Для связи в whatsapp +905441085890

Виды социальных потребностей — Социальные потребности

В рамках базовых потребностей можно найти множество их модификаций, дополнительных свойств. Такие потребности являются конкретизацией базовых потребностей. Например, в биологических потребностях можно выделить антропологические потребности, основой для их выделения являются различия людей по полу (сексуальные потребности), возрасту, расе, этнической принадлежности. В рамках материальных потребностей можно выделить бытовые потребности — потребность в комфорте жилья, средствах передвижения, безопасности. Среди социальных потребностей можно выделить потребность в самоидентификации личности, потребность в защите прав и достоинства личности.

Следующим основанием для выделения больших групп потребностей является их классификация по социальной и гуманистической направленности (ценности). Это будет группа ценностно-ориентированных потребностей. Исходя из этого, мы можем различать разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и регрессивные.

Давайте обратимся к характеристикам упомянутых здесь групп потребностей.

Биологические (естественные) потребности.

Это универсальные первичные потребности жизнедеятельности организма: потребности питания и выделения, потребности расширения среды обитания, воспроизводства (репродукции), потребности физического развития, здоровья, общения с природой.

Повинуясь зову своей природы, человек совершает действия, направленные на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей природе, становятся подлинно человеческими, когда они опосредованы условиями социального существования, определяемыми достигнутым уровнем культуры. Быть в гармонии с природным, растительным и животным миром с его биологическими потребностями — желание преходящее, временное; оно не является выражением личной свободы, а если и является постоянным, то отягощено сознанием своей несвободы. Ведь мир природы — это не мир человека, он может стать таковым только при условии, что человек организует этот мир по-своему, преобразуя его по законам человеческой деятельности.

Резюмируя вышесказанное, мы можем констатировать: Человека удовлетворяет только такое общение с природой, при котором в природе остаются следы его самоутверждения, то есть удовлетворяется не девственная, а измененная природа.

Требования к материалам.

Материальными мы называем потребности в средствах и условиях удовлетворения биологических, социальных и духовных потребностей.

Из всего многообразия этих потребностей Маркс выделил три потребности: Еда, жилье и одежда. Норма материальных потребностей определяется существующим уровнем развития материального производства в стране, наличием в ней природных ресурсов, положением человека в обществе, видом деятельности. Норма материальных потребностей должна обеспечивать каждому человеку нормальные условия его трудовой и иной деятельности, комфортность быта и транспорта, отдых и восстановление здоровья, условия физического и психического развития. В совокупности материальные потребности и способ их удовлетворения определяют уровень жизни человека.

Следует подчеркнуть, что материальные потребности не безграничны. Они количественно определяются для каждой страны, региона и семьи и выражаются в терминах «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и т.д.

Виды социальных потребностей - Социальные потребности

Социальные потребности

В отличие от биологических и материальных потребностей, социальные потребности не столь навязчивы, они существуют как само собой разумеющееся, они не заставляют человека немедленно их удовлетворять. Однако было бы непростительной ошибкой заключить, что социальные потребности играют подчиненную роль в жизни человека и общества.

Напротив, социальные потребности играют важнейшую роль в иерархии потребностей. Чтобы сдержать зоологический индивидуализм, на заре человечества люди объединялись, создавали табу на владение гаремом, вместе участвовали в охоте на диких животных, четко понимали различия между «своим» и «чужим», вместе боролись со стихиями природы. Благодаря преобладанию потребностей «для другого» над потребностями «для себя», человек стал человеком и создал свою собственную историю. Существование человека в обществе, бытие для общества и через общество — это центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие для реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.

Социальные потребности существуют в бесконечном разнообразии форм. Не пытаясь представить все проявления социальных потребностей, мы будем классифицировать эти группы потребностей по трем атрибутивным критериям:

  1. потребности для других
  2. потребности для себя
  3. потребности вместе с другими

Потребности для других — это потребности, которые выражают общую природу человека. Это потребности в общении, защите слабых. Наиболее ярко потребность «для других» выражается в альтруизме — потребности жертвовать собой ради другого. Потребность «для других» реализуется через преодоление вечного эгоистического принципа «для себя». Примером потребности «для других» может служить герой рассказа «Иван» Ю. Ковалева. Нагибин. «Ему доставляло гораздо больше удовольствия стараться для кого-то другого, чем для себя. Возможно, это любовь к людям … Но благодарность не лилась из нас как фонтан. Ивана эксплуатировали, обманывали и грабили.

Потребность «для себя». Потребность в самоутверждении в обществе, самореализации, самоидентификации, потребность иметь свое место в обществе, в коллективе, потребность во власти и так далее. Потребности «для себя» называются социальными, потому что они неотделимы от потребностей «для других» и могут быть реализованы только через них. В большинстве случаев эти потребности выступают как аллегорическое выражение потребностей «для других». Об этом единстве и взаимопроникновении противоположностей — потребностей «для себя» и потребностей «для других» — пишет П.М. Ершов: «Существование и даже «сотрудничество» противоположных тенденций «для себя» и «для других» в одном человеке возможно до тех пор, пока речь идет не об отдельных и не о глубинных потребностях, а о средствах удовлетворения их или других — о потребностях служения и деривации.

Потребности «с другими». Группа потребностей, выражающих мотивацию многих людей или общества в целом: потребность в безопасности, свободе, сдерживании агрессора, потребность в мире, смене политического режима.

Особенность потребностей «с другими» в том, что они объединяют людей для решения насущных проблем общественного прогресса. Таким образом, вторжение фашистских войск на территорию СССР в 1941 году стало сильным стимулом для организации обороны, и эта потребность была всеобщей. Сегодня агрессия США и стран НАТО против Югославии сформировала у народов мира общую потребность осудить неспровоцированные бомбардировки городов Югославии и помогла сплотить югославский народ в его решимости бескомпромиссно бороться с агрессором.

Самый уважаемый человек — это тот, кто имеет избыток социальных потребностей и направляет все усилия своей души на удовлетворение этих потребностей.

Духовные потребности

Как мы отмечали выше, каждая потребность характеризуется направленностью на какую-либо тему и мотивирует человека на овладение этой темой.

Биологическая потребность побуждает человека овладеть универсальными ресурсами жизни, материальная потребность имеет своим предметом материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная потребность побуждает человека овладеть формами общения и связи с другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность.

Духовность и сознание — это одно и то же. Но не всякое сознание является духовным. Например, рабочий, выполняющий работу на заводской линии, делает это со знанием дела. Но эти действия носят технологический, а не духовный характер. Чтобы объяснить феномен духовности, необходимо использовать термин трансцендентность. Сложное значение этого термина широко прослеживается в философии И. Канта. Но нас интересует трансцендентность только в связи с духовностью.

Трансцендентность означает выход за пределы повседневного естественного бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира. Трансценденция означает выход за пределы своего эмпирического бытия, выход за пределы самого себя, стремление стать выше, достичь нового уровня свободы.

Итак, духовность — это стремление к преодолению в своем сознании, достижению высоких целей, следованию личному и общественному идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность также выражается в стремлении к прекрасному, созерцании природы, классических произведений литературы и искусства. Культура — это субстанция духовности, это квинтэссенция духовного опыта человечества.

Духовность — это самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни одолжить у кого-либо, оно может быть сформировано только собственными усилиями. Только духовно богатый человек способен на настоящую бескорыстную дружбу, на прочную любовь, которая связывает мужчину и женщину узами брака.

Более полное определение духовности можно получить, сравнив ее с антиподом — бездуховностью. Бездуховность — это сознание, не выходящее за рамки утилитарной пользы, не поднимающееся над суетой повседневной жизни, над удовлетворением биологических потребностей и вещей.

Такое сознание имеет людей без высоких жизненных идеалов, сосредоточенных на бессмысленном накоплении вещей и денег, черствых к заботам ближних, любителей сиюминутного счастья, «растратчиков жизни».

Бездуховность — одна из главных причин потери человечности в человеке; алкоголизм, наркомания, циничная проституция, аморализм — все те пороки, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек — это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.

Из приведенного анализа феномена духовности следует, что качество духовности не ограничивается сферой сознания, оно может быть реализовано в индивидуальной жизни только тогда, когда у человека развиты волевые качества, его способность направлять свою жизненную энергию в определенное русло, а бездумный человек — это прежде всего безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые качества не имеют отношения к духовности, при определенных обстоятельствах они могут служить силам зла, разрушению духовных ценностей. Об этом свидетельствуют многие события в истории России, особенно в Чечне.

Духовность, таким образом, не просто носитель функций сознания, а функция активной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мире, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится вырваться из ограничений материи и выражает себя в духе. Дух разрушает физиологические разделения, национальные различия, групповые различия своим стремлением к единству, к интеграции разнообразия в единую целостность.

Духовные потребности — это желание обрести и обогатить свою духовность. Бесконечно разнообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.

Требования, основанные на стоимости

Основой для выделения этой группы потребностей является классификация потребностей по критериям их гуманистической и этической направленности, их роли в образе жизни и всестороннем гармоничном развитии человека.

В соответствии с этими критериями можно выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные и деструктивные.

Рассмотрите разумные и неразумные потребности.

Разумные потребности — это такие потребности, удовлетворение которых способствует нормальному функционированию организма человека, росту престижа личности в обществе, его гуманному развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:

  1. чувство меры в удовлетворении потребностей, которое не приводит к деградации личности.
  2. гармоничное сочетание различных потребностей. Также духовная потребность не может быть признана разумной, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей.
  3. соответствие потребностей возможностям человека и наличие средств для их реализации.
  4. управляемость потребностей. Соответствующие потребности можно определить как те потребности, которыми управляет человек, а не наоборот, когда потребности управляют человеком.

Формирование и удовлетворение разумных потребностей — благородная и почетная задача системы государственного управления, образования, всего уклада общественной жизни.

Иррациональные потребности — это такая группа потребностей, которые вызывают блокировку в функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб интересам общества, а в случае их бездействия приводят к деградации человеческого общества и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон иррациональных потребностей чрезвычайно широк: от курения до наркотиков.

Перверсивными (пагубными) мы называем иррациональные потребности, удовлетворение которых ведет не только к разрушению и циничному игнорированию моральных и правовых норм человеческого общества, но и в своих крайних проявлениях способствует деградации человеческой природы и мертвому состоянию развития вида «человек».

Это чрезмерная потребность в алкоголе, наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества — не столько отсутствие материальных благ, сколько насыщенность материальными благами и бездуховность человека, отсутствие идеалов, за которые люди должны бороться.

Рассмотрим самый опасный «треугольник» всех человеческих пороков: гомосексуализм, наркомания и СПИД. Каково значение этого треугольника? СПИД по праву считается чумой XX века. По общему признанию экспертов в области медицины, наиболее распространенной причиной СПИДа является гомосексуализм и наркомания. Они являются самыми опасными носителями вируса СПИДа при половых контактах и кровосмешении.

Первый шаг к радикальному искоренению наркомании и СПИДа — признание этих болезней социальными и смещение акцента в поисках лечения с биологической сферы на социальную и внутренний духовно-психологический мир человека.

Эффективность этих мер может быть положительной только на ранних стадиях заболевания. Одной из таких мер является сублимация — замена порочных потребностей разумными или менее порочными потребностями. Термин «сублимация» был создан 3. Фрейдом для нейтрализации чрезмерного давления сексуальных потребностей и возникающих в результате этого психических расстройств. Для этого необходимо сформировать волю — способность противостоять соблазнительным потребностям; необходимо управлять своими потребностями.

Наконец, последняя из групп ценностных потребностей — это истинные и ложные потребности.

Хотя определение вышеуказанной группы потребностей трудно назвать абсолютно верным, тем не менее, они играют определенную роль в ориентировании человека в сложных хитросплетениях вкусов, потребностей, настроений. В практической жизни не существует стабильной субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и обстоятельств жизни на первое место выходят биологические, материальные или духовные потребности.

Требуется преобразование

Понимание приведенной выше классификации потребностей будет неэффективным, если мы будем рассматривать каждую потребность в отрыве от других потребностей или изучать соподчинение потребностей в зависимости от уникального определения ведущей потребности. Ни одна человеческая потребность не существует в чистом виде; все они настолько взаимосвязаны и переплетены, что образуют сложную мозаику, множество нитей которой связаны с возможностями их реализации в практической деятельности. Потребность как таковая представляет собой лишь фрагмент внутреннего психического мира человека, и для ее реализации необходим сложный процесс: мотивация выбора объекта потребности, осознание через интересы и цель деятельности. На этом пути потребность претерпевает серьезную трансформацию и часто превращается в свою противоположность.

Ибо мотив человеческой деятельности, освещенный смыслом жизни, должен служить только той великой цели, к которой стремится человек. Человеческие потребности носят условный, мобильный и виртуальный характер. Виртуальность потребностей заключается в том, что каждая из них содержит в себе своего другого, момент самоотрицания. Благодаря разнообразию условий ее реализации, возрасту, среде, скажем, биологическая потребность становится материальной, социальной или духовной потребностью, то есть трансформируется. В этом параллелограмме потребностей преобладающей становится та потребность, которая в наибольшей степени соответствует личностному смыслу жизни, которая лучше обеспечена средствами для ее удовлетворения, то есть та, которая лучше мотивирована.

Обратимся к примеру из профессиональной деятельности дизайнера одежды. Мы уже выяснили, что потребность в одежде — это материальная потребность. Но является ли эта потребность единственной или преобладающей, определяющей деятельность модельера? Определенно нет. По сути, материальная потребность в одежде закрепляет одно из ее качеств: защищать человека от холода, сохранять тепло. Но чтобы понравиться окружающим, выиграть конкурс моды, материальная потребность нивелируется, она превращается в социальную и духовную потребность. А чтобы возбудить сексуальные потребности мужчины, он должен умело подчеркнуть женские части тела. Не зря говорят: модельеры, портные — служители моды, и главная потребность, которую они должны пробудить в людях, — это потребность в красоте, духовная, эстетическая потребность.

Эмоции играют важную роль в преобразовании потребностей. «Функция эмоций, — пишет П. Ершов, — состоит в том, чтобы превращать потребности в конкретные цели, находить возможность их практического удовлетворения. Эмоции всегда зависят от потребности и даже непроизвольно выдают ту или иную потребность. Эмоции не только подчинены потребностям, но и направляют процесс их конкретизации и трансформации. Эмоция распознает потребность. Она вдохновляет потребность и вдохновляет человека на удовлетворение этой потребности.

Каждый, кто изучает потребности и их роль в жизни человека, должен быть готов ответить на вопрос: человек управляет потребностями или потребности управляют человеком?

С проблемой регулирования потребностей сталкивается каждый человек в своей повседневной практике. Особенно остро это ощущают те люди, у которых изобилие потребностей и наличие возможностей для их удовлетворения.

Есть долгосрочные потребности с предсказуемыми возможностями их удовлетворения; есть потребности, возникающие в экстремальных условиях, удивляющих индивида; есть потребности, требующие для своего удовлетворения определенных биологических ресурсов и мобилизации волевых качеств. Есть потребности, которые возникают одновременно и требуют от человека сознательного решения: отдать предпочтение какой из них: встретиться с другом или закончить доклад, выступить на семинаре, потратить деньги на посещение кафе или купить на них учебник.

Если человек следует гедонистической этике постоянного поиска удовольствий и избегания страданий, он приобретает репутацию ненадежного делового партнера или работника, не способного преодолевать трудности и опаздывающего везде и во всем. Если человек строго следует установленному графику и действует по принципу: «Делай не то, что хочется, а то, что необходимо», он может преуспеть в карьере и продвижении по службе, но постепенно потерять друзей и даже стать заложником своей дисциплины.

Управление потребностями означает управление своей деятельностью, нацеленность на результат. Определив свою потребность в высшем образовании, вы должны подчинить все текущие краткосрочные потребности и цели этой потребности, рассчитать свои силы и ресурсы так, чтобы вы могли полностью усвоить программу каждого курса. Точнее, высшее образование должно быть на первом месте в вашей жизни.

Если в силу обстоятельств вы будете пропускать занятия, не сдавать вовремя зачеты и экзамены, у вас будет такой длинный хвост, что вы перестанете им управлять, и ваша потребность в высшем образовании превратится в красивую, но несбыточную мечту.

Итак, подводя итог, мы можем заявить: Человек может и должен управлять своими потребностями. Для этого необходимо:

  • Иметь значимый идеал, высокую цель в жизни. Все временные и мимолетные цели и потребности следует рассматривать через призму главной цели своей жизни;
  • Постоянно заниматься вооружением себя средствами для достижения более высокой и временной цели;
  • любое действие для удовлетворения потребности быть всесторонне мотивированным, а не совершать немотивированные действия;
  • Сформируйте разумную волю, чтобы противостоять соблазнам и уловкам и идти своим путем.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Малая группа в социальной психологии — Межличностные отношения в группах
  2. Защитный механизм: перенос
  3. Взаимосвязь локуса контроля и отношения к деньгам у старших школьников — Понятие локус-контроля
  4. Стресс и способы преодоления стрессовых ситуаций
  5. Педагогическое тестирование
  6. Психологический анализ привычек людей
  7. В чем заключается суть трудовой мотивации
  8. Добрачное психологическое консультирование
  9. Задачи психотерапии
  10. Развитие логической памяти у детей дошкольного возраста