Для связи в whatsapp +905441085890

Сознание и проблема бессознательного. Структура и виды бессознательного — Сознание и бессознательное в структуре личности

Сознание является высшей, интегрирующей формой умственной рефлексии окружающей действительности. Это целостное состояние знаний о внешнем и внутреннем мире.

Первая характеристика сознания уже дана в его названии: Сознание, то есть совокупность знаний об окружающем нас мире. Таким образом, структура сознания включает в себя основные познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение или нарушение, не говоря уже о полном разрыве любого из когнитивных психических процессов, неизбежно становится расстройством сознания.

Вторая характеристика сознания — это его четкое разграничение между субъектом и объектом, то есть между Я и не Я. Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию, то есть к направлению своей умственной деятельности на изучение самого себя: Он делает сознательную самооценку своих действий и себя в целом.

Третьим свойством сознания является то, что оно обеспечивает целенаправленную человеческую деятельность. В начале любой деятельности человек ставит перед собой определенные цели. Добавляются и взвешиваются мотивы, принимаются решения о волеизъявлении, учитывается ход действий, вносятся необходимые исправления и изменения и т.д.

Сознание также характеризуется рядом определенных специфических качеств. Одним из них является осмысленность того, что представляется или воспринимается, т.е. его словесное и концептуальное наполнение определенным смыслом, ассоциирующимся с человеческой культурой. Вторая особенность заключается в том, что сознание отражает только основные, важнейшие свойства объектов, событий и явлений.

Другой особенностью человеческого сознания является наличие в нем интеллектуальных схем. Под схемой мы понимаем некую ментальную структуру, согласно которой человек воспринимает, понимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и о себе самом.

Когда люди обмениваются информацией друг с другом, они выделяют наиболее важную информацию. Хранится в лексике, семантике в понятийной форме, затем эта информация становится собственностью индивидуального сознания человека, когда он обретает язык и использует его как средство общения и мысли.

Сознание существует не только в словесной форме, но и в образной. В данном случае это связано с использованием второй сигнальной системы человека, которая указывает на преобразование соответствующих изображений. Искусство, литература, музыка — примеры образного сознания человека. Они также функционируют как формы отражения окружающей действительности, но не абстрактно, как это свойственно науке, а образно.

Сознание контролирует наиболее сложные формы человеческого поведения, требующие постоянного внимания и сознательного контроля, и активируется в следующих случаях и ситуациях

a) когда перед индивидом возникают неожиданные, интеллектуально сложные задачи, не имеющие очевидного решения;

b) когда человек должен преодолеть физическое или психическое сопротивление движению мыслей или телесных органов

с) когда необходимо определить и найти выход из конфликтной ситуации, которая не может быть решена сама по себе без волевого решения;

d) когда человек внезапно оказывается в ситуации, связанной с потенциальной угрозой, если только он не предпримет

Сознание и проблема бессознательного. Структура и виды бессознательного -  Сознание и бессознательное в структуре личности

Сознание и бессознательное в структуре личности

Наряду с сознанием важную роль играют также бессознательные процессы. Точного определения этих процессов в науке пока нет. Чтобы дать им объяснение, можно сказать, что «бессознательное — это то, что человек не может соотнести с определенным объектом или явлением и выразить его в последовательной, логической формуле».

Под бессознательным можно понимать два разных момента: во-первых, это действие, которое выполняется автоматически, рефлексивно, когда причина этого еще не успела дойти до сознания, а также когда сознание естественным образом отрезано (во сне, гипнозе, в состоянии сильного алкогольного опьянения, безумия и т.д.); во-вторых, это активные психические процессы, которые не вовлечены непосредственно в сознательные отношения субъекта с реальностью, и поэтому они не осознаются в этот момент сами по себе.

Укажем далее на некоторые свойства, характеризующие бессознательные процессы:

  • Они неподвластны человеческому контролю, изолированы от ядра личности. * Они воспринимаются как непроизвольная, автоматическая последовательность психических действий;
  • Бессознательное почти всегда содержит информацию, противоречащую человеческому сознанию и воспринимаемую индивидом как нечто совершенно чуждое и непонятное личности;
  • Бессознательные процессы имеют свой собственный язык. Этот язык состоит из образов, действий, языковых структур, лишенных какой-либо логической последовательности. Мир бессознательного имеет свою собственную логику, продиктованную эмоциями и чувствами, и поэтому называется аффективным;
  • На уровне бессознательного нет различия между внутренним и внешним мирами. Например, сны всегда воспринимаются человеком как события внешнего мира;
  • Человек в бессознательном состоянии не различает по содержанию переживаний объективное и субъективное;
  • Динамика психических актов и действий в бессознательной сфере выводится из временных и пространственных ограничений, присущих сознанию. Например, человек во сне может видеть события прошлого в будущем и наоборот, разные города в одном и том же месте, и другие нелепые вещи в реальности.

Бессознательное начало присутствует практически во всех психических процессах, характеристиках и состояниях человека. Существуют бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, мышечные ощущения. Бессознательные зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительных и слуховых центральных системах человека, также включены здесь. Это включает в себя умение ходить, читать, писать, говорить, глотать и т.д. Все эти действия выполняются автоматически, не задумываясь. Эти типы автоматизмов сначала формируются под контролем сознания, а затем переходят в бессознательное царство психики, давая сознанию способность управлять более сложными процессами.

Неосознанные образы восприятия существуют и проявляются в явлениях, связанных с распознаванием увиденного ранее, в ощущении знакомства, которое иногда возникает при восприятии объекта, предмета или ситуации.

Бессознательная память — это память, связанная с долговременной памятью и генетической памятью. Эта память управляет мышлением, вниманием, определяет содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы и объекты, на которые направлено внимание. Неосознанное мышление особенно ярко проявляется при решении некоторых творческих задач. Бессознательная мысль может проникать в сознание не только в состоянии бодрствования, но и во сне и в состоянии опьянения, и в аллегорической форме, в образах.

Фрейдизм

Изучение феномена бессознательного уходит корнями в глубокую древность, он был признан в своей практике целителями самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой для создания эпистемологии, построенной на отражении того, что находится в недрах человеческой психики. Ознакомившись с философскими идеями Платона, З. Фрейд, несомненно, перенял оттуда некоторые идеи бессознательного. Таким образом, сомнительно, что его поле зрения не включало размышлений Платона о проблеме бессознательного познания человека.

З. Предложив всю систему анализа человеческой психики вплоть до анализа ее подстилающих образований — бессознательной психики, это относится не только к теориям, которые следовали за ним один за другим, но и к теориям, которые следовали за ним один за другим. Отсюда и роль Фрейда. Фрейд остается основоположником этой психологии как науки не только о человеческой психике — сознательной и бессознательной, но и о личности.

Известно, что сознание служит главным регулятором человеческого поведения. З. Фрейд обнаружил, что за оболочкой сознания находится глубокий слой мощных процессов, стремлений, побуждений, желаний, непризнанных личностью. Как лечащий врач, он столкнулся с тем, что бессознательные переживания и мотивы человека могут серьезно обременять его жизнь, а иногда даже стать причиной нервно-психических расстройств. Это побудило его искать способы освободить своих пациентов от конфликтов между тем, что говорил их сознательный разум, и скрытыми, слепыми, бессознательными мотивами их психики. Так родился метод Фрейда по исцелению души, психоанализ.

Доктрина бессознательного является основой, на которой строится вся теория психоанализа. Психоанализ (от греческой психики — душа и анализ — решение) — часть психотерапии, метод медицинских исследований, разработанный Фрейдом для диагностики и лечения истерии. Позднее она была развита Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой души.

В целом, Фрейд рассматривал человеческую психику как разделенную на две противоположные сферы — сознательную и бессознательную, которые являются сущностными чертами человеческой личности. Фрейд называл сознание «тем представительством, которое существует в нашем сознании и которое мы воспринимаем как таковое, и мы утверждаем, что это единственное значение термина «сознание»». В структуре личности Фрейда эти две сферы представлены следующим образом: Он рассматривал бессознательное как центральный компонент, составляющий сущность человеческой психики, её основу, а сознание — только как особенную инстанцию, наложенную на бессознательное. Согласно Фрейду, сознание обязано своим происхождением бессознательному и кристаллизуется из него в процессе развития человеческой психики.

Бессознательное в аналитической психологии Г. Юнга

Г. Юнг определил содержание коллективного формирования как универсальные ментальные образы, называемые архетипами. Слово «архетип» происходит от латинских опечаток (печать, оттиск) и относится к определенной формации архаичного характера, которая содержит мифологический мотив. Архетипы также принадлежат не отдельному человеку, а всему человечеству. Что касается человека, то архетипы выражаются через субъективный опыт, а человек воспринимает их через символические архетипичные образы. Архетипичные образы в психике человека проявляются через определенные символы в снах, фантазиях, видениях и т.д. Встреча с архетипичными изображениями всегда оставляет глубокий след в человеческой душе, всегда сильно окрашена эмоционально, дает человеку определенную энергию, которая во много раз превышает его индивидуальное эго.

Далее рассмотрим некоторые примеры архетипов и архетипичных изображений.

1) Персона (маска) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы представляем себя в обществе. Кроме того, личность защищает наше внутреннее, личное и уязвимое существо от прямого воздействия внешней, социальной среды. Цель персонажа — произвести впечатление на других людей или скрыть свою истинную сущность.

2) Тень — скрытые животные качества личности (социально нетерпимые). Осознание тени необходимо для того, чтобы человек осознал свои собственные недостатки, но тень — это сочетание личностных качеств и психических потенции, о которых человек и понятия не имеет. В связи с тем, что тень содержит в себе неприятные и непристойные качества человека, целомудренное «я» не может пропустить эту информацию в сознание. Тень выражается через сны с непристойным или криминальным содержанием. Тень заставляет человека относиться к некоторым людям с враждебностью следующим образом: Все, что он не может видеть в себе, он ясно видит в других, и это обычно сильно раздражает его. Из этого К. Чжун заключил, что тень проецируется на человека. Это означает, что бессознательное качество «я» сначала идентифицируется во внешних объектах.

3) Анима — это абстрактный образ, представляющий женский архетип, женский принцип (внутренняя женщина) в мужчине. Когда анимация проецируется на внешний объект, человек влюбляется в этот объект. Полное психологическое развитие анимации позволяет человеку глубже осознать и понять природу человеческих взаимоотношений и достичь взаимопонимания с противоположным полом. Однако, если психологическое развитие прервано и анима и эго не работают в гармонии (с анимами, пытающимися доминировать), то общество будет иметь дело с женоподобным, чрезмерно чувствительным и трогательным мужчиной.

4) Анимус — это абстрактное изображение, представляющее мужской архетип в женской психологии, мужские экстрасенсорные элементы в женской психологии. Женское увлечение происходит через проекцию враждебности на настоящего мужчину. Благодаря нормальному взаимодействию между эго женщины и ее враждой, достигается также идеальное взаимопонимание между полами. В случае субъективного отождествления эго с враждой, женщина становится агрессивной, жесткой, властолюбивой, в то время как она теряет контакт со своей женской натурой, теряет качества жены, матери, бабушки.

5) Я — это важнейший архетип, являющийся центром личности человека, который объединяет все компоненты личности и через развитие которого личность становится гармоничной и целостной. В своем развитии каждая личность стремится к самому себе, то есть к целостности и индивидуальности. Все психические качества человека сосредоточены вокруг него самого. Сфера Я — это нечто среднее между сознательным и бессознательным, это центр всей личности.

Психологические типы личности

Идея психической энергии в аналитической психологии тесно связана с классификацией психологических типов. Выделяется несколько таких типов. Они относятся к врожденной разнице в темпераменте, сочетанию стабильных психодинамических характеристик, которые проявляются в деятельности и заставляют человека воспринимать и реагировать определенным, специфическим образом. Прежде всего, следует различать два стабильных типа: экстраверт и интроверт.

Экстраверт характеризуется врожденной склонностью направлять свою психическую энергию или либидо наружу и соединять носителя энергии с внешним миром, окружающим его. Для него общение — важная часть жизни. Он чувствует постоянное желание познакомиться с другими людьми, пообщаться, насладиться счастливой компанией. Экстраверты не любят одиночества, это кажется скучными философскими размышлениями о жизни. Если вы лишите экстраверта общения, свободы, он будет раздражительным и несчастным. Жизнь, в его понимании, это прежде всего движение.

Это принципиально отличается от характеристик интроверта, потому что он направляет свое либидо внутрь и обязательно соединяет психическую энергию со своим внутренним миром мыслей, фантазий или чувств. Этот тип очень интересуется его личными внутренними реакциями и образами. Интроверт чувствует себя лучше, когда его оставляют наедине с собой, и ему не приходится приспосабливаться к внешним, окружающим обстоятельствам.

Экстраверт и интроверт обычно неправильно понимают друг друга и конфликтуют. Для экстраверта интроверт кажется скучным, самопоглощающим. Экстраверт встречается как неглубокий, пустой оппортунист или лицемер, интересующийся только сплетнями и вмешательством в жизнь других людей.

Все несут в себе обе тенденции, но, как правило, одна из них более выражена, чем другая. Если экстравертность или интровертность не сбалансированы в личности, то человек впадает в определенные поведенческие крайности, которые оказывают негативное влияние на его жизнь.

Экстравертность и интровертность — лишь две из многих характеристик человеческого поведения. В дополнение к ним Юнг выделил четыре функциональных типа, четыре основные психологические функции: Думать, чувствовать, чувствовать и интуицию.

Все четыре функции представлены двумя парами противоположностей: Думать — Чувствовать, чувствовать — Интуиция. Даже если человек имеет все эти четыре функции, одна из них будет наиболее развитой и, следовательно, ведущей. Функция, которая менее развита, чем другие, является бессознательной и подчиненной.

Таким образом, ведущая функция сознания влияет на характер и стиль поведения человека. Согласно ведущей функции, существует четыре типа функций: мыслящая, сенсорная, сенсорная и интуитивная.

Тип мышления в большей степени соответствует мужчинам. Для такого человека все должно иметь научное объяснение, соответствовать той или иной формуле. Этот тип считает высокий интеллект главным в жизни и обесценивает чувственную сферу. Чувства этого типа являются подчиненной функцией. Они подавлены и могут быть причиной неудач многих межличностных отношений, потому что их нельзя подвести под какую-либо научную формулу.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Пифагорейский союз и образ жизни пифагорейцев
  2. Б. Яковенко и его философия
  3. Тело как предмет философии Ф. Ницше
  4. Проблема единства языка и мышления в современной философии — Понятие мышления и этапы развития
  5. Основные школы социальной философии
  6. Проблема смысла жизни в философии
  7. Движение и покой, пространство и время, генезис понятия свободы
  8. Предпосылки возникновения античной философии
  9. Исаак Ньютон «Математические начала натуральной философии» (1687)
  10. Модели социального управления: либерализм, авторитаризм, тоталитаризм, этатизм