Для связи в whatsapp +905441085890

Эстетика. Становление эстетики — Изучение законов процесса

Изучение эстетики часто очерняют как деятельность, недостойную серьезного человека с практической целью. На первый взгляд, для этого даже не нужен художник. Подобно тому, как Журден Мольера однажды обнаружил, что всю свою жизнь он говорил только в прозе, так и поэт может вдруг обнаружить, что всю свою жизнь он творил в гармонии с эстетикой, не зная этого и не зная, что это такое. Но означает ли это, что эстетика — бесполезная наука? Нет, это не так.

Художнику нужна эстетика. Он может применять ее законы интуитивно, не понимая их в теоретической форме, а получая их из самого художественного процесса, из опыта предшественников и современников. Однако это понимание не подкрепляется теоретическим синтезом художественной практики и поэтому не позволяет решать творческие задачи глубоко и безошибочно. Когда художник сталкивается с трудной творческой задачей, вынужден судить о своем творчестве или ищет выход из художественного кризиса, он не может руководствоваться только интуицией, но должен обладать глубокими познаниями в области эстетики.

Насколько шедевр отличается от незавершенного, оригинального варианта! Иногда возникает вопрос: действительно ли это один и тот же автор? Почему никто не может сделать эскиз к вершинам искусства? Создать шедевр — это прежде всего геркулеанская задача. Гений — это терпение.

Нет истинной работы без мастерства, без большого усердия, без настойчивости, без таланта, который составляет девять десятых работы. Но все эти существенные и незаменимые качества ничего не стоят без художественного осмысления мира, без мировоззрения, без интегрированной системы эстетических принципов, которые вливаются в картины. Замысел художника о мире не является суммой философских истин, которые он вывел. Она возникает в результате наблюдения за природой и обществом, в результате присвоения человеческой культуры, в результате активных взаимоотношений с миром. Мировоззрение человека не только направляет талант и мастерство, но и само по себе формируется под влиянием того и другого в творческом процессе. Специфика мировоззрения, выбор жизненного материала определяется и регулируется мировоззрением. Более того, на творчество самым непосредственным образом влияет та часть мировоззрения, которая выражается в эстетической системе и осознанно или спонтанно реализуется в образах.

Как правило, создание и понимание его законов идут рука об руку. Аристофана, Леонардо да Винчи. Шекспир, Мольер, Гёте, Шиллер, Пушкин, Толстой, Достоевский — не только великие мастера искусства, но и великие исследователи его тайн.

Важность теории для художника часто обсуждалась. Даже поэт Пиндар противопоставил ученого поэта истинному поэту «по милости Божьей». Более гибко и глубоко поставил эту проблему философ Платон, считавший необходимым сочетать природные способности с обучением и изучением теории. Псевдо-Лонгин подчеркнул, что достоинство художника основано на «знании правил» и «силе таланта»; высокое искусство невозможно без теории. Теория помогает избежать ошибок, развивается и направляет мастерство и совершенство.

Знание основ эстетики не означает, что вы учитесь создавать искусство. Мы думаем логически, часто не зная правил логики.

Эстетика. Становление эстетики - Изучение законов процесса

Изучение законов процесса

Знание законов логики позволяет не только сознательно выстраивать собственные рассуждения, но и научно проверять правильность своих рассуждений, определять точку, в которой логическая цепочка разрывается, находить недостатки в мышлении. А знание эстетики влияет (хотя и не напрямую) на творчество художника. Это позволяет осознанно подходить к художественному творчеству, сочетающему в себе дар и мастерство.

Публика, воспринимающая искусство — читатели, зрители, слушатели — нуждается в эстетике не меньше, чем в художнике. Теоретически развитый ум воспринимает произведение искусства глубже. Можно, конечно, читать Петрушку как слуга Чичикова и получать удовольствие от простого процесса превращения букв в слова, можно наслаждаться внешней красотой и забавным действием произведения, но можно проникнуть в суть образной мысли художника. Эстетика — воспитатель такого истинного восприятия искусства.

Искусство передает высший духовный опыт, эстетическое наслаждение. Об этом Пушкин сказал: «Пролью слезы над вымыслом», «Пью себя в гармонии». Но без эстетики нет художественного образования, а без последней — удовольствия от искусства.

Художник и внимательный читатель, зритель или слушатель задают вопросы о природе искусства и его законах, о природе прекрасного, возвышенного, трагического и комического, об особенностях художественного образа и метода, об особенностях литературы, театра, кино и других видов искусства. Все эти проблемы могут быть решены только на комплексной основе и если рассматривать их как тотальную систему.

Эстетика необходима не только художнику, который рисует картину, но и портному, который шьет костюм, плотнику, который делает гардероб, и инженеру, который конструирует автомобиль, так как их исследование и преобразование мира основано, в том числе, и на законах красоты.

Независимо от того, насколько исторически и национально особенна конкретная деятельность, строитель должен творить по законам власти и красоты, участник карнавала по законам комедии, человек, который хоронит своих близких и совершает погребальные обряды по законам трагического, и человек, который совершает поступки по законам возвышенного. Все эти формы деятельности подчиняются законам эстетического; они не могут быть осуществлены без эстетического развития человеческой души или поняты без эстетического и его категорий. Эстетика перетекает в работу, в художественное творчество, в повседневную жизнь, во все сферы деятельности; она формирует творческую силу человека, его способность воспринимать и наслаждаться прекрасным, ценить и понимать искусство.

Поскольку искусство и эстетика, первая в смысле духовности, а вторая в смысле теории, направляют свое внимание на всеобщее, эти сферы культуры сегодня особенно важны, поскольку они сближают народы и способствуют их взаимопониманию, а вторая является предпосылкой для объединения людей в целях предотвращения и сохранения ядерной катастрофы мира.

Предмет эстетики

Неизвестный автор трактата о возвышенном, появившегося много веков назад, писал, что для каждой дисциплины есть две предпосылки: «Первая — определить объект исследования, а вторая — найти и указать средства овладения объектом».

У каждой науки есть свой предмет. К сожалению, очень трудно дать короткий ответ на вопрос, что является предметом эстетики. О предмете одной из философских наук Гегель совершенно правильно написал, что логика «не может сказать заранее, что это такое; только вся ее экспозиция дает знание о ней». То же самое можно сказать и об эстетике, границы которой могут быть обозначены лишь в деталях.

История эстетики уходит корнями во многие века. В развитии этой науки изменились не только эстетические взгляды, но и круг вопросов, которыми она занимается, сама тема и цели. Эстетика была частью философии и служила для создания картины мира в целом (греческие естественные философы, пифагорейцы), затем оказала влияние на проблемы поэтики, общие философские вопросы природы красоты и искусства и поставила задачу обобщения их опыта (Аристотель); Затем к этому кругу проблем государственного контроля над искусством и ролью последнего в образовании человека (Платон); иногда он находился в тесном контакте с этикой (Сократ), иногда это была одна из ветвей богословия, которая хотела использовать искусство, чтобы направить человека на служение Богу (Тертуллиан, Томас Аквинский), иногда он рассматривал взаимосвязь между природой и художественной деятельностью (Леонардо да Винчи); Теоретики порой стремились сформулировать нормы искусства (Бойло); порой изучали особенности чувственного восприятия мира в искусстве (Баумгартен); порой сужали свой объект до «широкого царства прекрасного», строже, до «искусства, и не просто любого искусства, но прекрасного» (Гегель), усматривая в своей задаче определение места искусства в общей системе мир-дух; Она распространит свое действие на все многообразие эстетических человеческих отношений к реальности (Чернышевский) или сделает своей задачей теоретическое обоснование того или иного художественного движения: Романтизм (Новалис), реализм (Бе-линский, Добролюбов, Чернышевский), теоретическая фиксация художественной практики (Неопозитивизм). Марксистско-эстетическое теоретическое понимание эстетических аспектов познания мира во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в самом искусстве, задача которого состояла в активизации социального смысла искусства на основе понимания его природы.

Что является объектом эстетики как науки с современной точки зрения? Объектом эстетики является весь мир, рассматриваемый с точки зрения смысла, ценности его явлений для человечества.

Эстетика — это наука об исторически обусловленной природе универсальных ценностей, их производстве, восприятии, оценке и присвоении. Это философская наука о наиболее общих принципах эстетического восприятия мира в процессе каждой человеческой деятельности, и особенно в искусстве, где результаты исследования мира формируются, фиксируются и достигается наивысшее совершенство по законам красоты.

Сущность эстетики и ее разнообразие в реальности и искусстве, принципы эстетического отношения человека к миру, сущность и законы искусства — вот основные вопросы этой науки. Она выражает систему эстетических воззрений общества, которые оказывают свое влияние на всю форму материальной и духовной деятельности людей.

Философия эстетической и художественной деятельности

Эстетика сама по себе является теоретической и методологической дисциплиной, одной из философских наук. Каковы законы эстетики, и что является ее категориальным аппаратом, позволяющим понять эти законы?

Эстетические категории — это не только обобщенные понятия, охватывающие более широкий спектр явлений и их эстетических свойств, но и трансформированная форма эстетических противоречий, промежуточное звено между неравными сторонами значительных общечеловеческих противоречий, рациональная форма разрешения этих противоречий, промежуточное звено между сущностью и явлениями эстетических явлений. Эстетические категории — это алгебраические («отдаленные») формы, выражающие арифметические (конкретные) детали эстетических проявлений материальных и психических процессов.

Виды эстетических категорий. Каждый тип категорий является, соответственно, аппаратом того или иного вида анализа эстетического феномена, художественных произведений или художественного процесса.

Современная система эстетических категорий включает в себя следующие типы:

  • Метакатегория (эстетическая).
  • Категории эстетической деятельности (законы красоты, эстетическое присвоение, дизайн, художественный дизайн, эстетическая направленность, вкус, идеал, мера) — аппарат для анализа эстетического присвоения мира.
  • Категории эстетических качеств и отношения искусства к реальности (прекрасному, возвышенному, трагическому, комическому, уродливому, низкому) — аппарат для анализа эстетического ощущения реальности и искусства.
  • Гносеологические категории искусства (художественный образ, метод, художественная правда, художественная концепция) — аппарат для гносеологического анализа, выявляющий соответствие между искусством и реальностью.
  • Категории социологии искусства (класс, партийный дух, национальность, интернациональность, общность человечества) — аппарат социологического анализа.
  • Категории аксиологии искусства (эстетический идеал, ценность, художественность, шедевр) — аппарат стоимостного анализа. Категории онтологии искусства (произведение искусства, классика, массовое и элитное искусство, стиль) — аппарат онтологического и стилистического анализа.
  • Категории теоретической истории искусства (художественный процесс, направление, художественное взаимодействие: традиция, отталкивание, влияние; художественный прогресс) — аппарат сравнительного анализа.
  • Категории антропологии искусства (художник, творческая фаза, творческий путь, художественная жизнь) — аппарат биографического анализа.
  • Категории художественной генетики (концепт, эскиз, черновик, вариант) — аппарат генетического и текстологического анализа.
  • Категории художественной психологии (способности, талант, гений, вдохновение, творческая фантазия, художественное воображение) — аппарат творческо-психологического анализа.
  • Категории художественного восприятия (художественное наслаждение, художественное восприятие, катарсис, «уровень рецептивного ожидания») — аппарат рецептивного анализа.
  • Категории художественной морфологии (жанры: Литература, театр, кино, живопись и т.д.; виды: Эпическая, лирическая, драматическая, станковая, монументальная живопись и др.; жанры: Роман, повествование, короткая история, стихотворение, лирика в литературе; аналогия в других жанрах искусства) — средства межвидового и историко-культурного анализа.
  • Категории художественной структуры (художественный текст, контекст, художественное время, пространство, цвет) — аппарат структурного анализа.
  • Категории теории художественной коммуникации и художественной семиотики (адресат, адресат, знак, мета-знак, код, художественное сообщение, интонация) — аппарат семиотического, коммуникативного и интонационного анализа.
  • Категории критической теории и методологии искусства (интерпретация, оценка, художественное состояние произведения; подходы: социологический, специфико-исторический, сравнительный, биографический, художественно-генетический, структурный анализ, микроанализ, близкое чтение) — аппарат критического художественного анализа произведения.
  • Категории эстетического образования (всестороннее развитие личности, интеллектуальное богатство, эстетические интересы и потребности личности) — аппарат анализа эстетического воздействия искусства.
  • Категории теории и практики управления искусством (обязательства, меценатство, общественный порядок, премия) — устройство анализа художественной политики.

Обогащение категориального эстетического аппарата осуществляется, с одной стороны, путем фиксации результатов теоретического описания художественных явлений и процессов (например, категорий: реализм, романтизм, сентиментализм), а с другой — путем переноса понятий из других культурных сфер в эстетику. Например, понятие риторики — возвышенной — со временем приобрело эстетическое значение; из философии мы заимствовали такие категории, как метод (художественный), понятие (художественный), из психологии — восприятие (художественный); в-третьих, придавая широкое значение понятиям истории искусств: Кинематография введена в эстетику монтаж, общий, средний, крупный план; музыковедение — интонация, ритм, мелодия, полифония; живопись — цвет, аромат и др. В-четвертых, взаимодействием и синтезом традиционных категорий (например, трагикомических); в-пятых, обогащением эстетики традициями теоретического видения художественных явлений, свойственных разным народам; в-шестых, правильным применением категориального аппарата новых научных дисциплин (структурализм, семиотика, теория массовых коммуникаций, критика науки, аксиология, герменевтика и т.д.).

Расширение категориального аппарата эстетики позволяет понять искусство во всей его сложности и многообразии, а также помогает нам более точно и гибко формулировать законы эстетического и художественного осмысления мира.

Искусство — это и форма общественного сознания, и способ эстетической деятельности, и ее специфическая сфера. Соответственно, искусство подчиняется не только общим для всех форм общественного сознания законам (оно зависит от экономики, обладает определенной относительной самостоятельностью, социально и исторически обусловлено в своем развитии, имеет активную ретроакцию на реальность), но и мета-законам эстетики и специфическим законам самой художественной деятельности.

Сфера интересов эстетики как науки включает в себя последние две группы законов, указывающих на существенные и необходимые взаимосвязи, которые возникают в процессе эстетической деятельности и художественного творчества, социального бытия, восприятия и развития искусства. Этому соответствует классификация законов эстетики.

Мета-законы эстетической деятельности характеризуют сущность процесса эстетического осмысления мира и могут быть сведены к следующему.

Эстетические свойства реальности возникают в связи с тем, что в процессе деятельности человек включает явления мира в сферу своей практики и ставит их в определенное ценностное отношение к человеку, выявляя тем самым степень их развития, исторически обусловленную степень владения человеком и меру его свободы;

Эстетическую деятельность:

  • Соответствует внутренней мерке осваиваемого предмета и человеческим идеалам;
  • Стремится к непреходящей универсальной ценности;
  • Имеет антиалиминационный социальный эффект, поскольку результатом творчества является сфера свободы творца и потребителя эстетического продукта.

Искусство является высшей формой эстетического восприятия и имеет свои специфические законы в дополнение к мета-законам. К ним относятся законы художественного творчества, законы художественного общества, художественного восприятия и художественного процесса.

Законы художественного творчества раскрывают существенные и необходимые связи между художественной «генетикой», «антропологией» и эпистемологией искусства.

Творчество:

  • Осуществляется художественно одаренным индивидом или группой;
  • Основано на конкретном художественном методе;
  • Протекает в форме творческого мышления;
  • Создает уникальный, оригинальный художественный мир;
  • Отражает реальность и воплощает личность автора.

Законы социального бытия искусства выявляют существенные и необходимые морфологические, семиотические и коммуникативные связи между онтологией и социологией искусства.

Форма искусства — это а) произведение искусства; б) имеющее специфические виды, жанровые и стилевые характеристики; в) реализованное как материальный объект, знак, проявляющий свои коммуникативные свойства в области культуры и художественной традиции, в области общественного мнения и дающий людям определенное представление об искусстве, имеющее эстетическую ценность.

Искусство: а) гуманистически ориентировано; искажение гуманистической направленности искусства искажает и разрушает его сущность; б) через гедонистическую функцию (художественное наслаждение) стремится утвердить личность в присущей ей ценности; в) через познавательные, образовательные, эстетические функции стремится к социализации человека (передаче общественно-ценных качеств).

Законы художественного восприятия раскрывают существенные и необходимые связи приема искусства.

Процесс художественного восприятия: (а) скрыт, интимен, уходит в глубину человеческого сознания, творчески активен (получатель выступает в качестве «со-творца», создателя, исполнителя произведения для себя); (б) включает в себя интерпретацию и оценку произведения в свете личного преломленного культурного опыта, обусловленного принадлежностью к группе восприимчивых; в) широта «веера» интерпретаций и оценок произведения зависит от возможности его активного столкновения с различными эпохами и восприимчивыми группами, а границы «раскрытия» «веера» оценок и интерпретаций обусловлены программой художественного восприятия в произведении. г) дает эстетическое удовольствие, которое стимулирует творческую активность восприятия. д) интенсивность эстетического удовольствия зависит от порядка и сложности структуры произведения искусства. Закономерности художественного процесса выявляют существенные и необходимые связи между диалектикой искусства и историческим развитием художественной культуры человечества.

Художественный процесс: (а) происходит через формирование и борьбу художественных движений; (б) через типологически различные внутригосударственные и межгосударственные художественные взаимодействия, происходящие на уровне отдельных авторов, художественных движений, школ и целых художественных эпох и культур; в) идя по пути прогресса, проявляющегося в возрастании типа художественной мысли, в обогащении структуры произведения и повышении в нем культурных и стилистических пластов; г) сохраняя вневременное значение художественных ценностей, созданных ранее, которые остаются вечными спутниками, современниками людей во все эпохи; д) художественное сознание соответствует исторически сложившимся формам деятельности человека, его характеру и образу жизни.

Что означает слово «эстетика»

«Прекрасная картина?» — можно спросить, посмотрев на эту иллюстрацию. Многие ответят, что это очень красиво, но будут те, кто будет критиковать каждую ячейку этого образа. Тем не менее, чувственное и сенсорное восприятие, которое человек получает, глядя на ту или иную картину, называется эстетикой. Эстетика может быть переведена с древнегреческого как «чувство, воспринимаемое чувствами». В более широком смысле, это философская доктрина.

Особая форма философского общественного сознания, ставящая смысловое восприятие на первое место, подразумевает под собой эстетику. В общественной жизни нужно чаще останавливаться и искать то чувственное восприятие, которое может быть выражено любым предметом или вещью. То есть, прекрасное можно увидеть во всем. Чувство, вызванное тем или иным возвышенным изображением или объектом, или чем бы то ни было, является тем, что несет в себе эстетику. В современном мире термин «эстетика» может быть использован в другом научном смысле. Эстетика в данном случае называется следующим образом — как эстетическое содержание культуры и ее эстетических царств. Основными критериями эстетики являются возвышенное или низкое, красивое или уродливое, комическое или трагическое и т.д.

Один из взглядов этой философской доктрины

Где мы можем увидеть самое красивое? «Да, везде» — отвечает А.Ф. Лосев. Алексей Федорович Лосев — русский философ и филолог, видный деятель советской культуры, профессор и доктор филологических наук. Он понимал эстетику следующим образом: В каждой сфере реальности существует та или иная форма выражения. Эта реальность является ничем иным, как выражением эстетической доктрины, эстетического восприятия бытия. Выразительная форма может сопровождать не только любую, но и каждую область фактического видения и восприятия мира.

Эстетическое восприятие

Если подумать, какие чувства вызывает этот образ солнечного леса? Это творческое отношение, которое человек выражает через определенные чувства, называется эстетическим восприятием. Отношение человека к картине может выражаться состоянием психической и эмоциональной эйфории, восторга, неописуемой радости, невыразимого блаженства. И эти чувства и ощущения переполняют человека, когда он видит что-то в своей реальности. Из конкретного опыта можно сказать, что человек постоянно находится в эстетическом восприятии, потому что человек может выразить свои чувства обо всем, что окружает его словами или восклицаниями. Творческие люди часто страдают от эстетического восприятия, потому что они постоянно занимаются чувством красоты вокруг себя. Это хорошо и положительно влияет на психику каждого. Это происходит потому, что через эстетическое восприятие человек питает свою духовно-материальную базу, а когда человеческий разум, как известно, здоров и наполнен красотой и жизненными потребностями, все остальные части человека также находятся в хорошем состоянии и позитивном настроении. Эстетическое восприятие и сама эстетика проводят некоторые параллели и находят существенную неотделимость от Бога, такое понимание эстетического взгляда видно у верующих. То есть верующие получают духовное наслаждение от ощущения органической связи со Вселенной, с Богом. А духовное наслаждение можно получить, глядя на данный образ, что позволит глазу отдохнуть и получить то настроение души, которое позволит красиво и некритично рассказать о данном образе. Если критика выходит из уст зрителя, значит, что-то не так либо в самой картине, либо в эстетическом восприятии человека, который хочет выразить саркастическую критику — мы говорим здесь о негативной критике. Можно также сказать о негативной критике, что это взгляд человека с точки зрения эстетического восприятия, но это противоположность прекрасному и возвышенному.

Возвышенное и прекрасное всегда будет возбуждать сознание человека, чтобы он получил настоящую радость от того, что он видит. И эта радость принесет свои положительные плоды во всей составляющей человека и существования.

Появление эстетики

Эстетика восходит к древности. Пифагорейцы смотрели на многие вещи с точки зрения эстетических категорий, они видели в природе нечто красивое и прекрасное. И эта красота, в которой они заинтересовались, определялась ее параметрами гармонии и определенной числовой пропорцией. Демокрит, греческий философ, также представлял природу подражания искусству и искусству. Что касается категории эстетически красивых, то софисты также считали, что эта категория всегда относительна. Платон значительно расширил знания о прекрасном. Он создал работу, посвященную именно этим вопросам эстетики. Аристотель продолжил изучение эстетики как философской науки и написал трактат на эту тему. Трактат называется «Поетика». В трактате он рассуждает о том, насколько существенными и непоколебимыми являются те чувства, которые воспринимаются через красивое восприятие, и результатом этого восприятия является получение истинного и непомерного удовольствия. Эстетика и эстетические категории были востребованы представителями эллинистической философии. Трактат Чистоты «О красивых вещах», Хризипп «О красивых и сокровищах». Цицерон коснулся идеи «украшения», которая обращается к значению искусства, приближаясь к совершенству. Он также отстаивал мнения о том, что есть мужская красота — красота достоинства и женская красота — красота изящества. Работы Псевдо-Лонгина направлены на описание новой эстетической категории — критерия возвышенного, под которым подразумевается восторг и удивление, охватывающие человека, когда он что-то видит или слышит. Проблемы эстетического взгляда в средние века были предметом размышлений Августина. Он противопоставляет прекрасное рациональному. Исидор из Севильи представляет разницу в трех видах красоты: славной, проницательной и красивой. Один красивый из-за своего движения, другой красивый по форме, а третий красивый по содержанию и сущности. Византийская эстетика в первую очередь обращает внимание на то, что основной образ не является копией, а символом высшего мира. Святой Фома Аквинский тщательно размышляет о категориях, утверждая, что есть три стороны красоты: Целостность, пропорциональность и непосредственность. Ренессанс чеканит концепцию эстетики, которая является неотъемлемой частью гуманистического образования. Витторино да Фельтре продолжил обучение в этой области. По словам Леонардо да Винчи, есть внутренняя и внешняя красота. Важную роль в достижении красоты играет контраст с уродливыми. В «Новых европейских взглядах на эстетику» можно заметить взгляд Дэвида Хьюма, который первым выдвинул проблему эстетического вкуса. Французская эстетика Enlightenment настаивала на тесной взаимосвязи красоты и эмоций. Жан Батист Дюбос, Гельветий рассмотрел эти вопросы. В категории эстетики заслуживают внимания произведения Вольтера, Дидро. Дидро подчеркивает проблему восприятия идеала как отдельной красоты. Эстетика как термин введена в употребление Баумгартеном в 1754 году для обозначения доктрины чувственного знания.

Первым определил четыре основные категории эстетического содержания Сольгер. Категории: красивые, возвышенные, трагические и комические. Гегель превращает эстетику в философию искусства, в которой религия и философия объединены абсолютным духом. Современная эстетика характеризуется разнообразием направлений. Феноменологическая эстетика широко известна. Автором этого эстетического взгляда является Р. Инграден.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Влияние протестантской парадигмы в философии зарубежного востока xx века
  2. Сравнение основных метафизических систем нового времени
  3. Возникновение в конце XVIII в. технологии как дисциплины
  4. Лукреций и его поэма «О природе вещей»: современный взгляд — Общая характеристика античной философии
  5. Человек как предмет структуралистской антропологии
  6. Компьютеризация инженерной деятельности
  7. Человек как микрокосм и макрокосм
  8. Концепция деконструктивизма Ж. Деррида
  9. Мишель фуко, французский философ, историк, теоретик культуры
  10. Возрождение — кризис религиозного мировоззрения