Для связи в whatsapp +905441085890

Взаимосвязь креативности и стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности — Концепция стрессоустойчивости

Одной из последних тенденций в современной психологической науке является растущий интерес к проблеме креативности личности. Современное общество, перешагнувшее порог третьего тысячелетия, придает особую роль творчеству каждого человека. Для решения социальных, экологических, экономических и культурных проблем, характерных для сегодняшней действительности, обществу нужны активные, творчески мыслящие люди. Эта задача становится тем более актуальной сегодня, когда растет социальная незащищенность. Поэтому современное общество предъявляет повышенные требования к поколению, которое вступает в жизнь. Способность молодых людей неожиданно взглянуть на устоявшееся, их раскованность и восприимчивость к нестандартным подходам к решению проблем — большое достояние общества. В условиях, когда каждый должен быть конкурентоспособным на рынке труда, только творческий подход к любому делу помогает людям занять достойное место в жизни.

Тема изучения креативности имеет долгую историю. Долгое время эта важная психологическая черта вызывала споры, и целые поколения психологов отрицали ее важность. Его выделение в качестве отдельной психологической черты требовало доказательств того, что креативность отражает особую психологическую реальность, не сводимую к той, что описывается другими чертами, традиционно изучаемыми в психологии, и позволяющую построить более точный портрет индивидуальности. Вокруг изучения творчества собрались исследователи с разными знаниями, методами и идеями по этому вопросу и с разными предлагаемыми решениями. Большинство работ по этой проблеме связано с именами зарубежных психологов (Т. Амабайль, Ф. Баррон, Дж. Гилфорд, Е.П. Торренс, С. Медник, Дж. Рензулли, К. Роджерс, Р. Стернберг, Г. Уоллес и др.) В бытовой психологии термин «креативность» считается синонимом слова «творческий подход». Особый вклад в изучение этого направления внесли фундаментальные труды Д.Б. Богоявленской, Ю.А. Пономарева, А.М. Матюшкина, а также работы таких исследователей, как В.Н. Дружин, В.Н. Козленко, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др. Накоплен обширный и значительный материал, который привел к определенным результатам как в теоретическом, так и в практическом плане. Однако не существует ни единой и последовательной теории креативности, ни общепринятых методов диагностики этого свойства.

Во многих случаях разногласия в определении места творчества в структуре личности и его психологического содержания, источников и условий его развития обусловлены различными теоретическими позициями. Можно выделить несколько направлений в изучении феномена творчества. Представители одного — когнитивного — связывают изучение творчества с изучением познавательных процессов, показывают связи творчества с уровнем интеллекта, упорядочивают и рассматривают этапы, уровни и виды творческого процесса. Следует отметить, что эти исследователи уделяют особое внимание творческому мышлению (М. Валлах, Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Н. Коган, С. Медник, Я.А. Пономарев, Е.П. Торренс, Г. Уоллес и др.)

Другое направление в исследовании природы творчества — личностное — сосредоточено на изучении личностных аспектов, связанных с процессом творчества. Представителями этого направления являются А. Адлер, Т. Амабайль, Ф. Баррон, М. Коллинз, К. Мартиндейл, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Харрингтон и др. Выявлены характерологические, мотивационные, эмоциональные, социально-ролевые качества личности творческих людей, рассмотрена связь творчества с самоактуализацией личности.

Взаимосвязь креативности и стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности - Концепция стрессоустойчивости

Концепция стрессоустойчивости

Стресс — это не то, что происходит с вами,
Это то, как вы его воспринимаете.

Ганс Селье

Прежде чем говорить о стрессоустойчивости, необходимо разобраться с тем, что представляет собой само понятие стресса.

Прежде всего, этот термин связан с именем канадского физиолога Ганса Селье, который впервые предложил теорию стресса. Под названием «общий адаптационный синдром» канадский ученый описал физиологический стресс, долгое время избегал употребления самого термина, и только в 1946 году начал использовать его систематически.

Согласно теории Ганса Селье, все биологические организмы имеют врожденные механизмы поддержания состояния внутреннего равновесия в функционировании своих систем, которое поддерживается процессами гомеостаза. Сильные внешние раздражители (стрессоры) нарушают внутреннее равновесие, и организм отвечает неспецифическими физиологическими возбуждениями. «Стресс — это неспецифическая реакция организма на предъявленное ему требование […] Другими словами, все действующие на нас агенты вызывают, помимо специфического эффекта, неспецифическую необходимость выполнения адаптивных функций и, таким образом, восстановления нормального состояния. Эти функции не зависят от конкретного эффекта. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, составляют суть стресса».

Развитие стресса и адаптация к нему проходят несколько стадий. Время прогрессирования и перехода на каждую стадию зависит от степени устойчивости организма, интенсивности и продолжительности воздействия стрессора. Г. Селье отмечает, что организм имеет ограниченные резервы адаптационных возможностей, чтобы избегать стресса и справляться с ним — их истощение может привести к болезни и смерти.

Он выделил три уровня стресса. Первая — это реакция страха, которая проявляется в мобилизации всех ресурсов организма. Затем следует стадия сопротивления, в которой организм (благодаря предыдущей мобилизации) успешно справляется с внешними воздействиями. В этот период наблюдается повышенная устойчивость к стрессу. Если воздействие вредных факторов долгое время не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия — истощение. Снижается приспособляемость организма. В это время он менее устойчив к новым «повреждениям», повышается риск возникновения заболеваний.

Первоначально G. Селье стресс исключительно как деструктивное, негативное явление, позже он писал: «Стресс — это неспецифическая реакция организма на любое предъявляемое к нему требование. […] С точки зрения реакции на стресс, не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы сталкиваемся. Главное — это интенсивность потребности в перенастройке или адаптации». [14] Это побуждает Ганса Селье ввести дополнительные понятия. Таким образом, «позитивный стресс» он называет эустрессом, а «негативный стресс» — дистрессом.

Ганс Селье обращает внимание на то, что «стресс — это не просто нервное напряжение… а также «стресс не всегда является результатом вреда». Деятельность, связанная со стрессом, может быть приятной или неприятной. Дистресс всегда неприятен». Следует подчеркнуть, что Ганс Селье рассматривал стресс с позиции физиологической реакции на физические, химические и органические факторы.

Стоит отметить, что Г. Селье, занимаясь физиологическим стрессом, указывает, что слово «стресс», так же как и «успех», «неудача» и «счастье», имеет разное значение для разных людей. Поэтому очень трудно дать ему определение, хотя оно и вошло в наш повседневный язык…..

Тем не менее, он определяет стресс как неспецифическую реакцию организма на предъявляемые ему требования, и эта реакция представляет собой напряжение организма для преодоления возникших трудностей и адаптации к возросшим требованиям.

Продолжая изучение стресса, Р. Лазарус выдвинул концепцию, согласно которой различают физиологический стресс и ментальный (эмоциональный) стресс.

Исследование творческого мышления в психологии

В современном обществе, если у нас не будет людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы погибнем, и это будет цена, которую мы все заплатим за отсутствие креативности.

Карл Роджерс

Проблема творческого мышления волновала философов с древних времен. Сегодня интересна, например, идея Платона, которая в некотором смысле предвосхищает идею Z. Фрейда, изложенной в учении об Эросе. Платон считает, что божественное творчество, плодом которого является вселенная, — это момент божественного созерцания.
Подобным образом, человеческое творчество — это лишь момент в достижении более высокого состояния «ментального» созерцания, доступного человеку. Стремление к этому высшему состоянию, природа одержимости — это «эрос», который проявляется и как эротическая одержимость тела, желание рождения, и как эротическая одержимость души, желание художественного творчества, и, наконец, как одержимость ума — страстное стремление к чистому созерцанию прекрасного.

В психологической науке раздел «психология мышления» впервые выделили психологи Вюрцбургской школы, представителями которой являются О. Кюльпе, К. Марбе и Н. Ач. Они рассматривали мышление как внутреннюю деятельность по решению проблем.

Выделяя мышление как самостоятельную деятельность, Вюрцбургская школа фактически противопоставляла его практической деятельности, мышлению, языку, чувственным образам и отделяла его от них. В то же время она во многом определила круг вопросов, которые впоследствии стали основополагающими в психологии мышления: соотношения внешней и внутренней деятельности, мышления и языка, мышления и сенсорных образов, детерминации мышления и его избирательности, задачи и средств ее решения. Вюрцбургская школа определяет мышление как процесс решения проблем.

Психоаналитический подход разработал свой собственный взгляд на изучение творческого мышления. В рамках этого подхода была предпринята первая попытка выделить фактор, лежащий в основе мыслительной деятельности.

Уже упоминавшийся основатель психоанализа и последователь теории человеческой энергии З. Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя более прямым способом.

А. Адлер сместил акцент с сексуальной сферы на социальную и интерпретировал творчество как специфическую форму компенсации комплекса неполноценности.

К. К. Юнг рассматривал стремление к творчеству как часть базовой энергии либидо. В самом феномене творчества он видел проявление архетипов коллективного бессознательного через призму индивидуального опыта и восприятия творца.

Психоанализ первым подчеркнул важность проблемы мотивов и значение бессознательного в мышлении.

Стоит отметить, что в работах М. Вертхаймера, К. Дункера, В. Келера и других представителей гештальтпсихологии был разработан новый аспект мышления. Эта школа в основном занималась экспериментальным изучением восприятия, а затем некоторые выводы были применены к изучению мышления. Главным постулатом этой школы было утверждение, что целостная картина, гештальт, формируется не путем синтеза, а сразу как единое целое. Сам гештальт понимался как функциональный, т.е. как определенная структура, характеризующаяся функцией, а мышление трактовалось как деятельность по последовательной перестройке, которая продолжается до тех пор, пока не будет найден необходимый для данной ситуации гештальт (структура), что называлось «инсайт» или «озарение».

Поведенческие и психические особенности творческих людей

Творческие люди, как правило, сильно отличаются от обычных людей своим поведением, внешностью и манерами. Это отличие обычно не приветствуется в обществе, особенно на территории бывшего Советского Союза, и такие «отступники» вполне могут встретить непонимание и даже социальное отторжение. Это может быть связано с различными характеристиками творческих людей, и, на мой взгляд, в основном с их нежеланием быть как все. Помните замечательное произведение Р. Баха «Чайка Джонатана Ливингстона»: «…Почему так трудно быть как все? Пеликаны и альбатросы летают низко. Пусть они скользят по воде! Но ты же чайка! …»

По этому поводу В.Н. Дружинин пишет: «Независимость от группы в связи с собственным мировоззрением, оригинальное «неконтролируемое» мышление и поведение вызывает негативную реакцию социальной микросреды, которая, как правило, выступает за следование традициям.»

Дружинин говорит о «неконтролируемом» мышлении. Это можно понимать двояко: Во-первых, мышление неконтролируемо обществом, а во-вторых, самим обладателем этого мышления. В первом случае все понятно, творческий человек не зависит от мнения окружающих. Во втором случае можно говорить о неосознанности творческого процесса. Я думаю, что творчество действительно связано с бессознательным. Человек как будто вырывается из реальности и попадает в мир грез и фантазий, где его подсознание рисует невероятные действия и образы. Разве не бессознательное является источником вдохновения? Августин Блаженный писал: «Не я думаю за себя, а мои мысли думают за меня». C. Ломброзо в своей книге «Гений и безумие» писал: «Фоскол в своем Epistolario, лучшей работе этого великого ума, признает, что творческие способности писателя обусловлены особым видом психического возбуждения (лихорадки), которое не может быть вызвано добровольно».

Так или иначе, процесс творчества связан с измененным состоянием сознания, в котором сам человек не всегда отдает себе отчет в своих действиях и не контролирует свое поведение. Вернемся к Дружинину: «Сама творческая деятельность, сопровождающаяся измененными состояниями сознания, психической перегрузкой и истощением, вызывает нарушения психической регуляции и поведения.»

Несомненно, творчество связано с определенным состоянием мозга, и это было известно многим творческим личностям, поэтому они пытались воспроизвести это состояние различными способами. Шиллер, например, держал ноги в холодной воде, Байрон принимал лауданум, Пруст нюхал крепкие духи, Руссо подолгу стоял на солнце с непокрытой головой, Мильтон и Пушкин любили писать, лежа на диване или кушетке. Бальзак, Бах и Шиллер были зависимы от кофеина, а Эдгар По, Джек Керуак, Джон Леннон и Джим Моррисон были наркоманами. Фактически, вся история мировой рок-культуры связана с психотропными препаратами. Алкоголь был популярен среди доморощенных писателей. Сергей Довлатов в своем автобиографическом романе «Ремесло» писал: «…Здесь спирт царил как вечный спутник русского литератора. Они пили много и неразборчиво, до самозабвения и галлюцинаций».

Таким образом, мы выяснили, что творчество — это процесс создания чего-то принципиально нового, что творческие способности человека зависят как от наследственности, так и от воспитания и окружающей среды, и, наконец, что процесс творчества связан с определенным состоянием сознания.

Конкретного определения невротизма как такового не существует, но он понимается как легкая, первая стадия невроза. Поэтому для описания невротизма я буду опираться на термин невроз.

Среди нескольких определений невроза, которые я встречал в литературе, наиболее удачным и полным, на мой взгляд, является определение В.А. Гиляровского: «Неврозы — это болезненно переживаемые расстройства, сопровождающиеся соматическими нарушениями социальных отношений человека, вызванные психологическими факторами, а не органическими изменениями, с тенденцией к активной переработке и компенсации».

Анализ взаимосвязи стрессоустойчивости и творческого мышления

Мы выделили, что стрессоустойчивость — это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации, которая связана с ресурсом личности или резервом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.; это важнейшая индивидуальная особенность содержания стресса. Мы рассмотрели взгляды различных авторов на эту проблему. И показали, что такие авторы, как Л. Мерфи, Р. Лазарус, С. Фолкман, Д. Амирхан, Н. Сирота относят стрессоустойчивость к копинг-механизмам и механизмам психологической защиты. Другие видят в нем препятствие для психической адаптации. Мы проанализировали ресурсную концепцию психологического стресса Хобфолла и обратили внимание на то, что некоторые авторы рассматривают стрессоустойчивость как одну из подструктур готовности человека действовать в стрессовых ситуациях.

Анализируя научную литературу по проблеме творческого мышления, мы пришли к выводу, что исследователи по-разному понимают творческое мышление. Мы рассмотрели взгляды Вюрцбургской школы, которая определяет мышление как процесс решения проблем и выделяет его как самостоятельную деятельность. Мы проанализировали психоаналитический подход, который впервые попытался выделить фактор, лежащий в основе мыслительной деятельности. Рассмотрел взгляды психологов-генштабистов и гуманистических психологов. Рассмотрен психометрический подход, который подчеркивает концепцию Дж. Гилфорда и Е.П. Торренса о креативности как универсальной способности к когнитивному проектированию. Мы также проанализировали взгляды отечественных психологов, занимающихся вопросами творческого мышления, таких как Я.А. Пономарев и Д.Б. Богоявленская.

Затем мы изложили основу, ход, организацию и результаты нашего исследования.

Помимо непосредственного обнаружения корреляции между стрессоустойчивостью и креативным мышлением студентов-психологов, мы получили и другие результаты нашего исследования. Таким образом, анализируя данные, полученные в ходе исследования стрессоустойчивости, мы выяснили, что студенты-психологи в среднем характеризуются средним уровнем стрессоустойчивости. Почти половина (45%) студентов имеют высокий уровень стрессоустойчивости. Это хороший показатель, свидетельствующий о том, что студенты в целом готовы справляться со стрессовыми ситуациями. Анализируя данные исследования креативности, мы увидели, что уровень невербальной креативности выше, чем невербальной креативности у студентов-психологов. Возможно, на наш взгляд, это связано с тем, что диагностика невербальной креативности касается более скрытого, мы бы сказали, глубинного творческого потенциала, в то время как диагностика вербальной креативности — частично уже раскрытого, реализованного. Мы считаем, что, возможно, именно эти различия повлияли на дальнейшие исследования. Таким образом, будущие психологи демонстрируют высокую креативность, что должно хорошо отразиться на их подготовке в будущей профессии.

Наконец, мы подошли к последней части нашей курсовой работы — непосредственному выявлению взаимосвязи между стрессоустойчивостью и творческим мышлением. Проведя корреляционное исследование с помощью коэффициента Пирсона, мы обнаружили, что стрессоустойчивость и вербальная креативность студентов-психологов связаны положительной корреляцией — другими словами, чем выше уровень стрессоустойчивости, тем выше уровень креативности. Более того, мы показали отсутствие корреляции между стрессоустойчивостью и невербальной креативностью.

Таким образом, можно сказать, что наша гипотеза частично подтвердилась: Существует прямая корреляция между стрессоустойчивостью и вербальным творческим мышлением, в то время как между стрессоустойчивостью и визуальным творческим мышлением корреляции нет. На наш взгляд, как мы уже говорили выше, этот факт связан с особенностями диагностики вербальной и невербальной креативности. Вербальная форма творчества является более осознанной, чем невербальная. Мы полагаем, что эта форма реализованной креативности — та, которую человек научился применять в повседневной жизни, поэтому с ней, вероятно, связана устойчивость к стрессу.

Таким образом, поскольку устойчивость к стрессу и невербальная креативность положительно коррелируют, упражнения, активизирующие невербальную креативность студентов-психологов, могут быть разработаны и использованы в будущем, чтобы помочь им справиться со стрессом.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методики исследования памяти
  2. Естественно-научные основы психопедагогики образования
  3. Социально-психологический климат в организации
  4. Понятие кризиса новорожденности в психологии
  5. Виды нарушения сознания
  6. Психологические особенности одаренных детей
  7. Развитие когнитивных процессов младшего школьника
  8. Отношение к природе в структуре личности и его психологическое содержание
  9. Память в клинической психологии
  10. Интроверты, экстраверты