Для связи в whatsapp +905441085890

Сравнительный анализ доходов респондентов разных поколений

Сравнительный анализ доходов респондентов разных поколений

Предмет: Экономика

Тип работы: Курсовая работа

Дата добавления: 08.11.2019

  • Данная курсовая работа не является научным трудом, не является готовой курсовой работой!
  • Данная работа представляет собой готовый результат, структурирования и форматирования собранной информации и её обработки мной, поэтому эта работа предназначена для использования в качестве материала первоисточника для самостоятельной подготовки учебной работы.

У вас нет времени или вам не удаётся написать эту тему? Напишите мне в whatsapp — согласуем сроки и я вам помогу!

В статье курсовая работа пример и образец оформления, я написала, как правильно оформить курсовую работу, прочитайте пожалуйста.

Собрала для Вас похожие темы, посмотрите, почитайте, возможно они Вам помогут:

Потенциал рынка: показатели, основные направления исследования   Цена земли: теория и практика  
Социальное равенство и государственная политика регулирования доходов Повышение устойчивости бизнеса на основе теории ситуационного лидерства Херси- Бланшара  

Введение

Кардинальные изменения, происходящие в социально-экономической жизни российского общества, разделили людей не только по уровню доходов, но и по широкому спектру мнений, интересов, потребностей и ценностных ориентаций. В результате социокультурный мир современного человека стал своего рода конгломератом различных, порой противоречивых, ценностных позиций и поведенческих тактик по отношению к природной и социальной среде. Разнообразие ценностных миров человеческого сообщества проявляется в качественной дифференциации различных видов деятельности, поведения, образа жизни.  

Эти процессы требуют изучения ценностного расслоения как общества в целом, в то время как социокультурный анализ значимой взаимозависимости процесса ценностного расслоения, уровня социокультурной деятельности и организации социокультурной деятельности различных социальных -демографические группы населения актуальны.

Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентаций, под которой мы подразумеваем совокупность наиболее важных качеств внутренней структуры личности, которые для нее особенно значимы. Эти ценностные ориентации образуют определенную основу сознания и поведения личности и напрямую влияют на ее развитие. Более того, в соответствии с конкретной, индивидуальной иерархией ценностей наблюдается относительный характер ценностных ориентаций. В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Таким образом, они выделяют ценности-цели или более высокие (абсолютные) значения и ценности-средства (инструментальные ценности). Они говорят о ценностях положительного и отрицательного, принимая во внимание их социальную значимость и последствия их реализации. Вы можете выделить материальные и духовные ценности. Важно подчеркнуть, что все они тесно взаимосвязаны и объединены друг с другом и образуют целостность мира каждого человека.       

Целью исследования является изучение ценности людей разных поколений.

Научно-исследовательские цели:

  • Проанализируйте понятие стоимости.
  • Проанализировать характеристики ценностей в возрасте ранней и поздней зрелости.
  • Провести исследование.
  • Анализировать и делать выводы

Объект исследования: ценностные ориентации.

Предмет исследования: ценностные ориентации разных поколений.

Теоретический анализ жизненных ценностей разных поколений

Значение (понятие, виды, подходы)

На всех этапах становления и развития философии, психологии одним из важных объектов исследования были ценности личности. Осознание и понимание теоретических основ проблемы ценностей человеческой жизни в современном мире выдвигается на передний план научных знаний. 

В исследованиях 20-го века ценностные ориентации личности представляют собой своеобразный результат самых передовых идей и различных школ психологии.

Несмотря на глубокое изучение и представление работ в отечественной и зарубежной психологии, сегодня нет единой теории, которая бы давала исчерпывающее представление об этой проблеме.

Вопросы о том, что считалось ценным, все еще были заняты философами древности (Аристотель, Диоген Лерция, И. Канта и др.). Термин «ценность» активно используется представителями общественных наук с 60-х годов. В XIX в., А в первое десятилетие XX в. возникает теория стоимости — аксиология, в рамках которой был выделен ряд различных философских школ.   

Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, который сделал его центральной точкой своей философии и сформулировал его в форме вопроса о том, что хорошо. Благо это осознанная ценность — полезность. То есть ценность и выгода — это две стороны одной медали.  

В древней и средневековой философии вопрос ценностей был непосредственно включен в структуру вопроса бытия: полнота бытия понималась как абсолютная ценность для человека, выражая в то же время этические и эстетические идеалы. В понятии Платона Единство или Добро были идентичны Бытию, Добру и Красоте. Та же онтологическая и целостная интерпретация природы ценностей разделяется всей платоновской ветвью философии вплоть до Гегеля и Кроче.  

Сложность определения сущности явления «стоимость» связана с его неоднозначностью, с его особенностями. В литературных источниках существует более ста определений понятия «стоимость», которые предлагают для рассмотрения различные подходы и аспекты этой проблемы. 

Этимология этого понятия происходит от прилагательного «ценный», а существительное «цена» происходит от православной формы цхна, из которой, помимо прочего, произошли: древнерусский и древнеславянский ц? «Покаяние, возмещение, наказание», далее — греческий. фянщ «Я делаю покаяние», фымЮ «Оценка, честь, цена». 

В словарях русского языка дан ряд определений «стоимости»:

Ценность — цена, стоимость, важность.

Ценность — это стоимость, выраженная в деньгах чего-либо. Важность, значение. То, что имеет высокую ценность, является ценным предметом. Феномен, объект, имеющий ту или иную ценность, важный, значимый в некоторых отношениях.   

Ценность: сокровище — драгоценность, ценность. Стоимость — цена, стоимость (стоимость знаков или ценных бумаг) достоинства. 

Ценность — стоимость, представленная извлечением объекта для удовлетворения тех или иных потребностей человека или обменом на другие объекты.

Ценность — это важность, значимость чего-либо. Объекты, важные для культуры явления, духовная жизнь любого народа, общества. Духовные ценности.  

Ценность — важность, значимость, полезность, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство объекта или явления. Однако значимость и полезность им присущи не по природе, не только из-за внутренней структуры самого объекта, но и являются субъективными оценками конкретных свойств, которые вовлечены в сферу общественной жизни человека, интересует человека или в нуждаюсь в них.  

Понятие «ценность» было введено в социологию У.Л. Колба и связано с именами американских социологов В. Томаса и Ф. Знанецкого. В целом, в социологии ценности считаются элементами общественного сознания и культуры, выполняющими нормативные функции по отношению к личности.  

В русской философии В.П. стоял у истоков развития понятия «стоимость». Тугаринов, ориентируясь на способность вещей, явлений, идей действовать как средство удовлетворения потребностей и интересов людей, служить социальному прогрессу и всестороннему развитию личности. «Ценности — это объекты, явления и их свойства, которые необходимы (необходимы, полезны, приятны) Людям … и определенному человеку как средство удовлетворения их потребностей и интересов, а также идеям и мотивациям как норма, цель или идеал ». Тугаринов В.П. раскрывает концепцию« ценностного отношения »:« В подходе людей к явлениям природы и окружающей их общественной жизни следует различать две неразрывно связанные стороны: теоретическую и практическую, исследование о явлении, как оно существует само по себе и его практическое отношение к нему. В первом случае человек ставит вопрос: что это за явление, как его объяснить, каковы его причины и причины. Во втором случае он спрашивает как относиться к этому явлению, как использовать его (в конечном итоге), если оно полезно, или устранить его, если оно вредно. Необходимым моментом перехода от теоретического к практическому отношению является ценностное отношение к субъекту, присваивающее его ценностям или отрицать Это достоинство ценности. Такой подход к пониманию ценности является наиболее распространенным.        

Близка к этому точка зрения ученых, которые подчеркивают важность вещей, явлений, процессов, идей для жизни социальных субъектов, их потребностей и интересов. Так, В.А. Василенко пишет: «Ценность — это не что иное, как момент значимости явления, вещи, поступка, вообще существующего для жизни определенного человека, класса, общества; роль этого существа в их жизни. » Что касается интерпретации термина„значение“, большинство ученых считают, что значения выражают положительную или отрицательную значимость предметов и явлений для жизни субъекта (Brozhyk В., Василенко В.А., Дробницкий О.Г., Каган М.С., Pen А.А. и другие).    

Принимая во внимание субъективность отражения в сознании человека при оценке объектов, О.Г. Дробницкий отмечает: «… люди ценят объекты как ценности, то есть создают идеи о своем достоинстве». 

Ценности также рассматриваются в связи с возможностью реализации основных сил человека, нравственного совершенствования и развития личности. А.И. Шемшурина считает, что ценность является «одним из ключевых нравственно-ориентированных понятий, которые воплощают в себе всеобщую значимость человеческих нравственных категорий, которые выступают в качестве стандартов должного».  

Проблема ценностей также рассматривается в педагогической литературе. Вопросы воспитания ценностей обозначены в работах Л.Я. Гозман, считавший, что «ценностный аспект становится основой морального, экологического, политического и других компонентов культуры личности». Рассматривая способы формирования нравственного облика личности Л.Я. Гозман говорит, что право другого человека на его собственную уникальность, на физическую и духовную идентичность, на другое мнение и его собственные оценки, если каждый знает об этом праве с детства, становится ценностью, которая позволяет отдельным людям и обществу в целом развиваться.

Особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, в общей психологии, занимают ценности, являющиеся продуктом деятельности общества и социальных групп. Так, С.Л. Рубинштейн писал: «Наличие ценности является выражением безразличия человека к миру, вытекающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни».  

ДА. Леонтьев отметил, что, выступая в качестве автономных источников значения по отношению к потребностям (согласно психологическим законам, формации и феноменологии), социальные отношения «связывают» жизнедеятельность личности с жизнедеятельностью общества, «освещают жизненный смысл предметов и явлений». Реальность с точки зрения устойчивых интересов развития социального целого, преломленных и осмысленных субъектов как ценностных ориентаций его жизни, сформулирована как идеал, модели должного, с указанием спектра нвариантных предельных параметров желаемой трансформации действительности.  

Ряд отечественных авторов характеризуется приписыванием ценности сфере добра, которая выступает как норма, цель, идеал, но в реальной жизни. «Оценка стоимости» носит богословский характер, то есть указывает на состояние, определяемое целью. Ценность не в том, что она есть, а в том, чем она должна быть », — сказал О.М. Бакурадзе. Позиция И.С. Барского, который отмечает, что «ценности — это в основном идеалы общественной жизни, и на этой основе личная деятельность»; В. М. Розин под ценностью понимает инвариант оценочного опыта, независимый по отношению к определенному субъекту, объективируемый в искусственных формах специфической объективности.        

Ряд авторов, таких как Г.Я. Головных, И.С. Нарского, разграничены ценности-цели и значения средств. Такой подход является продуктивным при изучении иерархии ценностей, определении критериев, но это разделение очень произвольно, поскольку одна и та же ценность может быть одновременно целью и средством, выступать в качестве стимула и критерия деятельности.   

Речь идет о различных описаниях ценностной ситуации в рамках общей теории ценностей, о глубоком изучении одной из сторон проблемы стоимости, каждый из этих подходов имеет право на ее существование и развитие. И будет ошибкой разделять существующие подходы на истинные и ложные. 

Значение того или иного объекта, его сторон существует независимо от сознания человека, но до оценки, пока объект не реализован, субъект «не знает» о его ценности. Появление метода, критерия оценки не создает ценности, а выявляет его, то есть критерии оценки выполняют служебную роль и являются продуктом общественного развития. 

В целом процесс трансформации социальных ценностей в личностные ценности осуществляется через момент практического вовлечения субъекта в социальные отношения, в конкретную «микросреду» — социальную группу, которая является «переводчиком». ценностей общества». С одной стороны, он является посреднической связью включения субъекта в коллективную деятельность, в процесс усвоения и реализации ценностей конкретного общества. Обеспечивает функции регулирования социального поведения личности в соответствии с что ценности и цель развития общества и функционирование социальных групп, Г. Погосян. С другой стороны, это открывает возможности социального развития для субъекта.     

Ценность как свойство объекта или явления ему не присуща не в силу внутренней структуры объекта, а потому, что она является носителем определенных отношений, будучи вовлеченной в сферу общественной жизни человека. Однако, данный объекту или явлению определенным человеком, он индивидуален, и поэтому может быть столько же оценок одного и того же объекта, сколько существует оценивающих объектов. Реальной основой их разнообразия являются индивидуальные характеристики оцениваемого субъекта, специфика его потребностей и интересов. В то же время оценка является отражением объективной реальности. На этой основе повторные оценки создают нормы и принципы социокультурного образования (группы, общество в целом), которые являются устойчивыми оценками их влияния на поведение человека. Они имеют огромное «личное значение» для субъекта.     

Проблема личных смыслов их воспитания и взаимодействия между собой является наиболее интересной в психологии, привлекающей внимание авторов различных школ и направлений.

Обращаясь к семантическим структурам более высокого иерархического ранга — личностным ценностям, В.В. Столин включает эмоционально-ценностное отношение в план самоидентификации личности. Семантические формации существуют не только в осознании, но часто и в бессознательной форме, по словам Л.С. Выготского, «скрытого» плана сознания. Понимание человеком значения этого или результата его отношения к миру не дано ему напрямую и автоматически, но требует сложной и специфической внутренней деятельности, оценки его жизни и решения особой «задачи значения». »Что возникает только при определенной степени развития сознания.    

Если А. Н. Леонтьев в своей теории использует понятие «личностный смысл» как аналогичное понятие «установки» Д. Н. Узнадзе или «диспозиции» В. А. Яда, то Л. И. Божович выдвинул предположение, что «Внутренняя позиция личности» выступает системообразующим признаком структуры личности, в противном случае ее ориентация, которая в основном является эмоциональным явлением. Б. Д. Парыгин разработал концепцию мышления, соединив сознательную и эмоциональную составляющие целостного ориентирования личности в общую категорию.      

В зарубежной психологии существует большое количество работ, посвященных ценностям, где изучается их иерархия.

«Многочисленные определения базовых ценностей складываются в две основные парадигмы. Это либо довольно абстрактно выраженная концепция того, что является наиболее желательным, эмоционально привлекательным, способным описать идеальное состояние бытия людей («свобода», «безопасность», «процветание», «смысл жизни»), либо в равной степени глубоко эмоционально предпочтительный режим поведения или действия («честный», «логичный», «аккуратный»). В первую группу входят ценности — цели, ради которых живет человек (терминальные ценности); во-вторых, ценности — это средства, которыми он живет (инструментальные ценности). Приоритетные ценности являются конечными ценностями, так как они выражают долгосрочную жизненную перспективу, определяют смысл жизни человека.    

Суммируя общие характеристики ценностей человека и их место в структуре личности, можно отметить, что ценности являются наиболее важным элементом внутренней структуры личности, закрепленной жизненным опытом человека, совокупностью его переживаний и отграничение значимого, существенного для этого человека от незначительного, несущественного. Совокупность преобладающих ценностей образует своеобразную ось сознания, обеспечивающую стабильность личности, преемственность определенного типа поведения, выраженную в направлении потребностей и интересов. Исходя из этого, ценности являются доминирующим фактором, который регулирует и определяет мотивацию личности.   

Таким образом, ценности представляют собой особые психологические образования, которые имеют иерархическую систему и существуют в структуре личности только как ее элементы. Невозможно представить ориентацию человека на определенную ценность как изолированное образование, которое не учитывает его приоритетность, субъективную значимость по отношению к другим ценностям, то есть не включенным в систему. 

Классификация ценностей (традиционная)

Для традиционной классификации значения делятся на:

  • материал (ценности, которые существуют в форме вещей — одежда, еда, технология, храм, живопись)
  • духовно-нравственные, религиозные, художественные, политические и др.

В то же время материальные ценности (иногда называемые выгодами) считаются экономическими, техническими и приветственными (состояние здоровья, экология) ценностями, которые удовлетворяют телесное состояние человека, и духовными (религиозными (святость), моральными (добрыми). Эстетические (красивые), юридические (справедливость), философские (истина), политические (общественное благосостояние) ценности, которые делают человека человеком, гарантируют его существование как духовного существа.

Но в дополнение к ценностям, которые удовлетворяют материальные и духовные потребности, они выделяют психические и социальные ценности, которые удовлетворяют соответствующие потребности. Итак, опыт радости, счастья, духовного комфорта, которого хочет человек и который ценит, не принадлежит ни духовной, ни материальной сферам. Это духовные, а не духовные ценности. Социальные потребности также удовлетворяются определенными ценностями, такими как социальное обеспечение, занятость, гражданское общество, государство, церковь, профсоюз, партия. Их также нельзя однозначно квалифицировать как материальные или духовные ценности.    

Особенности ценностей (30-35)

В этот период жизни человек находится в условиях психологически отличных от предыдущего периода. Мужчина средних лет уже накопил достаточно много жизненного и профессионального опыта, дети, как правило, становятся практически самостоятельными, а отношения с ними приобретают качественно новый характер. На физиологическом уровне происходят регулярные изменения, к которым нужно адаптироваться: некоторые реакции замедляются, проблемы со здоровьем начинают появляться впервые.  

Особенно важным является исследование группы людей среднего возраста (30-35 лет), как наиболее представительной части населения (по данным Госкомстата, они составляют 21% населения России), что определяет динамика современных социальных процессов.

Хотя некоторые специалисты, изучающие развитие человека, определяют средний возраст как отдельный период жизненного цикла, начинающийся примерно в конце третьего десятилетия жизни и заканчивающийся примерно в конце четвертого десятилетия.

Эрик Эриксон теоретически признал, что средний возраст, как и другие периоды жизни, ставит перед людьми определенные цели развития и требует от них овладеть определенными навыками, чтобы получить положительный опыт и обрести душевное равновесие на следующем этапе жизни.

Несмотря на то, что мы живем в обществе, которое может сосредоточиться на молодежи, им управляют люди среднего возраста, у которых есть деньги, социальный статус, знания и навыки, которые компенсируют их снижение физической активности.

Средний возраст — это период, когда женщины в своей семье и за ее пределами приобретают большее влияние и значимость как обладатели власти, практических навыков и денег по сравнению с собой в молодые годы и по сравнению с мужчинами среднего возраста, с которыми они меняют роли.

Психологическая характеристика. Так называемый кризис среднего возраста, с которым сталкиваются некоторые люди среднего возраста, может быть связан с тем, что они рассчитывали на дивиденды при долгой и благополучной жизни, имели благоприятные возможности для реализации своих мечтаний и в конечном итоге обнаружили, что они получали слишком мало. Конечность жизни начинает все более отчетливо распознаваться в среднем возрасте, и осознание того, что уже слишком поздно начинать все сначала, менять работу, семейную жизнь и свои привычки, вызывает много страданий.  

Психолого-педагогические особенности людей среднего возраста заключаются в том, что в этом возрасте существует еще один период социализации личности, который можно охарактеризовать как фазу стабилизации, которая выражается в формировании устойчивой системы ценностей, стабилизации. образа жизни, окончательное формирование социальных ролей и необходимость реализации накопленного жизненного и профессионального опыта. В то же время это период психологического кризиса, который определяет динамику личности, основным противоречием которой является выбор между социокультурной активностью и пассивностью. 

Основу системы ценностей людей среднего возраста можно представить как многоуровневую систему, основную ценность которой составляют семейные ценности, труд, экологическая безопасность, политическая и экономическая стабильность в стране, личная безопасность, дети, общение с друзьями, умение свободно выражать свои мысли, карьера, благотворительность, активное участие в общественной жизни, кружки художественной самодеятельности. Эта модель мобильна по своей природе. Основным условием перемещения ценностей с одного уровня на другой является социокультурная активность людей среднего возраста. Социокультурная деятельность не занимает приоритетного положения в ценностной иерархии представителей этой возрастной группы, но в то же время оказывает существенное влияние на процесс их социальной интеграции и творческой самореализации.   

Критериями дифференциации социокультурной деятельности людей среднего возраста являются возрастные психолого-педагогические характеристики, пол, образование, семейное положение. Применение этих критериев позволяет разделить процесс социокультурной активности людей среднего возраста на уровни их социокультурной активности (высокий, средний, низкий), что способствует повышению эффективности технологий социокультурного деятельность. 

Ведущими функциями социокультурной деятельности людей среднего возраста являются функции социальной интеграции, социальной стабилизации, творческой самореализации, поскольку они адекватны ценностной иерархии и психолого-педагогическим особенностям этой возрастной когорты.

Особенности поздних сроков погашения (40-45)

Основой для изучения вопроса об изменениях, которые происходят с системой ценностей человека в течение его жизни в этой работе, будут концепции индивидуальной системы ценностей, разработанные в психологии.

Основной характеристикой позднего зрелого возраста с благоприятным развитием личности является целостность (Э. Эриксон). Какие изменения в системе ценностей происходят во взрослом возрасте и какие из них могут способствовать интеграции личности? Чем больше жизненного опыта, чем больше работы, достижений и потерь в жизненном банке и чем ниже уровень физических и эмоциональных потенциалов, тем более важное место среди повседневных ценностей занимают синтетические и универсальные ценности, и это Прежде всего, эстетические ценности. Из триады Истина — Добро — Красота, именно Красота как воплощение гармонии, покоя (атараксии) и, самое главное, свободы (свободы, прежде всего от самого себя, своих страстей, фобий и пристрастий), которая позволяет удерживать высшее значения на абсолютной высоте. Это тем более важно, потому что некоторые ценности бытия во взрослой жизни перестают быть таковыми, идеалы опровергаются, прошлые идолы обнаруживают свою собственную «деревянность». Старость — это возраст неактивности, а созерцания и восхищения. Идеологические принципы Востока подходят для упадка жизни. Важность эстетического измерения жизни проявляется как в необходимости вступать в контакт с произведениями искусства, так и в изменении видения природы и жизни.       

В условные 40 лет, как правило, наблюдается кризис среднего возраста, это период переоценки целей и претензий, умение оглядываться, интересоваться другими людьми, стремление влиять на будущее, становиться творческим человеком , профессионал. В то же время это время сомнений относительно продолжения выбранного пути, опасения снижения работоспособности, что увеличивает потребность в новых ценностях. Есть различия между реальностью и желаниями, человек находится на распутье, и его будущая жизнь будет определяться тем, какой выбор он сделает сейчас. 

Период кризиса среднего возраста может обеспечить несколько вариантов поведения:

  • Во-первых, недостаточная осведомленность о кризисе, отсутствие оценки их планов и претензий, что приводит к распорядку жизни;
  • Во-вторых, осознание кризиса через восприятие и оценку реалий жизни и возникновение страха о невозможности дальнейшей деятельности и коррекции прежних планов;
  • В-третьих, признание кризиса через оценку и корректировку планов, углубленное обновление и стремление активно действовать в новых условиях. 

Чтобы успешно преодолеть кризис среднего возраста, вы должны проанализировать свои цели (самоанализ) и переоценить свои собственные ресурсы, расширить свои горизонты, пересмотреть и скорректировать свой жизненный путь под новым углом зрения, когда появляются цели, которые ранее были скрыты.

Середина и вторая половина жизни должны иметь свое значение, иначе они вряд ли будут отличаться от первой половины и чем-то будут напоминать ее.

Р. Пекк выделяет четыре в условиях кризиса, решение которых является необходимым условием развития подлинной генеративности:

  • Во-первых, развитие у человека уважения к мудрости;
  • Во-вторых, важно, чтобы сексуализация социальных отношений сменилась их социализацией (что ведет к ослаблению социальных ролей);
  • В-третьих, поддержание эмоциональной гибкости, которая будет способствовать повышению эффективности в различных формах;
  • В-четвертых, поддержание умственной гибкости, поиск новых форм поведения вместо старых. 

Также считается, что для того, чтобы чувствовать себя удовлетворенным периодом зрелости, человеку необходимо решить следующие задачи:

  • Достижение зрелой гражданской и социальной ответственности;
  • Достижение и поддержание разумного уровня жизни;
  • Выбор лучших способов провести свободное время;
  • Помощь детям в осознании ответственности за взрослую жизнь;
  • Углубление личного аспекта супружеских отношений;
  • Принятие физиологических изменений в середине жизни и привыкание к ним;
  • Адаптация к взаимодействию с родителями, которые «вступают» в старость.

Период поздней зрелости дает поведение:

  • Забота (человек старается продолжать плодотворно и творчески работать, проявлять свои способности и способности);
  • Отсутствие заботы (приводит к торможению развития и становления, вызывает чувство бесполезности, опустошения);
  • Чрезмерная забота о себе.

Мы можем говорить о психологической, личной, социальной, социально-психологической зрелости. 

Основные аспекты поздней психологической зрелости человека:

  • Широкие границы «Я», активное участие в трудовых, семейных, общественных отношениях;
  • Социальные контакты, дружеская близость, симпатия, терпимость по отношению к разнице между «я» и «я» других;
  • Демонстрация эмоциональной устойчивости и самосознания;
  • Восприятие мира таким, какой он есть — в реальностях, а не в желаниях;
  • Развитые способности к самопознанию, осознанию своих сильных и слабых сторон;
  • Способность видеть целостную картину мира, чему способствует существующая система ценностей.

Личная зрелость связана с отношением человека к себе и своей собственной деятельностью, с проявлением активности в обществе, творческим решением жизненных планов и задач.

Находясь на разных уровнях развития (зависимость, независимость, взаимозависимость), люди проявляют зрелость личности по-разному. При определенных обстоятельствах может существовать полная или частичная зависимость в системе отношений «взрослый — ребенок» (речь идет о нормативном поведении и его нарушении, связанном с характеристиками характера личности) или встречная зависимость как особенность определенной стадии социализации (борьба за независимость). 

Время жизни течет с разной скоростью: как ребенок, медленно, ускоряясь, затем все быстрее и быстрее. Большую часть жизни человек живет в векторе — навстречу будущему. Р. Мэй называет будущее формирующим способом существования человека. Для большей части жизни идеалы, ценности и смыслы играют роль двигателя, они создают необходимое напряжение, потому что требуют реализации и тем самым делают человека предметом своей жизни (В. Франкл). Затем время начинает замедляться. В старости жизнь, кажется, останавливается. Скорее, в едва заметном движении жизни моменты вечности перемежаются. И в эти моменты можно увидеть правду (но не рационализированную и, как правило, не выраженную одним словом, во всяком случае, в соответствии с правилами доказательного мышления), правду жизни или жизни как есть (но не хорошо как заповедь или норма). В эти моменты остановки время вечная триада Истина — Добро — Красота непосредственно переживается человеком. Форма, которая позволяет и требует опыта, то есть целостного, ценного, частичного понимания (принятия) — это красота. Результат этого опыта требует выражения, но его трудно выразить устно, и если форма найдена, то это обычно мифологема (П. Флоренский). Можно сказать, что развитие индивидуального сознания начинается с мифологической формы и заканчивается мифологической формой. Часто поэзия становится формой передачи пережитого прозрения (чаще — творения других, иногда их собственных). Все чаще слова вообще не встречаются, возникает чистое созерцание красоты. А красота, которая питала душу, приводит к определенному изменению поведения (выбор подарка для друга, пить чай в соответствии с правилами чайной церемонии, удаление потерянных предметов интерьера, изменение обычного маршрута или посадка ирисов).               

В описанные периоды времени остановки жизнь движется не по горизонтали, из прошлого в будущее, а по вертикали. Благодаря этим «парам» выбранные экзистенциальные значения поддерживаются на безусловной высоте.

Важнейшим аспектом проблемы динамики системы ценностей является вопрос свободы. В традиционном понимании психологии свобода человека — это, прежде всего, самоопределение, свободная воля. В свою очередь, самоопределение является результатом развития самосознания, и центральной задачей развитого самосознания является осознание ценностей и значений, которые определяют внутреннее содержание психической жизни и деятельности человека.  

По мере того, как структуры личности разворачиваются, процветают и укрепляются, способность к самоопределению и, следовательно, желание выбирать, возрастают. Следовательно, степень свободы в зрелости, а затем и в старости должна возрасти, потому что механизмы реализации свободы сформированы. Однако также формируется противоположная тенденция: факторы, ограничивающие свободу за счет усиления тревоги и отсутствия безопасности, возрастают. В старости труднее принять судьбу, потому что все больше накапливаются потери, компенсация которых не предусмотрена. В старости изменить труднее, потому что небольшая сила и переосмысление ответов на экзистенциальные вопросы может привести к краху с трудом завоеванным примирением с судьбой из-за ложного убеждения, что «от меня ничего не зависит». Но самым мощным фактором снижения степени свободы является рост беспокойства в связи с приближающимся концом жизни. Будущее сжимается, и для многих людей будущее сужается в первую очередь осмысленно, нет перспективы самореализации, главное будущее событие жизни — смерть. И шаткое здоровье напоминает об этом каждый день. В такой жизненной ситуации свобода и «самоутверждение» (П. Тиллих) не для всех.           

Тем не менее рост личного существования и степени свободы во взрослой жизни следует признать естественным. Однако это не динамика и, по нашему мнению, даже не статистическая закономерность, а осознание внутренней необходимости, результат духовного просвещения. 

Метод тестирования в психологии

Методы психологии — основные способы и приемы научного доказательства психических явлений и их закономерностей.

В психологии принято выделять четыре группы методов изучения психики.

Одним из типов эмпирических методов является тестирование.

Тест — это краткосрочное задание, выполнение которого может служить индикатором совершенствования некоторых психических функций. Задача испытаний — не получить новые научные дачи, а проверить, проверить. 

Тесты — это более или менее стандартизированные краткосрочные тесты личностных качеств. Существуют тесты, направленные на оценку интеллектуальных, перцептивных способностей, моторных функций, личностных качеств, порога тревоги, раздражения в конкретной ситуации или интереса, проявляющегося в конкретном виде деятельности. 

Тестирование — метод психодиагностики с использованием стандартизированных вопросов и заданий — тестов, имеющих определенную шкалу ценностей. Он используется для стандартизированного измерения индивидуальных различий. Это позволяет с определенной вероятностью определить текущий уровень развития у человека необходимых навыков, знаний, личностных характеристик.  

Тестирование предполагает, что субъект выполняет определенные действия: это может быть решение проблем, рисование, рассказывание историй, В зависимости от используемой техники; проводится определенный тест, на основании которого психолог делает выводы о наличии, особенностях и уровне развития определенных свойств. Отдельные тесты — это стандартные наборы заданий и материал, с которым работает субъект; процедура представления заданий также стандартна, хотя в некоторых случаях психологу предоставляются определенные степени свободы — право задать дополнительный вопрос, построить беседу в связи с материалом: Процедура оценки результатов тоже стандарт. Эта стандартизация позволяет сравнивать результаты разных предметов.    

Хороший тест — результат большого предварительного экспериментального теста. Теоретически обоснованные и экспериментально проверенные тесты имеют научную (дифференциацию субъектов по уровню развития конкретного свойства, особенности) И, главное, практическую (профессиональный отбор) ценность. 

Наиболее широко известны и популярны личностные тесты, направленные на определение уровня интеллектуального развития человека. Однако в настоящее время они все реже используются для отбора, хотя изначально были созданы для этой цели. Это ограничение использования этих тестов может быть объяснено рядом причин. Но именно из-за их использования, критики злоупотребления тестами и мер, принятых для их улучшения, мы стали лучше понимать суть и функционирование интеллекта.   

При разработке первых тестов были выдвинуты два основных требования, которым должны удовлетворять «хорошие» тесты: достоверность и надежность.

Достоверность теста заключается в том, что он должен точно оценить качество, для которого он предназначен.

Надежность теста заключается в том, что его результаты воспроизводятся с хорошей согласованностью у одного и того же человека.

Также очень важным является требование нормализовать тест. Это означает, что в соответствии с данными испытаний контрольной группы для нее должны быть установлены нормы. Такая нормализация может не только четко идентифицировать группы людей, к которым этот тест может быть применен, но и поместить результаты, полученные при тестировании субъектов, на кривую нормального распределения контрольной группы. Очевидно, что было бы смешно использовать нормы, полученные у студентов университетов, для оценки (с использованием тех же тестов) интеллекта детей начальной школы или применять нормы для детей из западных стран при оценке умственных способностей молодых африканцев или азиатов.   

Таким образом, критерии интеллекта в таких тестах определяются преобладающей культурой, то есть теми ценностями, которые изначально развивались в странах Западной Европы. При этом не учитывается, что у кого-то может быть совершенно другое семейное воспитание, другой жизненный опыт, другие идеи (в частности, смысл теста), а в некоторых случаях плохое знание языка, на котором говорит большинство населения.  

Изучение жизненных ценностей разных поколений

Метод исследования, образец и методика исследования

Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и в изучении различных групп (трудовых и учебных групп) по проблемам мотивации, чтобы лучше понять важность разнообразной жизни сферы деятельности. Методология возникла в результате использования и дальнейшего совершенствования И.Г. Сенина.  

Эта методика называется «Морфологический тест жизненных ценностей» (ITLC) и основана на целях и задачах исследования — определении мотивационно-ценностной структуры личности.

Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные значения. Под термином «ценность» мы понимаем отношение субъекта к явлению, факту жизни, объекту и субъекту и его признание в качестве важного, жизненно важного. 

Список жизненных ценностей включает в себя:

  1. Саморазвитие, то есть знание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик. 
  2. Духовное удовлетворение, то есть руководство моральными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными. 
  3. Творчество, то есть реализация своих творческих способностей, стремление изменить окружающую действительность. 
  4. Активные социальные контакты, то есть установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение их межличностных отношений, реализация их социальной роли. 
  5. Собственный престиж, то есть получение признания в обществе, следуя определенным социальным требованиям.
  6. Высокое финансовое положение. Обращение к факторам материального благосостояния как к главному смыслу существования. 
  7. Достижение, то есть постановка и решение определенных жизненных задач как основных жизненных факторов.
  8. Сохранение собственной личности, то есть преобладание собственных мнений, взглядов и убеждений над общепринятыми, защита своей оригинальности и независимости. 

Терминальные ценности реализуются по-разному, в разных сферах жизни. Под сферой жизни понимается социальная сфера, в которой осуществляется деятельность человека. Значение той или иной сферы жизни для разных людей не одинаково.  

Список жизненно важных областей:

  1. Сфера профессиональной жизни.
  2. Сфера образования.
  3. Сфера семейной жизни.
  4. Сфера общественной деятельности.
  5. Сфера хобби.
  6. Сфера физической активности.

Анкета направлена ​​на изучение индивидуальной системы ценностей человека, чтобы лучше понять смысл его поступка или поступка. Человеческая идентичность развивается по отношению к базовым ценностям, признанным в обществе. Но личные ценности могут не воспроизводить точную копию социальных ценностей.  

Оформление анкеты включает в себя шкалу достоверности степени стремления человека к социальному одобрению его действий. Чем выше результат, тем больше поведение субъекта (на устном уровне) соответствует утвержденной выборке. Критический порог составляет 42 балла, после чего результаты можно считать недостоверными.  

Перед исследованием было объяснено, для чего проводилось исследование, и были даны подробные инструкции для завершения теста. Всего в исследовании приняли участие 20 человек, 10 человек в одной группе, 10 в другой, в каждой группе было одинаковое количество мужчин и женщин. 

Субъекты вели себя соответствующим образом. Ответы на вопросы, по существу, правильно ориентированные во времени и пространстве, проявили интерес к результатам исследования. Общий фон настроения повышен или ровен. Целью нашего исследования было изучение ценности людей разных поколений.   

Вывод

Человек постоянно находится в процессе развития. Стремление к росту, к самореализации — самое важное качество человека. Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию являются показателем личной зрелости и одновременно условием ее достижения. Он живет по-настоящему подлинной жизнью, если осознает потенциал своих способностей. Ценности являются ориентиром в жизни человека, выступают в качестве механизма социального контроля и воплощаются в поведение. Реализация ценностей на разных возрастных стадиях позволяет наслаждаться ощущением удовольствия, счастья. В нашей работе мы исследовали, как ценности и самореализация участвуют в жизни человека на разных возрастных этапах.      

В основе регуляции социального поведения и профессиональной деятельности человека любого возраста лежит система его ценностных ориентаций, которая представляет собой сложное и динамичное образование. Исследования в этой области могут хорошо показать и предоставить возможность проследить тенденции ценностных ориентаций на протяжении всей жизни. 

В ходе нашего исследования мы обнаружили, что ценность носит социальный характер и носит объектно-субъективный характер. Классификация значений по разным причинам довольно динамична. С изменением условий и жизни в целом, ценности могут переходить от одного вида, от одной серии значимости к другой. Новые ценности также могут возникать или наоборот утрачивать свое значение. Мы пришли к выводу, что метод анкетирования выявляет наиболее значимые для человека значения с точки зрения его рефлексивности, а не набор значений, указанных методами. Мы придерживаемся точки зрения, что не существует универсального списка ценностей, который был бы значимым и актуальным для любых респондентов и любых социальных групп.     

В период жизни, который мы изучаем в нашей работе, человек оказывается в условиях, которые психологически отличаются от предыдущего периода. Мужчина средних лет уже накопил достаточно много жизненного и профессионального опыта, дети, как правило, становятся практически самостоятельными, а отношения с ними приобретают качественно новый характер. На физиологическом уровне происходят регулярные изменения, которые должны адаптироваться: некоторые реакции замедляются, проблемы со здоровьем начинают появляться впервые.  

В исследовании приняли участие 20 субъектов среднего и старшего среднего возраста.

В ходе нашей работы мы решили следующие задачи:

  1. Теоретический анализ состояния проблемы исследования ценностей.
  2. Изучены характеристики человека среднего и старшего возраста.
  3. Определена эффективность вопросника как метода изучения жизненных ценностей личности.
  4. Эмпирически исследованы ценности, характерные для людей среднего возраста.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что жизненные ценности у людей 30-35 и 40-45 лет будут разными, подтверждается.

В нашем исследовании мы обнаружили, что люди 30-35 лет воспринимают процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и полный смысла. Приоритетом человека в возрасте 30-35 лет является необходимость признания, развития себя в профессиональной деятельности, создания семьи, а также наслаждения процессом самой жизни. 

Таким образом, ход возраста приводит к изменениям в ценностно-смысловой сфере. Наше исследование выявило один из аспектов изучения ценностно-смысловых отношений возраста, который в будущем является перспективным направлением для работы над этой проблемой. Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались общими теоретическими принципами и их соотношением с практическими результатами, репрезентативностью выборки, использованием достоверных инструментов и статистической обработкой данных с последующей интерпретацией.