Для связи в whatsapp +905441085890

Пифагорейский союз и образ жизни пифагорейцев — Нравственные законы

В VII-VI веках до н.э. почти все древнегреческие государства в своем развитии прошли через тиранические режимы. В этот период политическая мысль еще не развивалась самостоятельно, не отделялась от общего философского мировоззрения. Некоторые философы считали, что число — основа всего сущего, некоторые философы боролись с противоположными элементами, некоторые философы считали единство бытия, а некоторые философы считали, что неделимые атомы — основа всего сущего. В соответствии с этими течениями формировались виды философской, а затем и политической мысли: Натурализм, спиритуализм, материализм и идеализм.

Первыми, кто попытался перенести философско-натуралистическое мировоззрение на политическую почву, были Пифагор (580-500 гг. до н.э.) и пифагорцы (Архиты, Лизис, Филопей), которые при тиранических режимах основали тайные «пифагорейские конфедерации» в южно-итальянском полисе (Великая Греция).

Пифагорейский союз и образ жизни пифагорейцев - Нравственные законы

Нравственные законы

По их замыслу, основой человеческой жизни является стройный, вечный космический порядок, преобладающий в мире, основанный на количестве и мере, производящий гармонию.

Развивая философскую проблему измерения в своем учении, они сделали первую попытку закрепить нравственность в философии. Нравственность основана на мистическом понимании природы бессмертной души, посмертной трансмиграции души человека в животных, которые «связаны друг с другом». Душа — это гармония, ибо «гармония — это смесь и объединение противоположностей», а тело состоит из противоположностей» (Пифагор и Филолаус). Божественная природа, душа заключена в тело в наказание за проступки. Высшая цель жизни — освободить душу из физической тюрьмы.

Нравственный закон, который они исповедовали, требовал решительной борьбы против духовной безнравственности, против анархии, разрушающей социальные узы между людьми. Считая, что «нет хуже зла, чем анархия», они придерживались правила сохранения «пифагорейского образа жизни»: «Помогите закону и противьтесь беззаконию».

Они применяют число к обществу как меру вещей, и в основном озабочены проблемами справедливой организации и управления полисной жизнью. В связи с этим естественно возник вопрос: «Что такое справедливость, и какова мера ее реализации и возможности в обществе?».

На первую часть вопроса ответ вполне ясен: справедливость — это логотипы, универсальный закон, действующий в обществе как часть Вселенной, космос, а боги — гаранты и хранители справедливости. Гораздо труднее было ответить на вторую часть вопроса: «Как выглядит правосудие и как его можно гарантировать в обществе? Оказалось, что правосудие может проявляться по-разному. Пифагорейцы придерживались формулы equal to equal или like for like (как выражение латентного неравенства). По их мнению, справедливость заключается в том, чтобы быть равными всем и во всех случаях, точно так же, как в квадрате четыре стороны равны и перпендикулярны. Для Пифагора символом справедливости является квадрат.

Формула равенства

Пифагорейцы обнаружили, что формула равенства устанавливает определенное соответствие между людьми. Равенство по происхождению как принцип родовой аристократии было отвергнуто пифагорейцами. Принцип равенства собственности также является неприемлемым. Но равенство в мудрости и заслугах (интеллектуальное равенство) было признано пифагорейцами как предпочтительное, ибо мудрость означала выражение воли богов, способность создавать справедливые законы, управляющие миром. По сути, это был аристократический подход к правлению только в полисе.

Аристократия, в их понимании, — это тип правления, основанный на позиции человека в обществе, на верховенстве разума, которое предполагает верховенство постоянного закона, реализованное и защищенное лучшими людьми. Поскольку аристократия в Великой Греции периодически сменялась демократией или тиранией, враждебными пифагорейцам режимами власти, их объединение подвергалось постоянным гонениям.

Вывод

Важнейший вывод, который можно сделать из учения пифагорейцев, заключается в том, что обществом не могут править невежественные, даже если все они участвуют в жизни полиса. По сути, это был первый шаг, который лег в основу политологии Древней Греции, оказавшей большое влияние на более зрелые политические учения Платона, Аристотеля.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Гносеология Бэкона
  2. Человек как особый род сущего
  3. Апории Зенона и споры вокруг них
  4. Сущность и смысл познания
  5. Как делят историю китайской философии
  6. Б. Яковенко и его философия
  7. Тело как предмет философии Ф. Ницше
  8. Проблема единства языка и мышления в современной философии — Понятие мышления и этапы развития
  9. Основные школы социальной философии
  10. Сознание и проблема бессознательного. Структура и виды бессознательного