Для связи в whatsapp +905441085890

Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка — Структура, содержание и типы ролевых игр

Творческие ролевые игры — это игры, придуманные самими детьми. Игры отражают знания, впечатления и представления ребенка об окружающем мире и устанавливают социальные отношения. Каждая такая игра характеризуется: Тема, план игры, сюжет, содержание и роль.

В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явлений жизни, придумывает разнообразные комбинации превращений, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и чувствует себя активным «участником взрослой жизни» (Д. Б. Эльконин).

В игре ребенок не только размышляет об окружающей жизни, но и перестраивает ее, создает желаемое будущее. Как писал в своих работах Л.С. Выготский, «детская игра — это не простое запоминание опыта, а творческая переработка впечатлений, комбинирование их и построение из них новой действительности, отвечающей потребностям и стремлениям ребенка».

В игре все аспекты личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии.

Игра занимает большое место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.

Игра имеет большое воспитательное значение, она тесно связана с обучением в классе, наблюдениями за повседневной жизнью.

Как отмечает Ядешко В.И. — в творческих играх происходит важный и сложный процесс обучения, который мобилизует умственные способности ребенка, его воображение, внимание, память. Через ролевые игры, изображающие определенные события, дети размышляют о них, устанавливают связи между различными явлениями. Они учатся самостоятельно решать игровые задачи, находить наилучший способ реализации задуманного, применять свои знания, излагать их словами.

Часто игра служит поводом для обучения дошкольников новым знаниям, расширения их кругозора. С развитием интереса к труду взрослых, общественной жизни, подвигам людей у детей появляются первые мечты о своей будущей профессии, желание подражать любимым героям. Все это делает игру важным средством определения направленности личности ребенка, которая начинает формироваться в дошкольном возрасте.

Творческая игра не может быть подчинена узким дидактическим целям, с ее помощью решаются важнейшие образовательные задачи.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более сложную задачу, чем в классе. Но это не значит, что урок должен проводиться только в форме игры. Обучение требует использования различных методов. Игра — одна из них, и хорошие результаты бывают только в сочетании с другими методами: Наблюдения, разговоры, чтение и т.д.

Через игру дети учатся применять свои знания и навыки на практике, использовать их в различных условиях. В творческих играх есть большой простор для изобретений и экспериментов. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, самостоятельный выбор решения задачи.

Игра — это самостоятельная деятельность, в которой дети вступают в общение со сверстниками. Их связывает общая цель, совместные усилия по ее достижению, общий опыт. Игровые впечатления оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию добрых чувств, благородных стремлений, навыков совместной жизни. Задача воспитателя — сделать каждого ребенка активным членом игровой группы, создать отношения между детьми, основанные на дружбе, справедливости и ответственности перед товарищами.

Игра способствует развитию интереса и уважения к труду взрослых: Дети изображают людей разных профессий, подражая не только их действиям, но и отношению к работе, к людям. Часто игра служит стимулом к работе: изготовлению необходимых атрибутов, строительству.

Игра является важным средством эстетического воспитания дошкольников, так как в этой деятельности проявляется и развивается творческое воображение, умение планировать, вырабатывается ритм и красота движений. Осознанный выбор игрушек помогает сформировать художественный вкус.

Таким образом, игра в дошкольном возрасте является важнейшей самостоятельной деятельностью ребенка и имеет огромное значение для его физического и психического развития, становления индивидуальности и формирования детского коллектива.

Сюжетно-ролевая игра, ее роль в воспитании и развитии ребенка - Структура, содержание и типы ролевых игр

Структура, содержание и типы ролевых игр

Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет основу игрового действия, служит средством отражения действительности.

Основными структурными элементами игры являются: План игры, сюжет или его содержание; игровые действия; роли; правила, заданные самой игрой и созданные детьми или предложенные взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.

Дизайн игры — это общее определение того, во что и как будут играть дети.

Она сформулирована в языке, отражена в игровых действиях, формализована в игровом контенте и является ядром игры. В зависимости от игрового замысла игры можно разделить на группы: отражающие бытовые явления (игры в «семью», «детский сад», «поликлинику» и т.д.);отражающие творческую работу (строительство метро, строительство дома и т.д. );отражающие общественные события, традиции (праздники, встречи с гостями, путешествия и т.д.). Такое деление их, конечно, условно, так как игра может содержать отражение различных жизненных явлений.

Действие, содержание игры — это то, что составляет ее живую ткань, определяет развитие, разнообразие и переплетение игровых действий, взаимоотношений детей. Содержание игры делает ее привлекательной, вызывает интерес и желание играть.

Структурной особенностью и центром игры является роль, которую играет ребенок. В соответствии с важностью роли в процессе игры, многие игры называются ролевыми или сюжетно-ролевыми играми. Роль всегда относится к человеку или животному, его воображаемым действиям, поступкам, отношениям. Ребенок, который входит в их образ, играет определенную роль. Но дошкольник не только играет эту роль, он живет в образе и верит в его правдивость. Например, представление капитана на корабле, оно отражает не все его действия, а только те функции, которые необходимы во время игры: капитан отдает приказы, смотрит в бинокль, заботится о пассажирах и матросах. Во время игры дети сами (а в некоторых играх — взрослые) устанавливают правила, которые определяют и регулируют поведение и отношения в игре. Они придают играм порядок, стабильность, фиксируют их содержание и определяют дальнейшее развитие, сложность отношений и взаимодействий.

Все эти структурные элементы игры более или менее типичны, но они имеют разное значение и по-разному соотносятся друг с другом в разных типах игр.

Ролевые игры: различаются по содержанию (отражение повседневной жизни, работы взрослых, событий общественной жизни), по организации, по количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные), по типу (игры, сюжет которых придумывают дети; драматические игры — разыгрывание историй и повествований; конструирование).

Проведение ролевых игр

«Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и нравственных качеств ребенка, являются знания — действия — общение. Особая роль в этом деле принадлежит педагогу. От личности воспитателя, его знаний, умений, профессиональных навыков и способности творчески организовать руководство игровой деятельностью детей зависит, будет ли она использована в целях всестороннего развития личности ребенка» — Л.В. Русскова.

Процесс проведения творческой ролевой игры должен быть построен так, чтобы формирование игровых навыков и умений в ней органично сочеталось с обучением и воспитанием, в том числе трудовым. На основе этого принципа можно выделить 3 группы методов.

Первая группа методов связана с обогащением детей знаниями, впечатлениями, представлениями об окружающей жизни. К ним относятся наблюдения; экскурсии (начальные, повторные, итоговые); встречи с людьми разных профессий; эмоционально выразительное чтение художественной литературы; беседа; беседа-рассказ с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и их взаимоотношениях в процессе работы; рассказ учителя, сопровождаемый показом специально подобранных фотографий, картин, репродукций событий, происходящих в стране; Составление детьми рассказов на определенные темы, связанные с наблюдением за окружающей жизнью; индивидуальные беседы с детьми, уточнение знаний и представлений дошкольников о явлениях общественной жизни, нравственных категориях; инсценирование литературных произведений с помощью игрушек, персонажей кукольного театра; этические беседы.

Вторая группа — это методы, способствующие формированию и развитию игровой деятельности. Среди них важное место занимает непосредственное участие воспитателя в творческой игре: игра с ребенком, исполнение главной или второстепенной роли. Кроме того, учитель широко использует поддержку детей в реализации знаний, полученных на уроке, через предложения, напоминания, советы, подбор игрового материала, беседу об идее игры, развитие содержания, подведение итогов.

Учитель должен учитывать индивидуальные особенности ребенка. Если ребенок уверен в себе, важно научить его критически оценивать свои ответы. Если они застенчивы и нерешительны, их следует поощрять проявлять любую инициативу.

Для формирования у детей умений и навыков самостоятельной организации игры используются также поручения; задания (подобрать материал для игры, изготовить самодельные игрушки и т.д.); беседы; поощрения, разъяснения, вопросы, направленные на подведение детей к возможному осуществлению замысла, определению игровых действий.

Такие необходимые навыки, как определение роли для ребенка и доведение до конца спектакля, формируются через консультации, индивидуальные задания, поручения; использование наглядного материала, чтение отрывков из литературных произведений, описывающих того или иного персонажа; индивидуальные беседы о роли; изготовление элементов костюма для роли вместе с ребенком.

Важная задача — научить детей умению самостоятельно распределять роли, учитывая способности, интересы и желания всех. Поэтому учитель должен быть хорошо знаком с характерами, талантами и привычками своих учеников и постоянно помогать детям лучше узнать друг друга, обращая их внимание на положительные стороны личности каждого ребенка. Для решения этой задачи можно использовать такие методы, как конкурсы на лучшие элементы костюмов, на интересные предложения для ролевой игры, на выразительность речи, мимики и жестов.

Третья группа методов связана с обучением детей конструировать из строительных материалов и играть с конструкциями, делать игрушки. В эту группу входят такие методы и приемы, как совместное выполнение построек педагогом и детьми; рассматривание примера педагога, демонстрация приемов конструирования; использование фотографий детских построек, схем, таблиц; использование тематических заданий типа «Построим улицу нашего города», «Построим метро» и других; подбор материалов для обыгрывания построек.

Большую роль играет обучение детей умению делать игрушки из бумаги путем складывания (кораблики, пароходы, животные, фотоаппараты, скамейки, стаканчики и т.д.), из тонкого картона по шаблонам; делать игрушки из природных и дополнительных материалов (катушки, картонные коробки разных форм и размеров и т.д.); использовать тематические задания: делать красивую мебель для новоселов, карусели и другое оборудование для детской площадки (игра «Построй город») и т.д.

Умение детей использовать предметы-заместители (кирпич вместо мыла и т.д.) важно для развития игры. Чем больше предметов-заместителей приносят дети, тем интереснее и содержательнее игра.

Использование описанных выше методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей и стадии развития их игровых способностей.

Игра в раннем детстве

Наблюдая за играми дошкольников, Щербакова Е.И. отмечает, что в детских играх присутствует простой сюжет, в котором прослеживается логическая последовательность действий. Ребенок пытается определить для себя роль и может увлечься ею на некоторое время. Однако детские интересы все еще неустойчивы, ребенок часто переходит от одной роли к другой, что часто необоснованно меняет сюжет игры.

Подражание играет важную роль в дошкольном возрасте. Поскольку маленькому ребенку свойственна эмоциональность, восприимчивость ко всему яркому и необычному, обогащение детей новыми знаниями и идеями должно быть живым и увлекательным, чтобы вызвать у ребенка интерес и желание подражать. Воспитатель использует дидактические игры: «Наряжаем Таню», «День рождения Тани», «Укладываем Таню спать» и т.д., драматизирует знакомые детские стишки и басни в лицах; использует игрушки при чтении вслух сказок, рассказов, стихов, создает игровые ситуации, побуждающие ребенка к продолжению игры (кукла садится за стол, сервированный к чаю, и т.д.).

Наблюдая за работой взрослых, дети должны изучать рабочий процесс и, по возможности, участвовать в нем. Воспитатель должен систематически пополнять запас игрушек и игровых материалов, учитывая развитие представлений и знаний детей.

Техника совместной игры педагога и детей, демонстрация действий с игрушками, с предметами-заместителями в игровой ситуации чрезвычайно эффективна. В этом возрасте ребенку интересно играть со сверстниками. Вначале это проявляется в виде игрушек. Так, у куклы есть две мамы, у машины — два шофера. И мамы, и шоферы в силу своих возрастных особенностей еще не могут координировать свои действия с одной и той же игрушкой. Одна мама укладывает дочку спать, другая хочет с ней погулять, один водитель сажает кукол в машину, другой бросает их, и так далее. Так дело доходит до ссоры — каждый тянет игрушку к себе, хочет выразить свои желания в игре, показать свои чувства. Часто бывает так, что ребенок, завоевав товарища и получив игрушку, вскоре откладывает ее в сторону. Ребенку скучно играть одному, потому что ему не с кем поделиться своими наблюдениями и опытом. Иногда можно увидеть, как дети безропотно подчиняются воле активных, агрессивных сверстников. Хорошо зная характеры и интересы детей, учитель должен увлечь их совместными действиями с игрушками. По мере взросления у ребенка возникает желание подражать и выполнять действия сверстника, а также желание играть ту же роль. Достаточное количество одинаковых игрушек позволяет детям играть «бок о бок». Такая игра создает условия для воспитания в ребенке доброты, чуткости, отзывчивости и формирует навыки жизни в коллективе.

В.С. Мухина отмечает, что одной из важных задач в работе с детьми 2-3 лет является воспитание простейших навыков совместной игры. Поэтому необходимо помогать маленьким детям развивать содержание игр, в которых можно объединить несколько (2-3) человек.

Играя вместе с ребенком главную роль, воспитатель старается, прежде всего, поддержать интерес ребенка к игре, учит его выполнять роль и развивать содержание игры, согласовывать свои действия с действиями одноклассников; в то же время перед воспитателем стоит задача развития дружеских отношений с детьми. Ребенок, играя свою роль вместе с учителем и подражая ему, не только понимает и совершенствует свои знания о работе взрослых, но и усваивает нормы социального поведения.

Дети дошкольного возраста любят строить, и они часто начинают увлекательную игру со строительством. Но вначале они должны сформировать необходимые навыки, привить стойкий интерес к строительству.

Если ребенок действительно увлечен ролью, он играет серьезно, искренне переживает все чувства своего персонажа. Поэтому необходимо всячески поддерживать его интерес к той или иной роли, обучать в игре необходимым навыкам, вызывать на действие, сообщать определенную информацию. Отсутствие знаний и навыков, необходимых для создания достоверного образа в коллективной игре, приводит к распаду игры, отказу от роли.

Изготовление самодельных игрушек оказывает значительное влияние на развитие содержания детских игр. Такая игрушка делает игровые интересы детей более устойчивыми, помогает объединить детей в игре. Необходимо заинтересовать детей процессом изготовления игрушки. Учитель может дать детям некоторые атрибуты, которые необходимы для конкретной игры.

Особое место в руководстве повествовательно-творческой игрой детей этого возраста должно быть отведено подбору соответствующих игровых материалов, методу разыгрывания новых игрушек в форме театрализованного представления, созданию игровых ситуаций.

Эффективной помощью в разработке содержания творческой игры являются наводящие вопросы, напоминания, подсказки, стимулирующие детей к возможной реализации игрового замысла.

Эффективны и такие приемы, как совместный с детьми подбор элементов костюмов; рассказ о том или ином актере; индивидуальное обсуждение картинок, иллюстраций; советы, показ игровых действий в игровой ситуации.

При руководстве игрой воспитатель не должен подавлять инициативу и самостоятельность ребенка. Все вышеперечисленные методы и приемы должны быть направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявить в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительный контакт со сверстниками.

В младших группах организуются веселые игры, которые приносят детям радость и удовольствие. Это могут быть веселые игры с заводными игрушками (механическими, электронными), народные игрушки (движущиеся фигурки медведей, куры, клюющие кукурузу, и т.д.), веселые игры с ветром, солнечными зайчиками и т.д..

Педагог придумывает веселые приключения заводных игрушек и объединяет их одной темой.

Дети любят играть с песком, снегом и водой. Они образуют песчаные «торты», «пироги». Чтобы поддержать их интерес, учитель показывает, как строить песочные домики для кукол и гаражи для машин. После постройки дома и гаража воспитатель дает детям игрушки (фанерные фигурки людей, животных, птиц, различных машин) и предлагает построить еще дома и гаражи; поддерживает детей в овладении необходимыми навыками. После завершения работы они играют вместе с детьми.

Используйте большие бассейны или надувные емкости для игр с водой, чтобы 4-5 детей могли находиться рядом с ними, плавающие игрушки (например, утки и т.д.). Учитель подсказывает и показывает детям, как интересно играть с уткой и утятами, какие забавные вещи утята могут делать в воде и как мама учит их плавать и прятаться, когда чувствует опасность. Учитель может сделать бумажные лодочки и кораблики и устроить веселое соревнование между детьми: чья лодка быстрее доплывет до противоположного края бассейна.

Дети должны начинать свои игры со снегом с изучения его свойств. Дети перебрасывают снег с места на место, сгребают его в небольшие кучи, перевозят на санках. Сначала воспитатель сам строит для детей кукольную горку, машинку, скамейку, дает им игрушки: кукол в зимней одежде, животных, кукольные санки, маленькие деревянные лопаты и так далее. Он советует детям построить горку: все куклы хотят кататься на санках.

Учитель и дети образуют комнаты, разделенные снежными стенами с дверями. Эти конструкции используются для семейных игр, в детском саду и т.д.

Ролевые игры для детей дошкольного возраста

Для сюжетно-ролевых игр детей 4-5 лет характерно в основном появление новых тем, связанных с теми знаниями, которые ребенок получил из художественной литературы, рассказов взрослых, теле- и радиопередач и т.д.. (Игры про путешествия, корабль, моряков, военных, строительство, почту). Во-вторых, повышенный интерес детей к книге, к окружающей среде способствует обогащению содержания предыдущих игр. Ребенок в этом возрасте проявляет повышенный интерес к взаимоотношениям людей в работе. Дети начинают понимать, что при совместной работе в коллективе необходимо помогать друг другу, быть внимательными и добрыми; у них появляются представления о дружбе и товариществе. Эти идеи находят отражение в их игре. Однако иногда в играх детей можно наблюдать проявление негативных сторон нашей жизни. Учитель должен своевременно направлять ход игры в позитивное русло.

Особое внимание учителя требуется для игр с новым содержанием. Важно, с одной стороны, поддерживать интерес детей к игре, а с другой — направлять их общение.

Театрализованная игра находит свое место в игровой деятельности ребенка 4-5 лет. Дети с удовольствием драматизируют известные сказки («Колобок», «Лиса и заяц», «Кот, петух и лиса»), стихи К. Чуковского «Телефон», «Путаница», «Айболит» и т.д.. В возрасте 5 лет ребенок интересуется смелыми, мужественными поступками. Он любит драматизировать истории на эту тему.

При драматизации литературных произведений дети стремятся к правдивому изображению персонажей, эмоционально переживая все описываемые события. Игровой образ, созданный литературным произведением, находит выход в других играх, что характеризует уровень развития творчества у детей, их способность отражать в игре самое главное, типичное.

Дети этого возраста любят играть вместе, объединяются в небольшие группы по 6-7 человек на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх можно заметить некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх и поделиться ими с единомышленниками способствуют появлению захватывающих игровых идей, для реализации которых обычно требуется определенное количество участников. С другой стороны, возможности для чуткости, доброты, отзывчивости, для координации игровых действий у детей 4-5 лет еще малы. Такое несоответствие между желанием развивать коллективную игровую деятельность и ее практической реализацией связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств. У ребенка есть знания и представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, куда входят такие понятия, как «зло», «добро», почему нужно помогать друг другу и т.д., но у него мало жизненного опыта, нет устойчивости в проявлении нравственных чувств, способность отказаться от собственных желаний, интересов в пользу другого, рассмотреть возможности сверстника, оценить положительные качества, развита недостаточно. Отсюда неспособность детей координировать свои планы. Одному кажется, что его изобретение более интересно, другому — что его предложение более увлекательно.

Часто неспособность согласовать планы приводит к дезинтеграции игры, разрушению дружеских контактов. Эту особенность следует учитывать при управлении игрой. Необходимо помочь детям выбрать наиболее интересное из множества предложений, и в то же время максимально использовать остальные, тем самым способствуя развитию умения уважать идеи других, быть внимательными и идти на компромисс в личных желаниях.

В формировании у дошкольников умения самостоятельно распределять роли, учитывая способности, интересы и желания других, эффективны такие приемы, как раскрытие лучших, положительных качеств каждого ребенка, поддержка их предложений, а также создание практических ситуаций, в которых воспитанники могли бы проявить чувство ответственности за исполнение роли, доброту, чуткость, отзывчивость, знание моральных норм поведения.

Если на одну и ту же роль претендуют несколько детей, воспитатель должен прийти им на помощь, чтобы, по возможности, удовлетворить все заявки. Исходя из специфики развития игры, в средней группе методы руководства должны быть направлены на обогащение детей впечатлениями, знаниями о том, что происходит в нашей стране, об общественном характере коллективного труда взрослых, их добросовестном отношении к своему труду. При ознакомлении ребенка с окружающим миром необходимо использовать методы и приемы, которые помогут ребенку эмоционально пережить ситуацию трудовой деятельности, с которой его знакомят в данный момент. Связь чувств с мышлением и воображением в процессе привыкания помогает направить внимание ребенка на восприятие конкретных фактов, образов, поведения, она усиливает переживаемые детьми чувства, способствует начинающемуся желанию действовать самостоятельно. Постановка литературных произведений в контексте этических бесед, встреч с людьми разных профессий, дидактических игр, экскурсий обеспечивает не только накопление знаний, но и развитие чувств детей, формирование положительного отношения к труду взрослых, профессиям.

Помимо общих методов ознакомления с обстановкой, необходимо использовать и специфические, которые непосредственно влияют на развитие замысла игры, творчества, усложнение содержания игры, обогащение игровых образов. Такие методы должны включать рассказ учителя с демонстрацией иллюстративного материала по теме игры.

На 5-м году жизни у детей появляются любимые роли. Играя в конкретного или вымышленного человека, ребенок пытается реализовать собственные знания, представления о его действиях, чувствах, мыслях и поступках. А во многих играх, через любимую роль, передаются личные качества, отношение к той или иной профессии и т.д.

Исполнение любимой роли в различных игровых ситуациях увеличивает продолжительность и силу переживаемых ребенком чувств, укрепляет формирующиеся дружеские отношения.

Большое значение имеют беседы учителя о дальнейшем ходе игры, разговоры о возможных действиях детей в той или иной роли. Такие беседы способствуют самостоятельности в выборе темы игры, разработке содержания. Перед детьми стоит задача договориться, спокойно выслушать и выбрать самое интересное, захватывающее. Они развивают способность самостоятельно обдумывать дальнейший ход игры, планировать, что делать, какие игрушки им нужны, как использовать строительные материалы.

Помощь ребенку в создании игрового образа требует особого внимания со стороны учителя. Для того чтобы каждый ученик смог передать динамику поступков изображаемого человека, его эмоциональные проявления, действия, взаимоотношения с людьми, мысли, поступки, необходимо снабдить его знаниями, идеями, которые обогатят игровой рисунок путем специального подбора литературных произведений. Положительно влияет на создание детских игровых картин проведение индивидуальных бесед о роли, индивидуальных заданиях, поручениях.

Воспитатель может играть ведущую роль в играх или быть одним из участников очереди, но в любом случае он должен вести игру, направлять инициативу и творчество детей.

Детей не всегда удовлетворяет сборная игрушка, у них часто возникает желание сделать собственные атрибуты для игры. Самодельная игрушка доставляет ребенку творческое удовольствие, способствует развитию интереса к творческому процессу и, конечно, вносит вклад в развитие содержания игры.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Отличие образовательного процесса в университете России и Китая
  2. Культура общения педагога с обучающимися
  3. Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта
  4. Обучение и организация различных видов деятельности и общения детей с ограниченным развитием
  5. Виды и специфика педагогической деятельности
  6. Теория и методика обучения и воспитания в области дошкольного образования
  7. Коррекционно-педагогическая работа с детьми раннего возраста
  8. Педагогические условия формирования сенсорных эталонов у младших дошкольников
  9. Н. К. Крупская А. С. Макаренко об игре как целенаправленной творческой деятельности, о связи ее с трудом
  10. Комбинаторное мышление