Для связи в whatsapp +905441085890

Реформация и гуманизм — Основные причины возникновения Реформации

Сам термин «Реформация» прямо указывает на то, что что-то (в данном случае западноевропейское христианство) было реформировано. Как и другие термины, используемые историками для обозначения периодов в истории человечества — такие как «Ренессанс» или «Просвещение» — он может быть подвергнут критике. Например, в Западной Европе в двенадцатом веке была подобная попытка реформировать церковь, но термин «Реформация» не используется для обозначения этого раннего движения. Возможно, кто-то предложит другие, более подходящие термины для данного явления, имевшего место в шестнадцатом веке. Тем не менее, факт остается фактом: термин «Реформация» был общепризнанным, как подходящий термин для этого движения, отчасти потому, что он подразумевал признание необходимости радикального преобразования институтов, практики и идей западной церкви. Таким образом, этот термин точно указывает на то, что обозначаемое им явление имеет как социальные, так и интеллектуальные корни.

К началу шестнадцатого века стало очевидно, что церковь в Западной Европе вновь остро нуждается в реформе. Казалось, что кровь перестала течь по сосудам церкви. Правовая система отчаянно нуждалась в реформе, а некомпетентность и коррупция церковной бюрократии были общеизвестны. Нравы духовенства часто были распущенными, и это приводило паству в замешательство. Духовенство (даже самого высокого уровня) часто отсутствовало в своих приходах и епархиях. Например, в Германии только один из четырнадцати приходов имел священника-резидента; во Франции Антуан дю Прат, архиепископ Сенский, посетил только одну службу в своем соборе. Его роль во время этой службы была такой же пассивной, как если бы это были его собственные похороны. Назначения на высшие церковные должности осуществлялись сомнительными способами: Внимание уделялось, прежде всего, политическому или финансовому положению кандидатов, а не их духовным качествам. Например, в 1451 году герцог Амадей VIII Савойский добился того, что его сын был назначен епископом Женевы. А если кто-то и сомневался, что новый епископ не был рукоположен в священники, потому что ему было всего восемь лет, то об этом благоразумно умолчали. Папа Александр VI, член семьи Борджиа (известной своими смертоносными пирами), добился избрания папой в 1492 году, несмотря на наличие нескольких любовниц и семерых детей, во многом благодаря тому, что открыто купил папство через головы своих ближайших соперников.

Среди множества источников, которые внесли свои идеи в ход Реформации, гуманизм эпохи Возрождения явно выделяется. Хотя Реформация началась в городах Германии и Швейцарии, есть все основания полагать, что она стала неизбежным следствием процессов, происходивших в Италии XIV века, когда набирало силу движение, известное нам как «итальянское Возрождение». В этой главе рассматриваются методы и идеи гуманизма эпохи Возрождения, что позволяет нам понять их значение для Реформации.

Когда термин «гуманизм» используется учеными двадцатого века, он относится к антирелигиозной философии, которая утверждает человеческое достоинство без какой-либо ссылки на Бога. Термин «гуманизм» приобрел очень сильный светский или даже атеистический оттенок. Однако, как мы вскоре увидим, слово «гуманист» в XVI веке имело совсем другое значение. Гуманисты четырнадцатого, пятнадцатого и шестнадцатого веков были чрезвычайно религиозны и были озабочены не отменой, а реформой христианской церкви. Поэтому читателю предлагается отбросить современное понимание термина «гуманизм» и подойти к этому явлению с современной точки зрения позднего Возрождения.

Реформация и гуманизм

Основные причины возникновения Реформации

Во-первых, Реформация была чисто религиозным движением, важным событием в истории западного христианства как доктрины и церковной организации. С этой стороны она была основана на верующей совести, оскорбленной «язычеством» «Вавилонской блудницы», и на вопросах веры, которые не несли ига подавляющей власти «Антихриста», как это было в шестнадцатом веке. высказывался о Римской церкви и Папе; заявленные цели Р. — «вернуть христианство к апостольским временам», «очистив веру от человеческих вымыслов» и «освободив разум от мертвой буквы традиции». Результаты R. ‘ — это разрушение религиозного единства Западной Европы, образование новых деноминаций и основание новых церквей, развитие мистического и рационалистического сектантства, переосмысление догматических, религиозно-нравственных и экклезиолого-практических вопросов, переориентация богословской мысли, развитие новых религиозных принципов, свободомыслие антитринитариев и деистов, учения которых представляли собой уход от исторического христианства в философию «естественной религии», — но в то же время возрождение умирающего католицизма, пересмотр его догм, латание всей его внутренней организации. Протест, рассматриваемый с этой точки зрения, исходил из глубины религиозного чувства и из глубины пытливой мысли, которая не была удовлетворена традиционным решением религиозных вопросов.

Во-вторых, средневековый католицизм был не просто вероучением; как царство мира сего, он вызывал протесты иного рода против себя, из чисто мирских побуждений, из отношений земной жизни человека и общества. Это была целая система, наложившая свои рамки на всю культуру и социальную организацию средневековых католических народов: ее универсализм отрицал национальность, ее теократическая идея дробила государство, ее клерикализм, который давал духовенству привилегированное положение в обществе, подчиняя светские сословия церковной опеке, ее спиритуалистический догматизм давал слишком узкое пространство для мысли. Поэтому национальное самосознание, государственная власть, светское общество и образование, которое все более усиливалось в последнем, боролись против средневековой католической системы не во имя чистоты христианского учения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в вопросах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а просто потому, что эта система жестко подавляла все, загоняла всю общественную жизнь в свои рамки и препятствовала ее свободному развитию. Нападки на католицизм как на конфессию и Церковь, не согласную со Священным Писанием и требованиями верующей совести, объединили, усилили и направили к одной цели элементы чисто светской борьбы против католицизма во имя национальных прав, прав государства, светских сословий, прав образования, словом, прав, имеющих в своей основе чисто светские интересы. Религиозное движение, в свою очередь, нашло поддержку в этой оппозиции Риму, национальной и политической, в этой враждебности к духовенству, социальной и культурной. Гуманизм также воплощал идеи, с помощью которых эта чисто светская оппозиция могла объединиться. В определенной степени она секуляризировала мысль и жизнь западноевропейских обществ: но значение Р. заключается именно в том, что под знаменем реформатской религии оппозиция католической системе культуры и общества шла во имя чисто человеческих принципов интереса и права.

В-третьих, и наконец, развитие жизни в некоторых странах поднимало различные другие вопросы политического, социального и экономического характера, которые сами по себе не имели ничего общего с «коррупцией Церкви» или угнетением Курии и духовенства.

Концепция «Гуманизма»

Термин «гуманизм» был впервые использован в 1808 году в отношении формы образования, в которой особое внимание уделялось греческой и латинской классике. В литературе это слово впервые появилось в трудах Сэмюэля Кольриджа Тейлора (1812), где оно использовалось для обозначения христологических взглядов — веры в то, что Иисус Христос имел исключительно человеческую природу.

Взгляд Оскара Кристеллера на гуманизм широко распространен среди североамериканских и европейских ученых и до сих пор не опровергнут. Кристеллер рассматривает гуманизм как культурное и образовательное движение, озабоченное в первую очередь развитием красноречия в его различных проявлениях. Обращение к манерам, философии и политике имело второстепенное значение. Быть гуманистом означало интересоваться в первую очередь красноречием, а другими вещами лишь постольку, поскольку они были затронуты им. Гуманизм был по сути культурной программой, которая подчеркивала красноречие и опиралась на классическую древность как образец этого красноречия. В искусстве и архитектуре, как и в устной и письменной речи, античность рассматривалась как культурный источник, из которого Ренессанс черпал свои силы. Петрарка называл Цицерона своим отцом, а Вергилия — братом. Архитекторы пятнадцатого века упорно игнорировали готический стиль северной Европы, чтобы вернуться к классическим стилям античности. Цицерона изучали больше как оратора, чем как политического и морального писателя.

Короче говоря, гуманизм интересовался тем, как получать и выражать идеи, а не тем, в чем суть этих идей. Гуманист мог быть платоником или аристотелианцем, но в любом случае идеи, которые он рассматривал, были заимствованы из античности. Гуманист мог быть как скептиком, так и верующим, но в любом случае он отстаивал свои взгляды с точки зрения античности. Привлекательность взгляда Кристеллера на гуманизм заключается в том, что он прекрасно объясняет удивительное разнообразие эпохи Возрождения. В то время как Барон выделяет один набор идей в качестве центрального, а Берк Хардт — другой, Кристеллер указывает на то, что центральным был способ генерирования и обработки идей. Многообразие идей, характерное для гуманизма эпохи Возрождения, основывалось на общем согласии относительно того, как эти идеи вывести и выразить.

В ходе работы над диссертацией станет очевидным, что любое обсуждение взаимоотношений между гуманизмом и Реформацией полностью зависит от используемого определения гуманизма. Определение Кристеллера позволяет наиболее точно оценить взаимоотношения между двумя движениями.

Литературная и культурная программа гуманизма может быть суммирована в лозунге «Ad fontes» — Назад к истокам. Средневековые страдания отброшены в сторону, чтобы возродить интеллектуальную и художественную славу классической эпохи. «Фильтр» средневековых комментариев — как к юридическим текстам, так и к Библии — снимается, чтобы непосредственно познать оригинальные тексты. В применении к христианству этот лозунг означал прямое возвращение к основополагающим документам христианства — патристическим писателям и особенно к Библии.

Гуманизм и швейцарская Реформация

Истоки швейцарской Реформации можно проследить по возникновению гуманистических групп (широко известных как «буршеншафтен») в университетах Вены и Базеля в начале 1500-х годов. Швейцарские студенты, которые в 15 веке предпочитали учиться в университетах, известных своей связью со схоластической теологией, теперь предпочитали университеты с гуманистической ориентацией. Швейцария была географически близка к Италии и, похоже, стала своего рода плацдармом для распространения идей Ренессанса в Северной Европе в начале XVI века. Многие из ведущих типографий Европы — например, типографии Фрошауэра в Цюрихе, Фробена и Кратандера в Базеле — были швейцарскими. В то время, когда национальной целостности Швейцарии угрожала франко-итальянская война, многие швейцарские гуманисты были вдохновлены на создание литературного и культурного образа Швейцарии.

Швейцарская интеллектуальная жизнь в начале XVI века формировалась под влиянием определенных групп интеллектуалов в университетских городах Швейцарии, которые начали разрабатывать концепцию «христианства возрождения». Поворотным пунктом этого движения стало назначение члена одного из гуманистических братств Ульриха Цвингли проповедником в Цюрихе в январе 1519 г. Воспользовавшись своим положением, Цвингли начал программу реформ, основанную на широких гуманистических принципах, особенно на идее общего обновления церкви и общества на основе Писания и трудов отцов церкви.

Цвингли ранее учился в университетах Вены (1498-1502) и Базеля (1502-1506), которые были известны своей гуманистической ориентацией, и его ранние работы отражают специфические проблемы швейцарского гуманизма. Цвингли познакомился с Эразмом, когда тот был в Базеле в 1516 году, и, ознакомившись с его греческим Новым Заветом, изданным в типографии Фробена, испытал глубокое влияние его идей и методов. Ниже перечислены моменты, в которых ощущается влияние Эразма на Цвингли:

  1. религия рассматривается как нечто духовное и внутреннее; внешнее не является существенным. Главная цель религии — внушить верующему определенный набор внутренних убеждений, таких как смирение и подчинение Богу. Хотя Цвингли мог утверждать, что любая программа реформ, достойная этого названия, не может не распространяться на внешние вопросы (такие как способ богослужения и управление церковью), его основное внимание всегда было сосредоточено на необходимости внутреннего обновления.
  2. большое внимание уделялось моральному исправлению и реформам. По мнению многих исследователей, ранняя швейцарская Реформация была в первую очередь моральной реформацией, с акцентом на необходимость возрождения как отдельного человека, так и общества в целом.
  3. Важность Иисуса Христа для христиан заключается, прежде всего, в Его нравственном примере. Эразм развил идею христианской веры как подражания Христу, и Цвингли последовал за ним в этом вопросе.
  4. Некоторые работы отцов ранней церкви выделяются как особенно значимые. И Эразм, и Цвингли особенно высоко ценили Иеронима и Оригена. Хотя Цвингли позже осознал важность Августина, этот процесс начинается в 1520-х годах. Программа реформ Цвингли, похоже, не обязана своим происхождением Августину.
  5. Реформы в первую очередь касаются жизни и морали церкви, а не ее доктрин. Для большинства гуманистов «философия» описывала процесс жизни, а не набор философских доктрин (см., например, концепцию Эразма о «философии Христа», которая по сути является кодексом жизни). Сначала Цвингли, похоже, не думал реформировать доктрины церкви, а только ее жизнь. Таким образом, первые реформаторские шаги Цвингли касались практики цюрихской церкви — порядка богослужения или оформления церквей.

Трения между Реформацией и гуманизмом

Хотя гуманизм, как мы только что видели, внес решающий вклад в развитие Реформации, тем не менее, между гуманизмом и обоими течениями Реформации существовали трения. В связи с этим можно выделить пять областей, которые необходимо прокомментировать.

  1. отношение к схоластическому богословию. Гуманисты, швейцарские реформаторы и виттенбергские реформаторы без колебаний отрицали схоластику.
  2. отношение к Писанию. Все три направления рассматривали Писание как ключ к реформе Церкви, как свидетельство христианской веры и практики в ее первоначальном виде. 3. отношение к Отцам Церкви. Для гуманистов патристические писатели представляли простую и понятную форму христианства, чей авторитет основывался на их древности и красноречии. В целом, гуманисты придавали более или менее равное значение всем Отцам Церкви, поскольку все они принадлежали примерно к одному и тому же периоду античности. Эразм, однако, считал некоторых Отцов особенно важными: в начале 1500-х годов он выделял Оригена, а с 1515 года предпочитал Иеронима. Однако виттенбергские реформаторы Лютер и Карлштадт отдали предпочтение Августину. Гуманисты использовали два критерия для оценки Отцов Церкви: древность и красноречие. Отсюда предпочтение Эразма к Оригену и Иерониму. Однако виттенбергские реформаторы использовали четко сформулированный богословский критерий при оценке Отцов: надежность в толковании Нового Завета. На основании этого критерия предпочтение было отдано Августину, а к Оригену реформаторы относились с некоторым подозрением.
  3. отношение к образованию. Поскольку период Реформации принес с собой рождение ряда новых религиозных идей (или, по крайней мере, идей, которые были новыми для большинства людей шестнадцатого века, даже если реформаторы утверждали, что это старые идеи), как для Виттенбергской, так и для Швейцарской Реформации было важно провести комплексную программу религиозного образования. Гуманизм был по сути образовательным и культурным движением, основанным на реформе гуманитарных искусств, в результате чего большинство гуманистов начала XVI века были профессиональными педагогами. Поэтому интересно отметить, что большинство гуманистов Северной Европы поддержали Реформацию не потому, что одобряли ее религиозные идеи, а из-за ее образовательных идеалов.
  4. Отношение к риторике. Гуманизм был заинтересован в устном и письменном красноречии, поэтому риторика изучалась как средство достижения этих целей. Однако реформаторы, как в Германии, так и в Швейцарии, были озабочены распространением своих религиозных идей через письменное и устное слово. Риторика была средством распространения идей Реформации

Исходя из вышеприведенных аргументов, мы можем сделать вывод, что швейцарское крыло Реформации находилось под гораздо большим влиянием гуманизма, чем виттенбергское. Однако даже в Виттенберге новая программа изучения Библии и трудов Августина многим казалась вдохновленной гуманизмом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Человек, общество и государство у Платона
  2. О чем спорили гносеологи и логики
  3. Русская эстетика 19 века
  4. Неклассическая современная философия
  5. Мартин Хайдеггер, немецкий философ
  6. Активность познавательного субъекта
  7. Человек и животное: проблема тождества и различия
  8. Проблема истины в философии
  9. Нравственный прогресс: иллюзии и реальность
  10. Философия евразийства