяется психологической структурой семьи, то есть невидимой сетью требований, которые члены семьи предъявляют друг к другу. В этом отношении семьи подразделяются на:

Семьи с жесткими, непроницаемыми границами между их членами. Родители обычно ничего не знают о жизни ребенка, и только драматическое событие может активизировать внутрисемейное общение. Такая структура является барьером для формирования семейной идентичности ребенка. Ребенок как бы исключается из семьи;

Семьи с диффузными, запутанными границами (псевдокомпозитные семьи). Они поощряют проявление только теплых, любящих, поддерживающих чувств, а враждебность, гнев, раздражение и другие негативные чувства всячески скрываются и подавляются. Такая недифференцированная структура семьи создает для ребенка трудности в самоопределении, в формировании своего «Я», в развитии самостоятельности.

Представленные характеристики разных семей — это два противоположных полюса, а посередине между ними находится нормально функционирующая семья.

7) Идентификация.

Одним из механизмов формирования самосознания является идентификация, то есть сравнение себя в виде переживаний и действий с другим человеком. Идентификация — это и механизм формирования установок личности, и механизм психологической защиты. Действие этого механизма хорошо иллюстрирует теория психосоциальной защиты Фрейда. Теория Фрейда о психосексуальном развитии ребенка, особенно о третьей — фаллической — стадии развития.

Этапы развития самосознания

Этапы развития самосознания совпадают с этапами психического развития ребенка — формирования его интеллектуальной и личностной сфер, которые развиваются от рождения до подросткового возраста.

Первый этап связан с формированием схемы тела младенца — субъективного образа относительного положения состояния движения частей тела в пространстве. Этот образ формируется на основе информации о положении тела и его частей в пространстве (проприоцептивная информация) и о состоянии движения органов (кинестетическая информация). Образ тела выходит за рамки физического тела и может включать предметы, которые долгое время ассоциировались с ним (одежда). Ощущения, возникающие в результате проприоцептивной и кинестетической информации, создают у ребенка эмоционально окрашенное впечатление комфорта или дискомфорта, то есть то, что можно назвать образом тела. Таким образом, схема тела изначально является первым компонентом в структуре самосознания.

Следующим шагом в формировании самосознания является начало ходьбы. Здесь важна не столько техника овладения, сколько изменения в отношениях ребенка с окружающими его людьми. Относительная автономия ребенка в его движении порождает определенную независимость ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». С.Л. Рубинштейн подчеркивал, что не существует «Я» вне отношений с «ТЫ».

Следующий этап в развитии самосознания связан с гендерной идентичностью ребенка, то есть отнесением себя к тому или иному полу и осознанием содержания гендерной роли. Ведущим механизмом усвоения гендерной роли является идентификация, т.е. уподобление себя в плане опыта и действий другому человеку.

Важным этапом в формировании самосознания является овладение ребенком языком. Появление языка меняет характер отношений между ребенком и взрослым. С обретением речи ребенок приобретает способность направлять действия других людей в соответствии со своей волей, то есть он переходит от роли объекта воздействия со стороны других людей к роли субъекта собственного воздействия на них.

Структура самосознания

В структуре самосознания принято присваивать: «Я»-настоящее, т.е. представления о себе в настоящем, «Я»-идеальное, т.е. каким бы я хотел быть в целом, «Я»-прошлое, т.е. представления о прошлом «Я», «Я»-будущее, т.е. представления о себе в будущем.

Функции самосознания.

Основная функция самосознания — саморегуляция поведения человека. Именно совокупность представлений о себе и оценка этих представлений является психологической основой поведения человека. Человек может позволить себе столько в своем поведении, сколько он сам о себе знает. Эта формула во многом определяет самодостаточность человека, степень его уверенности в себе, независимость от других, свободу в поведении и осознание границ этой свободы.

Психология индивидуальности

В психологии существует несколько традиций понимания индивидуальности.

Первоначально индивидуальность рассматривалась как сингулярность, уникальное сочетание различных степеней выраженности, но присущее всем без исключения личностным характеристикам. Однако одной ярко выраженной характеристикой является гипертрофия, и с этой точки зрения, чем ярче индивидуальность, тем ближе человек к патологии. Поэтому такое понимание индивидуальности — это определение вектора возможных патологических изменений в личности.

Другое понимание индивидуальности относится к выработке черт личности, которые являются уникальными для индивида и генетически связаны со счастливым стечением обстоятельств. В этом случае индивидуальность выступает как своеобразный придаток к личности — носителю существенных черт и качеств и определяется как совокупность индивидуальных и личностных черт, отличающих одного человека от другого.

Наконец, третье понимание индивидуальности связано с работами Б.А. Ананьева, который видел в ней принципиально новый уровень в структуре личности. Самопознание индивидуальность личности

По мнению В.М. Бехтерева, основа индивидуальности лежит в гармонии частей. Индивидуальность всегда представляет собой определенную гармонию и имеет свою собственную форму и свою относительную системную стабильность. Таким образом, если человек — это система, включающая разные уровни своей организации — индивид, личность и субъект деятельности, то, согласно логике Бехтерева, гармоничные отношения между ними являются основой индивидуальности человека как системы. В этой связи актуальна идея Б.Г. Ананьева о том, что именно в индивидуальности заключается «внутренний контур регуляции всех свойств человека как индивида, личности и … Предмет различных видов деятельности». Это, а также высказывание Ананьева о том, что «индивидуальность — это глубина личности», подчеркивает функциональный характер индивидуальности.

Каждый человек в своей совокупности всегда является индивидом, личностью и субъектом деятельности. Но не все являются индивидуумами, не в смысле индивидуальных различий на каждом уровне организации, а в смысле их гармоничных отношений, единства многоуровневых характеристик. Именно это единство является основой для наиболее полного развития и выражения способностей человека и помогает ему внести свой уникальный вклад в общественное развитие. Индивидуальность выражает единство всех уровней человеческой организации. Каково психологическое содержание индивидуальности?

Психологическое содержание индивидуальности лучше всего выражается понятием целостности. Результаты теоретического анализа характера взаимодействия различных уровней в структуре личности и его экспериментальной проверки убедительны.

Во взаимодействии направленность личности и индивидуальный стиль деятельности образуют общность всех уровней, которая выражается в единстве личностных и деятельностных характеристик человека. Это единство личности и субъекта деятельности находит свое выражение в успешной трудовой, познавательной и коммуникативной активности индивида и определяет уникальность его вклада в социальный фонд.

Мы еще раз повторяем мысль о том, что каждый человек выступает одновременно как индивид, как личность и как субъект деятельности, но не каждому удается стать личностью. Верно и то, что каждый человек представляет собой структурное целое, но не каждому удается стать цельной личностью, то есть добиться гармоничного взаимодействия всех качеств, характеристик, способов деятельности.

На самом деле, мало кому удается полностью раскрыть свой потенциал, достичь наивысших результатов в той или иной деятельности, сделать ее настолько продуктивной и творческой. Но о тех, кому это удается, мы говорим как о людях высочайшего успеха и плодотворности. Соответственно, максимальный успех является функцией двух тесно связанных системных факторов — направленности личности и индивидуального стиля действий. Важно отметить характер этого взаимодействия. Ведущим фактором в этой паре является направленность личности, так как на основе положительного отношения человека к целям своей деятельности ищутся, находятся и приводятся в осмысленную систему способы достижения значимых для человека целей.

Заключение

Ведущее положение стиля деятельности обусловлено тем, что сам по себе стиль деятельности, без высокоразвитых способностей, не может обеспечить высокоэффективную деятельность. Вообще говоря, развитие способностей возможно только в контексте высокоразвитой направленности личности, поскольку только значимая для личности цель заставит ее сформировать оптимальную систему действий для достижения этой цели.

Исходя из вышесказанного, можно утверждать, что цельность — это психологический эквивалент индивидуальности человека; это психологический механизм, определяющий максимальный уровень результативности человека в конкретной деятельности. Таким образом, целостность личности представляет собой единство системных факторов — индивидуальной направленности и индивидуального стиля деятельности, которые представляют собой уровни индивида, личности и субъекта деятельности в структуре личности. Поскольку целостность интегрирует результаты функционирования человека на уровнях личности и субъекта деятельности, она имеет решающее значение для понимания психологического механизма успеха, т.е. достижения человеком наивысших достижений в любой сфере человеческой деятельности.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как субъект познания. МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.В. ЛОМОНОСОВА, 2008.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах познания современного человека.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2010.
  4. Ковалев А.Г. Психология личности. М., 2009.
  5. Лазурский А.Ф. Набросок науки о характере. М., 2010.