Для связи в whatsapp +905441085890

Сказкотерапия как метод личностного развития ребенка — Теоретические аспекты понятия «сказка» в психологии

За последние двадцать лет в нашей стране существенно изменились приоритеты жизненных ценностей. Поэтому собственное молодое поколение родителей старается развивать в своих детях «боевые» черты характера, «забывая» обучать доброте, взаимопомощи и заботе.

Теперь многие дошкольники умеют включать телевизор и играть в «стрельбу» на компьютере. Неконтролируемое увлечение «чужими» играми способствует психической агрессии, вседозволенности и эгоизму у детей. В возрасте 5-6 лет родители замечают проблемы в воспитании и начинают бегать к психологам со своими детьми. К счастью, в психологии уже созрели некоторые методы лечения детской психологии.

Один из современных методов — «сюжетная терапия». Значительный вклад в его развитие внесли отечественные психологи и педагоги: М. Осорина, Е. Осорина, Е. Н. Лисина, Е. А. Петрова, А. Н. Азовцев, И. В. Вачков, Т. Д. Зинкевич-Эвстегнеева, А. И. Константинова, Т. М. Грабенко, Д. В. Соколов, А. В. Гнездилов, а также зарубежные психотерапевты: Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхайм, Р.Гарднер, А.Менехетти. Их «развитие» предлагает различные возможности для сказочного терапевтического процесса в работе с детьми.

Сегодня слово «повествовательная терапия» уже не вызывает недоумения и уточняющих вопросов у практикующих психологов. Это слово хорошо известно и широко используется. Встречаться с рассказчиками можно в учебных заведениях и психологических центрах, в хосписах и больницах.

Тем не менее, это волшебное слово «сказочная терапия» по сей день понимается психологами совершенно по-разному, а значения, придаваемые ему, иногда отличаются не меньше, чем, например, домашние и сказочные.

Одной из причин этого, по-видимому, является буквальное расшифровывание слова «сказочная терапия» — «лечение сказками». В целом понятия, имеющие в своем составе слово «терапия» (гештальт-терапия, телесно-терапия и т.п.), не получили полной легитимности в системе образования (в том числе и дошкольного). Ведь функциональные обязанности детского психолога не предусматривают психотерапевтических процедур. Более того, врачи регулярно напоминают психологам о запрете «въезда на чужую территорию». Психотерапия, по их мнению, является чисто медицинской сферой. Однако они не знают, что психологи не претендуют на то, чтобы кого-то вылечить. И они используют психотерапевтические методы (которые они ловко называют психокоррекционными) не для работы с психопатологиями, а — в основном — в целях развития. Таким образом, для того, чтобы как-то обосновать и объяснить применение психотерапевтических методов психологами, в последние годы все чаще звучат разговоры о психологических моделях психотерапии. Однако в дошкольном образовании использование такой модели пока не признается.

Психология в нашей стране меняется от «заморского любопытства» к необходимой науке и повседневному обслуживанию. Психологическая помощь в основном направлена на детей в детских садах и школах, при этом компетентные специалисты работают с детьми индивидуально. Поэтому моя тема актуальна, как будущего психолога. Затем я постараюсь применить все методы на практике, читая детям сказки, тем самым воспитывая их «доброжелательно и вечно».

Основным средством психологического воздействия в сказочной терапии является метафора как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность методов повествовательной терапии в работе с детьми и взрослыми.

Таким образом, можно дать следующее определение: Сказочно-нарративная терапия — это отрасль практической психологии, которая с помощью метафорических средств сказки позволяет людям развивать самосознание и выстраивать особые уровни взаимодействия друг с другом, создавая условия для формирования своей субъективности.

Сказкотерапия как метод личностного развития ребенка - Теоретические аспекты понятия "сказка" в психологии

Теоретические аспекты понятия «сказка» в психологии

Неповторимыми памятниками народной педагогики являются сказки, в которых запечатлена национальная культура и мудрость предыдущих поколений.

Великий русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что «первый педагог — народ, а сказки — первые и гениальные попытки создать народную педагогику».

Народная педагогика — это наше происхождение, это желание использовать жизнь с ее буднями, праздниками, природой, миром жизни, песнями, сказками, сагами, легендами.

Легенды, саги, передаваемые из поколения в поколение, освещают историю народа, его повседневную жизнь, нравы, природу образного мышления. Фольклор является основным средством воспитания подрастающего поколения в духе лучших народных традиций. Можно лишь согласиться со словами А.И. Шорова, который считает, что «сказки, предания, пословицы, поговорки, песни являются выдающимися памятниками народной культуры».

Ребенок получает жизненный опыт на примере сказочных персонажей. Сказки являются важным средством образования, которое развивалось на протяжении веков и доказало свою ценность среди людей. По словам Г. Волкова, «дети и сказки не отделимы друг от друга, они созданы друг для друга, и поэтому знакомство со сказками своего народа обязательно должно быть частью образования и воспитания каждого народа».

Создатели и хранители сказок и других жанров фольклора — это люди. Основным материалом для сказок является жизнь людей. Они отражают лучшие качества людей — трудолюбие, преданность земле, храбрость, доброту. Поэтому Волков считает, что «сказки отражают жизнь людей, их лучшие качества, воспитывают эти качества в подрастающем поколении, национальность оказывается одним из важнейших качеств сказки».

Старшее поколение всегда старалось передать свой жизненный опыт детям, воспитывать их в духе народных идеалов и идей добра и зла, привить им нравственные качества, которые формируют кодекс норм и правил поведения. В подавляющем большинстве народных сказок воплощены присущие им нравственные черты: любовь к Отечеству и его защите, безграничное мужество в борьбе со злом, трудолюбие и мастерство, справедливость, верность в дружбе.

Сегодня мы часто обращаемся к опыту предков, особенно к их идеям и представлениям о нравственности и аморальности, нормам морали, которые сегодня также признаны в цивилизованном мире. Актуальным является воспитание подрастающего поколения в смысле гуманного взаимодействия между людьми. Нравственные нормы и опыт нравственного воспитания детей лежат в основе многочисленных народных сказок. Эти сказки содержат уникальную программу нравственного воспитания. Они рассказывают о героизме и мужестве, правдивости и честности в доступной для детей форме и закрепляют идею победы добра над злом. Чрезвычайная сила мира, доброта сказок.

Великий гуманистический просветитель 20 века. В.А. Сухомлинский в своей книге «Я отдаю свое сердце детям» писал: «Сказка — это не просто сказка о фантастических событиях для маленьких детей. Это — весь мир, в котором ребенок живет, борется, своей доброй волей противостоит злу. Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их ум живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказать одну и ту же историю, и каждый раз он обнаруживает в ней что-то новое. Ребенок очень хорошо знает, что нет Бабы-Яги, принцессы Лягушки, Кащея Бессмертного, но он воплощает в себе эти образы добра и зла, и каждый раз, когда он рассказывает одну и ту же сказку, он выражает свое личное отношение к добру и злу.

Сказка неотделима от красоты и способствует развитию эстетического чувства, без которого немыслимо благородство души, искреннее чувство человеческого несчастья, печали, жалости; что через сказку ребенок познает мир не только умом, но и сердцем; что он не только познает, но и реагирует на события и явления окружающего его мира, выражает свое отношение к добру и злу.

Сказка — это история, которая содержит события и явления, невозможные и неправдоподобные с точки зрения читателя. Сказку невозможно объяснить с помощью научно-технического прогресса и зачастую с помощью повседневного здравого смысла. Авторы сказок часто называют сюжет в конце сказки мечтой героя. Мифы, одна из разновидностей сказок, пришли к нам с древних времен, когда трудно отличить вымысел от реальности.

Реалистическая история иногда может показаться сказкой людям с различными культурными убеждениями. Для некоторых читателей сказки — это реальные события.

Сказки имеют древнейшие корни в истории и культуре человечества. В их сюжетах обычно собирается вся мудрость и опыт конкретного человека; в мифах или притчах можно увидеть не только фиксацию проблемы, но и ее решение. Слово «сказка», «чудо», «магия» имеют особое значение для людей и расширить границы реальности. Сказку как отражение глубинной человеческой психики изучали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхайн, Юнг и другие. Это направление было разработано российскими педагогами и детскими психологами Выготским Л.С., Элькониным Д.Б., Осориной М.В., Проппом В.Я., Гнездиловым А.В. и другими. В последнее время появились программы сюжетной терапии, которые успешно используются в дошкольных учреждениях, школах, реабилитационных центрах, при работе с проблемными детьми, трудными подростками и онкологическими больными.

Исторический аспект терапии рассказывания историй

Сказительская терапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе отношений в нем, перенос сказочных значений в реальность; процесс объективизации проблемных ситуаций, активизация личностного потенциала, всестороннее образование и воспитание;

Терапия окружающей среды, специальная сказочная среда, в которой потенциальные части личности, что-то нереализованное может проявиться, мечта может материализоваться, и прежде всего чувство безопасности и запах тайны.

Сказочная терапия всегда практиковалась людьми. Точно, они называли это как-то по-другому. В развитии сказочной терапии есть четыре этапа. Стоит отметить, что ни один из назначенных этапов не заканчивается и не уступает место новому. Поэтому каждый этап знаменует собой начало определенного процесса.

Первый этап сказочной терапии — оральный фольклор. Его начало потеряно в глубине веков, но процесс устного (а позже и письменного) творчества продолжается и по сей день. Трудно представить себе дату создания первой сказки. Конечно, устный фольклор, как первый этап повествования, не имеет временных границ. Она проложена от каменного века до настоящего времени.

Второй этап — сбор и исследование мифов и сказок. Изучение мифов и сказок с психологического, глубокого аспекта связано с именами К. Юнга, Б. Беттельхайма, В. Проппа и других.

Третья стадия — психотехническая. Наверное, нет ни одной образовательной, психологической и психотерапевтической технологии, в которой бы не использовался подход «сочинения сказки». Современные практические подходы используют сказку как технику. Как повод для психодиагностики, коррекции и развития личности.

Четвертая стадия является интегративной. Этот этап связан с пониманием сказочной терапии как естественного, органичного для человека восприятия системы образования, испытанной многими поколениями наших предков.

Бабушки рассказывали сказки своим деревенским детям, заснувшим у реки; девочки рассказывали свои истории друзьям, занимаясь рукоделием; сказочники собирались и передавали их устно. Из поколения в поколение передавались сказки о жизненном опыте и силе. И сегодня, рассказывая истории детям, мы повторяем этот исторический процесс. И мы ошибаемся, если считаем, что изучение сказок — это судьба самых маленьких. Сказки — это мудрость для людей всех возрастов.

Сущность психотерапии рассказов как метода в психологии

Сам термин «терапия рассказывания историй» появился сравнительно недавно. Основатель метода комплексной терапии рассказов Т.Д. Зинкевич-Эвстигнеева. Она определяет сюжетную терапию как совокупность способов передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека, как систему образования, совпадающую с духовной природой человека.

В сказочной терапии в основном используется следующая классификация.

  1. художественные сказки включают в себя сказки, созданные по многовековой мудрости народа, и авторские рассказы. Эти сказки имеют дидактический, психокоррекционный, психотерапевтический и даже медитативный аспекты.
    1. Народные сказки. Самые старые из них называются мифами в литературной критике. Этот принцип используется сегодня при создании новых сказок;
    1. Вымышленные сказки автора. Это авторские рассказы, которые рассказывают о частных аспектах жизни, что чрезвычайно важно для понимания мира.
  2. дидактические сказки создаются учителями для представления учебного материала. Дидактические сказки могут показать смысл и важность определенных знаний.
  3. психокорректирующие сказки создаются, чтобы мягко влиять на поведение ребенка. Коррекция здесь относится к замене неэффективного поведенческого стиля на более продуктивный, а также к объяснению ребенку смысла происходящего.
  4. Психотерапевтические сказки — это сказки, целью которых является «оказание психологической помощи и снятие тревоги и негативных переживаний».
  5. медитативные сказки в основном используются для снятия психоэмоционального напряжения, создания позитивных моделей взаимоотношений, развития личных ресурсов.

Народные и сказочные сказки являются основой методов сказочной терапии. В них теряется опыт и конфликты между персонажами. Весь участок сказки построен на этом.

Согласно методике, ребенок и взрослый должны написать сказку на данную тему отдельно. Инициатива должна исходить от взрослого. Он ведет сюжет сказки и дает интонацию. В этом случае взрослый также выступает в роли слушателя рассказа, написанного ребенком. Детский рассказчик должен подхватить интонацию рассказчика.

Таким образом, он становится частью национальной культуры. Родители развивают свои художественные и коммуникативные навыки, сочиняя сказку и вовлекая его в традиции через интонацию.

Взрослый и ребенок должны быть равны в диалоге. Ребенку необходимо усвоить диалектику отношений между автором и адресатом. Изыскиваются все возможные коммуникативные позиции, на которые по инициативе родителей возлагается педагогическая и терапевтическая нагрузка. Это психологические предпосылки терапии рассказывания историй.

С помощью терапии рассказывания историй выполняется необходимость нарушать табу и правила. Сказка становится посредником между внутренним и внешним миром ребенка. Это мощный инструмент для развития внутреннего мира человека. Это и есть причина повышенного интереса психологов к сказкам. Но только в ближайшие несколько лет сказочная терапия будет называться.

Только сказочный язык раскрывает мир межличностных отношений в понимании психических особенностей дошкольников. Сказка развивает воображение детей. Научит их видеть не только положительные, но и отрицательные черты характера людей.

Человек — субъект саморазвития. Постепенно поднимает уровень развития самосознания, учится управлять собой.

Ребенок осознает, что он должен преодолеть свою спонтанную активность для того, чтобы творчески развиваться как личность. Опять же, благодаря своей метафоричности, сказка становится развивающим психологическим и психотерапевтическим средством. Ваш ребенок может испытать собственные психологические процессы через сказки и осознать их смысл.

Люди получают мирской опыт через сказки. В Пушкине мы читаем: «Сказка — это ложь, но намек в ней, для хороших людей урок».

Но не каждая сказка поучительна. История, которая позволяет задать терапевтически ценный вопрос, который приводит к размышлениям о смысле жизни, о выводах, которые вы делаете. Это повествовательная терапия.

Современному ребенку необходимо не только прочитать сказку, но и рассказать о ее значении. В будущем сказка никогда не уведет ребенка от реальности. Изучение фольклора помогает воспитывать и формировать важнейшие ценности.

Язык сказок сближает ребенка и взрослого. Сказка пробуждает творчество у терапевта, который развивает интуицию, архетипы, основанные на первых впечатлениях. Это приносит свободу, в которой происходит трансформация. Здесь маленький и слабый ребенок становится самостоятельным сильным человеком.

Психологическая основа сюжетной терапии

Техника повествовательной терапии как совместного литературного творчества основана на жанре народной волшебной сказки. Психотерапевтический эффект достигается за счет игровых (переигрывающих) переживаний и конфликтов с помощью суррогатов — персонажей и построения сюжета.

Важнейшее место в организации совместной — совместной деятельности ребенка и взрослого по написанию сказки должно быть отведено коммуникативной, диалогической составляющей (вопросы слушателя — взрослого).

Взрослый ведет повествование, дает интонацию (он выступает и как доброжелательный, мудрый знаменосец, и как заинтересованный слушатель сюжета, и в то же время как внешне иногда хитрый или простодушный персонаж). Ребенок — сказитель — подхватывает, воспроизводит интонацию сказителя.

Таким образом, сказка дает ребенку возможность войти в мир многовековой национальной культуры. Взрослый знакомит ребенка с потоком искусства и коммуникативной деятельности и вовлекает его в канон не только через структуру художественного текста, но и с помощью определенной интонации.

В диалоге со взрослым ребенок должен чувствовать, что он находится в равном положении с партнером — не декларируемом, а психологически реальном. Ребенок усваивает диалектику взаимоотношений автора и адресата, посещая по инициативе взрослого все возможные коммуникативные позиции (неся также педагогическую и терапевтическую нагрузку). Это психологические предпосылки сказочной терапии.

Психологические механизмы влияния сказок заключаются в том, что если мы их воспринимаем и усваиваем, то наши потребности будут удовлетворены в определенной степени.

Проанализировав содержание сказок, П.И.Яничев выделил триаду тенденций или потребностей:

  1. Потребность в автономии (независимости);
  2. Потребность в компетентности (власть, всемогущество);
  3. потребность в деятельности;

И осознается также необходимость нарушения запретов и правил, необходимость абсурда, благодаря которому сказка становится посредником между внутренним миром ребенка и внешним, объективным миром.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эмоциональная близость в браке и благополучие личности
  2. Подходы социальной педагогики
  3. Психологическая стагнация
  4. Психоаналитическая терапия при потере высокозначимых отношений
  5. Психология развития
  6. Проектирование взаимодействия дошкольной организации с семьей
  7. ОКР — психическое расстройство
  8. Психология профессионального общения
  9. Халл Кларк Леонард
  10. Введение в профессию психолога — Основные пути и виды работы