Для связи в whatsapp +905441085890

Специфика человеческого бытия — Сущность бытия

Категория бытия — это оригинальная категория в философии. В этой категории запечатлена вера человека в существование окружающего мира, а также самого человека своим сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Утверждение бытия является исходной предпосылкой для дальнейшего осмысления мира. Она конкретизируется по сравнению с другими категориями философии, которые формируют учение о бытие — онтологию.

Быть наиболее полным и, следовательно, наиболее абстрактным понятием. Четкое определение категории «бытие» еще не выработано. Чаще всего дается описательная характеристика этой категории, которая исправляет все существующие. Вера в неизменность окружающего его мира постоянно сопровождает человека, вера в то, что «мир есть, был и будет», что бытие всегда сохраняется.

Философы доказали, что мир в целом неизменен, вечен, но его конкретные объекты и явления, временные, преходящие. В то же время, несмотря на все разнообразие мира, объекты и явления природы, общества, различные человеческие личности, мысли, идеи схожи в том, что они «есть», существуют. Философское осмысление проблемы бытия не ограничивается фактом существования мира, а подчеркивает сам смысл этого существования. Быть спекулятивным по своей природе, это не реальный объект.

Философская категория «бытие» характеризуется сложностью содержания. Она объединяет утверждения о целом мире и взаимосвязи его частей, отличается универсальностью и многоуровневыми отношениями ко всем остальным категориям философии.

Категория «бытие» — это наиболее общее и абстрактное философское понятие, которое в мировой философской традиции используется в основном в двух основных значениях: как понятие, обозначающее объективный мир, существующий независимо от сознания людей, и как понятие, обозначающее существование чего-то вообще.

В мировой философской традиции обычно выделяются три типичных аспекта проблемы существования: 1) вопросы и ответы о существовании мира и его природе. 2) Вопросы и ответы о единстве мира. 3) Вопросы и ответы о мире как совокупной реальности, имеющей внутреннюю логику существования и развития.
Древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.) первым использовал понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности. Парменид ассоциируется с самим фактом существования мира. При этом философ ставит вопрос, который затем проходит через всю философию — вопрос идентичности бытия и мысли. Парменид утверждает идею примата бытия над мыслью, что, в свою очередь, ведет к признанию узнаваемости мира посредством разума. В его толковании бытие есть то, что не создано и нерушимо; оно неизменно и незыблемо. Она содержит в себе всю полноту совершенства, среди которой пронумерованы истина, доброта и благость. Быть — это свет, который можно «увидеть» только «глазами» разума.

Платон уделил этому большое внимание. Он отождествляет себя с миром идей, которые кажутся реальными, неизменными, вечно существующими. Идеи — это суть вещей, то есть то, что делает каждую из них тем, чем она является. Платон не вводил чувственный мир в сферу бытия; он называл его промежуточным звеном между бытием и небытием.

Специфика человеческого бытия - Сущность бытия

Сущность бытия

В средневековой христианской философии истинное существо — это Бог, свободный и личный, творящий Своей волей и мудростью. Бог, по сути, есть существо. Творение — это участие в бытии. Бог не сотворен Бытием, но все сотворенные вещи не являются Бытием, а только обладают Бытием, получили Бытие через участие в Бытие.

В Новую эру люди перестали осознавать свою тотальную зависимость от Бога, узурпировали право творить мир и самонадеянно верят в то, что человек творит и создает себя и свои способности. Они стали считать свое сознание, свою жизнь, свои потребности единственным и несомненно подлинным существом. Распространяя активистскую энергию и способность к рациональному пониманию только на себя, человек оправдывал свое право преображать природу и изменять мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой был человек как источник и причина всего, что происходит с ним и с миром.

Выдающийся философ современности Рене Декарт отождествлял мысль с бытием и провозглашал человека творцом мысли. Быть субъективным. Декарт признает первичную действительность всех вещей, прежде всего, в мышлении «я» и в осознании человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если мы отвергаем и объявляем ложным все, в чем можно усомниться, то легко предположить, что нет ни Бога, ни Неба, ни тела, но мы не можем сказать, что нас не существует, что мы не думаем. Было бы неестественно полагать, что то, что считается, не существует. И поэтому вывод, выраженный в словах «Я думаю, поэтому я существую», является первым и наиболее достоверным из тех, которые предстанут перед каждым, кто правильно философствует. Нетрудно установить, что и здесь, как в существе, есть духовное происхождение, а это — мыслящее «я».

Английский философ Джордж Беркли объясняет сущность бытия с позиции субъективного идеализма. Суть его взглядов состоит в утверждении, что все вещи являются лишь «комплексами наших ощущений», которые сначала даются нашим сознанием. Согласно Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи, объективно, на самом деле, не существуют в их земном воплощении; их прибежищем является человеческая мысль. Хотя Беркли склонен интерпретировать природу бытия объективно и идеалистически, его интерпретация этой проблемы в целом носит субъективно-идеалистический характер.

Гегель истолковал бытие как «исчезающее существо» и подчеркнул, что все в мире находится в состоянии становления.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер не дает академического определения бытия. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из негативности небытия, в то время как небытие позволяет бытию «погрузиться», тем самым раскрывая бытие. Для того, чтобы быть раскрытым, Существо нуждается в том, что называется существованием. Быть — это «очищение», которое раскрывает тайну бытия, делает его понятным. По словам Хайдеггера, именно в этой функции раскрытия тайны состоит «смысл бытия». Такой смысл может проявляться только в «присутствии» человеческого существования, то есть в раскрытии существования через настроения. С другой стороны, смысл Дайсейна заключается в том, чтобы дать возможность обнаружить бытие как «клирование» всего существа.

Для Ж. П. Сартра бытие является чистой, логической идентичностью с самим собой; по отношению к индивидууму эта идентичность проявляется как «бытие в себе», репрессированная, мерзкая умеренность и снисходительность к себе. Как существование, бытие теряет смысл и может выдержать только включение небытия. Существует метафизическая неприязнь ко всему: вещи так ужасно застенчивы, так самодостаточны, так полны, так совершенны.

Бытие и небытие

Русская философия религии утверждала примат абсолютного Бытия, который открывается человеку в мистическом опыте. Знание этого Бытия невозможно посредством логического познания; разум не может доказать его существование. От абсолютного Бытия можно исходить только, предполагая его изначально перед всеми знаниями. Знание не является отражением бытия. Знание — это самораскрытие бытия, его самоопределение и самопредставление.

Постмодернистские философы принимают идею бытия как постоянно становящуюся, вечно изменяющуюся, и отвергают понимание бытия как неизменного, абсолютного, существенного. В этом отношении перед ними стоят две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать свое право на доминирование в культуре; во-вторых, найти соответствующую терминологическую и концептуально-интеллектуальную форму ее выражения в тексте и устной речи. Главной онтологической особенностью природы и общества является неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, стабильности и нестабильности. Отвергая такую философию, которая направлена на выработку самоидентификации через отношение к сверхчеловеческому, абсолютному существу, постмодернисты пытаются показать людям, что смысл жизни и нравственная идентичность могут быть найдены только в общении с другими людьми. Если нет Бога, нет правды, нет причины, то есть только люди, которым нужна стратегия сосуществования и солидарности.

Термин «бытие» аналогичен таким терминам, как «реальность», «действительность», «существование», и в некоторых контекстах их можно считать синонимами. В то же время бытие — это такое свойство мира, которое своим существованием утверждает целостность мира.

Параллельно с категорией «бытие» можно описать категорию «неблагополучие». Тема бытия является одной из наиболее значимых в классической европейской философии, уже упоминавшейся выше. В нем понятие «небытие» не получило статуса центральной онтологической категории. Иногда его признавали (атомисты, Платон, Аристотель и их последователи), иногда не признавали (Элеатика, Эмпедокл и Р. Декарт). Тем не менее, понятие «небытия», интерпретируемое как разделяющее и связующее звено бытия, как источник его множественности и разнообразия, играло важную идеологическую и методологическую роль в древней философии. Высшая оценка небытия, интерпретируемая как божественное небытие, встречается в средневековой европейской философии. По своему статусу, как исходному материалу для создания, он выше, чем созданное существо. В восточной философской и религиозной традиции (особенно в буддизме и философии Вайшьяка) признание небытия является основополагающим принципом.

Существование делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальной реальности и идеальный мир, мир сознания, внутренний мир человека, его душевные состояния.

Эти два мира имеют разные способы существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания человека. Психический мир — мир человеческого сознания — существует субъективно, так как зависит от воли и желания людей, индивидуумов. Вопрос о том, как эти два мира соотносятся друг с другом, является фундаментальным вопросом философии. Сочетание этих двух основных форм бытия позволяет выделить несколько других вариантов форм бытия.

Существование человека

Существование вещей, процессов, состояний природы существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Объективные законы присущи этому миру, и задача людей — понять их во всей полноте.

Человеческое существование специфично. Человек принадлежит к двум мирам: к естественному миру тела, как его органической части, и в то же время к миру духовному, миру сознания, творчества, свободы. Уникальность человеческого существования заключается в том, что оно постоянно преобразует современную реальность, прорывается через узкие рамки сложившихся обстоятельств и выходит за рамки настоящего. Человеческое бытие воплощает диалектическое единство объективного и субъективного, тела и разума. Это явление само по себе уникально. Материальная, естественная природа человека является основной предпосылкой его существования. Однако многие человеческие поступки руководствуются социальными, духовными и нравственными мотивами. В самом широком смысле, человечество — это сообщество, которое включает в себя всех людей, живущих на Земле сейчас или в прошлом, а также тех, кто еще не родился. Необходимо помнить, что люди существуют до, вне и независимо от сознания человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимым условием для умственной деятельности и здорового ума. Известная пословица гласит: «У здорового тела здоровый ум». Хотя пословица верна в сущности, она допускает исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но дух, как он называется, также оказывает или может оказывать большое положительное влияние на жизненно важные функции человеческого тела.

Необходимо также обратить внимание на такую особенность существования человека, как зависимость его телесных действий от социальных мотивов. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически и можно с достаточной уверенностью предсказать их поведение в краткосрочной и долгосрочной перспективе, в отношении человеческого тела это невозможно. Его проявления и действия часто руководствуются не биологическими инстинктами, а духовными, моральными и социальными мотивами.

Человеческое общество также характеризуется своеобразным образом существования. Материал и идеал, природа и дух переплетаются в социальном существе. Социальное бытие делится на бытие индивида в обществе и в процессе истории и бытия общества.

Генезис духовного обретает свою автономию через своеобразное функционирование индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание или субъективный ум — это внутренний психический мир человека. В процессе социальных отношений и деятельности человека возникают объективированные формы психики. Это язык, мораль, искусство, научные теории, религия, традиции.

Истинный смысл

Особая тема — вопрос о смысле жизни. Основным недостатком этих исследований является сведение смысла к цели жизни. Таким образом, жизнь сводится к выполнению определенной деятельности, которая ограничивает свободу и стремления человека. Низкая практическая эффективность изучения проблемы смысла жизни отражается в отсутствии специально созданных программ, помогающих человеку найти этот смысл. Исключение составляет логотерапия В. Франкля (1990), но она наиболее эффективна только в кризисных жизненных ситуациях. Он обратил внимание на то, что есть значения, присущие людям определенного общества, а тем более значения, общие для многих людей на протяжении всей истории. Эти значения относятся к состоянию человека в целом, а не к отдельным ситуациям. Эти значения — то, что подразумевается под ценностями.

По мнению Франкла, смысл жизни можно представить как триаду, состоящую из созидательных ценностей, эмпирических ценностей и мировоззренческих ценностей. Ценности — это значимые универсалы, возникшие в результате обобщения типичных ситуаций. Ценности позволяют нам обобщить возможные способы, с помощью которых человек может разобраться в своей жизни:

  • Творчество (то, что мы даем жизни);
  • Опыт (то, что мы отнимаем у жизни);
  • Реляционные ценности, т.е. позиция, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не можем изменить.

Соответственно, выделяются три группы ценностей: творчество, опыт и отношение. Ценности, в свою очередь, являются универсалами смысла, возникшими в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми человечеству приходилось сталкиваться в истории. Совесть человека, которая является интуитивной способностью находить единственный смысл ситуации, помогает ему найти смысл.

Когда человек понял ценность, он понял смысл. Смысл жизни можно найти в создании творческого продукта, в совершении дела, или в опыте добра, истины и красоты, в опыте природы и культуры; или в столкновении с другим уникальным человеком, его уникальностью, то есть в любви. Более важными, по мнению Франкла, являются относительные ценности. «Реляционные значения — самые высокие». «Самый благородный и возвышенный смысл жизни для тех людей, которые, лишенные возможности найти смысл в деле, в создании, в любви, подняться выше его именно по отношению к их затруднительное положение, которое они не выбирают, и переступить через свои собственные ограничения».

По мнению Фромма, смысл человеческой жизни заключается в способности человека к самореализации. Человек может постичь смысл своего собственного бытия только тогда, когда он занимается «нашим главным делом — полным развитием наших сил, естественно, в рамках законов бытия». «Если человек осмелится взглянуть правде в глаза, он увидит, он поймет, что нет другого смысла жизни, кроме того, что он дает ей через разворачивание своих сил в продуктивной, творческой жизненной деятельности…»

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Габриэль Оноре Марсель, французский философ, драматург
  2. Вольтер и его философия
  3. Способы представления человека в русской культуре и философии
  4. Арабоязычная философия — История арабской философии средних веков
  5. Теизм
  6. Философия древнего Китая
  7. Труд как исходный пункт анализа взаимодействия природы и общества
  8. Диалектика раба и господина г. В. Ф. Гегеля
  9. Взаимоотношение духовного и телесного начал в человеке
  10. Проблема единства мира в истории философии — Проблема единства мира: история и современность