Для связи в whatsapp +905441085890

Содержание когнитивного, поведенческого, институционального блоков в структуре педагогической культуры — Концепция формирования профессиональной культуры педагога-музыканта

Новая идеология образования основана на необходимости воспитания в каждом человеке способности учиться новому, умения достигать высокого уровня компетентности в выбранной профессиональной области. Это устанавливает новый взгляд на личность учителя, на требования, которые должны предъявляться к нему обществом в современных условиях и которые должен представлять сам учитель. Таким образом, происходит трансформация идеи «образованного человека» в «человека профессиональной культуры».

Внутренняя структура профессионального мира также меняется под влиянием социокультурных тенденций. На смену традиционной иерархии приходят новые тематические системы, в которых центральное место занимает компетентность. Это должно привести к обновлению содержания высшего профессионального образования. В современных условиях особенно важно разработать методики формирования у студентов умения самостоятельно приобретать знания, ведь в реальной жизни требуются не сами знания, а развитая способность молодого специалиста применять эти знания на практике.

В этих условиях процесс обучения приобретает новый смысл, он превращается в процесс приобретения новых знаний, умений, навыков, способностей, а также (и это решающий фактор) развитого опыта практической деятельности для приобретения профессионально и социально значимых компетенций. В настоящее время говорить об актуальных проблемах могут не столько молодые теоретики, сколько специалисты, которые на основе прочных теоретических знаний и практических навыков способны действовать в условиях реальной жизни.

Термин «профессиональная культура» можно определить как вид жизнедеятельности, присущий субъекту профессиональной практики, представляющий собой совокупность инновационных идей, обеспечивающих непрерывный процесс исторической преемственности, профессионального развития личности, а также сохранение культурного наследия при постоянном продуцировании творческих процессов, оказывающих решающее влияние на устойчивость его профессиональной сферы жизнедеятельности. Профессиональная культура приобретается в процессе целенаправленной подготовки, которая предполагает высокий уровень дисциплины и самоконтроля, ответственность и стремление к самосовершенствованию.

В сфере профессионального образования подготовка учителей музыки занимает особое место, это направление педагогики характеризуется ярко выраженной спецификой, которая предполагает следующее: многоуровневый образовательный комплекс «школа — колледж — вуз», определяющий стратегию музыкально-педагогической подготовки; приоритет принципов педагогики искусства в комплексной методологической основе, включающей также психолого-педагогическое, когнитивное и компетентностное направления; своеобразие профессиональной компетентности учителя музыки, основанной на сочетании собственно музыкальной, общекультурной и психолого-педагогической подготовки; универсальный характер музыкальной подготовки будущих учителей музыки, с

Основным условием, необходимым для формирования профессиональной культуры учителя музыки, является создание профессиональной творческой среды в период обучения в высшем учебном заведении. Здесь студенты не только получают специальные знания и навыки, но и приобретают опыт социальных и профессиональных отношений, формируют определенное мировоззрение, отношение к жизни и профессиональные ценностные ориентации. Ведь в этой среде будущий педагог-музыкант становится ее носителем, приобщаясь к определенной культуре. Известно, что личность человека формируется на протяжении всей его жизни, но именно в университете закладываются основы характеристик специалиста, который затем попадает в новую для него атмосферу профессиональной деятельности, в которой он развивается как личность. Важным условием успешности процесса формирования профессиональной культуры учителя музыки является совместная продуктивная деятельность учителя с учениками и учеников друг с другом.

Содержание когнитивного, поведенческого, институционального блоков в структуре педагогической культуры

Концепция формирования профессиональной культуры педагога-музыканта

Наиболее эффективной в плане развития профессиональной культуры учителя музыки является культурно-педагогическая среда, под влиянием которой происходит художественно-образное обобщение и творческое общение в процессе профессиональной деятельности. Результатом творческой деятельности и творческого общения является создание творческого продукта автора, что неизбежно ставит вопрос о возможности развития у студентов способности создавать этот продукт, поскольку эта способность является одной из центральных для формирования профессиональной культуры учителя музыки.

В условиях высших музыкальных учебных заведений реальной возможностью для студентов создать законченный творческий продукт является обращение к исполнительскому творчеству, которое полностью отвечает критериям уникальности, отличающим творчество от деятельности или производства.

Само музыкальное исполнение является одновременно компонентом и условием существования музыкальной среды, и какими бы личностными и профессиональными качествами не обладал исполнитель (в данном случае — дирижер, хормейстер), музыкальная среда, созданная в процессе его деятельности, также будет характеризоваться такими качествами. Эта среда впитывает эмоции и мысли исполнителя, его отношение к исполняемому произведению, к участникам спектакля и к зрителям, а также его эстетический опыт. Деятельность дирижера является одной из самых сложных среди музыкальных профессий — она наиболее значима с точки зрения взаимосвязи профессиональной культуры и развитой способности будущих учителей музыки к продуктивной творческой деятельности.

Эта музыкальная профессия характеризуется особой важностью межличностных отношений, которые дирижер устанавливает со своим коллективом. В музыкально-педагогической деятельности общение как творческая категория участвует в решении многих коммуникативных задач. Одна из них — задача органической взаимосвязи процесса педагогического общения и процесса музыкально-педагогического общения, активизирующего творческое начало в музыкально-исполнительской деятельности. Исходя из этого, мы можем рассматривать музыкальное исполнение как сложную динамическую систему, компонентами которой являются композиторское творчество, исполнительское творчество и со-творчество исполнителей и слушателей в процессе творчества и под влиянием музыкальной среды.

Творческое общение — это форма взаимоотношений между дирижером и хором исполнителей в процессе их совместной деятельности, направленной на воплощение эмоциональной и образной интерпретации музыкального произведения. Это общение может происходить на разных уровнях. В условиях музыкально-исполнительской деятельности студентов музыкально-педагогических колледжей уровень общения определяется общей, музыкально-педагогической культурой исполнителей, их индивидуальными чертами характера, профессионально значимыми особенностями личности, особенностями музыкального произведения, которое предстоит освоить в конкретной интерпретационной ситуации, ценностными ориентациями и музыкальным вкусом общающихся, их эстетическим опытом, отношением друг к другу.

Творческий акт», совершаемый в условиях концертного выступления, по сути, строится на основе бессознательной сферы психики, которая является «инкубатором» для новых идей. Он также является основным хранилищем богатейшего индивидуального жизненного опыта. Менталитет дирижера, управляющего хором, основан на развитой интуиции, что позволяет сразу же правильно решать возникающие в процессе исполнения задачи, минуя аргументированные, но слишком длительные промежуточные рассуждения.

Формирование профессиональной культуры и успешная реализация творческой деятельности, результатом которой является готовый творческий продукт (художественный образ), требуют специально организованных условий. Этого можно достичь только через комплексный подход к музыкальному образованию и определение его места в общем потоке мировой музыкальной среды. Это подчеркивает один из важнейших компонентов музыкальной среды, который мы определяем как среду образовательного учреждения, в рамках которой в основном происходит подготовка музыкального педагога и развитие его профессиональной компетентности и профессиональной культуры.

Стандарты педагогического образования

Стандарты можно использовать не только для внедрения, но и для измерения эффективности педагогического образования. В ведущих странах мира нет четкой позиции по проблеме стандартов программ педагогического образования.

Россия. В России поставлена задача обновления стандартов педагогического образования. Перспективным подходом к разработке стандартов считается подход, основанный на компетенциях, который предусматривает приобретение будущими учителями определенных компетенций в виде суммы профессиональных знаний и навыков. В отечественной науке существует несколько концепций компетентностного подхода: с акцентом на профессиональную деятельность (Н. В. Кузьмина), с точки зрения личностной, персонифицированной готовности специалиста (Е. И. Артамонова), с учетом общетеоретического и профессионального уровней содержания педагогического образования (В. Д. Шадриков). Так, В. Д. Шадриков считает, что компетентностный подход должен освободить программу педагогического образования от перегрузки информационным материалом, в результате чего относительно устойчивые кардинальные принципы и идеи теряются в море фактов. Это открывает возможности для предоставления студентам общепедагогических знаний и умений, формирования типичных профессиональных и личностных качеств учителя, качеств, соответствующих тому или иному предмету.

За рубежом. В зарубежных университетах очень популярна концепция стандартов педагогического образования немецкого ученого Ф. Озера (Фрайбургский университет). Ф. Озер включает в понятие стандартов педагогического образования «понимание определенного уровня качества и его оптимального достижения». Речь идет об идеальном уровне, которого учителя не достигают полностью, а лишь в большей или меньшей степени приближаются к нему. Более 80 стандартов были сформулированы исследовательской группой под руководством Озера, организованной в 12 тематических групп: 1) взаимоотношения между учителем и учеником; 2) поддерживающий контроль (диагностика) и поддерживающие вмешательства; 3) проблемы дисциплины учащихся и ситуации риска; 4) воспитание социального поведения; 5) инструктивная поддержка/стратегии обучения; 6) организация класса и методы обучения; 7) оценка и измерение эффективности; 8) Использование разнообразных средств обучения; 9) Сотрудничество учителей (работа в команде); 10) Школа и сообщество; 11) Самоорганизация и профессиональное развитие;

Программы педагогического образования

Курсы подготовки учителей состоят из общих, специальных и единичных. Общие — это нормативные педагогические дисциплины, формирование базовых знаний в области педагогики, овладение основами педагогических умений и навыков, необходимых каждому учителю.

Специальные — дополнительные факультативы, курсы по выбору (с учетом специфики факультетов). Singular — индивидуальные занятия (работа по индивидуальному плану, самостоятельная работа), направленные на развитие творческих способностей учащихся, приобретение опыта творческой деятельности и индивидуального стиля работы.

Лучшие программы ставят задачи обогащения мировоззрения и педагогической культуры, формирования педагогического мышления. Предлагается освоить ценности образования и воспитания вне узкокорпоративных, социальных и национальных интересов; ввести педагогические знания универсального, глобального характера; развивать пространственно-временное теоретическое мышление, осознание причинно-следственных связей педагогических явлений и фактов; формировать знание педагогических категорий и понятий, умение работать с педагогическими источниками и эмпирическим материалом.

Ожидается, что вы будете применять полученные знания в педагогической деятельности. Приобретается знание педагогических ответов на вызовы времени, формируется открытое педагогическое мышление, понимание изменчивости педагогических идей, убежденность в неизбежности перемен в образовании, уверенность в том, что педагогика имеет постоянный потенциал для обновления. Рекомендуется принимать новые педагогические идеи, даже те, которые на первый взгляд кажутся произвольными и неприемлемыми.

Россия. Программы подготовки учителей представлены в различных видах. Они продолжают развиваться, сохраняя традиционный контент и внедряя новый. Диверсификация программ увеличивается — развитие системы факультативов является значительным в этом отношении. Содержание программ отдельных специальностей пересматривается, чтобы теснее связать их с современными задачами образования. Большое внимание в программах уделяется освоению профессиональных навыков: коммуникативных навыков, навыков педагогической и воспитательной работы. Вводятся новые курсы и темы, отражающие новые социальные реалии, педагогические, научно-технические и культурные достижения. Курсы по философии, социологии, антропологии и этике включены в программы педагогического образования, что считается необходимым условием для гуманизации и гуманитаризации педагогического образования. Когда психология преподается вместе с образовательными дисциплинами, акцент смещается с общей психологии на психологию образования.

Существует заметная разница между идеальными моделями и реальными программами образовательного обучения. Проблема оптимального баланса между профессиональной и психолого-педагогической подготовкой остается острой и далеко не удовлетворительно решенной. Соотношение этих компонентов по-прежнему зависит от типов учебных заведений. Это особенно актуально для студентов классических университетов, которые, как будущие учителя средней школы, часто не получают обширных теоретических педагогических знаний. В программах преобладает функциональный подход, предполагающий освоение различных педагогических технологий, что выражается в слабых связях между учебными дисциплинами и подготовкой к конкретным видам учебно-педагогической деятельности.

Программы подготовки преподавателей в различных типах высших учебных заведений имеют определенные особенности. В университетах психолого-педагогическая подготовка менее интенсивна, и упор делается на общую академическую подготовку. Педагогические колледжи сохраняют акцент на расширенной педагогической подготовке и, в отличие от других колледжей, предлагают более широкий спектр специализаций и факультативов по психолого-педагогическим дисциплинам.

В непедагогических вузах подготовка преподавателей осуществляется в виде дополнительной образовательной программы, что приводит к парадоксальной ситуации: Педагогические вузы и непедагогические высшие учебные заведения проводят обучение по разным образовательным стандартам.

Требования к личности и профессиональному поведению педагога: история и современность

Педагог (нем. Padagoge от греч. pais (paidos) — ребенок, мальчик + ago — вести, воспитывать) — человек, занимающийся воспитательной и преподавательской работой. Учитель — это профессия, связанная с формированием личности, утверждением человека в человеке; поэтому о ней иногда говорят как о высокой миссии.

С одной стороны, учитель готовит учеников к потребностям момента, к конкретным потребностям общества. Таким образом, педагог выполняет адаптивную функцию. С другой стороны, объективно оставаясь хранителем и передатчиком культуры, он является вневременным фактором. С целью развития личности как синтеза всех сокровищ человеческой культуры педагог работает на будущее. Таким образом, функция педагога является гуманистической. Гуманный педагог должен опираться на потенциал ученика, на его возможности, а не на авторитет своей власти и принуждения.

Его главная задача — открыть, постичь и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию. Учитель, как и любой другой руководитель, должен хорошо знать деятельность учеников, находящихся в его подчинении, и представлять их.

Поэтому профессия учителя требует двойной подготовки — знания человеческой природы и специальной подготовки.

Для студентов роль преподавателя как источника информации с каждым годом уменьшается, а влияние его личности увеличивается, так что ценностные ориентации преподавателя становятся наиболее важными в структуре его личности. Причины огромного нравственного влияния личности учителя на личность ученика кроются в природе человека и человеческих отношений, складывающихся в процессе педагогической деятельности.

Высокая значимость личности учителя связана с тем, что его отношение к жизни служит для учащихся доказательством возможной связи социальных норм жизни и счастья, индивидуальной свободы и общественного долга. Как ключевая фигура образовательного процесса, учитель должен помочь учащимся войти в сложную жизнь высокой культуры, приобрести ее знания, умение достойно жить в ней и строить отношения с предметами окружающего мира и жизнью как таковой. Поэтому современный учитель должен быть подготовлен в области философии жизни, философии культуры и психологии развития личности.

Личностные параметры педагога для реализации педагогических функций следующие:

  • Потребности и способности к активной и разнообразной профессиональной и социокультурной деятельности;
  • тактичность, эмпатию, терпение и терпимость в отношениях.
  • Понимание специфики и относительной автономности саморазвития личности;
  • Умение участвовать во внутригрупповой и межгрупповой коммуникации, избегать конфликтов в детском и взрослом сообществах.
  • знание особенностей психического развития, особенно детей с проблемами, и желание вместе с ними целенаправленно создавать условия, необходимые для их саморазвития
  • способность к саморазвитию и самообразованию.

Педагогическая деонтология — это специальная наука, разрабатывающая правила и нормы поведения учителя в сфере его профессиональной деятельности для полного и адекватного восприятия педагогической деятельности, ориентации в ней, выработки стратегии и тактики, планов и целей профессиональной деятельности, сознательного регулирования своего поведения.

Термин «деонтология» (греч. deontos — правильный, целесообразный; logos — познание) был введен в науку в начале XIX века английским философом И. Бентама для обозначения науки о профессиональном поведении человека. Понятие деонтологии одинаково применимо к любой сфере профессиональной деятельности: образовательной, медицинской, юридической, инженерной и так далее. С помощью правил и норм учитель вырабатывает отношение к себе как к профессионалу, к другим участникам педагогического процесса, оценивает все факты педагогической действительности через их призму. Педагогическая деонтология основывается на данных педагогической психологии, педагогической этики и социологии.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Особенности обучения детей с задержкой психического развития в классах коррекции
  2. Теория оперантного научения
  3. Аудит профессиональной компетенции педагогов доо
  4. Методика воспитания эстетической культуры личности
  5. Мастерство и творчество педагога
  6. Управление аксиологическим потенциалом школьника в условиях общеобразовательной школы
  7. Военно-патриотическое воспитание в школе
  8. Инновационное обучение
  9. Общее понятие о дидактике
  10. Интенсификация обучения