Для связи в whatsapp +905441085890

Арт психотерапия — История арт-терапии

Арт-терапия — это направление психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на привлечении клиентов (пациентов) к изобразительному искусству. Арт-терапию можно считать одним из направлений арт-психотерапии, наряду с музыкотерапией, драмотерапией и терапией танцевальных движений.

Термин «арт-терапия» впервые был использован в англоязычных странах примерно в 40-х годах XX века. В нем говорится о вариантах лечебной и реабилитационной практики, которые различаются по форме и теоретическим основам. Некоторые из них были инициированы художниками и осуществлялись в основном в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали элементы психоаналитической интерпретации зрительной продукции пациентов и подчеркивали их взаимоотношения с аналитиком. В настоящее время арт-терапия — это терапевтическое применение визуального творчества клиента, которое предполагает взаимодействие автора произведения, самого произведения и специалиста. Создание зрительных образов рассматривается как важное средство межличностного общения и как форма познавательной деятельности для клиента, позволяющая ему выразить прошлые или настоящие «здесь и сейчас» переживания, которые трудно выразить словами.

Хотя арт-терапия тесно связана с лечебной практикой, во многих случаях она имеет в первую очередь психопрофилактическую, социализационную и развивающую направленность. За время своего существования арт-терапия вобрала в себя достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и методики различных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, педагогические методы и индивидуальные представления теории культуры, социологии и других наук. Она активно развивается в настоящее время, завоевывая новые области практического применения и обогащаясь идеями путем интеграции с другими научными дисциплинами.

Арт психотерапия - История арт-терапии

История арт-терапии

Арт-терапия является частной формой терапии, связанной с творчеством и в основном ассоциируется с так называемыми изобразительными искусствами (живопись, рисунок, фотография, скульптура и их различные сочетания с другими формами творческой деятельности). В отечественной литературе западный термин арт-терапии наиболее близок к термину изотерапии. Помимо арт-терапии, в группу различных форм терапии с творчеством входят также музыкальная терапия, драматическая терапия, терапия танцами и движением и т.д. Некоторые авторы также рассматривают арт-терапию (или терапию творческого самовыражения) как терапию творческой коммуникации с искусством и наукой, терапию творческого коллекционирования и другие формы творческой деятельности, имеющие психотерапевтическое и психопрофилактическое значение.

Арт-терапия имеет древнее происхождение. В некотором смысле его прообразом являются различные виды сакрального искусства, часто используемые в терапевтических целях, которые включают в себя суггестивно-магические, дидактические, эстетические и другие компоненты терапевтического воздействия. Утратив атрибуты святости в эпоху правления ньютоновско-картезианской научной парадигмы, так называемая эмпирическая терапия, или эрготерапия через различные формы творческой деятельности пациентов, была достаточно популярным вариантом гуманистической клинической психотерапии вплоть до середины прошлого века. Впоследствии, однако, он оказался на заднем плане из-за дифференциации психотерапевтических подходов.

Термин арт-терапия был придуман Эдрианом Хиллом в 1938 году. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее «я» человека возникает в визуальной форме, когда он спонтанно рисует и принимает формы, а также на мысли Юнга о личных и универсальных символах. Центральная фигура в процессе арт-терапии — это не пациент (как больной человек), а человек, стремящийся к саморазвитию и расширению своих возможностей.

Вновь пробудившийся интерес к терапии творчеством, особенно арт-терапии, можно наблюдать примерно с середины 20 века, когда она получила все более широкое распространение как форма трудовой терапии, особенно в психиатрических и общемедицинских клиниках. Помимо единичных случаев, он рассматривался как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолеть последствия социальной изоляции пациентов. В то же время, арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских концепций. Профессионалы, выполнявшие такие арт-терапевтические работы, как правило, не имели серьезной академической подготовки и не могли играть активную роль в лечении пациентов. Их основная роль заключалась в том, чтобы позволить пациентам относительно свободно заниматься простыми графическими мероприятиями, в которых они могли бы отвлечься от негативных переживаний, связанных с их болезнью.

Исключение составили психодинамические подходы последователей Фрейда и особенно Юнга, которые использовали материал из зрительной деятельности своих клиентов для анализа различного содержания отраженного в нем бессознательного. В нашей стране до недавнего времени арт-терапия применялась в основном в работе с душевнобольными и находилась под большим влиянием клинического мышления. Реорганизация западной психиатрии в 1950-х и 1960-х годах, повлекшая за собой закрытие многих психиатрических больниц и расширение амбулаторных и дневных отделений, привела к тому, что арт-терапевты стали более тесно сотрудничать с психотерапевтами, социальными работниками, педагогами и другими специалистами, а также с церковными приходами и широкой общественностью. Это оказало большое влияние на развитие теории и практики арт-терапии, обогатив ее новыми идеями в духе экзистенциального гуманистического подхода, который в то время был одним из самых влиятельных в психологии, психотерапии и образовании. Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, успешно сочетая их с установками, характерными для вышеупомянутого подхода к развитию человеческого потенциала, самореализации личности, интеграции различных аспектов психической деятельности.

В последние два-три десятилетия арт-терапия, синтезировав достижения большинства психотерапевтических подходов, начала формировать свой метод с собственной методологией и широким спектром высокодифференцированных инструментов. Хотя накопление и обобщение эмпирических данных, связанных с арт-терапией, в некоторой степени предшествует развитию ее теории, применение определенных теоретических представлений способствовало тому, что арт-терапия вышла на уровень самостоятельного психотерапевтического метода.

Теория арт-терапии

С самого начала психоанализ занимался анализом зрительного творчества. Дело в том, что спонтанная зрительная активность способна выразить бессознательное содержание психической жизни. Визуальное творчество — это особый вид сублимации, который возникает, когда инстинктивный импульс сменяется художественно-образным представлением. По мнению Фрейда, визуальное искусство имеет много общего с фантазиями и снами, поскольку, подобно последним, оно выполняет компенсаторную функцию, снимая психическое напряжение, возникающее при возникновении разочарования (невозможности удовлетворения либидинальных потребностей). Это компромиссная форма их удовлетворения, которая реализуется не в прямой, а в опосредованной форме.

Каковы мотивы для творчества? Депрессивная личность восстанавливает в творчестве то, что она воспринимает как разрушенное; шизоидная личность ищет скрытые значения в объектах, а не в отношениях с людьми; навязчиво-компульсивная личность сопротивляется навязчивым идеям творчества.

«Игры-символы» являются незаменимым элементом всего изобразительного искусства, ибо язык изобразительного искусства является глубоко символическим, а цвет, форма, линия, объем и другие их живописные элементы имеют глубокий и сложный смысл, хотя часто и не распознаются. Арт-терапия обращается к символической функции изобразительного искусства как фактора психотерапевтического процесса, помогающего пациенту понять и интегрировать бессознательный материал, а арт-терапевт — оценить динамику этого процесса и изменения, происходящие в психике пациента.

«Социальные игры» или «игры с правилами» — наиболее значимые в реализации групповых форм арт-терапевтической работы, предполагающие применение определенных норм группового поведения, в том числе и в процессе совместной живописной деятельности участников группы.

Для арт-терапевтической работы необходим широкий спектр различных графических материалов. Помимо красок, карандашей, восковых мелков или пастелей, используются журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальный пластилин для моделирования, песок с мелкими фигурками для «игры в песочницу», дерево и другие материалы. Чертежная бумага должна быть разных размеров и оттенков. Также необходимо иметь кисти разных размеров, губки для окраски больших площадей, ножницы, нитки, различные виды клея, скотч и т.д. Качество материалов должно быть максимально высоким, иначе это может снизить ценность самой работы и ее результаты в глазах пациентов.

Следует отметить, что выбор того или иного материала может быть связан с характеристиками состояния и личности пациента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Пациенту должна быть предоставлена возможность выбрать конкретный материал и средства для визуальной работы. Обычно пациенты предпочитают использовать карандаши, восковые мелки или маркеры в начале работы. Эти средства работы позволяют им хорошо контролировать процесс рисования, что удовлетворяет потребность пациентов избегать конфронтации со своими чувствами на ранних стадиях работы. Выбор этой среды может быть связан с потребностью пациента в психологической безопасности. На последующих этапах арт-терапии пациенты постепенно осваивают другие материалы, в том числе цвета, которые дают им больше возможностей для выражения различных переживаний и работы с собственными чувствами. Кроме того, смешивая и создавая различные оттенки, цвета делают живописный процесс менее предсказуемым и включают в себя тонкие нюансы эмоциональных состояний пациента и различные аспекты его переживаний. Когда оборонительные тенденции преодолены, цвета могут вызвать сильную эмоциональную реакцию, ощущение исследования и стимулировать воображение. Глина, пластилин, песок и другие пластиковые материалы предоставляют значительные возможности для выражения сильных эмоций, в том числе чувства гнева. Работа с ними требует более высокого уровня физической вовлеченности и мышечной активности, а значит, более «энергопотрясающего» вовлечения психофизиологических процессов. Поэтому работа с ними часто может положительно влиять на психосоматические расстройства и соматовегетативные проявления невротических состояний.

Использование техники коллажа часто помогает пациентам преодолеть застенчивость, связанную с отсутствием «художественного таланта» и навыков. Кроме того, использование сборных объектов и изображений для создания новой композиции дает пациентам ощущение безопасности, так как они не идентифицируют свои переживания с этими объектами и изображениями, как это происходит, например, при рисовании. Это дает им необходимую дистанцию от чрезмерно сильных или чувствительных чувств и необходимую безопасность в их живописной работе.

Сущность, подходы и цели арт-терапии

Метод арт-терапии привлекателен для современных людей, так как использует в основном невербальные способы самовыражения и общения. Правое полушарие мозга активно участвует в процессе творчества. Современная цивилизация, напротив, использует в основном систему вербальной коммуникации и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека требует равного развития обоих полушарий и нормального межполушарного взаимодействия. Кроме того, некоторые виды человеческой деятельности требуют работы правильного полушария — творчества, интуиции, культурного образования, семейных отношений, воспитания детей и, конечно же, романтики в любовных отношениях. Арт-терапия обращается к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, которые тесно связаны с его творческими способностями. Особенностью человека является способность и в то же время потребность отражать его внутренний мир. Эта особенность позволяет активно обрабатывать информацию, поступающую извне. В результате в психике человека развиваются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше адаптироваться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. В процессе взаимодействия с миром человек стремится реализовать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в форме экономической деятельности, но и в продуктах его активной умственной деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество. Искусство и творчество являются результатом процессов обработки информации во взаимодействии с окружающим миром. Кроме того, личность будет гармонично развиваться, если эти процессы во всей их полноте будут носить конструктивный характер.

Метод арт-терапии наиболее часто используется в реабилитации людей с особенностями психофизического развития и в работе с детьми. Дети с нарушениями развития испытывают трудности в адекватном восприятии мира. У таких людей нарушено восприятие мира в целом. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный, хаотичный набор элементов. В результате он не может найти свое место в жизни или стать полноправным членом общества. В результате то, как он или она взаимодействует с окружающей средой, как правило, становится разрушительным. На такую ситуацию можно повлиять несколькими способами. Самым естественным является создание условий для развития человека, его «созидания» с помощью природных элементов, а также гармонизирующей деятельности, которая является частью человеческой жизни — уход за домашними животными, украшение его дома, ремесла и творчество. Человек также является частью природы, и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы, естественно, должно иметь положительный результат. Произведения искусства обычно отражают природу и то, как мы с ней взаимодействуем. Арт-терапия приглашает ребенка выражать свои эмоции и чувства через моделирование, рисование, строительство с использованием натуральных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также использовать другие формы искусства — боди-импровизацию, театральные постановки, литературные произведения. Таким образом, цели достигаются:

  • Выражение эмоций и чувств, связанных с переживанием собственных проблем, самих себя;
  • активный поиск новых форм взаимодействия с миром;
  • подтверждение собственной индивидуальности, уникальности и значимости;
  • и, как следствие трех предыдущих, повышение адаптивности в постоянно меняющемся мире (гибкость).

Арт-терапевт преследует эти цели при работе как со взрослыми, так и с детьми. Ребенок еще не в состоянии точно сформулировать то, что его беспокоит. Например, он может выразить свои страхи простыми словами: «Я боюсь, что кто-нибудь придет и украдет меня в темноте». Если спросить ребенка, кто это может быть, он может не ответить, а попытаться нарисовать его страх или придать ему образный смысл (кто-то, гуляющий в темноте, это может быть Баба-Яга). Арт-терапия — это самый щадящий способ работы со сложными проблемами. Ребенок может не говорить или не признавать своих проблем, но он формирует, двигается и выражает себя движениями тела. Сеансы арт-терапии могут также снять психологическое напряжение.

Технология улучшения здоровья детей с помощью искусства

В развитом мире искусство и игровая деятельность имеют большое значение в профилактике и лечении заболеваний у детей.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не воспринимают свои проблемы с психическим здоровьем как нечто, что мешает им жить. Когда ребенок заикается, он может заметить, особенно когда начинается дразнить. Дошкольник с постельным энурезом может также знать о своей проблеме и беспокоиться о ней. Но если ребенок застенчив, например, он часто не хочет его преодолевать и даже пользуется этим, отказываясь общаться со сверстниками. Живет, как будто сам по себе. Другое дело, когда он преодолевает эту застенчивость и оказывается, что ему нравится общаться. А с помощью арт-терапии, когда внимание ребенка отвлекается на игру, прорабатывая определенные проблемы в игровой форме, можно получить гораздо больший результат, чем разговор с врачом или психологом. В конце концов, игра — это основное поле деятельности ребенка. Не нужно поощрять его к игре, и он делает это с удовольствием.

Показания для арт-терапии:

  • Трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоциональной устойчивости, лабильности, импульсивности эмоциональных реакций;
  • эмоциональное отторжение детей и переживание ребенком эмоционального отторжения и чувства одиночества;
  • наличие конфликтных межличностных отношений, неудовлетворенность семейной ситуацией, ревность к другим детям в семье
  • Повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;
  • негативное самосознание, низкая, дисгармоничная, искажённая самооценка
  • несогласованное подёргивание различных мышц (нервные тики)
  • асимметричные, несогласованные, резкие движения;
  • дрожание пальцев;
  • дишармоническая, адиалогическая, красноречивая речь, в том числе с различными дисгармоническими расстройствами (заикание и т.д.).

В сеансах арт-терапии сочетание методов арт-терапии с игровыми моментами является лучшим вариантом в оздоровительной работе с детьми.

Каждый учитель должен учитывать, что в этой работе существует целая система мотивации ребенка:

  • желание субъекта выразить свои чувства, переживания во внешней активной форме;
  • необходимость вступать в общение с другими детьми, используя продукты собственной деятельности
  • необходимость понимать и понимать, что происходит внутри него самого.
  • необходимость исследовать окружающий мир через символизацию в определенной форме, строя мир в виде рисунков, сказок, историй, различных ремесел и т.д.

При использовании арт-терапии необходимо учитывать возраст ребенка. Поскольку дети в возрасте от 3 до 5 лет освоили только способы изобразительного искусства, а их символическая активность все еще находится в начале своего развития, применение арт-терапевтических методов не представляется достаточно эффективным. Здесь должны преобладать игровые методы коррекционной работы, а графические и другие виды искусства должны органично вписываться в контекст игровых заданий.

В средние школьные и подростковые годы потребность в самовыражении, затем потребность в самопознании и утверждении личности приобретает особое значение. В этом возрасте арт-терапия предоставляет благоприятные возможности для реализации этих потребностей и является оптимальной формой проведения лечебной работы.

При применении арт-терапевтических методов в художественной и прикладной деятельности следует иметь в виду, что каждый графический материал предполагает определенный диапазон возможностей для деятельности с ним и стимулирует ребенка к определенным видам деятельности. Подбирая визуальный материал для каждого занятия в соответствии с заданиями и индивидуальными психологическими особенностями детей, преподаватель может в той или иной степени контролировать деятельность ребенка.

При проведении рисунотерапии, лепки, вязания, моделирования одежды и т.д. гиперактивным и незакомплексованным детям, особенно детям, проявляющим агрессивное поведение, не рекомендуется использовать такие материалы, как краски, лаки, глину, пластилин, крючки для вязания крючком, иглы и т.д. Эти материалы поощряют ненаправленную деятельность ребенка (разбрызгивание, разбрызгивание, размазывание и т.д.), которая легко может перерасти в агрессивное поведение, а также привести к травмам ребенка.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Факторы групповой сплоченности и их роль в обучении
  2. Педагогические условия предупреждения и коррекции социальной и школьной дезадаптации
  3. Особенности мышления
  4. Процессы и механизмы памяти
  5. Личность и личностный рост
  6. Елизавета Ивановна Тихеева, российский и советский педагог, специалист по дошкольному воспитанию детей
  7. Психика животных и психика человека. Возникновение и развитие сознания
  8. Особенности допонятийного мышления детей
  9. Принципы современной классификации психических расстройств
  10. Психические процессы 3-4 лет