Для связи в whatsapp +905441085890

Лукреций и его поэма «О природе вещей»: современный взгляд — Общая характеристика античной философии

Многие философы разных исторических периодов занимались вопросами поиска счастья и объяснением сущности всего живого. Одним из них был древнегреческий философ Эпикур и позже популяризировавший его идеи Лукреций. .

Эпикур характерен для той эпохи, когда философия начинает интересоваться не столько миром, сколько судьбой человека в нем, не столько тайнами космоса, сколько попытками выяснить, как человек может найти в противоречиях и бурях жизни спокойствие, безмятежность, невозмутимость и бесстрашие, в которых он так нуждается и которых так желает. Знать не ради самого знания, а ровно столько, сколько необходимо для сохранения светлой безмятежности ума, — вот, по Эпикуру, цель и задача философии.

Атомисты и киренаики были главными предшественниками эпикурейцев. Атомистический материализм, заимствованный у Левкиппа и Демокрита, в философии Эпикура претерпевает глубокую трансформацию; он теряет характер чисто теоретической, созерцательной философии, постигающей только реальность, и становится учением, просвещающим людей, освобождающим их от гнетущих страхов и мятежных волнений и чувств. От Аристиппа Эпикур перенимает гедонистическую этику, которую он также значительно модифицирует. Его этическая доктрина основана на рациональном стремлении человека к счастью, которое он понимал как внутреннюю свободу, здоровье тела и спокойствие духа.

Доктрина Эпикура была достаточно подробно разработана им самим и обнародована в окончательном виде. В нем не было заделов для его развития, и поэтому студенты мало что могли добавить к идеям своего учителя. Единственным выдающимся последователем Эпикура был римский философ Тит Лукреций Кар, который донес до нас многие идеи Эпикура в своем поэтическом произведении «О природе вещей».

Лукреций (I век до н.э.). — Римлянин, о котором нам мало что известно: был ли он свободным гражданином или рабом — неизвестно. Известно, что он принимал участие в восстании Спартака и покончил жизнь самоубийством в молодом возрасте. Лукреций был популяризатором идей Эпикура, которого было очень трудно писать. В своей поэме «О природе вещей» Лукреций развивает идеи Эпикура и, конечно, добавляет кое-что свое.

1) Качественные различия между психикой человека и психикой животных. Лукреций: роль той части души, которой обладает только человек, заключается прежде всего в мышлении, включая выработку моральных идей (в этом вопросе и он, и Эпикур следовали за Аристотелем). В то же время Лукреций дал название четвертой части — «ум». Итак: душа — символ психики как таковой; дух — символ высших, идеальных устремлений человека, включая нравственные и эстетические переживания и идеи. Дух также называют разумом; он является душой души.

2) Роль чувства и мысли в познании. Лукреций: органы чувств дают нам абсолютно верную информацию, которую мы не всегда способны правильно использовать. Он затронул некоторые вопросы восприятия: сила воздействия для создания ощущения, восприятие расстояния и т.д. Он считал, что восприятие нельзя ничем опровергнуть, оно дает истинное знание. Лукреций критиковал учение стоиков о том, что ум разливается как пневма. В действительности, говорил Лукреций, существуют только атомы, которые движутся по законам механики; в результате возникает сам разум. В познании ощущения первичны; они преобразуются (как «паук плетет паутину») в другие образы, которые ведут к разуму.

Согласно Лукрецию, чувства (в смысле аффектов, а не ощущений) полностью зависят от разума. В противном случае они сбивают нас с пути. Это соотносится как с пониманием стоиками аффектов как иррациональных движений, так и с пониманием Эпикура о необходимости избегать душевных страданий.

Во всех остальных отношениях Лукреций был полностью согласен с Эпикуром, просто переведя его мысли в стих. В целом, все атомистические материалисты — Демокрит, Эпикур, Лукреций и стоики — понимали процесс познания одинаково, причем сенсорная стадия не была отделена от мысли, хотя они, конечно, различны — мысль сходна с ощущениями по лежащему в их основе механизму — излиянию образов из объектов.

Как свидетельствует биография Лукреция, атараксия, эта пассивность, безразличие к судьбе народа, конформизм, была ему чужда.

Лукреций и его поэма «О природе вещей»: современный взгляд - Общая характеристика античной философии

Общая характеристика античной философии

Античная философия представляет собой постоянно развивающуюся философскую мысль и охватывает период более тысячи лет — с конца VII века до н.э. до VI века н.э. Несмотря на разнообразие взглядов мыслителей этого времени, античная философия представляет собой в то же время нечто единое, неповторимо оригинальное и чрезвычайно поучительное. Она развивалась не изолированно, а черпала мудрость из древнего Востока, культура которого уходит корнями в более глубокую древность, где цивилизация зарождалась еще до греков: формировалась письменность, зачатки естественных наук и собственно философские взгляды. Это относилось к Ливии, Вавилону, Египту и Персии. Влияние оказывали и более отдаленные земли Востока — древний Китай и Индия. Но различные поучительные заимствования ни в коей мере не умаляют удивительной оригинальности и величия древних мыслителей.

Античная философия — это философия особого рода. Перечислим характерные черты античной философии.

1.Античная философия была синкретической, то есть для нее характерно большее единство, а не разобщенность важнейших проблем, чем для следующих типов философской мысли. Современная философия, например, основательно делит мир на мир человека и мир природы, причем каждый из этих двух миров характеризуется своими особенностями. Современный философ вряд ли назвал бы природу доброй; для него добрым может быть только человек. Античный философ обычно распространял свои этические категории на весь космос.

(2) Античная философия космоцентрична: ее горизонт всегда охватывает весь космос, включая мир людей. Это означает, что именно древние философы разработали наиболее универсальные категории. Но современный философ склонен работать над узкими проблемами, например, над проблемой времени, и избегает обсуждения космоса в целом.

(3) Античная философия исходит из космоса, разумного и умопостигаемого. В этом смысле, в отличие от средневековой философии, она не является теоцентрической, то есть не ставит идею Бога на первое место. Однако в античной философии космос часто рассматривается как абсолютное божество (не человек): Это означает, что античная философия является пантеистической.

( 4 )Античная философия многого достигла на концептуальном уровне — концепция идей Платона, концепция формы (эйдоса) Аристотеля, стоическая концепция лектонического чувства. Однако он не знает почти никаких законов. Логика античности — это прежде всего логика общих имен, понятий. Но логика Аристотеля также считает логику пропозиций очень существенной, но опять же на уровне, характерном для античности.

Античность — это прежде всего этика добродетелей, в меньшей степени этика обязанностей и ценностей. Древние философы характеризовали человека в основном как наделенного добродетелями и пороками. Они достигли необычайных высот в развитии этики добродетели.

Появление различных философских теорий в Древней Греции было исторически связано с возникновением и развитием рабовладельческого строя, с развитием торговых и культурных связей между городами-государствами и с народами Древнего Востока.

История древнегреческой философии — это история возникновения и развития первой формы домарксистского материализма и стихийной диалектики, история борьбы материализма против идеализма, науки против религии. Философские взгляды древних греков, вместе с их научными и политическими взглядами, были частью единой неразделенной науки.

В борьбе философских школ Древней Греции выразилась борьба двух направлений древнегреческой философии — материализма (милетская школа и Гераклит, Анаксагор, Эмпедокл, Левкипп, Демокрит, Эпикур) против идеализма и мистицизма (пифагорейцы и элеаты, Сократ и Платон)

Рассмотрим более подробно античный материализм и античный идеализм и философию их основных представителей.

Возникновение теории эволюции и её значения

Эволюционная биология, как и любая другая наука, прошла долгий и извилистый путь развития. Возникли и были проверены различные гипотезы. Большинство гипотез не выдержали проверки фактами, и лишь некоторые из них стали теориями, которые неизбежно менялись в процессе.

Проблема происхождения жизни начала интересовать человека еще во времена античности. Разработкой идей о происхождении живых существ занимались такие ученые, как Анаксагор, Эмпедокл, Гераклит, Аристотель.

Среди них Гераклит Эфесский (конец VI — начало V века до н.э.) известен как создатель концепции вечного движения и изменчивости всего существующего. Согласно представлениям Эмпедокла (ок. 490 — ок. 430 до н.э.), организмы возникли из первоначального хаоса в процессе случайного комбинирования отдельных структур, при этом неудачные варианты (уроды) уничтожались, а гармоничные сочетания сохранялись (своего рода наивное представление об отборе как управляющей силе развития). Автор атомистического мировоззрения Демокрит (ок. 460 — ок. 370 до н.э.) считал, что организмы могут адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Наконец, Тит Лукреций Кар (ок. 95-55 гг. до н.э.) отстаивал идею о непостоянстве мира и происхождении жизни в своей знаменитой поэме «О природе вещей».

Среди античных философов Аристотель (384-322 гг. до н.э.) был самым известным, а среди естествоиспытателей последующих эпох, особенно Средневековья, самым уважаемым. Однако многие его обобщения, укладывающиеся в общую картину неизменности мира, впоследствии сыграли важную роль в развитии эволюционных идей. Это идеи Аристотеля о единстве плана строения у высших животных (сходство строения соответствующих органов у разных видов Аристотель называл «аналогией»), о постепенном усложнении («градации») строения в организме, о разнообразии форм причинности (Аристотель выделял четыре группы причин: материальные, формальные, продуктивные, или движущие, и целерациональные).

В частности, Аристотель в своей книге «О происхождении животных» писал, что «некоторые животные происходят в виде червей, и из бескровных, которые не рождаются от животных, и из некоторых животных с кровью, как, например, известные виды цестреи и других речных рыб, а также род угрей; все они, однако, хотя и бескровные, принадлежат к животным с кровью и имеют кровоносное начало для частей сердца. А так называемые «земляные внутренности», из которых состоит тело угря, имеют природу червей. Следовательно, для человека и четвероногих животных также можно предположить два способа происхождения: либо от червя, образовавшегося вначале, либо из яйца. Наконец, для роста необходимо либо иметь пищу самому — таким эмбрионом будет червь, либо получать ее из другого места, либо от родителя, либо от какой-то другой части эмбриона. Если первое невозможно, то есть пища поступает из земли, как от матери, она должна быть получена из какой-то другой части зачатка, и это мы называем выходом из яйца. Если, таким образом, существовало происхождение всех животных, то, очевидно, это должно было быть одно из них. Но меньше оснований предполагать развитие из яиц, так как ни у одного животного мы не видим такого способа происхождения, а только другой, как у вышеупомянутых животных с кровью, так и у животных без крови. Таковы некоторые насекомые и черепахи, о которых мы говорим: они не возникают из одной части или другой, как те, которые возникают из яиц, и их рост происходит так же, как у червей, поскольку черви растут вверх и к началу, так как пища для верхней части находится внизу. В этом отношении они имеют сходство с теми, которые возникают из яиц, за исключением того, что последние высасывают все яйцо; у тех, которые возникают из червей, верхняя часть растет за счет накопления, присутствующего в нижней части, а у оставшихся нижняя часть аналогичным образом фрагментируется. Причина та же, что и позже, если в части под диафрагмой вообще есть пища».

Поэма «О природе вещей» — художественное осмысление
материалистической философии древнего мира

Кар Лукреций Тит (98-55 гг. до н.э.) автор поэмы «О природе вещей», написанной дактилическим гекзаметром, формально являющейся изложением философии Эпикура. Материализм Лукреция утверждает, что мир — это объективное бытие, существующее вне и независимо от человеческого сознания. А будучи материальной, она бесконечна во времени и пространстве и не была создана никакими богами. Он подчиняется своим собственным законам и зависит только от самого себя. Конкретным выражением этой материалистической доктрины является атомизм. Атомизм, проповедуемый Лукрецием, ведет к научному объяснению мира и изучению господствующих в нем законов. Философия Лукреция не является полным атеизмом; он отрицает лишь влияние богов из тончайшей материи, то есть из соответствующих атомов.

Объясняя атомистическое происхождение жизни мира, он становится особенно оригинальным, когда говорит о развитии человеческого общества с первобытных времен до наших дней. Не выражая своих социально-политических взглядов, Лукреций, несомненно, был против любого насилия.

Лукреций — автор знаменитой поэмы «О природе вещей» обогатил римскую литературу новым жанром и новыми темами. Он был счастливым примером счастливого союза науки и литературы.

Его биография — сплошное белое пятно.

Творчество Лукреция было высоко оценено его современниками. Сам факт того, что не любивший эпикурейцев Цицерон обеспечил публикацию поэмы «О природе вещей», говорит сам за себя. В письме своему брату Квинту, отправленном в феврале 54 года до н.э., он отмечает: «Поэма Лукреция такова, как ты пишешь: в ней много искрометного таланта, но много и искусства».

Это означает, что «искусство» и «талант», обычно противопоставляемые в античной поэтике, в поэме Лукреция слиты воедино.

Лукреций во многом излагал взгляды Эпикура, работы которого сохранились лишь в отрывках. Он писал об атомах, которые должны иметь отличную от видимых вещей природу и не должны разрушаться, чтобы из них постоянно возникало что-то новое. Атомы невидимы, как ветер и мельчайшие частицы пыли, но из них формируются вещи, люди и даже боги (как из букв слова).

Ничто не может возникнуть из ничего по воле богов. Все возникает из чего-то и превращается во что-то по естественным причинам. На самом деле, все изменения в мире происходят от движения атомов, которое имеет случайный, механический характер и невидимо для человека.

Лукреций рисует грандиозную картину эволюции мира как процесса, происходящего без участия каких-либо сверхъестественных сил. Жизнь, по его мнению, возникла путем самозарождения из неживой природы. Свойства всех вещей зависят от свойств атомов, из которых они состоят, и они же определяют наши ощущения, с помощью которых человек воспринимает окружающий мир. Душа и дух также материальны и смертны.

Социальная жизнь людей является результатом их первоначального свободного договора друг с другом. Боги не вмешиваются в человеческую жизнь, что проявляется в существовании зла и в том, что наказание может поразить невиновных, а виновные остаются невредимыми.

Что природа взывает к одному, и это требует только того, чтобы тело не знало страданий, а мысль наслаждалась приятными ощущениями, вдали от сознания беспокойства и страха? Итак, мы видим, что телесная природа требует лишь немногого: того, что избавляет от всех страданий.

Те, кто принял истинный интеллект за своего питателя,

Богатства жизни у него всегда в меру;

Ум его кроток, и он живет довольным в малом.

В таких очень точных словах Лукреций передает суть учения Эпикура.

Эпикурейство больше подходит для свободных людей, которые могут забраться в башню из слоновой кости. Но рабыня? Как он мог жить незаметно и наслаждаться жизнью без страха? Каждый человек в эпоху империи находился под пятой тирана. В этих условиях учение Эпикура теряет жизненность, оно перестает соответствовать социальным условиям Римской империи, где человек вынужден идти на конфронтацию с властью.

Материализм как одно из основных направлений современной философии


Материализм (от лат. materialis — вещество) — одна из основных философских школ, решающая основной вопрос философии в пользу материи, природы, бытия, физического и объективного примата, и рассматривающая сознание и мышление как свойство материи, в отличие от идеализма, рассматривающего разум, идею, сознание и мышление как психическое и субъективное свойство.

Признание изначальности материи означает, что она никем не создана и существует вечно, что пространство и время — это объективно существующие формы существования материи, что мышление нельзя отделить от мыслящей материи и что единство мира заключается в его материальности.

Материалистическое решение второго аспекта основного вопроса философии, вопроса о познаваемости мира, означает веру в адекватность отражения действительности в человеческом сознании, в познаваемость мира и его законов.

Слово «материализм» использовалось с XVII века в основном в смысле физических представлений о материи (Р. Бойль), а позднее в более общем философском смысле (Г. В. Лейбниц) как оппозиция идеализму.

Содержание материализма понимается как совокупность его исходных предпосылок, его принципов. Под формой материализма понимается его общая структура, определяемая прежде всего методом мышления, в связи с которым и посредством которого развивается и обосновывается данное течение материализма.

Содержание материализма, таким образом, содержит прежде всего то общее для всех школ и течений материализма, в их противопоставлении идеализму и агностицизму, а с формой материализма связано то особенное, что характеризует отдельные школы и течения материализма. Но это различие в то же время относительно, условно.

Форма материализма, воздействуя на его содержание, вносит в него существенные коррективы, благодаря чему, например, диалектический материализм качественно отличается, не только по форме, но и по содержанию, от вульгарного материализма, от метафизического материализма и от всех других видов материализма, хотя и имеет с ними то, что свойственно всему материализму вообще.

Когда в развитии одного и того же вида материализма имеются последовательные стадии, эти стадии рассматриваются как его этапы. Когда происходит радикальное изменение формы материализма, замена его старой формы новой, мы говорим, что тип материализма меняется. Изменение формы материализма происходит в основном под влиянием прогресса научных знаний и общественного развития.

Каждое эпохальное открытие в естествознании 20 века — в физике (теория относительности, квантовая механика, использование атомной энергии, проникновение в глубины элементарных частиц и т.д.), в молекулярной биологии (открытие «механизма» биосинтеза, физико-химических основ наследственности и т.д.), в кибернетике и в области биохимии. Развитие формы и содержания диалектического материализма путем обогащения обобщениями новых открытий в естествознании требовало постоянного изменения и развития в кибернетике, астрономии и других науках. При этом все принципы диалектического материализма были сохранены, подтверждены, развиты и конкретизированы.

Основные типы материализма выделяются в соответствии с тремя основными этапами развития:

  • Наивный или стихийный материализм древних греков и римлян, сочетавшийся у них с наивной диалектикой. Античная наука не делится на отдельные отрасли, она имеет единый философский характер: все отрасли знания находятся под эгидой философии и подчинены ей.
  • Метафизический или механистический материализм XVII и XVIII веков. Наука быстро дифференцируется и распадается на различные отрасли, которые ускользают от внимания философии. Происходит разрыв между материализмом и диалектикой: в материализме встречаются только элементы диалектики, преобладает общее метафизическое мировоззрение.
  • Диалектический материализм, в котором материализм и диалектика органически связаны, так что существует полное единство диалектики (учение о развитии), логики (учение о мышлении), эпистемологии. Великая идея о всеобщей связи и развитии природы проникает в науку. Ранее изолированные отдельные науки вступают в отношения не только друг с другом, но и с философией. Дальнейшая дифференциация наук происходит в единстве с их интеграцией.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Сознание как необходимое условие развития культуры
  2. Философия в России XVIII века: А. Радищев
  3. Влияние протестантской парадигмы в философии зарубежного востока xx века
  4. Сравнение основных метафизических систем нового времени
  5. Возникновение в конце XVIII в. технологии как дисциплины
  6. Человек как предмет структуралистской антропологии
  7. Эстетика. Становление эстетики
  8. Компьютеризация инженерной деятельности
  9. Человек как микрокосм и макрокосм
  10. Концепция деконструктивизма Ж. Деррида