Для связи в whatsapp +905441085890

Сознание как необходимое условие развития культуры — Социальное воздействие на индивидуальную психику

Мы уже знаем, что движущие, определяющие факторы возникновения и развития форм регуляции поведения следует искать в конкретных типах взаимосвязей, взаимодействий живых организмов с окружающей действительностью. Каков способ бытия в мире этих организмов, таковы и формы регуляции поведения, которые выступают в качестве необходимого средства и условия вписывания этих систем в мир. Информационное взаимодействие возникает у живых организмов, способных к самосохранению и самовоспроизводству; психика возникает у животных, способных осуществлять ориентировочную деятельность во внешнем мире и активно решать возникающие при этом проблемы. Этот базовый философско-методологический подход к анализу форм регуляции и контроля поведения применим и к человеческому сознанию, несмотря на его несомненное качественное отличие от генетически предшествующих форм регуляции и контроля.

В отношении сознания этот подход означает, что система, в рамках которой возникает и развивается сознание и на основе которой только и можно понять его возникновение, — это специфически человеческая форма бытия-в-мире и взаимодействия с миром. Осуществляя практическую и преобразующую деятельность, человек создает свое «неорганическое тело», свою «вторую природу», орудия и средства производства, специфически человеческую среду, строит формы общения и социальной организации, короче говоря, создает культуру. Опыт этого творчества составляет содержание тех форм регуляции отношений с миром, характерных для социально развитого человека и отличных от психики животных, которые составляют человеческое сознание.

Таким образом, возникновение сознания связано, прежде всего, с формированием культуры на основе практической и преобразующей общественной деятельности людей, с необходимостью закрепления, установления навыков, способов и норм этой деятельности. Поскольку эти возможности, способы и нормы специфически человеческой деятельности имеют социальный характер и формируются, реализуются и воспроизводятся в совместной деятельности людей, то фиксирующие их формы сознания всегда имеют социальный характер и возникают как своеобразные «коллективные представления». Эти «коллективные представления» (термин, введенный французским социологом и философом Э. Дюркгеймом) должны активно осваиваться индивидами в процессе их образования и приобщения к типу и уровню культуры, достигнутому их обществом. Сознание, как специфически человеческая форма регулирования и управления отношениями с миром, существует, таким образом, в двух аспектах, в двух ипостасях, так сказать. Во-первых, она предполагает существование «коллективных представлений», которые фиксируют накопленный опыт культуры и формируют содержание таких социокультурных систем, как мировоззрение, идеология, мораль, наука, искусство, которые принято называть системами общественного сознания. Во-вторых, содержание «коллективных представлений» этих систем должно обладать внутренним миром реальных конкретных людей, быть ими, как говорят психологи, «интернализировано» (интернализовано) и стать субъективной реальностью их мировоззрения.

Сознание как необходимое условие развития культуры - Социальное воздействие на индивидуальную психику

Социальное воздействие на индивидуальную психику

Это двухуровневое, двухслойное сознание, обусловленное опосредованным отношением человека как к внешнему миру — природному и социальному — так и к своему внутреннему психическому миру, причастностью человека к культуре, составляет характерную особенность мировоззрения человека, отличающую его от животного. Следует подчеркнуть, что реальность сознания, его бытия — а сознание, несомненно, составляет реальность бытия человека (именно в этом смысле используется термин «характер бытия» сознания) — обязательно предполагает эти два уровня. Без умолчания о «коллективных представлениях», входящих в социокультурные системы, невозможно развитие сознания на индивидуальном уровне, а без выхода на уровень реального мировосприятия конкретных людей невозможна передача и творческое развитие социокультурного опыта, накопленного в нормах сознания. При этом надо иметь в виду, что хотя, как уже говорилось выше, термин «общественное сознание» часто связывают только с социокультурными системами, такими как мировоззрение, идеология, мораль, наука, сознание, как оно существует на индивидуальном уровне, также имеет социальный характер, поскольку, во-первых, закрепляется социокультурным опытом, а во-вторых, что не менее важно, приобретение этого опыта, закрепление навыков общих практических действий и норм поведения всегда предполагает определенное общение людей, их сотрудничество. Люди, обладающие своей индивидуальной психикой, способны приобщиться к содержанию «коллективных представлений» общественного сознания в той мере, в какой они реально участвуют в общей социокультурной деятельности.

Таким образом, сущность социального воздействия на индивидуальную психику, ее включенность в общественное сознание и формирование индивидуального сознания человека в результате этой включенности состоит не в простом пассивном усвоении норм и представлений общественного сознания, а в их активном включении в реальную совместную деятельность, в специфические формы общения в процессе этой деятельности.

Без определенных идей, норм и установок сознания, которые регулируют и программируют отношение социально развитого человека к внешнему природному и социальному миру и к самому себе, невозможно сотрудничество людей внутри одного поколения и передача культурного опыта от одного поколения к другому. Таким образом, сознание выступает как условие программирования специфически человеческой коллективной деятельности по созданию и развитию культурных форм. Она выполняет функцию социальной памяти человечества, вырабатывая некие схемы, «матрицы» воспроизводства накопленного человечеством опыта. Реальное существование людей в социокультурном пространстве и времени невозможно без соответствующих норм общественного сознания.

Для того чтобы конкретный опыт бытия, реального отношения человека к миру был воспроизведен и стал действительным культурным опытом, он должен быть зафиксирован и освоен в соответствующих формах сознания. В этом смысле сознание не является какой-то внешней «надстройкой» над реальным мироотношением человека, но встроено в это мироотношение и выступает как необходимый фактор его реализации. Любое реальное поведение людей, имеющее характер культурного действия, предполагает проработку этого действия в сознании, при которой содержание этого поведенческого действия трансформируется в культурную норму.

Формирование воли

Таким образом, сознательное программирование человеческой жизнедеятельности предполагает, что индивид подходит к проблемной ситуации, руководствуясь определенными нормами сознания, в которых отражается культурный опыт — производственный, когнитивный, моральный, коммуникативный и т.д. Человек рассматривает и оценивает данную ситуацию с позиции тех или иных норм и выступает в качестве их носителя. Оценивая ситуацию, человек вынужден фиксировать свое отношение к ней, то есть осознавать себя субъектом этого отношения и воспринимать себя таковым. Эта фиксация определенной позиции по отношению к данной ситуации и выделение себя как носителя этой позиции и субъекта соответствующего активного отношения к ситуации является характерной чертой сознания как специфической формы регуляции отношений к действительности. Субъект сознания не просто входит в ситуацию благодаря давлению, оказываемому на него факторами, определяющими эту ситуацию; он способен относиться к ситуации «извне», включать ее в более широкий контекст рассмотрения, осознавать рамки ситуации, свою собственную позицию и возможности собственного действия в этой ситуации.

Эта возможность подойти к ситуации «извне» и включить ее в более широкий контекст рассмотрения на основе культурных норм позволяет человеку преодолеть биологическую непосредственность своего отношения к природе. Взгляд сознания на мир — это всегда взгляд с точки зрения данного культурного мира и соответствующего ему опыта действия. Отсюда характеристика всех видов сознания — теоретического, художественного, морального и т.д. — Все виды сознания — теоретическое, художественное, моральное и т.д., таким образом, имеют определенное удвоение отражения: фиксация данной ситуации и ее рассмотрение с точки зрения общей нормы сознания. Сознание, таким образом, имеет четко выраженный характер целенаправленного совладания с реальностью; его нормы, установки и позиции всегда предполагают определенное отношение к реальности, определенную концепцию правильного, если использовать специальный философский термин.

Программируя целенаправленное активное отношение человека к миру, мобилизуя его на преобразующее реальное действие, сознание охватывает всю полноту сущностных сил человека. Она стимулирует все его способности, настраивает и структурирует его психику, развивает высшие психические функции, свойственные человеку: Мысль, память, воля, эмоции.

Таким образом, формирование воли как индивидуальной психической способности к самоконтролю коренится в формировании способности руководствоваться социально выработанными нормами сознательного поведения. Вписывая свое поведение в систему общения и совместной деятельности с другими людьми, руководствуясь существующими коллективными нормами, человек развивает способность контролировать и регулировать собственное поведение независимо от прямых внешних воздействий. Рациональное мышление как форма умственной деятельности предстает также как способность смотреть на мир «глазами общества», через призму выработанных им абстракций и понятий. Эмоциональная сфера индивидуальной психики, такие специфически человеческие чувства, как любовь, дружба, сопереживание другим, гордость, стыд и т.д., также воспитываются под влиянием норм и идеалов общественного сознания в процессе развития человеческой культуры. Выделяя себя из мира как носителя определенного отношения к нему, человек с самых ранних этапов существования культуры вынужден так или иначе вписывать в свое сознание мир, вырабатывать свое отношение к нему, что является основой для развития самосознания.

Индивидуальное сознание

Говоря о развитии индивидуального сознания, стимулируемого социокультурными факторами, следует в то же время учитывать, что человеческая психика не является пассивной проекционной поверхностью, поглощающей внешние воздействия, как иногда трактуют процесс интернализации, то есть буквального «усвоения» социокультурных норм. По сути, интернализация — это активная самостоятельная работа, специфика которой определяется существующими индивидуально-психологическими особенностями личности, спецификой мотивационно-смысловой сферы индивида, формами его общения с окружающими и так далее. Каждый человек формирует и развивает свой уникальный «образ мира» (понятие, введенное психологом А.Н. Леонтьевым). Современные психологи подчеркивают, что «образ мира» возникает как неотъемлемая часть формирования личности, которая определяет мировоззрение индивида. Эта «картина мира» функционально и генетически первична по отношению к любому конкретному образу или чувственному восприятию. Любая информация, которую получает индивид, включая восприятие социокультурных норм, накопленных в общественном сознании, преломляется через его «мировоззрение» и осваивается как часть этого целостного интегрального образования. Именно активность и изменчивость индивидуального мировосприятия в самом широком смысле этого выражения, включая особенности индивидуальной памяти и работы воображения, а также ценностно-смысловые предпочтения и установки, оттенки эмоционального отношения к миру, создают специфические условия для освоения сознанием социокультурного опыта, что в конечном итоге открывает возможность индивидуального творчества в культуре, а также развития сознания через это индивидуальное творчество.

Как компонент индивидуальной психики человека, сознание, которое в этом качестве становится, прежде всего, объектом психологии, оказывается связанным, прежде всего, с возможностями контроля и управления поведением человека, со способностями самовыражения, формулирования идеального плана и условий своей деятельности, превращая тем самым его отношения с миром, включая собственный внутренний мир, в объект отражения. Если связать понятие сознания с этими способностями к самонаправлению и рефлексии, то в индивидуальной психике необходимо выделить уровни сознательного (познаваемого и осознаваемого), бессознательного и подсознательного. Различие между двумя последними уровнями обычно проводится в зависимости от степени латентности психического содержания, то есть от сложности его идентификации. Бессознательное вполне может стать сознательным, если есть специальные возможности для его обнаружения (например, скрытые предпосылки логических рассуждений, так называемые неявные леммы в математических доказательствах, или практические автоматизированные операции, которые могут потребовать особого самоконтроля). В классической психоаналитической интерпретации бессознательное — это нечто принципиально скрытое от сознания, чему психика активно сопротивляется при идентификации; пример тому — фобии и комплексы, выявление и устранение которых требует специальной психотерапевтической техники.

Возникновение и развитие сознания

Содержание сознания, произведенное в процессе совместной деятельности людей и выражающее их социокультурный опыт, должно быть проявлено, воплощено в объективированной, иной форме, существующей независимо от индивидов. Двухслойное, двухступенчатое существование сознания, о котором говорилось выше, подразумевает двойственность его выражения. Помимо кодирования, воплощения содержания сознания в соответствующих нейродинамических структурах индивидуальной психики, информация о социокультурном опыте, передаваемая из поколения в поколение, должна быть представлена людям в виде реальности «грубой, зримой» для их личного восприятия.

Возникновение и развитие сознания как социокультурного феномена, как специфически человеческой формы совладания с миром, прежде всего, неотделимо от возникновения и развития разговорного языка как материального носителя и воплощения норм сознания. Только выраженное в языке коллективно созданное сознание выступает в качестве конкретной социальной реальности.

Помимо вербального разговорного языка, содержание коллективных представлений сознания может быть выражено и объективировано в материальных явлениях другого рода, которые в этом случае, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. Материальное явление, материальный объект выполняет знаковую функцию или функцию знака; он становится знаком в том случае, если выражает содержание сознания и становится носителем определенной социокультурной информации. В этой ситуации данное явление или объект приобретает смысл или значение. Некоторые знаковые системы (или семиотические системы) содержат отдельные знаки, которые подчиняются определенным правилам построения и развития. Это знаковые системы естественного (устного или письменного) языка, искусственные языки науки, знаковые системы в искусстве, мифологии, религии. Поэтому, говоря о знаке, мы должны четко различать его информационно-семантический аспект, воплощенную в знаке социокультурную информацию, ее смысл и значение, и материальную форму, «оболочку», «плоть» знака, которая является носителем конкретной социокультурной информации, смысла и значения. Таким образом, выражения разговорного языка, которые как материальные объекты являются комбинацией звуков или штрихов на бумаге, обладают определенными значениями или контекстами значения. Кусок ткани воплощает определенный смысл, если это флаг или знамя. Глубокий смысл для религиозного сознания имеют культовые предметы, которые непосвященному могут показаться обычными предметами быта. Все эти смыслы существуют постольку, поскольку они выражают определенную идею национального, государственного, религиозного сознания и так далее.

Важно понимать, что знак является знаком именно в единстве этих двух аспектов. Знак не существует без своей материи, без своей плоти, без своей предметно-материальной оболочки. Но было бы грубой ошибкой сводить знак к последнему. Знак — это функциональная сущность; он становится знаком, потому что его материальная реальность приобретает знаковую функцию. Понятно, что тот или иной материальный объект может выполнять знаковую функцию только в контексте конкретной культуры. То, что само по себе имеет известный смысл, известное символическое значение для людей определенного общества или определенной культуры, воспринимается людьми, не принадлежащими к этому обществу или культуре, как обычный материальный объект с обычными пространственными, энергетическими, цветовыми и подобными свойствами. Например, необходимо понимать язык религиозной храмовой символики, чтобы распознать определенное смысловое значение в архитектонике храма.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Неопрагматистская версия постмодернизма Р. Рорти
  2. Религиозно-философские воззрения Максима Грека
  3. Зенон из Китиона, древнегреческий философ
  4. Русский позитивизм 19 века
  5. Пико Делла Мирандола
  6. Философия в России XVIII века: А. Радищев
  7. Влияние протестантской парадигмы в философии зарубежного востока xx века
  8. Сравнение основных метафизических систем нового времени
  9. Возникновение в конце XVIII в. технологии как дисциплины
  10. Лукреций и его поэма «О природе вещей»: современный взгляд — Общая характеристика античной философии