Для связи в whatsapp +905441085890

Влияние индивидуального опыта человека на значение снов

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Горе, как психологический феномен
  2. Психологические проблемы адаптации
  3. Психологические особенности принятия личностно-значимых решений в состоянии стресса
  4. Способы эмоционального реагирования в состоянии агрессии
  5. Влияние алкоголя на процессы консолидации памяти
  6. Особенности коррекции нарушений игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
  7. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития произвольной памяти у дошкольников
  8. Гендерные особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  9. Влияние уровня тревожности на социометрический статус младших школьников
  10. Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка

Введение

За тонкой поверхностью человеческого сознания лежит относительно неисследованная область психической деятельности, природа и функции которой никогда не были систематически исследованы или адекватно изучены. Несмотря на существование большого количества клинического и экспериментального материала, касающегося сновидений и грез, сна и сонливости, гипноза и гипнотических состояний, сенсорной депривации, исторических состояний диссоциации и деперсонализации, фармакологически индуцированных психических расстройств и т.д., было сделано мало попыток организовать и систематизировать эту разрозненную информацию в стройную теоретическую систему. В нашей работе мы попытаемся интегрировать современные знания о различных измененных состояниях сознания, определить условия, необходимые для их возникновения, их общие и отличительные черты и адаптивные или дезадаптивные функции, которые они предоставляют человеку.

Сознание — одно из основных понятий философии и психологии, обозначающее способность к идеальному воспроизведению действительности, а также конкретные механизмы и формы такого воспроизведения на различных ее уровнях. Сознание бывает двух форм: индивидуальное (личностное) и общественное.

Одни из первых идей о структуре сознания принадлежат З. Фрейду. Но в современной науке, по мнению некоторых ученых, его иерархическая структура: подсознание, сознание и сверхсознание, по-видимому, исчерпала свой объяснительный потенциал.

В психологии сознание рассматривается как психическая деятельность, обеспечивающая: обобщенное и целенаправленное отражение внешнего мира, осуществляемое в знаковой форме; связывание новой информации, получаемой индивидом, с его прежним опытом (узнавание, понимание); выделение себя из окружающей среды и противопоставление ее объекту как субъекту; целеполагающую деятельность, т.е. предварительное мысленное конструирование действий и обеспечение их последствий; контроль и управление своим поведением, его способность давать человеку возможность контролировать свои действия и принимать решения. Поскольку предметом сознания является не только внешний мир, но и сам объект, носитель сознания, то одним из существенных элементов сознания является самосознание. Конституирующими признаками сознания являются отражение, установка, целеполагание, контроль.

Мысль, сознание реальны. Но это не объективная, а субъективная реальность: в мозгу нет физического отпечатка объекта отражения. И личное, и общественное сознание — это субъективный образ объективного мира. Поскольку образ принадлежит субъекту, он неизбежно отражает своеобразие его жизненного опыта, интересов, установок, социальных позиций. Субъективность означает также неполноту отражения: образ отражает свойства вещей лишь с большей или меньшей степенью приближения. Наконец, субъективность может иметь и отрицательное значение — субъективизм, тенденциозное искажение субъектом объективного содержания образа.

Как познавательная деятельность сознание начинается с чувственного отражения, в образах которого человек непосредственно видит мир вещей, их свойства и отношения, и поднимается до уровня теоретического мышления.

Обыденное состояние человеческого сознания не является чем-то элементарным. Это исключительно сложная конструкция, особый инструмент, предназначенный для взаимодействия с миром вещей и другими людьми.

Существуют закономерности состояний сознания. Материальность — это часть восприятия. С ее помощью мы «чувствуем» окружающий нас мир. Мы стараемся делать то же самое с сознанием, осознавать сознание как материальную подложку нашего тела. Как проникнуть в «сверхспектр» восприятия сознания, чтобы ощущение мира полностью изменило его формы? Такая возможность существует, она достигается появлением измененных состояний сознания.

Сознание может быть изменено и иметь различные уровни состояний:

  1. Бодрствующее сознание — это то естественное состояние, в котором мы ежедневно находимся в своих делах и заботах, отдыхе.
  2. Сон, погружение в «жизнь без жизни», т.е. иллюзорный мир сновидений. Это естественный и единственный АСК, который дан нам природой.
  3. «Сонное» сознание, или гипнотическое сознание, когда можно оставаться в субъективной фантазии. Это полупробужденное состояние со вспышками интенсивного сознания.
  4. При шоке, стрессе, психическом кризисе, чрезвычайной ситуации, гневе, страхе — происходит акт подчинения сознания силе, которая впоследствии производит определенную химическую реакцию в организме и влияет на характер ощущений, чувств, поведения, что проявляется в возникновении особого — измененного состояния сознания.

Измененным состоянием сознания (ИСС) мы будем называть такое состояние, которое отличается от какого-то определенного базового состояния сознания (БСС). Как правило, базовое состояние — это некоторое обычное состояние сознания. АСК — это некая система, которая является новой по отношению к базовому состоянию и имеет присущие только ей характеристики, это определенное изменение прежней структуры сознания.

Вызывание измененных состояний сознания

ИСС могут быть вызваны в любой обстановке с помощью различных средств или методов, которые нарушают нормальный поток сенсорных или проприоцептивных стимулов, нормальный выход двигательных импульсов, нормальный «эмоциональный настрой» или нормальное течение и организацию когнитивных процессов. По-видимому, существует необходимый оптимальный уровень экстероцептивной стимуляции для поддержания нормального бодрствующего состояния сознания, и если стимуляция ослабляется или усиливается, то это, вероятно, способствует возникновению ИСС. Более того, разнообразные, чередующиеся стимулы окружающей среды необходимы для поддержания нормального когнитивного, перцептивного и эмоционального опыта, и если такая стимуляция обеднена, вероятно, возникнут психические аномалии. Хотя экспериментальных доказательств такого манипулирования двигательными, когнитивными и эмоциональными процессами мало, существует достаточно клинических и профессиональных данных, позволяющих предположить, что такое грубое вмешательство в эти процессы может вызвать изменения в сознании.

Создание любого измененного состояния требует двух основных операций, которые, в случае успешного завершения, ведут от данного исходного состояния к данному состоянию. Первая заключается в том, что на данное базовое состояние воздействуют некие деструктивные силы — психологические и/или физиологические действия, которые нарушают процессы стабилизации. Поскольку базовое состояние сознания представляет собой сложную систему, поддерживаемую в стабильности рядом одновременно действующих процессов, возникновение измененных состояний может и не произойти. Например, употребление психогенного наркотика может не привести к измененному состоянию, поскольку процессы психической стабилизации удерживают базовое состояние сознания постоянным, несмотря на разрушительное действие наркотика на физиологическом уровне.

Если создание измененного состояния прошло успешно, происходит вторая операция, когда в переходный период (предыдущее базовое состояние разрушено, новое еще не возникло) начинают действовать формирующие силы. Такими силами являются психологические и/или физиологические воздействия, которые формируют новую систему из ряда структур (подсистем), то есть измененных состояний, на которые и направлен весь процесс. Когда такая система сформирована, она должна найти собственные процессы стабилизации (если это возможно), чтобы закрепить свое существование.

Восстановление, возвращение в исходное базовое состояние — это процесс, аналогичный описанному выше.

Психогенные наркотики, такие как марихуана или ЛСД, не оказывают такого же воздействия на психику человека. Возьмем, к примеру, так называемую обратимую толерантность к марихуане, которая позволяет некоторым людям, впервые употребляющим этот наркотик, не чувствовать его воздействия, несмотря на большую дозу, но впоследствии впадать в определенное измененное состояние сознания даже при приеме гораздо меньшей дозы. Дело в том, что физиологические эффекты марихуаны недостаточны для разрушения нормального базового состояния сознания до тех пор, пока дополнительные психологические факторы не нарушат процессы, стабилизирующие базовое состояние, настолько, что станет возможным переход в измененное состояние. Такие дополнительные психологические воздействия обычно исходят от более опытных курильщиков, которые знакомы с эффектами марихуаны и способами их достижения.

Некоторые виды психопатологии, такие как раздвоение личности, можно рассматривать как крайние случаи перехода в измененное состояние.

Классификация различных методов, основанных на определенных переменных или комбинациях переменных, которые, согласно гипотезе, играют ведущую роль в возникновении ИСС.

Уменьшение экстероцептивной стимуляции и/или двигательной активности . В эту категорию входят психические состояния, возникающие в основном в результате полного уменьшения входных сенсорных сигналов, изменения сенсорного паттерна или постоянного представления повторяющейся, монотонной стимуляции.

Такие ASC могут быть вызваны одиночным заключением, длительной социальной или стимульной депривацией, например, пребыванием в море, на полярном полюсе или в пустыне; гипнозом на шоссе, «феноменом обрыва» у пилотов реактивных самолетов на большой высоте, состояниями крайней скуки, гипнозом и гипнотическими состояниями, сном и околосонными состояниями, такими как сонливость и сомнамбулизм. ASC также могут возникать в ситуациях сенсорной депривации, создаваемых в экстремальных условиях. В клинических случаях измененное сознание может возникать в результате двусторонней операции по удалению катаракты, полной неподвижности, у больных полиомиелитом, помещенных в респиратор резервуарного типа, у больных полиневритом, вызывающим сенсорную анестезию и двигательный паралич, и у пожилых пациентов с катарактой. Описания более загадочных форм СПВ можно найти в упоминаниях о состояниях восстановления и откровения во время «инкубации» или «сна в храме», который практиковали ранние египтяне и греки, о «морской болезни», возникающей у гренландцев, вынужденных находиться в лодке несколько дней подряд во время охоты на китов.

Основные признаки АИС

Несмотря на большое количество сходств в различных ИСС, существуют некоторые общие формирующие влияния, которые, по-видимому, отвечают за многие из их очевидных различий во внешних проявлениях и субъективном опыте. Несмотря на то, что при создании определенных АСК (например, транса) могут действовать схожие базовые процессы, такие влияния, как культурные ожидания, исполнение роли, социально одобряемые характеристики, факторы коммуникации, трансферентный опыт, личная мотивация и ожидания (интеллектуальные установки), а также конкретные процедуры, вовлеченные в индивидуацию АСК, работают в полном согласии для создания и формирования уникальных физических состояний.

Подобные черты, в той или иной степени, присущи большинству АСЦ:

А. Изменение мышления. Общие признаки представлены субъективными нарушениями концентрации внимания, памяти и суждений. Архаичная манера мышления (простое процедурное мышление) становится ведущей, а способность к проверке реальности в разной степени нарушается. Различия между причиной и следствием стираются, ярко выражена амбивалентность, а также возможность сосуществования противоположных и противоречивых импульсов по отношению к одному и тому же объекту при отсутствии явного (психо)логического конфликта. Кроме того, многие из этих состояний связаны со снижением рефлексивного познания.

Б. Расстройство чувства времени . Чувство времени сильно изменяет восприятие хронологии событий. И это выражается в виде общей дезориентации во времени и характерного субъективного ощущения безвременья, остановки, ускорения или замедления времени и т.д. Время также может восприниматься как бесконечное или неизмеримое.

В. Потеря контроля. Человек, входящий или прибывающий в АСЦ, обычно испытывает страх потери власти над реальностью и самоконтроля. На этапе индукции он может активно сопротивляться переживанию АСЦ (например, во время сна, гипноза, анестезии), в то время как в других состояниях он может приветствовать ослабление воли и полностью отдаться экспериментам (например, при употреблении наркотиков, алкоголя, ЛСД, во время мистического опыта).

Г. Изменения в эмоциональном выражении. При ослаблении сознательного контроля или запретов часто становятся заметными изменения в эмоциональном выражении. Возникают внезапные, неожиданные вспышки эмоций, более примитивных и интенсивных, чем в обычном состоянии. Возникают экстремальные эмоциональные состояния, от экстаза и состояния, близкого к оргазму, до глубокого страха и депрессии.

Человек может стать отстраненным, замкнутым или испытывать сильные эмоции, никак их не проявляя. Чувство юмора также снижается.

Д. Изменение образа тела. При АСЦ происходят различные искажения образа тела. Также довольно часто люди испытывают глубокое чувство деперсонализации, разделения тела и души, потери самосознания или размывания границ между собой и другими, миром или вселенной.

Когда такие субъективные переживания провоцируются токсическим или бредовым состоянием, предшествуют припадкам или возникают после приема определенных препаратов и т.д., они часто воспринимаются человеком как странные или даже пугающие. Тем не менее, когда такие ощущения возникают в мистических или религиозных обстоятельствах, они могут интерпретироваться как трансцендентальный или мистический опыт «исключительности», «расширенного сознания», «океанических ощущений» или «забвения».

Может показаться, что различные части тела не только увеличились, уменьшились, похудели, потяжелели, отделились от тела, приняли необычный или смешной вид, но также может возникнуть спонтанное ощущение головокружения, помутнения зрения, онемения, потери чувствительности, покалывания тела.

Е. Искажение восприятия. Общим для большинства АСЦ является наличие аберраций восприятия, включая галлюцинации, псевдогаллюцинации, преувеличенные зрительные образы, повышенную возбудимость восприятия и широкий спектр иллюзий. Содержание этих перцептивных аномалий обусловлено культурными, групповыми, индивидуальными или нейрофизиологическими факторами и представляет собой либо скрытые желания и фантазии, либо выражение глубинных страхов или конфликтов, либо простые явления, не имеющие большого динамического значения, такие как галлюцинации света, цвета, геометрических форм или очертаний. При некоторых АСЦ, например, вызванных психоделическими наркотиками, марихуаной или мистическим опытом, может возникать синестезия, когда определенные формы сенсорного опыта переводятся в другие формы. Например, человек может сообщить, что видит или чувствует звуки или ощущает вкус того, что видит.

Сон — это естественный АИС

Сон — это треть жизни, которую мы проживаем. Область, которая до сих пор таит в себе множество загадок. Сны — это окна в другие миры.

Засыпание — универсальная защита мозга. Как и любое физиологическое явление, засыпание имеет свой нейрохимический язык, свои индивидуальные особенности работы мозга. Сон снимает барьер бодрствующего сознания, открывая путь к созданию сновидений, и тогда подсознание может вести нас в фантастические миры, в переживания других жизней.

Индусы верили, что продвинутые йоги могут делать во сне практически все. Существует древний опыт моделирования сновидений, опыт осознания себя во сне. Это феномен «осознанного сновидения». Техники создания определенного настроения в состоянии бодрствования для переноса его в сновидение использовались тибетскими буддистами на протяжении более тысячи лет для достижения осознания своего бытия.

Тщательный опрос людей о формальном характере (в отличие от конкретного содержания) их снов выявляет существование множества различий между снами разных людей. Например, всегда было известно, что одни люди видят цветные сны, а другие — черно-белые. Этот факт индивидуальных различий говорит о том, что сны одного человека могут отличаться не только количественно (например, по интенсивности образа, аффекта, чувства контроля и т.д.), но, возможно, и качественно, т.е. что сны на самом деле могут быть психологически и эмпирически различными явлениями, которые без разбора объединяются под общим термином «сон».

Современные лаборатории сна и сновидений установили существование, по крайней мере, двух различных типов психической активности, происходящей во время сна. Первая фаза имеет характеристики, которые мы обычно ассоциируем со сном: яркие зрительные образы, привязанность к определенному отдаленному месту, взаимодействие с другими персонажами, сильные эмоции, слабое осознание того, что мы находимся в постели, и т.д. Психическая активность в других фазах сна ближе к мышлению, а зрительных образов мало или вообще нет. Кроме того, психическая активность вне первой фазы вспоминается большинством испытуемых реже.

Эксперименты Г. Фогеля и его сотрудников, исследовавших состояния человека во время засыпания, показали, что в структуре сознания выделяются два или три различных измененных состояния сознания. В течение определенного периода времени, после того как испытуемые занимали положение лежа, они сохраняли контакт с окружающей средой, их мысли текли как обычно, реальность воспринималась в привычных рамках. Это состояние незатронутого «я». Затем испытуемые переходили в состояние деструктурированного «Я», теряли контакт с внешней средой, их мышление значительно отклонялось от привычных форм согласованности с реальностью. Такие отклонения исчезали после возвращения в состояние «Я». Деструктурированное состояние было переходом между незатронутым «я» и восстановленным «я». Из данных Фогеля неясно, образует ли оно измененное состояние сознания.

Оказывается, при соответствующей тренировке люди могут научиться входить в сон с не полностью отключенным сознанием. Для этого нужно уметь отличать объективный мир от плодов своего воображения. Овладение этим искусством требует определенных усилий.

Во сне ощущения могут быть такими же разнообразными, как и наяву. Вы можете слышать, видеть, осязать, обонять, чувствовать вкус и думать так же успешно, как и в реальной жизни. Главное отличие в том, что «мультисенсорный мир», который вы воспринимаете во сне, происходит внутри вас, а не снаружи.

Во сне человек может находиться в разных местах, наблюдать за событиями и комментировать их. Они точны и переживаются так, как будто происходят наяву. В литературе это явление называют «внетелесным опытом», «астральной проекцией». Ученые определяют такие случаи термином «внетелесные ощущения», которые, в свою очередь, основаны на ощущениях выхода из своего тела, видения себя со стороны и способности проходить сквозь материальные объекты. Этот феномен изучается в Российской академии наук, ему посвящено несколько препринтов.

Заключение

Теперь, когда мы рассмотрели специфические характеристики, связанные с АСК, а также привели несколько примеров, мы можем поставить вопрос о том, удовлетворяют ли они какой-либо полезной биологической, психологической или социальной функции человека. Можно сказать, что само наличие и распространенность таких состояний человека указывает на их важность в его повседневном функционировании. Трудно согласиться, например, с тем, что способность человека входить в транс развивается почти так же, как в ситуациях гипноза на сцене или в клинических или лабораторных условиях. Более того, массовое распространение и использование мистических состояний и состояний одержимости, эстетических и творческих переживаний свидетельствует о том, что эти АСК удовлетворяют многие человеческие и социальные потребности.

Таким образом, АСЦ можно рассматривать как «конечные каналы» для многих различных форм человеческого самовыражения и опыта, как адаптивных, так и неадаптивных. В некоторых случаях психологическая регрессия, обнаруженная в АСЦ, может оказаться атавистической и вредной для человека или общества, в то время как в других случаях эта же регрессия будет «служить эго» и позволит человеку выйти за рамки логики и формальности и выразить подавленные потребности и желания социально одобряемым и конструктивным способом.

Наше нормальное или, как мы его называем, рациональное сознание представляет собой одну из форм сознания, рядом с которой существуют другие, совершенно отличные от нее формы, отделенные от нее лишь тонкой перегородкой. Мы можем пройти свой жизненный путь, даже не подозревая об их существовании, но как только возникает стимул, необходимый для их пробуждения, они тут же оживают для нас, представляя готовые определенные формы духовной жизни, которые, возможно, уже где-то имеют свою область применения. Наша концепция мира не может быть полной, если мы не примем во внимание и эти формы сознания. Из них, правда, мы не можем вывести точную формулу, они не могут дать нам очертаний той новой области, которую они нам открывают, но, несомненно, они должны удержать нас от слишком поспешных выводов о границах реального.

Список литературы

  1. Геллер В., Плейфейр Г.Л. Эффект Геллера. Моя история. — Москва: СП «Соваминко», 1991. — 576с.
  2. Дельгада Х. Мозг и сознание/ Перевод с английского Л.Я. Белопольского, под ред. Г.Д. Смирнова. — Москва, Издательство «Мир», 1971. — 315с.
  3. Дубровский Д.И. Информация, сознание, мозг: Монография. — Москва, Высшая школа, 1980. — 286с.
  4. Кандыба В.М. Техника гипноза в естественных условиях. Техника скрытого управления человеком. — СПб: Лань, 2004. — 669с.
  5. Манкин К.П. Телепатия и здоровье: Необычные способности обычных людей. — СПб: Весь, 2003. — 120с.
  6. Матяш Т.П. Сознание как целостность и рефлексия. — В кн: Ростов: Изд-во Ростов. Ростовский университет: Издательство Ростов-на-Дону, 1988. — 178с.
  7. Тевбер А.Х. Очерк истории сознания. — Москва: РИА «Мефора», 1994. — 29с.
  8. The Multiple Minds of Billy Milligan/Перевод с английского А.Бойкова и А.Костровой. — М.: Эксмо, 2003. — 541с.
  9. Науменко Г.М. Тайны сознания. — М.: Алетейя, 2002. — 584с.
  10. Тарт Ч. Измененные состояния сознания / Перевод с английского Е. Филиной, Г. Закарян. — М.: Издательство ЭКСМО, 2003. — 288с.
  11. Тайны сознательного и бессознательного: Читатель / Составитель К.Сельченок. К.В. Сельченок. — Минск: ХАРВЕСТ, 199/8. — 494с.
  12. Экспериментальная и прикладная психология: Межвуз. сб. трудов / Министерство высшего образования РСФСР. — Л.: Издательство Ленинградского государственного университета — Вып.10: Психическое состояние / под ред. — 1982. — 182с.